Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методическое пособие по курсу Технология , являющееся компонентом учеб но-методического комплекта (умк) для 3 класса обще


Скачать 219.96 Kb.
НазваниеМетодическое пособие по курсу Технология , являющееся компонентом учеб но-методического комплекта (умк) для 3 класса обще
Анкорtehnologiya.docx
Дата08.05.2018
Размер219.96 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаtehnologiya.docx
ТипМетодическое пособие
#39886
страница4 из 10
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Урок 6

Ателье мод

Изделие: стебельчатый шов.

Задания и материалы в рабочей тетради: «Модели

школьной и спортивной формы», «Коллекция тканей»,

«Украшение платочка монограммой».

Материал, включённый в данном случае в один урок, мо-

жет быть при необходимости разделён на два урока

(один урок теоретический) или использован не в полном

объёме.

Задачи урока: познакомить учащихся с некоторыми ви-

дами одежды, научить различать распространённые нату-

ральные и синтетические ткани; актуализировать знания

учащихся о техниках выполнения изделий из ткани и пря-

жи, о видах швов, изученных в 1—2 классах; отработать

алгоритм выполнения стебельчатого шва в работе над изде-

лием «Украшение платочка монограммой».

Планируемые результаты: украсить платочек моно-

граммой, уметь различать виды швов, тканей.

Новые термины и понятия: ателье, фабрика, модель-

ер, закройщик, кроить, выкройки, портной, рабочая одеж-

да, форменная одежда, ткань, пряжа, природные волокна,

химические волокна, стебельчатый шов.

24

Ресурсы и оборудование. У учителя: учебник, рабочая

тетрадь, образцы тканей, карточки с названиями швов,

представленная на доске классификация швов, образцы

стебельчатого шва, платочка, украшенного вышитой сте-

бельчатым швом монограммой. У учащихся: учебник, ра-

бочая тетрадь, пяльцы, нитки, напёрстки, ткань, платок.

Ход урока

В начале урока учитель проверяет выполнение домаш-

него задания, учащиеся могут оценить работы друг друга.

Учимся новому. Затем учитель напоминает учащимся,

что они продолжают путешествие по городу. Дети вспомина-

ют, на каких остановках они уже побывали (дом, телебашня,

парк). Учитель: «Сегодня мы на остановке „Ателье мод“».

Изучение нового материала можно начать с работы по учеб-

нику — чтения текста на с. 35. Незнакомые слова можно по-

смотреть в словарике юного технолога. Учитель проводит бе-

седу с опорой на жизненный опыт ребят: «Бывали ли вы

в ателье? Ваши родители покупают вам одежду или шьют на

заказ? Как вы думаете, кто работает в ателье?»

Затем можно попросить учащихся рассмотреть иллюстра-

ции на с. 36 учебника, назвать изображённые на них профес-

сии и попробовать рассказать, чем занимаются люди этих

профессий. После этого дети могут проверить свои ответы и

прочитать текст «Профессии» на с. 36. При наличии време-

ни можно выполнить задание на с. 36 или предложить детям

сделать это дома (на рисунке выкройка сорочки).

Делаем сами. Далее учитель обсуждает с учащимися, ка-

кие виды одежды им известны. При необходимости нужно

уделить время чтению текстов и изучению иллюстраций на

с. 37—38 учебника. После рассмотрения иллюстраций на

с. 39 учебника и беседы о спортивной и школьной форме це-

лесообразно закрепить изученные материалы с помощью ра-

боты над з аданием «Модели школьной и спортивной формы»

в рабочей тетради (с. 19). Перед тем как приступить к выпол-

нению задания, учащиеся должны вспомнить, как они рабо-

тали над костюмами для Ани и Вани во 2 классе, определить,

какие материалы и инструменты нужны им для работы,

вспомнить, что такое эскизи как он выполняется, измерить

раз меры из ображений Ани и Вани в рабочей тетради. Если

время не позволяет выполнить данное задание на уроке, уча-

щиеся могут сделать это дома самостоятельно, что будет по-

лезно для закрепления изученного на уроке материала.

Учимся новому. (Это может быть следующий урок.)

Изучение темы «Ателье мод» продолжается знакомством

с пряжей и тканями по учебнику (с. 40—41).

Учитель: «Чтобы изготовить какую-либо одежду, нужны

материалы. Как вы думаете какие? Правильно, основной

25

материал для изготовления одежды — это ткань. Вспомните

определение этого понятия. (Ткань — изделие, изготовлен-

ное путём плотного соединения накрест переплетённых ни-

тей, расположенных двумя рядами — продольными (основа)

и поперечными (уток)». Далее с помощью учебника изучают-

ся ткани, состоящие изприродных и химических волокон,

рассматриваются рисунки, читается текст после рисунков,

выполняются задания на с. 41—42. Учитель: «Итак, мы вы-

яснили, что основным материалом для изготовления различ-

ных видов одежды является ткань. Чтобы создавать изделия

изткани, нужно научиться выполнять разные виды швов.

Прочитайте на странице 44 определение понятия „шов“.

Швы можно разделить на несколько типов в зависимо-

сти от их назначения. На доске представлена классифика-

ция швов».

Учитель предлагает учащимся распределить известные

им швы («вперёд иголку», «тамбурный шов», «шов через

край», «шов с перевивами», «бархатный шов», «назад

иголку») в соответствии с этой классификацией. Можно ор-

ганизовать работу с карточками, которые прикрепляются

к доске. Учащимся будет полезно вспомнить, как выглядят

изученные швы.

Следующий этап изучения нового материала — знаком-

ство с вышивкой. Учащимся предлагается самостоятельно

прочитать текст на с. 44 учебника, а затем ответить на во-

просы учителя: «Какие способы вышивания существуют?

Для чего применяют вышивание? Что нужно для вышива-

ния — какие материалы и инструменты?»

Далее дети с помощью учителя знакомятся с алгорит-

мом работы над стебельчатым швом. Учащиеся читают

текст алгоритма на с. 44. Затем по иллюстрациям пробуют

самостоятельно рассказать план работы над швом. После

этого вместе с учителем выполняют шов на ткани.

Учитель: «Этот шов мы используем для украшения пла-

точка монограммой. Знаете ли вы, что такое монограмма?

Это слово выделено цветом, можно посмотреть его определе-

ние в словарике юного технолога. Монограмма — это знак,

составленный изсоединённы х между собой, поставленных

рядом или переплетённых одна с другой начальных букв

имени и фамилии или же изсокращения целого имени».

Дополнительный материал. Чаще всего подобные знаки

встречаются на произведениях искусства. Многие худож-

ники, преимущественно живописцы и гравёры, выставля-

ют их на своих работах вместо подписи. Иногда для такого

обозначения принадлежности работы именно ему худож-

26

ник помечает её где-либо не в особенно видном месте опре-

делённой, всегда одной и той же фигурой — например,

изображением крылатой змейки, цветка гвоздики, очков,

насекомого, совы и т. д.

Однако монограммой, кроме того, называется начерта-

ние вообще всякого имени в сокращённом виде. Сюда же

относятся вензеля и марки, которыми в Средние века, на-

чиная с VII века, папы, короли и важные особы скрепляли

свои грамоты и которые приказывали вырезать на своих

печатях, а также сокращённые надписи, исстари помещае-

мые на иконах и некоторых предметах церковной утвари.

Делаем сами. Учитель демонстрирует ребятам образец

платочка, украшенного монограммой. Проводится анализ

изделия с помощью учителя. Дети определяют необходи-

мые для работы материалы и инструменты (пяльцы, пла-

ток, толстые цветные нитки, иголка, напёрсток, карандаш,

копировальная бумага), способ разметки (перевести рису-

нок израбочей тетради на платок), способ выполнения ра-

боты (вышивка стебельчатым швом), вид оформления рабо-

ты (края платка, дополнительные элементы).

Затем учащиеся с помощью учителя составляют план

работы над изделием:

1. Разметка монограммы. Учащиеся выбирают подхо-

дящую им букву в рабочей тетради и переводят её на пла-

ток с помощью копировальной бумаги. Учитель помогает

детям определить на платке место для монограммы. Это

способствует развитию у учащихся художественного вкуса.

2. Натягивание ткани на пяльцы. Предварительно уча-

щиеся отвечают на вопросы учителя: «Для чего мы исполь-

зуем пяльцы? Какой формы они бывают? Из какого мате-

риала изготавливаются?»

Пяльцы могут быть круглыми и квадратными. Круглые

пяльцы обычно используются для небольшой вышивки,

для вышивки на машине, квадратные пяльцы — для боль-

ших вышивок.

Учитель: «Как нужно натягивать ткань на пяльцы?» На-

тянуть материал на круглые пяльцы просто. На меньшее

кольцо кладут материал для вышивания. Потом сверху на-

кладывают большее кольцо, нажимают, и ткань натянута.

При натягивании ткани на пяльцы надо следить, чтобы ма-

териал натянулся туго, для этого меньшее кольцо рекомен-

дуется обёртывать уз кой полоской марли или мягкой ткани.

Хорошо иметь несколько пялец разных диаметров.

В настоящее время можно найти деревянные, металли-

ческие и пластмассовые пяльцы. Однако лучшими изних

считаются деревянные, потому что металлические пяльцы

тяжелы, их гладкая поверхность скользит при закреплении

и на ткани после напяливания остаются тёмные круги,

а пластмассовые пяльцы не такие прочные, как деревянные.

27

3. Выполнение вышивки стебельчатым швом. Учащие-

ся вспоминают, какие нитки лучше использовать для вы-

шивания, выбирают нитки нужных цветов и выполняют

под руководством учителя вышивку монограммы стебель-

чатым швом.

4. Оформление изделия. Учитель: «Как можно оформить

ваше изделие?» Можно предложить учащимся выполнить

дополнительную вышивку или оформить края платка.

Подведём итоги. Учащиеся демонстрируют свои работы,

рассказывают, что обозначает выбранная ими монограмма.

Учитель оценивает работы. Критерии для оценивания работ:

аккуратность, оригинальность, цветовое решение, дополни-

тельное оформление. Учащиеся также отвечают на вопрос,

для чего ещё можно использовать стебельчатый шов.

Домашнее задание. Выполните задание «Коллекция тка-

ней» в рабочей тетради (с. 20). Принесите на следующий

урок фартук, кусочки ткани различных цветов, нитки,

иголки, напёрсток.

Урок 7

Аппликация из ткани

Изделие: петельный шов, украшение фартука.

Задания и материалы в рабочей тетради: «Украшаем ра-

бочий фартук».

Задачи урока: познакомить учащихся с одним из вариан-

тов украшения одежды — аппликацией изткани; обоб-

щить и закрепить знания о видах аппликации, о последо-

вательности выполнения аппликации; отработать алгоритм

выполнения петельного шва в работе над изделием «Укра-

шение фартука».

Планируемые результаты: овладеть технологией вы-

полнения аппликации изткани; различать виды апплика-

ции; самостоятельно составлять композицию для выполне-

ния аппликации; выполнять аппликацию по алгоритму;

украсить фартук аппликацией изткани с помощью петель-

ного шва.

Новые термины и понятия: петельный шов, апплика-

ция.

Ресурсы и оборудование. У учителя: учебник, рабочая

тетрадь, образцы петельного шва, различных видов аппли-

кации, фартука, украшенного аппликацией изткани.

У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, фартук, разноцвет-

ные кусочки ткани, иголки, нитки, ножницы, булавки, ка-

рандаш, бумага.

28

Ход урока

Урок начинается с проверки домашнего задания, уча-

щиеся представляют свои коллекции тканей, рассказыва-

ют, с какими трудностями столкнулись в процессе их под-

готовки.

Учимся новому. Учитель: «На прошлом уроке мы по-

знакомились со стебельчатым швом. Сегодня вы научитесь

выполнять петельный шов для работы над украшением

фартука аппликацией».

Дети с помощью учителя знакомятся с алгоритмом рабо-

ты над петельным швом, читают текст алгоритма на с. 45.

Затем по иллюстрациям пробуют самостоятельно рассказать

план работы над швом. После чего вместе с учителем выпол-

няют шов на ткани, строго следуя плану в учебнике.

Учитель: «Как вы думаете, для чего можно использо-

вать петельный шов? (Обработка края изделия.) Мы ис-

пользуем его в работе над изделием „Украшаем фартук“».

Учащиеся вспоминают, что такое аппликация и какие

виды аппликации они знают. Ответы можно проверить на

с. 46 учебника. Для отработки навыка определения вида

аппликации учитель предлагает детям выполнить задание.

К доске прикреплены изображения различных видов

аппликации, ниже написаны названия видов, задача уча-

щихся — соединить название и изображение (предметная,

сюжетная, силуэтная, геометрическая, рваная, объёмная,

декоративная аппликации).

Дополнительный материал. Аппликации распределяют-

ся на виды в зависимости от следующих критериев: по

содержанию композиции (предметная, сюжетная апплика-

ция), по форме деталей (геометрическая и негеометриче-

ская аппликация), по способу изготовления деталей (рва-

ная, обрывная и резаная аппликация). Можно предложить

учащимся выбрать вид аппликации, который можно ис-

пользовать для украшения одежды.

Делаем сами. Перед тем как приступить к работе над из-

делием «Украшаем фартук», учитель демонстрирует уча-

щимся образец готового изделия и просит их определить вид

аппликации на нём (сюжетная, геометрическая, резаная).

Учитель: «Давайте вспомним последовательность работы

при выполнении аппликации, а затем проверим ваши отве-

ты, прочитав последовательность на странице 47 учебника».

Затем проводится анализго тового изделия в форме груп-

повой беседы: необходимые для работы материалы и инстру-

менты (фартук, кусочки ткани, бумага, карандаш, копиро-

вальная бумага, ножницы, разноцветные кусочки ткани,

булавки, иголка, нитки), способ разметки (по шаблону и эс-

киз), способ кроя (вырезание выкройки ножницами), способ

сборки (пришивание петельным швом), способ оформления.

29

После подготовительной работы учащиеся под руко-

водством учителя выполняют работу над изделием «Укра-

шаем фартук» по плану и иллюстрациям в учебнике

(с. 47—48). В процессе работы школьники учатся само-

стоятельно делать выкройку, готовить с её помощью детали

для аппликации, составлять композицию, выбирать ме-

сто для аппликации, пришивать аппликацию петельным

швом, оформлять изделие дополнительными деталями и

швами по собственному замыслу.

Подведём итоги. Можно предложить учащимся проана-

лизировать и оценить работу своих товарищей. Учитель

предлагает критерии для оценки работы.

Домашнее задание. При желании выполните украшение

другого элемента одежды аппликацией изткани и вложите

фотографию изделия в папку достижений. Вложите в пап-

ку достижений лист с информацией о видах аппликации и

способах её использования. Принесите на следующий урок

цветные карандаши, цветные шерстяные нитки, картон,

карандаш, линейку, резак, ножницы, шило, цветную бума-

гу, челнок.

Урок 8

Изготовление тканей

Изделие: гобелен.

Задания и материалы в рабочей тетради: «Гобелен».

Задачи урока: познакомить учащихся с технологическим

процессом производства тканей; рассказать о возможности

производства полотна ручным способом; развивать умения

сочетать цвета в композиции, размечать по линейке.

Планируемые результаты: уметь размечать лист по

линейке, отличать гобелен от других форм ткачества, соз-

дать изделие «Гобелен».

Новые термины и понятия: ткачество, ткацкий ста-

нок, гобелен.

Ресурсы и оборудование. У учителя: учебник, рабочая

тетрадь, образцы изделий, произведённых ткачеством (воз-

можны не только иллюстрации), схема процесса ткачества,

образец изделия «Гобелен». У учащихся: учебник, рабочая

тетрадь, бумага, цветные карандаши, цветные шерстяные

нитки, картон, карандаш, линейка, резак, ножницы, ши-

ло, цветная бумага, челнок.

30

Ход урока

В начале урока целесообразно проверить выполнение

учащимися домашнего задания. Необходимо вспомнить по-

нятия «аппликация», «виды аппликации», провести опрос

по вариантам украшения одежды.

Повторение. Учитель: «Несколько уроков назад мы го-

ворили о ткани. Дайте определение этому понятию. Вспом-

ните, изкаких волокон могут состоять ткани. Откройте

рабочую тетрадь на странице 20, где вы выполняли зада-

ние „Коллекция тканей“, назовите виды ткани, образ-

цы которых вы подобрали. Теперь расскажите, какими

свойствами обладает ткань (гладкая, шершавая, мягкая,

жёсткая, мнётся, воздухопроницаемая, хорошо/плохо со-

храняет тепло)».

Учимся новому. Учитель: «Сегодняшний урок посвящён

процессу изготовления тканей — ткачеству. Прочитайте

определение этого понятия на странице 49 учебника».

Далее учащиеся отвечают на вопросы на закрепление

материала: какая машина участвует в производстве тка-

ней? Назовите нити, которые переплетаются между собой.

Какое устройство нужно для производства ткани?

Учитель: «Помимо ткачества, технологический процесс

получения тканей состоит ещё издвух этапов — это пряде-

ние и отделка».

Дополнительный материал. Прядение включает меха-

нические процессы разъединения, вытягивания, расчёсы-

вания и скручивания коротких волокон пряжи — тонкой,

ровной, прочной непрерывной нити.

Ведущие профессии прядильно-ткацкого производства:

ленточница, ровничница, прядильщица, ткач. Трудно най-

ти другие профессии на производстве с таким количеством

элементов чисто ручного искусного труда.

Ткач — человек, профессионально занимающийся ткань-

ём. Ткач производит из пряжи ткани и текстиль. Ровнич-

ница — работница, занимающаяся выработкой ровницы —

толстой, слабо скрученной нити, изкоторой изготовляется

пряжа. Прядильщица — работница, занятая изготовлением

пряжи.

Машина всюду вытесняет ручной труд, между тем пря-

дение и ткачество, для которых уже давно применяют ма-

шины и станки, всё ещё требуют искусства ручного тру-

да. Искусство ручного труда выражается у прядильщицы

в том, чтобы быстро и ловко ликвидировать обрыв ровницы

или пряжи, сменить катушки, остановить веретено. Неда-

ром на профессию прядильщицы отбирают людей с хоро-

шей координацией движений, с тонкими, ловкими и длин-

ными пальцами (так как требуется умение изготавливать

особенно тонкую нить).
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей