Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методическое пособие по курсу Технология , являющееся компонентом учеб но-методического комплекта (умк) для 3 класса обще


Скачать 219.96 Kb.
НазваниеМетодическое пособие по курсу Технология , являющееся компонентом учеб но-методического комплекта (умк) для 3 класса обще
Анкорtehnologiya.docx
Дата08.05.2018
Размер219.96 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаtehnologiya.docx
ТипМетодическое пособие
#39886
страница7 из 10
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

45

линейка, карандаш, бумага, ножницы, ткань жёлтого цве-

та, булавки, нитки, иголки, напёрсток, красная ленточка,

две одинаковые небольшие пуговицы, цветной картон, сан-

тиметровая лента. У учащихся: учебник, небольшой кусок

синтепона, линейка, карандаш, бумага, ножницы, ткань

жёлтого цвета, булавки, нитки, иголки, напёрсток, ленточ-

ка, две одинаковые небольшие пуговицы, цветной картон,

сантиметровая лента.

Ход урока

Начать урок целесообразно с проверки домашнего зада-

ния. Один из учащихся озвучивает данные, записанные

в его таблице. Остальные учащиеся поправляют его, анали-

зируют его работу.

Учимся новому. Учитель: «Дома вы приготовили вместе

с родителями яичницу „Солнышко в тарелке“. Основной

компонент этого завтрака — яйцо. Знаете ли вы, что яйцо

можно приготовить разными способами? Расскажите из-

вестные вам рецепты приготовления яиц. Давайте откроем

учебник на странице 72 и прочитаем, что нам предлагают

сделать Аня и Ваня».

Дети узнают, сколько времени надо варить яйцо, чтобы

оно получилось сваренным вкрутую и всмятку, а также что

Аня предлагает сшить специальный колпачок.

Учитель: «Зачем нужен колпачок? (В нём яйцо будет

медленнее остывать, и это оригинальное украшение.) Такие

чехлы можно сшить не только для яиц, обычно их использу-

ют для того, чтобы прикрыть чайник или тарелку, чтобы их

содержимое не остывало. Для такого изделия нужно исполь-

зовать материал, который хорошо сохраняет тепло. Таким

материалом является синтепон. (Демонстрация материала

учителем.) Вы все принесли с собой синтепон, возьмите его

в руки, внимательно изучите, попробуйте сжать его. Поста-

райтесь описать этот материал и его свойства».

Учитель рассказывает учащимся, что синтетический ва-

тин, синтепон, синтепух — это лёгкий, объёмный, упругий

нетканый материал. Преимущества синтепона заключают-

ся в лёгкости, хороших теплозащитных свойствах и малом

весе, а также в относительной безвредности для человека.

Впрочем, некоторые виды синтепона могут выделять вред-

ные вещества, применение которых обосновано клеевым

(эмульсионным) соединением волокон. Синтепон использу-

ют для всех видов утеплённой одежды, в том числе дет-

ской, а также для изготовления одеял, покрывал, спаль-

ных и бивачных мешков и других текстильных изделий.

Учитель: «При работе над изделием нам потребуется

снимать мерки. Для измерения мы воспользуемся санти-

метровой лентой. Именно она служит для определения точ-

46

ного размера изделия. Сантиметровая лента — это измери-

тельная линейка, лента с сантиметровыми делениями».

Делаем сами. Перед началом практической работы надо

провести анализготового изделия «Цыплята», которое

учитель демонстрирует учащимся. Дети отвечают на вопро-

сы: какие материалы необходимы для выполнения данного

изделия? Ткань какого цвета вы будете использовать? Ка-

кие инструменты вам понадобятся? Как вы будете выпол-

нять разметку и крой? Каким образом соедините детали

в единую композицию? Что вам потребуется для оформле-

ния изделия? Затем учащиеся читают план работы в учеб-

нике, рассматривают иллюстрации и составляют вместе

с учителем свой план работы.

Подготовительная работа. Сначала надо измерить

яйцо сантиметровой лентой. Яйцо для работы предоставля-

ет учитель. Он показывает, как измерить его самую широ-

кую часть с помощью сантиметровой ленты. Для этого сан-

тиметровую ленту нужно приложить к яйцу, обмотать

вокруг него и посмотреть, на какой величине лента сомк-

нётся в окружность.

Разметка. Полученная величина — это сторона прямо-

угольника, который надо разметить на синтепоне. Учитель

должен показать, как разметить деталь на синтепоне, пом-

ня об экономии материала.

Раскрой. Вырезать деталь, помня правила работы ножни-

цами. С помощью получившейся детали выполнить разметку

на ткани по плану в учебнике. Обрезать лишнюю ткань.

Сборка. Сшить колпачок по плану в учебнике. Учитель

демонстрирует, как сложить заготовку пополам синтепо-

ном наружу и сшить края. Учащиеся вспоминают, как вы-

полняется шов «вперёд иголку» и «черезкрай». Учитель

также показывает, как вывернуть заготовку и сделать ку-

лиску, а также как вдеть ленточку в кулиску, вывернуть

колпачок и затянуть ленточку.

Отделка. Самостоятельная работа учащихся по приши-

ванию пуговиц-глази кусочка ткани — клюва.

Подведём итоги. В конце урока учитель организует вы-

ставку работ учащихся, в ходе которой ребята анализиру-

ют свои работы и работы одноклассников по критериям:

аккуратность, законченность, функциональность. Учитель

также проводит опрос: какие качества синтепона вы сего-

дня узнали? Для чего его можно применить?

Домашнее задание. Прочитайте рецепты бутербродов и

«Радуги на шпажке» на с. 74—77 учебника. Выберите, ко-

торое изблюд вы хотели бы приготовить. Обратите внима-

ние, что в учебнике даны рецепты сладких и несладких бу-

тербродов и шпажек. По плану и иллюстрациям устно

проанализируйте блюдо и составьте письменно свой план

47

работы над изделием. Принесите на следующий урок свой

план, а также ингредиенты и приспособления в соответст-

вии со списком в выбранном вами рецепте.

Урок 15

Кулинария

Изделие: бутерброды или «Радуга на шпажке» (в зависи-

мости от выбора учащихся).

Задачи урока: на практическом уровне познакомить уча-

щихся с видами холодных закусок; формировать умение

самостоятельно составлять план и работать по нему, рабо-

тать ножом; воспитывать чувство взаимовыручки; учить

самостоятельному изготовлению холодных закусок.

Планируемые результаты: уметь распределять работу

с товарищами в группе; приготовить бутерброды и закуску

«Радуга на шпажке».

Новые термины и понятия: закуска.

Ресурсы и оборудование. У учителя: учебник, рабочая

тетрадь, булочка или рогалик, колбаса, сыр, сладкий перец

разных цветов, огурцы, листья салата, майонез, круг-

лая булочка, пончик, курага, чернослив, орехи, цукаты,

мёд, творожная масса, помидоры черри, банан, мармелад,

разделочная доска, нож, миска, чайная ложка, тарел-

ки, фигурные выемки для печенья, деревянные шпажки.

У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, ингредиенты и

приспособления для бутербродов и для «Радуги на шпаж-

ке» в зависимости от того, кто что будет готовить.

Ход урока

Учитель: «Мы продолжаем осмотр кафе „Кулинарная

сказка“. Вы уже умеете готовить завтрак, делать макет ве-

сов и колпачки для яиц. Сегодня мы научимся делать за-

куски „Радуга на шпажке“ и бутерброды. Знаете ли вы, что

такое закуска? (Еда, кушанье, подаваемое перед горячими

блюдами.) Прочитайте диалог Ани и Вани на странице 74

учебника. Какую подготовительную работу нужно провести

перед тем, как приступить к приготовлению пищи?» (По-

мыть овощи и фрукты.)

Дополнительный материал. Бутерброд — блюдо, пред-

ставляющее собой ломтик хлеба, на который положены до-

полнительные пищевые продукты (причём не обязательно

масло). Существует огромное количество видов бутербро-

дов — от классических с маслом, колбасой или сыром до

многослойных творений израз личных сортов мяса, ово-

щей, зелени и изысканных соусов. Бутерброды широко

48

распространены, так как они быстры в приготовлении и

удобны в переноске. Проводятся даже конкурсы бутербро-

дов, в которых участвуют повара-профессионалы.

Самый распространённый вид бутербродов — хлеб с ка-

ким-либо изз акусочных продуктов (сыром, ветчиной, колба-

сой, икрой, мясом, рыбой, консервами). Бутерброды должны

иметь красивый и аппетитный вид, приятный аромат и пи-

кантный вкус. Оформлять их можно листовыми и пряными

овощами, кусочками яйца и лимона, маслинами, соусом,

майонезом с корнишонами и т. д. Подаются бутерброды на

блюдах, в вазах с плоскими краями или на тарелках, покры-

тых салфетками. Бутерброды не подлежат длительному хра-

нению, поэтому их готовят за один-два часа до подачи на стол.

Учитель: «Дома вы проанализировали готовые блюда и

составили план работы над выбранным вами изделием. Ка-

кие вопросы и трудности возникли у вас при составлении

плана?» Учащиеся задают вопросы и обсуждают планы ра-

бот друг с другом и с учителем.

Делаем сами. После того как план работы над изделия-

ми утверждён, учащиеся приступают к работе. Учитель

должен проследить, чтобы все правила работы при приго-

товлении пищи были соблюдены, фрукты и овощи вымы-

ты. Надо напомнить учащимся о необходимости быть осто-

рожными при работе ножом.

Подведём итоги. В конце урока проводится презентация

работ учащихся. Они пробуют приготовленные закуски и

угощают ими своих одноклассников. Можно устроить чае-

питие, во время которого обсудить, какое блюдо получи-

лось самым вкусным, почему, что повар использовал для

его приготовления.

Домашнее задание. Найдите с помощью родителей

информацию о том, какие ещё виды холодных закусок

существуют. Вложите понравившиеся рецепты в папку

достижений, можете приготовить что-нибудь вместе с ро-

дителями дома. На следующий урок принесите бумагу, ка-

рандаши, линейку, ножницы, цветную бумагу, клей, цвет-

ной картон, красивые салфетки.

Урок 16

Сервировка стола. Салфетница

Изделие: салфетница.

Задания и материалы в рабочей тетради: «Способы скла-

дывания салфеток».

Задачи урока: актуализировать знания о принципе сим-

метрии, познакомить учащихся с видами симметричных

49

изображений; формировать умение выполнять работу с ис-

пользованием орнаментальной симметрии; совершенство-

вать умение работать по плану, в соответствии с алгорит-

мом разметки по линейке, умения работы с бумагой,

самостоятельного оформления изделия.

Планируемые результаты: закрепить навыки размет-

ки по линейке, использования принципа симметрии; уметь

различать виды симметричных изображений, самостоя-

тельно придумывать декоративные элементы и оформлять

изделие; сделать салфетницу из картона и бумаги.

Новые термины и понятия: салфетница, сервировка.

Ресурсы и оборудование. У учителя: учебник, рабочая

тетрадь, различные изображения, отражающие различные

виды симметрии, образец готового изделия «Салфетница»,

картон, цветная бумага, клей, ножницы, линейка, каран-

даш, скрепка, салфетки. У учащихся: учебник, рабочая

тетрадь, бумага, карандаш, линейка, ножницы, цветная

бумага, клей, цветной картон, красивые салфетки.

Ход урока

Урок начинается с выступления учащихся по подготов-

ленным материалам. Они рассказывают, что приготови-

ли вместе с родителями, понравился ли им такой вид

деятельности.

Учимся новому. Учитель: «Сегодня мы завершаем наше

пребывание на остановке „Кафе «Кулинарная сказка»“. Да-

вайте прочитаем на странице 78 учебника, над каким изде-

лием нам предстоит сегодня работать. Знаете ли вы значе-

ние слова „салфетница“? Для чего нужен этот предмет?

Ответьте на вопросы Ани и Вани».

Далее учитель предлагает вспомнить, где учащиеся

встречали изображения с выраженной симметрией. Для

этого необходимо выполнить такое задание: найти на ил-

люстрациях или фотографиях на доске примеры симмет-

рии (задание групповое). На доске могут быть фотографии

или рисунки дерева, бабочки, лица человека, люстры, до-

ма, снежинки и т. д., заранее подготовленные учителем.

Затем полезно познакомить учащихся с классификаци-

ей видов симметрии:

— изображение с одной осью симметрии (бабочка);

— изображение с двумя осями симметрии (цветок);

— изображение с множеством осей симметрии (сне-

жинка);

— зеркальная симметрия — с использованием остатка;

— декоративная, орнаментальная симметрия.

Учитель: «Мы сегодня будем работать над изделием с ис-

пользованием орнаментальной симметрии. Рассмотрите раз-

50

личные изображения с таким видом симметрии. В чём их

особенность? (Один элемент повторяется несколько раз.) Для

нашей салфетницы понадобится деталь в виде гармошки

с повторяющимся на ней изображением снеговика».

Делаем сами. Учитель: «Рассмотрите образец изделия,

проанализируйте его, прочитайте план работы в учебнике

(с. 78—79), рассмотрите иллюстрации и составьте свой

план работы над салфетницей (1. Разметка. 2. Раскрой.

3. Сборка. 4. Отделка)». Учитель помогает учащимся ана-

лизировать образец и контролирует правильность составле-

ния плана работы. Затем учащиеся приступают к выполне-

нию работы по плану.

Разметка. Разметить полоску размером 28 Ч 12 см на

белом листе бумаги с помощью карандаша и линейки. Не-

обходимо вспомнить последовательность разметки по ли-

нейке: приложить линейку к верхней стороне листа так,

чтобы деление «0» совпадало с левым верхним углом лис-

та, найти на линейке деление с величиной, которую необ-

ходимо отмерить, поставить засечку, опустить линейку

к нижнему краю листа так, чтобы деление «0» совпадало

с левым нижним углом листа, найти деление с отмеряемой

величиной, поставить засечку, повернуть лист, чтобы при

соединении рисок проводить линии по горизонтали, прило-

жить линейку к отмеченным засечкам и соединить их ли-

нией, по аналогии отмерить вторую величину.

Раскрой. Вырезать полоску бумаги. Учитель напомина-

ет учащимся, что резать углом нельзя, нужно резать по

прямой линии до конца листа. Школьники вспоминают

правила работы ножницами.

Сборка. Вырезанную полоску сложить гармошкой. Чтобы

получилось симметрично, нужно сначала сложить полоску

дважды пополам, затем развернуть заготовку и сложить её по

линиям сгиба гармошкой. Учитель показывает, как выпол-

нить рисунок снеговика на одной изсторон гармошки. Важно

обратить внимание учащихся на то, как расположить деталь

для нанесения рисунка. Затем снеговик вырезается по конту-

ру. Учитель предупреждает учащихся, что они должны быть

аккуратны и осторожны при выполнении этого действия и не

разрезать необходимые сгибы бумаги. Оформить снеговика

учащиеся могут самостоятельно, используя материалы по

собственному желанию. Это будет способствовать развитию

у них фантазии, эстетического вкуса, умения подбирать соче-

тающиеся цвета. Необходимо подготовить основу салфетни-

цы изкартона: сложить лист цветного картона пополам, ли-

нию сгиба прогладить гладилкой. Затем вклеить снеговика

в сложенный лист картона. Учитель должен показать, как

это сделать. Следует высушить изделие под лёгким прессом.

Отделка. Когда изделие высохнет, можно фигурно об-

резать картон, украсить фон аппликацией, оформить и об-

51

ратную сторону картона по вкусу учащихся. В конце рабо-

ты в салфетницы вставляются салфетки.

Подведём итоги. В конце урока учитель организует вы-

ставку работ учащихся, анализирует и оценивает их. В хо-

де выставки школьники проводят презентацию своих изде-

лий. Также нужно подвести итоги изучения темы «Кафе

„Кулинарная сказка“». Учащиеся вспоминают, что они

узнали на этой остановке, с какими технологическими

приёмами познакомились, что научились делать.

Домашнее задание. Выполните задание «Способы скла-

дывания салфеток» в рабочей тетради (с. 36—37). При не-

обходимости обратитесь за помощью к родителям. На сле-

дующий урок принесите копировальную бумагу, картон,

краски, немного муки и соли, стакан, миску, перчатки, од-

норазовую ложку, полиэтиленовый пакет, подкладную дос-

ку, скалку, стеки, ножницы, кнопки, пустой стержень от

ручки, ленточку.

Урок 17

Магазин подарков. Работа с пластичными

материалами (тестопластика). Лепка

Изделие: брелок для ключей.

Задания и материалы в рабочей тетради: «Этикетка»,

«Солёное тесто», «Брелок для ключей».

Задачи урока: повторить свойства, состав солёного теста,

приёмы работы с ним; познакомить учащихся с новым спо-

собом окраски солёного теста, совершенствовать навыки

лепки из теста, проведения анализа готового изделия, со-

ставления плана работы.

Планируемые результаты: уметь отличать солёное тес-

то от других пластичных материалов (пластилина и глины),

применять новый способ окраски солёного теста, самостоя-

тельно замешивать солёное тесто и использовать различные

приёмы лепки изтеста; сделать брелок изсо лёного теста.

Новые термины и понятия: подарок, магазин, товаро-

вед, бухгалтер, продавец, консультировать, оформитель

витрин, витрина.

Ресурсы и оборудование. У учителя: учебник, рабочая

тетрадь, образцы готовых брелоков из теста, раздаточный

материал — тест «Магазины» (на выбор учителя), вода, му-

ка, соль, стаканы, миски. У учащихся: учебник, рабочая

тетрадь, 1 стакан муки, 1 стакан соли, вода, гуашь, копи-

ровальная бумага, карандаш, картон, стакан, миска, пер-

чатки, одноразовая ложка, полиэтиленовый пакет, под-

52

кладная доска, скалка, стеки, ножницы, кнопки, пустой

стержень от ручки, ленточка.

Ход урока

Учитель: «На прошлом уроке мы закончили изучать те-

му „Кафе «Кулинарная сказка»“. Дома надо было сложить

салфетки по схемам, приведённым в рабочей тетради

(с. 36—37). Покажите, что у вас получилось. Как вы ду-

маете, для чего нужны салфетки за столом? Как ими пра-

вильно пользоваться? Зачем их складывают такими спосо-

бами?» Учащиеся демонстрируют свою работу и отвечают

на вопросы учителя.

Учимся новому. Учитель: «Сегодня мы продолжим на-

шу автобусную экскурсию и окажемся вместе с Аней и Ва-

ней на остановке „Магазин подарков“».

Учитель предлагает прочитать текст на с. 80 учебника и

обсудить его с помощью вопросов: что представляет собой

магазин подарков? Что такое подарок? Что значит «бесплат-

но преподносить» что-либо? Учащиеся пробуют выполнить

задание в учебнике на с. 80, при необходимости это задание

можно дать на дом. Учитель: «Аня и Ваня рассуждали о том,

в каких случаях они преподносят подарки. А когда это де-

лаете вы? (...) Что такое магазин? Прочитайте определение

этого слова в учебнике на странице 81. Какие виды магаз и-

нов вы знаете?» Учитель предлагает учащимся выполнить

работу над тестом на доске (или можно раздать распечатан-

ный вариант теста каждому изучащихся для самопроверки).

Соотнесите товар и вид магазина, соединив соответст-

вующие слова стрелками.

Товар Магазин

Кровать Бакалея

Мыло, порошок Канцтовары

Мука, крупы Мебель

Учебник Музыкальные инструменты

Дрель Компьютерный мир

Шины, масла Инструменты

Компьютерная мышь Стройтовары

Гитара Хозтовары

Тетрадь Книжный магазин

Кафель Автосалон

53

В случае, если учитель выберет самостоятельную работу

учащихся, можно использовать следующую систему оцени-

вания результатов теста:

«5» (отлично) — 10—9 правильных ответов;

«4» (хорошо) — 8—7 правильных ответов;

«3» (удовлетворительно) — 6—5 правильных ответов;

«2» (неудовлетворительно) — менее 5 правильных отве-

тов.

После завершения работы над тестом и подведения итогов

дети читают текст на с. 81—82 учебника. Учитель: «Люди

каких профессий работают в магазине? Какие обязанности

они выполняют? Знаете ли вы, что такое этикетка и зачем

она нужна? (На каждом товаре обычно есть этикетка, с по-

мощью которой можно узнать информацию о нём: название,

состав продукта, срок годности, условия хранения, вес)».

Выполнить задание «Этикетка» в рабочей тетради (с. 38)

учащиеся могут дома с помощью родителей и иллюстрации

в учебнике на с. 82.

После чтения учащимися текста на с. 83 учебника учи-

тель проводит опрос: что вам предлагают сделать Аня и Ва-

ня? К какому празднику? (Брелок из солёного теста

к 23 февраля.) Какие пластичные материалы вы знаете?

(Пластилин, глина, солёное тесто.) Вспомните их основные

свойства и правила работы с ними. Что представляет собой

брелок?

Брелок — подвеска для украшения на цепочке или

браслете, кольце для ключей и т. д. Обычно брелок исполь-

зуется в декоративных и рекламных целях. Брелок также

может выполнять полезную функцию, например представ-

лять собой мини-фонарик, дистанционный пульт управле-

ния для автомобиля, пудреницу и т. д. Брелок — типич-

ный сувенир, подарок.

Учитель: «Сегодня мы будем делать брелок изсолёного

теста. Вспомните его рецепт и выполните задание „Солёное

тесто“ в рабочей тетради (с. 39)». Учащиеся самостоятель-

но заполняют таблицу в рабочей тетради, а затем проверя-

ют свою работу вместе с учителем.

Делаем сами. После проведения предварительной рабо-

ты и подведения итогов работы с таблицей можно при-

ступить к практической работе. Учитель: «Рассмотрите об-

разцы брелоков из солёного теста. Какие материалы и

инструменты необходимы для изготовления брелока? Ка-

кие способы разметки, раскроя, сборки и оформления вы

будете использовать в работе? Составим план работы».

Подготовка шаблона для разметки. Необходимо вы-

брать рисунок для брелока в рабочей тетради (с. 40) или

выполнить свой рисунок на картоне. Рисунок нужно пере-

вести на картон и вырезать по внешнему контуру. Учащие-

ся вспоминают правила работы ножницами.

54

Замешивание теста. Нужно обязательно надеть пер-

чатки, приготовить в стаканах ингредиенты (вода, мука,

соль) в нужных количествах, в воду добавить небольшое

количество краски и замешать тесто в миске.

Лепка формы брелока. Аккуратно отделить часть теста

одноразовой ложкой и выложить на подкладную доску. Ос-

тавшееся тесто прикрыть плёнкой, чтобы оно не высохло.

На доске раскатать скалкой тесто, сверху наложить заго-

товленный шаблон и стекой отделить лишнее тесто. Полу-

чится форма брелока.

Разметка рисунка. Это сложный этап работы. Учитель

должен показать, как разметить на брелоке рисунок кноп-

кой сквозь картонный шаблон. С помощью пустого стерж-

ня от ручки в уголке брелока можно сделать небольшую

дырочку для петельки. Дальше можно предложить уча-

щимся изоставшегося теста слепить другие брелоки или

фигурки для магнита.

Сушка. Отделка. Рекомендуется после лепки и декори-

рования оставить фигурки в классе до полного высыхания.

После того как изделие высохнет, его надо аккуратно по-

крыть лаком (подготовленным учителем) и вставить в ды-

рочку ленточку.

Подведём итоги. В конце урока учащиеся организуют вы-

ставку работ, анализируют и оценивают работы друг друга.

Они могут рассказать о том, почему выбрали для брелока тот

или иной рисунок и как они использ уют брелок.

Домашнее задание. Узнайте, какие предметы получали ге-

рои сказок в дар. Какие это сказки? Поместите материалы

в папку достижений. Выполните задание «Этикетка» в рабо-

чей тетради (с. 38). Принесите на следующий урок копиро-

вальную бумагу, лист калькированной бумаги, карандаш,

ножницы, резак, доску, клей, цветной картон, рамку.

Урок 18

Работа с природными материалами.

Золотистая соломка

Изделие: золотистая соломка.

Задания и материалы в рабочей тетради: «Золотистая

соломка».

Соломка для работы на этом уроке должна быть собрана

учителем в начале года и храниться в классе. Перед уроком

её желательно промыть тёплой водой и слегка просушить.

Задачи урока: познакомить учащихся на практическом

уровне с новым природным материалом — соломкой, его

55

свойствами и особенностями использования в декоратив-

но-прикладном искусстве; отрабатывать приёмы работы

с соломкой; формировать умение составлять композицию,

учитывая особенности природного материала; развивать

навыки коллективной работы.

Планируемые результаты: уметь обрабатывать солом-

ку холодным способом; сделать картину «Золотистая со-

ломка».

Новые термины и понятия: междоузлие, эластичный.

Ресурсы и оборудование. У учителя: учебник, рабочая

тетрадь, примеры изделий из соломки, соломка (раздаточ-

ный материал), образец изделия «Золотистая соломка».

У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, копировальная бу-

мага, калькированная бумага, карандаш, ножницы, резак,

доска, клей, цветной картон, рамка.

Ход урока

В начале урока проводится проверка домашнего зада-

ния. Целесообразно подробно обсудить с учащимися выпол-

нение задания «Этикетка» в рабочей тетради (с. 38), так

как это не просто задание и некоторые учащиеся могут

с ним не справиться.

Учимся новому. Учитель: «Знаете ли вы, что подарки,

сделанные своими руками, всегда ценились и ценятся очень

высоко? Сегодня мы научимся делать картину изнового

природного материала. Вспомните, какие материалы назы-

вают природными. Перечислите известные вам природные

материалы. Что мы уже умеем делать изприродных мате-

риалов? Давайте познакомимся с новым природным мате-

риалом — соломкой. Рассмотрите иллюстрации на страни-

це 85 учебника и из ображения из делий из соломки на доске.

Расскажите, что можно сделать изсоломки. (Аппликации,

предметы быта: метёлки, веники, плетёные корзины, вазы,

кашпо, коврики, мебель, абажуры и т. д.) Аппликация из

соломки может украсить интерьер любой комнаты».

Учитель знакомит ребят с новым материалом. Человек

всегда стремился вносить в свою жизнь красоту. Предмет

сначала изготавливался для употребления, а затем к нему

как бы прикладывался декор (украшение). Так возникло

декоративно-прикладное искусство, к которому относятся

и изделия народных промыслов. Картины из соломки —

один извидов декоративно-прикладного искусства. Издав-

на люди заметили необычные свойства обычной соломы: её

эластичность, многоцветность, переливчатый блеск, а глав-

ное — изобилие этого материала в хозяйстве. Хлебушком

кормились, а сухие стебли — солому — использовали как

в быту, так и для изготовления украшений.

56

Учитель: «Как вы думаете, на каком фоне можно вы-

полнять аппликацию? Какой способ сборки при создании

аппликации можно использовать? Прочитаем на страни-

цах 85—86 учебника текст о технологии подготовки соло-

менных лент». После чтения текста учитель задаёт вопро-

сы: какая соломка подходит для выполнения аппликации?

Какая часть соломки нам понадобится для работы? Опиши-

те два способа подготовки соломки к работе. Можно дать

задание: на столе учителя разложены карточки с этапами

подготовки соломки. На доске таблица, в которой заполне-

на только верхняя строка. Учащимся необходимо распреде-

лить карточки со стола учителя в таблице в соответствии

с правильной последовательностью подготовки соломки го-

рячим и холодным способом.

Учитель заранее готовит карточки с надписями: прогла-

дить кольцами ножниц, положить на стопку газет, рас-

крыть на доске, прижать горячим утюгом, разрезать соло-

мину вдоль ствола (всего 5 карточек).

Горячий способ Холодный способ

Разрезать соломину вдоль ствола

Положить на стопку газет Раскрыть на доске

Прижать горячим утюгом Прогладить кольцами ножниц

После заполнения таблицы нужно выяснить у учащих-

ся, какой способ подготовки соломенных лент кажется им

более простым и почему.

Далее учитель раздаёт ребятам соломку и просит опре-

делить её свойства: цвет, прочность, эластичность (жела-

тельно сравнивать соломку, обработанную каким-либо спо-

собом и необработанную).

Делаем сами. Сначала, как обычно, проводится совмест-

ный анализготового изделия: необходимые для работы ма-

териалы и инструменты, форма изделия, использованные

цвета, метод разметки, способ раскроя и сборки, варианты

оформления и применения изделия.

После чтения плана работы в учебнике (с. 87) учащимся

предлагается выполнить задание «Золотистая соломка»

в рабочей тетради (с. 41—43) — заполнить технологиче-

скую карту под руководством учителя до пункта 6. Учи-

тель помогает учащимся в работе над заданием. Оно полез-

но для закрепления умения работать над проектом по

алгоритму. План работы также составляется в рабочей тет-

ради под руководством учителя. После этого можно присту-

пить к работе над изделием по плану.

Когда работа над изделием закончена, учитель просит

ребят завершить работу над заданием в рабочей тетра-

57

ди — подготовить и провести презентацию работы по во-

просам и оценить её.

Подведём итоги. Учитель также анализирует и оценивает

работы учащихся в конце урока и просит их озвучить техно-

логию подготовки соломенных лент холодным способом.

Домашнее задание. Подберите иллюстрации с различны-

ми изделиями из соломки, опишите их и вложите материа-

лы в папку достижений. На следующий урок принесите

маленькую квадратную коробку, большие красивые бу-

мажные салфетки, клей, обычные цветные салфетки, деко-

ративную ленту, скотч, ножницы.

Урок 19

Работа с бумагой и картоном.

Упаковка подарков

Изделие: упаковка подарков.

Задачи урока: формировать у учащихся представления

о способах упаковки подарков и видах упаковки; познако-

мить с правилами художественного оформления подарка,

освоить некоторые приёмы упаковки, показать на практи-

ческом уровне особенности использования, сочетания цвета

в композиции.

Планируемые результаты: уметь составлять план ра-

боты, упаковывать подарок, учитывая его форму и назначе-

ние, уметь сочетать цвета в композиции; изготовить изде-

лие «Упаковка подарков».

Основные термины и понятия: цветоведение, упаков-

щик, контраст, тональность.

Ресурсы и оборудование. У учителя: учебник, образцы

упаковок, различные виды бумаги, материалы для игры:

несколько подарков и упаковок разного типа, цветовой

круг. У учащихся: учебник, маленькая квадратная короб-

ка, большие красивые бумажные салфетки, клей, обычные

цветные салфетки, декоративная лента, скотч, ножницы.

Ход урока

Учитель: «На прошлых уроках мы с вами учились де-

лать подарки своими руками. Подарки принято дарить

упакованными. А кто занимается упаковкой подарков?

(Упаковщик — работник, занимающийся упаковкой.) Ка-

кие виды упаковок вы знаете? Прочтите диалог Ани и Вани

на странице 88 учебника».

Учимся новому. Учитель предлагает учащимся игру:

на одном столе лежат подарки: цветы, домашнее печенье,

58

мягкая игрушка, картина и т. д., а на другом столе —

различные виды упаковки: коробки, бантики, корзины,

ленточки, бумага, пакеты и т. д. Предлагается выйти

5—6 ученикам (по количеству подарков, можно парами)

и подобрать упаковку для каждого подарка, а также укра-

сить её дополнительными элементами (если потребуется).

После выполнения задания проводится анализ упако-

ванных подарков по следующим критериям: достаточность

декоративных элементов, сочетаемость упаковки с разме-

ром подарка, сочетание цветов.

После игры учащиеся вместе с учителем делают вывод:

упаковку необходимо подбирать в соответствии с размером

подарка. Она обычно придаёт дополнительное очарование и

загадочность самому подарку. Упаковка в дальнейшем мо-

жет быть использована и для других целей (например, упа-

ковка-корзинка для домашнего печенья).

Учитель: «Подарок требует привлекательной упаковки,

а также сопроводительной карточки или открытки. В боль-

шинстве универмагов и магазинов, специализирующихся

на продаже подарков, купленные вещи упаковываются

в специальные красочные коробки или перевязанные лен-

той пакеты и яркую обёрточную бумагу.

С помощью упаковки можно выразить своё отношение

к тому, для кого предназначен подарок. Упаковка может

быть серьёзной, детской, деловой или даже с юмором. Упа-

ковка подарка может быть простой, а может быть весьма

замысловатой и выражать какие-то эмоции. Всё зависит от

того, кому предназначен подарок и как вы относитесь

к этому человеку. Подарок для мужчины не должен содер-

жать много бантиков и ленточек, а бумагу следует исполь-

зовать нейтральной расцветки. Дети любят всё красочное,

и можно использовать самую разноцветную упаковку,

даже украсить её воздушными шарами. Женщинам навер-

няка понравится подарок, заботливо упакованный и укра-

шенный цветами или бантиками. Подарки мужчинам при-

нято упаковывать, используя тёмные тона, но, чтобы

показать свою любовь, женщина может выбрать упаковку

с блестящими цветами: серебряными или золотыми.

Существуют правила использования, сочетания цветов

в композиции, в том числе и при декорировании упаковки

подарка. Есть даже наука, изучающая цвет, — это цветове-

дение.

При оформлении упаковки нужно помнить о контраст-

ности, сочетании и тональности цветов. В этом нам помо-

жет цветовой круг, на котором расположены все цвета.

Контраст — использование противоположных цветов,

они располагаются в цветовом круге напротив друг друга.

Например, напротив зелёного лежит красный цвет, зна-

чит, можно использовать сочетание данных цветов, а так-

59

же их оттенки — то есть те же цвета, только чуть светлее

и чуть темнее. Также можно использовать в сочетании

друг с другом основные цвета: красный, синий, жёлтый,

а также их оттенки. Вообще в оформлении упаковки реко-

мендуется использовать не больше трёх цветов, но она

должны быть яркой и привлекающей внимание».

Делаем сами. Учитель: «Сегодня мы попробуем офор-

мить коробку для подарка с помощью салфеток». Жела-

тельно провести опыт и определить основные свойства сал-

феток (тонкие, мягкие, легко рвущиеся).

Далее учащиеся читают план работы над изделием в учеб-

нике (с. 88) и рассматривают иллюстрации к нему (с. 89), по-

сле чего проводится групповой анализ образца изделия «Упа-

ковка подарков», в ходе которого следует выяснить, какие

материалы и инструменты необходимы для работы, какие на-

до вспомнить правила работы инструментами, какими будут

способы разметки, раскроя, сборки и оформления изделия.

На следующем этапе учащиеся самостоятельно состав-

ляют свой план работы над изделием, задают вопросы учи-

телю. После этого можно приступить к практической дея-

тельности. Это несложное задание. Учащиеся справятся

с ним самостоятельно, но при необходимости учитель дол-

жен им помочь.

Подведём итоги. В конце урока учащиеся обмениваются

своими упаковочными коробками и оценивают работу това-

рищей. Так, полезно провести беседу на повторение мате-

риала изученной главы «Магазин подарков».

Домашнее задание. Подумайте, какие материалы изтех,

что окружают вас в жизни, или из тех, что стали ненужны-

ми, можно использовать для оформления упаковки подар-

ка. Варианты запишите в папку достижений. На следую-

щий урок принесите копировальную бумагу, карандаш,

цветной картон, линейку, ножницы, клей, картон, шило,

2 палочки от конфет, пластилин, 4 небольшие круглые

пластмассовые крышки от бутылок.

Урок 20

Автомастерская. Работа с картоном.

Конструирование

Изделие: фургон «Мороженое».

Задания и материалы в рабочей тетради: «Фургон „Мо-

роженое“».

Материал, включённый в данном случае в один урок, мо-

жет быть при необходимости разделён на два урока или

использован не в полном объёме.

60

Задачи урока: познакомить с основами устройства автомо-

биля; формировать представления о конструировании гео-

метрических тел с помощью специального чертежа — раз-

вёртки, познакомить с правилами построения развёртки и

склеивания геометрического тела на практическом уровне.

Планируемые результаты: уметь составлять компози-

цию для оформление изделия, отражая в ней функциональ-

ное назначение изделия; уметь описать внутреннее устрой-

ство автомобиля; различать простейшие геометрические

тела; научиться чертить развёртку геометрического те-

ла, создавать объёмную модель предмета; сконструировать

фургон «Мороженое».

Новые термины и понятия: пассажирский транспорт,

автомобиль, двигатель, экипаж, упряжка, инженер-конст-

руктор, конструкция, автослесарь, геометрическое тело,

развёртка, грань.

Ресурсы и оборудование. У учителя: учебник, рабочая

тетрадь, изображение автомобиля с подписанными элемен-

тами, изображение настоящего фургона «Мороженое», об-

разец изделия «Фургон „Мороженое“», куб, пирамида и

призма из гипса или бумаги, вычерченные развёртки для

упражнения (несколько выполненных правильно развёрток

и несколько развёрток с недостающим количеством граней,

с разными по форме гранями и т. д.). У учащихся: учеб-

ник, рабочая тетрадь, копировальная бумага, карандаш,

цветной картон, линейка, ножницы, клей, картон, шило,

2 палочки от конфет, пластилин, 4 небольшие круглые

пластмассовые крышки от бутылок.

Ход урока

Учитель: «Наше путешествие по городу продолжается,

наша следующая остановка — автомастерская. Как вы ду-

маете, какие функции она выполняет в городе? Найдите от-

вет в учебнике (с. 90—91). Прочитайте текст (определения

выделенных слов посмотрите в словаре) и скажите, какой

транспорт относится к пассажирскому. Дайте определение

понятию „автомобиль“. Как изменились автомобили с мо-

мента появления первого автомобиля до нашего времени?

Попробуйте выполнить задание на странице 81».

Рассмотрим основные детали, изкоторых состоит авто-

мобиль. (Учитель демонстрирует изображение с подписан-

ными элементами либо показывает место расположения

элемента на иллюстрации в учебнике.) При желании мож-

но сократить список изучаемых элементов автомобиля.

Кузов — часть автомобиля, предназначенная для разме-

щения пассажиров и груза.

Капот — откидная часть в автомобилях.

61

Багажник — отделение в кузове или пассажирском са-

лоне легкового автомобиля или автобуса, предназначенное

для размещения и перевозки багажа.

Бампер — энергопоглощающее устройство автомобиля

(на случай лёгкого удара) в виде бруса, расположенного

спереди (часто и сзади).

Рессора — пружинящая гнутая полоса (или устройство

изтаких полос) между осью и кузовом экипажа, автомоби-

ля, вагона, смягчающая толчки при езде.

Коробка передач — агрегат (как правило, шестерёнча-

тый) различных промышленных механизмов механиче-

ских транспортных средств. Коробка передач транспорт-

ных средств предназначена для изменения частоты и

крутящего момента в более широких пределах, чем это мо-

жет обеспечить двигатель транспортного средства.

Радиатор — аппарат для охлаждения в двигателях

внутреннего сгорания.

Карданный вал — механизм, служащий для передачи

вращения между валами, расположенными под углом друг

к другу.

Учитель: «Обратимся снова к учебнику на странице 91

и прочитаем, какой вывод сделал Ваня по устройству авто-

мобиля». Дальше учитель предлагает более подробно оста-

новиться на профессиях инженера-конструктора и автосле-

саря, прочитать определения этих понятий на странице 92

учебника и выяснить, что значит быть конструктором. «Се-

годня мы будем с вами юными конструкторами, попробуем

сконструировать модель автофургона „Мороженое“».

Учимся новому. Учитель: «Посмотрите на образец изде-

лия „Фургон „Мороженое“. Это объёмная модель издвух

основных частей — геометрических тел. Для работы над

фургоном надо познакомиться с понятием „геометрическое

тело“ и с правилами построения развёртки геометрического

тела. В учебнике на странице 92 понятие „геометрическое

тело“ выделено цветом. Что это значит? (Определение дан-

ного понятия можно найти в словарике юного технолога.)

Прочитайте определение развёртки. Посмотрите на рисун-

ки на странице 92. Какие геометрические тела там изобра-

жены? (Учитель показывает и сами геометрические тела из

бумаги или гипса.) Чем куб, пирамида и призма отличают-

ся друг от друга?» После выслушивания предположений

учащихся учитель предлагает прочитать ответ на с. 93

и найти определение понятия «грани» в словаре.

Целесообразно для закрепления изученного материала

предложить учащимся выполнить чертёж развёртки куба

на листе формата А4 по иллюстрации на с. 93 учебника.

При выполнении этой работы учитель обращает внимание

учащихся на клапаны и на их функции. После выполнения

задания можно попросить школьников попробовать опреде-

62

лить, каким геометрическим телом является одна изоснов -

ных частей фургона.

Делаем сами. Учитель: «Перед тем как приступить

к практической работе, проведём анализ образца изделия

„Фургон „Мороженое“, прочитаем план работы, рассмот-

рим иллюстрации в учебнике (страница 94) и выполним за-

дание „Фургон «Мороженое»“ в рабочей тетради (страни-

цы 44—46) до пункта 7». После того как технологическая

карта заполнена, необходимо составить план работы и

сконструировать по нему изделие.

Разметка. Разметка производится с помощью шаблона

в рабочей тетради, кроме того, учащиеся выполняют чертёж

развёртки куба с гранью нужного размера и самостоятельно

разметку 4 креплений для колёс с помощью учителя.

Раскрой. Развёртки и крепления надо аккуратно выре-

зать, помня о правилах работы ножницами.

Сборка. Сначала склеить с помощью клапанов развёрт-

ки. Затем склеить 2 геометрических тела между собой.

Учитель должен показать, как это сделать. В креплениях

для колёс надо сделать шилом отверстия с помощью учите-

ля. Затем детали надеваются на палочки и крепления при-

клеиваются к дну фургона. Важно показать учащимся, как

отрегулировать расстояние, на котором должны находить-

ся друг от друга крепления для колёс. Завершением этапа

сборки является крепление колёс к осям.

Отделка. Учащиеся самостоятельно придумывают, как

оформить изделие. Можно посоветовать им сделать аппли-

кацию изцветной бумаги, например написать на фургоне:

«Мороженое».

Подведём итоги. В конце урока учащиеся заканчивают

работу над заданием в рабочей тетради — готовят и прово-

дят презентацию своей работы по вопросам и оценивают ра-

боту по предложенным в тетради критериям.

Домашнее задание. Найдите дома металлический кон-

структор и вспомните, как с ним работать. Принесите кон-

структор на следующий урок.

Урок 21

Работа с металлическим конструктором

Изделие: грузовик, автомобиль.

Задания и материалы в рабочей тетради: «Грузовик»,

«Тест „Человек и земля“».

Задачи урока: формировать умение использовать по-

лученные знания в новых условиях: количество деталей

конструктора, последовательность операций, типы соеди-

63

нений; закреплять умение проводить анализ готового изде-

лия и на его основе самостоятельно составлять технологи-

ческую карту и план работы.

Планируемые результаты: уметь на основе готового

изделия и иллюстраций к каждому этапу работы над изде-

лием составлять план его сборки, определять количество

деталей и виды их соединений; уметь распределять работу

в группе.

Новые термины и понятия: металлический конструк-

тор.

Ресурсы и оборудование. У учителя: учебник, рабочая

тетрадь, изображения грузовиков, готовое изделие «Грузо-

вик». У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, металличе-

ский конструктор.

Ход урока

Учитель: «Прошлый урок был посвящён работе с бума-

гой и картоном, изкоторого мы сделали фургон. Какие фи-

гуры можно сложить израз вёртки? Какие геометрические

тела вы можете назвать? На этом уроке мы выполним изде-

лие изметаллического конструктора».

Учимся новому. Далее учитель предлагает обратиться к

учебнику (с. 96) и конструктору, который подготовлен на

рабочем месте ученика. Проходит обсуждение и подготовка

к работе с конструктором с помощью вопросов: какие дета-

ли конструктора вам известны? А какие инструменты? Ка-

кие виды соединений деталей конструктора вы знаете?

Учащиеся рассматривают иллюстрации на с. 96—97

учебника и образец изделия «Грузовик», демонстрируемого

учителем. После этого они самостоятельно выполняют ана-

лизиз делия. Учитель только контролирует работу. Затем

дети выполняют работу над заданием «Грузовик» в рабочей

тетради (с. 47—49) до пункта 6. При составлении плана ра-

боты проводится аналогия с процессом создания реального

грузовика (сначала подготавливается основа-платформа,

далее крепятся колёса, затем ставят двигатель, сверху ста-

вят кабину, и в последнюю очередь крепится кузов, или он

может отсутствовать и выполнять функцию прицепа).

Дополнительный материал

Грузовой автомобиль — это автомобиль, предназначен-

ный для перевозки грузов.

Развозные грузовики — это самые массовые, компакт-

ные и лёгкие грузовые автомобили. Примером могут слу-

жить почтовые автомобили. Другим распространённым

подвидом развозных грузовиков являются пикапы.

Грузовые автомобили (грузовики), предназначенные для

эксплуатации на дорогах общего пользования (с ограниче-

64

нием по осевой нагрузке), могут быть различной компонов-

ки: кабина над двигателем, капотная или полукапотная,

отличаться количеством осей (от двух до пяти) и типом

двигателя (бензиновый, дизельный, газовый, многотоплив-

ный, гибридный), но всегда имеют в основе шасси раму

лестничного или хребтового типа, предназначенную для

установки разнообразных кузовов.

Примеры грузовых автомобилей: автобетоносмесители,

пожарные автомобили, автовышки, автокраны, передвиж-

ные телевизионные станции и т. д. К наиболее распростра-

нённым типам специализированных грузовых автомобилей

относятся самосвалы.

Делаем сами. Учащиеся самостоятельно выполняют ра-

боту над изделием «Грузовик» по составленному ими плану

и иллюстрациям в учебнике.

Подведём итоги. После окончания работы над изделием

учащиеся заканчивают работу над заданием «Грузовик»

в рабочей тетради (пункты 6, 7). Они должны придумать

вопросы для подготовки презентации, организовать её и

провести. После этого работа оценивается по критериям,

приведённым в рабочей тетради. Также учащиеся отвечают

на вопросы на с. 98 учебника.

Домашнее задание. При желании выполните работу над

изделием «Автомобиль» — попробуйте собрать изделие по

иллюстрациям. Выполните задание «Тест „Человек и зем-

ля“» в рабочей тетради (с. 50—51). На следующий урок

принесите ножницы, картон, плотную бумагу, шило, ка-

рандаш, линейку, 4 спичечных коробка, клей, 4 дере-

вянные палочки, резак, нитки, иглу.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей