Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Русский язык Русская словесность 7 кл Методичка. Методическое пособие поможет учителю организовать работу по учебнику Русский язык. Русская словесность класс. Оно поможет решать задачи, определенные современными государственными документами об образовании.


Скачать 372.03 Kb.
НазваниеМетодическое пособие поможет учителю организовать работу по учебнику Русский язык. Русская словесность класс. Оно поможет решать задачи, определенные современными государственными документами об образовании.
АнкорРусский язык Русская словесность 7 кл Методичка.pdf
Дата26.01.2018
Размер372.03 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаRusskiy_yazyk_Russkaya_slovesnost_7_kl_Metodichka.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодическое пособие
#35491
страница8 из 9
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9
Виды лирики.
Своеобразие языка лирического произведения,
изображение явлений и выражение мыслей и
чувств поэта средствами языка в лирике.
Лирический герой. Ролевая лирика».
Композиция лирического стихотворения.
Образ-переживание в лирике.
В и д ы деятельности учащихся Понимание смысла лирического произведения на основе наблюдений над словесными средствами выражения его содержания. Умение передать

в выразительном чтении идейно-художественное
своеобразие стихотворения. Сочинение-эссе, раскрывающее личное впечатление о стихотворении,
об использовании специфических средств изображения и выражения, присущих лирическому произ-
ведению.
В 5 и 6 классах школьники учились отличать лирическое произведение от произведений других родов словесности, говорили об особенностях языка стихотворений, знакомились с ритмом, рифмой,
строфой, учились определять размер стиха. В 7 классе мы вновь говорим о своеобразии стихотворной речи, потому что теоретические понятия должны служить инструментом проникновения в смысл каждого нового произведения, а это достигается опытом,
практикой. При изучении этой темы следует опираться на приобретенные ранее знания и умения.
Главная задача, которую надо решать теперь, выработка умения читать лирические произведения в их родовой специфике и пробуждение интереса клирике. Трудность здесь в том, что в этом возрасте семиклассники еще не приобрели потребности читать лирику. Такая потребность возникает чуть позже. В этом же возрасте подростки в книге, в том числе ив стихах, ищут лихо закрученного сюжета. Их интересуют произведения приключенческие, где много действия, где происходят события. И читают они (если вообще читают) в основном прозу. И только редкие единицы интересуются лирикой. Однако кое-кто из ребят пытается сочинять стихи.
Поэтому мы в основном отбирали стихотворения сюжетные, балладного типа. И если учитель станет проводить дополнительные уроки, посвященные поэзии, или на уроках литературы или словесности пятиминутки поэзии, то это также следует учесть. А читать стихи на уроке необходимо.
При изучении этого раздела мы мало обращаем внимания на различение видов лирики, потому что
современная лирическая поэзия почти отказалась от такого различения. Однако, встречаясь с произведениями прошлого, мы можем увидеть и идиллию,
и думу, и послание, и другие виды. Тогда потребуются некоторые разъяснения, что это такое.
Мы обратим основное внимание на соотношение изображения и выражения в лирике, на особенности героя и способы выражения его внутреннего мира,
на специфику композиции лирического произведения и художественного образа в нем. Эти понятия ребята освоят при конкретном рассмотрении отдельных произведений, например анализируя стихотворение АС. Пушкина Зимнее утро».
Заметим одно важное требование к анализу лирики. Анализ нед о л жен засушить произведение, но, напротив, выявить вне мглу б и н н ы й смысл. Примеры такого анализа ребята видели в 5 и 6 классах, есть они ив этом учебнике, и учитель может показать учащимся, как при внимательном чтении в стихах открывается богатство их содержания. Напомним, каковы особенности анализа лирики.
В кабинетах литературы нередко можно встретить памятки Как анализировать лирическое стихотворение. Они полезны, если не абсолютизировать какой-то один путь анализа. Ведь способ проникновения в смысл произведения зависит от характера данного конкретного стихотворения. И важно, чтобы наблюдения над средствами языка, над композицией произведения небыли самоцелью, не приводили к унылому перечислению эпитетов и метафора служили проникновению в смысл стихотворения, в то, что В. Г. Белинский называл его пафосом. Под пафосом мы понимаем единство мысли и чувства, умное чувство, эмоционально окрашенную мысль.
Прежде чем приступать к анализу стихотворения в классе, его надо как следует прочесть вслух. Основа изучения лирического произведения — эмоциональное впечатление. Без этого всякий разговор не только бесполезен, но попросту вреден.
Это относится не только к тем произведениям, с которыми учащиеся знакомятся впервые, но и к тем,
которые им известны с детства. Ведь теперь стихи будут восприняты по-новому, потому что они обладают удивительным свойством расти и меняться вместе с ростом человека.
Кто должен прочесть стихотворение Лучше всего это сделает учитель. Это, конечно, должно быть хорошо подготовленное чтение. И только в отдельных случаях можно поручить прочтение специально подготовленному ученику. А хуже всего получаются уроки, где первоначальное чтение звучит в записи.
Это происходит потому, что стихотворение, прочитанное мастером слова, несет в себе уже открытый чтецом смысл, какой-то один смысл. А учитель читает данному классу, этим ученикам, читает для того, чтобы над стихотворением думать. Поэтому записи чтения артистов целесообразно использовать после анализа стихотворения, чтобы выявить различия в трактовке произведения разными чтецами или сравнить то, что выразил чтец, стем, что обнаружили ребята в процессе анализа.
Теперь можно начать анализ стихотворения.
Первое, на что надо обратить внимание, — лексика. Что можно сказать о лексическом значении слов предметные они или отвлеченные Есть ли в стихотворении архаизмы, неологизмы, слова заимствованные Какова стилистическая окраска слов,
какие слова преобладают — поэтические или разговорные, есть ли просторечие, диалектизмы, есть ли слова высокие, книжные, традиционно-поэтиче- ские, народно-поэтические? Какие слова эмоционально нейтральны, какие несут в себе эмоцию, положительную или отрицательную
Какие слова являются синонимами, антонимами,
омонимами, паронимами Какую роль они играют?
Слова в стихах многозначны. Какими средствами достигается углубление значения слова Есть ли в стихотворении слова в переносном значении — метафоры (в том числе олицетворения) и метонимии
(в том числе синекдохи Есть ли эпитеты и сравнения Какую роль они играют?
Как стих помогает выявить в словах их смысл?
Стих заставляет слова вступать в особые отношения
(об этом говорилось в § 24, 26, 90, 91). Есть ли деление строки на части и зачем это делается Какую роль в углублении значения слов играет рифма?
Какую роль выполняет звучание слов Есть ли аллитерации и ассонансы? Помогают ли они увидеть сходство значений словили противопоставить их друг другу Помогают ли они ощутить красоту и гармонию Или служат звукоподражанию, изобразительной цели?
В чем своеобразие морфологии в произведении?
Какие части речи преобладают, какие формы слов?
Какое это имеет значение?
Как построено стихотворение Какие слова в нем противопоставлены друг другу, какие являются синонимами В каких отношениях находятся строки и строфы, сопоставлены они или противопоставлены?
Какими синтаксическими средствами это достигается Есть ли в стихотворении синтаксические поэтические фигуры антитеза, инверсия, анафора, эпи- фора, повторы, параллелизмы, градация, риторическое обращение, риторический вопрос и риторическое восклицание Как развивается поэтическая мысль В чем своеобразие интонации стихотворения Как надо прочесть те или иные строки?
Иногда для понимания смысла стихотворения важны внетекстовые связи в какую эпоху создано стихотворение Какие факты биографии поэта надо знать Какие литературные традиции проявились в
произведении и как относится к ним поэт (Это важно, например, при анализе пародии) Каков вид и жанр произведения Иногда важно бывает сопоставить стихотворение с другими произведениями того же поэта или с произведением на близкую тему другого поэта, чтобы увидеть своеобразие анализируемого текста. Иногда понять произведение помогут сведения о его творческой истории, об условиях его создания, об адресате стихотворения, сравнение окончательного текста с черновыми вариантами.
На основании всех наблюдений можно понять об- раз-переживание, раскрытый в этом стихотворении,
увидеть своеобразие лирического героя произведе- ния.
Приведенный здесь план не является общим планом, то есть анализ необязательно строить именно в такой последовательности. Иногда надо начать с выяснения жанра, а в другом случае — начать с истории создания произведения. Иногда на первый план выступает звуковая организация речи, и надо понять, какую роль она играет. Иногда в глаза бросается противопоставление образов, и отсюда можно идти в анализе. И конечно же недопустимо в каждом стихотворении обнаруживать все те признаки, око- торых мы сказали — это только убьет художественное произведение. Анализ стихов — дело творческое, здесь важно первоначальное эмоциональное впечатление, оно уже дает понимание произведения,
а наблюдения над словесными средствами нужны для углубления понимания смысла. При анализе необходим выбор тех средств, которые являются самыми главными именно для этого стихотворения,
позволяют проникнуть в глубину, недоступную при первом чтении. Иногда весь смысл произведения открывается в наблюдениях над лексикой, а в других стихах важны иные стороны художественной формы Вряд ли целесообразно предлагать учащимся записывать план анализа стихотворения. Лучше всего анализу учиться на образцах, и такие образцы учитель должен показать в классе. При этом следует остерегаться как поверхностных суждений, не подкрепленных достаточными наблюдениями, таки занудного топтания на месте, бесконечного перечисления всех средств художественной изобразительности. Здесь в полной мере должен проявиться творческий подход учителя. Надо заранее отобрать те факты, на которые следует обратить внимание на уроке, и умело поставленными вопросами нацелить учеников на осмысление их. Показать учащимся значимость различных сторон поэтического языка и фонетики, и лексики, и словообразования, и морфологии, и синтаксиса не только увидеть особенности языка, но и понять, какое содержание выражено с помощью именно такого построения поэтической речи.
Что касается теоретической части главы, то здесь возможны те же приемы работы, о которых мы уже говорили чтение параграфов учащимися с последующим обсуждением проблемы, дополнение материала самостоятельными наблюдениями учащихся над другим произведением, составление тезисов или конспекта, устное формулирование главной мысли раздела и т. д. Разумеется, отдельные вопросы потребуют разъяснений учителя.
Задания раздела Проверьте себя могут вызвать трудность, поэтому предложим некоторые варианты рассуждений о них.
В стихотворении Э. Мошковской (задание 2) мы прежде всего обратим внимание на то, что в нем много повторов. Зачем они использованы Вероятно, затем, чтобы передать сосредоточенное на самом себе чувство, ведь Павлин ничего не видит вокруг себя,
любуется собой, только о своей красоте и думает.
С помощью этих повторов автор показывает, как
торжественно Павлин выступает, величаво неся свой хвост, — то есть повторы играют изобразительную роль. Но они одновременно и выражают чувство сосредоточенности, которым проникнуто изображе- ние.
Обратим внимание также на вновь созданные слова неологизмы ослепин и красотин. В них выражено тоже самолюбование. И еще важно, что слова эти графически выделены, напечатаны прописными
(заглавными) буквами. Потому что они и есть самое главное. Поэты редко прибегают к такому прямолинейному подчеркиванию главных словно здесь это оправдано чувство-то уж очень прямолинейное.
Но у читателя не возникает восторга. Напротив,
отношение к Павлину ироническое. Вообще существует такая закономерность если о чем-то говорится с чрезмерной назойливостью, отношение к явлению складывается противоположное. Вот и здесь мы иронически смотрим на то, как любуется собой Павлин.
А когда читаем последние строки, в которых четырехстопный хорей разбит на четыре части, мы произносим эти слова медленно и неожиданно спотыкаемся на последнем слове ОДИН. Ив этом слове проявляется, благодаря его выделенности, значение одиночества. Уже не красивейшим из всех, не единственным, а одинокими несчастным предстал перед нами Павлин. Это потому, что слово один многозначно, и здесь высветилось его иное значение, чем рань- ше.
И теперь мы в полной мере почувствуем, что за изображенным встает другой смысл. Ведь это не о Павлине, а о человеке идет речь. О самодовольном и самовлюбленном эгоисте, который оказывается одинокими несчастным.
Выполняя задание 4, можно обнаружить много сходных и многоразличных свойств в эпических и лирических произведениях. Но пусть семиклассники назовут хотя бы три различия. Обнаружить их помогут вопросы) Какова форма словесного выражения содержания (стихотворная или прозаическая) Каков способ изображения внутреннего состояния (В эпическом произведении автор как бы смотрит снаружи, извне и изображает переживание как цепь последовательных состояний, а в лирике обобщенное изображение состояния как бы изнутри,
как непосредственно ощущаемого сейчас) Какую роль в произведении играет изображение состояния героя (В эпическом произведении оно является одним из средств раскрытия характера героя, наряду с изображением поступков, описанием внешности, пейзажем, речью героя, а в лирике служит главным содержанием стихотворения, главным средством создания образа лирического героя.)
Остановимся на стихотворении И. А. Бунина
«Густой зеленый ельнику дороги. Прежде всего вообразим картину, нарисованную поэтом бунинские стихи обычно очень живописны, ярко изобразитель- ны. А здесь представить надо не только то, что непосредственно видит поэт, но и то, что он восстанавливает по приметам, по следам.
Как женам удается так точно воссоздать в своем воображении картину Благодаря словам, которые употребил поэт. Впервой строфе много слов конкретного, предметного значения существительных ельник, дорога, снега, олень. Но этого мало, предметы предстают сих признаками, это передают при- лагательные-эпитеты. Ельник зеленый, так уже с первых слов становится понятно, что это зима, ведь летом ельник не выделяется зеленым цветом из массы других деревьев. И еще ельник густой
— лес весь хвойный, если даже у дороги растет ельника не светолюбивые кусты.
Неполное предложение впервой строке и назыв- ное — во второй создают особую интонацию, передающую спокойное, светлое чувство мир прекрасен,
свеж, полон жизни. В гармонии с такой картиной появляется олень — такой же прекрасный, сильный, стройный, могучий. Об этом опять-таки говорят прилагательные-эпитеты. Глаголов здесь мало,
потому что событие пока не происходит. Картина дана как бы средствами живописи, мы даже можем представить ее в раме.
Но вот картина оживает. Олень показан в движении, в действии. Последам поэт определяет, что олень делал, поэтому во второй строфе преобладают глаголы натоптал, гнул, скреб, осыпалось.
В третьей строфе меняется сам характер стиха.
Если раньше пятистопный ямб передавал спокойное любование картиной, то теперь оно сменяется рассказом о событии. И строки ямба становятся неровными, появляются внутристиховые паузы. Первая строка звучит также, как и предыдущие, этому способствует и начало строфы опять с неполного предложения без глаголов:
Вот снова след, размеренный и редкий...
А со второй строки возникает движение, создается ощущение неожиданности:
И вдруг — прыжок (пауза) И далеко в лугу (пауза)
Теряется собачий гон, (пауза) и ветки (пауза),
Обитые рогами набегу Стих выравнивается в последней строфе, и этим он как бы говорит нам, что гармония снова восстановилась. И меняется характер лексики. Если раньше это были слова обычные, не несущие особой эмоциональной окраски, эмоционально нейтральные, то здесь появляются слова ярко эмоциональные легко,
бешено, в избытке свежих сил, радостно, красоту. Слова в основном книжные, высокие, отвлеченные. Потому что картина теперь приобрела значение философского вывода, возникает мысль о торжестве жизни, о силе красоты, побеждающей смерть.
Особое значение приобретает антитеза красота —
смерть.
Общему эмоциональному впечатлению способствует и звуковая организация поэтической речи.
Вслушайтесь в звучание последних трех строк:
Как бешено, в иЗбыТке Свежих Сил,
В СТРемиТельноСТи яРоСТно-ЗвеРиной,
Он кРаСоТу оТ СмеРТи уноСил!
В словах красота и смерть одни и те же звуки:
[р], ст. Благодаря сходству звучания сильнее чувствуется противопоставление их смысла. А остальные слова повторяют эти главные звуки и тем самым как бы еще ярче выделяют основные слова,
антитезу красота
смерть.
Чрезвычайно полезный вид работы, позволяющий увидеть своеобразие произведения — сравнение стихотворений на близкую тему. С такой целью можно сопоставить стихи разных поэтов о Пушкине,
о Москве, об осени или зиме, о детстве, о войне и др.
Например, стихотворение НА. Заболоцкого О красоте человеческих лиц и Е. Винокурова Лицо человеческое Журавли Н. Заболоцкого и «Орел»
А. Яшина и другие произведения.
Приведем материал для такой исследовательской работы. Для сопоставления возьмем произведения
С. И. Кирсанова и НА. Заболоцкого.
Прочитаем два стихотворения, написанные разными поэтами. В них изображены похожие события:
врач спасает больного ценой собственной жизни. Но мысли, выраженные поэтами, совершенно различны. Какую мысль утверждает Заболоцкий и какую —
Кирсанов? Чтобы понять мысль поэта, надо внимательно вчитаться в произведение
Творчество Принесли к врачу солдата только что из боя,
но уже в грудине бьется сердце молодое.
В нем застрял стальной осколок,
обожженный, грубый.
И глаза бойца мутнеют,
и синеют губы.
Врач разрезал гимнастерку,
разорвал рубашку,
врач увидел злую рану сердце нараспашку!
Сердце скользкое, живое,
сине-кровяное,
а ему мешает биться острие стальное...
Вынул врач живое сердце из груди солдатской,
и глаза устлали слезы от печали братской.
Это было невозможно,
было безнадежно...
Врач держать его старался бесконечно нежно.
Вынул он стальной осколок нежною рукою и зашил иглою рану,
тонкою такою...
И в ответ на нежность эту под рукой забилось,
заходило в ребрах сердце,
оказало милость.
Посвежели губы брата,
очи пояснели,
и задвигались живые руки на шинели
Но когда товарищ лекарь кончил это дело,
у него глаза закрылись,
сердце онемело.
И врача не оказалось рядом по соседству,
чтоб вернуть сердцебиенье и второму сердцу.
И когда рассказ об этом я услышал позже,
и мое в груди забилось от великой дрожи.
Понял я, что нет на свете выше, чем такое,
чем держать другое сердце нежною рукою.
И пускай мое от боли сердце разорвется это в жизни, это в песне
Творчеством зовется (С. Кирсанов
)
Пусть семиклассники подумают каков размер стиха и какова интонация, с которой поэт рассказывает о событии Какое чувство передано в стихотворении Обратите внимание на эпитеты, которыми характеризуются предметы. Какую роль играет антитеза?
Зачем С. Кирсанов так подробно описывает происходящее Почему в стихотворении много деталей?
Какие детали можно назвать описательными, какие повествовательными, важными для изображения события?
Найдите слова, которые повторяются в стихотворении. Какую роль играют повторы?
Почему стихотворение называется «Творчество»?
Почему история врача, который спас раненого и погиб сам, пробудила у поэта мысль о собственной деятельности Есть ли здесь сходство Как вы поняли последние три строфы?
И вот второе стихотворение.
С мер т ь врача В захолустном районе,
Где кончается мир,
На степном перегоне
Умирал бригадир.
То ли сердце устало,
То ли солнцем нажгло,
Только силы не стало
Возвратиться в село.
И смутились крестьяне:
Каждый подлинно знал,
Что и врач без сознанья
В это время лежал.
Надо ж было случиться,
Что на горе-беду
Он, забыв про больницу,
Сам томился в бреду.
И, однако ж, в селенье
Полетел верховой.
И ресницы в томленье
Поднял доктор больной.
И под каплями пота,
Через сумрак и бред,
В нем разумное что-то
Задрожало в ответ.
И к машине несмело
Он пошел, темнолиц,
И в безгласное тело
Ввел спасительный шприц.
И в степи, на закате,
Окруженный толпой,
Рухнул в белом халате
Этот старый герой.
Человеческой силе
Не положен предел:
Он, и стоя в могиле,
Сделал то, что хотел.
(
1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей