Главная страница

Цветкова Л.С. Методика оценки динамики речи лиц... Методика включает пробы


Скачать 16.14 Kb.
НазваниеМетодика включает пробы
АнкорЦветкова Л.С. Методика оценки динамики речи лиц.
Дата12.01.2018
Размер16.14 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЦветкова Л.С. Методика оценки динамики речи лиц...docx
ТипТесты
#34618
Каталог

Методика оценки динамики речи лиц с афазией

Л.С. Цветковой.

Методика включает пробы (тесты), учитывающие:

  • Форму афазии;

  • Центральные механизмы нарушения речи при каждой форме афазии по классификации А.Р.Лурия;

  • Центральные ее симптомы (дефекты);

  • Степень ее выраженности.

Эта методика способна:

  • Выявлять разные уровни нарушения речи, сенсомоторный и семантический;

  • Оценивать состояние речи (и ее динамику) на уровне слова, фразы, высказывания.

Методика решает задачи объективной количественной оценки состояния и динамики речи при афазии на основе качественного анализа дефекта.

Тесты на экспрессивную речь.

Диалог.

Одно из важнейших проявлений способности субъекта к вербальной коммуникации. Диалог- одна из наиболее жизненно важных сторон вербального общения. Поэтому включение этого теста приближает нас к исследованию естественного процесса общения.

В тест входит 10 вопросов. Первые 5 вопросов требуют простого ответа словами «да», «нет», «хорошо».Затем следуют вопросы, требующие ответа словосочетанием или предложением. Таким образом, усложнение проб здесь идет по параметрам длины и грамматической сложности требуемого ответа.

Называние.

Состоит из 2 тестов:

  • Называние предмета;

  • Называние действия.

В этих тестах больному предлагается назвать 30 картинок с изображением предметов и действий. Ранжировка заданий по сложности в этих тестах осуществляется с помощью таких параметров, как частотность, длина и звуковая сложность слова.

Составление предложений по картинкам.

Тест состоит из 15 проб, расположенных в порядке возрастающей сложности. Первые 5 картинок являются наиболее простыми, затем следуют картинки, которые могут быть описаны предложениями с предложным дополнением. И наконец, содержание последних картинок может быть передано с помощью распространенного или сложноподчиненного предложения.

Составление рассказа по картинке.

В этом тесте больному дается задание на описание сюжетной картинки «Опять двойка», при передаче содержания которой необходимо выделение общего действия, связывающего всех героев картинки, и создание на этой основе программы высказывания. На составление рассказа дается 3 минуты.

Тесты на импрессивную речь.

Понимание диалога.

Первые 5 вопросов направлены на выяснение контекстного понимания, поэтому они ограничены в объеме, просты в грамматическом отношении, часто употребляемы в ситуации общения с больным. В следующих 5 пробах исследуется возможность понимания речи при переходе от одной ситуации к другой, с ней не связанной, возрастает объем и сложность построения вопросов.

Понимание слов.

В методику включены 2 теста:

  • Понимание значения слов, обозначающих предметы;

  • Понимание значения слов, обозначающих действия.

Тест состоит из 30 проб, в каждой из них больной должен показать от одной до трех картинок, изображающих предметы или действия в соответствии с предъявляемым словом. Слова сгруппированы в 3 группы, по 10 в каждой. Так, первую группу составили слова частотные и не связанные друг с другом ни по звучанию, ни по значению. В следующую группу входят слова, близкие по звучанию средней частотности. В последнюю группу включены слова, близкие по значению, входящие в одно смысловое поле.

Понимание предложений.

В тест входит 25 стимульных заданий и исходных фраз. Каждой фразе соответствует одна картинка, предъявляемая в поле других картинок. Объем поля изменяется от2 до 6 картинок. Затем подается на слух стимульная фраза и больной должен найти адекватную картинку. Помимо этого, в тест включены пробы на понимание предложных и пассивных конструкций.

Понимание вербальных инструкций.

При исследовании понимания предложений используется опора на картинки. Но в реальном общении более часты ситуации, где такой опоры не существует. Поэтому в методику включен тест на понимание вербальных инструкций, где индикатором понимания является адекватное выполнение заданных действий.

В тест входит 10 инструкций, которые предлагаются больному последовательно для выполнения, возрастает объем и грамматическая сложность проб.
перейти в каталог файлов
связь с админом