Главная страница
qrcode

ПИСКАРЕВА Н.ВКР (автовосстановление) (1). Министерство общего и профессионального образования Свердловской области


НазваниеМинистерство общего и профессионального образования Свердловской области
Дата20.10.2019
Размер301 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПИСКАРЕВА Н.ВКР (автовосстановление) (1).doc
ТипРеферат
#64394
страница1 из 3
Каталог
  1   2   3

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Нижнетагильский педагогический колледж № 2»



Пискарева Наталья Андреевна



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИЦИРОВАННАЯ РАБОТА



Специальность: 44.02.04. «Специальное дошкольное образование»


Руководитель: Зацепина А. В.,

преподаватель высшей


квалификационной категории

2019
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
3
Глава 1.
Теоретические аспекты развития лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами дидактических игр


9
1.1.
Развитие лексической стороны речи в старшем дошкольном возрасте

9
1.2.
Особенности развития лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи


13
1.3.
Возможности дидактических игр в развитии лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи


16
Глава 2.

Проектирование деятельности воспитателя по развитию лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами дидактических игр


21
2.1.
Исследование уровня развития лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи


21
2.2.
План деятельности воспитателя по развитию лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр

29
Заключение
39
Список использованных источников
42
Приложение




ВВЕДЕНИЕ

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Речь является одним из самых мощных факторов и стимулов в развитии ребенка, открывает доступ ребенку ко всем достижениям человеческой культуры, формирует личность человека в целом, является основой психических процессов. От богатства словарного запаса идет умение выбрать точное слово, что способствует ясности и точности мышления.

В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. К моменту выпуска из детского сада они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования содержание образовательной области «Речевое развитие» включает «владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря» [24, с. 7]. Также, целевые ориентиры Федерального государственного образовательного стандарта на этапе завершения дошкольного образования предусматривают «достаточно хорошее владение дошкольником устной речью, умение выражать свои мысли и желания, использование речи для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, умение выделять звуки в словах; у дошкольников складываются предпосылки грамотности» [24, с. 28].

В ходе речевого развития ребёнок постепенно овладевает языковыми средствами общения: происходит накопление его словарного запаса, формирование системы различных форм слов и словосочетаний. В процессе общего и речевого развития словарь ребёнка не только обогащается, но и качественно совершенствуется. Постепенно ребёнок овладевает смысловым значением слова, повышается уровень обобщения.

С точки зрения речевой патологии одним из наиболее распространенных нарушений является общее недоразвитие речи (ОНР). Изучая отклонения речевого развития у детей с нормальным слухом и интеллектом, профессор Р. Е. Левина впервые выделила и описала особую категорию детей с проявлениями системной несформированности всех языковых структур (фонетики, грамматики, лексики), которую и обозначила термином «общее недоразвитие речи» [12, с. 68].

Изучение развития речи в норме проводилось многими отечественными и зарубежными исследователями: Е.И. Тихеева, А.Н. Гвоздев, М. Зееман и др. [5, с 119].

Было выявлено, что в ходе нормального речевого развития ребёнок постепенно овладевает языковыми средствами общения: происходит накопление его словарного запаса, формирование системы различных форм слов и словосочетаний. В процессе общего и речевого развития словарь ребёнка не только обогащается, но и качественно совершенствуется. Постепенно ребёнок овладевает смысловым значением слова, повышается уровень обобщения.

Изучением особенностей лексики детей с общим недоразвитием речи и созданием методик коррекционной работы занимались такие отечественные ученые как О. Н. Громова, Л. П. Ефименкова, Н. С. Жукова, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, В. И. Селиверстов, Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичева. Г. В. Чиркина и др. [7, с 49].
Проблема развития лексики у старших дошкольников актуальна тем, что сформированность этого компонента структуры языка является необходимой при поступлении в первый класс массовой школы. Так как уже установлено, что нарушения письма и чтения у детей чаще всего появляются в результате общего недоразвития всех компонентов языка. Дисграфия и дислексия возникают, как правило, у детей с общим недоразвитием речи.

Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает включение в Программу содержания коррекционной работы и/или инклюзивного образования, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья [24, с. 12].



Объект исследования – развитие лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования – дидактические игры как средство развития лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Цель исследования: проектирование деятельности воспитателя по развитию лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами дидактических игр

Задачи:

1. Рассмотреть развитие лексической стороны речи в старшем дошкольном возрасте.

2. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

3. Раскрыть возможности дидактических игр как средства лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

4. Провести исследование уровня лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, проанализировать полученные результаты.

5. Спроектировать деятельность педагога по развитию лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами дидактических игр

Практическая значимость работы заключается в разработанном комплексе дидактических игр для развития лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами дидактических игр, который может быть использован в совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми, а также родителями.

Для решения поставленных задач были использованы теоретические методы исследования: изучение и анализ теоретических источников по проблеме исследования; эмпирические методы: наблюдение, анализ результатов.

База исследования: МДОУ «Детский сад «Чебурашка» г. Качканар.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

В данном исследовании лексического навыка у старших дошкольников с общим недоразвитием речи мы опирались на Алексееву М.М., Яшину Б.И.[1], Бородич А.М. [2], которые в своих методиках выделили основные параметры лексического строя речи, а также систему словарной работы. О. С. Ушакова рассматривает развитие речи у детей в норме поэтапно, разработав программу развития речи детей дошкольного возраста в детском саду [22, с 112].

Р. И. Лалаева и Н. В. Серебрякова в своей работе «Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи» отмечают, что дети с общим недоразвитием речи затрудняются без помощи взрослого использовать в составе высказываний лексические единицы в соответствующем падеже, времени, лице, роде и др. [11, с. 58].

Т. Б. Филичева и Г. В. Чиркина подчеркивают, что ребенок с нарушением речи даже в старшем дошкольном возрасте использует, как правило, только наиболее широко распространенные в обиходно-разговорной речи лексические единицы [26, с. 36].

Т. Б. Филичева рекомендует широко использовать дидактические игры у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи для формирования лексического строя, так как дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление; именно в ней ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь [26, с. 15].

Во введении нами была обоснована актуальность проблемы развития лексической стороны речи детей с общим недоразвитием речи. Определены объект, предмет исследования; поставлена цель и задачи для ее решения.

В первой главе мы изучили теоретические аспекты развития лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами дидактических игр. Рассмотрели структуру лексического строя речи, развитие словарного запаса в норме и особенности его развития у детей с общим недоразвитием речи. Также определили роль дидактической игры в развитии словаря детей старшего дошкольного возраста.

Во второй главе мы провели исследование уровня развития лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по методике И. А. Смирновой, разработали план деятельности воспитателя по развитию лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и план по взаимодействию с родителями по вопросу исследования.

В заключении мы сделали вывод о том, что проблема формирования словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи занимает одно из важных мест в современной педагогике, а вопрос о состоянии лексики при различных речевых нарушениях и о методике ее формирования и развития является особо актуальным.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

1.1 Развитие лексической стороны речи в старшем дошкольном возрасте

Лексика – совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей. Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания о каких-либо объектах, явлениях [23, с 48].

Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явление, действие и признаки окружающей действительности [23, с 52].

Различают словарь активный и пассивный. Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под активным – употребление их в речи. Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями. Развитие словаря ребенка тесно связано с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи [1, с. 146].

В структуру лексического строя речи входит:

– номинативный словарь (существительных) – служащий для называния, обозначения (предметов, явлений, качеств, действий);

– предикативный (глагольный) словарь – это вся совокупность слов, обозначающих действие или состояние предмета, в данном языке.

– атрибутивный словарь (прилагательных) – определительный, употребляющийся в качестве определения;

– словари служебных частей речи (наречия, местоимения и так далее) [23, с 59].

Дошкольный возраст – период активного усвоения всех структур родного языка, уникальное время для становления и развития лексикона.

Речь дошкольника формируется и развивается с нескольких сторон: фонетической, лексической, грамматической, которые выступают в тесном единстве, в то же время каждая из них имеет своё значение, влияющее на развитие речевого высказывания. При формировании словарного запаса на первое место выдвигается семантический компонент, так, как только понимании ребёнком значения слова (в системе синонимических, антонимических, полисемантических отношений) может привести к сознательному выбору слов и словосочетаний, точному их употреблению в речи.

При благоприятных социальных условиях и правильном воспитании обогащается жизненный опыт ребёнка, совершенствуется его деятельность, развивается общение с окружающим миром, людьми. Всё это приводит к активному росту лексикона, который увеличивается очень быстро [4, С 37].

Изучению особенностей усвоения лексики детьми с нормальным речевым развитием посвящены исследования, в которых рассматриваются вопросы развития лексики с точки зрения, точности употребления [1, с. 29].

В старшем дошкольном возрасте словарь ребенка составляет – до 5000 слов, при этом активный словарь – 3500 слов, пассивный словарь –1500 [7, с. 105].

Ребёнок старшего дошкольного возраста расширяет сферу своего общения, он уже в состоянии рассказать не только непосредственно воспринимаемые обстоятельства, но и то, что было воспринято и сказано раньше. Вместе с тем в речи детей старшего дошкольного возраста сохраняются черты предыдущего этапа развития: при рассказывании они часто пользуются указательными местоимениями этот, там [16, с. 21].

Дети в старшем дошкольном возрасте уже могут образовывать прилагательные от существительных, различные части речи от одного корня (бегун – бежать – бегущий, певец – петь – поющий, синий – синеть – синева), а также существительные от прилагательных.

У старших дошкольников возраста совершенствуются элементы звуковой стороны слова, необходимые для формирования высказывания: темп, дикция, сила голоса и интонационная выразительность. В высказываниях детей этого возраста появляются разнообразные слова, которые выражают состояние и переживание, начинает развиваться связная речь [16, с.37].

Анализируя словарный состав разговорной речи детей старшего дошкольного возраста, можно отметить, что в основном у них заканчивается формирование ядра словаря. Вместе с тем «семантическое» и частично грамматическое развитие остаётся ещё далеко незавершённым.

Уточнение смыслового содержания слов к старшему дошкольному возрасту набирает силу. В речи наряду с употреблением слов с обобщающим значением применяются слова с отвлечённым значением (радость, печаль, храбрость). Сначала дошкольники не осознанно используют метафоры в своей речи, но в старшем возрасте наблюдаются осознанные случаи употребления метафоры. У них появляется большой интерес к слову и его значению. Словарь старшего дошкольника активно обогащается за счёт слов, придуманных ими («колоток», «копатка», «жданный»). В этом возрасте словотворчество составляет одну из важных особенностей детской речи и является показателем освоения морфологических элементов языка, с которыми связано количественное накопление слов и развитие их значений [14, с. 122].

В соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой [17, с. 122] у детей в старшем дошкольном возрасте:

- обогащается речь существительными, обозначающими предметы бытового окружения;

- прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов;

-наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду;

- пополняется бытовой, природоведческий, обществоведческий словарь детей.

Дошкольники упражняются в подборе существительных к прилагательному (белый – снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун – озорник – проказник), с противоположным значением (слабый – сильный, пасмурно – солнечно). Интересуются смыслом слова.

Стараются употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом. Совершенствуют умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. Осваивают выразительные средства языка [17, с 127].

Учитывая выше сказанное можно сделать вывод о том, что старший дошкольный возраст – конец периода спонтанного овладения родным языком. К этому времени ребёнок, с одной стороны, уже в такой мере овладевает обширным лексиконом, всей сложной системой грамматики и связной речью, что усваиваемый язык становится для него действительно родным. С другой стороны, семантическое и частично грамматическое развитие речи ребенка остается еще далеко незавершенным.

1.2 Особенности развития лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллект[12, с 227].

У детей с ОНР наблюдается патологический ход речевого развития. Основными признаками ОНР в дошкольном возрасте является позднее начало развития речи, замедленный темп речевого развития, ограниченный, не соответствующий возрасту словарный запас, нарушение формирования грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия. При этом у детей отмечается сохранность слуха и удовлетворительное понимание доступной для определённого возраста обращённой речи. Речь детей с ОНР может находиться на разном уровне развития. Исходя из коррекционных задач, Р.Е. Левина использовала системный подход к анализу речевых нарушений и условно обозначила три уровня ОНР [12, с. 59].


Первый уровень – самый низкий. Активный словарь состоит из нескольких искаженно произносимых слов бытовой тематики (девочка – «дека», яблоко – «яба»), звукоподражаний (машина – «би-би», кошка – «мяу», упал – «бух»), контурных слов (лопата – «папата», машина – «питина»). Дети используют одинаковые звуковые сочетания для обозначения предметов, действий, качеств, передавая различие интонацией, жестами и мимикой (открывать – «древ» дверь), кровать – «пать» спать).

На втором уровне развития речи дети используют постоянный искаженный и ограниченный запас слов. В словаре имеются обозначения предметов, их признаков, действий. Возможно пользование местоимениями, иногда союзами и простыми предлогами. Дети могут ответить на вопросы по картине, а также на личностно значимые темы. Однако объем словаря является недостаточным, значения слов не сформированы, нарушен поиск слова. Дети затрудняются в назывании многих предметов (одежды, обуви, мебели, профессий и др.), признаков (цвета, формы, величины), действий. В речи имеют место замены слов близкими по смыслу.

У детей с ОНР третьего уровня развития речи имеется развёрнутая фразовая речь с элементами лексического недоразвития. Понимание речи приближается к норме. В активной речи детей недостаточно представлены прилагательные, наречия, местоимения, причастия, деепричастия, союзы, предлоги. Наблюдается неточность значений слов, замены слов по смыслу (кузнечик – жук, платье – юбка). Затруднения вызывает поиск однокоренного слова, образование новых слов с помощью приставки или суффикса.

Т.Б. Филичева выделяет четвёртый уровень речевого развития – лёгкая форма речевой патологии, при которой у детей отмечаются неявно выраженные, но стойкие нарушения в овладении языковыми механизмами словообразования, словоизменения, в употреблении слов сложной структуры [26, с. 39].

На фоне относительно развёрнутой речи у детей с общим недоразвитием речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Дети с общим недоразвитием речи не используют слова с отвлеченным значением, так как не могут объяснить их значения без наглядности. Неумение пользоваться способами словообразования создаёт трудности в использовании вариантов слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют названия части предмета названием целого предмета, нужное слово – другим, сходным по значению.

Траугoтт Н.Н. отмечает у детей с ОНР, имеющих нормальный слух и первично сохранный интеллект, скудный, отличающийся от нормы словарь и своеобразие его употребления, узко ситуативный характер словаря. Дети не сразу начинают употреблять в различных ситуациях речевого общения слова, усвоенные ими на занятиях, при изменении ситуации теряют слова, казалось бы, хорошо знакомые и произносимые ими в других условиях [21, с. 42].

Особенно большие различия между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдается при актуализации предикативного словаря. У дошкольников с ОНР выявляются трудности в назывании многих прилагательных, употребляющихся в речи их нормально развивающихся сверстников. В глагольном словаре дошкольников с ОНР преобладают слова, обозначающие действия, которые ребёнок ежедневно выполняет или наблюдает. Трудно усваиваются слова обобщённого значения, слова, обозначающие оценку, качества, признаки и др.

Нарушение формирования лексики у этих детей также выражено в трудности поиска нового слова, в нарушении актуализации пассивного словаря.


1. 3 Роль дидактических игр в развитии лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи



– игры с предметами (игрушками, природным материалом),

– настольно-печатные,

– словесные игры [25, с. 42].

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями задания в играх усложняются: дети упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?». Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся.

Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду (в лесу, в огороде)?»

Запоминание состава, количества и расположения картинок. Игры проводятся так же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания.

Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, внизу, сбоку, впереди и др.), умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.

Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет.

Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество. Часто ребенок, для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, прибегает к имитации движений, к подражанию его голосу. Например, в игре «Отгадай, кто это?» В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре воспитатель знакомит детей с правилами, игровыми действиями, учит, как их надо выполнять.


Так, в игре «Угадай игрушку» цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки. Педагог показывает 3-4 игрушки, ребенок их называет. Педагог рассказывает о каждой игрушке, акцентируя внимание на внешних признаках: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их. По мере усвоения признаков, меняется цель проведения этой игры: формировать умение описывать признаки предмета, ориентируясь на его показ.

В настольно-печатной игре «У кого какой предмет» дети упражняются в сравнении двух предметов, одинаковых по названию. Педагог обогащает словарь дошкольников за счет существительных – названий деталей и частей предметов; прилагательных, обозначающих цвет и форму предметов; наречий, предлогов. В ходе игры добивается использования слов, наиболее точно характеризующих предмет, его качества и так далее.

В словесно дидактической игре «Скажи наоборот» учатся дети подбирать антонимы, слова противоположные по значению. Данная игра охватывает номинативный, предикативный и атрибутивный словарь.







При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи [15, с. 50].

Таким образом, игра является одним из наиболее эффективных средств развития у детей старшего дошкольного возраста с ОНР лексического строя речи. Благодаря использованию дидактических игр дети получают возможность научиться верно включать лексику в состав синтаксических конструкций, а также понимать содержание речи окружающих людей.

РАЗВИТИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

  1   2   3

перейти в каталог файлов


связь с админом