Ольга ЛозаАктерский тренинг по системеСтаниславского. Упражнения и этюдыСерия «Золотой фонд актерского мастерства (АСТ)» Текст предоставлен правообладателемhttps://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=6982509Актерский тренинг по системе Станиславского. Упражнения и этюды/Составитель Ольга Лоза:ACT; Москва; 2009ISBN 978-5-93878-871-8АннотацияЭта книга адресована не только актерам кино и театра и тем, кто хочет ими стать. Эта книга будет с восторгом встречена психологами, педагогами и всеми, кто хочет научиться владеть своими эмоциями, по желанию менять настроение, общаться легко и выразительно. Перед вами — сборник уникальных актерских упражнений, созданных самим Станиславским. Все задания, тренинги и этюды были собраны «буквально по крупицам» из самых разных трудов великого мастера сцены и представлены читателям в максимально удобной для использования форме. О. Лоза. «Актерский тренинг по системе Станиславского. Упражнения и этюды» 3 Содержание Введение 4 Как построена книга 6 Как пользоваться этой книгой 7 Как выстраивать тренинговые занятия? 8 Упражнения и задания 9 Тренинг визуальных и ассоциативных впечатлений. развитие зрительной памяти, внешнего и внутреннего видения 9 Простые упражнения на рассматривание объекта 9 Учимся устанавливать объект-точку 10 Круг внимания 12 Управление вниманием в большом круге 13 Передвижной круг внимания 14 Кинолента прошлого 14 Вглядываемся в мир 14 Отрешитесь от видимого 15 Приблизьте невозможное к вероятному 15 «Я есмь», или отход в сторону 16 Мысленное путешествие 16 «Родословная» предмета 17 Создавать ви́дения 18 Из кадров — в киноленту 20 Что было бы, если бы… 20 Задавайте вопросы 22 Если бы вымысел стал действительностью 22 Конец ознакомительного фрагмента. 25
О. Лоза. «Актерский тренинг по системе Станиславского. Упражнения и этюды» 4 Актерский тренинг по системеСтаниславского. Упражнения и этюдыСоставитель Ольга ЛозаВведениеНаследие Константина Сергеевича Станиславского велико и многогранно. Его знаме- нитая «система» завоевала весь мир и оказала громадное влияние на культурный облик эпохи. Тот облик, который мы знаем по кинофильмам, театральным постановкам и мемуар- ной литературе. Без всякого преувеличения можно сказать, что система Станиславского — явление эпохальное. Несмотря на то что создавалась система Станиславского исключительно как инстру- мент обучения актерскому мастерству, она, как всякое великое явление, вышла за рамки теат- ральной школы. Труды К. С. Станиславского, в которых изложены теоретические и практи- ческие основы «системы», до сих пор остаются незаменимыми пособиями для психологов, администраторов, менеджеров, коммуникаторов, продавцов, всех, кто по роду своей дея- тельности должен быть немного актером — должен уметь на телесном уровне психологи- чески достоверно изображать чувства и эмоции. «Система Станиславского» построена на овладении «инструментом веры». В ней нет ни одного упражнения или этюда, которые бы делались «просто так», для отработки навыка. Любое действие должно быть оправдано изнутри — то есть актер должен создать сам для себя такую правду, в которой бы он жил и действовал естественно и органично. Сцениче- ская «вера» и «правда» были для Станиславского непременным условием работы актера, главным законом сцены. Открытие этого закона и сделало его систему столь эффективной и популярной. Полное теоретическое описание «системы» содержится в труде К. С. Станиславского «Работа актера над собой» 1 . Именно с этой книгой каждый начинающий актер знакомится в первую очередь. Но практические методы «системы» в книге содержатся как бы в «раство- ренном» виде. Для этого труда Константин Сергеевич выбрал форму дневниковых записей, а это само по себе предполагает разбросанность и непоследовательность. В данном издании, которое основано на книге «Работа актера над собой», мы постара- лись отойти от теории и выделить прежде всего практические моменты: упражнения, этюды, тренировочные задания, направленные на развитие актерского психологического инстру- ментария. Цель этой книги — облегчить задачу каждому, кто обучает по «системе Стани- славского», проводит психологические тренинги, используя в качестве упражнений практи- ческие элементы системы, или занимается по системе Станиславского самостоятельно. Теперь театральному педагогу, психологу, тренеру, студенту не придется заново «отде- лять зерна от плевел», самостоятельно выписывать упражнения и выстраивать из них про- грамму актерских тренингов. Мы поставили перед собой задачу составить такое руко- водство, которое бы, с одной стороны, сохранило всю полноту и стройность «системы Станиславского», а с другой — избавило бы преподавателей и режиссеров от необходимости «выдирать» упражнения из контекста. При составлении мы опустили теоретические рассуж- 1 Издательством «Прайм-Еврознак» в 2008 году выпущен труд К. С. Станиславского «Работа актера над собой» в двух книгах: «Работа актера над собой. Дневник ученика. Часть первая. Работа в процессе переживания» и «Работа актера над собой. Дневник ученика. Часть вторая. Работа в процессе воплощения». О. Лоза. «Актерский тренинг по системе Станиславского. Упражнения и этюды» 5 дения и оставили только практику. Упражнения, данные в виде «сухих» заданий, поясняются примером из «школьного опыта ученика Названова» — главного действующего героя книги «Работа актера над собой» 2 . В книгу не включены упражнения по развитию и постановке речи, а также указания по работе над ролью и пьесой. Эти два раздела слишком обширны— каждый из них мог бы составить отдельную книгу. Кроме того, работа по этим направ- лениям должна осуществляться только в группе и только под руководством опытного пре- подавателя. Поэтому в данном издании мы ограничились лишь упражнениями на развитие психофизического актерского инструментария 3 2 В качестве примеров нами использованы цитаты из труда К. С. Станиславского «Работа актера над собой». Цитаты оформлены особым образом: они набраны мелким шрифтом на суженой полосе набора. 3 Тексты упражнений цит. по: К. С. Станиславский, собр. соч. в 8 т. Т. 3. Приложение. М; Искусство, 1955. О. Лоза. «Актерский тренинг по системе Станиславского. Упражнения и этюды» 6 Как построена книгаОзнакомившись с оглавлением, читатель наверняка уже понял, что книга выстроена по особому принципу. Упражнения и тренировочные задания, из которых состоит «система Станиславского», упорядочены здесь по типам эмоциональной памяти. Как известно, в пси- хологии этих типов три: зрительная, слуховая, чувственная (аудиальная, визуальная, кине- стетическая). Такой порядок выбран нами не случайно. Сам Станиславский отмечал, как важно обращать внимание на то, к какому психоэмоциональному типу принадлежит актер: Артисты сцены, подобно художникам и музыкантам, обладают памятью внутреннего зрения и слуха. С их помощью они могут запечатлевать и воскрешать в себе воспоминания о зрительных и слуховых образах, о лице человека, о его мимике, о линиях тела, о походке, о манерах, о движениях, о голосе, об интонации встречающихся в жизни людей, об их костюме, о бытовых и других подробностях, о природе, о пейзаже и прочем. Кроме того, человек, а тем более артист, способен запомнить и вновь воспроизвести не только то, что он видит и слышит в реальной жизни, но и то, что невидимо и неслышно создается в его воображении. Артисты зрительного типа любят, чтобы им показали в действии то, чего от них добиваются, и тогда они легко ощущают чувство, о котором идет речь. Артистам слухового типа, напротив, хочется поскорее услышать звук голоса, речь или интонацию того лица, которое они изображают. У них первый толчок для возбуждения чувствования исходит от слуховых воспоминаний. К этим трем типам мы добавили временную (личный ритм), реактивную (способ пере- ключения с одного чувственного различения на другое, смена эмоций) и ассоциативную (яркость реакций, ассоциативный след, воображение) память. Зрительные, слуховые, осяза- тельные, временные, ассоциативные впечатления заставляют артиста проникнуться ролью и зажить на сцене естественной жизнью образа. Но не бывает такого, чтобы у одного человека в равной степени были развиты все типы психоэмоциональной памяти. Всегда доминируют один-два типа. Для обычной жизни это нормально, но совершенно недостаточно для жизни на сцене. Поэтому так важно начинающему актеру: 1) узнать свой доминирующий тип; 2) развить в нужной мере все второстепенные типы психофизиологической памяти. О. Лоза. «Актерский тренинг по системе Станиславского. Упражнения и этюды» 7 Как пользоваться этой книгой На основе содержащихся здесь упражнений, этюдов и заданий можно выстраивать тре- нинговые занятия — индивидуальные или коллективные. Предпочтение отдается коллек- тивным занятиям под руководством педагога. Так советует сам Станиславский: он объясняет это тем, что ученик не может видеть себя со стороны, а потому допускает опасные ошибки, которые впоследствии могут превратиться в штамп или зажим. Впрочем, некоторые упраж- нения, такие как «ослабление мышц» или «кинолента прожитого дня», могут выполняться и индивидуально. Для удобства читателя такие упражнение мы пометили литерой [и] (инди- видуально).
О. Лоза. «Актерский тренинг по системе Станиславского. Упражнения и этюды» 8 Как выстраивать тренинговые занятия? В начале курса в одно занятие рекомендуется включать какой-то один тип упражнений, затем можно приступать к комбинированным тренингам. Сразу после занятия записывайте свои наблюдения: что далось легко, что труднее, как оценили вас другие участники группы. Это нужно для того, чтобы найти свой доминирующий тип и определить «слабые места», нуждающиеся в развитии. И конечно, необходимо помнить, что никакое сокращенное руководство не даст пол- ного понятия о системе Станиславского. Для этого нужно изучать оригинальные труды самого Константина Сергеевича и его последователей. Кроме того, не стоит забывать и о личных зрительских впечатлениях. Ходите в театр, смотрите кинофильмы, старайтесь посе- щать репетиции разных режиссеров, думайте, чувствуйте, записывайте… И тогда актер- ская профессия откроется вам так, как понимал ее Станиславский, говоря, что «сценическая индивидуальность — это духовная индивидуальность прежде всего. Это тот угол зрения художника… та художественная призма, через которую он смотрит на мир, людей и творче- ство».
О. Лоза. «Актерский тренинг по системе Станиславского. Упражнения и этюды» 9 Упражнения и заданияТренинг визуальных и ассоциативныхвпечатлений. развитие зрительнойпамяти, внешнего и внутреннего виденияТеатр, кино или телевидение — искусство, прежде всего визуальное. Любой актер дол- жен обладать хорошо развитой зрительной памятью, уметь видеть и представлять не только то, что находится вокруг него, — сцену, декорации, зрительный зал. Внутренним зрением он должен видеть то, что видит зритель (актеров, мизансцену, сцену целиком), и то, что «видит» его персонаж. Упражнения данного раздела направлены на развитие внешнего и внутрен- него видения, а также построения визуальных ассоциативных цепочек. Простые упражнения на рассматривание объекта1. [и] Выберите несколько предметов. Рассмотрите их поочередно и рассказывайте друг другу о каждом из них. 2. [и] Рассматривайте сразу два предмета, отыскивая в них сходство или различие. 3. Просите учеников одновременно рассматривать один и тот же предмет. Переклю- чайте внимание с объекта на объект. 4. Показывайте группу предметов ученикам, затем закройте эти предметы и попросите описать, какие это предметы и в каком порядке они расположены. 5. Попросите учащихся запомнить расположение предметов в данной части комнаты. Смотреть запрещается. Поменяйте расположение и просите рассказать об изменениях. 6. [и] В публичных местах (на улице, в транспорте, в библиотеке и пр.) рассматривайте людей: а) по одному, б) по двое, — отыскивая в них сходство или различие. Подумайте, кем бы могли быть эти люди, куда они направляются, чем заняты их мысли. 7. [и] Всматриваясь в человека, пытайтесь «поймать» его характер для роли. 8. [и] Просматривайте рисунки костюмов по эпохам. Самостоятельно выбирайте их (и развешивайте на стенах). 9. [и] То же с архитектурой. 10. [и] Представьте себе, что вам нужно организовать дружескую вечеринку или свет- ский прием. 1. Современная вечеринка (прием). 2. То же: а) в советское время; б) до II Миро- вой войны; в) в начале века. 3. До 1905 года. То же. 4. 1860-е годы. То же. 5. Начало XIX века. То же. 11. [и] Вспоминайте свои зрительные впечатления: любимые картины, природные пей- зажи, виды городов, обстановку комнат, форму и цвета предметов. 12. [и] Переходите к активному рассматриванию объектов. Например, возьмите объект — картину. Что она изображает? Каков ее размер? Цвета, краски, техника? При каких обсто- ятельствах она могла бы быть написана? Какую задачу ставил перед собой художник? Что его подвигло на выбор именно этого сюжета? Оправдайте и оживите ее — сначала одним, а потом другим вымыслом воображения! О. Лоза. «Актерский тренинг по системе Станиславского. Упражнения и этюды» 10 Учимся устанавливать объект-точкуОбъектом-точкой называется какой-либо предмет, на котором фокусируется внима- ние артиста. Объект-точка служит для того, чтобы актер мог собрать свое внимание и не давать ему рассеиваться и отвлекаться на посторонние мысли. Объект-точка может быть близким, средним и дальним. Чтобы ученику было легче понять, Станиславский рекомен- дует сначала упражняться в установлении объекта-точки в полной темноте. Для этого нужно поместить в коробку фонарик или небольшую лампочку. Погасите свет и зажгите фонарик. Для ученика не представляет никакого труда сконцентрировать свое внимание на единствен- ном источнике света в окружающей его темноте. Эта светящаяся во тьме лампочка иллю- стрирует близкий объект-точку. Следующий этап занятий — утверждение объекта-точки на свету. В последние полчаса мы впервые пробовали утверждать объект-точку и длить внимание на полном свету, но не с лампочкой, как раньше, а без нее, то есть с вещами, находившимися в «малолетковской гостиной». Рахманов указывал нам какой-нибудь предмет, хотя бы люстру. И все направляли на нее взоры и старались сконцентрировать на ней внимание. Если объект не захватывал нас сам собой, то, как полагается в таких случаях, мы начинали с рассматривания и изучения формы, линий, цвета. Но так как такое занятие мало увлекательно и не длительно, то прибегали к помощи ума, воображения и вымысла. Иван Платонович… велел одному из учеников рассмотреть хорошенько спинку кресла, мне — бутафорскую подделку эмали на столе, третьему дал безделушку, четвертому — карандаш, пятому — веревку, шестому — спичку, и так далее. Следующая задача заключается в том, чтобы постараться также рассмотреть сначала в полной темноте, а затем на свету средний и дальний объект-точку. Для этого внимательно всмотритесь в окружающий вас мир вещей, выберите среди них один какой-нибудь средний или дальний объект-точку и сосредоточьте на нем все внимание. Вы заметите, что не можете долго сфокусироваться на объекте. Наметьте себе какой-нибудь предмет, находящийся непо- далеку от вас. Попробуйте тщательно рассмотреть его. Расслабьтесь. Не подавайтесь впе- ред, не делайте лишних движений. Добивайтесь такого состояния, при котором вам было бы комфортно. Объекты для рассматривания: ковер, люстра, зеркало, картина. Сокращайте количество времени, которое вы тратите на рассматривание объекта (тридцать — двадцать — десять секунд). Теперь смотрите на тот же предмет, но в течение какого-то очень корот- кого времени. За тридцать секунд вам нужно заметить его форму, линии, детали, особенно- сти. После чего ваш партнер должен погасить свет. В темноте опишите все, что запомнила ваша зрительная память. Вот в чем будет заключаться упражнение: я назначаю каждому из вас объект для смотрения. Вы замечаете его форму, линии, цвета, детали, особенности. Все это надо успеть сделать, пока я считаю до тридцати. Тридцать! — говорю я. После этого я даю темноту, чтобы вы не видели объекта, и заставляю вас говорить о нем. В темноте вы мне описываете все, что запомнила ваша зрительная память. Я проверяю и сравниваю с самим объектом то, что вы рассказали. Для этого снова дан свет. Внимание! Я начинаю. Малолеткова — зеркало. — Голубчики! — заторопилась она, указывая на зеркало. — Вот это? О. Лоза. «Актерский тренинг по системе Станиславского. Упражнения и этюды» 11 — Не надо лишних вопросов. В комнате одно зеркало, другого нет. Нет другого! Артист должен быть догадлив. Пущин — картина. Говорков — люстра. Вельяминова — альбом. — Плюшевый? — переспросила она медовым голосом. — Я показал. Два раза не повторяю. Артист должен хватать на лету. Названов — ковер. — Их много. Какой? — При недоразумениях — решайте сами. Ошибайтесь, но не сомневайтесь, не переспрашивайте. Артисту нужна находчивость. Находчивость, говорю! Вьюнцов — ваза. Умновых — окно. Дымкова — подушка. Веселовский — рояль. Раз, два, три, четыре, пять… — Иван Платонович просчитал не торопясь до тридцати и скомандовал: — Темнота! Когда наступила темнота, он вызвал меня и приказал рассказывать, что я видел. — Вы мне назначили ковер, — стал я подробно объяснять ему. — Я не сразу выбрал, который, и потому пропустил время. — Короче и по существу, — командовал Иван Платонович. — По существу! — Ковер персидский. Общий фон красно-коричневый. Широкий бордюр обрамляет края, — описывал я, пока Рахманов не крикнул: — Свет! Неправильно запомнили, дружок мой! Не донесли, просыпались. Темнота! Пущин! — Не уразумел сюжета картины. По слепоте и дальности расстояния. Увидел лишь краску желтую на фоне красном. — Свет! — командовал Иван Платонович. — Ни желтого, ни красного тона на картине нет. — Истинно просыпался, не донес, — басил Пущин. — Говорков! — вызвал Рахманов. — Золотая люстра, понимаете ли, рыночная. Со стекляшками. — Свет! — командовал Иван Платонович. — Люстра музейная, подлинная, александровский ампир. Просыпались! — Темнота! Названов, опишите снова ковер. — Я не знал, что нужно еще, простите. Я не думал, — извинялся я, застигнутый врасплох. — В другой раз думайте. Исправляйте ошибки и не сидите ни секунды сложа руки, без дела. Знайте все: я буду переспрашивать по два и по четыре раза, пока не добьюсь точного описания впечатлений. Пущин! — Просыпался. Дважды просыпался. В конце концов Рахманов добился того, что мы изучили указанные нам предметы до мельчайших деталей и описали их. Для этого пришлось вызывать меня пять раз. Описанная нервная работа в полном темпе длилась с полчаса. От нее сильно устали глаза и напряглось внимание. С такой предельной интенсивностью долго продолжать занятия нельзя. Рахманов знает это и потому разбивает свой урок на две части — по получасу каждая. Мы временно прекратили упражнения и пошли на урок танцев. После него
О. Лоза. «Актерский тренинг по системе Станиславского. Упражнения и этюды» 12 был снова класс Рахманова, в котором проделывали то же, что и в первые полчаса, но только счет сократился до двадцати.
перейти в каталог файлов
|