5. Правовое регулирование открытия и ликвидации банков, требования к капиталу, участникам и руководителям банка.
Правовое рег. деят-ти банков осущ. на основании К РФ, ГК РФ, ФЗ «О б. и банк.деят-ти», «О ЦБ РФ», «О вал. рег.», «О несост. и банкротстве КО», «О реструкт. КО», н/а БР, и др. ФЗ и н/а. Основанием для нач. деят-ти банка явл. получение лицензии ЦБ РФ на осущ. банк.операций и рег. в Книге гос-ой регистрации КО ЦБ. Требования к рук-ями главбуху: о высшем юр. или эк.образовании; опыт руководства отделом или иным подразделением КО не менее года, а при отсутствии спец.образования – не менее 2 лет; о наличии (отсутствии) судимости. Требования к уч-ам:вначале рекомендуется включать в состав 5-6 учредителей; при необх. увел. капитала можно увел. число участников до 30 (ООО <=50). Юр.лица должны подтвердить балансами свою фин.устойчивость за 3 посл.года, а если учредитель – КО - посл. 6 мес.УККО составляется из вел. вкладов ее уч-ов и определяет мин.р-р имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов. БР устанавливает предельный размер неден.части в УК КО (<= 20%), а также мин.р-р УК вновь рег. КО (в зав. от вида КО). Не м.б. исп. для формирования УК КО привлеченные ден.ср-ва, ср-ва фед.бюджета и гос.внебюдж.фондов, свободные ден.ср-ва и иные объекты собственности, находящиеся в ведении фед.органов гос.власти. Решение в срок, не прев. 6 мес. с даты представления док-ов. После БР в 3-дн.срок уведомляет об этом уч-лей КО с требованием оплаты 100 % объявленного УК через корр.сч. в БР в мес.срок и выдает св-во о гос.рег.КО. После оплаты, БР в 3-дн. срок выдает КО лицензию, кот. учит-ся в реестре выданных лицензий и подлежит опубликованию в оф.издании БР ("Вестнике БР"). ЦБ РФ может и отказать (решение в пис.форме и д.б. мотивировано; м.б. обжалованы в АС).Ликвидациям.б. добровольной и принудительной.Добровольная может проводится по разл.причинам на осн. решения участников. Уч-ли обязаны в теч. 5 дн. известить об этом ТУ ЦБ и назначают ликв.комиссию; устан. порядок и сроки ликвидации. Решение о добровольной не м.б. принято в случае факт.неплатежеспособности банка.Принудительной подлежат банки, у кот. ЦБ отозвана лицензия на осн., предусм. З РФ. Решение оф.приказом на осн. ходатайства ТУ ЦБ и вступает в силу с момента его принятия и м.б. обжаловано. Если банк, у кот. отозвана лицензия, не может полностью удовлетворить требования кредиторов, то его ликвидация проводится в порядке, предусмотренном ст. 65 ГК РФ “Н. (банкротство) юр.лица”. БР в теч. 30 дн. должен обратиться в АС с требованием о ликвидации КО и предоставить кандидатуру ликвидатора.АС рассм. требование в соотв. с правилами, уст. АПК РФ. АС, принявший решение о ликвидации КО, направляет его в БР и уполномоченный рег.орган, кот. вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что КО находится в процессе ликвидации. В процессе ликвидации КО ликвидатор имеет права и исп. обязанности, предусмотренные ФЗ, и обязан действовать с учётом интересов её кредиторов. Ликвидатор направляет для опубликования объявление о ликвидации КО в “Вестнике БР” не позднее 5 раб.дн. со дня своего назнач.. Требования кредиторов КО напр. ликвидатору по почт.адресу, ук. в объявлении, одновременно с док-ами, на осн. кот. ликвидатор принимает решение о признании требований установленными либо неустановленными и уведомляет кредитора о результате в срок, не превыш. 1 мес. со дня получения требований. Возражения м.б. заявлены кредитором в суд или АС и рассматриваются в порядке, предусмотренным ФЗ “О несост. (банкротстве)” для осущ. процедуры конкурсного про-ва. Ликвидатор обязан провести первое собрание кредиторов не позднее 60 дн. со дня окончания срока, устан. для предъявления требований. О дне и месте провед. собрания кредиторы д.б. оповещены не позднее, чем за 15 дн. до его проведения. Ликвидатор обязан в 10-дн.срок со дня вынесения АС определения о завершении ликвидации КО представить его и др.док-ты, предусм. н/а БР, в БР для осущ. гос.рег. КО в связи с её ликвидацией.
6. Инструменты поддержания стабильности банковской системы.
Основополагающая роль в сохр. устойчивости банк.сектора в знач.степени принадлежит гос.институтам. На гос.уровне осн. субъектом управления выступает ЦБ РФ. За ним закреплены функции по разработке и проведению совместно с Правительством РФ ден.-кред.политики, функции кредитора последней инстанции, выдачи и отзыва лицензии у КО, анализу и прогнозированию состояния экономики, функции по надзору за деят-тью КО и банк.групп, за соблюдением ими банк.зак-ва, н/а БР, установленных обяз.нормативов. Главными целями банк.регулирования и банк.надзора явл. поддержание стабильности БС, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Регулирующие и надзорные функции БР осущ. через Комитет банк.надзора. Необходимо расширение сферы мониторинга банк.политики со стороны БР, что даст возм-сть оперативного реагирования со стороны центрального аппарата БР на изменение рисков и возможность своевр. корр. вал. и ден.-кред.политики страны. Проведение центральным аппаратом БР дифференцированной по регионам страны политики; организация прогнозного управление банками и экономикой регионов. КБ по результатам анализа могут определить свое место в банк.системе регионов, а также оценить адекватность своей политики эк.политике др.банков. При наличии общерос.тенденций в эк.политике м.б. особенности проводимой политики в регионах, что находит отражение в политике управления устойчивость региональных банк.систем. Последовательность и состав инструментов банк.политики может по регионам не совпадать, а также меняться в зав. от стадии эк.цикла, от направленности в данный момент соц.-эк.политики в стране и регионе. Расширение возможности мониторинга банк.политики па макроуровне. Гос-во может использовать непрямые методы участия: реструктуризация налоговых об-в, пересмотр системы налогообложения банков, выкуп просроченные об-в предприятий перед банками или конвертация депозитов гос.предприятий в капитал банков. Эф.банк.менеджмент: закрытие или сокращение неприбыльных филиалов, отказ от параллельных направлений бизнеса, усиление конкурентных преимуществ банка, твиннинг (соединение) с надежным партнером. Необходимо наличие законодательно прописанного механизма вмешательства гос-ва в БС при угрозе возникновения кризисных явлений в ней. Профилактические меры диагностики состояния КБ явл. неотъемлемым элементом развития БС большинства эк.разв.стран мира. Организация эф.упр-ния устойчивостью БС несколько этапов: подготовительный; профилактический; работа в условиях нестабильности. Подготовительный организация мероприятий, позволяющих снизить до минимума вероятность неблагоприятного влияния выявленных потенциальных проблем КО на финансовое положение банковской системы в будущем: организация постоянной работы по выявлению потенциальных проблем банков, способных нанести серьезную угрозу в перспективе; проведение анализа устойчивости в динамике; разработка и осуществление превентивных мероприятий, направленных на снижение вероятности ухудшения фин.состояния банков. Первоочередная задача - разработка действенного механизма регулирования и управления БС. Снижению негативного влияния факторов неопределенности, а также поддержанию тенденций роста в банк.сфере способствуют меры, напр. на сохранение и стабилизацию соц.-полит.условий со стороны гос-ых органов, ориентированных на развитие рыночных отношений и повышение устойчивости банк.деят-ти.
7. Виды и специфические черты банковской отчетности. Публичный характер бухгалтерской отчетности банка.
Отчетность банков существенно отличается от отчетности хо-зяйствующих субъектов. Предприятия должны составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, которая включает: бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках; приложения к ним; пояснительную записку; аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бух-галтерской отчетности, если предприятие подлежит обязательному аудиту в соответствии с федеральными законами. Причем в полном объеме отчетность предприятий представляется по итогам за истекший год. В банке ежедневно закрывают и распечатывают баланс, сальдово-оборотную ведомость, ведомость остатков по лицевым счетам — все это отдельно по каждой группе счетов: балансовым, доверительного управления, внебалансовым, счетам срочных операций, счетам депо; бухгалтерский журнал и некоторые другие регистры бухгалтерского учета. Отчетность же кредитной организации только территориальным органам Банка России, определенная Указаниями ЦБ РФ № 7-У от 24.10.97 г. о порядке составления и представления от- четности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации с перечнем самой отчетности, представляет собой целую книгу. Разнообразна и частота представления отчетности в территориальные учреждения Банка России — ежедневно, например, по форме № 652 отчет о движении средств в иностранной валюте по транзитным валютным счетам резидентов, или по форме № 215 отчет об остатках наличных рублевых средств. Далее, например, пятидневки форма № 201 отчет о кассовых оборотах; еженедельная форма № 634 отчет об открытых валютных позициях; декадная форма № 311 - отчет по картотекам к внебалансовым счетам 90903 и 90904 (к корсчетам банка); отчетность за истекший месяц (в отличие от месячной нарастающим итогом у предприятий); квартальная с нарастающим итогом; годовая. Все субъекты экономики в большей или меньшей степени вынуждены представлять отчетность при отсутствии данных, т.е.Бухгалтерский учет и отчетность проверяются многочисленными надзорными, а иногда и правоохранительными органами. Деятельность банка превратилась в одну большую, сплошную и непрерывную проверку. Ежегодно, как правило, более месяца, банк комплексно проверяется территориальным учреж-дением Банка России; также более месяца - по тем или иным налогам, уплачиваемым самим кредитным учреждением, - налоговым органом; отдельно, несколько раз в год, — налоговой службой проверяется своевременность списания сумм налоговых платежей с расчетных счетов клиентов банка, несколько раз в год проверяют органы Федерального казначейства. Выездные проверки осуществляют также внебюджетные государственные фонды. Все контролирующие органы внимательно проверяют всю представляемую отчетность. Думается, что такая многочисленность и временная протяженность проверок связана отчасти с особенностями бухгалтерского учета и отчетности в банках, с большей «прозрачностью» и информативностью по сравнению С бухгалтерским учетом предприятий, порой чуть ли не единственной возможностью отследить операции нефинансовых агентов эко-номики по их работе с обслуживающим банком. И если чрезмерная сложность самого бухгалтерского учета в банке в целом может быть предметом дискуссии, то сложность, количество, объем и частота банковской отчетности, а также число проверок контролирующих органов, определенно чрезмерны. Следует также учесть, что чрезмерность отчетов и проверок усложняет работу персонала банка, отрывает его от работы с обслуживаемой клиентурой, даже ухудшает качество обслуживания и увеличивает финансовые издержки кредитной организации.
8. Банковские операции и сделки.
Банковские операции – это деятельность кредитных организаций, связанная с использованием денег, ценных бумаг, драгоценных металлов и драгоценных камней, а также прав требования юридических и физических лиц в гражданском обороте.
По Закону о банках к банковским операциям и сделкам относятся:
1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады;
2) размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет;
3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
7) выдача банковских гарантий;
8) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов);
9) выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
10) факторинговые операции;
11) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом физических и юридических лиц;
12) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
13) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
14) лизинговые операции;
15) оказание консультационных и информационных услуг;
16) операции с ценными бумагами, в том числе выпуск, покупка, продажа, учет, хранение, доверительное управление и т.д.
Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью (ст. 5-6 Закона о банках).
Все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии ЦБ РФ – и в иностранной валюте.
9. Современные виды продуктов и услуг, создаваемые российскими коммерческими банками
В настоящее время круг банковских операций растет, и все больше стирается грань между традиционными банковскими и небанковскими операциями. Спектр банковских услуг и продуктов настолько разнороден, а критерии их дифференциации настолько разнообразны, что возникает необходимость всеобъемлющей классификации, учитывающей все особенности банковских услуг.Общая классификация банковских услуг в (таблице 1.2).
Таблица 1.2 – Классификация банковских услуг 1. В зависимости от соответствия
специфике банковской деятельности - специфические услуги
- неспецифические услуги 2. В зависимости от субъектов получения услуг - юридические лица,- физические лица 3. В зависимости от способа формирования и размещения ресурсов Банк - активные операции
-пассивные операции 4. В зависимости от оплаты за
предоставление - платные услуги
- бесплатные услуги 5. В зависимости от связи с движением
материального продукта - Услуги, связанные с движением материального продукта
- чистые услуги При этом Лобачева Т. А., Сюляргина А. Ю. предоставляемые банком услуги предлагают разделить на четыре типа2: стратегические – позволяют клиенту Банк разработать и достичь существенных стратегических преобразований в характере, направлениях и масштабах деятельности, либо образе жизни; текущие – позволяют клиенту Банк оптимальным образом добиться целей, поставленных в годовом плане; оперативные – позволяют клиенту Банк подготовиться и быстро решить незапланированные проблемы; специальные – позволяют клиенту получить профессиональную помощь в непредвиденных кризисных ситуациях. Дихтяр В. И., давая классификацию услуг для предприятий, делит их на банковские и небанковские. К банковским он относит традиционные – депозитные, кредитные, расчетные операции, инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов, покупка/продажа иностранной валюты, выдача банковских гарантий, привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. В число небанковских услуг автор включает размещение, подписку, покупку, продажу, учет и хранение ценных бумаг, выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме, приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательства в денежной форме, доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору, лизинговые операции, оказание консультационных и информационных услуг, предоставление в аренду специальных помещений или сейфов.3Нетрадиционными операциями коммерческих банков являются операции, которые могут выполнить не только Банки, но и другие небанковские учреждения.
К ним относятся: лизинговые операции, факторинговые операции, форфейтинг, трастовые операции, поручительства и гарантии коммерческих банков, операции с драгоценными металлами другие виды услуг. Традиционные услугами является все то, что вытекает из специфики деятельности Банк как особого предприятия. К традиционным услугам относятся следующие операции:
- депозитные операции,
- кредитные операции,
- расчетные операции,
- ипотечный кредит,
- валютные операции.
Тавасиев А. М. полагает, что имеющаяся у банков прерогатива по образованию платежных средств, их выпуск в оборот и изъятие из оборота реализуются в выполнении следующих операций: прием денег во вклады (депозиты) от юридических и физических лиц; выдача юридическим и физическим лицам денежных кредитов (появление новых кредитных денег); инкассация денег, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; купля-продажа иностранных валют. По его мнению, именно эти операции определяют природу банков. Вместе с тем, ученый к числу операций добавляет еще расчетно-кассовое обслуживание, которое не влияет на объем денежной массы, однако раскрывает природу банков. К ним он относит: открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; осуществление расчетов и платежей по поручению физических и юридических лиц с банковских счетов; привлечение во вклады и размещение от своего имени драгоценных металлов; выдачу банковских гарантий.4
Другие ученые условно подразделяют операции на пассивные (по привлечению денежных средств); активные (по размещению); комиссионно-посреднические; доверительные (трастовые) операции.
Пассивные операции – это формы заемного финансирования банков: кредиты, депозиты, сберегательные вклады, эмиссии. К пассивным операциям относятся: привлечение средств на расчетные и текущие счета юридических и физических лиц, открытие срочных счетов граждан предприятий и организаций, выпуск ценных бумаг, займы, полученные от других банков и так далее. То есть пассивные операции увеличивают банковские ресурсы.
Активные операции – это операции, посредством которых банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы для получения прибыли; операции по предоставлению денежных средств, различающихся по срокам, размерам, типам пользователей, кредитным ресурсам, характеру обеспечения, формами передачи денежных средств. Это краткосрочное и долгосрочное кредитование, предоставление потребительских ссуд населению, приобретение ценных бумаг, лизинг, факторинг, инновационное финансирование и кредитование, долевое участие средств Банк в хозяйственной деятельности предприятий и так далее. Активные операции по экономическому содержанию делятся на: ссудные, расчетные, кассовые, инвестиционные, гарантированные.
Активно-пассивные операции – это комиссионные, посреднические операции, выполняемые банком только по поручению клиентов за определенную плату. Именно такой группе банковских операций дают название "услуга". Это самые различные расчетные услуги, связанные с осуществлением внутренних и международных расчетов, трастовые операции по купле-продаже банком по поручению клиентов ценных бумаг, драгоценных металлов, иностранной валюты, посредничество в размещении акций, облигаций, бухгалтерское и консультационное обслуживание клиентов. Некоторые виды такого рода услуг направлены на улучшение качества обслуживания клиентуры.
Существует и другая классификация, основанная на признаках, характеризующих особенности предоставления услуг, – направленность на удовлетворение потребностей клиента (прямые, косвенные, услуги, приносящие дополнительный доход или снижение издержек), сегментация услуг по группам клиентов в зависимости от сложности.
Вместе с тем для составления классификации банковских операций правомерно в первую очередь руководствоваться статьями 5 и 6 Федерального закона РФ «О Банкх и банковской деятельности», где дается перечень банковских операций. Законом определены и сделки, которые вправе осуществлять банки. Это выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме; приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме; доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами; осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями; предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей; лизинговые операции; оказание консультационных и информационных услуг, а также другие сделки при наличии лицензии Банк России.
В зависимости от платы за предоставление банковских услуг они подразделяются на платные и бесплатные. Однако это не означает, что какой-то определенный тип услуг полностью является платным либо бесплатным. Определить, за какую разновидность (например, расчетных операций) необходимо взыскивать плату с клиентов, а за какую – плату не устанавливать, входит в компетенцию банка.
По ряду соображений отдельные операции в составе расчетных, кредитных и депозитных могут осуществляться бесплатно. По отношению к плате за услуги и, следовательно, к доходам банка могут быть применены и другие более детальные признаки. Нередко выделяются банковские услуги, приносящие и не приносящие банковский доход, дорогостоящие и дешевые.
В зависимости от связи с движением материального продукта банковские услуги подразделяются на два вида: связанные с его движением и чистые услуги.
Несмотря на многообразие классификаций, они предназначены для проведения анализа деятельности коммерческих банков, группировки операций, составления продуктового ряда, оценки показателей, как в целом, так и по группе операций, услуг, а также отдельным из них. Вместе с тем, для целей обеспечения конкурентоспособности услуг и их продажи клиентам эти классификации не могут быть использованы. Поэтому возникает необходимость в разработке классификации, в основе которой лежат критерии качества и полезности (актуальности) услуги для бизнеса клиента. Для ее составления требуется знать, какие операции соответствуют тому или иному виду услуг.
|