Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

БД. Организационные основы банковской деятельности


Скачать 347.47 Kb.
НазваниеОрганизационные основы банковской деятельности
АнкорБД.docx
Дата06.05.2019
Размер347.47 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаБД.docx
ТипДокументы
#48473
страница1 из 20
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


Перечень вопросов к экзамену:

Организационные основы банковской деятельности
Термин «коммерческий банк» возник на ранних этапах развития банковского дела, когда банки обслуживали преимущественно торговлю, товарообменные операции и платежи. С развитием промышленного производства возникли операции по краткосрочному и долгосрочному кредитованию производственного цикла: ссуды на пополнение оборотного капитала, создание запасов сырья, готовой продукции, выплату заработной платы; вложения в основной капитал, ценные бумаги и т.д. Таким образом, понятие «коммерческий банк» постепенно утратило свое первоначальное значение.

Коммерческий банк – это институт кредитно-банковской системы, организующий движение ссудного капитала с целью получения прибыли.Современный коммерческий банк – универсальное кредитное учреждение, предлагающее более двухсот операций. Вместе с тем есть основные операции, без которых банк не может существовать. Такими базовыми операциями являются:

– прием депозитов – привлечение денежных средств на расчетные (текущие) счета и в срочные вклады;

– осуществление денежных платежей и расчетов;

– предоставление аккумулированных денежных средств в ссуды на условиях платности, срочности, возвратности.

Экономическая сущность банковской деятельности лежит в основе законодательного определения, сформулированного в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности». К банковским операциямотносятся:

1. Аккумуляция и мобилизация денежного капитала – привлечение денежных средств юридических и физических лиц во вклады;

2. Посредничество в кредите – размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3. Открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц;

4. Осуществление расчетов по поручению юридических и физических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

5. Инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических и физических лиц;

6. Купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7. Привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

8. Выдача банковских гарантий;
    Особенности и принципы банковской деятельности.
    1. Принцип экономической свободы определен в ст. 8 и 34 Конституции РФ: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».

    2. Принцип признания многообразия и юридического равенства частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности и равной их защиты. В ст. 8 Конституции в РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

    3. Принцип единого экономического пространства. Согласно ст. 8 Конституции РФ в России гарантируется свободное перемещение финансовых средств. В соответствии с данным принципом на территории РФ ни законодательно, ни в административном порядке никто не вправе устанавливать таможенные границы, вводить пошлины или создавать иные препятствия, нарушающие экономическое пространство РФ.

    4. Принцип поддержания конкуренции и недопущения монополизации и недобросовестной конкуренции. Данный конституционный принцип получил дальнейшее развитие в ФЗ «О защите конкуренции».

    5. Принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом.

    6. Принцип законности лежит в основе построения правового государства. Принцип законности обязателен как для кредитных организаций, так и для государственных органов, регулирующих их деятельность. Законность обеспечивает стабильность экономики и особенно ее финансовой системы. Во исполнение данного принципа действуют правила регистрации ведомственных нормативных актов в Министерстве юстиции РФ до официального опубликования и вступления в правовую силу.

    7. Принцип инициативности и добросовестности банкира является основой его подхода к делу и к отношениям с партнерами, конкурентами и потребителями, а также этот принцип определяет качество этих отношений.

    8. Принцип свободы договора означает, что участники банковских правоотношений свободны в выборе партнера при заключении договора, в определении вида и условий договора, в установлении для регулирования своих взаимоотношений определенных правил.

    9. Принцип информационной безопасности означает наличие общего для предпринимателей информационного пространства, включающего установленные правила операций с информационными продуктами, единую информационную систему (сведения о добросовестных и недобросовестных кредиторах и заемщиках, а также сведения о некачественных услугах), наличие коммерческой тайны.

    10. Принцип защиты прав и интересов предпринимателя. Кредитная организация может использовать как юрисдикционные, так и неюрисдикционные способы защиты, причем можно обращаться в суд с иском о возмещении убытков к государственным и муниципальным органам, если незаконными действиями этих органов был причинен ущерб.

    3. Виды банковских лицензий. Условия и порядок лицензирования банков в России.

    Порядок выдачи лицензий коммерческим банкам регламентируется ФЗ «О банках и банковской деятельности», ФЗ «О ЦБ РФ», а также главой 8 «Порядок выдачи кредитной организации, созданной путем учреждения, лицензии на осуществление банковских операций» и разделом III Инструкции 109-И. Основанием для выдачи ей лицензии на осуществление банковских операций является подтверждение своевременной и правомерной оплаты 100 % уставного капитала КО, а также регистрация отчета об итогах первого выпуска акций КО в форме акционерного общества. Банку при учреждении могут быть выданы лицензии следующих видов: 1. Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц. К ним относятся (приложение 6 к Инструкции 109): Привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (до востребования и на срок). Размещение привлеченных во вклады (до востребования и на определенный срок) денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет. Открытие и ведение банковских счетов юридических лиц. Осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам. Инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц. Выдача банковских гарантий. Осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов). 2. Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств ФЛ), содержащая банковские операции, перечисленные в приложении 7 к Инструкции. Она позволяет совершать все перечисленные операции не только в рублях, но и в иностранной валюте, а также совершать операции купли-продажи иностранной валюты в наличной и безналичной форме. При наличии данной лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков; 3. Лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, содержащая банковские операции, перечисленные в приложении 8 к Инструкции. Она позволяет осуществлять привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, а также иные операции с драгоценными металлами в соответствии с ФЗ о драгоценных металлах и драгоценных камнях, которые не требуют лицензии ЦБ РФ, но предполагают наличие разрешения МФ РФ. Данная лицензия может быть выдана банку одновременно с лицензией на работу с иностранной валютой. Банк России принимает решение о выдаче лицензии на осуществление банковских операций в трехдневный срок с момента получения заключения ГТУ о правомерности оплаты 100 % уставного капитала. Он направляет в кредитную организацию и ГТУ по 1 экземпляру лицензии. Первый экземпляр лицензии на осуществление банковских операций выдается председателю совета директоров КО или иному уполномоченному лицу, письменно подтвердившему получение лицензии. Не позднее 5 рабочих дней с момента принятия решения о выдаче КО лицензии Банк России в установленном порядке направляет соответствующие сведения в регистрирующий орган. Банк России ведет Реестр выданных КО лицензий на осуществление банковских операций. Он подлежит публикации в “Вестнике Банка России” не реже одного раза в год. Изменения в реестре публикуются в месячный срок со дня их внесения. После получения лицензии банк может начинать работу. В процессе развития он может ставить задачи по расширению круга выполняемых операций и обращаться в ЦБ РФ с ходатайством о получении дополнительных лицензий. Порядок получения дополнительных лицензий регулируется разделом III Инструкции 109. В дальнейшем банк может расширить свою деятельность путем получения дополнительных лицензий. Чтобы получить дополнительную лицензию, банк должен соответствовать следующим требованиям: финансовая устойчивость в течение последних шести месяцев; выполнение обязательных резервных требований; выполнять установленные федеральными законами и нормативными актами Банка России требования о предоставлении информации об участниках и их группах (аффилированных лицах), позволяющей однозначно идентифицировать лиц (в том числе не являющихся участниками КО), имеющих возможность прямо или косвенно определять решения, принимаемые органами управления КО; не иметь задолженности перед бюджетами все уровней; иметь организационную структуру (включающую службу внутреннего контроля), адекватную масштабам проводимых кредитной организацией операций и принимаемым рискам; наличие соответствующих технических условий и квалифицированного персонала. Для получения лицензии, расширяющей деятельность, КО должна представить в ГТУ, осуществляющее надзор за ее деятельностью, следующие документы: ходатайство за подписью уполномоченного лица (2 экземпляра); опубликованный годовой отчет, заверенный аудиторской организацией, и надлежащим образом заверенную копию аудиторского заключения за год, предшествующий обращению КО за получением лицензии, расширяющей деятельность (если эти документы ранее не представлялись в ГТУ); бизнес-план КО или в предусмотренных нормативными актами Банка России случаях изменения и дополнения к бизнес-плану (2 экземпляра); подтверждения уполномоченных органов об отсутствии задолженности КО перед бюджетами всех уровней; документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора (1 экземпляр). ГТУ в течение 90 календарных дней с момента получения документов рассматривает их и направляет в Департамент лицензирования заключение о возможности выдачи КО лицензии, расширяющей деятельность. На основании полученных документов Банк России принимает решение о выдаче КО лицензии, указанной в ее ходатайстве. Департамент лицензирования направляет в ГТУ 2 экземпляра лицензии на осуществление банковских операций. В течение 5 рабочих дней с момента принятия решения Банк России уведомляет об этом регистрирующий орган. Не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о выдаче лицензии на работу с физическими лицами, Банк России информирует об этом Агентство по страхованию вкладов. Действующему банку могут быть выданы следующие виды лицензий на осуществление банковских операций: со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц), которая дает право устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным числом зарубежных банков; лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов может быть выдана при наличии лицензии (или одновременно с лицензией) на осуществление операций со средствами в рублях и иностранной валюте); лицензия на привлечение денежных средств физических лиц в рублях; лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте. По истечении 2 лет успешной банки могут получить лицензию на работу с физическими лицами соответственно только в рублях при наличии рублевой лицензии или в рублях и в иностранной валюте при наличии валютной лицензии. Выдача одной из этих лицензий дает право банку совершать следующие операции (приложения 16,17): Привлечение денежных средств физических лиц во вклады (до востребования и на срок). Размещение привлеченных во вклады денежных средств ФЛ от своего имени и за свой счет. Открытие и ведение банковских счетов физических лиц. Оֹсуществление расчетов по поручению физических лиц по их банковским счетам. КО при этом должна соответствовать требованиям, установленным ФЗ “О страховании вкладов физических лиц в банках РФ”. При рассмотрении вопроса о выдаче банку такой лицензии в нем проводится проверка в соответствии со статьей 45 ФЗ о страховании вкладов. По истечении 2 лет и наличии всех лицензий (кроме лицензии на работу с драгметаллами, наличие которой необязательно) банк может ходатайствовать о выдаче Генеральной лицензии, которая дает право на открытие филиалов за рубежом и приобретение долей в уставных капиталах иностранных КО. Полный перечень операций, которые могут осуществляться на основании Генеральной лицензии, приведен в приложении 18 к Инструкции 109: Привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок). Размещение привлеченных во вклады (до востребования и на определенный срок) денежных средств физических и юридических лиц от своего имени и за свой счет. Открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе уполномоченных банков – корреспондентов и иностранных банков, по их банковским счетам. Инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц. Купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах. Выдача банковских гарантий. Осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов). Банк вправе в установленном порядке создавать филиалы на территориях иностранных государств и (или) приобретать акции (доли) в уставном капитале иностранных банков. При рассмотрении вопроса о выдаче банку Генеральной лицензии в нем проводится комплексная проверка или принимаются во внимание результаты такой проверки, проведенной не ранее чем за 3 месяца до представления ходатайства о выдаче лицензии. За рассмотрение вопроса о выдаче КО лицензии на осуществление банковских операций взимается лицензионный сбор в размере 0,01 % от размера уставного капитала, указанного в уставе КО, но не более 40 тыс.руб. Данный сбор уплачивается кредитной организацией по ее местонахождению и поступает в доход федерального бюджета.

    4.Структура, специфические черты и роль банковского законодательства.

    Современные представления о сущности банка, хар-ре его деят-ти и роли в экономике во многом определяют содержание и структуру банк.законодательства. Банк.законодательство формировалось эволюционным путем. Огромное воздействие всегда оказывали хоз.потребности. Деят-ть ЦБ требовала создания законов, определяющих их задачи и правовой статус. Особая роль денежного обращения потребовала законодательного закрепления ЦБ как эмиссионного института, главной задачей кот. явл. обеспечение стабильности ден.единицы. Банк.законодательство условно можно разделить на три яруса. 1 (институциональный) – а) Законы о центральном (эмиссионном) банке и Законы, рег. деят-сть отдельных КБ.б)- Положения, регулирующие деят-сть КБ. Таких законов, как правило, несколько: м.б. отдельно законы, рег. кред., вал.операции, вексельное обращение, порядок при банкротстве банков, платежах и пр.2 - Законы, относящиеся к регулированию параллельно действующих институтов и затрагивающие банк.деят-сть. Пример - законы о бирже, акциях и ценных бумагах, ипотеке, трастах и трастовых операциях, отдельные положения кот. прямо относятся и к банкам; законы, регулирующие деят-сть фин.-пром.компаний, инвест.фондов и др.3 - Законы всеобщего действия. Положения данных законов имеют основополагающее для банка значение, определяют идеологию его деят-сти, место кред.институтов в народном хоз-ве. Законы, регулирующие банк.деят-сть, важны прежде всего для самих банков, поскольку определяют законодательные нормы их функ-ия, круг дозволенных и недозволенных операций, порядок лицензирования, ответственности и контроля. Поскольку банк.законы не работают сами по себе, а являются реакцией на эк. и полит.события, опираются на законы более общего свойства, деят-сть банков приобретает упорядоченный хар-р, учитывающий действующую систему в целом. Для клиентов: банк.законы определяют правила игры в ден.сфере. От того, насколько совершенны и полны эти законы, зависят экон.результаты деят-ти юр. и физ.лиц. Помимо собственно банк.законов, в структуре банк.законодательства присутствуют различного рода инструкции, положения, распоряжения и разъяснения ЦБ. Значительна роль банк.законодательства для общего развития народного хоз-ва. Банки принимают активное участие в перераспределении ресурсов в народном хоз-ве, концентрируют огромные ден.капиталы, предоставляют значительные ден.ср-ва для текущих операций и долгосрочных инвестиций, могут ускорять или замедлять темпы эк.развития; банки при всей их осторожности, однако, способны содействовать перепроизводству товаров, формированию кризисной ситуации. Банки тоже терпят крах, что может вызвать нежелательные соц.последствия. Гос-во никогда не хотело банкротства банков, так как банкротство вызывает сокращение фин.помощи, замедление эк.оборота, негативно сказывается на эк.ритме; гос-во всегда стремилось к регламентации деят-ти банков, старалось подчинить их деят-ть интересам развития экономики в целом, инициировало создание объединений банков, новых кред.учреждений, способных финансировать гос-ые программы развития отраслей и регионов. Законы, отн. к банк.сектору, содержали юр.нормы, которые, с одной стороны, содействовали банк.активности, с другой стороны, сдерживали банки там, где это мешало гос-ву в общем эк.регулировании. Банк.законодательство содержит определенный консенсус интересов разл.субъектов – банков, их клиентов, гос-ва. Под влиянием опред.причин банк.законодательство может и должно меняться.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

    перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей