1. Организация коммерческого банка. Банк – это организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности. Основное назначение банков – посредничество в размещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям.
Основной целью банковской деятельности является получение прибыли.
Существует ряд принципов деятельности коммерческого банка.
Первый принцип – это работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Коммерческий банк должен обеспечить не только количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов. Это соответствие прежде всего касается сроков, то есть краткосрочных и долгосрочных вложений.
В результате реализации этого принципа возрастает заинтересованность банка в привлечении депозитов, развивается подлинная конкуренция за пассивы, происходит реальное перемещение банковского капитала в наиболее рентабельные и динамичные отрасли.
Второй принцип провозглашает полную экономическую самостоятельность, подразумевающую экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности. Под экономической самостоятельностью подразумевают свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами (ограничивается акционерами). Ответственность предполагает, что банк отвечает по своим обязательством всеми принадлежащими ему средствами и имуществом, и весь риск своих операций берет на себя.
Третий принцип деятельности коммерческих банков заключается в том, что банк строит свои отношения с клиентами на основе обычных рыночных отношений, исходя из критериев прибыльности, рентабельности, риска и ликвидности.
Последний, четвертый принцип гласит, что регулирование деятельности банка может осуществляться только косвенными экономическими, а не административными методами.
Функции коммерческих банков следующие: Посредничество в кредите; Стимулирование накоплений в хозяйстве; Посредничество в платежах между отдельными самостоятельными субъектами; Посредничество в операциях с ценными бумагами. Задачи коммерческого банка: Осуществление расчетов по поручению клиентов и банков-корреспондентов, их кассовое обслуживание; инкассация денежной выручки и доставка ценностей; Открытие и ведение счетов клиентов и банков-корреспондентов, в том числе иностранных; Финансирование капитальных вложений по поручению вкладчиков или распорядителей инвестируемых средств, а так же за счет собственных средств.; Выпуск, продажа, покупка и иные операции с ценными бумагами; Приобретение права требования платежа, вытекающего из поставки товаров или оказания услуг; Выдача поручительств, гарантий и других обязательств за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме; Осуществление доверительных операций: привлечение и размещение средств, управление ценными бумагами по поручению клиентов; Осуществление комиссионных (брокерских) и коммерческих (дилерских) операций с ценными бумагами, а также размещение ценных бумаг эмитентов; Оказание консультационных услуг, в том числе инвестиционное консультирование, осуществление лизинговых операций; Осуществление других агентских операций и сделок по разрешению Центрального банка (далее – ЦБР), выдаваемому в пределах его компетенции. Порядок открытия, регистрации и ликвидации коммерческих банков на территории РФ определен Законом «О банках и банковской деятельности в РСФСР», в соответствии с которым действует лицензионный порядок осуществления банковской деятельности.
При создании коммерческого банка ему выдается лицензия на совершение банковских операций в валюте РФ. На проведение валютных операций требуется отдельная лицензия.
За регистрацию и выдачу лицензии взимается плата в доход ЦБР в размере 0,1% от суммы объявленного уставного капитала. За выдачу лицензии на проведение валютных операций плата эквивалентна 1 тысяче долларов США. Плата взимается и за открытие каждого нового филиала банка
Коммерческий банк считается созданным и приобретает статус юридического лица после регистрации его устава в ЦБР.
Учредителями коммерческого банка могут быть юридические и физические лица, за исключением органов государственной и местной власти, политических организаций и общественных фондов. Учредители оформляют и подписывают учредительный договор, где указываются: Характер банка (паевой, акционерный и т. д.); Предполагаемый размер уставного капитала, доля в нем каждого из учредителей; Ответственность сторон за исполнение принятых по договору обязательств; Стороны, рассматривающие споры, вытекающие из учредительного договора (арбитражный, третейский суд); Другие вопросы по усмотрению учредителей. Учредители банка проводят учредительное собрание, которое должно принять решение о создании банка, утвердить его устав, избрать совет банка, ревизионную комиссию и правление банка.
Не позднее, чем через 1 месяц после подписания учредительного договора, учредители представляют в Главное управление ЦБР по месту нахождения все документы, необходимые для регистрации банка: ходатайство о регистрации устава и лицензии, устав банка, учредительный договор, список акционеров и их финансовое положение, экономическое обоснование создания банка и т. д.
Не позднее 1 месяца с момента поступления документов Главное управление ЦБР направляет заключение о целесообразности создания банка на данной территории.
В течение года после регистрации банка его уставный фонд должен быть оплачен полностью.
2. Организационная структура банка. АРис. 1 Совет банка определяет общие направления деятельности банка, рассматривает проекты кредитных и других планов банка, утверждает планы доходов, расходов и прибыли, рассматривает вопросы открытия и закрытия филиалов банка, его взаимоотношений с клиентами и перспективы развития.
Ревизионная комиссия подчиняется совету банка. Ее функция – создание обстановки, предупреждающей злоупотребления, составление заключений по годовым отчетам и балансам банка.
Правление осуществляет непосредственное руководство деятельностью коммерческого банка. Оно руководит работой всех его отделов. В большинстве банков существуют следующие отделы и соответствующие им функции: Касса – прием и выдача наличных денег и все работы, связанные с выполнением этих функций. Обычно в этом отделе работают один или несколько кассиров и их помощники. В крупных банках обычно несколько касс (окон): приходная касса (прием платежей), расходная касса (выдача), выкуп векселей. Касса купонов и иностранной валюты – оплата срочных процентных и дивидендных купонов, обмен валюты. Вексельный отдел – все работы, связанные с вексельным оборотом. Главная цель этих операций – учетная (дисконтная). Также все работы, связанные с инкассированием векселей и чеков и связанные с ними счетные и бухгалтерские работы, копирование векселя, проверка вексельного текста, изготовление вексельных счетов, хранение векселя. Биржевой отдел – биржевые сделки, а также составление и отправка записей по сделкам по поручению клиентов. Особенностью этого отдела является то, что сделки заключаются не в помещении банка, а на бирже. Отдел ценных бумаг (фондовый) – работы, связанные с хранением ценных бумаг и управлением ими. Отдел принимает скупленные биржевым отделом ценные бумаги, хранит их, сдает проданные бумаги. Отдел корреспонденции – переписка по всем операциям. В отдел поступают все полученные письма для составления ответов на них. Бухгалтерия. Здесь и в предыдущем отделе концентрируется все делопроизводство. Более крупные учреждения имеют еще подотделы для исполнения специальных работ: Отделение акцептов; Отделение девизов (иностранных векселей); Счетоводство; Эмиссионное отделение – операции по собственным эмиссиям банка; Секретариат (консорциальное бюро); Отделение мемориалов. Где нет этих подотделов, соответствующие работы осуществляются в основных службах.
При крупных банках имеются еще особые отделы, которые не занимаются производством банковских операций, но несут вспомогательные функции, например, юридический отдел и архив, где служащие ежедневно собирают интересующие банк печатные материалы, статьи, сохраняют отчеты АО и другие материалы, ведется статистический учет данных, имеющих научное значение.
3. Стратегия банка по работе с клиентами. Усиление конкуренции между банками, в том числе специализированными и коммерческими, за привлечение клиентов требует от всех кредитных учреждений особого внимания к проблеме организации отношений с клиентами, расширения круга банковских услуг, повышения их качества, установления партнерских отношений между банком и его клиентами.
Экономическая работа банка с его клиентами охватывает все стороны деятельности банка – от привлечения клиента в данный банк до до проведения различных активных и пассивных операций по его счетам.
В зависимости от этапа работы банка с клиентом и типа проводимых операций могут быть выделены предварительная, текущая и итоговая работа с клиентом.
К предварительной работе с клиентом относится: Работа, связанная с привлечением клиента в банк: рекламная деятельность, разработка нетрадиционных форм привлечения депозитов юридических лиц и вкладов граждан, новых видов кредитов, предлагаемых клиентуре, работа по внедрению новых видов банковских операций и услуг. Ведение переговоров. Предварительная работа по кредитованию: анализ эффективности кредитуемых мероприятий, анализ кредитоспособности и финансового состояния заемщика, оценка предлагаемого в залог имущества или иных обязательств клиента. Подготовка различного рода договоров, их юридическая экспертиза Заключение договоров. К текущей работе с клиентом относится: Текущая работа с депозитами: анализ операций, проводимых по счетам клиентов, открытие на основе анализа новых видов счетов клиентов, начисление и уплата процентов. Контрольная работа банка в процессе кредитования: анализ предоставленной клиентами в процессе кредитования отчетности, контроль за целевым использованием выделенных средств, контроль за соблюдением правил хранения заложенного имущества и готовой продукции, контроль за погашением суммы основного долга и процентов. К итоговой работе с клиентом относится: Сравнительный анализ ожидаемого и полученного эффекта от проведенных операций. Расторжение заключенных договоров. В зависимости от целей экономической работы выделяют следующие виды работ банка с клиентами: Работа по привлечению средств: анализ целесообразности привлечения межбанковского кредита, работа по привлечению средств на депозитные счета клиентов. Работа по размещению привлеченных средств: экономическая работа по кредитованию, инвестированию ценных бумаг, сосершенствованию форм расчетов, экономическая работа, связанная с предоставлением прочих банковских услуг (агентских, консультационных). Специфика организации работы с клиентурой банка в каждом конкретном случае зависит от категории клиента.
Для банка наибольшее значение имеет деление на старых и новых клиентов. Особенности хозяйственной деятельности старых клиентов хорошо известны. Однако число новых клиентов банка постоянно растет. Нередко отношение к ним, а также условия предоставления им отдельных видов услуг отличаются от таковых для старых клиентов.
В свою очередь, среди старых клиентов выделяются различные группы, отношения банка с которыми тоже значительно отличаются. Все это свидетельствует о необходимости правильной организации экономической работы банка с клиентурой и увеличения количества его клиентов. перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |