Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Пенова Рисуем деревья и другие растения. В. П. Пенова р исуем деревья и другие растения материалы тежнмки Пошаговые учимся рисовать в. П. Пеиова Рисуем деревья и другие растения чиняв о4 1 практическое руководство


НазваниеВ. П. Пенова р исуем деревья и другие растения материалы тежнмки Пошаговые учимся рисовать в. П. Пеиова Рисуем деревья и другие растения чиняв о4 1 практическое руководство
АнкорПенова Рисуем деревья и другие растения.pdf
Дата21.05.2019
Размер3.41 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаPenova_Risuem_derevya_i_drugie_rastenia.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипРуководство
#50918
страница1 из 4
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4
УЧИМСЯ РИСОВАТЬ
В. П. Пенова
Р
исуем
ДЕРЕВЬЯ
и ДРУГИЕ РАСТЕНИЯ
Материалы
■ тежнмки Пошаговые
УЧИМСЯ РИСОВАТЬ В. П. Пеиова
Рисуем
ДЕРЕВЬЯ
и другие растения
^«ЧИНЯв
/
о4*/1 ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ХАРЬКОВ ■ КЛУБ БЕЛГОРОД СЕМЕЙНОГО Я ДОСУГА
Никакая часть данного издания не может быть скопирована или воспроизведена в любой форме без письменного разрешения издательства
Дизайнер обложки НаталаягРоепю т
Видання для opraHijaujl дозв1л.пя
Cepifl «Вчимося малювати»
Издание дли досуга Серия Учимся рисовать»
П НОВА Валентина Петр1вна
П Е НОВА Валентина Петровна
Малюемо дерева та iHiiii рослини__
Рисуем деревья и другие растения
(росшською мовою )
Головины редактор С. С. Скляр
В1дпопЦалышй за випуек /. Г. Веремш Редактор МВ. Бвдш а
Художнш редактор СВ. М к як
Техжчний редактор А. Г. Верьовкш
Коректор Т. М. Куксова
Главный редактор С. С. Скляр Ответственный да выпуск И. Г. Веремей Редактор МВ. Ведина Художественный редактор СВ. М исяк Технический редактор А. Г. Веревкин Корректор Т. Н. Куксова
ГИдписано до друку 23.01.2013. Формат 60x90/16. Друк офсетний.
Гарштура «Literatumaya». Ум. друк. арк. 6. Наклад 22000 пр. Зам. № 0819.
Книжковий Клуб Клуб Омейного До звш т Св. № ДК65 вщ 26.05.2000 61140, Харюв-140, просп. Гагарша. а Подписано в печать 2.3.01.2013. Формат 60x90/16. Печать офсетная. Гарнитура «1 .iteraturnaya». Уел. печ. л, 6, Тираж 22000 экз. Зак. № ООО Книжный клуб Клуб семейного досуга
308025, г. Белгород, ул. Сумская, 168
Вцщруковано з готових д1апозитив1в у ТОВ «Фактор-Друк»
м.
X a p K iB , вул. Саратовська, Отпечатано с готовых диапозитивов в ООО «Фактор-Друк» г. Харьков, ул. Саратовская. 51
€> DepositPhotos.com / VladimirVoronin, обложка, Книжный Клуб Клуб Семейного
Досуга», издание на русском языке,
2013—
IS B N 978-966-14-4600-6 серия)
© Книжный Клуб Клуб Семейного B N 978-966-14-4741 -6 Украина)
Дйсуга», художественное офортам B N 978-5-9910-2270-5 серия)
© Ш О ^ и ж н ы й ^ у б “ Клуб семей 978-5-9910-2371 -9 Россия) ногодосуга” », г. Белгород, 2013
Введение
Изобразительное искусство, как вид творческой деятельности человека, включает в себя графику, живопись и скульптуру. Они, в свою очередь, по содержанию подразделяются на различные жанры. Основные среди них на сегодняшний день — это портрет, натюрморт, пейзаж. Существуют также и другие жанры исторический, бытовой (изображение различных сюжетных сцен, батальный (изображение сражений и военной атрибутики, исторический, анималистический (изображение животных).
В различные исторические периоды вплоть до X V II века художники использовали изображения растений в своих работах лишь как своеобразный фон, вспомогательный, дополняющий элемент для создания н картине особого настроения (рис. 1). Главное место в их работах поначалу почти исключительно отводилось изображению сцен-сюжетов на библейские темы, позже баталий и портретов (рис. 2). Впервые пейзаж выступает как самостоятельный жанр в период расцвета в Западной Европе голландской живописной школы (X V I— XVII вв.). Речь идет о работах, основной темой, главными героями которых являются собственно природа и ее отдельные элементы — деревья и другие растения. Постоянно и скрупулезно изучая живую натуру, выполняя наброски и зарисовки, небольшие этюды, художники накапливали свои творческие фонды, которые в дальнейшем использовали для создания картин (рис, 3,4). Блестящим мастером искусства изображения мира растений вначале века был американский художник Мартин Джонсон Хед, создававший прекрасные живописные пппич- ведения. В его полотнах гармонично переплетаются патуралисти1
рисунок и колористическое решение композиции, создается особое, сказочное, лирическое настроение (рис. ч .
>
ш ш m i н ш ___________________________
1
h i сук м д кр кв ь я и другие р л ст гл т я
Замечательным примером изображения мира природы является творчество таких замечательных русских мастеров живописи, как И. Шишкин,
Ф. Васильев, К. Коровин и др. Во второй половине X IX века н России было сформировано товарищество художников-передвижпиков, которые впервые стали создавать свои шедевры непосредственно с натуры, отступая от старых традиций академической школы. Основной темой их картин была передача красоты окружающей природы, ее многообразия и величия. Работы И. Шишкина (1832 — 1898) покоряют своей патуралисгичноP u i. I . Иллюстрация братье и Л им бургов к Часослову герцога Беррийского (ок. 1411 1416)
шит пни В В В ДЕ НИ Е
5
етыо, точной передачей зрителю каждого элемента композиции картины рис. 6). Сюжеты Ф. Васильева (1850— 1873) передают состояние природы, они наполнены вдохновением и впечатлением автора от увиденного рис. 7). К теме изображения растений художники обращаются не только в пейзажной живописи, но ив жанре натюрморта. Примером могут послужить работы ведущего мастера жанровой сцены X IX — XX веков И. Репина (1844— 1930) и мэтра русского импрессионизма К- Коровина (1861 —
1939) (рис. 8, Рис. 2. Леонардо да Винчи. Святая Анна с Марией и младенцем Христом. 1510
ш м
ш ш
ш м
ш мм ш
ш шт шт 1 1
и и РИСУЕМ ДЕРЕВЬЯ И ДРУГИЕ РАСТЕНИЯ Мир флоры настолько богат и разнообразен, прекрасен и удивителен, что ни один художник, в том числе начинающий, не может равнодушно пройти мимо распустившегося цветка или ветвистого, кронистого дерева, чтобы у него не возникло желания его запечатлеть. Выбрать мотив дли чтюда легко
Рис. 3. Босхарт Старший. Букет иве гон в вазе. 1618
m ift
Uu t
p i p ip ни a n i u m Ш Г Д Ш И Е
7
П ' Ш П П I II п ш РИСУЕМ ДЕРЕВЬЯ И ДРУГИЕ РАСТЕНИЯ в любое время года. Главное — четко поставить перед собой задачу. Стоит заметить, что для изучения, к примеру, строения формы кустарников и деревьев идеально подойдет поздний осенний, зимний или ранний весенний период, когда хорошо видны особенности каждого вида. Это поможет в дальнейшем без труда изобразить, предположим, дерево, покрытое листвой. У каждого времени года свой колорит и освещение. Весной и летом распускается множество цветов, луговых и декоративных, на городских клумбах и домашних грядках. Осень из года в год не перестает удивлять нас буйством красок увядающей листвы от нежных оттенков желтого цвета до глубокого фиолетово-красного. Конечно же, нужно приучить себя к натурному рисованию на пленэре, то есть на открытом воздухе. Если такой возможности нет, можно воспользоваться окном или балконом квартиры. Рисование с натуры поможет приобрести полезные навыки в работе и знания о строении формы цветка, куста или дерева.
В этой книге предлагаются для освоения самые доступные любому желающему техники работы в цвете акварель, гуашь, цветной карандаши пастель. Мотивом композиций послужили такие элементы природы, как деревья, фрагменты кустарников, цветы и прочие растения.
Рис. 6. И. Шишкин. Ивы, освещенные солнцем. 1860— 1870
ВВЕДЕНИЕ
Рис. 7. Ф . Васильев. Березовая роща. 1867— Создание любой творческой работы предваряет творческий замысел и поиски сюжета. На этом этапе происходит выбор объекта для будущей картины согласно эмоциям, ощущениями впечатлению от натуры, то есть то, что вы хотите нарисовать, затем — выбор подходящей живописно-графической техники. Начинайте лучше стой, что вам больше импонирует, в которой вы чувствуете себя увереннее. На втором этапе необходимо внимательно изучить
мм нш шш ют и
п п i u i n
n
10 РИСУЕМ ДЕРЕВЬЯ И ДРУГИЕ РАСТЕНИЯ натуру, ее форму и цвет, обратить внимание на направление ее пластичных линий в пространстве. После того как выбран объект изображения и материал (акварель, гуашь, цветные карандаши или пастель, необходимо подготовить рабочее место. Если вы решили поработать на пленэре, располагайтесь таким образом, чтобы можно было не напрягать зрение, верно определять цвет и удобно наблюдать натуру. При этом она должна находиться на свету, а вы с планшетом и прочими материалами и инструментами — в тени.
При изображении любого растения необходимо обратить внимание на расположение его в пространстве, изгиб стебля, на пропорциональное соотношение составляющих его частей, например толщииы ствола дерева и массы, объема его кроны.
Прежде чем приступить к работе в цвете, следует — обязательно для начинающих — выполнить построение линейного рисунка, определить расположение изображаемого предмета в листе по композиции, чтобы он не был слишком большим или слишком маленьким (рис. 10). Правильное расположение объекта в формате листа создает у зрителя ощущение гармоничного восприятия картины. Растсние находится в пространстве, поэтому рисунок делают с учетом правил линейно-воздушной перспективы.
Рис. 8. И. Репин. Букет цветов. Рис. 9. К. Коровин. Розы в голубых кувшинах.
1917
m
n
m
па
ш
п
В В В ДЕ НИ Е
_____________________________ И
Еще следует принять во внимание, что центр композиции должен находиться немного выше геометрического (пересечения диагоналей листа бумаги) (рис. 11). Это так называемый принцип золотого сечения».
Изображение в цвете требует не только определенных навыков работы кистью, наложении мазка (акварель, гуашь, пастель, штриховки или тушевки (цветные карандаши, пастель, но и элементарных знаний в области цветоведения (наука о цвете. Существует три основных цвета желтый, красный и синий. Благодаря смешиванию их между собой можно получить
Рис. 10. Поиск верного композиционного размещения изображения в листе
Рис. 11. Определение композиционного центра и линии золотого сечения
( P I ' r r t t l i n 5 НИИ РИСУЕМ ДЕРЕВЬЯ И ДРУГИЕ РАСТ Е НИ ЯР ш . 12. Схема с‘мси
1
ишн|ин основных цветов. lit.
I 1неп той круг
Рис. 14. Дополнительные ( контрят ные) цвета цвета так называемого второго порядка оранжевый получается в результате смешивания желтого с красным, фиолетовый красного с синим, а зеленый — желтого с синим. В совокупности все эти цвета объединяются в группу спектральных цветов (желтыи, оранжевый, красный, фиолетовый, синий, зеленый)(рис. 12). При смешивании спектральных цветов, стоящих рядом в цветовом круге, получается ряд цветовых оттенков. Это оранжево - желтый, желто- зеленый, зелено- синий, сине- фиолетовый, фил его во - красный, красно-оранжевый (рис. 13).
1 [.вета также подразделяются на дополнительные ( контрастные) и нюанс­
ные. Дополнительные (контрастные) цвета расположены в цветовом круге диаметрально противоположно (синий и желтый, красный и зеленый
а б в
Рис. 15. Градации цвета при смешивании с черним (а, серым (б ) и белым (в Находясь рядом, они усиливают звучание и дополняют друг друга (рис. 14).
Нюансные цвета создают ощущение плавного перехода от цвета к цвету (например, красный и красно-оранжевый и т. д. Цвета также подразделяются на теплые (от красного до желто-зеленого) и холодные (от сине-зеленого до фиолетового. Зеленый цвет является нейтральным.
Чтобы разнообразить цветовую палитру и получить новые оттенки определенного цвета, добавляют черный (для углубления и усиления силы тона) риса, серый (для создания сложных оттенков) (рис. 15, б) и белый чтобы высветлить тот или иной цвет) (рис. 15, в. Перед началом работы в материале целесообразно сделать несколько практических упражнений, смешивая различные цвета между собой на палитре или на отдельном листе бумаги (в альбоме, если это цветные карандаши. Но необходимо помнить, что больше трех цветов вместе смешивать нельзя во избежание грязи в работе в результате изображение может получиться тусклыми не­
выразительным.
В книге показаны этапы последовательного ведения работы в технике акварели, гуаши, цветного карандаша и пастели. Освоив эту последовательность, вы сможете с легкостью выполнить любую поставленную перед собой творческую задачу, используя один из живописно-графических материалов
АКВАРЕЛЬ
Акварельные краски являются, наверное, самым популярным материалом, который применяют в изображении различных живописных этюдов. Само их название говорит о том, что пишут этими красками с использованием воды. Она является их разбавителем. В связи с этим одной из главных их особенностей является прозрачность. Для получения в работе более насыщенных оттенков на кисть берут меньше воды при разбавлении краски. Чем больше воды, тем светлее и прозрачнее получается оттенок. Вода в акварели играет еще и роль белил. При работе акварельными красками следует помнить о том, что для сохранения прозрачности при прописке теневых частей стоит добиваться усиления тона путем добавления в основные цвета дополнительных ( контрастных. К примеру, чтобы сделать зеленый оттенок по цвету более глубокими сложным, к нему можно добавитьнемного красного, к красному — зеленого, к желтому цвету — фиолетового и т. д.
В работе акварельными красками применяют различные приемы и техники. Это многослойная живопись по сухому — лессировка и а-ля прима. В лессировке цвета смешивают непосредственно на работе путем наложения одного цвета на другой ( после высыхания предыдущего. Это оптическое смешение цветов. Суть приема заключается в том, что путем нанесения одного слон на другой создается большое разнообразие цветовых оттенков. Техника эта требует терпения и времени. Если проложенным мазкам не даватьпросохнуть, тов работе появится грязь и нежелательные глухие места. Так называемые быстрые этюды выполняются приемом и-ля прима. В этом случае цвета смешивают на палитре для достижения нужных цветов и оттенков. Работу в акварели следует вести от темных мест к освещенным, чтобы не ошибиться в силе тона изображения в целом.
Можно выполнять краткосрочные этюды ив технике по сырому. Для этого после выполнения предварительного рисунка лист бумаги хорошо смачивают водой (губкой или широкой кистью) и сразу прописывают в цвете по влажной поверхности. Нели необходимо, чтобы поверхность листа была влажной более длительное время, под него подкладывают смоченную водой ткань, аза тем кренят к планшету.
Чтобы достичь хорошего результата, очень важно правильно подобрать материалы для работы акварелью. Их можно приобрести в специализированных магазинах-салонах для художников. Краски должны быть хорошего качества
( марки Нева, Ленинград или Белые ночи. Бумага — специальная, для акварели. Кисти — круглые беличьи разных размеров № 8 или 9 нужны для прописки больших плоскостей, № 5, 6, 7 — для средней прописки, № 2 или
3 пригодятся для тонкой прописки мелких деталей. Это зависит оттого, какого размера будет ваша работа. При покупке кистей обратите внимание, чтобы при смачивании водой и встряхивании волоски кисти на кончике соединялись в одну точку, иначе при прописке краска с нее будет плохо стекать и плохо ложиться мазок. Для палитры можно использовать вымытую мылом плоскую белую (без рисунка) керамическую тарелку. Помните в каком состоянии будут цвета при смешивании на вашей палитре — такими они будут ив вашей работе. Поэтому нужно часто менять воду в банке, чтобы не загрязнить цвета на палитре, а значит, и на картине
РИСУЕМ ДЕРЕВЬЯ И ДРУГИЕ РАСТЕНИЯ
Ветка клена
В качестве натуры для этой работы взята верхняя — небольшая — часть ветки клена с несколькими резными листочками, вовремя ранней осени Начинаем работу простым карандашом. Композиционно намечаем размещение натуры в листе, проводя легкие линии по краям листочков, чтобы обозначить общую массу ветки . Проводим центральную линию ветки. На ней коротким штрихом намечаем место ответвления. Из намеченной точки проводим линию, определяющую направление ответвления, на которой также намечаем местоположение основания черенков листьев ветки. На центральной линии и линии ответвления намечаем величину крайних листочков по высоте
АКВАРЕЛЬ 3 - Легкими продолговатыми штрихами намечаем общую массу листочков, расположенных враз ных плоскостях, которые вписываются в форму неправильного пятиугольника Проводим линии, определяющие направление основных прожилок на поверхности листьев. Затем между этими линиями, сверяясь с натурой, короткими ш триш ка­
ми намечаем места характерных изгибов формы внутри каждого листа
РИСУЕМ ДЕРЕВЬЯ И ДРУГИЕ РАСТЕНИЯ Прорисовываем толщину ветки, основание черенков в нижней ее части. Уточняем направление изгибов черенков. Ломаной линией, короткими легкими штрихами прорисовываем характерную форму по контуру листьев ветки . Смягчаем контурную линию по форме листочков. Уточняем форму ветки в целом, слегка подчеркиваем изгибы и переломы формы натуры. Мягкой резинкой вытираем все линии построения
m
m
i
в
и
п
р
т
А КВА РЕ ЛЬ Губкой, смоченной вводе, осторожно протираем рисунок, смывая остатки грифеля и обезжиривая поверхность листа бумаги. Затем, набирая на кисть немного больше воды, прописываем частично каждый листок ветки. При этом оставляем нетронутыми места прожилок . 11рописываем одним цветом часть ветки и черенки листьев. П рокрываем отдаленные части листочков холодным желто-лимонным цветом, оставляя капельки краски у их основания
пгт
А КВ Л Р ИЛЬ 1абирая на кисть немного меньше воды, чтобы краска ложилась гуще, и постоянно сверяясь с натурой, обогащаем изображение цветом, активнее выделяя направление прожилок на листьях 2 • I IacMiucHHo выполняем уточняющую прорисовку каждого элемента композиции. Смягчаем переход отсвета к тени на поверхности ветки и акцентируем но цвету и топу черенки листьев. Легкой лессировкой смягчаем и обобщаем цвета натуры
РИСУЕМ ДЕРЕВЬЯ И ДРУГИЕ РАСТЕНИЯ
Дуб
Мотивом работы стало отдельно стоящее дерево дуба с характерным крепким широким стволом и ветвистой MoiyieA кроной. За густой летней листвой просматриваются лишь самые крупные ветви • 11ростым графическим карандашом легкими линиями намечаем местоположение изображения дерева о листе по высоте — горизонтально от основания до нер- хушки кроны, по ширине — вертикально справа и слева по краям кроны. Делим ширину намеченной массы кроим помолами проводим вертикальную осевую линию дерева, на которой отмечаем коротким штрихом высоту видимой части ствола
3 * Намечаем толщину ветвей дуба, сверяясь с натурой, начиная со ствола
( нижней его части ) и, постепенно продвигаясь вверх, до самых тонких веток — видимых и предполагаемых » Очень обобщенно, ломаной контурной линией, намечаем массы частей кроны дуба. Мягкой резинкой стираем скрытые листвой части веток
5 * Сглаживаем угловатость контурных линий, пластичными, мягкими линиями детально прорисовывая изгибы веток и частей кроны.
Уточняем рисунок, подчеркиваем карандашом мсста изгибов веток дерева. Осторожно стираем все линии построения. Протираем рисунок увлажненной губкой, удаляя лишний графит и обезжиривая бумагу
m t f f f f f t i В
1 1 1 1 1
АКВАРЕЛЬ
25
Переходим к работе акварелью. Легким тоном прописываем освещенные части кроны дерева. Работаем смелыми мазками, нужный тон получаем па палитре - Также легко и смело прописываем нижнюю часть дуба, ствол, разветвление и ветки. Кисть активно увлажнена
26
РИСУНМ ДЕРЕВЬЯ И ДРУГИЕ РАСТЕНИЯ « Выполняем прописку объемных масс частей кроны дерева хорошо разведенной краской, оставляя стекающие капли на поверхности листа бумаги Смешивая па палитре холодный зеленый цвет, маленькими мазками живо прописываем часть листвы II общей массе, к теневых местах. Обозначаем тень по стволу и веткам
АКВАРЕЛЬ Детально прописываем листву, быстро, допуская мазкам разных цветовых оттенков смешиваться прямо на бумаге. Углубляем тени, прописывая кору дерева на стволе и ветвях. Легким мазком намечаем травяной покрои поддеревом.
Легким холодным цветом прописываем воздушное пространство вокруг ствола дерева ив просветах кроны. Затем на еще влажный слой фона наносим мазки, изображая листву в теневых частях кроны. Усиливаем потону и цвету тени на стволе и ветках. Маленькими тычковыми мазочками, держа кисть вертикально, прописываем листву но краям кроны и траву поддеревом
РИСУЕМ ДЕРЕВЬЯ И ДРУГИЕ РАСТЕНИЯ состоит из трех уже раскрывшихся васильков, имеющих разное расположение в пространстве. Уравновешивают предложенную композицию два бутона Начинаем работу простым карандашом. Намечаем обобщенно в формате листа месторасположения композиции, ограничивая в пространстве группу васильков по ширине и высоте, продолговатыми легкими штрихами.
  1   2   3   4

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей