Гимнастика для мышц шеи
Гимнастика мышц шеи является промежуточным звеном между массажем лица и массажем языка. Она благотворно влияет на мышцы корня языка, расслабляет их. Рекомендуются:
Наклоны головы вправо-влево и вперед-назад с нара щиванием нагрузки от 1—3 до 10—12 раз.
Круговые движения головой — не более 3 раз в каж дую сторону.
На начальном этапе эта гимнастика может выполняться пассивно руками логопеда или родителя.
Логопедический массаж язычной мускулатуры
При недостаточной подвижности языка проводят массаж с помощью деревянного шпателя, зубной щетки, либо большим и указательным пальцами правой руки (в напальчниках).
30 Логопедический массаж
Логопедический массаж 31
Продольные мышцы Вертикальные мышцы Поперечные мышцы Активизация мышц Подъязычная уздечка Схема логопедического массажа язычной мускулатуры
Направление движения
Тип движения
поглаживающие
Массируемые мышцы языка
от корня или средней части к кончику
от корня языка к кончику и обратно
ритмичное надавливание, проведение щетиной зубной щетки
поглаживающие
из стороны в сторону, продольно и зигзагообразно потягивание
вибрирующее с помощью шпателя или щетины зубной щетки
снизу вверх до легких болевых ощущений
Рекомендации логопелу
Массаж языка выполняется только специалистом! Массажу лица можно обучить и родителей.
ш Зубная щетка и напальчники для массажа должны быть индивидуальными для каждого ребенка. Щетку и напальчники необходимо промывать горячей водой с мылом после каждого применения. Надетые на пальцы напальчники нужно протереть медицинским спиртом перед применением. Марлевые салфетки предназначены для одноразового использования.
■ Массаж выполняют большим и указательным пальцами правой руки, оде тыми в напальчники, или зубной щеткой. Большим и указательным пальцами ле вой руки аккуратно придер живают язык. Пальцы необ ходимо обернуть стерильной марлевой салфеткой.
Каждое движение по вторяют 4—6 раз.
Вибрирующие движе ния выполняются в течение 5—10 секунд.
32 Логопедический массаж
Логопедический массаж 33
■ При отклонении языка в какую-либо сторону (односторонняя спазма) спастическую часть языка расслабляют поглаживанием, а вялую, наоборот, укрепляют с помощью глубоких разминаний и вибрации.
Чтобы определить, в какую сторону отклоняется язык, попросите ребенка широко открыть рот и высунуть язык. Пусть он удерживает язык в спокойном положении некоторое время. Через несколько секунд, а возможно и сразу, вы заметите отклонение языка. Та сторона, в которую он отклоняется, — спастическая, противоположная — вялая.
Массаж рекомендуется выполнять через день.
Количество сеансов зависит от степени выраженности дефекта.
Массаж необходимо сочетать с дыхательной и артику ляционной гимнастиками. Комплексы составляются инди видуально для каждого ребенка с учетом характера наруше ний произношения. Начальный комплекс, рекомендуемый для детей, страдающих дизартрией, в том числе ее стертой формой, представлен далее. После того как ребенок овла деет упражнениями этого комплекса, необходимо добавить новые, более сложные, с учетом дефекта звукопроизноше- ния малыша.
Логопедический массаж мягкого нёба при коррекции ринолалии
(послеоперационный период)
При коррекции ринолалии и нарушений голоса, связанных с ней, рекомендуется массаж мягкого нёба как вспомогательная реабилитационная терапия в послеоперационный период. Как уже отмечалось ранее, устранение всех видов ринолалии предполагает оперативное вмешательство, направленное на восстановление анатомо-физиологических функций органов ротовой и носовой полостей.
Разминание рубцовой ткани производится по следующей схеме:
Поглаживающие движения по линии шва вперед-на зад до границы твердого и мягкого нёба.
Поглаживающие движения по линии шва вправо-вле во вдоль границы твердого и мягкого нёба.
Чередование поглаживающих движений с надавлива ющими по вышеуказанным направлениям.
Легкое надавливание на мягкое нёбо при произнесе нии звука а. Рот широко открыт.
Рекомендации логопедам
т Оптимальное время проведения массажа — за некоторое время до еды.
Выполняется массаж большим или указательным паль цем правой руки.
На начальном этапе массажные движения должны быть очень легкими и щадящими.
Массаж мягкого нёба необходимо сочетать с гимнас тикой мягкого нёба (глотательные движения, позевывания, полоскания рта и т. д.).
Массаж мягкого нёба выполняется только специалистом. Родителей обучают гимнастике для активизации функций мягкого нёба.
Дыхательная гимнастика
Перед артикуляционной гимнастикой, которую рекомендуется выполнять после сеанса массажа и дома под контролем родителей, необходимо выполнить одно-два упражнения для развития речевого дыхания.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ
Футбол
Из кусочка ваты скатайте шарик. Это мяч. Ворота — два кубика или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками.
Ветряная мельница
Для этой игры необходима игрушка — мельница из песочного набора или вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки, взрослый сопровождает его действия стихотворным текстом:
Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаи туч!
А. С. Пушкин
Снегопад
Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребенку устроить снегопад у себя дома. Положите «снежинку» на ладошку ребенку. Пусть он правильно сдует ее.
Снег, снег кружится, Белая вся улица! Собралися мы в кружок, Завертелись как снежок.
А. Барто
Листопад
Вырежьте из тонкой цветной бумаги желтого и красного цветов осенние листья: дубовые, кленовые, березовые (можно использовать настоящие листья деревьев). Предложите ребенку устроить
Дыхательная гимнастика 35
36 Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика 37 листопад дома, сдувая листочки аналогично снежинкам с ладони.
Бабочка Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Произнесите вместе с малышом русскую народную поговорку: Бабочка-коробочка, Полети на облачко, Там твои детки -На березовой ветке!
Затем предложите подуть на бабочку длительным плавным выдохом, «чтобы она полетела».
Кораблик
Пуская бумажный кораблик в тазу с водой, объясните малышу, что для того, чтобы кораблик двигался, на него нужно дуть плавно и длительно. Заканчивая игру, произнесите вместе с ребенком:
Ветер, ветерок, Натяни парусок! Кораблик гони До Волги-реки!
Русская народная поговорка
Живые предметы
Возьмите любой карандаш или деревянную катушку от использованных ниток. Положите выбранный вами предмет на ровную поверхность (например, поверхность стола). Предложите ребенку плавно подуть на карандаш или катушку. Предмет покатится по направлению воздушной струи.
Шторм в стакане Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.
Задуй свечу
Предложите ребенку задуть горящую свечу. Во время выполнения им упражнения необходимо следить за плавностью выдоха и вместе с тем его достаточной интенсивностью. Чей пароход лучше гулит?
Для игры необходимы стеклянные пузырьки. Взрослый один пузырек берет себе, а другой дает ребенку. Взрослый показывает, как можно погудеть в пузырек. Надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка, пузырек касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. После показа взрослый предлагает изобразить гудок ребенку. Если гудок не получается, значит, ребенок не соблюдает одно из данных требований. 38 Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика 39 Рекомендации логопедам и родителям по выполнению дыхательной гимнастики
■ Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.
Выдох должен быть длительным, плавным.
Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями).
Упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя.
Не переусердствуйте! Достаточно 3—5 повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению.
■ Через несколько занятий усложните упражнения: во время выдоха пусть язык лежит на нижней губе.
Вышеперечисленные игровые упражнения можно использовать в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ
(для детей старшего дошкольного и школьного возраста)
Ребенок делает вдох-выдох (рот при этом закрыт), по переменно зажимая то одну, то другую ноздрю.
Тренировка носового выдоха. Ребенок глубоко вдыха ет и длительно выдыхает через нос. Рот при этом закрыт.
Тренировка ротового выдоха. Ребенок вдыхает и вы дыхает через рот (ноздри ребенка можно закрыть пальцами на начальном этапе выполнения данного упражнения).
Вдох через нос, длительный выдох через рот. Необхо димо следить, чтобы ребенок не поднимал плечи и не на прягался.
Вдох через рот, выдох через нос. Рекомендации логопедам или родителям
ш Длительность выполнения данных упражнений около 5 минут.
■ Упражнения выполняются в положении стоя в есте ственной позе, не напрягаясь. Артикуляционная гимнастика 2. Растягивание губ в улыбку
Дыхательная гимнастика 41
ПАССИВНАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Эта гимнастика рекомендуется:
на начальном этапе детям с ограниченной подвижно стью артикуляционных органов и с тенденциями к наруше ниям функций речи (специалист выявляет эту особенность в процессе обследования органов артикуляции);
детям раннего возраста для профилактики речевых на рушений (по рекомендации специалиста).
Пассивная гимнастика предполагает проведение следующих ниже упражнений.
1. Собирание губ в «трубочку»
42 Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика 43
3. Полнимание верхней губы с обнажением верхних десен
5. Приподнимание кончика языка
Приподнимание кончика языка шпателем или ручкой чайной ложки к твердому нёбу или к верхней губе.
4. Опускание нижней губы с обнажением десен
6. Подтягивание языка вперед
Язык захватывается с помощью марлевой салфетки, осторожно подтягивается на нижнюю губу и отводится в сторону.
Рекомендации логопедам и родителям
■ Пассивные движения выполняются медленно, ритмично.
Количество повторов каж дого движения — 3-4 раза.
Выполняется гимна стика ежедневно, желательно несколько раз в день.
44 Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика 45
Начальный комплекс артикуляционной гимнастики при стертой дизартрии
1. Окошко На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |