Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Памятка для начинающих логопедов и учебное пособие для родителей, желающих помочь своим детям преодолеть раз личного рода речевые дефекты


НазваниеПамятка для начинающих логопедов и учебное пособие для родителей, желающих помочь своим детям преодолеть раз личного рода речевые дефекты
АнкорKrauze Logopedicheskiy massazh i artikulyatsionnaya gimnastika.doc
Дата21.10.2017
Размер1.09 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаKrauze_Logopedicheskiy_massazh_i_artikulyatsionnaya_gimnastika.d
ТипПамятка
#29565
страница3 из 6
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6

Гимнастика для мышц шеи

Гимнастика мышц шеи является промежуточным звеном между массажем лица и массажем языка. Она благотворно влияет на мышцы корня языка, расслабляет их. Рекомен­дуются:

  1. Наклоны головы вправо-влево и вперед-назад с нара­
    щиванием нагрузки от 1—3 до 10—12 раз.

  2. Круговые движения головой — не более 3 раз в каж­
    дую сторону.

На начальном этапе эта гимнастика может выполняться пассивно руками логопеда или родителя.

Логопедический массаж язычной мускулатуры

При недостаточной подвижности языка проводят мас­саж с помощью деревянного шпателя, зубной щетки, либо большим и указательным пальцами правой руки (в напаль­чниках).


30 Логопедический массаж

Логопедический массаж 31





















Продольные мышцы

Вертикальные мышцы

Поперечные мышцы

Активизация мышц

Подъязычная уздечка
Схема логопедического массажа язычной мускулатуры

Направление движения

Тип движения

поглаживающие

Массируемые мышцы языка

от корня или средней части к кончику

от корня языка к кончику и обратно

ритмичное надавливание, проведение щетиной зубной щетки

поглаживающие

из стороны в сторону, продольно и зигзагообразно

потягивание

вибрирующее с помощью шпателя или щетины зубной щетки

снизу вверх до легких болевых ощущений

Рекомендации логопелу

Массаж языка выполняется только специалистом! Масса­жу лица можно обучить и родителей.

ш Зубная щетка и напаль­чники для массажа должны быть индивидуальными для каждого ребенка. Щетку и напальчники необходимо промывать горячей водой с мылом после каждого приме­нения. Надетые на пальцы напальчники нужно протереть медицинским спиртом перед применением. Марлевые сал­фетки предназначены для од­норазового использования.

■ Массаж выполняют
большим и указательным
пальцами правой руки, оде­
тыми в напальчники, или
зубной щеткой. Большим и
указательным пальцами ле­
вой руки аккуратно придер­
живают язык. Пальцы необ­
ходимо обернуть стерильной
марлевой салфеткой.

  • Каждое движение по­
    вторяют 4—6 раз.

  • Вибрирующие движе­
    ния выполняются в течение
    5—10 секунд.

32 Логопедический массаж

Логопедический массаж 33







■ При отклонении языка в какую-либо сторону (одно­сторонняя спазма) спасти­ческую часть языка расслаб­ляют поглаживанием, а вя­лую, наоборот, укрепляют с помощью глубоких размина­ний и вибрации.

Чтобы определить, в ка­кую сторону отклоняется язык, попросите ребенка широко открыть рот и высу­нуть язык. Пусть он удержи­вает язык в спокойном по­ложении некоторое время. Через несколько секунд, а возможно и сразу, вы заметите отклонение языка. Та сто­рона, в которую он отклоняется, — спастическая, проти­воположная — вялая.

  • Массаж рекомендуется выполнять через день.

  • Количество сеансов зависит от степени выраженности
    дефекта.

  • Массаж необходимо сочетать с дыхательной и артику­
    ляционной гимнастиками. Комплексы составляются инди­
    видуально для каждого ребенка с учетом характера наруше­
    ний произношения. Начальный комплекс, рекомендуемый
    для детей, страдающих дизартрией, в том числе ее стертой
    формой, представлен далее. После того как ребенок овла­
    деет упражнениями этого комплекса, необходимо добавить
    новые, более сложные, с учетом дефекта звукопроизноше-
    ния малыша.

Логопедический массаж мягкого нёба при коррекции ринолалии

(послеоперационный период)

При коррекции ринолалии и нарушений голоса, связан­ных с ней, рекомендуется массаж мягкого нёба как вспо­могательная реабилитационная терапия в послеоперацион­ный период. Как уже отмечалось ранее, устранение всех видов ринолалии предполагает оперативное вмешательство, направленное на восстановление анатомо-физиологических функций органов ротовой и носовой полостей.

Разминание рубцовой ткани производится по следующей схеме:

  • Поглаживающие движения по линии шва вперед-на­
    зад до границы твердого и мягкого нёба.

  • Поглаживающие движения по линии шва вправо-вле­
    во вдоль границы твердого и мягкого нёба.

  • Чередование поглаживающих движений с надавлива­
    ющими по вышеуказанным направлениям.

  • Легкое надавливание на мягкое нёбо при произнесе­
    нии звука а. Рот широко открыт.

Рекомендации логопедам

т Оптимальное время проведения массажа — за некото­рое время до еды.

  • Выполняется массаж большим или указательным паль­
    цем правой руки.

  • На начальном этапе массажные движения должны быть
    очень легкими и щадящими.

  • Массаж мягкого нёба необходимо сочетать с гимнас­
    тикой мягкого нёба (глотательные движения, позевывания,
    полоскания рта и т. д.).

Массаж мягкого нёба выполняется только специалистом. Родите­лей обучают гимнастике для активизации функций мягкого нёба.












Дыхательная гимнастика

Перед артикуляционной гимнастикой, которую рекомен­дуется выполнять после сеанса массажа и дома под контро­лем родителей, необходимо выполнить одно-два упражне­ния для развития речевого дыхания.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ

Футбол

Из кусочка ваты скатайте шарик. Это мяч. Ворота — два кубика или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пы­таясь «забить гол». Вата дол­жна оказаться между куби­ками.




Ветряная мельница

Для этой игры необходи­ма игрушка — мельница из песочного набора или вер­тушка. Ребенок дует на ло­пасти игрушки, взрослый сопровождает его действия стихотворным текстом:

Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаи туч!

А. С. Пушкин

Снегопад

Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предло­жите ребенку устроить снего­пад у себя дома. Положите «снежинку» на ладошку ре­бенку. Пусть он правильно сдует ее.

Снег, снег кружится, Белая вся улица! Собралися мы в кружок, Завертелись как снежок.

А. Барто

Листопад

Вырежьте из тонкой цвет­ной бумаги желтого и крас­ного цветов осенние листья: дубовые, кленовые, березо­вые (можно использовать на­стоящие листья деревьев). Предложите ребенку устроить

Дыхательная гимнастика 35

36 Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика 37

листопад дома, сдувая ли­сточки аналогично снежин­кам с ладони.

Бабочка



Вырежьте из бумаги не­сколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Про­изнесите вместе с малы­шом русскую народную по­говорку:



Бабочка-коробочка, Полети на облачко, Там твои детки -На березовой ветке!

Затем предложите подуть на бабочку длительным плав­ным выдохом, «чтобы она полетела».

Кораблик

Пуская бумажный кораблик в тазу с водой, объясните ма­лышу, что для того, чтобы кораблик двигался, на него нужно дуть плавно и длительно. Заканчивая игру, произнесите вме­сте с ребенком:

Ветер, ветерок, Натяни парусок! Кораблик гони До Волги-реки!

Русская народная поговорка

Живые предметы

Возьмите любой карандаш или деревянную катушку от использованных ниток. Положите выбранный вами предмет на ровную поверхность (например, поверхность стола). Пред­ложите ребенку плавно подуть на карандаш или катушку. Предмет покатится по направлению воздушной струи.

Шторм в стакане



Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и ста­кан с водой. Посередине ши­рокого языка кладется соло­минка, конец которой опуска­ется в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, что­бы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

Задуй свечу

Предложите ребенку задуть горящую свечу. Во время вы­полнения им упражнения необходимо следить за плавностью выдоха и вместе с тем его достаточной интенсивностью. Чей пароход лучше гулит?

Для игры необходимы стеклянные пузырьки. Взрослый один пузырек берет себе, а другой дает ребенку. Взрослый показывает, как можно погудеть в пузырек. Надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края гор­лышка, пузырек касается подбородка. Струя воздуха долж­на быть длительной и идти посередине языка. После пока­за взрослый предлагает изобразить гудок ребенку. Если гу­док не получается, значит, ребенок не соблюдает одно из данных требований.

38 Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика 39




Рекомендации логопедам и родителям по выполнению дыхательной гимнастики

■ Воздух необходимо набирать через нос, плечи не под­нимать.

  • Выдох должен быть длительным, плавным.

  • Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на
    начальном этапе можно прижимать их ладонями).

  • Упражнения можно выполнять как в положении сидя,
    так и стоя.

Не переусердствуйте! Достаточно 3—5 повторений. Мно­гократное выполнение дыхательных упражнений может при­вести к головокружению.

■ Через несколько занятий усложните упражнения: во
время выдоха пусть язык лежит на нижней губе.

Вышеперечисленные игровые упражнения можно исполь­зовать в коррекционной работе с детьми дошкольного воз­раста.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ

(для детей старшего дошкольного и школьного возраста)

  • Ребенок делает вдох-выдох (рот при этом закрыт), по­
    переменно зажимая то одну, то другую ноздрю.

  • Тренировка носового выдоха. Ребенок глубоко вдыха­
    ет и длительно выдыхает через нос. Рот при этом закрыт.

  • Тренировка ротового выдоха. Ребенок вдыхает и вы­
    дыхает через рот (ноздри ребенка можно закрыть пальцами
    на начальном этапе выполнения данного упражнения).

  • Вдох через нос, длительный выдох через рот. Необхо­
    димо следить, чтобы ребенок не поднимал плечи и не на­
    прягался.

  • Вдох через рот, выдох через нос.
    Рекомендации логопедам или родителям

ш Длительность выполнения данных упражнений около 5 минут.

■ Упражнения выполняются в положении стоя в есте­
ственной позе, не напрягаясь.

Артикуляционная гимнастика
2. Растягивание губ в улыбку

Дыхательная гимнастика 41










ПАССИВНАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Эта гимнастика рекомендуется:

  • на начальном этапе детям с ограниченной подвижно­
    стью артикуляционных органов и с тенденциями к наруше­
    ниям функций речи (специалист выявляет эту особенность
    в процессе обследования органов артикуляции);

  • детям раннего возраста для профилактики речевых на­
    рушений (по рекомендации специалиста).



Пассивная гимнастика предполагает проведение следу­ющих ниже упражнений.

1. Собирание губ в «трубочку»


42 Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика 43






3. Полнимание верхней губы с обнажением верхних десен



5. Приподнимание кончика языка

Приподнимание кончика языка шпателем или ручкой чайной ложки к твердому нёбу или к верхней губе.









4. Опускание нижней губы с обнажением десен

6. Подтягивание языка вперед

Язык захватывается с по­мощью марлевой салфетки, осторожно подтягивается на нижнюю губу и отводится в сторону.

Рекомендации логопедам и родителям

■ Пассивные движения выполняются медленно, рит­мично.

  • Количество повторов каж­
    дого движения — 3-4 раза.

  • Выполняется гимна­
    стика ежедневно, желательно
    несколько раз в день.

44 Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика 45








Начальный комплекс артикуляционной гимнастики при стертой дизартрии

1. Окошко



На счет «раз» широко от­крыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).
1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей