2.1. Обследование детей воспитателями в начале учебного года (методика и организация)
Воспитателям коррекционной группы должно быть известно, что подробное обследование речи и сопутствующих ей нарушений осуществляется логопедом.
Обследование детей логопедом
В течение первых двух недель учебного года (примерно до 15 сентября) логопед обследует каждого ребёнка индивидуально, в своём кабинете, используя специальные игры, упражнения, тестовые задания.
Правильно проведённое логопедическое обследование позволяет:
установить характер речевого и сопутствующих ему нарушений,
определить степень выраженности всех нарушений,
выбрать самые эффективные пути коррекции,
предвидеть возможные интеллектуальные, психологические перегрузки и эмоциональные срывы, а также наметить пути их профилактики.
По результатам обследования логопед заполняет на каждого ребёнка речевую карту или Альбом индивидуального обследования1).
Нарушения речи, их на сегодня известно одиннадцать, могут быть самыми разнообразными: от неточного произношения некоторых звуков до сложных, трудно устранимых, системных дефектов, одним из которых является общее недоразвитие речи.
По окончании обследования, логопед подробно сообщает воспитателю группы о результатах своей диагностики, в параметры которой включаются:
произношение звуков речи,
их восприятие,
воспроизведение слоговой структуры слова,
состояние словарного запаса и грамматического строя,
сформированность связной речи,
уровень внимания, памяти, воображения, восприятия, словесно-логического мышления - высших психических функций, тесно связанных с речевой деятельностью,
состояние пальцевой и артикуляционной моторики - процессов, связанных с речевой функцией.
Знакомство воспитателя с данными логопедического обследования
Воспитателю необходимо знать основные данные обследования речи по каждому ребёнку. Логопед сообщает их воспитателям группы в устной форме, однако, при желании, воспитатель может ознакомиться с соответствующими документами.
11 См. Т.А. Ткаченко «Альбом индивидуального обследования дошкольника» (М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001).
Опираясь на полученные от логопеда сведения, воспитатель сможет решить ряд практических задач, к примеру:
представить - кого из детей посадить вперёд из-за ослабленного внимания, неусидчивости, плохого зрения и пр.;
запланировать - с кем из детей потребуются дополнительные занятия по развитию пальцевой или артикуляционной моторики;
учесть - чьё произношение придётся особенно тщательно контролировать;
понять - у кого из воспитанников уровень словесно - логического мышления снижен и почему и т. п.
Важность контакта, преемственности в работе логопеда и воспитателей объясняется тем, что устранение сложных речевых нарушений (таких как общее недоразвитие речи) возможно только при комплексном подходе.
Это означает, что для коррекции всего спектра нарушений и особенностей, характерных для детей данной категории, требуется совместная работа воспитателей группы, логопеда и родителей. Причём работа не формальная, а вдумчивая, серьёзная, кропотливая, систематическая. И первым, очень важным, очень ответственным этапом коррекци-онной работы воспитателя является обследование.
Обследование детей воспитателями
Воспитатель с самого начала учебного года занимается текущим учебно-педагогическим процессом, работает постоянно со всеми детьми своей логопедической группы. Для индивидуального обследования у него нет ни времени, ни условий. Но зато воспитатель постоянно наблюдает за детьми в различных их проявлениях, разнообразных ситуациях: на занятиях, в игре, труде, быту. То есть, у воспитателя есть возможность сравнить умения, навыки, способности и пр. своих воспитанников в ходе ежедневного общения с ними. А черты характера и особенности поведения детей лучше всего проявляются именно в коллективе. Поэтому, кто же лучше воспитателя может их обследовать? Помимо всего спектра поведенческих особенностей, воспитатель, как никто другой, имеет возможность оценить: личностные черты каждого ребёнка, состояние его общих движений, обучаемость на групповых занятиях и пр.
Всестороннее психолого-педагогическое обследование каждого ребёнка воспитателем необходимо для того, чтобы свести к минимуму трудности в обучении и воспитании детей, а эффективность работы максимально повысить. Другими словами, затрачивая определённые усилия на обследование детей в начале учебного года, воспитатель делает свою коррекционно-воспитательную работу в течение последующих нескольких лет (так как преодоление общего недоразвития речи занимает 2-3 года!) более предсказуемой, четкой и результативной.
В отличие от логопеда, воспитатель проводит обследование не в индивидуальных, а в групповых формах, то есть путём наблюдения за детьми во время всех режимных моментов.
Некоторые качества дошкольников воспитатель может оценить в ходе так называемого включённого наблюдения, то есть при совместной игровой, трудовой и бытовой деятельности.
Кроме того, воспитатель оценивает способности детей, их наклонности, возможности и характерологические особенности в ходе ежедневных бесед.
Картину дополняет общение с родителями воспитанников и их родственниками, выполнение тестов и специальных заданий на организуемых в начале учебного года диагностических занятиях (например, по развитию общей или пальцевой моторики).
Таким образом, воспитатель в течение примерно 2-х недель составляет представление о каждом ребёнке группы.
Запись результатов обследования.
Результаты наблюдений заносятся в таблицу 3, дополнением к которой служит перечень пояснений.
Изучив пояснения к таблице, предлагаемые ниже, воспитатель (напротив фамилии каждого ребёнка) записывает только буквы, в соответствии с пронумерованными особенностями.
Например, воспитатель выясняет, что у ребёнка Иванова Васи повышены возбудимость, драчливость, замкнутость, утомляемость. Указанные качества воспитатель находит в пояснениях к таблице под номером 1 (личностные черты). Исходя из этого, в графе напротив фамилии Иванов, следует записать: 1ВП, Д, 3, У. Таким же образом, в таблицу заносятся данные о состоянии движений, обучаемости, особенностях поведения и пр. на каждого ребёнка (см. ниже).
Те качества, которые выявлены у ребёнка, но не отмечены в пояснениях, воспитатель записывает в таблицу, дополнительно, без нумерации.
2.2. Перечень параметров, необходимых для обследования детей воспитателями
(пояснения и условные обозначения к таблице 3)
1. личностные черты
самооценка завышенная - СЗ низкая контактность - нК
самооценка заниженная - Сз робость - Р
сниженный фон настроения - сН пассивность - П
повышенная возбудимость - ВП замкнутость - Зм
упрямство - У лёгкая подчиняемость - ЛП
агрессивность - А впечатлительность - В
жестокость - Ж негативизм (противодействие просьбам и
драчливость - Д требованиям окружающих) - Н
раздражительность - Рз стремление к одиночеству - СОд
капризность - К болезненное фантазирование - БФ
снижение волевой активности - сВ утомляемость - Ут и т. п.
2. состояние движений (общих и тонких)
общая вялость - ОВ нарушение одновременности - НОд
излишнее напряжение - ИН насильственные движения - НД
моторная неловкость - МН тики - Т
нарушение согласованности - НС нарушение мимики - НМ
нарушение точности - НТ нарушение пальцевой моторики - НПМ
3. обучаемость
негативное отношение к обучению -нОб интерес к получению знаний и навыков -ИЗ
частые реакции протеста -РП высокий уровень обучаемости - ВО
стойкое нарушение дисциплинарных норм средний уровень обучаемости - СО
на занятиях - НДН низкий уровень обучаемости - нО
4.особенпости поведения
в различных ситуациях
(игра, трудовая и бытовая деятельность,
приём пищи, общение с родителями)
игра предметная — Ип блюда, которые не любит есть (вписыва- l
игра ролевая - Ир ются дополнительно) - Бл
игра процессуальная - Ипр бл1°Да> которые не может есть по состоянию
игра неадекватная - Ин здоровья (вписываются дополнительно) - БЗ
отсутствие игровых навыков - Ио напряжённые отношения с родителями - нР
стойкое непослушание - Нп
нежелание трудиться- НТр
отказ от трудовых и прочих поручений - ОТр частые конфликты - К отсутствие навыков самообслуживания - ОС пренебрежение к взрослым (сверстникам) - Пр избирательность в пище - И боязнь
5. прочее
частый, продолжительный плач — ПП педагогическая запущенность - ПЗ недержание мочи ( энурез) - Э неоправданно высокий уровень родитель- онанизм - О ской оценки - ВРО
страхи - С повышенный интерес к чужим вещам - ПИЧ
задержка развития - ЗР лживость -Л
высокий уровень развития - ВУР односторонняя одарённость - 00
заикание — 3 беспричинный смех - БС и т.п. неблагоприятная семейная обстановка - НСО
ПРИМЕЧАНИЕ. Отметим, что перечень параметров, приведённый выше, пригодится воспитателю не только для всесторонней оценки ребёнка, грамотной и чёткой коррекционной работы, но и для бесед с родителями, составления характеристик на детей и пр.
2.3. Результаты обследования детей
(заполняется до 20 сентября)
п/п
| Фамилия, имя ребенка,
дата рождения
| Результаты обследования
(записываются только буквы в соответствии с «пояснениями к таблице»)
| 1
|
| 1 личностные черты
|
| 2 состояние движений
|
|
| 3 обучаемость
|
|
|
|
| 4 особенности поведения
|
| 5 прочее
|
| число месяц год
| 2
|
| 1 личностные черты
|
| 2 состояние движений
|
|
| 3 обучаемость
|
|
|
|
| 4 особенности поведения
|
| число месяц год
| 5 прочее
|
| 3
|
| 1 личностные черты
|
| 2 состояние движений
|
|
| 3 обучаемость
|
|
|
|
| 4 особенности поведения
|
| 5 прочее
|
| число месяц год
| перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |