Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Ткаченко Т.А. Дневник воспитателя логопедическо... Памятка для перспективного планирования 4 Десять советов воспитателю логопедической группы 4. Задачи и содержание деятельности воспитателя в группах для детей с общим


НазваниеПамятка для перспективного планирования 4 Десять советов воспитателю логопедической группы 4. Задачи и содержание деятельности воспитателя в группах для детей с общим
АнкорТкаченко Т.А. Дневник воспитателя логопедическо.
Дата10.10.2017
Размер1.07 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаТкаченко Т.А. Дневник воспитателя логопедическо...doc
ТипПамятка
#27853
страница3 из 12
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12




2.1. Обследование детей воспитателями в начале учебного года (методика и организация)

Воспитателям коррекционной группы должно быть известно, что подробное обследование речи и сопутствующих ей нарушений осуществляется логопедом.

Обследование детей логопедом

В течение первых двух недель учебного года (примерно до 15 сентября) логопед обследует каждого ребёнка индивидуально, в своём кабинете, используя специальные игры, упражнения, тестовые задания.

Правильно проведённое логопедическое обследование позволяет:

  • установить характер речевого и сопутствующих ему нарушений,

  • определить степень выраженности всех нарушений,

  • выбрать самые эффективные пути коррекции,

  • предвидеть возможные интеллектуальные, психологические перегрузки и эмоциональные срывы, а также наметить пути их профилактики.

По результатам обследования логопед заполняет на каждого ребёнка речевую карту или Альбом индивидуального обследования1).

Нарушения речи, их на сегодня известно одиннадцать, могут быть самыми разнообразными: от неточного произношения некоторых звуков до сложных, трудно устранимых, системных дефектов, одним из которых является общее недоразвитие речи.

По окончании обследования, логопед подробно сообщает воспитателю группы о результатах своей диагностики, в параметры которой включаются:

  • произношение звуков речи,

  • их восприятие,

  • воспроизведение слоговой структуры слова,

  • состояние словарного запаса и грамматического строя,

  • сформированность связной речи,

  • уровень внимания, памяти, воображения, восприятия, словесно-логического мыш­ления - высших психических функций, тесно связанных с речевой деятельностью,

  • состояние пальцевой и артикуляционной моторики - процессов, связанных с речевой функцией.

Знакомство воспитателя с данными логопедического обследования

Воспитателю необходимо знать основные данные обследования речи по каждому ребёнку. Логопед сообщает их воспитателям группы в устной форме, однако, при желании, воспитатель может ознакомиться с соответствующими документами.

11 См. Т.А. Ткаченко «Альбом индивидуального обследования дошкольника» (М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001).

Опираясь на полученные от логопеда сведения, воспитатель сможет решить ряд прак­тических задач, к примеру:

  • представить - кого из детей посадить вперёд из-за ослабленного внимания, неусид­чивости, плохого зрения и пр.;

  • запланировать - с кем из детей потребуются дополнительные занятия по развитию пальцевой или артикуляционной моторики;

  • учесть - чьё произношение придётся особенно тщательно контролировать;

  • понять - у кого из воспитанников уровень словесно - логического мышления сни­жен и почему и т. п.

Важность контакта, преемственности в работе логопеда и воспитателей объясняется тем, что устранение сложных речевых нарушений (таких как общее недоразвитие речи) возможно только при комплексном подходе.

Это означает, что для коррекции всего спектра нарушений и особенностей, характер­ных для детей данной категории, требуется совместная работа воспитателей группы, логопеда и родителей. Причём работа не формальная, а вдумчивая, серьёзная, кропотли­вая, систематическая. И первым, очень важным, очень ответственным этапом коррекци-онной работы воспитателя является обследование.

Обследование детей воспитателями

Воспитатель с самого начала учебного года занимается текущим учебно-педагоги­ческим процессом, работает постоянно со всеми детьми своей логопедической груп­пы. Для индивидуального обследования у него нет ни времени, ни условий. Но зато воспитатель постоянно наблюдает за детьми в различных их проявлениях, разнооб­разных ситуациях: на занятиях, в игре, труде, быту. То есть, у воспитателя есть воз­можность сравнить умения, навыки, способности и пр. своих воспитанников в ходе ежедневного общения с ними. А черты характера и особенности поведения детей луч­ше всего проявляются именно в коллективе. Поэтому, кто же лучше воспитателя мо­жет их обследовать? Помимо всего спектра поведенческих особенностей, воспитатель, как никто другой, имеет возможность оценить: личностные черты каждого ребёнка, состояние его общих движений, обучаемость на групповых занятиях и пр.

Всестороннее психолого-педагогическое обследование каждого ребёнка воспитателем необходимо для того, чтобы свести к минимуму трудности в обучении и воспитании детей, а эффективность работы максимально повысить. Другими словами, затрачивая определённые усилия на обследование детей в начале учебного года, воспитатель делает свою коррекционно-воспитательную работу в течение последующих нескольких лет (так как преодоление общего недоразвития речи занимает 2-3 года!) более предсказуемой, чет­кой и результативной.

В отличие от логопеда, воспитатель проводит обследование не в индивидуальных, а в группо­вых формах, то есть путём наблюдения за детьми во время всех режимных моментов.

Некоторые качества дошкольников воспитатель может оценить в ходе так называе­мого включённого наблюдения, то есть при совместной игровой, трудовой и бытовой деятельности.

Кроме того, воспитатель оценивает способности детей, их наклонности, возможности и характерологические особенности в ходе ежедневных бесед.

Картину дополняет общение с родителями воспитанников и их родственниками, выпол­нение тестов и специальных заданий на организуемых в начале учебного года диагности­ческих занятиях (например, по развитию общей или пальцевой моторики).

Таким образом, воспитатель в течение примерно 2-х недель составляет представление о каждом ребёнке группы.

Запись результатов обследования.

Результаты наблюдений заносятся в таблицу 3, дополнением к которой служит перечень пояснений.

Изучив пояснения к таблице, предлагаемые ниже, воспитатель (напротив фамилии каждого ребёнка) записывает только буквы, в соответствии с пронумерованными особенностями.

Например, воспитатель выясняет, что у ребёнка Иванова Васи повышены возбудимость, драчливость, замкнутость, утомляемость. Указанные качества воспитатель находит в пояснениях к таблице под номером 1 (личностные черты). Исходя из этого, в графе напротив фамилии Иванов, следует записать: 1ВП, Д, 3, У. Таким же образом, в таблицу заносятся данные о состоянии движений, обучаемости, особенностях поведения и пр. на каждого ребёнка (см. ниже).

Те качества, которые выявлены у ребёнка, но не отмечены в пояснениях, воспитатель записывает в таблицу, дополнительно, без нумерации.

2.2. Перечень параметров, необходимых для обследования детей воспитателями

(пояснения и условные обозначения к таблице 3)

1. личностные черты

самооценка завышенная - СЗ низкая контактность - нК

самооценка заниженная - Сз робость - Р

сниженный фон настроения - сН пассивность - П

повышенная возбудимость - ВП замкнутость - Зм

упрямство - У лёгкая подчиняемость - ЛП

агрессивность - А впечатлительность - В

жестокость - Ж негативизм (противодействие просьбам и

драчливость - Д требованиям окружающих) - Н

раздражительность - Рз стремление к одиночеству - СОд

капризность - К болезненное фантазирование - БФ

снижение волевой активности - сВ утомляемость - Ут и т. п.

2. состояние движений (общих и тонких)

общая вялость - ОВ нарушение одновременности - НОд

излишнее напряжение - ИН насильственные движения - НД

моторная неловкость - МН тики - Т

нарушение согласованности - НС нарушение мимики - НМ

нарушение точности - НТ нарушение пальцевой моторики - НПМ

3. обучаемость

негативное отношение к обучению -нОб интерес к получению знаний и навыков -ИЗ

частые реакции протеста -РП высокий уровень обучаемости - ВО

стойкое нарушение дисциплинарных норм средний уровень обучаемости - СО

на занятиях - НДН низкий уровень обучаемости - нО

4.особенпости поведения

в различных ситуациях

(игра, трудовая и бытовая деятельность,

приём пищи, общение с родителями)

игра предметная — Ип блюда, которые не любит есть (вписыва- l

игра ролевая - Ир ются дополнительно) - Бл

игра процессуальная - Ипр бл1°Да> которые не может есть по состоянию

игра неадекватная - Ин здоровья (вписываются дополнительно) - БЗ

отсутствие игровых навыков - Ио напряжённые отношения с родителями - нР

стойкое непослушание - Нп

нежелание трудиться- НТр

отказ от трудовых и прочих поручений - ОТр частые конфликты - К
отсутствие навыков самообслуживания - ОС пренебрежение к взрослым (сверстникам) - Пр
избирательность в пище - И боязнь

5. прочее

частый, продолжительный плач — ПП педагогическая запущенность - ПЗ
недержание мочи ( энурез) - Э неоправданно высокий уровень родитель-
онанизм - О ской оценки - ВРО

страхи - С повышенный интерес к чужим вещам - ПИЧ

задержка развития - ЗР лживость -Л

высокий уровень развития - ВУР односторонняя одарённость - 00

заикание — 3 беспричинный смех - БС и т.п.
неблагоприятная семейная обстановка - НСО

ПРИМЕЧАНИЕ. Отметим, что перечень параметров, приведённый выше, пригодится воспитателю не только для всесторонней оценки ребёнка, грамотной и чёткой коррекционной работы, но и для бесед с родителями, составления характеристик на детей и пр.

2.3. Результаты обследования детей

(заполняется до 20 сентября)

п/п

Фамилия, имя ребенка,

дата рождения

Результаты обследования

(записываются только буквы в соответствии с «пояснениями к таблице»)

1




1 личностные черты




2 состояние движений







3 обучаемость













4 особенности поведения




5 прочее




число месяц год

2




1 личностные черты




2 состояние движений







3 обучаемость













4 особенности поведения




число месяц год

5 прочее




3




1 личностные черты




2 состояние движений







3 обучаемость













4 особенности поведения




5 прочее




число месяц год
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей