18 действия с предметами бытового назначения при незначительной помощи взрослого; – выполнять основные культурно-гигиенические действия, ориентируясь на образец и словесные просьбы взрослого. Целевые ориентиры освоения Программы слабовидящими детьми, детьми с амблиопией, косоглазием в среднем дошкольном возрасте К пяти годам ребенок способен: – различать основные цвета, а также коричневый, черный и белый цвета; – находить и называть цвета окружающих предметов и предметных изображений; – соотносить предметы с цветными, силуэтными и контурными изображениями; – различать и называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) и объемные геометрические тела (шар, куб, цилиндр); – находить предметы заданной формы в окружающей обстановке и в изображениях; – соотносить форму предметов с геометрическими эталонами; – находить и обозначать в речи предметы заданной величины; – сопоставлять предметы по величине; – воспринимать одноплановые и двухплановые сюжетные изображения. Ребенок может самостоятельно: – понимать назначение рук, пальцев рук; – выполнять действия всей рукой и отдельными пальцами (открывать, закрывать коробки, собирать мелкие предметы двумя пальцами по словесной инструкции (собери предметы указательным и большим пальцем и т. д.); – узнавать игрушки и предметы ближайшего окружения, геометрические фигуры; – различать величину предметов; – выполнять действия по определению положения предметов в пространстве относительно себя; – ориентироваться с помощью слуха и осязания, определять источник звука; – ориентироваться в помещениях группы и в некоторых помещениях детского сада; – выполнять действия по словесной инструкции; – ориентироваться в микропространстве, раскладывать игрушки в заданном направлении; С помощью тифлопедагога ребенок способен: – моделировать пространственные отношения в игре; – ориентироваться в пространстве с помощью простейших схем;
19 – использовать слова, обозначающие пространственные отношения. Ребенок способен: – понимать назначение окружающих предметов; – рассказывать о труде взрослых из ближайшего окружения; – объяснять элементарные социально-бытовые ситуации; – ориентироваться в событиях и явлениях окружающего мира; – владеть навыками социального поведения; – осознавать и использовать свои сенсорные возможности (узнавать предметы на ощупь, по запаху, по характерному звуку); – выполнять ролевые действия, изображающие социальные функции людей; – передавать в сюжетно-ролевых и театрализованных играх различные виды социальных отношений; – вступать в ролевое взаимодействие с детьми; – стремиться к самостоятельности, проявлять относительную независимость от взрослого; – проявлять доброжелательное отношение к детям, взрослым, оказывать помощь в процессе деятельности, благодарить за помощь; – доводить начатое дело до конца; – самостоятельно с незначительной помощью взрослого одеваться и обуваться; – создавать предметные конструкции из 5−6 деталей (по образцу, схеме, условиям, замыслу); – конструировать из бумаги и природного материала; – выбирать из нескольких одну карточку по названию цвета или формы; – располагать по величине 5–7 предметов одинаковой формы; – в течение некоторого времени (15–20 минут) заниматься продуктивными видами деятельности, не отвлекаясь; – устанавливать причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования; – осуществлять «пошаговое» планирование продуктивной деятельности с последующим словесным отчетом о последовательности действий с помощью взрослого; – находить и различать простейшие графические образцы, конструировать из плоскостных элементов; – моделировать целостный образ предмета из отдельных фрагментов; – использовать конструктивные умения в ролевых играх;
20 – осуществлять элементарные счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия; – анализировать объект, воспринимая его во всем многообразии свойств, определять элементарные отношения сходства и отличия; – сформировать представления о времени на основе наиболее характерных признаков; – узнавать и называть реальные явления и их изображения – контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь); – действовать по правилу или по инструкции в предметно-практических и игровых ситуациях; – использовать схему для ориентировки в пространстве; – определять пространственное расположения предметов относительно себя; – классифицировать предметы по группам на основе общего признака; – запоминать по просьбе взрослого 6–7 названий предметов; – узнавать количество предметов, их форму, величину на ощупь, зрительно, количество звуков на слух; – узнавать и называть реальные явления и их изображения: времена года и части суток; – различать звуки родного языка, производить элементарный фонематический анализ; – интонировать речь при пересказе, чтении стихотворения, в играх-драматизациях; – слушать и самостоятельно читать стихи; – участвовать в диалогической и монологической речи, рассказывать о своих впечатлениях, высказываться по поводу прослушанных произведений, доступных возрасту детей; – использовать в речи речевые и неречевые средства общения; – употреблять при разговоре все части речи; – рассказывать по картинке, пересказывать небольшие произведения с помощью взрослого; – вступать в общение с другими детьми и взрослыми; – изображать предметы с деталями, элементарные сюжеты, композиции; – вырезать фигуры простой формы, наклеивать вырезанные фигуры на бумагу разной формы, создавая орнамент или предметное изображение; – ориентироваться в материалах и средствах, используемых в процессе изобразительной деятельности, их свойствах;