21 – ориентироваться на плоскости листа; – соотносить части реального предмета и его изображения, показывать и называть их, передавать в изображении целостный образ предмета; – сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ; – внимательно слушать музыку, интерпретировать с помощью взрослого выразительные средства музыки. В области физического развития ребенок способен: – выполнять двигательные действия, состоящие из трех-пяти элементов; – самостоятельно перестраиваться в звенья с опорой на ориентиры; – выполнять общеразвивающие упражнения, ходьбу, бег в заданном темпе; – выполнять движения с речевым и музыкальным сопровождением; – описывать по вопросам взрослого свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае плохого самочувствия, боли и т. д.; – правильно умываться, мыть руки, самостоятельно следить за своим внешним видом, соблюдать культуру поведения за столом, самостоятельно одеваться и раздеваться, ухаживать за вещами личного пользования; – выполнять действия по словесному указанию взрослого, по звуковому сигналу, согласованные действия при ходьбе, ползании, соотносить свои действия с действиями других детей (слабовидящие дошкольники). Целевые ориентиры освоения Программы слабовидящими детьми, детьми с амблиопией, косоглазием в старшем дошкольном возрасте К шести годам ребенок способен: – различать и называть все основные цвета спектра и их оттенки, коричневый, серый, черный и белый цвета; цвета предметов ближайшего окружения, цвета животных и растений; – соотносить предметы с цветными, силуэтными и контурными изображениями; – различать и называть плоскостные геометрические фигуры и объемные геометрические тела; – находить предметы заданной формы в окружающей обстановке; – соотносить форму предметов с геометрическими эталонами; – определять и обозначать в речи величину окружающих предметов; – сопоставлять предметы по величине; – воспринимать сюжетные изображения с трехплановой перспективой; предметы в зашумленном пространстве; – выполнять действия двумя руками;
22 – обследовать игрушки, предметы двумя руками в последовательности, предложенной педагогом, узнавать их; – опознавать геометрические фигуры; – дифференцировать предметы по осязательно и тактильно воспринимаемым признакам (деревянные (металлические, пластмассовые), шершавые, гладкие, колючие и др.); – отражать в речи осязательные и тактильные ощущения. – ориентироваться в собственном теле, называть предметы справа, слева, сзади, спереди от себя, переносить ориентировочные действия на другой объект (игрушки); – ориентироваться в пространственных признаках предметов ближайшего окружения; – ориентироваться во всех помещениях группы и детского сада (игровой уголок, спальня, раздевалка, туалетная комната, кухня, кабинет врача, кабинет логопеда или тифлопедагога и т. д.); – ориентироваться на участке группы и территории детского сада; – выполнять ориентировочные действия по словесной инструкции; – определять пространственное расположение предметов; – моделировать пространство с помощью схем, предметов; – использовать для ориентировки в пространстве схемы и планы; – называть свои имя, отчество, фамилию; имена и отчества своих родителей; свой адрес, телефон; – понимать назначение окружающих предметов и классифицировать их по назначению; – определять профессию человека, изображенного на иллюстрациях, по внешнему виду, атрибутам, необходимым для данной профессии, пространству, в котором изображен человек; – рассказывать о профессиях повара, врача, дворника, шофера, учителя и т. д.; – ориентироваться в элементарных социально-бытовых ситуациях, обыгрывать их в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях и т. д.; – определять свои сенсорные возможности в различных игровых ситуациях; – проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (игре, общении, конструировании и др.); – выбирать род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействовать с детьми; – участвовать в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;
23 – переносить ролевые действия в соответствии с содержанием игры на ситуации, тематически близкие знакомой игре; – пользоваться телефоном в сюжетно-ролевой игре и в жизненной ситуации; – правильно вести себя в магазине в сюжетно-ролевой игре и в жизненной ситуации; – уважительно относиться к труду взрослых, собственному труду; – распознавать форму, величину, пространственные отношения элементов конструкции, уметь отражать их в речи; – воссоздать целостный образ объекта из разрезных предметных и сюжетных картинок, сборно-разборных игрушек, иллюстрированных кубиков и пазлов; – устанавливать причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования; – моделировать различные действия, направленные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей; – знать: количество в пределах десяти, цифры 0, 1–9, геометрические фигуры и тела; – определять и называть времена года, части суток; – использовать в речи математические термины, обозначающие величину, форму, количество, называя все свойства, присущие объектам; – владеть разными видами конструирования (из бумаги, природного материала, деталей конструктора); – владеть операционально-технической стороной деятельности: действовать двумя руками, одной рукой; – прослеживать взглядом движение руки, игрушки, расположение картинок и т. п.; – соотносить плоскостные и объемные формы в процессе игр и игровых упражнений; – сооружать коллективные постройки (зоопарк, детская площадка, гараж и др.); – отражать собственные впечатления, представления, события своей жизни в речи, составлять с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта»; – понимать и устанавливать логические связи; – использовать диалогическую форму речи, проявлять инициативу в диалоге; – задавать вопросы, пользоваться различными типами коммуникативных высказываний;