Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Профессиональный стандарт


НазваниеПрофессиональный стандарт
Анкорstandart def.pdf
Дата19.12.2017
Размер0.68 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаstandart_def.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#33198
страница1 из 5
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5

1
УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации от «__» ______2016 г. №__
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
(проект)
Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог,
тифлопедагог)
Регистрационный номер
Содержание
I. Общие сведения…………………………………………………………………………………………1
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)……………………………………………………………….....3
III. Характеристика обобщенных трудовых функций……………………………………………….....7 3.1. Обобщенная трудовая функция «Обучение, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с тяжелыми нарушениями речи»……………………………...7 3.2. Обобщенная трудовая функция «Обучение, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся»………………...16 3.3. Обобщенная трудовая функция «Обучение, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости»…………………………………………………………………………………27 3.4. Обобщенная трудовая функция «Обучение, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации слепых, слабовидящих обучающихся»………………………………………38
IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта…………………….48
I.
Общие сведения
Педагогическая деятельность в обучении по адаптированным основным общеобразовательным программам, воспитании, коррекции нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(наименование вида профессиональной деятельности)
Код
Основная цель вида профессиональной деятельности:

2
Организация деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, необходимыми для жизни человека в обществе, обеспечение достижения ими нормативно установленных результатов образования; оказание коррекционной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья; методическое обеспечение процессов образования, оказания коррекционной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья
Группа занятий:
2330
Педагогические работники в средней школе
2342
Педагогические работники в дошкольном образовании
2341
Педагогические работники в начальном образовании
2352
Преподаватели, работающие с инвалидами или лицами с особыми возможностями здоровья
(код ОКЗ
1
)
(наименование)
(код ОКЗ)
(наименование)
Отнесение к видам экономической деятельности:
85.11
Образование дошкольное
85.12
Образование начальное общее
85.13
Образование основное общее
85.14
Образование среднее общее
85.21
Образование профессиональное среднее
85.30
Обучение профессиональное
85.41
Образование дополнительное детей и взрослых
(код ОКВЭД
2
)
(наименование вида экономической деятельности)

3
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт
(функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
Трудовые функции код наименование уровень квалификации наименование код уровень
(подуровень) квалификации
A
Обучение, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
7
Организация деятельности лиц с тяжелыми нарушениями речи по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, а также программ логопедической помощи
A/01.7 7
Разработка программно- методического обеспечения образовательных программ для лиц с тяжелыми нарушениями речи и программ логопедической помощи
A/02.7 7
Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений
A/03.7 7

4
В
Обучение, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся
7
Организация деятельности глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
B/01.7 7
Разработка программно- методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся
B/02.7 7
Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений
B/03.7 7
С
Обучение, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной
7
Организация деятельности обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости по освоению образовательных программ, адаптированных
С/01.7 7

5 отсталости для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
Разработка программно- методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости
С/02.7 7
Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений
С/03.7 7
D
Обучение, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации слепых, слабовидящих обучающихся
7
Организация деятельности слепых, слабовидящих обучающихся по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
D/01.7 7
Разработка программно- методического обеспечения
D/02.7 7

6 образовательных программ и программ коррекционной помощи для слепых, слабовидящих обучающихся
Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений
D/03.7 7

7
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование
Обучение, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Код
А
Уровень квалификации
7
Происхождение обобщенной трудовой функции
Оригинал
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационн ый номер профессиональн ого стандарта
Возможные наименования должностей, профессий
Учитель-логопед (логопед)
Требования к образованию и обучению
Высшее образование – специалитет или магистратура в области дефектологии или высшее образование – специалитет или магистратура и профессиональная переподготовка в области логопедии
Требования к опыту практической работы
-
Особые условия допуска к работе
К педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда
3
; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской
Федерации
3
; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке
3
; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем
3
Другие характеристики
-
Дополнительные характеристики
Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности
(профессии) или специальности
ОКЗ
2330
Педагогические работники в средней школе
2341
Педагогические работники в начальном образовании
2342
Педагогические работники в дошкольном образовании
2352
Преподаватели, работающие с инвалидами или лицами с особыми возможностями здоровья
ЕКС
4
-
Учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед)
ОКПДТР
5 27250
Учитель-логопед
ОКСО
6 050715
Логопедия

8
3.1.1. Трудовая функция
Наименование
Организация деятельности лиц с тяжелыми нарушениями речи по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, а также программ логопедической помощи
Код
A/01.7
Уровень
(подуровень) квалификации
7
Происхождение трудовой функции
Оригинал
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационны й номер профессиональн ого стандарта
Трудовые действия
Определение типа образовательной программы и (или) варианта оказания логопедической помощи с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи
Планирование уроков, логопедических групповых
(подгрупповых) и индивидуальных занятий с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи
Организация специальной образовательной среды для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями речи и развития компетенции, необходимой для жизни человека в обществе
Организация основных видов деятельности лиц с нарушениями речи в процессе освоения ими образовательных программ, программ логопедической помощи с учетом их возраста, особенностей развития и психофизического состояния
Организация деятельности лиц с нарушениями речи по развитию компетенции, необходимой для жизни человека в обществе, на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, расширения повседневного жизненного опыта, социальных контактов с другими людьми
Обеспечение формирования детского коллектива, активного сотрудничества обучающихся в разных видах деятельности, обогащения их социального опыта, активизации взаимодействия со взрослыми и сверстниками, за счет постепенного расширения образовательного пространства, ознакомления с социокультурной жизнью
Осуществление систематического контроля и оценки достижения лицами с нарушениями речи планируемых результатов обучения и воспитания, коррекции нарушений развития
Корректировка организации, содержания и технологий реализации программ образования и (или) оказания логопедической помощи с учетом результатов текущего и периодического контроля результатов их освоения, мониторинга

9 результатов их реализации
Необходимые умения
Планировать содержание и осуществлять непрерывный образовательный процесс в соответствии с общеобразовательными программами и (или) программами логопедической помощи
Определять формы, методы, приемы и средства организации деятельности лиц с нарушениями речи по освоению ими программ образования и (или) программ логопедической помощи
Определять объем, содержание, целевую направленность и условия реализации образовательной программы и (или) программы логопедической помощи с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи
Организовывать деятельность лиц с нарушениями речи по реализации образовательных программ и (или) программ логопедической помощи (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с их возрастом, особыми образовательными потребностями и индивидуальными особенностями
Разрабатывать и реализовывать совместно с родителями
(законными представителями) индивидуальный образовательный маршрут лица с нарушениями речи с учетом его возраста, индивидуальных возможностей
Использовать ИКТ-компетенции, необходимые для планирования, реализации и оценки образовательной и логопедической работы с лицами с нарушениями речи с учетом их возраста, особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей
Применять современные образовательные и логопедические технологии, включая информационные ресурсы
Использовать логопедические технологии реализации коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей различных категорий детей с нарушениями речи
Применять логопедические технологии сопровождения лиц с нарушениями речи в системе комплексной реабилитации
Планировать и организовать различные виды самостоятельной деятельности лиц с нарушениями речи
Использовать технологии формирования у лиц с нарушениями речи мотивации к качественному образованию, личностному развитию, овладению компетенцией, необходимой для жизни человека в обществе, социальной адаптации с учетом их особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей
Использовать содержание, формы, методы и средства текущего контроля и мониторинга, позволяющие оценить освоение лицами с нарушениями речи образовательных программ и (или) программ логопедической помощи, определять дальнейшие траектории образования с учетом особых образовательных и социально- коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи

10
Применять технологии воспитательной работы с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями речи
Использовать технологии инклюзивного образования
Взаимодействовать со специалистами, осуществляющими комплексное сопровождение лиц с нарушениями речи в организациях здравоохранения, социальной защиты, культуры, спорта, правоохранительных органов
Взаимодействовать со средствами массовой информации, общественными организациями для пропаганды толерантного отношения к лицам с нарушениями речи, их семьям
Использовать грамотную, четкую, выразительную, орфоэпически правильную речь
Осуществлять ведение нормативной документации, включая электронный документооборот
Соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики
Необходимые знания
Законодательство о правах ребенка, о правах инвалидов
Законы и иные нормативно правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность
Федеральные государственные образовательные стандарты
Требования к адаптированным основным общеобразовательным программам, адаптированным образовательным программам
Правила по охране труда
Требования к безопасности образовательной среды для обучающихся с нарушениями речи
Теории, закономерности, принципы построения и функционирования систем образования лиц с нарушениями речи, современные тенденции развития образования лиц с нарушениями речи, оказания им логопедической помощи
Основы поликультурного образования, методы и технологии поликультурного обучения, особенности региональных, этнокультурных, языковых условий реализации адаптированных основных общеобразовательных программ
Клинико-психолого-педагогические особенности разных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья
Структура речевых нарушений, в том числе специфика нарушений речи у разных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья
Закономерности и этапы речевого развития, языковые нормы, варианты их нарушения
Содержание и технологии проведения логопедических занятий
Современные педагогические технологии реализации деятельностного, компетентностного, индивидуально- дифференцированного подходов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи
Пути достижения и способы оценки результатов освоения образовательных программ и (или) программ логопедической помощи лицами с нарушениями речи
Требования к оснащению и оборудованию учебных и

11 логопедических кабинетов современными образовательными средствами, техническими средствами, дидактическими средствами, средствами логопедической помощи
Нормы современного русского литературного языка
Особенности семейного воспитания лиц с нарушениями речи
Другие характеристики
-
3.1.2. Трудовая функция
Наименование
Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ для лиц с тяжелыми нарушениями речи и программ логопедической помощи
Код
A/02.7
Уровень
(подуровень) квалификации
7
Происхождение трудовой функции
Оригинал
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационны й номер профессиональн ого стандарта
Трудовые действия
Определение целей, задач, содержания образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации и (или) программ логопедической помощи с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи
Планирование процесса реализации образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации и (или) программ логопедической помощи с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи
Планирование уроков, групповых (подгрупповых) и индивидуальных логопедических занятий при реализации образовательных программ для лиц с нарушениями речи и (или) программ логопедической помощи
Разработка системы контроля и оценки достижения планируемых результатов освоения образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации и (или) программ логопедической помощи с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи
Корректировка содержания программ, планов занятий по результатам анализа их реализации, обновление фондов оценочных средств
Оформление программно-методической документации, определяемой в соответствии с федеральными, региональными и локальными нормативными актами и отражающей реализацию образовательных программ обучения, воспитания, коррекции

12 нарушений развития, социальной адаптации и (или) программ логопедической помощи с учетом особых образовательных потребностей лиц с нарушениями речи
Необходимые умения
Определять целевую направленность образовательных программ и (или) программ логопедической помощи, а также их компонентов с учетом особых образовательных и социально- коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи
Определять содержание образовательных программ и (или) программ логопедической помощи, а также их компонентов с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи
Использовать технологии реализации образовательных программ и (или) программы логопедической помощи, а также их компонентов с учетом особых образовательных и социально- коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи
Определять методы, средства контроля и оценки достижений лиц с нарушениями речи в освоении ими образовательных программ и
(или) программ логопедической помощи, а также их компонентов с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи
Анализировать эффективность реализации образовательных программ и (или) программ логопедической помощи, а также их компонентов с учетом особых образовательных и социально- коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи
Корректировать содержание образовательных программ и (или) программ логопедической помощи, планов уроков (занятий), фондов оценочных средств по результатам анализа их реализации
Осуществлять ведение нормативной документации, включая электронный документооборот
Находить и использовать источники профессиональной информации
Необходимые знания
Законодательство о правах ребенка, о правах инвалидов
Законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность
Федеральные государственные образовательные стандарты
Региональные и локальные нормативно-правовые акты, регламентирующие работу учителя-логопеда (логопеда)
Клинико-психолого-педагогические особенности разных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья
Структура речевых нарушений, в том числе специфика нарушений речи у разных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья
Задачи, содержание и технологии разработки и реализации образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации и (или) программ логопедической помощи, а также их компонентов с учетом

13 особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи
Специальные условия, необходимые для обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации, реабилитации лиц с нарушениями речи, оказания логопедической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи
Современные требования к осуществлению обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации и логопедической помощи с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи
Технологии планирования программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации и (или) программ логопедической помощи с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи
Технологии разработки программно-методических материалов, обеспечивающих реализацию образовательных программ и (или) программ логопедической помощи для лиц с нарушениями речи
Требования к текущей и отчетной документации, определяемой в соответствии с федеральными, региональными и локальными нормативными актами и отражающей реализацию образовательных программ и (или) программ логопедической помощи
Другие характеристики
-
  1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей