1 УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «__» ______2016 г. №__ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (проект) Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог) Регистрационный номер Содержание I. Общие сведения…………………………………………………………………………………………1 II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)……………………………………………………………….....3 III. Характеристика обобщенных трудовых функций……………………………………………….....7 3.1. Обобщенная трудовая функция «Обучение, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с тяжелыми нарушениями речи»……………………………...7 3.2. Обобщенная трудовая функция «Обучение, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся»………………...16 3.3. Обобщенная трудовая функция «Обучение, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости»…………………………………………………………………………………27 3.4. Обобщенная трудовая функция «Обучение, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации слепых, слабовидящих обучающихся»………………………………………38 IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта…………………….48 I. Общие сведения Педагогическая деятельность в обучении по адаптированным основным общеобразовательным программам, воспитании, коррекции нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (наименование вида профессиональной деятельности) Код Основная цель вида профессиональной деятельности:
2 Организация деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, необходимыми для жизни человека в обществе, обеспечение достижения ими нормативно установленных результатов образования; оказание коррекционной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья; методическое обеспечение процессов образования, оказания коррекционной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья Группа занятий: 2330 Педагогические работники в средней школе 2342 Педагогические работники в дошкольном образовании 2341 Педагогические работники в начальном образовании 2352 Преподаватели, работающие с инвалидами или лицами с особыми возможностями здоровья (код ОКЗ 1 ) (наименование) (код ОКЗ) (наименование) Отнесение к видам экономической деятельности: 85.11 Образование дошкольное 85.12 Образование начальное общее 85.13 Образование основное общее 85.14 Образование среднее общее 85.21 Образование профессиональное среднее 85.30 Обучение профессиональное 85.41 Образование дополнительное детей и взрослых (код ОКВЭД 2 ) (наименование вида экономической деятельности)
3 II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности) Обобщенные трудовые функции Трудовые функции код наименование уровень квалификации наименование код уровень (подуровень) квалификации A Обучение, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с тяжелыми нарушениями речи 7 Организация деятельности лиц с тяжелыми нарушениями речи по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, а также программ логопедической помощи A/01.7 7 Разработка программно- методического обеспечения образовательных программ для лиц с тяжелыми нарушениями речи и программ логопедической помощи A/02.7 7 Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений A/03.7 7 4 В Обучение, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся 7 Организация деятельности глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию B/01.7 7 Разработка программно- методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся B/02.7 7 Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений B/03.7 7 С Обучение, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной 7 Организация деятельности обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости по освоению образовательных программ, адаптированных С/01.7 7
5 отсталости для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию Разработка программно- методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости С/02.7 7 Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений С/03.7 7 D Обучение, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации слепых, слабовидящих обучающихся 7 Организация деятельности слепых, слабовидящих обучающихся по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию D/01.7 7 Разработка программно- методического обеспечения D/02.7 7
6 образовательных программ и программ коррекционной помощи для слепых, слабовидящих обучающихся Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений D/03.7 7
7 III. Характеристика обобщенных трудовых функций 3.1. Обобщенная трудовая функция Наименование Обучение, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с тяжелыми нарушениями речи Код А Уровень квалификации 7 Происхождение обобщенной трудовой функции Оригинал Заимствовано из оригинала Код оригинала Регистрационн ый номер профессиональн ого стандарта Возможные наименования должностей, профессий Учитель-логопед (логопед) Требования к образованию и обучению Высшее образование – специалитет или магистратура в области дефектологии или высшее образование – специалитет или магистратура и профессиональная переподготовка в области логопедии Требования к опыту практической работы - Особые условия допуска к работе К педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда 3 ; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации 3 ; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке 3 ; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем 3 Другие характеристики - Дополнительные характеристики Наименование документа Код Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности ОКЗ 2330 Педагогические работники в средней школе 2341 Педагогические работники в начальном образовании 2342 Педагогические работники в дошкольном образовании 2352 Преподаватели, работающие с инвалидами или лицами с особыми возможностями здоровья ЕКС 4 - Учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед) ОКПДТР 5 27250 Учитель-логопед ОКСО 6 050715 Логопедия
8 3.1.1. Трудовая функция Наименование Организация деятельности лиц с тяжелыми нарушениями речи по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, а также программ логопедической помощи Код A/01.7 Уровень (подуровень) квалификации 7 Происхождение трудовой функции Оригинал Заимствовано из оригинала Код оригинала Регистрационны й номер профессиональн ого стандарта Трудовые действия Определение типа образовательной программы и (или) варианта оказания логопедической помощи с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи Планирование уроков, логопедических групповых (подгрупповых) и индивидуальных занятий с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи Организация специальной образовательной среды для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями речи и развития компетенции, необходимой для жизни человека в обществе Организация основных видов деятельности лиц с нарушениями речи в процессе освоения ими образовательных программ, программ логопедической помощи с учетом их возраста, особенностей развития и психофизического состояния Организация деятельности лиц с нарушениями речи по развитию компетенции, необходимой для жизни человека в обществе, на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, расширения повседневного жизненного опыта, социальных контактов с другими людьми Обеспечение формирования детского коллектива, активного сотрудничества обучающихся в разных видах деятельности, обогащения их социального опыта, активизации взаимодействия со взрослыми и сверстниками, за счет постепенного расширения образовательного пространства, ознакомления с социокультурной жизнью Осуществление систематического контроля и оценки достижения лицами с нарушениями речи планируемых результатов обучения и воспитания, коррекции нарушений развития Корректировка организации, содержания и технологий реализации программ образования и (или) оказания логопедической помощи с учетом результатов текущего и периодического контроля результатов их освоения, мониторинга 9 результатов их реализации Необходимые умения Планировать содержание и осуществлять непрерывный образовательный процесс в соответствии с общеобразовательными программами и (или) программами логопедической помощи Определять формы, методы, приемы и средства организации деятельности лиц с нарушениями речи по освоению ими программ образования и (или) программ логопедической помощи Определять объем, содержание, целевую направленность и условия реализации образовательной программы и (или) программы логопедической помощи с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи Организовывать деятельность лиц с нарушениями речи по реализации образовательных программ и (или) программ логопедической помощи (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с их возрастом, особыми образовательными потребностями и индивидуальными особенностями Разрабатывать и реализовывать совместно с родителями (законными представителями) индивидуальный образовательный маршрут лица с нарушениями речи с учетом его возраста, индивидуальных возможностей Использовать ИКТ-компетенции, необходимые для планирования, реализации и оценки образовательной и логопедической работы с лицами с нарушениями речи с учетом их возраста, особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей Применять современные образовательные и логопедические технологии, включая информационные ресурсы Использовать логопедические технологии реализации коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей различных категорий детей с нарушениями речи Применять логопедические технологии сопровождения лиц с нарушениями речи в системе комплексной реабилитации Планировать и организовать различные виды самостоятельной деятельности лиц с нарушениями речи Использовать технологии формирования у лиц с нарушениями речи мотивации к качественному образованию, личностному развитию, овладению компетенцией, необходимой для жизни человека в обществе, социальной адаптации с учетом их особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей Использовать содержание, формы, методы и средства текущего контроля и мониторинга, позволяющие оценить освоение лицами с нарушениями речи образовательных программ и (или) программ логопедической помощи, определять дальнейшие траектории образования с учетом особых образовательных и социально- коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи
10 Применять технологии воспитательной работы с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями речи Использовать технологии инклюзивного образования Взаимодействовать со специалистами, осуществляющими комплексное сопровождение лиц с нарушениями речи в организациях здравоохранения, социальной защиты, культуры, спорта, правоохранительных органов Взаимодействовать со средствами массовой информации, общественными организациями для пропаганды толерантного отношения к лицам с нарушениями речи, их семьям Использовать грамотную, четкую, выразительную, орфоэпически правильную речь Осуществлять ведение нормативной документации, включая электронный документооборот Соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики Необходимые знания Законодательство о правах ребенка, о правах инвалидов Законы и иные нормативно правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность Федеральные государственные образовательные стандарты Требования к адаптированным основным общеобразовательным программам, адаптированным образовательным программам Правила по охране труда Требования к безопасности образовательной среды для обучающихся с нарушениями речи Теории, закономерности, принципы построения и функционирования систем образования лиц с нарушениями речи, современные тенденции развития образования лиц с нарушениями речи, оказания им логопедической помощи Основы поликультурного образования, методы и технологии поликультурного обучения, особенности региональных, этнокультурных, языковых условий реализации адаптированных основных общеобразовательных программ Клинико-психолого-педагогические особенности разных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья Структура речевых нарушений, в том числе специфика нарушений речи у разных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья Закономерности и этапы речевого развития, языковые нормы, варианты их нарушения Содержание и технологии проведения логопедических занятий Современные педагогические технологии реализации деятельностного, компетентностного, индивидуально- дифференцированного подходов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи Пути достижения и способы оценки результатов освоения образовательных программ и (или) программ логопедической помощи лицами с нарушениями речи Требования к оснащению и оборудованию учебных и
11 логопедических кабинетов современными образовательными средствами, техническими средствами, дидактическими средствами, средствами логопедической помощи Нормы современного русского литературного языка Особенности семейного воспитания лиц с нарушениями речи Другие характеристики - 3.1.2. Трудовая функция Наименование Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ для лиц с тяжелыми нарушениями речи и программ логопедической помощи Код A/02.7 Уровень (подуровень) квалификации 7 Происхождение трудовой функции Оригинал Заимствовано из оригинала Код оригинала Регистрационны й номер профессиональн ого стандарта Трудовые действия Определение целей, задач, содержания образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации и (или) программ логопедической помощи с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи Планирование процесса реализации образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации и (или) программ логопедической помощи с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи Планирование уроков, групповых (подгрупповых) и индивидуальных логопедических занятий при реализации образовательных программ для лиц с нарушениями речи и (или) программ логопедической помощи Разработка системы контроля и оценки достижения планируемых результатов освоения образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации и (или) программ логопедической помощи с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи Корректировка содержания программ, планов занятий по результатам анализа их реализации, обновление фондов оценочных средств Оформление программно-методической документации, определяемой в соответствии с федеральными, региональными и локальными нормативными актами и отражающей реализацию образовательных программ обучения, воспитания, коррекции
12 нарушений развития, социальной адаптации и (или) программ логопедической помощи с учетом особых образовательных потребностей лиц с нарушениями речи Необходимые умения Определять целевую направленность образовательных программ и (или) программ логопедической помощи, а также их компонентов с учетом особых образовательных и социально- коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи Определять содержание образовательных программ и (или) программ логопедической помощи, а также их компонентов с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи Использовать технологии реализации образовательных программ и (или) программы логопедической помощи, а также их компонентов с учетом особых образовательных и социально- коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи Определять методы, средства контроля и оценки достижений лиц с нарушениями речи в освоении ими образовательных программ и (или) программ логопедической помощи, а также их компонентов с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи Анализировать эффективность реализации образовательных программ и (или) программ логопедической помощи, а также их компонентов с учетом особых образовательных и социально- коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи Корректировать содержание образовательных программ и (или) программ логопедической помощи, планов уроков (занятий), фондов оценочных средств по результатам анализа их реализации Осуществлять ведение нормативной документации, включая электронный документооборот Находить и использовать источники профессиональной информации Необходимые знания Законодательство о правах ребенка, о правах инвалидов Законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность Федеральные государственные образовательные стандарты Региональные и локальные нормативно-правовые акты, регламентирующие работу учителя-логопеда (логопеда) Клинико-психолого-педагогические особенности разных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья Структура речевых нарушений, в том числе специфика нарушений речи у разных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья Задачи, содержание и технологии разработки и реализации образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации и (или) программ логопедической помощи, а также их компонентов с учетом
13 особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи Специальные условия, необходимые для обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации, реабилитации лиц с нарушениями речи, оказания логопедической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи Современные требования к осуществлению обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации и логопедической помощи с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи Технологии планирования программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации и (или) программ логопедической помощи с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи Технологии разработки программно-методических материалов, обеспечивающих реализацию образовательных программ и (или) программ логопедической помощи для лиц с нарушениями речи Требования к текущей и отчетной документации, определяемой в соответствии с федеральными, региональными и локальными нормативными актами и отражающей реализацию образовательных программ и (или) программ логопедической помощи Другие характеристики -
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |