Главная страница

Программа для проведения интерактивных занятий сост. А. А. Дегтярев


Скачать 5.58 Mb.
НазваниеПрограмма для проведения интерактивных занятий сост. А. А. Дегтярев
Анкорmetodichka_obshee_delo.pdf
Дата13.01.2017
Размер5.58 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаmetodichka_obshee_delo.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипПрограмма
#5418
страница1 из 4
Каталог
  1   2   3   4

Составители:
психолог-педагог по направлению “Психология зависимости” А.А. Дегтярев
педагог М.А. Дегтярева
психолог-педагог по направлению “Психология зависимости”, кандидат
искусствоведения Я.В. Ковалевский
психолог-педагог А.И. Ковалевская
Редакторы:
Я.В. Ковалевский, А.И. Ковалевская
Рецензент:
кандидат психологических наук, доцент В.В. Барцалкина
З-46
Здоровая Россия - Общее Дело:
Программа для проведения интерактивных занятий/ сост.: А. А. Дегтярев,
М. А. Дегтярева, Я. В. Ковалевский, А. И. Ковалевская. - М.: Общероссийская общественная организация «Общее дело», 2015. - 43 с.
Данная программа представляет собой удобный алгоритм проведения занятий по первичной профилактике употребления психа-активных веществ (ПАВ). С ее помощью можно провести четыре интерактивных урока с высокой степенью эффективности информирования о пагубности воздействия алкоголя, табака и других ПАВ на физическое и психическое здоровье человека.
Программа рассчитана на использование в образовательных учреждениях на уроках по Основам безопасности жизнедеятельности, а также на внеклассных и внеаудиторных занятиях, классных часах, на выездных общественных мероприятиях каникулярного характера и т.д.
Дизайн: А.В. Культенко
Верстка: А.В. Паршев
© Общероссийская общественная организация «Общее дело», 2015
УДК 37.015.3(075)
ББК 74.005.56я73
З-46

Проект Общероссийской общественной организации поддержки президентских инициатив в области здоровьесбережения нации «Общее дело»
Здоровая Россия - «Общее дело»
Проект ставит своей целью активно способствовать осуществлению приоритетных направлений Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской
Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г.
№ 2128-р. Также Проект направлен на активную поддержку в реализации Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ.
Проект «Здоровая Россия - Общее дело» прошел экспертизу и поддержан Агентством стратегических инициатив, ФСКН России,
Департаментом Здравоохранения и Департаментом Образования
Москвы, Московским Государственным Психолого-педагогическим университетом, Московским научно-практическим центром наркологии.
Рекомендован Министерством образования и науки РФ и включен в образовательную программу всех средних и средне-специальных образовательных учреждений на территории
России в рамках преподавания «Основ безопасности жизнедеятельности».
Министерство образования и науки
Российской Федерации

Содержание
О Программе
Занятие №1. «Секреты манипуляции: алкоголь»
Занятие №2. «Секреты манипуляции: табак»
Занятие №3. «Влияние алкоголя на репродуктивную систему человека»
Занятие №4. «История одного обмана: мифы и факты об алкоголе»
Занятие №5. «Наркотики: секреты манипуляции»
Факты к размышлению
Мудрые высказывания
....................................................................................................... 3
............................................. 5
.................................................. 9
... 14
.......... 18
......................................... 23
..................................................................................... 28
...................................................................................... 39

3
Программа заключается в проведении интерактивных занятий для учащихся с просмотром и последующим коллективным обсуждением видеофильмов «Секреты манипуляции. Алкоголь»,
«Секреты манипуляции. Табак», «День рождения», «История одного обмана» и «Наркотики. Секреты манипуляции».
Занятие предназначено для проведения в одном классе или группе учащихся. Три занятия посвящены профилактике употребления алкоголя, одно занятие - профилактике табакокурения. Занятия могут проходить с периодичностью один раз в неделю или два раза в месяц. Продолжительность каждого занятия - от 45 до 80 минут, в зависимости от расписания учебного заведения.
Занятие также могут проводить учащиеся старших классов или курсов для учащихся младших по отношению к ним классов или курсов при условии предварительной подготовки с педагогом или психологом. Благодаря этому исчезает возрастной барьер между ведущим занятия и присутствующими в аудитории, и материал воспринимается эффективней (принцип «сверстник – сверстнику»). Для проведения одного занятия привлекаются один либо два ученика или студента из старших классов или курсов.
О Программе
Цель программы – содействие образовательным процессам по развитию и укреплению в молодежной среде ценностей здорового образа жизни, свободного от употребления алкоголя, табака и любых других наркотических веществ.

4
Задачи занятий
Обучающие: сформировать понимание важности здорового образа жизни и ответственной гражданской позиции; правильное представление о пагубности употребления алкогольных, табачных и наркотических изделий.
Развивающие: развить критическое мышление, способность адекватно воспринимать поступающую информацию; умение планировать дальнейшую деятельность, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные: мотивировать учащихся на полный отказ от употребления любых психоактивных веществ, показав ценность здорового образа жизни и ответственной гражданской позиции.
Тип урока: получение новых знаний.
Форма урока: интерактивное занятие с использованием технологии РКМ (развитие критического мышления).
Материально-техническое оснащение урока:
MP-4 диск с документальными фильмами «Секреты манипуляции. Алкоголь», «Секреты манипуляции. Табак»,
«История одного обмана», «День рождения» и «Секреты манипуляции. Наркотики»
компьютер, мультимедийный проектор и экран для проектора, звуковые мониторы; или телевизор с MP-4 проигрывателем.
Занятия могут проводиться: на уроках ОБЖ, классных часах, внеклассных или внеаудиторных занятиях.
Cтруктура занятия следующая:
1. Анонс фильма, программы занятия.
2. Совместный просмотр видеоматериала.
3. Обсуждение материала, вопросы и ответы.
Чтобы занятие прошло интересно и имело серьезный профилактический
эффект, ведущему рекомендуется при подготовке к нему заранее
внимательно посмотреть фильм, который будет обсуждаться в аудитории,
обращая особое внимание на те моменты в фильме, по которым будут
задаваться вопросы во время занятия.

5
ЗАНЯТИЕ #1
Тема занятия: «Секреты манипуляции: алкоголь»
Представьтесь.
Представьте цель занятия.
Цель нашего общения – узнать правду, которую от нас
по тем или иным соображением часто скрывают. Почему
люди покупают и пьют алкоголь? Является ли это их
личным выбором, или кто-то сформировал его за них? Какие
техники и алгоритмы используют, чтобы вовлекать людей
в употребление алкоголя? Это знание необходимо для того,
чтобы быть свободными от манипуляций, здоровыми и
успешными.
Объявите регламент занятия:
а) совместный просмотр фильма «Секреты манипуляции.
Алкоголь»;
б) коллективное обсуждение.
Попросите учащихся смотреть и слушать внимательно, предупредите, что будут вопросы. Порекомендуйте записать факты, показавшиеся наиболее интересными, или прозвучавшие непонятно и вызвавшие вопрос.
Включите фильм «Секреты манипуляции. Алкоголь».
Ведущий вместе с учащимися внимательно смотрит фильм, чтобы присутствующие в аудитории осознавали важность происходящего на экране.
Совместный просмотр фильма
«Секреты манипуляции: алкоголь»
Время просмотра: 29 минут.

6
Вопросы
Вопросы для совместного обсуждения фильма
Перед обсуждением вопросов ведущий занятия кратко рассказывает собственный вдохновляющий опыт первого просмотра данного фильма.
Задайте вопрос аудитории. Выслушайте различные варианты ответов и проговорите некоторые из них вслух. Дождитесь, пока кто-то из учащихся предложит правильный ответ. Согласитесь с назвавшим верный ответ. Повторите правильный ответ из фильма. Если он так и не прозвучал, произнесите его сами.
1. Что вы узнали нового, что больше всего запомнилось из
фильма?
2. Как менялся ГОСТ на спирт с течением времени?
Правильный ответ:
За 20 лет, с 1973 по 1993 год, из первоначального определения
полностью исчезли слова, что спирт относится к
сильнодействующим наркотикам, вызывающим сначала
возбуждение, а затем паралич нервной системы.
3. Почему употребление спиртного часто приводит к
бесплодию или рождению больных детей?
Правильный ответ:
Алкоголь является сильнейшим мутагеном, т.е. наносит
непоправимые генетические повреждения. Спиртное
безвозвратно разрушает ДНК мужских и женских половых
клеток. Поврежденные клетки дают начало рождению больных
детей или вообще становятся непригодны к оплодотворению.
Каждый человек обладает сокровищем – уникальным кодом ДНК,
но если он употребляет алкоголь, то навсегда его теряет.
4. Зачем придумали алкогольные коктейли?
Правильный ответ:
Чтобы вовлечь молодежь и детей в употребление алкоголя. Для
этого производители уменьшили содержание спирта, добавили
подсластители, улучшители вкуса, создали яркую упаковку.

7 7
5. К чему приводит употребление пива?
Правильный ответ:
В состав пива входят фитоэстрогены – растительный
аналог женских половых гормонов. Переизбыток гормонов у
женщины вызывает рост волос на лице (усы, борода), ожирение,
бесплодие. У мужчин из-за фитоэстрогенов по женскому
типу на бедрах и талии откладывается жир, растет живот,
дряхлеют мышцы, появляется импотенция.
6. Почему в кино и телесериалах присутствуют сцены
употребления алкоголя?
Правильный ответ:
Это скрытая реклама спиртного. Методы скрытой рекламы
идеально подходят для продвижения товаров, реклама которых
ограничена законом, в том числе алкоголя и табака. Посмотрев
сериал или кино, где герои пьют алкоголь, люди постепенно
начинают принимать это за норму поведения. Человек будет
думать: «Это нормально. Если многие пьют, значит, и я
должен так делать».
7. Кто и зачем распространяет стикеры «Продажа спиртного
запрещена лицам до 18 лет»?
Правильный ответ:
Алкогольные компании сами разработали и распространяют
эти наклейки. Молодых людей убеждают, что алкоголь
разрешено употреблять только взрослым. Пользуясь тем, что
подростки стремятся выглядеть взрослее, их таким образом
втягивают в употребление спиртного.
8. Приносит ли продажа алкоголя доход государству?
Правильный ответ:
Не приносит. По данным Общественной палаты РФ за 2010
год, прямые и косвенные потери от алкоголя в нашей стране
как минимум в 20 раз превысили доходы от акцизов. Это
значит, бюджет страны на каждый 1 рубль дохода от продажи
алкоголя теряет 20 рублей.
9. Каковы последствия распространения алкоголя в России?
Правильный ответ:
82% убийств, 75% самоубийств, 50% аварий, 50%
изнасилований происходит в состоянии алкогольного
опьянения. Ежедневно от алкоголя в нашей стране погибает
около 2000 человек.

8
10. Приведите примеры последствий антиалкогольных мер
в нашей стране в разное время.
Правильный ответ:
После принятия сухого закона в 1914 году резко сократилась
прес-тупность: например, в Туле – на 75%, а в Костроме даже
на 95%. Производительность труда, в свою очередь, выросла
на 60%. После антиалкогольных мер 1985 года преступность
сократилась в полтора раза. Произошел резкий скачок
рождаемости: в 1985-87 гг. рождалось на 600 тыс. младенцев в
год больше, чем в каждом из предыдущих 46 лет.
Итоги
Подведите итог занятия:
Алкоголь – не специфический пищевой продукт, а наркотик, разрушающий физическое и психическое здоровье человека.
Алкогольный бизнес строится на незнании людей о последствиях употребления спиртного. Производители алкогольной продукции внедряют в общество заведомо ложную информацию о том, что якобы существует «культурное» употребление алкоголя, его
«безопасные» дозы.
Если вы хотите быть здоровыми и счастливыми, необходимо исключить алкоголь из вашей жизни.
Будьте разумны! Не позволяйте собой
манипулировать и делитесь знанием!
Поблагодарите учащихся за ответы на вопросы, за интересное обсуждение, за активность и внимание.
Трем самым активным учащимся подарите по диску с фильмами организации «Общее дело».
Если до конца учебного занятия осталось время, посмотрите вместе с аудиторией видеоролики организации «Общее дело».

9
ЗАНЯТИЕ #2
Тема занятия: «Секреты манипуляции: табак»
Представьтесь.
Представьте цель занятия.
Цель нашего общения – узнать правду, которую от нас по тем
или иным соображением часто скрывают. Сегодня мы вместе
проведем расследование и выясним, что от нас утаивают
производители сигарет, к чему на самом деле приводит
курение. Это знание поможет вам в дальнейшем делать свой
правильный выбор, а значит, быть свободным и не стать
жертвой обмана.
Объявите регламент занятия:
а) совместный просмотр фильма «Секреты манипуляции. Табак»;
б) коллективное обсуждение.
Попросите учащихся смотреть и слушать внимательно, предупредите, что будут вопросы. Порекомендуйте записать факты, показавшиеся наиболее интересными, или прозвучавшие непонятно и вызвавшие вопрос.
Включите фильм «Секреты манипуляции. Табак».
Ведущий вместе с учащимися внимательно смотрит фильм, чтобы присутствующие в аудитории осознавали важность происходящего на экране.
Совместный просмотр фильма
«Секреты манипуляции. Табак»
Время просмотра: 30 минут.

10
Вопросы
Вопросы для совместного обсуждения фильма
Перед обсуждением вопросов ведущий занятия кратко рассказывает собственный вдохновляющий опыт первого просмотра данного фильма.
Задайте вопрос аудитории. Выслушайте различные варианты ответов и проговорите некоторые из них вслух. Дождитесь, пока кто-то из учащихся предложит правильный ответ. Согласитесь с назвавшим верный ответ. Повторите правильный ответ из фильма. Если он так и не прозвучал, произнесите его сами.
1. Что вы узнали нового, что больше всего запомнилось из
фильма?
2. Зачем был придуман сигаретный фильтр?
Правильный ответ:
Сигаретный фильтр был придуман для создания иллюзии
безопасного курения. Это способ манипуляции, чтобы люди
начинали и не бросали курить.
3. Действительно ли так называемые «легкие» сигареты
безопаснее обычных? Зачем их придумали?
Правильный ответ:
«Легкие» сигареты так же опасны, как и обычные. Ложь об
их безопасности – рекламный трюк табачных компаний.
Уменьшение количества смол и никотина не снижает риск
возникновения заболеваний и не уменьшает зависимость.
«Легкие» сигареты придумали, чтобы курильщик не бросал
эту пагубную зависимость, а продолжал курить якобы
«более безопасные» сигареты и дальше отдавал свои деньги
производителям сигарет.
4. С какой целью выпускают тонкие сигареты?
Правильный ответ:
Чтобы втянуть в курение девушек и женщин. Производители
пытаются создать представление, что курение – это модный
атрибут, неотъемлемая часть красивого стиля жизни, что
сигарета – это, якобы, предмет эстетики, украшающий
девушку или женщину.

11
5. Почему на пачке сигарет не указан их состав?
Правильный ответ:
Если производители будут писать состав, это отпугнет
покупателя. Поэтому весь перечень ядовитых веществ они
заменяют одним словом – СМОЛА. Это очередной обман,
чтобы заработать деньги на тех, кто курит.
6. Зачем в сигареты добавляют мочу животных?
Правильный ответ:
Моча животных, входящая в состав сигарет, усиливает
действие никотина. Она защелачивает табачный дым,
благодаря чему никотин быстрее всасывается в кровь
и попадает в головной мозг. Появляется наркотическое
привыкание к никотину, и наступает очень быстрая
зависимость от сигарет.
7. Кто и зачем распространяет стикеры «Продажа сигарет
запрещена лицам до 18 лет»?
Правильный ответ:
Табачные компании сами разработали и распространяют эти
наклейки. Молодых людей убеждают, что курение разрешено
только взрослым. Поскольку подростки стремятся выглядеть
взрослее, таким образом их втягивают в курение, заставляя
думать: «Я курю – значит, я взрослый».
8. Почему из-за курения зубы желтеют и разрушаются?
Правильный ответ:
Температура вдыхаемого курильщиком дыма около 80
градусов, тогда как температура окружающего воздуха,
например, осенью – всего около 5 градусов. При курении
вдыхание дыма сменяется вдыханием холодного воздуха. Из-
за резкого перепада температуры в полости рта зубная
эмаль трескается, и в эти трещины проникают ядовитые
компоненты сигаретного дыма, что приводит к желтизне и
разрушению зубов.

12
9. В чем опасность пассивного (принудительного) курения?
Правильный ответ:
85% табачного дыма невидимо невооруженным взглядом, т.е.
люди не замечают, как вдыхают его. Дым от тления сигареты
из-за более низкой температуры ее горения содержит в 3
раза больше бензапирена – сильнейшего ракообразующего
соединения, и в 50 раз больше никотина, чем дым при затяжке.
10. Почему от курения кожа становится дряблой,
морщинистой и приобретает желтоватый цвет?
Правильный ответ:
Курение вызывает спазм сосудов, т.е. их сужение. Это
нарушает процесс питания клеток кожи кислородом.
Выкуривание только одной сигареты сужает сосуды на
полтора часа. Это означает, что человек, курящий с
интервалом в полтора часа, создает в коже постоянное
кислородное голодание. Кожа теряет эластичность,
упругость, становится дряблой.
11. Почему курение часто приводит к рождению больных
детей или бесплодию?
Правильный ответ:
В табачном дыме присутствует более 50 токсичных
соединений, вызывающих мутации – непоправимые
генетические повреждения. Эти вещества безвозвратно
разрушают ДНК мужских и женских половых клеток.
Поврежденные клетки дают начало рождению больных детей
или вообще становятся непригодны к оплодотворению.
12. Почему в кино и телесериалах присутствуют сцены
курения?
Правильный ответ:
Это скрытая реклама курения, за которую табачные компании
платят огромные деньги. Сцена курения в кино или сериале
– манипуляция сознанием человека с целью сформировать
представление о стиле жизни, в котором курение является
нормой или даже чем-то предпочтительным.

13
Итоги
Подведите итог занятия:
Курение вовсе не так безобидно, как пытаются нам внушить производители сигарет. В действительности оно вызывает наркотическую зависимость и сильное разрушение здоровья.
Чтобы стать сигаретным наркоманом, ребенку достаточно, в среднем, всего семи сигарет. Теперь, когда вам многое стало известно про сигареты, про то, как людей обманывают, втягивая в курение, вы сможете сделать правильный, по-настоящему свой выбор.
Будьте разумны! Не позволяйте собой
манипулировать и делитесь знанием!
Поблагодарите учащихся за ответы на вопросы, за интересное обсуждение, за активность и внимание.
Трем самым активным учащимся подарите по диску с фильмами организации «Общее дело».
Если до конца учебного занятия осталось время, посмотрите вместе с аудиторией видеоролики организации «Общее дело».

14
Представьтесь.
Представьте цель занятия.
Цель нашего общения - узнать правду, которую от нас по тем
или иным соображением часто скрывают. Как употребление
спиртного влияет на будущее потомство? Что нужно знать,
чтобы у нас в будущем были здоровые дети? Эта информация
необходима нам для того, чтобы быть свободными от
манипуляций, здоровыми и успешными.
Объявите регламент занятия:
а) совместный просмотр фильма «День рождения»;
б) коллективное обсуждение.
Попросите учащихся смотреть и слушать внимательно, предупредите, что будут вопросы. Порекомендуйте записать факты, показавшиеся наиболее интересными, или прозвучавшие непонятно и вызвавшие вопрос.
Включите фильм «День рождения».
Ведущий вместе с учащимися внимательно смотрит фильм, чтобы присутствующие в аудитории осознавали важность происходящего на экране.
ЗАНЯТИЕ #3
  1   2   3   4

перейти в каталог файлов
связь с админом