Главная страница
qrcode

Программа для проведения интерактивных занятий сост. А. А. Дегтярев


НазваниеПрограмма для проведения интерактивных занятий сост. А. А. Дегтярев
Анкорmetodichka obshee delo.pdf
Дата13.01.2017
Размер5.58 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаmetodichka_obshee_delo.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипПрограмма
#5418
страница1 из 4
Каталог
  1   2   3   4

Составители:
психолог-педагог по направлению “Психология зависимости” А.А. Дегтярев
педагог М.А. Дегтярева
психолог-педагог по направлению “Психология зависимости”, кандидат
искусствоведения Я.В. Ковалевский
психолог-педагог А.И. Ковалевская
Редакторы:
Я.В. Ковалевский, А.И. Ковалевская
Рецензент:
кандидат психологических наук, доцент В.В. Барцалкина
З-46
Здоровая Россия - Общее Дело:
Программа для проведения интерактивных занятий/ сост.: А. А. Дегтярев,
М. А. Дегтярева, Я. В. Ковалевский, А. И. Ковалевская. - М.: Общероссийская общественная организация «Общее дело», 2015. - 43 с.
Данная программа представляет собой удобный алгоритм проведения занятий по первичной профилактике употребления психа-активных веществ (ПАВ). С ее помощью можно провести четыре интерактивных урока с высокой степенью эффективности информирования о пагубности воздействия алкоголя, табака и других ПАВ на физическое и психическое здоровье человека.
Программа рассчитана на использование в образовательных учреждениях на уроках по Основам безопасности жизнедеятельности, а также на внеклассных и внеаудиторных занятиях, классных часах, на выездных общественных мероприятиях каникулярного характера и т.д.
Дизайн: А.В. Культенко
Верстка: А.В. Паршев
© Общероссийская общественная организация «Общее дело», 2015
УДК 37.015.3(075)
ББК 74.005.56я73
З-46

Проект Общероссийской общественной организации поддержки президентских инициатив в области здоровьесбережения нации «Общее дело»
Здоровая Россия - «Общее дело»
Проект ставит своей целью активно способствовать осуществлению приоритетных направлений Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской
Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г.
№ 2128-р. Также Проект направлен на активную поддержку в реализации Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ.
Проект «Здоровая Россия - Общее дело» прошел экспертизу и поддержан Агентством стратегических инициатив, ФСКН России,
Департаментом Здравоохранения и Департаментом Образования
Москвы, Московским Государственным Психолого-педагогическим университетом, Московским научно-практическим центром наркологии.
Рекомендован Министерством образования и науки РФ и включен в образовательную программу всех средних и средне-специальных образовательных учреждений на территории
России в рамках преподавания «Основ безопасности жизнедеятельности».
Министерство образования и науки
Российской Федерации

Содержание
О Программе
Занятие №1. «Секреты манипуляции: алкоголь»
Занятие №2. «Секреты манипуляции: табак»
Занятие №3. «Влияние алкоголя на репродуктивную систему человека»
Занятие №4. «История одного обмана: мифы и факты об алкоголе»
Занятие №5. «Наркотики: секреты манипуляции»
Факты к размышлению
Мудрые высказывания
....................................................................................................... 3
............................................. 5
.................................................. 9
... 14
.......... 18
......................................... 23
..................................................................................... 28
...................................................................................... 39

3
Программа заключается в проведении интерактивных занятий для учащихся с просмотром и последующим коллективным обсуждением видеофильмов «Секреты манипуляции. Алкоголь»,
«Секреты манипуляции. Табак», «День рождения», «История одного обмана» и «Наркотики. Секреты манипуляции».
Занятие предназначено для проведения в одном классе или группе учащихся. Три занятия посвящены профилактике употребления алкоголя, одно занятие - профилактике табакокурения. Занятия могут проходить с периодичностью один раз в неделю или два раза в месяц. Продолжительность каждого занятия - от 45 до 80 минут, в зависимости от расписания учебного заведения.
Занятие также могут проводить учащиеся старших классов или курсов для учащихся младших по отношению к ним классов или курсов при условии предварительной подготовки с педагогом или психологом. Благодаря этому исчезает возрастной барьер между ведущим занятия и присутствующими в аудитории, и материал воспринимается эффективней (принцип «сверстник – сверстнику»). Для проведения одного занятия привлекаются один либо два ученика или студента из старших классов или курсов.
О Программе
Цель программы – содействие образовательным процессам по развитию и укреплению в молодежной среде ценностей здорового образа жизни, свободного от употребления алкоголя, табака и любых других наркотических веществ.

4
Задачи занятий
Обучающие: сформировать понимание важности здорового образа жизни и ответственной гражданской позиции; правильное представление о пагубности употребления алкогольных, табачных и наркотических изделий.
Развивающие: развить критическое мышление, способность адекватно воспринимать поступающую информацию; умение планировать дальнейшую деятельность, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные: мотивировать учащихся на полный отказ от употребления любых психоактивных веществ, показав ценность здорового образа жизни и ответственной гражданской позиции.
Тип урока: получение новых знаний.
Форма урока: интерактивное занятие с использованием технологии РКМ (развитие критического мышления).
Материально-техническое оснащение урока:
MP-4 диск с документальными фильмами «Секреты манипуляции. Алкоголь», «Секреты манипуляции. Табак»,
«История одного обмана», «День рождения» и «Секреты манипуляции. Наркотики»
компьютер, мультимедийный проектор и экран для проектора, звуковые мониторы; или телевизор с MP-4 проигрывателем.
Занятия могут проводиться: на уроках ОБЖ, классных часах, внеклассных или внеаудиторных занятиях.
Cтруктура занятия следующая:
1. Анонс фильма, программы занятия.
2. Совместный просмотр видеоматериала.
3. Обсуждение материала, вопросы и ответы.
Чтобы занятие прошло интересно и имело серьезный профилактический
эффект, ведущему рекомендуется при подготовке к нему заранее
внимательно посмотреть фильм, который будет обсуждаться в аудитории,
обращая особое внимание на те моменты в фильме, по которым будут
задаваться вопросы во время занятия.

5
ЗАНЯТИЕ #1
Тема занятия: «Секреты манипуляции: алкоголь»
Представьтесь.
Представьте цель занятия.
Цель нашего общения – узнать правду, которую от нас
по тем или иным соображением часто скрывают. Почему
люди покупают и пьют алкоголь? Является ли это их
личным выбором, или кто-то сформировал его за них? Какие
техники и алгоритмы используют, чтобы вовлекать людей
в употребление алкоголя? Это знание необходимо для того,
чтобы быть свободными от манипуляций, здоровыми и
успешными.
Объявите регламент занятия:
а) совместный просмотр фильма «Секреты манипуляции.
Алкоголь»;
б) коллективное обсуждение.
Попросите учащихся смотреть и слушать внимательно, предупредите, что будут вопросы. Порекомендуйте записать факты, показавшиеся наиболее интересными, или прозвучавшие непонятно и вызвавшие вопрос.
Включите фильм «Секреты манипуляции. Алкоголь».
Ведущий вместе с учащимися внимательно смотрит фильм, чтобы присутствующие в аудитории осознавали важность происходящего на экране.
Совместный просмотр фильма
«Секреты манипуляции: алкоголь»
Время просмотра: 29 минут.

6
Вопросы
Вопросы для совместного обсуждения фильма
Перед обсуждением вопросов ведущий занятия кратко рассказывает собственный вдохновляющий опыт первого просмотра данного фильма.
Задайте вопрос аудитории. Выслушайте различные варианты ответов и проговорите некоторые из них вслух. Дождитесь, пока кто-то из учащихся предложит правильный ответ. Согласитесь с назвавшим верный ответ. Повторите правильный ответ из фильма. Если он так и не прозвучал, произнесите его сами.
1. Что вы узнали нового, что больше всего запомнилось из
фильма?
2. Как менялся ГОСТ на спирт с течением времени?
Правильный ответ:
За 20 лет, с 1973 по 1993 год, из первоначального определения
полностью исчезли слова, что спирт относится к
сильнодействующим наркотикам, вызывающим сначала
возбуждение, а затем паралич нервной системы.
3. Почему употребление спиртного часто приводит к
бесплодию или рождению больных детей?
Правильный ответ:
Алкоголь является сильнейшим мутагеном, т.е. наносит
непоправимые генетические повреждения. Спиртное
безвозвратно разрушает ДНК мужских и женских половых
клеток. Поврежденные клетки дают начало рождению больных
детей или вообще становятся непригодны к оплодотворению.
Каждый человек обладает сокровищем – уникальным кодом ДНК,
но если он употребляет алкоголь, то навсегда его теряет.
4. Зачем придумали алкогольные коктейли?
Правильный ответ:
Чтобы вовлечь молодежь и детей в употребление алкоголя. Для
этого производители уменьшили содержание спирта, добавили
подсластители, улучшители вкуса, создали яркую упаковку.

7 7
5. К чему приводит употребление пива?
Правильный ответ:
В состав пива входят фитоэстрогены – растительный
аналог женских половых гормонов. Переизбыток гормонов у
женщины вызывает рост волос на лице (усы, борода), ожирение,
бесплодие. У мужчин из-за фитоэстрогенов по женскому
типу на бедрах и талии откладывается жир, растет живот,
дряхлеют мышцы, появляется импотенция.
6. Почему в кино и телесериалах присутствуют сцены
употребления алкоголя?
Правильный ответ:
Это скрытая реклама спиртного. Методы скрытой рекламы
идеально подходят для продвижения товаров, реклама которых
ограничена законом, в том числе алкоголя и табака. Посмотрев
сериал или кино, где герои пьют алкоголь, люди постепенно
начинают принимать это за норму поведения. Человек будет
думать: «Это нормально. Если многие пьют, значит, и я
должен так делать».
7. Кто и зачем распространяет стикеры «Продажа спиртного
запрещена лицам до 18 лет»?
Правильный ответ:
Алкогольные компании сами разработали и распространяют
эти наклейки. Молодых людей убеждают, что алкоголь
разрешено употреблять только взрослым. Пользуясь тем, что
подростки стремятся выглядеть взрослее, их таким образом
втягивают в употребление спиртного.
8. Приносит ли продажа алкоголя доход государству?
Правильный ответ:
Не приносит. По данным Общественной палаты РФ за 2010
год, прямые и косвенные потери от алкоголя в нашей стране
как минимум в 20 раз превысили доходы от акцизов. Это
значит, бюджет страны на каждый 1 рубль дохода от продажи
алкоголя теряет 20 рублей.
9. Каковы последствия распространения алкоголя в России?
Правильный ответ:
82% убийств, 75% самоубийств, 50% аварий, 50%
изнасилований происходит в состоянии алкогольного
опьянения. Ежедневно от алкоголя в нашей стране погибает
около 2000 человек.

8
10. Приведите примеры последствий антиалкогольных мер
в нашей стране в разное время.
Правильный ответ:
После принятия сухого закона в 1914 году резко сократилась
прес-тупность: например, в Туле – на 75%, а в Костроме даже
на 95%. Производительность труда, в свою очередь, выросла
на 60%. После антиалкогольных мер 1985 года преступность
сократилась в полтора раза. Произошел резкий скачок
рождаемости: в 1985-87 гг. рождалось на 600 тыс. младенцев в
год больше, чем в каждом из предыдущих 46 лет.
Итоги
Подведите итог занятия:
Алкоголь – не специфический пищевой продукт, а наркотик, разрушающий физическое и психическое здоровье человека.
Алкогольный бизнес строится на незнании людей о последствиях употребления спиртного. Производители алкогольной продукции внедряют в общество заведомо ложную информацию о том, что якобы существует «культурное» употребление алкоголя, его
«безопасные» дозы.
Если вы хотите быть здоровыми и счастливыми, необходимо исключить алкоголь из вашей жизни.
Будьте разумны! Не позволяйте собой
манипулировать и делитесь знанием!
Поблагодарите учащихся за ответы на вопросы, за интересное обсуждение, за активность и внимание.
Трем самым активным учащимся подарите по диску с фильмами организации «Общее дело».
Если до конца учебного занятия осталось время, посмотрите вместе с аудиторией видеоролики организации «Общее дело».

9
ЗАНЯТИЕ #2
Тема занятия: «Секреты манипуляции: табак»
Представьтесь.
Представьте цель занятия.
Цель нашего общения – узнать правду, которую от нас по тем
или иным соображением часто скрывают. Сегодня мы вместе
проведем расследование и выясним, что от нас утаивают
производители сигарет, к чему на самом деле приводит
курение. Это знание поможет вам в дальнейшем делать свой
правильный выбор, а значит, быть свободным и не стать
жертвой обмана.
Объявите регламент занятия:
а) совместный просмотр фильма «Секреты манипуляции. Табак»;
б) коллективное обсуждение.
Попросите учащихся смотреть и слушать внимательно, предупредите, что будут вопросы. Порекомендуйте записать факты, показавшиеся наиболее интересными, или прозвучавшие непонятно и вызвавшие вопрос.
Включите фильм «Секреты манипуляции. Табак».
Ведущий вместе с учащимися внимательно смотрит фильм, чтобы присутствующие в аудитории осознавали важность происходящего на экране.
Совместный просмотр фильма
«Секреты манипуляции. Табак»
Время просмотра: 30 минут.

10
Вопросы
Вопросы для совместного обсуждения фильма
Перед обсуждением вопросов ведущий занятия кратко рассказывает собственный вдохновляющий опыт первого просмотра данного фильма.
Задайте вопрос аудитории. Выслушайте различные варианты ответов и проговорите некоторые из них вслух. Дождитесь, пока кто-то из учащихся предложит правильный ответ. Согласитесь с назвавшим верный ответ. Повторите правильный ответ из фильма. Если он так и не прозвучал, произнесите его сами.
1. Что вы узнали нового, что больше всего запомнилось из
фильма?
2. Зачем был придуман сигаретный фильтр?
Правильный ответ:
Сигаретный фильтр был придуман для создания иллюзии
безопасного курения. Это способ манипуляции, чтобы люди
начинали и не бросали курить.
3. Действительно ли так называемые «легкие» сигареты
безопаснее обычных? Зачем их придумали?
Правильный ответ:
«Легкие» сигареты так же опасны, как и обычные. Ложь об
их безопасности – рекламный трюк табачных компаний.
Уменьшение количества смол и никотина не снижает риск
возникновения заболеваний и не уменьшает зависимость.
«Легкие» сигареты придумали, чтобы курильщик не бросал
эту пагубную зависимость, а продолжал курить якобы
«более безопасные» сигареты и дальше отдавал свои деньги
производителям сигарет.
4. С какой целью выпускают тонкие сигареты?
Правильный ответ:
Чтобы втянуть в курение девушек и женщин. Производители
пытаются создать представление, что курение – это модный
атрибут, неотъемлемая часть красивого стиля жизни, что
сигарета – это, якобы, предмет эстетики, украшающий
девушку или женщину.

11
5. Почему на пачке сигарет не указан их состав?
Правильный ответ:
Если производители будут писать состав, это отпугнет
покупателя. Поэтому весь перечень ядовитых веществ они
заменяют одним словом – СМОЛА. Это очередной обман,
чтобы заработать деньги на тех, кто курит.
6. Зачем в сигареты добавляют мочу животных?
Правильный ответ:
Моча животных, входящая в состав сигарет, усиливает
действие никотина. Она защелачивает табачный дым,
благодаря чему никотин быстрее всасывается в кровь
и попадает в головной мозг. Появляется наркотическое
привыкание к никотину, и наступает очень быстрая
зависимость от сигарет.
7. Кто и зачем распространяет стикеры «Продажа сигарет
запрещена лицам до 18 лет»?
Правильный ответ:
Табачные компании сами разработали и распространяют эти
наклейки. Молодых людей убеждают, что курение разрешено
только взрослым. Поскольку подростки стремятся выглядеть
взрослее, таким образом их втягивают в курение, заставляя
думать: «Я курю – значит, я взрослый».
8. Почему из-за курения зубы желтеют и разрушаются?
Правильный ответ:
Температура вдыхаемого курильщиком дыма около 80
градусов, тогда как температура окружающего воздуха,
например, осенью – всего около 5 градусов. При курении
вдыхание дыма сменяется вдыханием холодного воздуха. Из-
за резкого перепада температуры в полости рта зубная
эмаль трескается, и в эти трещины проникают ядовитые
компоненты сигаретного дыма, что приводит к желтизне и
разрушению зубов.

12
9. В чем опасность пассивного (принудительного) курения?
Правильный ответ:
85% табачного дыма невидимо невооруженным взглядом, т.е.
люди не замечают, как вдыхают его. Дым от тления сигареты
из-за более низкой температуры ее горения содержит в 3
раза больше бензапирена – сильнейшего ракообразующего
соединения, и в 50 раз больше никотина, чем дым при затяжке.
10. Почему от курения кожа становится дряблой,
морщинистой и приобретает желтоватый цвет?
Правильный ответ:
Курение вызывает спазм сосудов, т.е. их сужение. Это
нарушает процесс питания клеток кожи кислородом.
Выкуривание только одной сигареты сужает сосуды на
полтора часа. Это означает, что человек, курящий с
интервалом в полтора часа, создает в коже постоянное
кислородное голодание. Кожа теряет эластичность,
упругость, становится дряблой.
11. Почему курение часто приводит к рождению больных
детей или бесплодию?
Правильный ответ:
В табачном дыме присутствует более 50 токсичных
соединений, вызывающих мутации – непоправимые
генетические повреждения. Эти вещества безвозвратно
разрушают ДНК мужских и женских половых клеток.
Поврежденные клетки дают начало рождению больных детей
или вообще становятся непригодны к оплодотворению.
12. Почему в кино и телесериалах присутствуют сцены
курения?
Правильный ответ:
Это скрытая реклама курения, за которую табачные компании
платят огромные деньги. Сцена курения в кино или сериале
– манипуляция сознанием человека с целью сформировать
представление о стиле жизни, в котором курение является
нормой или даже чем-то предпочтительным.

13
Итоги
Подведите итог занятия:
Курение вовсе не так безобидно, как пытаются нам внушить производители сигарет. В действительности оно вызывает наркотическую зависимость и сильное разрушение здоровья.
Чтобы стать сигаретным наркоманом, ребенку достаточно, в среднем, всего семи сигарет. Теперь, когда вам многое стало известно про сигареты, про то, как людей обманывают, втягивая в курение, вы сможете сделать правильный, по-настоящему свой выбор.
Будьте разумны! Не позволяйте собой
манипулировать и делитесь знанием!
Поблагодарите учащихся за ответы на вопросы, за интересное обсуждение, за активность и внимание.
Трем самым активным учащимся подарите по диску с фильмами организации «Общее дело».
Если до конца учебного занятия осталось время, посмотрите вместе с аудиторией видеоролики организации «Общее дело».

14
Представьтесь.
Представьте цель занятия.
Цель нашего общения - узнать правду, которую от нас по тем
или иным соображением часто скрывают. Как употребление
спиртного влияет на будущее потомство? Что нужно знать,
чтобы у нас в будущем были здоровые дети? Эта информация
необходима нам для того, чтобы быть свободными от
манипуляций, здоровыми и успешными.
Объявите регламент занятия:
а) совместный просмотр фильма «День рождения»;
б) коллективное обсуждение.
Попросите учащихся смотреть и слушать внимательно, предупредите, что будут вопросы. Порекомендуйте записать факты, показавшиеся наиболее интересными, или прозвучавшие непонятно и вызвавшие вопрос.
Включите фильм «День рождения».
Ведущий вместе с учащимися внимательно смотрит фильм, чтобы присутствующие в аудитории осознавали важность происходящего на экране.
ЗАНЯТИЕ #3
  1   2   3   4

перейти в каталог файлов


связь с админом