Составители:психолог-педагог по направлению “Психология зависимости” А.А. Дегтяревпедагог М.А. Дегтяревапсихолог-педагог по направлению “Психология зависимости”, кандидат искусствоведения Я.В. Ковалевскийпсихолог-педагог А.И. КовалевскаяРедакторы:Я.В. Ковалевский, А.И. КовалевскаяРецензент:кандидат психологических наук, доцент В.В. БарцалкинаЗ-46Здоровая Россия - Общее Дело: Программа для проведения интерактивных занятий/ сост.: А. А. Дегтярев, М. А. Дегтярева, Я. В. Ковалевский, А. И. Ковалевская. - М.: Общероссийская общественная организация «Общее дело», 2015. - 43 с. Данная программа представляет собой удобный алгоритм проведения занятий по первичной профилактике употребления психа-активных веществ (ПАВ). С ее помощью можно провести четыре интерактивных урока с высокой степенью эффективности информирования о пагубности воздействия алкоголя, табака и других ПАВ на физическое и психическое здоровье человека. Программа рассчитана на использование в образовательных учреждениях на уроках по Основам безопасности жизнедеятельности, а также на внеклассных и внеаудиторных занятиях, классных часах, на выездных общественных мероприятиях каникулярного характера и т.д. Дизайн: А.В. Культенко Верстка: А.В. Паршев © Общероссийская общественная организация «Общее дело», 2015 УДК 37.015.3(075)ББК 74.005.56я73 З-46 Проект Общероссийской общественной организации поддержки президентских инициатив в области здоровьесбережения нации «Общее дело» Здоровая Россия - «Общее дело» Проект ставит своей целью активно способствовать осуществлению приоритетных направлений Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 2128-р. Также Проект направлен на активную поддержку в реализации Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ. Проект «Здоровая Россия - Общее дело» прошел экспертизу и поддержан Агентством стратегических инициатив, ФСКН России, Департаментом Здравоохранения и Департаментом Образования Москвы, Московским Государственным Психолого-педагогическим университетом, Московским научно-практическим центром наркологии. Рекомендован Министерством образования и науки РФ и включен в образовательную программу всех средних и средне-специальных образовательных учреждений на территории России в рамках преподавания «Основ безопасности жизнедеятельности». Министерство образования и науки Российской Федерации
Содержание О Программе Занятие №1. «Секреты манипуляции: алкоголь» Занятие №2. «Секреты манипуляции: табак» Занятие №3. «Влияние алкоголя на репродуктивную систему человека» Занятие №4. «История одного обмана: мифы и факты об алкоголе» Занятие №5. «Наркотики: секреты манипуляции» Факты к размышлению Мудрые высказывания ....................................................................................................... 3 ............................................. 5 .................................................. 9 ... 14 .......... 18 ......................................... 23 ..................................................................................... 28 ...................................................................................... 39
3 Программа заключается в проведении интерактивных занятий для учащихся с просмотром и последующим коллективным обсуждением видеофильмов «Секреты манипуляции. Алкоголь», «Секреты манипуляции. Табак», «День рождения», «История одного обмана» и «Наркотики. Секреты манипуляции». Занятие предназначено для проведения в одном классе или группе учащихся. Три занятия посвящены профилактике употребления алкоголя, одно занятие - профилактике табакокурения. Занятия могут проходить с периодичностью один раз в неделю или два раза в месяц. Продолжительность каждого занятия - от 45 до 80 минут, в зависимости от расписания учебного заведения. Занятие также могут проводить учащиеся старших классов или курсов для учащихся младших по отношению к ним классов или курсов при условии предварительной подготовки с педагогом или психологом. Благодаря этому исчезает возрастной барьер между ведущим занятия и присутствующими в аудитории, и материал воспринимается эффективней (принцип «сверстник – сверстнику»). Для проведения одного занятия привлекаются один либо два ученика или студента из старших классов или курсов. О Программе Цель программы – содействие образовательным процессам по развитию и укреплению в молодежной среде ценностей здорового образа жизни, свободного от употребления алкоголя, табака и любых других наркотических веществ.
4 Задачи занятий Обучающие: сформировать понимание важности здорового образа жизни и ответственной гражданской позиции; правильное представление о пагубности употребления алкогольных, табачных и наркотических изделий. Развивающие: развить критическое мышление, способность адекватно воспринимать поступающую информацию; умение планировать дальнейшую деятельность, сравнивать, анализировать, делать выводы. Воспитательные: мотивировать учащихся на полный отказ от употребления любых психоактивных веществ, показав ценность здорового образа жизни и ответственной гражданской позиции. Тип урока: получение новых знаний. Форма урока: интерактивное занятие с использованием технологии РКМ (развитие критического мышления). Материально-техническое оснащение урока:MP-4 диск с документальными фильмами «Секреты манипуляции. Алкоголь», «Секреты манипуляции. Табак», «История одного обмана», «День рождения» и «Секреты манипуляции. Наркотики» компьютер, мультимедийный проектор и экран для проектора, звуковые мониторы; или телевизор с MP-4 проигрывателем. Занятия могут проводиться: на уроках ОБЖ, классных часах, внеклассных или внеаудиторных занятиях. Cтруктура занятия следующая:1. Анонс фильма, программы занятия. 2. Совместный просмотр видеоматериала. 3. Обсуждение материала, вопросы и ответы. Чтобы занятие прошло интересно и имело серьезный профилактический эффект, ведущему рекомендуется при подготовке к нему заранее внимательно посмотреть фильм, который будет обсуждаться в аудитории, обращая особое внимание на те моменты в фильме, по которым будут задаваться вопросы во время занятия. 5 ЗАНЯТИЕ #1Тема занятия: «Секреты манипуляции: алкоголь»Представьтесь.Представьте цель занятия. Цель нашего общения – узнать правду, которую от нас по тем или иным соображением часто скрывают. Почему люди покупают и пьют алкоголь? Является ли это их личным выбором, или кто-то сформировал его за них? Какие техники и алгоритмы используют, чтобы вовлекать людей в употребление алкоголя? Это знание необходимо для того, чтобы быть свободными от манипуляций, здоровыми и успешными.Объявите регламент занятия:а) совместный просмотр фильма «Секреты манипуляции. Алкоголь»; б) коллективное обсуждение. Попросите учащихся смотреть и слушать внимательно, предупредите, что будут вопросы. Порекомендуйте записать факты, показавшиеся наиболее интересными, или прозвучавшие непонятно и вызвавшие вопрос. Включите фильм «Секреты манипуляции. Алкоголь».Ведущий вместе с учащимися внимательно смотрит фильм, чтобы присутствующие в аудитории осознавали важность происходящего на экране. Совместный просмотр фильма «Секреты манипуляции: алкоголь»Время просмотра: 29 минут. 6 Вопросы Вопросы для совместного обсуждения фильма Перед обсуждением вопросов ведущий занятия кратко рассказывает собственный вдохновляющий опыт первого просмотра данного фильма. Задайте вопрос аудитории. Выслушайте различные варианты ответов и проговорите некоторые из них вслух. Дождитесь, пока кто-то из учащихся предложит правильный ответ. Согласитесь с назвавшим верный ответ. Повторите правильный ответ из фильма. Если он так и не прозвучал, произнесите его сами. 1. Что вы узнали нового, что больше всего запомнилось из фильма? 2. Как менялся ГОСТ на спирт с течением времени? Правильный ответ: За 20 лет, с 1973 по 1993 год, из первоначального определения полностью исчезли слова, что спирт относится к сильнодействующим наркотикам, вызывающим сначала возбуждение, а затем паралич нервной системы. 3. Почему употребление спиртного часто приводит к бесплодию или рождению больных детей? Правильный ответ: Алкоголь является сильнейшим мутагеном, т.е. наносит непоправимые генетические повреждения. Спиртное безвозвратно разрушает ДНК мужских и женских половых клеток. Поврежденные клетки дают начало рождению больных детей или вообще становятся непригодны к оплодотворению. Каждый человек обладает сокровищем – уникальным кодом ДНК, но если он употребляет алкоголь, то навсегда его теряет. 4. Зачем придумали алкогольные коктейли? Правильный ответ: Чтобы вовлечь молодежь и детей в употребление алкоголя. Для этого производители уменьшили содержание спирта, добавили подсластители, улучшители вкуса, создали яркую упаковку.
7 7 5. К чему приводит употребление пива? Правильный ответ: В состав пива входят фитоэстрогены – растительный аналог женских половых гормонов. Переизбыток гормонов у женщины вызывает рост волос на лице (усы, борода), ожирение, бесплодие. У мужчин из-за фитоэстрогенов по женскому типу на бедрах и талии откладывается жир, растет живот, дряхлеют мышцы, появляется импотенция. 6. Почему в кино и телесериалах присутствуют сцены употребления алкоголя? Правильный ответ: Это скрытая реклама спиртного. Методы скрытой рекламы идеально подходят для продвижения товаров, реклама которых ограничена законом, в том числе алкоголя и табака. Посмотрев сериал или кино, где герои пьют алкоголь, люди постепенно начинают принимать это за норму поведения. Человек будет думать: «Это нормально. Если многие пьют, значит, и я должен так делать». 7. Кто и зачем распространяет стикеры «Продажа спиртного запрещена лицам до 18 лет»? Правильный ответ: Алкогольные компании сами разработали и распространяют эти наклейки. Молодых людей убеждают, что алкоголь разрешено употреблять только взрослым. Пользуясь тем, что подростки стремятся выглядеть взрослее, их таким образом втягивают в употребление спиртного. 8. Приносит ли продажа алкоголя доход государству? Правильный ответ: Не приносит. По данным Общественной палаты РФ за 2010 год, прямые и косвенные потери от алкоголя в нашей стране как минимум в 20 раз превысили доходы от акцизов. Это значит, бюджет страны на каждый 1 рубль дохода от продажи алкоголя теряет 20 рублей. 9. Каковы последствия распространения алкоголя в России? Правильный ответ: 82% убийств, 75% самоубийств, 50% аварий, 50% изнасилований происходит в состоянии алкогольного опьянения. Ежедневно от алкоголя в нашей стране погибает около 2000 человек.
8 10. Приведите примеры последствий антиалкогольных мер в нашей стране в разное время. Правильный ответ: После принятия сухого закона в 1914 году резко сократилась прес-тупность: например, в Туле – на 75%, а в Костроме даже на 95%. Производительность труда, в свою очередь, выросла на 60%. После антиалкогольных мер 1985 года преступность сократилась в полтора раза. Произошел резкий скачок рождаемости: в 1985-87 гг. рождалось на 600 тыс. младенцев в год больше, чем в каждом из предыдущих 46 лет. Итоги Подведите итог занятия: Алкоголь – не специфический пищевой продукт, а наркотик, разрушающий физическое и психическое здоровье человека. Алкогольный бизнес строится на незнании людей о последствиях употребления спиртного. Производители алкогольной продукции внедряют в общество заведомо ложную информацию о том, что якобы существует «культурное» употребление алкоголя, его «безопасные» дозы. Если вы хотите быть здоровыми и счастливыми, необходимо исключить алкоголь из вашей жизни. Будьте разумны! Не позволяйте собой манипулировать и делитесь знанием! Поблагодарите учащихся за ответы на вопросы, за интересное обсуждение, за активность и внимание. Трем самым активным учащимся подарите по диску с фильмами организации «Общее дело». Если до конца учебного занятия осталось время, посмотрите вместе с аудиторией видеоролики организации «Общее дело».
9 ЗАНЯТИЕ #2 Тема занятия: «Секреты манипуляции: табак» Представьтесь. Представьте цель занятия. Цель нашего общения – узнать правду, которую от нас по тем или иным соображением часто скрывают. Сегодня мы вместе проведем расследование и выясним, что от нас утаивают производители сигарет, к чему на самом деле приводит курение. Это знание поможет вам в дальнейшем делать свой правильный выбор, а значит, быть свободным и не стать жертвой обмана. Объявите регламент занятия: а) совместный просмотр фильма «Секреты манипуляции. Табак»; б) коллективное обсуждение. Попросите учащихся смотреть и слушать внимательно, предупредите, что будут вопросы. Порекомендуйте записать факты, показавшиеся наиболее интересными, или прозвучавшие непонятно и вызвавшие вопрос. Включите фильм «Секреты манипуляции. Табак». Ведущий вместе с учащимися внимательно смотрит фильм, чтобы присутствующие в аудитории осознавали важность происходящего на экране. Совместный просмотр фильма «Секреты манипуляции. Табак» Время просмотра: 30 минут.
10 Вопросы Вопросы для совместного обсуждения фильма Перед обсуждением вопросов ведущий занятия кратко рассказывает собственный вдохновляющий опыт первого просмотра данного фильма. Задайте вопрос аудитории. Выслушайте различные варианты ответов и проговорите некоторые из них вслух. Дождитесь, пока кто-то из учащихся предложит правильный ответ. Согласитесь с назвавшим верный ответ. Повторите правильный ответ из фильма. Если он так и не прозвучал, произнесите его сами. 1. Что вы узнали нового, что больше всего запомнилось из фильма? 2. Зачем был придуман сигаретный фильтр? Правильный ответ: Сигаретный фильтр был придуман для создания иллюзии безопасного курения. Это способ манипуляции, чтобы люди начинали и не бросали курить. 3. Действительно ли так называемые «легкие» сигареты безопаснее обычных? Зачем их придумали? Правильный ответ: «Легкие» сигареты так же опасны, как и обычные. Ложь об их безопасности – рекламный трюк табачных компаний. Уменьшение количества смол и никотина не снижает риск возникновения заболеваний и не уменьшает зависимость. «Легкие» сигареты придумали, чтобы курильщик не бросал эту пагубную зависимость, а продолжал курить якобы «более безопасные» сигареты и дальше отдавал свои деньги производителям сигарет. 4. С какой целью выпускают тонкие сигареты? Правильный ответ: Чтобы втянуть в курение девушек и женщин. Производители пытаются создать представление, что курение – это модный атрибут, неотъемлемая часть красивого стиля жизни, что сигарета – это, якобы, предмет эстетики, украшающий девушку или женщину.
11 5. Почему на пачке сигарет не указан их состав? Правильный ответ: Если производители будут писать состав, это отпугнет покупателя. Поэтому весь перечень ядовитых веществ они заменяют одним словом – СМОЛА. Это очередной обман, чтобы заработать деньги на тех, кто курит. 6. Зачем в сигареты добавляют мочу животных? Правильный ответ: Моча животных, входящая в состав сигарет, усиливает действие никотина. Она защелачивает табачный дым, благодаря чему никотин быстрее всасывается в кровь и попадает в головной мозг. Появляется наркотическое привыкание к никотину, и наступает очень быстрая зависимость от сигарет. 7. Кто и зачем распространяет стикеры «Продажа сигарет запрещена лицам до 18 лет»? Правильный ответ: Табачные компании сами разработали и распространяют эти наклейки. Молодых людей убеждают, что курение разрешено только взрослым. Поскольку подростки стремятся выглядеть взрослее, таким образом их втягивают в курение, заставляя думать: «Я курю – значит, я взрослый». 8. Почему из-за курения зубы желтеют и разрушаются? Правильный ответ: Температура вдыхаемого курильщиком дыма около 80 градусов, тогда как температура окружающего воздуха, например, осенью – всего около 5 градусов. При курении вдыхание дыма сменяется вдыханием холодного воздуха. Из- за резкого перепада температуры в полости рта зубная эмаль трескается, и в эти трещины проникают ядовитые компоненты сигаретного дыма, что приводит к желтизне и разрушению зубов.
12 9. В чем опасность пассивного (принудительного) курения? Правильный ответ: 85% табачного дыма невидимо невооруженным взглядом, т.е. люди не замечают, как вдыхают его. Дым от тления сигареты из-за более низкой температуры ее горения содержит в 3 раза больше бензапирена – сильнейшего ракообразующего соединения, и в 50 раз больше никотина, чем дым при затяжке. 10. Почему от курения кожа становится дряблой, морщинистой и приобретает желтоватый цвет? Правильный ответ: Курение вызывает спазм сосудов, т.е. их сужение. Это нарушает процесс питания клеток кожи кислородом. Выкуривание только одной сигареты сужает сосуды на полтора часа. Это означает, что человек, курящий с интервалом в полтора часа, создает в коже постоянное кислородное голодание. Кожа теряет эластичность, упругость, становится дряблой. 11. Почему курение часто приводит к рождению больных детей или бесплодию? Правильный ответ: В табачном дыме присутствует более 50 токсичных соединений, вызывающих мутации – непоправимые генетические повреждения. Эти вещества безвозвратно разрушают ДНК мужских и женских половых клеток. Поврежденные клетки дают начало рождению больных детей или вообще становятся непригодны к оплодотворению. 12. Почему в кино и телесериалах присутствуют сцены курения? Правильный ответ: Это скрытая реклама курения, за которую табачные компании платят огромные деньги. Сцена курения в кино или сериале – манипуляция сознанием человека с целью сформировать представление о стиле жизни, в котором курение является нормой или даже чем-то предпочтительным.
13 Итоги Подведите итог занятия: Курение вовсе не так безобидно, как пытаются нам внушить производители сигарет. В действительности оно вызывает наркотическую зависимость и сильное разрушение здоровья. Чтобы стать сигаретным наркоманом, ребенку достаточно, в среднем, всего семи сигарет. Теперь, когда вам многое стало известно про сигареты, про то, как людей обманывают, втягивая в курение, вы сможете сделать правильный, по-настоящему свой выбор. Будьте разумны! Не позволяйте собой манипулировать и делитесь знанием! Поблагодарите учащихся за ответы на вопросы, за интересное обсуждение, за активность и внимание. Трем самым активным учащимся подарите по диску с фильмами организации «Общее дело». Если до конца учебного занятия осталось время, посмотрите вместе с аудиторией видеоролики организации «Общее дело».
14 Представьтесь. Представьте цель занятия. Цель нашего общения - узнать правду, которую от нас по тем или иным соображением часто скрывают. Как употребление спиртного влияет на будущее потомство? Что нужно знать, чтобы у нас в будущем были здоровые дети? Эта информация необходима нам для того, чтобы быть свободными от манипуляций, здоровыми и успешными. Объявите регламент занятия: а) совместный просмотр фильма «День рождения»; б) коллективное обсуждение. Попросите учащихся смотреть и слушать внимательно, предупредите, что будут вопросы. Порекомендуйте записать факты, показавшиеся наиболее интересными, или прозвучавшие непонятно и вызвавшие вопрос. Включите фильм «День рождения». Ведущий вместе с учащимися внимательно смотрит фильм, чтобы присутствующие в аудитории осознавали важность происходящего на экране. ЗАНЯТИЕ #3
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |