Главная страница

Политические системы современности бак.. Рабочая учебная программа по дисциплине в. Од. 3 Политические системы современности


Скачать 469.49 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по дисциплине в. Од. 3 Политические системы современности
АнкорПолитические системы современности бак..pdf
Дата06.06.2017
Размер469.49 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаPoliticheskie_sistemy_sovremennosti_bak.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипРабочая учебная программа
#22030
страница1 из 4
Каталог
  1   2   3   4

1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Юридический факультет
Кафедра теории и истории государства и права
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе, качеству образования – первый проректор
____________ А.Г. Иванов
«___»_________2011г.
Рабочая учебная программа по дисциплине
Б1.В.ОД.3
ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
Для направления 030900.62 Юриспруденция
Профиль: государственно-правовой гражданско-правовой уголовно-правовой международно-правовой
Квалификация (степень) выпускника – Бакалавр
Форма обучения очная, заочная
Краснодар 2011

2
Рабочая программа «Политические системы современности» разработана в соответствии с
ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 Юриспруденция, утвержденным приказом
Минобрнауки России от 04.05.2010 г. № 464, и примерной ООП
Рецензент: Шапиро И.В. – к.ю.н., доцент кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета КубГУ
Составитель: ________________ Хиль И.М. - к.ю.н., доцент подпись
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры теории и истории государства и права «17» сентября 2011 г. протокол № 2
Заведующий кафедрой _________________ Момотов В.В. – д.ю.н., профессор подпись
Рабочая программа одобрена на заседании учебно-методической комиссии юридического факультета 4.10.2011 г. № 2
Председатель УМК Юридического факультета д.ю.н., профессор _________________ Прохоров Л.В. подпись

3
СОДЕРЖАНИЕ
Цели и задачи освоения дисциплины 4
Место дисциплины в структуре ООП 5
Требования к результатам освоения содержания дисциплины 5
Структура и содержание дисциплины 6
Распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы 7
Календарно-тематический план учебной по видам учебной работы 8
Структурно-содержательная характеристика курса 9
Образовательные технологии 10
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации 14
Учебно-методическое обеспечение курса 16
Программа курса 16
Литература ко всем темам курса 20
Материалы к практическим занятиям 23
Примерный перечень контрольных вопросов для студентов очной (заочной) формы обучения 33
Материально-техническое обеспечение дисциплины34

4
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Политика связана со всеми сферами общества и активно воздействует на них. Она воздействует на судьбы стран и народов, на отношения между ними, влияет на повседневную жизнь человека. Вопросы политики, политического устройства, демократии, политической власти, государства касаются всех граждан, затрагивают интересы каждого. Поэтому проблемы политики, политической жизни никогда не утрачивали и тем более не утрачивают сейчас актуального значения буквально для всех членов общества. В связи с указанными причинами в настоящее время приобретают особую актуальность научные исследования политики, политических систем, наращивание знаний о политической сфере, развитие теорий политики и политической деятельности.
Курс «Политические системы современности» призван дать студентам углубленное представление о политической системе нашей страны, о взаимосвязи ее основных элементов, о принципах ее функционирования и основных тенденциях развития; привить им навыки самостоятельного анализа явлений и процессов, происходящих в рамках современной политической системы России, подготовить к теоретической и практической работе, связанной с этим предметом. В процессе ознакомления с дисциплиной студенты получат углубленные знания по вопросам политических систем и процессом в современном мире, раскроют суть авторитарных, тоталитарных политических систем и систем демократического типа, политических и международных политических процессов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ освоения дисциплины «Политические системы
современности»:
Цели:
-способствовать формированию высоко-квалифицированных юристов, имеющих представление о сущности власти и политической жизни, о проблемах, связанных с политической жизнью в стране и в мире, политических отношениях и процессах, о субъектах политики; содействовать формированию творчески мыслящего юриста, понимающего значение и роль политических систем и политических режимов в жизни общества, политического процесса в России; способствовать формированию навыков к политической деятельности и политическим исследованиям.
Задачи:
- раскрыть смысл и содержание политики и политической деятельности;
- понять политологию как систему политических наук;
- освоить мировоззренческие основы и философские основания, методологию политических наук, общую, специальную и частную политологию.
Программа предполагает проблемное построение курса и использование активного метода обучения студентов, включая особый акцент на самостоятельную аналитическую работу: написание эссе, рефератов и

5 контрольных работ; а также на максимальную активизацию аналитического характера семинарских занятий; нацеленность обучения на подготовку к последующей научной и практической деятельности.
В результате изучения курса студенты должны хорошо ориентироваться в проблемах политической системы современной
России, быть подготовленными к последующей работе в аналитических центрах и практических учреждениях, связанных с этой проблематикой.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
В соответствии с Учебным планом программы дисциплина
«Политические системы современности» имеет шифр Б1.В.ОД3. и относится к числу обязательных дисциплин (ОД) вариативной части (В) профессионального цикла гуманитарной, социальной и экономической базовой части и изучается на первом курсе во втором семестре.
Для изучения данной дисциплины студенты должны иметь базовые знания и умения, приобретенные в процессе изучения таких дисциплин как: философия, логика, философия права, теория государства и права, история государства и права зарубежных стран, история отечественного государства и права, история политических и правовых учений.
Изучение курса «Политические системы современности» учитывает и дополняет такие дисциплины как «Теория государства и права», «Философия права».
Знания и умения, приобретенные студентом в процессе изучения данного курса помогут студенту в будущем грамотно анализировать политическую проблематику, разбираться в сущности и во взаимосвязи политических явлений, анализировать политические решения, международно- политические проблемы, механизмы функционирования власти.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины студенты должны знать предмет политической науки, теоретических основ политики, политических институтов, систем, процессов и технологий;понимать сущность и взаимосвязи политический явлений, механизма функционирования власти, роли политической науки в подготовке и обосновании политических решений; природы и сущности мировой политики; характера и направлений развития политических процессов; уметь определять специфику политики как сферы общества, ее влияние на развитие общественных процессов и институтов; использовать методы современной политической науки и политического

6 анализа; понимать, излагать и критически анализировать базовую общеполитологическую информацию;
владеть понятийно-категориальным аппаратом науки, знанием "о мире политического" в его соотнесенности с гражданским обществом.
Результатом изучения дисциплины «Политические системы
современности» должно стать формирование у студента следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций, таких как:
-Осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
-Способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
-Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);
-Готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства
(ПК-3);
-Способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);
-Способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);
-Способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Трудоемкость
изучения
курса
«Политические системы современности» распределяется следующим образом: (для ОФО 1 курс бакалавриат 030900.62 юриспруденция профиль государственно-правовой) - лекции – 14 часов, практические занятия – 22 часа, кср -3 часа., самостоятельная работа 33 часа, зачет-2ч. Для ЗФО 1 курс бакалавриат
030900.62 юриспруденция профиль государственно-правовой:- лекции – 4 часа, практические занятия – 6 часов, самостоятельная работа 58 часов, зачет 4 часа.
Всего на изучение курса отводится 72 часа.
Завершается изучение курса проведением зачета. Учебный процесс по курсу сочетает лекционные и семинарские занятия с самостоятельной работой студента, которая носит доминирующий характер, и рассчитана на внеаудиторное изучение студентом актуальных вопросов, включенных в календарно-тематический план для подготовки к практическим занятиям.
Курс направлен на обеспечение должного уровня профессиональной подготовки лиц, обучающихся по дисциплине данной программы.

7
Таблица 1
Распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы
В
ИДЫ РАБОТЫ
ТРУДОЕМКОСТЬ
ОФО
(
ЧАС
)
ЗФО(
ЧАС
)
О
БЩАЯ ТРУДОЕМКОСТЬ
72
72
Аудиторная работа:
39 10
Лекции(Л)
14 4
Практические занятия(ПЗ)
22
6
Лабораторные работы(ЛР)
-
-
Самостоятельная работа:
36
58
Курсовая работа(КР)
-
-
Расчетно-географическое задание(РГЗ)
-
-
Реферат(Р)
-
-
Эссе(Э)
-
-
Самостоятельное изучение разделов
33
58
Контрольная работа
3
-
Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумы и т.д.)
Подготовка и сдача зачета
2
4
Вид итогового контроля
зачет

8
Календарно-тематический план учебной дисциплины по видам работ
Таблица 2
ОФО (72 ч), ч
ЗФО (72ч), ч
Название темы (раздела)
Лек ци и
Прак тичес кие заня тия
Сам ос тоятель ная работа
Лек ци и
Прак тичес кие заня тия
Сам ос тоятель ная работа
Политика и ее субстанциональные свойства
2 2
4 2
2 6
Политическая система етодология научного познания
2 2
4 2
2 6
Политический режим как способ функционирования политической системы
2 2
4 6
Авторитарная и тоталитарная политические системы
2 2
4 6
Политическая система демократического типа
2 2
4 2
6
Политическая система современной России
2 4
4 8
Политическая идеология
2 4
4 8
Мировая политическая система и международные политические процессы
4 6
8
Подготовка и сдача зачета


2


4
Итого:
14
22
36
4
6
58
Всего:
72
72

9
Структурно-содержательная характеристика курса
Таблица 3
Наименование темы
Содержание разделов
программы
Политика и ее субстанциональные свойства
Политика как общественное явление
Политическая власть
Политическая система
Сущность, структура и функции политической системы
Политический режим как способ функционирования политической системы
Понятие и основные характеристики политического режима
Типология политических режимов
Авторитарная и тоталитарная политические системы
Авторитарная политическая система: сущность и особенности
Тоталитарная политическая система
Политическая система демократического типа
Сущность, особенности и формирование политических систем демократического типа
Политическая система современной России
Общая характеристика политической системы СССР И РСФСР.
Конституционные основы российского федерализма
Политические режимы в современной России
Политическая идеология
Идеологии в политике
Политические идеологии прошлого и современности
Мировая политическая система и международные политические процессы
Политические процессы
Международные политические процессы
Геополитика.

10
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Для достижения поставленных целей и задач методика преподавания курса «Политические системы современности» предполагает сочетание активных и интерактивных форм обучения, в том числе чтение лекций, проведение практических (семинарских) занятий, включающих обсуждение наиболее актуальных, дискуссионных вопросов, контрольные опросы, коллоквиумы, подготовку студентами и последующее обсуждение в аудитории рефератов, эссе, мониторинг студентами интернет-источников.
Виды занятий
Используемые интерактивные
образовательные технологии
Количество
часов
Лекции
Применение интерактивной доски Smart-
Board; Чтение лекций в диалоговом режиме
4
Практические
(семинарские
занятия)
Круглые столы, диспуты, диалоговые семинары, групповые дискуссии, подготовка рефератов, эссе, выступление с докладами и их коллективное обсуждение т.п.
14
Итого:
18
Занятия в интерактивной форме составляют не менее 20% от аудиторных занятий.
Лекция по теме «Политика и ее субстанциональные свойства» проводится с использованием технических средств, а именно интерактивной доски для визуализации презентационного материала. (2ч).
Лекция по теме «Политическая система» проводиться в интерактивной форме, а именно в формах лекция-провокация, проблемная лекция.(2ч.)
Практические занятия по темам «Политическая система демократического типа»(2ч.), «Политическая система современной России»(4ч.), «Политическая идеология» (4ч.), «Мировая политическая система и международные политические процессы» (4ч.), проходят в рамках дискуссии.
Лекции являются одной из основных форм обучения студентов. Во время лекций, читаемых ведущими доцентами, студентам предоставляется возможность ознакомиться с основными научно-теоретическими положениями, проблемами спецкурса, получить необходимое направление и

11 рекомендации для самостоятельной работы с учебником, монографическими работами, учебными пособиями.
Лекция является результатом кропотливой подготовки преподавателя, изучения и обобщения научной и учебной литературы. Столь же усердной должна быть и подготовка студента накануне лекции, посредством изучения соответствующей учебной литературы, повторения ранее пройденных тем.
Во время лекции следует записать дату ее проведения, тему, план лекции, вопросы, которые выносятся на самостоятельное изучение, отметить новинки учебной и научной литературы, рекомендованные лектором.
В ходе лекции студентам рекомендуется конспектировать ее основные положения, не стоит пытаться дословно записать всю лекцию, поскольку скорость лекции не рассчитана на дословное воспроизведение выступления лектора в конспекте, тем не менее она является достаточной для того, чтобы студент смог не только усвоить, но и зафиксировать на бумаге сущность затронутых лектором проблем, выводы, а также узловые моменты, на которые обращается особое внимание в ходе лекции. На лекции студенту рекомендуется иметь на столах помимо конспектов также программу курса, которая будет способствовать развитию мнемонической памяти, возникновению ассоциаций между выступлением лектора и программными вопросами.
При изложении лекционного материала лектором могут быть применены нетрадиционных форм лекций и принципы контекстного обучения:

Принцип проблемности. Этот принцип предполагает представление учебного материала в виде проблемных ситуаций и вовлечение слушателей в совместный анализ и поиск решений. Проблемное содержание лекции должно передаваться в проблемной форме.

Принцип диалогического общения. Активизация лекции предполагает использование определенных методических приемов включения слушателей в диалогическое общение, протекающее в виде внешнего и внутреннего диалога.

Принцип совместной коллективной деятельности. Проведение небольших дискуссий по ходу лекции при анализе и решении проблемных ситуаций позволяет создать активную, творческую и эмоционально положительную атмосферу. При этом создаются условия возникновения самоорганизации коллективной деятельности обучающихся.

Принцип двуплановости. Двуплановость проявляется при внедрении в лекцию игровых элементов. В этом случае осуществляется два плана: первый план – условный, игровой; второй план – реальный, направленный на формирование и развитие умений и навыков по специальности.
В случае возникновения у студента по ходу лекции вопросов, их следует записать, и задать в конце лекции в специально отведенное для этого время.

12
Семинарские (практические) занятия представляют собой одну из важных форм самостоятельной работы студентов. Подготовка к практическим занятиям не может ограничиться слушанием лекций, а предполагает предварительную самостоятельную работу студентов в соответствии с методическими разработками по каждой запланированной теме.
В зависимости от изучаемой темы и ее специфики преподаватель выбирает или сочетает следующие видов учебных семинаров: проблемный
семинар.
Перед изучением раздела курса преподаватель предлагает обсудить проблемы, связанные с содержанием данного раздела, темы. Накануне студенты получают задание отобрать, сформулировать и объяснить проблемы.
Во время семинара в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение проблем. Метод проблемного семинара позволяет выявить уровень знаний студентов в данной области и сформировать стойкий интерес к изучаемому разделу учебного курса.
  1   2   3   4

перейти в каталог файлов
связь с админом