Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия (классного часа) «История Интернета в России» для обучающихся 9–11-х классов
Цель: создание условий для формирования у обучающихся представления о компьютерных сетях и их роли в современном мире, знаний о нормах информационной этики и права и принципов обеспечения информационной безопасности при пользовании ресурсами сети Интернет.
Задачи:
познакомить обучающихся с историей развития Всемирной паутины, протоколами обмена информацией и сервисами сети Интернет;
сформировать навыки критического оценивания информации, содержащейся в сети Интернет;
познакомить с историей становления Интернета в России;
развить у обучающихся умение анализировать статистические данные по использованию Интернета в России и описывать результаты исследований;
развитие у обучающихся навыков работы в группе и критической оценки информации, найденной в сети Интернет, умения делать самостоятельные открытия при анализе и подборе материала, системы оценивания своей работы и работы группы над заданием.
В зависимости от возраста и уровня подготовки обучающихся учитель выбирает необходимый вариант материала для классного часа. Для работы необходимы компьютеры или планшеты с выходом в Интернет, с помощью которых обучающиеся смогут решить предложенные варианты интерактивных заданий.
Слайды
| Комментарии для учителя
|
| Учитель рассказывает о технологических предпосылках развития Интернета.
Для справки:
Изобретение телеграфа, телефона, радио и компьютера создало основу для этой беспрецедентной интеграции возможностей.
Интернет — это одновременно возможность трансляции на весь мир, механизм для распространения информации, а также средство для совместной работы и взаимодействия между пользователями и их компьютерами независимо от географического местоположения.
Начиная с первых научных исследований в области пакетной коммутации, правительство, промышленность и академические учреждения выступали в качестве партнёров в области развития и развёртывания этой удивительной новой технологии.
|
| Учитель рассказывает о первой пакетной передаче информации в компьютерной сети.
Вопросы:
В каком году была опробована первая корпоративная сеть между организациями разных городов?
В каком государстве была спроектирована и опробована эта сеть?
Между какими организациями была проведена корпоративная сеть?
Где были использованы результаты работы в локальной сети?
Учитель предлагает проверить выполнение задания: открывается «ШТОРКА» и обсуждается правильность ответов обучающихся.
Для справки:
В 1969 году, 29 октября в 9 часов вечера, между первыми узлами компьютерной сети ARPANET (англ. Advanced Research Projects Agency Network), находящимися друг от друга на расстоянии в 640 километров — в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса и в Стэндфордском исследовательском институте — провели первый сеанс связи. В последующем сеть связала три университета: Стэндфордский, а также университеты Калифорнии и Санта-Барбары. Работы финансировались из средств Министерства обороны США.
Позже сеть ARPANET была задействована учёными из разных областей науки.
|
| Учитель рассказывает о предназначении компьютерной сети — её назначением была пересылка электронной почты. Однако все сети работали на разных стандартах и невозможно было организовать взаимодействие их друг с другом.
Для справки:
Бурное развитие различных протоколов передачи данных, а также их последующая стандартизация в 1982–1983 годах и переход на «общий», объединяющий протокол TCP/IP решили данную проблему.
Протокол маршрутизации IP определяет адрес компьютера в локальной и любой другой сети.
Протокол TCP обеспечивает передачу данных по указанному адресу и является транспортным протоколом. Устанавливает и поддерживает правила обмена информацией между компьютерами.
Объединяющий протокол сделал возможным разработку всемирной сети Интернет.
Задание:
Как Вы думаете, что было нужно для взаимодействия компьютеров различных сетей? (стандартизация)
Дайте определение понятия «протокол».
Какие протоколы были необходимы для организации взаимодействия?
Учитель предлагает проверить выполнение задания: открывается «ШТОРКА» и обсуждается правильность определения «протокол».
|
| Учитель: стандартизация протоколов по обмену информацией способствовала развитию всемирной сети, когда большое количество компьютерных сетей смогли объединиться в одну.
Вопрос:
Назовите дату рождения Интернета.
Учитель предлагает проверить выполнение задания: открывается «ШТОРКА» и обсуждается правильность ответов на задание.
Для справки:
1 января 1983 года сеть ARPANET закрепила за собой термин «Интернет».
|
| Учитель предлагает познакомиться с переводом слова «Интернет», каким образом оно образовалось.
Задание:
Сформулируйте определение Интернета с точки зрения современного представления о всемирной сети.
Учитель предлагает проверить выполнение задания: открывается «ШТОРКА» и обсуждается правильность ответов на задание.
|
| Учитель рассказывает о развитии информационно-коммуникационных технологий, которые приводят к появлению разнообразных информационных ресурсов, отличающихся друг от друга формами представления и методами обработки составляющих их информационных объектов. В настоящее время в сети Интернет существует достаточно большое количество сервисов, обеспечивающих работу со всем спектром ресурсов.
Задание:
Какие сервисы вы знаете?
Какой у данных сервисов функционал?
После того как обучающиеся перечислили сервисы и учитель их обсудил с ними, открывается «ШТОРКА» и проверяется правильность названных сервисов.
Для справки:
Наиболее известными среди сервисов являются:
– электронная почта (E-mail), обеспечивающая возможность обмена сообщениями одного человека с одним или несколькими абонентами;
– телеконференции, или группы новостей (Usenet), обеспечивающие возможность коллективного обмена сообщениями;
– сервис FTP — система файловых архивов, обеспечивающая хранение и пересылку файлов различных типов;
– сервис Telnet, предназначенный для управления удалёнными компьютерами в терминальном режиме;
– World Wide Web (WWW, W3) — гипертекстовая (гипермедиа) система, предназначенная для интеграции различных сетевых ресурсов в единое информационное пространство;
– сервис DNS (система доменных имен), обеспечивающий возможность использования для адресации узлов сети мнемонических имён вместо числовых адресов;
– сервис IRC, предназначенный для поддержки текстового общения в реальном времени (chat).
|
| Для справки:
Каждый компьютер в сети обязательно содержит имя, а также определяется с помощью распределённой системы имен. Эта система называется доменная.
Задание:
Давайте посмотрим примеры записи адреса информации, размещённой в сети Интернет. Эта информация размещена на слайде.
Для справки:
Доменная система имен (Domain Name System, DNS) — это распределённая база данных, которая содержит информацию о компьютерах (хостах), включённых в сеть Internet.
Адрес ресурса в Интернете, записанный в стандарте DNS, представляет собой несколько записей, отделённых друг от друга точкой. Эти элементы носят название «доменов» (от англ. Domain — область, территория).
По международному соглашению каждой стране выделено некоторое кодовое обозначение длиной 2-3 буквы, которое называется доменом первого уровня или доменом этой страны.
Домены верхнего уровня бывают географическими (двухбуквенными) или административными (трехбуквенными).
|
| Задание:
Распределите доменные имена на географические и административные.
Учитель предлагает проверить выполнение задания: открывается «ШТОРКА» и обсуждается правильность ответов на задание.
|
| Для закрепления полученной информации учитель предлагает обучающимся выполнить задания на следующих слайдах.
Полученные результаты обсуждаются в классе.
|
| Учитель рассказывает об основных этапах становления Интернета в России, используя материалы для справки.
Вопрос:
Как еще называется Интернет в России? (Рунет)
Для справки:
1 августа 1990 года — создана первая сеть союзного масштаба — «Релком». Сеть была образована путём разработки и внедрения системы электронной почты с использованием адресации сети Интернет для компьютеров, соединяемых телефонными каналами связи. На начальном этапе включала в себя пользователей из научных учреждений Москвы, Ленинграда (Санкт-Петербурга), Новосибирска и Киева.
19 сентября 1990 года — советская ассоциация UNIX-пользователей (Soviet Unix Users Group), основанная при посредничестве финского компьютерного специалиста Йохана «Юльфа» Хельсингиуса и студента-энтузиаста из Университета Хельсинки Петри Ойала, регистрирует в тогдашнем международном регистраторе доменов IANA (International Assigned Numbers Authority — «Администрация делового пространства Интернет») домен .SU (от англ. — Soviet Union).
7 апреля 1994 года — в международную базу данных национальных доменов верхнего уровня, поддерживаемую IANA, внесена запись о российском национальном домене .RU.
2001 год — учреждение Координационного центра национального домена сети Интернет, его учредителями стали Региональный общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ), Союз операторов Интернет (СОИ), Ассоциация документальной электросвязи (АДЭ) и Российский НИИ развития общественных сетей (РосНИИРОС).
Январь 2002 года — начато выполнение федеральной целевой программы «Электронная Россия».
12 февраля 2003 года — вышло постановление № 98 правительства РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти».
4 января 2006 года — сведения о Координационном центре национального домена сети Интернет были занесены в базу данных IANA (от англ. Internet Assigned Numbers Authority — «Администрация адресного пространства Интернет») — американская некоммерческая организация, управляющая пространствами IP-адресов, доменов верхнего уровня.
16 ноября 2009 года — на прошедшей в Каире 33-й конференции ICANN («Корпорация по управлению доменными именами и IP-адресами», сокращённо ICANN) было принято решение о выделении России кириллического домена верхнего уровня .РФ.
Презентация домена произошла в Сеуле. Координационный центр домена .RU подал заявку на делегирование домена .РФ в ICANN.
12 мая 2010 года — IANA разместила запись о домене .РФ на корневых серверах мировой системы доменных имён (DNS), домен .РФ делегирован России. Координационный центр является администратором двух национальных доменов: .RU и .РФ.
|
| Задание:
Проанализируйте развитие сети Интернет, используя информацию, размещённую на слайдах, и ответьте на вопросы.
Вопросы:
Какие выводы можно сделать?
Достаточно ли информации на слайдах для анализа развития сети Интернет?
Нужна дополнительная информация из Сети?
|
| Задание:
Рассмотрите информацию о развитии Рунета на следующих слайдах и ответьте на вопросы.
Вопросы:
Как называют сеть Интернет в России?
Что можно сказать о развитии Рунета?
В каком округе Интернет развивается быстрее?
|
| Задание:
Проанализируйте статистические данные о пользователях сети Рунет.
Прокомментируйте эти предположения:
В целом, рост числа пользователей Интернета замедляется, и в ближайшие годы он будет происходить только за счёт более старших групп россиян.
По количеству пользователей Интернета Россия ещё в 2012 году вышла на первое место в Европе и на шестое место в мире.
Для справки:
69 % — доля интернет-пользователей среди россиян от 18 лет и старше (66 % или 76,3 млн человек в 2014 г.).
52 % выходят в Сеть ежедневно. С 2006 г. этот показатель увеличился в 10 раз.
96 % — доля интернет-пользователей среди молодёжи (18-24-летних).
Опрос проведен 21-22 марта 2015 г. в 130 населённых пунктах в 46 регионах России.
82 млн человек составляет аудитория российского Интернета или 66 % населения России в возрасте от 12 до 64 лет.
По количеству пользователей Интернета Россия ещё в 2012 году вышла на первое место в Европе и на шестое место в мире.
5 % составил общий прирост интернет-аудитории за 2014 г. При этом прекратился рост аудитории за счёт пользователей десктопного Интернета.
|
| Сеть Интернет поддерживает безопасность всех пользователей локальных сетей и персональных компьютеров, из которых она состоит.
Учитель вместе с обучающимися анализирует виды угроз в Сети и способы борьбы с ними, используя материал на слайдах.
Учитель напоминает обучающимся правила поведения в сети Интернет, а также основные положения сетевого этикета.
|
| Подводя итоги занятия, учитель предлагает обучающимся выполнить задание:
Расположите основные периоды становления и развития сети Интернет в хронологическом порядке.
Также учитель может провести экспресс-тестирование по теме: «Знаешь ли ты Интернет?», используя тестовое задание, или предложить задания на рабочих листах).
| перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |