М инистерство образования и науки Российской Федерации
Институт экономики, управления и права (г.Казань)
Методическое руководство для студентов 3 курса
Летняя педагогическая практика
Положение о летней педагогической практике
студентов 3 курса психологического факультета
Летняя педагогическая практика Летняя педагогическая практика способствует углублению и закреплению теоретических знаний и применению их в решении конкретных воспитательных задач. Наряду с этим летняя педагогическая практика способствует формированию аналитического мышления, умения анализировать, прогнозировать и моделировать воспитательные результаты.
Цель летней педагогической практики:
• применение и закрепление теоретических и практических знаний,
полученных в процессе обучения на психологическом факультете.
Задачи педагогической практики:
• формирование мотивационно-ценностной установки на общение и взаимодействие в период совместной жизни с детьми;
• углубление и закрепление теоретических знаний и применение их в решении конкретных воспитательных задач;
• формирование аналитического мышления, умения анализировать, прогнозировать и моделировать воспитательные результаты.
В процессе практики студенты должны:
усвоить методы и формы работы в лагере (организация трудовой, интеллектуальной, спортивной, эстетической видов деятельности);
научиться проводить мероприятия воспитательного характера, деловые игры, тренинги (на сплочение учащихся в группе, развитие творческих способностей учащихся, раскрытие личностного потенциала, разрешение конфликтных ситуаций;
сформировать навыки проведения мероприятий коррекционного характера.
Формы контроля по итогам работы в инструктивно-методическом лагере студенты представляют отчет по практике, альбом или стенд, отражающий жизнь в лагере.
Тематический расчет часов №
п/п
| Примерные
мероприятие
| Количество часов
|
|
| проведение мероприятия
| анализ
| 1.
| Тренинг «Знакомство». Выявление творческих способностей. Психологический анализ тренинга.
| 3
| 3
| 2.
| Открытие смены.
| 3
| 3
| 3.
| Вечер «Презентация отрядов».
| 3
| 3
| 4.
| Тренинг «Осьминог». Психологический анализ тренинга.
| 3
| 3
| 5.
| «Алло, мы ищем таланты».
| 3
| 3
| 6.
| «У лукоморья дуб зеленый». Театральное представление.
| 3
| 3
| 7.
| Психологическая игра «Сделайте так, чтобы мы похлопали». Психологический анализ игры.
| 3
| 3
| 8.
| День Нептуна.
| 3
| 3
| 9.
| Тренинг «Доверительное падение». Психологический анализ тренинга.
| 3
| 3
| 10.
| Интеллектуальная игра «Брейн-ринг». Психологический анализ игры.
| 3
| 3
| 11.
| Тренинг «Исполнение желаний». Психологический анализ тренинга.
| 3
| 3
| 12.
| Сабантуй.
| 3
| 3
| 13.
| Тренинг «Я – лидер». Психологический анализ тренинга.
| 3
| 3
| 14.
| Тематический вечер «В здоровом теле здоровый дух». Психологический анализ мероприятия.
| 3
| 3
| 15.
| Танцевальный марафон.
| 3
| 3
| 16.
| Беседа «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен».
| 3
| 3
| 17.
| Малые олимпийские игры.
| 3
| 3
| 18.
| Подготовка к заключительному вечеру творчества.
| 3
| 3
| 19.
| Концерт вожатых.
| 3
| 3
| 20.
| Заключительный концерт «Вечер творческих дел».
| 3
| 3
| 21.
| Закрытие смены.
| 3
| 3
|
| ВСЕГО - 126 часов
| 63
| 63
|
|
|
|
|
Последовательность оформления отчета 1. Титульный лист отчета (Приложение 1);
2. Календарно- тематический план практики (Приложение 2);
3. Дневник летней педагогической практики;
4. Договор;
5. Отчет о практике и приложения к нему (конспекты 2 мероприятий; план лагерной смены; результаты психолого-педагогического обследования группы детей и 1 ребенка) (Приложение 4 и 5).
6. Развернутая характеристика о работе студента, подписанная руководителем практики и заверенная печатью, где отражаются уровень теоретической и практической подготовки студента, его отношение к выполнению программы и соблюдению трудовой дисциплины (Приложение 3).
Содержание педагогической практики:
Теоретический блок. Социальная, психологическая динамика группового развития (как развивается временная группа, как складываются межличностные отношения детей).
Практический блок (игры на сплочение коллектива, тренинги, интеллектуальные игры).
Пассивная практика: знакомство с документацией (программой лагерной смены), посещение не менее трех мероприятий, проводимых вожатыми с их последующим психолого - педагогическим анализом;
Активная практика: проведение пробных мероприятий (не менее 2) с их психологическим анализом и самоанализом; проведение зачетных мероприятий (не менее 2) с их психолого - педагогическим анализом и самоанализом; психолого - педагогическое исследование одного ребенка и группы.
Примерный план работы студента - практиканта.
Посещение установочной конференции по летней педагогической практике, где происходит распределение по группам.
Составление индивидуального расписания мероприятий на весь период летней педпрактики.
Посещение занятий старшего вожатого.
Подготовка и проведение двух пробных мероприятий (планы и конспекты занятий должны быть обсуждены со старшим вожатым и методистом практики).
Подготовка и проведение 2-х зачетных мероприятий.
Составление психолого - педагогической характеристики группы детей и 1 ребенка.
Выступление на итоговой конференции.
Обязанности студентов- практикантов на время прохождения летней педагогической практики
• соблюдение трудовой дисциплины и установленных в учреждении правил;
• посещение всех запланированных мероприятий;
• составление индивидуального плана работы и утверждение его у методиста практики;
• представление еженедельного отчета о выполненных заданиях методисту практики;
• организация индивидуальной работы и посещение базы практики в продолжение 6 часового рабочего дня.
Студент-практикант имеет право:
• на использование материальной базы учреждения и вуза;
• вносить предложения и рекомендации по организации и проведению летней педагогической практики;
• на получение консультаций и инструктажей от принимающего вожатого, методиста от института, а также от руководителя практики от факультета. По окончании практики студент - практикант предоставляет на кафедру следующую документацию:
• Дневник практики и договор;
• Отчет о прохождении практики;
• Характеристику на студента от принимающей стороны.
Приложение 1 Федеральное агентство образования Российской Федерации
Институт экономики, управления и права (г. Казань)
Бугульминский филиал
Факультет психологии
Кафедра «Педагогики и психологии» Специальность «Педагогика и психология»
ОТЧЕТ (по летней педагогической практике)
Исполнитель: студент ___ курса ____ группы_______________
Научный руководитель от института: Богоманова Т.В.
Научный руководитель от предприятия:_______________
Бугульма 2008
Приложение 2
Календарно-тематический план практики
№п\п
| Название мероприятия
| Дата проведения
| Примечание
|
|
|
|
|
Приложение 3
Характеристика-отзыв руководителя практики от учреждения на
Студента-практиканта (Ф.И.О.)
__________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации практиканту_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись руководителя учреждения_________________________________________________
М.П. «______» 20______г. Заключение руководителя от института об (учебно-ознакомительной, педагогической, производственной) практике студента___________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Подпись руководителя практики от института________________________________________
Зачетная оценка по практике_______________________________________________________ М.П. «____» 20_____ г.
Приложение 4
Характеристика на личность ребенка
1. Общие сведения об ученике (Ф.И., класс, школа, продолжительность обучения с одноклассниками, физическое развитие и отношение к спорту, успеваемость).
2. Ценностные ориентации, интересы.
3. Самооценка.
4. Уровень притязаний.
5. Мотивационно-потребностная сфера:
— направленность на себя и других;
— потребность в общении.
6.Интеллектуальное развитие
7. Коммуникативные и организационные способности.
8. Темперамент и характер. Используемые методы и методики для написания характеристики на личность:
- наблюдение, беседа, анкета;
- методика «Ценностные ориентации» М.Рокича
- «Самооценка» Дембо-Рубинштейна
- «Уровень притязаний»
- Методика диагностики направленности личности» Б.Басса
- Методика «Таблицы Равена» (интеллект)
- КОС (коммуникативные и организаторские склонности)
- вопросник Леонгарда—Шмишека для изучения акцентуаций характера
- Опросник для изучения темперамента Я.Стреляу Приложение 5
Последовательность составления характеристики на группу
Состав группы. Актив группы. Интерес к общественным делам. Выполнение общественных поручений.
Сплоченность группы. Есть ли группировки. Как ребята относятся друг к другу. Как относятся к общественным делам. Любят ли вместе проводить время, развлекаться или совместно трудиться. Дружат ли в группе мальчики и девочки. Защищают ли ученики членов своего коллектива. Переживают ли школьники удачи и неудачи своей группы.
3.Организованность класса. Умеют ли учащиеся самоорганизоваться для выполнения коллективных дел. Умеют ли они распределять между собой работу. Подчиняются ли решениям органов ученического коллектива и распоряжениям его уполномоченных.
4.Характер товарищеских связей в коллективе. Какие поступки товарищей учащиеся одобряют, а какие - осуждают. Как выражают свое одобрение. Есть ли расхождения между тем, что учащиеся говорят, и тем, что они делают. Оказывают ли помощь друг другу. Наличие критики и самокритики в группе. Предлагаемые методики для составления характеристики группы: - Методика диагностики межличностных отношений и межгрупповых отношений Дж.Морено;
- Тест описания поведения К.Томаса.
Методы:
- наблюдение;
- опрос;
- анкета;
- беседа.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |