Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методичка. Руководство к практическим занятиям по общей химии для студентов медицинского факультета


НазваниеРуководство к практическим занятиям по общей химии для студентов медицинского факультета
АнкорМетодичка.doc
Дата15.12.2016
Размер1.63 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаMetodichka.doc
ТипРуководство
#3353
страница7 из 14
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   14

РАБОТА 5


ОСМОС
Явление осмоса и осмотическое давление играют исключительно важную роль в процессах регуляции биологических систем. Осмотическое давление – один из факторов, регулирующих состав крови и других жидкостей в организме.

Осмос – диффузия растворителя через полупроницаемую перегородку (мембрану) из растворителя в раствор или из раствора с меньшим осмотическим давлением в раствор с большим осмотическим давлением. Осмотическим давлением называют силу, приходящуюся на единицу площади, под действием которой осуществляется этот перенос растворителя.

Для разбавленных растворов неэлектролитов осмотическое давление связано с концентрацией согласно закону Вант-Гоффа:

(5.1),

где С – молярная концентрация раствора, моль/л, Т – температура, К, R – универсальная газовая постоянная, равная 8,31 . При подстановке величин концентрации и R в указанных единицах осмотическое давление получают в кПа.

Для разбавленных растворов электролитов в выражение для осмотического давления включается изотонический коэффициент i:

(5.2).

Изотонический коэффициент показывает, во сколько раз увеличивается число частиц растворенного вещества в результате диссоциации. Для растворов электролитов i>1. Определяя в эксперименте осмотическое давление растворов электролитов, можно найти степень диссоциации

(5.3)

В случае сильных электролитов эта величина является кажущейся степенью диссоциации. В настоящее время установлено, что сильные электролиты в растворах диссоциируют практически нацело. Однако в эксперименте, в частности при измерении осмотического давления, вычисленное значение оказывается меньше 1 (100 %), что объясняется наличием взаимодействий ионов между собой и с молекулами растворителя.

Растворы, у которых осмотическое давление одинаково, называются изотоническими. При их контакте через полупроницаемую мембрану осуществляется равновесный обмен молекулами растворителя. Если в контакте находятся два раствора с разным осмотическим давление, то раствор с большим осмотическим давлением называется гипертоническим, соответственно раствор с меньшим осмотическим давлением называется гипотоническим. Растворитель из гипотонического раствора диффундирует через мембрану в гипертонический раствор, стремясь выровнять осмотическое давление.

Система, отделенная от окружающей среды мембраной с избирательной проницаемостью, называется осмотической ячейкой. Все клетки живых организмов являются осмотическими ячейками, которые способны всасывать растворитель из окружающей среды или отдавать его в зависимости от концентраций растворов, разделенных мембраной.

При помещении клетки в гипотонический раствор вода проникает из окружающей среды в клетку, происходит набухание с появлением напряженного состояния клетки, называемого тургор. В растительном мире тургор помогает растению сохранять вертикальное положение и определенную форму. Если разница в концентрациях и соответственно осмотическом давлении наружного и внутреннего растворов достаточно велика, а прочность оболочки невелика, то осмос приводит к разрушению клеточной мембраны и лизису клетки. Если речь идет конкретно об эритроцитах, то такое разрушение клеточной мембраны с выделением гемоглобина в плазму называется гемолизом.

При помещении клетки в гипертонический раствор вода диффундирует из клетки, и происходит сжатие и сморщивание оболочки клетки, называемое плазмолизом. Гипертонические растворы способствуют плазмолизу микроорганизмов, что используется при консервировании овощей и фруктов, когда их помещают в концентрированные растворы соли или сахара.

Особенностью высших животных и человека является постоянство осмотического давления во многих физиологических системах и, прежде всего, в системе кровообращения. Постоянство осмотического давления называется изоосмией. Осмотическое давление в организм человека довольно постоянно и составляет 740-780 кПа. В медицинской и фармацевтической практике изотоническими (физиологическими) растворами называют растворы, характеризующиеся таким же осмотическим давлением, как и плазма крови. Такими растворами являются 0,9%-ный раствор NaCl и 5%-ный раствор глюкозы.

В клинической практике при исследовании сыворотки крови и мочи для учета их осмотических свойств используют осмолярность (осмолярную концентрацию) или осмоляльность (осмоляльную концентрацию).

Осмолярная концентрация (осмолярность) – суммарное молярное количество всех кинетически активных, т.е. способных к самостоятельному движению, частиц, содержащихся в 1 литре раствора, независимо от их формы, размера и природы. Осмолярность раствора связана с его молярной концентрацией соотношением Сосм.= iС. Ее выражают в миллиосмолях в литре раствора (мОсм/л).

Осмоляльная концентрация (осмоляльность) характеризует содержание кинетически подвижных частиц в миллиосмолях в 1 кг растворителя (мОсм/кг).

Биологические среды – разбавленные растворы, поэтому разница между их осмолярностью и осмоляльностью незначительна.
Цель работы.

Наблюдать явление осмоса на границе двух растворов, установить изотонические концентрации растворов электролитов.

Реактивы.

  • Гексацианоферрат (III) калия K4[Fe(CN)6], раствор 0,05М (2%-ный).

  • Сульфат меди CuSO4, раствор 1 моль/л (16%-ный).

Оборудование и посуда.

  • Химические стаканы на 50 или 100 мл.

  • Цилиндры на 25 мл.

  • Стеклянный капилляр.

Выполнение опыта

  1. В стакан наливают разбавленный раствор K4[Fe(CN)6]. С помощью капилляра вводят в раствор соли каплю раствора CuSO4. На границе капли происходит реакция с образованием нерастворимого соединения

K4[Fe(CN)6] + CuSO4 = CuK2[Fe(CN)6]↓ + K2SO4

Нерастворимое соединение CuK2[Fe(CN)6] образует на поверхности капли полупроницаемую пленку. Так как раствор CuSO4 обладает большим осмотическим давлением, то пленка CuK2[Fe(CN)6] пропускает внутрь капли воду из окружающего разбавленного раствора. При этом капля, раздуваясь, как бы “лопается”, разрывая перепонку.

  1. Разбавляют исходный раствор CuSO4 в два раза. Для этого наливают в цилиндр 10 мл исходного раствора, доливают дистиллированной водой до 20 мл. Перемешивают. Повторяют опыт, добавляя капилляром новый раствор в раствор K4[Fe(CN)6]. Наблюдают поведение капли. Записывают результат в таблицу.

  2. Затем исходный раствор CuSO4 разбавляют дистиллированной водой в 4, 8, 16 и т.д. раз, исследуя каждый раз поведение капли в том же растворе K4[Fe(CN)6] до тех пор, пока капля не будет оставаться в равновесии. Концентрации растворов CuSO4 и наблюдения каждый раз записывают в таблицу.

При концентрациях CuSO4 меньших, чем изотонические, вода из капли будет переходить в окружающий раствор.

Таблица

№ п/п

Концентрация раствора CuSO4, моль/л

Наблюдения

1

1




2

0,5




3

0,25




и т.д

и т.д.




По результатам наблюдений устанавливают концентрацию раствора CuSO4, изотоничного 2%-ному раствору K4[Fe(CN)6].
Контрольные вопросы и задания.

  1. Что называется осмосом и какова его роль в биологических системах?

  2. Как рассчитывается осмотическое давление разбавленных растворов? Что называется изотоническим коэффициентом?

  3. Какие растворы называются изотоническими, гипертоническими и гипотоническими? Какие растворы в медицине называют изотоническими?

  4. Что происходит с живой клеткой при помещении ее в гипертонический и гипотонический раствор?

  5. Найдите кажущуюся степень диссоциации хлорида бария в растворе с концентрацией 0,1 моль/л, который изотоничен при 20 0С с раствором глюкозы с концентрацией 0,26 моль/л.

  6. Каким является по отношению к плазме крови 2%-ный раствор глюкозы?



РАБОТА 6
ИЗМЕРЕНИЕ рН РАСТВОРОВ ПОТЕНЦИОМЕТРИЧЕСКИМ МЕТОДОМ. ПОТЕНЦИОМЕТРИЧЕСКОЕ ТИТРОВАНИЕ
Водородным показателем (рН) называется число, определяемое следующим образом

(6.1),

где а+) – активность ионов водорода, моль/л. В разбавленных растворах активность можно считать равной концентрации, и тогда водородный показатель определяется как

(6.2),

где [Н+] – концентрация ионов водорода в растворе, моль/л.

Например, если концентрация ионов водорода [Н+]= 0,0001 моль/л, то рН = –lg0,0001 = –lg10–4 = 4. Наоборот, если рН = 6,4, тогда [Н+]= 10–6,4= 3,98∙10–7 моль/л.

Вода является слабым электролитом, т.е. незначительно диссоциирует на ионы по уравнению

2О ОН + Н3О+или упрощенно Н2О ОН + Н+

Диссоциация воды называется автопротолизом. Константа равновесия, характеризующая равновесие, называется константой автопротолиза:

(6.3).

Экспериментально установлено, что при температуре 25ºС (298К) константа автопротолиза воды равна 1,8∙10–16 моль/л. При такой малой величине Ка2О) активности ионов водорода и гидроксид-ионов можно считать равными концентрациям, а концентрацию недиссоциированной воды постоянной и равной 55,56 моль/л ([Н2О]= n2О)/V(Н2О) моль/л или 1000 г/18 г/моль = 55, 56 моль/л).

Отсюда +]∙[OH] = Kа2О) ∙ [Н2О] = 1,8∙10–16∙ 55,56 =10–14.

Произведение Кw = [Н+]∙[OH] называется ионным произведением воды. При 25ºС (298К)

(6.4).

В нейтральном растворе концентрации ионов водорода и гидроксид-ионов равны и [Н+] = [OH] = 10–7 моль/л. В таком растворе рН = – lg [Н+] = – lg10–7 = 7.

В растворе, где концентрация ионов водорода выше, чем концентрация гидроксид-ионов [Н+] > [OH], и [Н+] > 10–7 моль/л, т.е. в кислой среде pH < 7.

Соответственно в щелочной среде pH > 7 .
Измерение рН

Одним из наиболее часто применяемых методов определения рН растворов является потенциометрический метод. Он основан на измерении электродвижущей силы (ЭДС) гальванического элемента. В таком гальваническом элементе имеются два электрода, погруженные в анализируемый раствор. Потенциал одного из электродов зависит от концентрации, а точнее от активности ионов водорода в растворе. Этот электрод называется измерительным или индикаторным. Потенциал второго электрода постоянен и не зависит от концентрации ионов водорода, он называется электродом сравнения. ЭДС гальванического элемента равна разности потенциалов двух электродов и соответственно она связана с концентрацией определяемых ионов, и эту ЭДС можно измерить. В качестве измерительного электрода для определения рН наиболее широкое применение нашел стеклянный электрод. В качестве электрода сравнения чаще всего используется хлорсеребряный электрод. Потенциометр измеряет значение ЭДС этого гальванического элемента.

Потенциометрический метод широко используется в биологии и медицине для измерения рН биологических жидкостей (желудочного сока, мочи, крови, кровезаменителей и др.). Кроме того, можно измерять рН при проведении реакции нейтрализации по мере добавления кислоты к щелочи или наоборот. Этот метод называется потенциометрическим титрованием.

При нейтрализации кислоты щелочью при добавлении первых порций раствора титранта рН изменяется мало, но вблизи точки эквивалентности рН повышается резко от незначительного прибавления раствора щелочи. После точки эквивалентности рН меняется опять незначительно. Результаты титрования представляют графически в виде кривой потенциометрического титрования (рис. 6.1). На оси абсцисс откладывают число миллилитров раствора щелочи в последовательные моменты титрования, а на оси ординат – соответствующую величину рН (или ЭДС). Для нахождения точки эквивалентности продолжают линейные участки кривой титрования, как показано на рис.6.1. Затем проводят прямую через участок резкого увеличения рН. Полученный отрезок АВ делят пополам, опускают перпендикуляр на ось абцисс (см. рис.). Находят объем титранта в точке эквивалентности.


Рис. 6.1. Кривая потенциометрического титрования
Расчет концентрации кислоты по результатам титрования производят по закону эквивалентов (см. работу 1):

.

Преимущества потенциометрического метода определения рН и потенциометрического титрования заключаются в следующем. Во-первых, рН определяется более точно, чем с помощью индикаторов. Во-вторых, можно определять рН и проводить титрование в окрашенных и мутных средах. В-третьих, точка эквивалентности при потенциометрическом титровании определяется по кривой титрования более точно, чем по изменению окраски индикатора, в этом случае исключен субъективный фактор оценки цвета раствора.
Цель работы.

  1. Определить рН раствора кислоты (щелочи) потенциометрическим методом.

  2. Методом потенциометрического титрования определить концентрацию кислоты (щелочи).


Реактивы.

  • Стандартные буферные растворы.

  • Вода дистиллированная.

  • Раствор кислоты.

  • Раствор щелочи.

Один из последних растворов – стандартный, т.е. точно известной концентрации. Концентрацию другого необходимо установить.
Оборудование и посуда.

  • Иономер (рН-метр).

  • Стаканы на 100 мл на 250 мл.

  • Бюретка на 25 мл.

  • Пипетка.

  • Бумага фильтровальная.


Подготовка прибора ЭВ-74 к работе (Иономер ЭВ-74)

  1. Включить прибор в розетку, нажать клавиши –1  19, включить тумб­лер "сеть", прогреть прибор 20 мин.

  2. Установкаt. Измерить t растворов (она комнатная). Нажать клавишу "t" и любой из диапазонов измерения, кроме –1  19, например, –1  4; по верхней шкале прибора (от 0 до 100) установить стрелку на нужную t ручкой "температура".

  3. Настройка прибора по буферному раствору. Нажать клавишу –1  19, далее клавиши "анионы" и рХ. Отодвинуть столик в сторону, стакан с водой опустить вниз, электроды насухо вытереть фильтровальной бумагой. В стаканчик с надписью рН = 4,01 налить буфер­ный раствор с таким значением рН (примерно по высоте 4 см). Опустить электроды в стакан с буфером, нажать клавишу, соответствующую рН бу­фера, т.е. –1  4. По второй сверху шкале (–1  4) установить стрелку при­бора с помощью ручки "калибровка" на деление 4,01. Аналогичным образом прибор настраивается по буферному раствору с рН = 12,45. Для этого используется интервал 9  14, ручка "крутизна".

После настройки прибора по двум буферным растворам измеряют рН третьего стандартного буферного раствора с рН=6,86. Если измеренное значение совпадает со стандартом, значит прибор настроен правильно.

  1. Нажать клавишу –1  19 (она всегда нажимается, когда производится замена раствора). Столик отвести в сторону, вынуть электрод из буфер­ного раствора, промыть дистиллированной водой, насухо вытереть. Прибор готов для работы: для измерения рН исследуемых растворов и потенциометрического титрования.


Опыт №1. Измерение рН исследуемых растворов (кислоты и щелочи)

  1. Измерение рН раствора кислоты. В стакан без надписи на­ливают раствор кислоты и опускают электроды в стакан. При этом должна быть нажата клавиша –1  19, анион/катион, рХ. По самой нижней шкале (–1  19) определяют примерное значение рН кислоты, нажимают клавишу узкого диапа­зона измерений, которому соответствует измеряемая величина рН. Например, если рН = 1,2, значит, нажимают –1  4 и по шкале –1  4 смотрят точное зна­чение рН.

  2. Измерение рН раствора щелочи. Вынимают электроды из кислоты, выливают кислоту в склянку, а электроды про­мывают дистиллированной водой, сушат фильтровальной бумагой и опускают в стакан со щелочью (h = 4 см). По нижней шкале –1 19 смотрят примерное значение, затем нажимают клавишу узкого диапазона измерений, соответствующего измеряемой величине рН. Например, рН щелочи примерно равно 10, значит, включают –9  14.

  3. Нажимают клавишу –1  19, вынимают электроды из раствора щелочи, промывают погружением их в дистиллированную воду, оста­вляют в свежей порции дистиллированной воды. Отжимают все клавиши.


Опыт №2. Потенциометрическое титрование

  1. Бюретку ополаскивают стандартным раствором титранта и заполняют ее до нуля. Записывают концентрацию раствора титранта.

  2. В чистый стакан отбирают пипеткой исследуемый раствор (по указанию преподавателя), при необходимости разбавляют дистиллированной водой. Записать объем исследуемого раствора. Опускают электроды в стакан, производят измерение рН, как описано выше.

  3. Устанавливают бюретку с раствором титранта над стаканом с электродами. Добавляют сначала по 1 мл раствора при осторожном перемешивании и измеряют каждый раз рН. Данные измерений заносят в таблицу. Когда при очередном добавлении титранта изменение рН становится существенным, далее его добавляют по 0,1 мл. Наблюдается резкое изменение рН. После скачка титрования титрант опять добавляют по 1 мл (не менее 5-6 мл после скачка).

  4. После окончания титрования убирают бюретку, нажимают клавишу –1  19, вынимают электроды из раствора, промывают погружением их в дистиллированную воду, оста­вляют на хранение в свежей порции дистиллированной воды. Отжимают все клавиши. Выключают тумблер «сеть» и вынимают вилку из розетки.

Таблица

Результаты потенциометрического титрования

Объем титранта, мл

рН




















Обработка результатов.

По данным таблицы на миллиметровой бумаге строят кривую потенциометрического титрования. Определяют по ней точку эквивалентности и рассчитывают концентрацию анализируемого раствора.

Контрольные вопросы.

  1. Приведите определение кислот и оснований, принятых в теории Аррениуса, и в протолитической теории. Чем они принципиально отличаются? Приведите примеры молекул, катионов и анионов, которые являются в рамках протолитической теории: а) кислотами, б) основаниями.

  2. Запишите уравнение автопротолиза воды и выражение для константы автопротолиза. Чему равно ионное произведение воды при 25 ºС?

  3. Что называется водородным показателем (рН)? Каковы значения рН в кислых и щелочных растворах?

  4. Среднее значение рН морской воды равно 8,0. Вычислите концентрацию гидроксид-ионов, соответствующую этому значению рН.

  5. Рассчитайте значение рН раствора, содержащего 0,25 г ацетилсалициловой кислоты в 100 мл раствора, если рКа = 3,5.

  6. На чем основано потенциометрическое измерение рН растворов? В чем заключается преимущество потенциометрического определения рН и потенциометрического титрования?

  7. Перечислите правила работы на приборе.

  8. Какие растворы называются кислотно-основными буферными системами? Каков механизм их действия (на примере одного из буферных растворов)?

  9. Перечислите буферные системы крови. Каково значение рН плазмы крови в норме? Что такое ацидоз и алкалоз?

  10. Расположите приведенные ниже системы в порядке увеличения в них концентрации ионов гидроксония: а) сыворотка крови; б) желудочный сок; в) раствор хлороводорода с концентрацией 10-8 моль/л; г) раствор гидроксида калия с концентрацией 10-8 моль/л.



Рис. 6.2. Вид преобразователя спереди:

1 – шкала прибора прибор;

2 – кнопки выбора рода работы;

3 – выключатель сети;

4 – индикация включения;

5 – кнопки выбора диапазона измерения;

6 – ручки оперативного управления прибором;

7 – оси переменных резисторов заводской настройки регулировки прибора;

8 – корректор нуля;

9 – лицевая панель


1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   14

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей