Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

методичка ВУЗ СИНТ.РАЗБОР СП. Синтаксический разбор сложного предложения в. А. Бурцев (методическое пособие)


НазваниеСинтаксический разбор сложного предложения в. А. Бурцев (методическое пособие)
Анкорметодичка ВУЗ СИНТ.РАЗБОР СП.doc
Дата08.10.2017
Размер454 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файламетодичка ВУЗ СИНТ.РАЗБОР СП.doc
ТипДокументы
#27367
страница4 из 6
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6

Y. СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАСЧЛЕНЕННОЙ КОНСТРУКЦИИ

5.1. Строение сложноподчиненных предложений расчлененной конструкции

К расчлененным относятся предложения, в которых придаточная часть распространяет всю главную или ее предикат, т.е. придаточная часть относится к главной ПЕ в целом, а не какому-то конкретному слову в нем.

Семантическая особенность предложений расчлененной конструкции заключается в том, что говорящий устанавливает временные, причинные, условные и т.п. отношения между двумя ситуациями. В нерасчлененных предложениях отношения устанавливаются не между двумя ситуациями, а между субъектом, действием и объектом, с одной стороны, и ситуацией в целом с другой.

Нерасчлененные предложения


5.2. Сложноподчиненные предложения с придаточными места

Аспект характеристики

Характеристика

1. Соотнесенность

частей

Придаточная часть распространяет всю главную, реже предикат или обособленный оборот в главной

2. Средства связи

Соотношение указательных (ТАМ, ТУДА, ОТТУДА), определительных (ВЕЗДЕ, ВСЮДУ, ПОВСЮДУ, ОТОВСЮДУ) и отрицательного (НИГДЕ) местоименных наречий и союзных слов (ГДЕ, КУДА, ОТКУДА): ТАМ - ГДЕ, ТУДА - КУДА, ОТТУДА - ОТКУДА и др.

3. Отношения

Пространственные. Придаточная часть отвечает на вопросы ГДЕ? КУДА? ОТКУДА?

4. Структурные схемы

[соотносит. слово], (союзное слово)

5. Порядок следования частей

Свободный, однако чаще придаточные постпозитивны

ПРИМЕРЫ

1. НЕТ ВЕЛИЧИЯ ТАМ, ГДЕ НЕТ ПРОСТОТЫ, ДОБРА И ПРАВДЫ (Л. Толстой).

2. ВСЕ ГЛЯДЕЛИ ТУДА, ГДЕ В НЕПРОГЛЯДНОЙ РАЗБОЙНИЧЬЕЙ ТЕМНОТЕ МОКРОЙ ОСЕННЕЙ НОЧИ СТОЯТ ЗАРЕВА (В. Солоухин).
5.3. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени

Аспект характеристики

Характеристика

1. Соотнесенность

частей

Придаточная часть распространяет всю главную, реже предикат или обособленный оборот в главной ПЕ

2. Средства связи

Временные союзы: КОГДА, ПОКА, В ТО ВРЕМЯ КАК, ПО МЕРЕ ТОГО КАК, КАК ТОЛЬКО, ПОСЛЕ ТОГО КАК, С ТЕХ ПОР КАК, ДО ТОГО КАК, ПРЕЖДЕ ЧЕМ и др.

Составным союзам может соответствовать сочетание местоименного слова и простого союза: ТОГДА – КОГДА

3. Отношения

Временные. Придаточная часть отвечает на вопросы КОГДА? КАК ДОЛГО? С КАКИХ ПОР? ДО КАКИХ ПОР?

4. 4. Структурно- семантические разновидности

1) со значением

одновременности ситуаций

2) со значением

разновременности ситуаций

5. Структурные схемы

[главная часть], союз (придаточная часть)

Чаще глаголы несовершенного вида или несов. и соверш. вида

одного времени

Чаще глаголы совершенного вида или соверш. и несоверш. вида

6. Порядок следования частей

Свободный

ПРИМЕРЫ

1. КОГДА Я БЫЛ МОЛОЖЕ, Я НЕ МОГ НАПИСАТЬ НАСКВОЗЬ НИ ОДНОЙ ГЛАВЫ (А. Фадеев)

2. КОГДА НЕТЕРПЕЛИВЫЕ УГОМОНИЛИСЬ, Я УСЕЛСЯ ПОУДОБНЕЕ И РАССКАЗАЛ ВСЕ ПО ПОРЯДКУ (В. Тельпугов).

В первом предложении временные отношения между ситуациями мыслятся как одновременные. Грамматически это выражается формами несовершенного вида глаголов-сказуемых главной и придаточной частей.

Во втором предложении временные отношения представляются как последовательные. Значение последовательности реализуется формами совершенного вида глаголов-сказуемых в главной и придаточной частях.

5.4. Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными

Аспект характеристики

Характеристика

1. Соотнесенность

частей

Придаточная часть распространяет всю главную, реже состав одного из сказуемых или обособленный оборот в главной

2. Средства связи

Сравнительные союзы: КАК, ПОДОБНО ТОМУ КАК, БУДТО, КАК БУДТО, ТОЧНО, СЛОВНО, КАК ЕСЛИ БЫ

3. Отношения

Сравнительные. Придаточная часть характеризует ситуацию в главной части при помощи сравнения

4. Структурно- семантические разновидности

1) С реальным, достоверным характером сравнения

2) С нереальным, предположительным характером сравнения

5. Структурные схемы

[главная часть], союз (придаточная часть)

(КАК, ПОДОБНО ТОМУ КАК, ЧТО)

(БУДТО, КАК БУДТО, СЛОВНО, КА БЫ, ТОЧНО, ВРОДЕ БЫ, РОВНО, ЧИСТО)

6. Порядок следования частей

Свободный и закрепленный. Обусловлен средствами связи семантикой предложения

ПРИМЕРЫ

1. СТАРИК ГОВОРИЛ С УВЛЕЧЕНИЕМ, КАК БУДТО ИЗЛИВАЛ ПЕРЕД ПРИЕЗЖИМИ СВОЮ ДУШУ (А. Чехов).

2. ЧЕТКИЕ ОЧЕРТАНИЯ ЛУНЫ СТУШЕВАЛИСЬ, КАК ЕСЛИ БЫ НА НИХ НАБЕЖАЛО ОБЛАКО (В. Солоухин).
5.5. Сложноподчиненные предложения с придаточными условными

Аспект характеристики

Характеристика

1. Соотнесенность

частей

Придаточная часть распространяет всю главную, реже состав сказуемого или обособленный оборот в главной ПЕ

2. Средства связи

Условные союзы: ЕСЛИ, КОГДА, КОГДА БЫ, ЕСЛИ…ТО и др.

3. Отношения

Условные. Придаточная часть отвечает на вопрос ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ?

4. Структурно- семантические разновидности

1) реально-условные

2) ирреально-условные

5. Структурные схемы

[главная часть], союз (придаточная часть)

(ЕСЛИ, КОЛИ, КОГДА, РАЗ, ЕСЛИ…ТО)

(ЕСЛИ БЫ, КОГДА БЫ, КАК БЫ)

6. Порядок следования частей

Свободный

ПРИМЕРЫ

1. ЕСЛИ НАШИ ДЕТИ ХОТЯТ БЫТЬ ЛЮДЬМИ ОБРАЗОВАННЫМИ, ОНИ ДОЛЖНЫ ПРИОБРЕТАТЬ ОБРАЗОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМИ ЗАНЯТИЯМИ (Н. Чернышевский).

2. ЕСЛИ БЫ МЫ ЗАХОТЕЛИ ОПРЕДЕЛИТЬ ЗАСЛУГИ КАМЫ ПЕРЕД ЛЮДЬМИ, ТО САМОЕ ТОЧНОЕ СЛОВО: РЕКА-РАБОТНИЦА (В. Песков).

5.6. Сложноподчиненные предложения с придаточными причины

Аспект характеристики

Характеристика

1. Соотнесенность

частей

Придаточная часть распространяет всю главную, реже состав сказуемого или обособленный оборот в главной части

2. Средства связи

Причинные союзы: ПОТОМУ ЧТО, ОТТОГО ЧТО, ТАК КАК, ИЗ-ЗА ТОГО ЧТО, ВСЛЕДСТВИЕ ТОГО ЧТО, БЛАГОДАРЯ ТОМУ ЧТО, В СВЯЗИ С ТЕМ ЧТО, ТЕМ БОЛЕЕ ЧТО, ПОСКОЛЬКУ, ИБО. Составным союзам может соответствовать сочетание указательного слова и союза.

3. Отношения

[Главная часть], союз (придаточная часть)

4. Структурные схемы

Причинные. Придаточная часть отвечает на вопросы ПОЧЕМУ? ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ?

5. Порядок следования частей

Свободный. Придаточные части с союзами ПОТОМУ ЧТО, ТЕМ

БОЛЕЕ ЧТО, ИБО всегда постпозитивны

ПРИМЕРЫ

В РУССКИЙ ЯЗЫК ПО НЕОБХОДИМОСТИ ВОШЛО МНОЖЕСТВО ИНОСТРАННЫХ СЛОВ, ПОТОМУ ЧТО В РУССКУЮ ЖИЗНЬ ВОШЛО МНОЖЕСТВО ИНОСТРАННЫХ ПОНЯТИЙ (В. Белинский).
5.7 Сложноподчиненные предложения с придаточными цели

Аспект характеристики

Характеристика

1. Соотнесенность

частей

Придаточная часть распространяет всю главную, реже состав

сказуемого.

2. Средства связи

1. Целевые союзы: ЧТОБЫ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ, С ТЕМ ЧТОБЫ, ЗАТЕМ ЧТОБЫ, ДАБЫ (устар.);

2. Союзы-частицы ТОЛЬКО БЫ, ЛИШЬ БЫ

3. Отношения

Целевые. Придаточная часть отвечает на вопросы ДЛЯ ЧЕГО? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ?

4. Структурные схемы

[главная часть], союз (придаточная часть)

5. Порядок следования частей

Относительно свободный. Придаточная часть может находиться в постпозиции и в препозиции

ПРИМЕРЫ

1. ЧТОБЫ БЫТЬ ЯСНЫМ, ОРАТОР ДОЛЖЕН БЫТЬ ОТКРОВЕННЫМ (В. Ключевский)

2. Я НА ВСЕ ГОТОВА, ТОЛЬКО БЫ МАМА ВЫЗДОРОВЕЛА (К. Паустовский).
5.8. Сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными

Аспект характеристики

Характеристика

1. Соотнесенность

частей

Придаточная часть распространяет всю главную, реже состав одного из сказуемых или обособленный оборот в главной части.

2. Средства связи

1. Уступительные союзы: ХОТЯ (ХОТЬ), НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, НЕВЗИРАЯ НА ТО ЧТО, ДАРОМ ЧТО.

2. Союзы-частицы: ПУСТЬ, ПУСКАЙ.

3. Союзные слова: КАК, СКОЛЬКО НИ

3. Отношения

Уступительные. Придаточная часть отвечает на вопрос НЕСМОТРЯ НА ЧТО?

4. Структурные схемы

[главная часть], союз (союзное слово)

5. Порядок следования частей

Свободный

ПРИМЕРЫ

ОГНЕЙ ХУТОРА, СКОЛЬКО НИ ПРИГЛЯДЫВАЛИСЬ, НЕ БЫЛО ВИДНО (М. Шолохов).

5.9. Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия

Аспект характеристики

Характеристика

1. Соотнесенность

частей

Придаточная часть распространяет всю главную часть или состав сказуемого в главной части.

2. Средства связи

Союз следствия ТАК ЧТО

3. Отношения

Следственные

4. Структурные схемы

[главная часть], союз (придаточная часть)

5. Порядок следования частей

Закрепленный: постпозиция придаточной части

ПРИМЕРЫ

СНЕГ СТАНОВИЛСЯ ВСЕ БЕЛЕЕ И ЯРЧЕ, ТАК ЧТО ЛОМИЛО ГЛАЗА, ГЛЯДЯ НА НЕГО (Л.Толстой).

5.10. Сложноподчиненные предложения с придаточными подчинительно-присоединительными

Аспект характеристики

Характеристика

1. Соотнесенность

частей

Придаточная часть распространяет всю главную.

2. Средства связи

Союзные слова ЧТО, ОТЧЕГО, ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ

3. Отношения

Присоединительные. Придаточная часть содержит добавочное

сообщение, оценку ситуации в главной части, вывод, отдельные

замечания по поводу сообщения в главной части

4. Структурные схемы

[главная часть], (союзное слово)

5. Порядок следования частей

Обычно закрепленный; придаточная часть, как правило, постпозитивна. При осложнении главной части возможна

интерпозиция придаточной части или, реже, препозиция.

ПРИМЕРЫ

МОРОЗКА ВСКОЧИЛ НА ЖЕРЕБЦА И СИЛЬНО ВЫТЯНУЛ ЕГО ПЛЕТЬЮ, ЧТО СЛУЧАЛОСЬ С НИМ ТОЛЬКО В МИНУТЫ ВЕЛИЧАЙШЕГО ВОЗБУЖДЕНИЯ (А. Фадеев).

5.11. Сложноподчиненные предложения с сопоставительными отношениями

Аспект характеристики

Характеристика

1. Соотнесенность

частей

Части соединены друг с другом во всем их объеме, т.е. ситуации,

выражаемые предикативными единицами, соотносятся по признаку соответствие/ несоответствие или по сходству/ различию. Поэтому предикативные единицы характеризуются высокой степенью автономности, а также равнозначностью выражаемой информации.

2. Средства связи

Союзы: В ТО ВРЕМЯ КАК, МЕЖДУ ТЕМ КАК, ТОГДА КАК, ЕСЛИ…ТО

3. Отношения

Сопоставительные, с относительно независимой информацией в частях.

4. Структурные схемы

[главная часть], союз (придаточная часть)

5. Порядок следования частей

Свободный и закрепленный; обусловлен средствами связи

ПРИМЕРЫ

Я ОСТОЛБЕНЕЛО ЗАСТЫЛ НА СКАМЕЙКЕ, В ТО ВРЕМЯ КАК ВСЕ ПОВСКАКАЛИ С МЕСТ, КРИЧАЛИ И ТОЛКАЛИСЬ (Ю. Трифонов).
5.12. Многочленные сложноподчиненные предложения

По характеру грамматических значений между ПЕ, по средствам связи между ними многочленные сложноподчиненные предложения принципиально не отличаются от сложноподчиненных предложений двучленной структуры

Особенности многочленных сложноподчиненных предложений заключаются в порядке, расположении, последовательности, в которых сочетаются друг с другом ПЕ. С этой точки зрения выделяется две разновидности многочленных сложноподчиненных предложений: 1) с параллельным подчинением придаточных частей одной главной части; 2) с последовательным подчинением.

1. В предложениях с параллельным подчинением каждая из придаточных частей подчинена непосредственно одной и той же главной части, и все придаточные равноправны по отношению друг к другу.

Например:

ПОСЛЕ НЕСКОЛЬКИХ ВЕРСТ В РАЗВЕДКЕ МЕЧИК ОКОНЧАТЕЛЬНО УВЕРИЛ СЕБЯ В ТОМ, ЧТО БАКЛАНОВ ГОРАЗДО ЛУЧШЕ И УМНЕЕ ЕГО, ЧТО БАКЛАНОВ… ОЧЕНЬ СМЕЛЫЙ И СИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК И ЧТО ОН, МЕЧИК, ДОЛЖЕН ВСЕГДА БЕЗРОПОТНО ЕМУ ПОДЧИНЯТЬСЯ (А. Фадеев).

В этом предложении 4 ПЕ.

1-я ПЕ: «ПОСЛОЕ НЕСКОЛЬКИХ ВЕРСТ В РАЗВЕДКЕ МЕЧИК ОКОНЧАТЕЛЬНО УВЕРИЛ СЕБЯ В ТОМ»;

2-я ПЕ: «БАКЛАНОВ ГОРАЗДО ЛУЧШЕ И УМНЕЕ ЕГО»;

3-я ПЕ: «БАКЛАНОВ…ОЧЕНЬ СМЕЛЫЙ И СИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК»;

4-я ПЕ: «ОН, МЕЧИК, ДОЛЖЕН ВСЕГДА БЕЗРОПОТНО ЕМУ ПОДЧИНЯТЬСЯ».

1-я ПЕ является главной по отношению ко 2-й ПЕ: МЕЧИК УВЕРИЛ СЕБЯ В ТОМ (В ЧЕМ?), ЧТО БАКЛАНОВ…ЛУЧШЕ;

1-я ПЕ является главной по отношению к 3-й ПЕ: МЕЧИК УВЕРИЛ СЕБЯ В ТОМ (В ЧЕМ?), ЧТО БАКЛАНОВ…СМЕЛЫЙ…ЧЕЛОВЕК;

1-я ПЕ является главной по отношению к 4-й ПЕ: МЕЧИК УВЕРИЛ СЕБЯ В ТОМ (В ЧЕМ?), ЧТО ОН, МЕЧИК, ДОЛЖЕН…ПОЧИНЯТЬСЯ.

Схематически это изображается следующим образом:

Поскольку в этом предложении все придаточные принадлежат к одному и тому же структурно-семантическому типу (изъяснительно-объектные), распространяют одно и то же слово в главной части (потенциально могут распространять всю главную часть в расчлененном предложении), то предложение в целом характеризуется как многочленное с параллельным однородным подчинением придаточных частей.

В предложениях с неоднородным параллельным подчинением придаточных частей придаточные ПЕ, во-первых, относятся к разным компонентам главной части, или одна придаточная распространяет слово, а другая всю главную часть. Во-вторых, придаточные ПЕ различны по своим структурно-семантическим типам.

Например:

ЧТОБЫ НЕ ГОЛОДАТЬ, Я ХОДИЛ НА ВОЛГУ, К ПРИСТАНЯМ, ГДЕ ЛЕГКО МОЖНО БЫЛО ЗАРАБОТАТЬ ПЯТНАДЦАТЬ-ДВАДЦАТЬ КОПЕЕК (М. Горький).

В этом предложении 3 ПЕ.

1-я ПЕ: «…НЕ ГОЛОДАТЬ»;

2-я ПЕ: «Я ХОДИЛ НА ВОЛГУ, К ПРИСТАНЯМ»;

3-я ПЕ: «ГДЕ ЛЕГКО МОЖНО БЫЛО ЗАРАБОТАТЬ ПЯТНАДЦАТЬ-ДВАДУЦАТЬ КОПЕЕКЕ».

Главным предложением является 2-я ПЕ, от нее зависят 1-я ПЕ и 2-я ПЕ. 1-я ПЕ распространяет всю главную часть и представляет собой расчлененную конструкцию с придаточным цели: Я ХОДИЛ НА ВОЛГУ (С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ?),ЧТОБЫ НЕ ГОЛОДАТЬ.

3-я ПЕ распространяет в главной части существительное с предлогом К ПРИСТАНЯМ и представляет собой нерасчлененную конструкцию с придаточным атрибутивно-распространительным: К ПРИСТАНЯМ (КАКИМ?), ГДЕ МОЖНО БЫЛО ЗАРАБОТАТЬ.

Таким образом, придаточные части в этом предложении относятся к разным структурно-семантическим типам (1-е изъяснительное, 2-е атрибутивное) и вместе с тем они подчинены одной и той же главной части. Следовательно, это многочленное сложноподчиненное предложение с параллельным неоднородным подчинением. Схемы такого предложения рисуются так:



2. В многочленных сложноподчиненных предложениях с последовательным подчинением главной части подчинена только одна из придаточных частей, этой придаточной подчиняется третья, третьей – четвертая и т.д. Структуру таких предложений можно представить в виде следующей схемы:

ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ



ПРИДАТОЧНОЕ 1-Й СТЕПЕНИ



ПРИДАТОЧНОЕ 2-Й СТЕПЕНИ



ПРИДАТОЧНОЕ 3-Й СТЕПЕНИ и т.д.

Например:

СТАРИК НЕ СУМЕЛ ОТВЕТИТЬ, ЧТО ОН БУДЕТ ДЕЛАТЬ С КЛАДОМ, ЕСЛИ НАЙДЕТ ЕГО (А. Чехов).

В этом предложении 3 ПЕ. 1-я ПЕ: «СТАРИК НЕ СУМЕЛ ОТВЕТИТЬ»; 2-я ПЕ: «ЧТО ОН БУДЕТ ДЕЛАТЬ С КЛАДОМ»; 3-я ПЕ: «НАЙДЕТ ЕГО».

1-я ПЕ связана со 2-й ПЕ; 1-я ПЕ является главной, 2-я ПЕ – придаточной (отношения изъяснительно-объектные): СТАРИК НЕ СУМЕЛ ОТВЕТИТЬ (НА ЧТО?), ЧТО ОН БУДЕТ ДЕЛАТЬ С КЛАДОМ. 2-я ПЕ связана с 3-й ПЕ; 2-я ПЕ является главной, 3-я ПЕ – придаточной (отношения условные): ЧТО ОН БУДЕТ ДЕЛАТЬ С КЛАДОМ (ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ?), ЕСЛИ НАЙДЕТ ЕГО.


1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей