Главная страница

Альтернативная коммуникация. Альтернативная коммуникация.pptx. Что такое Альтернативная коммуникация


Скачать 2.49 Mb.
НазваниеЧто такое Альтернативная коммуникация
АнкорАльтернативная коммуникация.pptx
Дата02.11.2017
Размер2.49 Mb.
Формат файлаpptx
Имя файлаАльтернативная коммуникация.pptx.pptx
ТипДокументы
#30485
Каталог



Что такое Альтернативная коммуникация?

AАС применяется для расширения коммуникативных возможностей у людей, которые не говорят или речь которых недостаточно развита.



Почему AAC?
    • Рост числа детей с нарушениями аутистического спектра;

    • Реализация права каждого ребенка на коммуникацию

    (Конвенция о правах ребенка, ст. № 13,14,17);
    • Нормализация жизни;

    • Повышение независимости, активности и успешности ребенка;

    • Доступная и успешная коммуникация между ребенком и взрослым (родителями, ближайшим окружением, специалистами);

    • Интеграция, инклюзия (создание равных возможностей в области образования).



    В каких случаях рекомендуется использовать средства альтернативной коммуникации?

    • Нарушение слуха. (Дополнительная коммуникация всегда была развита в среде глухих - это язык жестов),

    • Двигательные функциональные нарушения,

    • Эмоциональные проблемы и нарушение контакта (аутизм),

    • Умственные ограничения,

    • Множественные нарушения,

    • Специфические органические проблемы артикуляционных

    органов, гортани, низкий тонус артикуляционных мышц и т.д.,
    • Прогрессирующие заболевания (например, мышечная дистрофия, множественный склероз),

    • Приобретенные заболевания, в результате аварий или инсульта.



    • Простые средства:

    • предметы,

    • жесты,

    • фотографии и изображения,

    • символы.



    2. Средства коммуникации с использованием простой техники:
    • магнитофоны с проигрыванием одного сообщения,

    • звучащие игрушки,

    • говорящие записные книжки и фотоальбомы,

    • коммуникаторы и др.



    Говорящие кнопки





    Говорящий фотоальбом



    Адаптированная игрушка. Поет и двигается при легком нажатии.

    Smoothie Switch

    Смуфи имеют большую площадь для нажатия (размер кнопки - 12.5 см).

    Для срабатывания кнопки достаточно легкого нажатия. Они легки в применении и дают хорошую осязательную обратную связь.

    Их можно нажимать, не отрывая руку от стола.

    Используется с игрушками, бытовыми приборами для их включения и выключения, а также с компьютером - для выполнения функций различных клавиш клавиатуры.

     

    • Многофункциональные средства коммуникации на основе сложных технических устройств:

    • сенсорные экраны,

    • синтезаторы речи и др.





    Система PECS-



    Основная цель использования PECS дать ребенку дополнительные возможности для успешной коммуникации

    • PECS - система, которая позволяет ребенку общаться при помощи карточек

    • PECS используется для детей, которые не умеют говорить.

    • Обязательное условие для начала обучения PECS – у ребенка должно быть самостоятельное желание что-то получить или сделать

    • Конечная цель – ребенок научается просить.



    PECS помогает понять, что:

    • графическое изображение СУЩЕСТВУЕТ

    • взрослый может ХОТЕТЬ получить графическое изображение

    • графическое изображение можно взять в разных местах и передать взрослому, который будет доволен и НАГРАДИТ за это ребенка

    • графическое изображение ЧТО-ТО ОБОЗНАЧАЕТ

    • с помощью графического изображения можно сделать ВЫБОР объекта

    • с помощью графических изображений можно лучше ПОНИМАТЬ взрослого

    • с помощью графических изображений можно составлять фразы и ОБЪЯСНЯТЬСЯ добавить фазы



    Подготовительный этап

    Задача: определить круг интересов ребенка, те действия и предметы, которые он обычно просит.

    Способы: 1. Наблюдение за ребенком и запись данных в таблицу



    Подготовительный этап

    Способы: 2. Систематическое тестирование мотивационных стимулов.



    Подготовительный этап

    1. Фотокарточки всех любимых мотивационных стимулов и занятий. Желательно, не в полную величину, а размером 5Х5.

    2. Липучки

    3. Папку и бумажные разделители, на которые можно будет прилепить фотокарточки на липучках. Эти разделители будут расположены в папке, как листы в книге.

    4. Для будущего использования - картонную полоску с липучкой, на которую можно прикреплять несколько карточек в определенном порядке - для построения предложений.

    Подготовительный этап

    1 этап

    «Как осуществляется коммуникация». Обучение обмену. Ожидание инициативы от ребенка «Я хочу это»
    • «Коммуникативный партнер» - «Фея»- ребенок.

    • Цель: научить действию подачи карточки, а не предоставить выбор

    • Работаем молча, озвучиваем предмет или действие только после выбора

    • Одно занятие – одна карточка – пока не отработаем весь спектр стимулов

    • Отрабатываем навык 30-40 раз в день

    • Постоянно проверяем, интересен ли стимул ребенку.

    • Коммуникативный партнер и фея меняются местами



    2 этап

    «Дистанция и усердие». Мотивируем ребенка использовать картинки для достижения желания на расстоянии

    Цель - закрепить и обобщить навык, полученный на первом этапе - подача карточки коммуникативному партнеру, для того, что бы получить желаемый предмет.

    2 этап Шаг 1. Снять картинку с доски. Вместо того, что бы продолжать класть картинку на стол, на картинку прикрепляется липучка, и картинка на липучке вешается на доску, которая расположена на стене, рядом с местом, где сидит ребенок. Ребенок учится снимать картинку с доски, вместо того, чтобы брать со стола. Этот шаг можно отработать за столом. То есть, "коммуникативный партнер" сидит напротив ребенка и держит в руках предмет, который ребенок хочет получить.  "Фея" - сидит позади ребенка, и физически направляет руку ребенка к картинке, которая висит на доске, помогает ему взять картинку и протянуть ее "коммуникативному партнеру".

    2 этап Шаг 2. Постепенное увеличение расстояния между ребенком и учителем. Когда ребенок снимает картинку с доски, и протягивает "коммуникативному партнеру" для того, чтобы получить желаемый предмет, взрослый немного отодвигается назад. И тогда, для того, чтобы вложить картинку в руку взрослого, ребенок должен встать со стула и приблизиться к нему.

    2 этап Шаг 3. Постепенное увеличение расстояния между ребенком и доской. Ребенка усаживают на стул немного дальше от доски, на которой висит картинка. И потом процедура повторяется. Для того, что бы получить желаемый предмет, ребенок должен встать со стула, подойти к доске, снять картинку, подойти к "партнеру", протянуть ему картинку - и только после этого получить желаемый предмет.

    2 этап Шаг 4. Постепенное прекращение использования подсказок. Очень важно, как и при обучении любого другого навыка, прекращать использование подсказок (физического направления) как можно быстрее. Кроме этого, и "коммуникативный партнер" должен прекратить протягивать руку, для того чтобы напомнить ребенку, что он должен положить в руку карточку. Таким образом, закрепляется желаемая реакция - ребенок из любого угла комнаты может подойти к доске, и взять карточку, и подойти к "партнеру", привлечь его внимание (например, дотронуться до него), и когда партнер обратит на него внимание - протянуть ему карточку, и получить желаемый предмет.

    3 этап
    • Шаг 1.Выбор между нужным и ненужным предметом





    3 этап

    • Шаг 2. Выбор между двумя нужными предметами (постепенно увеличиваем выбор- от 2 до 3-6 вплоть до коммуникационной книги)



    4 этап

    «Построение предложений». Самостоятельное построение фраз с использованием графических изображений разного уровня абстракции, например, «Я хочу пить»
    • 1. Подойти к книге / доске

    • 2. Выбрать символ "Я хочу"

    • 3. Прикрепить символ "Я хочу" на полоску.

    • 4. Выбрать карточку желаемого предмета.

    • 5. Прикрепить карточку желаемого предмета на полоску.

    • 6. Взять полоску.

    • 7. Дать полоску коммуникативному партнеру.



    Дополнительные навыки

    • Просить помощь.

    • Отвечать на вопросы "Да" и "Нет»

    • Просить перемену.

    4. Реагировать на инструкцию "Подожди".

    5. Работать над последовательностью действий с помощью визуального расписания.

    4 этап. Расширение предложения
    • Ребенок открывает коммуникативную книгу

    • Выбирает символ "Я хочу" + символ прилагательного "красный" + изображение предмета "мяч" и выкладывает эти символы в правильной последовательности на полоске.

    • Берет полоску и подает ее коммуникативному партнеру.



    Предварительная фаза: определение предпочтений, интересов ребенка в игрушках, в еде

    1 фаза: «Как осуществляется коммуникация». Обучение обмену. Ожидание инициативы от ребенка «Я хочу это»

    2 фаза: «Дистанция и усердие». Мотивируем ребенка использовать картинки для достижения желания на расстоянии.

    3 фаза: «Различение картинок». Соотнесение картинок с реальными предметами. Самостоятельное использование альбома с картинками или коммуникативной доски для получения желаемого на расстоянии.

    4 фаза: «Построение предложений». Самостоятельное построение фраз с использованием графических изображений разного уровня абстракции, например, «Я хочу пить».

    5 фаза: Ответ на вопрос «Что ты хочешь?»

    6 фаза: Комментарий – умение ребенка комментировать то, что он видит.

    5 этап Учим отвечать на вопрос «Что ты хочешь?»

    Учитель, держа в руках предмет, который ребенок хочет получить, обращается к ребенку с вопросом и одновременно указывает пальцем на карточку в коммуникативной книге ребенка - на символ "Я хочу". Ребенок с легкостью берет этот символ и прикрепляет его на полоску, потом добавляет карточку желаемого предмета, и протянув полоску учителю, таким образом просит предмет.

    6 этап Учим комментировать события, привлекая таким образом внимание окружающих

    Что ты видишь- что ты хочешь
    • 1. Комментирование возникает, когда в окружающей среде происходит какое-то интересное событие, а просьба - когда у ребенка есть желание или необходимость в получении доступа к предмету или действию. То есть изначально, эти реакции вызываются разными предшествующими факторами.

    • 2. Комментирование приводит к получению социального поощрения (внимания) а просьба - к получению доступа к желаемому предмету или действию. То есть, у данных реакций абсолютно разная функция.



    6 этап

    Необходимо:

    1. Поощрять каждый коммуникативный акт соответственно - просьбу - предоставлением предметов или действий и похвалой, комментарий - только социальным поощрением! (похвала, улыбка, выражение лица, и т.п.)

    2. Тренировать комментирование как минимум 30 раз в день в различных функциональных ситуациях.



    «Пока у меня не было инструмента для общения, я был так одинок, как потерянный ворон в городе. Никто не понимал меня, что бы я ни делал: плакал, кричал или впадал в ступор. Возможно, и вы, когда слышите слова «тяжелая форма аутизма», представляете себе человека, который не может говорить, понимать чувства других и которому не хватает творческих способностей. Узнав, что я могу общаться и выражать свои мысли с помощью письма – алфавитной решетки и компьютера, - я решил, что должен написать о том, что это значит – быть аутистом. Взаимопонимание является первым шагом на пути к надежде».

    Наоки Хигасида

    Человек- это не сосуд , который нужно заполнить, ЭТО скорее свеча, которую нужно зажечь.

    Даниэль Вебстер

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



    перейти в каталог файлов
    связь с админом