Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Раздел 4. Система специальных упражнений для отработки полноценных навыков чтения и письма


НазваниеСистема специальных упражнений для отработки полноценных навыков чтения и письма
АнкорРаздел 4.doc
Дата26.09.2017
Размер1 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаРаздел 4.doc
ТипМетодические рекомендации
#20004
страница3 из 9
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9

г) Выдели при чтении ударный слог:




раки

реки

руки



подмыл

подмёл

подмял



была

было

были

выла

выло

выли

ныла

ныло

ныли

рыла

рыло

рыли

мыла

мыло

мыли



15.

а) Четко и быстро читай строчки слов, выделяя ударный слог:

муха — мука — мура — муза

луна — лупа — лужа — луга

сомы — соты — софы — совы

соки — Сочи — соли — сори

Кора — коса — коза — кожа

лепка — леска — кусок — курок

репка — решка — резка

лежит — лепит — летит — лечит

молил — попил — побил — пошил — пожил

Чем различаются слова в каждой строчке?

Прочитай слова ещё раз в таком порядке: сначала слова, которые начинаются с согласной С, затем — с согласной Л; потом — слова, которые оканчиваются на гласную А, далее — слова, которые оканчиваются на согласную Л.

Запиши по памяти 2 последних строчки слов. Выдели ударный слог в записанных словах и чётко их прочитай.

Выясни значение непонятных тебе слов.

257

б
мочка — ночка — кочка — почка — бочка — точке* д<

мошка — ножка — ложка — сошка — кошка — Гоши

плошка;

валет — балет — билет — жилет — рулет;

плотина — Полина — долина — конина.
) Чётко и быстро читай строчки слов, выделяя ударный слог

Скажи, чем отличаются по звуковому составу слова друг от друга в двух последних строчках?

Читай слова ещё раз. Две последние строчки слов запиши под диктовку. (Диктует логопед.) Чётко прочитай записанные слова справа налево

16.

1) Чётко и быстро читай слова:

Аня — Таня Оля — Толя ель — щель оса — роса ямка — лямка ушки — тушки

луг — плуг мел — смел мель — шмель тон — стон лён — клён лава — Клава

шок — мешок бор — забор дача — задача лень — голень мыши — камыши соль — фасоль

Прочитай столбики слов ещё раз в таком порядке: сначала столбик слов, в котором слова изменяются при помощи добавления слога; затем — столбик слов, в котором слова изменяются при помощи добавления согласной к слову, начинающемуся с гласной, и наконец — столбик слов, где слова изменяются путем добавления согласной к слову, которое начинается с согласной.

Скажи, как при этом изменяются слова по звуковому составу и по значению.

6) Чётко и быстро читай слова:

Вася — Ася

крот — рот

поток — ток

лужи — ужи

скот — кот

кусок — сок

муха — уха

клей — лей

завал — вал

урод — род

смех — мех

радуга — дуга

тёлка — ёлка

хлев — лев

бабочки — бочки

косы — осы

драки — раки

попечь — печь


258

Посмотри внимательно и скажи, чем отличаются слова друг от друга по звуковому составу и по значению.

Прочитай сначала 3-й столбик слов, затем — 1-й и 2-й. Прочитай все столбики снизу вверх.

З
Образец: точки — очки.
апиши те пары слов, в которых ударный слог меняется.

17. Быстро читай, выделяя ударный слог:

стая - стоя

решить — решать

рои - рёв

кончить — кончать

порога — береги

лишить — лишать

выборы — выбери

увидеть — увидать

кисточка — косточка

слышать — слушать

прописка — приписка

заменить — заманить

мыл — мылся

бросить — бросать

купил — купался

пронзить — пронзать

тащил — тащился

свистеть — свистать

Прочитай ещё раз в таком порядке: слова, которые отвечают на вопрос что?; слова, которые отвечают на вопрос что делать?; на вопрос что сделать?; на вопрос что делал?

Запиши по памяти слова, которые отвечают на вопрос что делал? Чётко прочитай записанные слова.

б
пуст — кисть — кость;

миленький — миленький — меленький;

распиши — распаши — распуши.
) Четко и быстро прочитай слова по строчкам:

Выпиши слова: отвечающие на вопрос какой!; отвечающие на вопрос что сделай?; отвечающие на вопрос что?

Четко прочитай записанные слова.

259

1
нос — ком дар — куб

лом — лес мок — лов

кот — сор сев — лаз

бар — луг гол — зов

хорош — трос — доход шалаш — полк — комок долог — Анна — заказ город — раки — потоп казак — ворон — топот
8.
Четко прочитай строчки слов слева направо:

Что ты прочитал?

Прочитай строчки слов справа налево.

Прочитай ещё раз те слова, которые не меняют своего значения от чтения справа налево.

З
Образец: нос — сон.
апиши пары слов верхних столбиков. Из нижних столбиков запиши только те слова, которые меняют своё значение при чтении слов справа налево.

Прочитай записанные слова в таком порядке: двухсложные слова; слова, отвечающие на вопрос кто?; на вопрос что?

19. Чётко и быстро прочитай слова:



пали

наши

нора

банка

насос

ломы

рады

пики

мышка

чайка

пала

лавы

сыро

валко

пилку

ложа

лыко

бары

Кабул

навес


Читай слова, переставляя слоги. Запиши их парами.

(
Образец: пали — липа.
Слова для этого задания указывает логопед.)

Прочитай записанные слова, выделяя ударный слог, в таком порядке: слова, в которых согласных больше гласных; слова, которые обозначают растения; слова, которые отвечают на вопрос что делал?, на вопрос что делай?

260

2
буква сок дача

банк шар пар

моря метр мало.
0.
Четко прочитай:

Что ты прочитал? Дополни данные слова одной-двумя другими буквами — чтобы получились новые слова. Буквы можно добавлять в начало, середину и конец слова.

З
Образец: дочка — удочка; мыши — камыши.
апиши слова парами. Чётко прочитай записанные слова.

21. Читай чётко в быстром темпе:


и на — уна — луна

у гу — егу — регу — ерегу — берегу

о зо — езо — лезо — елезо — железо

ё жьё — ужьё — ружьё

ю лью — олью — полью

а жа — ужа — тужа — стужа

а ба — уба — руба — труба

и щи — ащи — лащи — плащи

е тье — атье — латье — платье

я лья — улья — тулья — стулья

я дья -одья — роздья — гроздья

а ла — ала — тала — стала — встала

а на — уна — руна — труна — струна

ы лы — олы — волы — тволы — стволы

ы цы — ицы — рицы — прицы — шприцы

у жу — ужу — ружу — кружу — скружу — вскружу

а ка — тка — итка — литка — алитка — калитка

ю рю — трю — отрю — мотрю — смотрю — осмотрю — посмотрю

и ки — шки — ушки — нушки — снушки — еснушки — веснушки

е лье — олье — долье — здолье — аздолье — раздолье



261

2

Весной солнце...

Весной солнце греет...

Весной солнце греет землю.

В лесу...

В лесу появились...

В лесу появились первые...

В лесу появились первые подснежники.

Яркое солнце...

Яркое солнце быстро...

Яркое солнце быстро съедает...

Яркое солнце быстро съедает тонкий...

Яркое солнце быстро съедает тонкий ледок.

Радостным курлыканьем...

Радостным курлыканьем перекликаются...

Радостным курлыканьем перекликаются в...

Радостным курлыканьем перекликаются в синем...

Радостным курлыканьем перекликаются

в синем небе...

Радостным курлыканьем перекликаются

в синем небе журавли.

Стайки серебряных...

Стайки серебряных рыбок...

Стайки серебряных рыбок бесшумно...

Стайки серебряных рыбок бесшумно резвятся...

Стайки серебряных рыбок бесшумно резвятся в...

Стайки серебряных рыбок бесшумно резвятся

в чистой...

Стайки серебряных рыбок бесшумно резвятся

в чистой речке.
2
. Читай чётко, выразительно, убыстряя темп:


262

2
Около кола колокола.

Ёлка, ёлка, ёлочка —

Колкая иголочка.
3
. Четко прочитай скороговорки:

Прочитай ещё раз: сначала — медленно, затем — быстро.

2
Всё бело, бело, бело — Хороши в дорожку

За ночь снегу намело. Пирожки с горошком.

От топота копыт Пыль по полю летит.
4
. Прочитай скороговорки сначала медленно, потом быстро:

Прочитай ещё раз: сначала — тихо, потом — громко.

Далее упражнение выполняют 2 ученика: один читает скороговорку медленно, другой — быстро; один — тихо, другой — громко. Затем 2-й ученик читает медленно; тихо; 1-й — быстро; громко.

2
Береги нос Летом грозы,

В большой мороз. А зимой морозы.

Шёл Егор через двор, Нёс топор чинить забор.
5.
Чётко прочитай скороговорки сначала тихо, потом громко:

П
Спой мне песенку-смешинку — Рано собрались,

Подарю тебе снежинку. да поздно в путь пустились.

Свёкла у Фёклы сохла и мокла, Мокла и сохла. Пока не поблёкла.
рочитай скороговорки ещё раз: сначала низким голосом, потом — высоким. 26. Чётко прочитай скороговорки:
Прочитай скороговорки ещё раз: сначала — медленно, затем быстро; далее - в умеренном темпе: сначала громко, затем — умеренно, потом тихо; сначала - высоким голосом, затем — более низким, потом — низким.

263

2
Роет землю серый крот, На печи калачи,

Разоряет огород. Как огонь, горячи.

Мы сидим на лесенке, И поём мы песенки.
7
. Чётко прочитай скороговорки: сначала — тихо и медленно, затем - громко и быстро:

Прочитай скороговорки ещё раз: сначала низким голосом; затем — высоким, постепенно повышая голос; потом — понижая голос.

Подумай, какие скороговорки нужно прочитать грустно, а какие — радостно. Докажи правильность своего ответа. Какие слова помогали тебе определить тон скороговорки?

Прочитай скороговорки радостно или грустно.

2
Завтра утром мы пойдём в лес.

Ты поедешь летом в лагерь?

Как прекрасна природа Подмосковья!

Поля и луга покрыл белый нежный ковёр.

Какое сегодня голубое и волнистое море!

Что тебя так расстроило?
8. Прочитай предложения с правильной интонацией. Обрати внимание на знаки препинания в конце предложений:
Прочитай предложения, в которых выражен: восторг; вопрос; предложении в которых что-то утверждается.

Прочитай 1-е предложение так, чтобы оно содержало вопрос; прочти 2-е предложение так, чтобы оно выражало утверждение.

2
Ты будешь встречать меня завтра. Отец ушёл на охоту.

В школе есть кружок вязания.

Сегодня был снег.
9
. Чётко прочитай:

Что ты прочитал? Что выражают эти предложения? Прочитай их так, чтобы они содержали вопрос.

264

3
Сегодня мы пойдём на рыбалку. Сегодня мы пойдём На рыбалку. Сегодня мы пойдём на рыбалку. Сегодня мы пойдём на рыбалку.
0.
Четко прочитай предложения, выделяя голосом подчёркнутые слова. (Задание выполняется двумя учениками.)

Как изменяется смысл предложения в зависимости от интонации?

Задание 1-му ученику: «Прочитай предложения так, чтобы они содержали вопрос, усиливая голос на выделенных словах».

Задание 2-му ученику: «Отвечай на поставленный вопрос, усиливая голос на тех же словах».

Далее ученики меняются ролями.
1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей