Раздел 4 СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОТРАБОТКИ ПОЛНОЦЕННЫХ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА
Методические рекомендации
Отклонения в формировании речевой деятельности (недостаточный уровень средств языка и умения пользоваться ими) приводят к трудностям овладения чтением и письмом, которые проявляются в недостаточной способности осуществлять звуко-буквенный анализ и синтез слов при чтении и письме, специфических заменах букв и искажениях структуры слова, недостаточном темпе чтения и письма, уровне понимания читаемого, а также в недостаточной выразительности чтения (несоблюдение пауз, логического ударения, интонационной выразительности).
Степень выраженности этих недостатков у детей не одинакова и зависит от природы первичного дефекта, компенсаторных возможностей, этапов овладения чтением и письмом. Все это и определяет содержание коррекционного воздействия. Принципиальным условием формирования навыков чтения и письма является преодоление дефектов устной речи и развитие звукового анализа и синтеза слова.
Одним из компонентов чтения и письма на начальных этапах их формирования является процесс опознания изображения букв и их сочетаний. У детей с речевыми дефектами наблюдается несоответствие между зрительным и артикуляционными образами, нарушается связь между буквами и звуками, которые дефектно произносятся и недостаточно четко различаются. Это приводит к неправильному озвучиванию и письму ряда букв в процессе чтения. Поэтому следует упражнять учащихся в узнавании и различении букв, что и предлагается в пособии.
В случае побуквенного чтения следует заново формировать у детей правильные приемы чтения. Для этого нужно уделять больше внимания работе над слогами, научить ребенка в процессе чтения воспринимать сразу две буквы, вводя опережающую ориентацию на гласные буквы, с тем чтобы подготовить правильное произнесение предшествующего согласного. За основу чтения берется, как принято в общеобразовательной школе при обучении грамоте, прямой слог.
При переходе к чтению словами важно научить ребенка читать с опорой на артикуляционную единицу — прямой слог, присоединяя к ним остальные буквы, т.е. научить выделять в читаемом слове сочетания согласного и гласного (СГ) и примыкающие к ним звуки.
Организуя работу с детьми по развитию навыка чтения и письма, формированию умения быстро ориентироваться в звуковой форме слова, развитию синтеза с использованием зрительной опоры, логопед должен широко использовать в качестве дополнительных самостоятельных заданий различные упражнения на преобразования (их принято называть трансформационными) с последующей записью
Например:
— Составь и прочитай 8 слов со слогами ЖИ и ШИ: 4 слова — из 2 слогов; 4 слова — из 3 слогов: 249
ма
| не
| на
| раф
| не
| жи
| вы
| ли
| вот
| но
| вка
| ши
|
Запиши по памяти 2 слова со слогом ЖИ и 2 слова со слогом ШИ. Четко и быстро прочитай записанные слова.
Четко прочитай слова: жаба, лава, корка. Подумай, в какие слова надо вставить слоги -ло-, -очк-, -лин-, чтобы получились новые слова. Запиши новые слова. Четко их прочитай.
Подобные упражнения обеспечивают довольно высокий уровень мыслительной активности учащихся в процессе обучения чтению и письму, развивают наблюдательность, зрительный контроль.
Предлагаемые упражнения с заданием: «Читай быстро и четко» — направлены и на развитие «поля» и способа чтения; их необходимо выполнять в оптимальном темпе, с тем чтобы «поле» чтения учащихся постоянно увеличивалось. Кроме того, они направлены на совершенствование произношения.
В процессе чтения читающий прогнозирует правильное чтение букв, целого слова, иногда догадывается о последующем слове, о сочетании слов во фразе, о грамматическом их выражении.
Дети с нормальным речевым развитием в специальном обучении прогнозированию при чтении не нуждаются, т.к. этот процесс у них происходит естественно на основе интуиции. При этом опорой для читающего является его «языковое чутье», его прежний речевой опыт. Если ученику знакомо слово, если оно есть в его речевом опыте, то он его быстрее узнаёт в процессе чтения.
У детей с ОНР прогнозирование в процессе чтения развивается слабо, и оно не всегда верно в силу ограниченности речевого опыта, недостаточной сформированности звуковых и морфологических обобщений, недостаточного знания норм словоупотребления и грамматического их оформления. В то же время без умения прогнозировать нельзя добиться достаточно быстрого темпа чтения в соответствии с программными требованиями общеобразовательного учреждения.
К числу упражнений, влияющих на возникновение правильной смысловой догадки в процессе чтения и письма, относятся узнавание знакомого звуко-буквенного образа слова и умение воспринимать не только слова, но и их сочетания. Например, выбрать из текста слова-предметы (существительные) и связанные с ними смыслу слова или подобрать их самостоятельно; записать их, четко прочитать.
В процессе формирования навыков чтения и письма постоянно проводится работа по определению значения слов, а также читаемого текста.
Слоги, слоговые таблицы, слова логопед может предъявлять детям на доске, плакатах и индивидуальных карточках в зависимости от сложности задании,
250
Упражнения
Первый уровень
1. Читай чётко слоги и слоговые ряды:
ам
| от
| уп
| ла
| су
| бо
| ат
| ок
| ум
| ра
| му
| по
| ак
| ом
| ут
| ма
| жу
| то
| ап
| оп
| ук
| на
| зу
| ДО
| Что ты прочитал? Какие слоги ты прочитал?
Прочитай ещё раз: сначала — прямые слоги, затем — обратные; все слоги построчно; 1, 3 и 5-й столбик — сверху вниз; 2, 4, 6-й — снизу вверх; все столбики построчно справа налево.
2. Чётко прочитай:
Что ты прочитал? Прочитай ещё раз: сначала — обратные слоги, затем прямые.
3. Составь из разрезной азбуки слоги парами. Прочитай их чётко и ясно.
ар — ра ос — со ич — чи
| ул — лу аш — ша ец — це
| кро — орк дла — адл стра — астр
| зли — изл кси — иск скры — ыскр
|
Прочитай ещё раз: сначала все прямые слоги, затем — обратные; слоги, в которых только звонкие согласные; только глухие согласные; слоги, в которых три согласных.
251
4. Чётко и быстро прочитай:
та — до
| ич — иц
| аст — ашт
| до —то
| ещ — еч
| шта — ста
| ту —ду
| ач — ащ
| оста — ошта
| пат — бат
| драк — тлак
| жорт — золт
| бор — пор
| тлок — дрок
| залт — жарт
| пул — бул
| дрюк — тлюк
| жирт — зилт
| Что ты прочитал?
Прочитай слоги справа налево; снизу вверх; со второй строчки — вни»; I читай слоги, содержащие 3 согласных; 1 согласную; 2 согласные.
5. Чётко и быстро прочитай:
ап
| то
| ук
| ир
| ап ...
| убо
| ехо
| ире
| ото
| убо ...
| сол
| шал
| жел
| зул
| сол ...
| Что ты прочитал?
Прочитай слоги, содержащие: только глухие согласные; только звонкие согласные; начинающиеся с глухой согласной.
Найди и прочитай строчку, в которой в каждом сочетании два слога. Докажи правильность своего ответа.
Продолжи данные ряды слогов. Будь внимателен при списывании!
6. Чётко и быстро читай слоги по образцу:
а
| о
| у
| а о
| у
| па (пра)
| по (про)
| ...
| са (сна) …
| ...
| та (тра)
| ...
| ...
| ж …
| ...
| ка (кра)
| ...
| …
| ш …
| ...
| ва (вра)
| ...
| ...
| 3 …
| ...
|
| а
ч (чт) щ (щт) Ц (ЦТ)
| о
…
…
…
| у
…
…
…
|
| 252 7. Посмотри внимательно и скажи, что ты видишь:
• п
| к•
| •л•
| • ч•
| •
| •о
| •и•
| •ы•
| •т
| м•
| • н•
| • щ•
| •
| •ы
| •ю•
| •у•
| • ш
| 3•
| •р•
| • ц•
| •
| •у
| •ё•
| •о•
| •с
| ж•
| • в•
| •д•
| •
| •а
| •я•
| •а•
| Какие буквы написаны? Назови согласные.
а) Составь слоги из букв левых столбиков, добавляя вместо точек к согласным сначала гласную И, затем — гласную У; далее — гласную А. (Можно добавлять разные гласные.) Чётко и быстро прочитай составленные тобой слоги.
б) Составь слоги из букв правых столбиков, добавляя к гласным вместо точек любые согласные. Чётко и быстро прочитай составленные тобой слоги.
8. Составь слоги по схемам. Запиши их и чётко прочитай:
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |