Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Учебник для институтов физической культуры. Оглавление


НазваниеУчебник для институтов физической культуры. Оглавление
Анкорsportivnaya fiziologia.pdf
Дата01.11.2017
Размер2.48 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаsportivnaya_fiziologia.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебник
#30433
страница1 из 28
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

1
Коц
Я
.
М
.
Спортивная
физиология
.
Учебник
для
институтов
физической
культуры
.
Оглавление
Введение Раздел первый. Физиологическая классификация и общая характеристика спортивных упражнений. Глава 1. Физиологическая классификация физических упражнений Общая физиологическая классификация физических упражнений Физиологическая классификация спортивных упражнений Глава 2. Динамика физиологического состояния организма при спортивной деятельности Предстартовое состояние и разминка
2.
Врабатывание, "мертвая точка, "второе дыхание" Устойчивое состояние Утомление Восстановление Раздел второй. Физиологические основы физических (двигательных) качеств. Глава 3. Физиологические основы мышечной силы и скоростно-силовых качеств (мощности) Физиологические основы мышечной силы Физиологические основы скоростно-силовых качеств (мощности) Глава 4. Физиологические основы выносливости Аэробные возможности организма и выносливость
2.
Кислородтранспортная система и выносливость Мышечный аппарат и выносливость Глава 5. Физиологические основы формирования двигательных навыков и обучения спортивной технике
1.
Условнорефлекторные механизмы как физиологическая основа формирования двигательных навыков Роль афферентации (обратных связей) в формировании и сохранении двигательного навыка Двигательная память Автоматизация движений Спортивная техника и энергетическая экономичность выполнения физических упражнений Физиологическое обоснование принципов обучения спортивной технике

2 Раздел третий. Спортивная работоспособность в особых условиях внешней среды. Глава 6. Влияние температуры и влажности воздуха на спортивную работоспособность Физические механизмы теплоотдачи в условиях повышения температуры и влажности воздуха Физиологические механизмы усиления теплоотдачи в условиях повышенных температуры и влажности воздуха Тепловая адаптация (акклиматизация) Питьевой режим Спортивная деятельность в условиях пониженной температуры воздуха (холода) Глава 7. Спортивная работоспособность в условиях пониженного атмосферного давления (среднегорья и при смене поясно-климатических условий Острые физиологические эффекты пониженного атмосферного давления Горная акклиматизация (адаптация к высоте) Спортивная работоспособность в среднегорье и после возвращения на уровень моря Смена поясно-климатических условий Глава 8. Физиология плавания Механические факторы Максимальное потребление кислорода Кислород транспортная система Локальные (мышечные) факторы Терморегуляция Раздел четвертый. Физиологические основы тренировки разных контингентов населения. Глава 9. Физиологические особенности спортивной тренировки женщин Зависимость функциональных возможностей организма от размеров тела Силовые, скоростно-силовые и анаэробные возможности женщин Аэробная работоспособность (выносливость) женщин Менструальный цикли физическая работоспособность Глава 10. Физиологические особенности спортивной тренировки детей школьного возраста Индивидуальное развитие и возрастная периодизация Возрастные особенности физиологических функций и систем Развитие движений и формирование двигательных (физических) качеств Физиологическая характеристика юных спортсменов Глава 11. Общие физиологические закономерности (принципы) занятий физической культурой и спортом Два основных функциональных эффекта тренировки Пороговые тренирующие нагрузки Специфичность тренировочных эффектов Обратимость тренировочных эффектов
5.
Тренируемость

3
Введение
С
портивная физиология - это вторая часть курса физиологии, изучаемого в институтах физической культуры. Основное содержание этого курса - физиология мышечной деятельности человека, частным случаем которой является спортивная деятельность. В курсе спортивной физиологии можно выделить два-центральных вопроса - физиологическую характеристику различных видов спортивной, деятельности и физиологические механизмы адаптации организма при спортивной тренировке. Спортивная деятельность связана, как правило, с предельным или почти предельным напряжением ведущих физиологических систем, обеспечивающих ее осуществление. Основная задача спортивной физиологии - дать количественную характеристику физиологических реакций отдельных систем и всего организма для разных видов спортивной деятельности. По существу, первую и с самого начала фундаментальную попытку систематического изложения физиологической характеристики видов спорта представляет собой учебное пособие АН. Крестовникова "Физиология спорта, вышедшее в 1939 г. Эта книга в значительной мере обобщила исследования по физиологии физических упражнений и спорта, которые были начаты в нашей стране и за рубежом еще в конце прошлого века (см. введение в учебнике "Физиология мышечной деятельности. М, ФиС, 1982). Ввиду чрезвычайно большого разнообразия видов спортивной деятельности возникает необходимость в их классификации, что позволяет объединить спортивные упражнения в относительно небольшое число групп с общими физиологическими чертами (раздел I). В настоящем учебнике дается общая физиологическая характеристика основных видов спортивной деятельности- предъявляющих высокие требования к таким физическим (двигательным) качествам, как сила, быстрота и выносливость (раздел II).
III раздел учебника ставит своей целью расширить представления о физиологических реакциях организма при спортивной деятельности, раскрыть особенности приспособления организма спортсмена к разным внешним условиям, что позволит будущему тренеру учитывать их влияние на спортивную работоспособность, планировать тренировочные нагрузки при подготовке спортсмена к соревнованиям в разных условиях с учетом характера и механизмов приспособления к ним - акклиматизации. Другая важная задача курса спортивной физиологии дата представление о физиологической адаптации организма к физическим нагрузкам, те. изложить феноменологию и описать механизмы тех изменений в функциях различных органов и систем, которые возникают в результате систематических тренировок и обеспечивают более высокие функциональные возможности организма тренирующегося Человека. Снова следует отметить, что первое обстоятельное изложение этой проблемы (главным образом в связи с центрально-нервными механизмами адаптации в процессе спортивной тренировки) было дано в книге АН.
Крестовникова "Очерки по физиологии физических упражнений" (1951). Заметное влияние на развитие этой проблемы оказала монография В. С. Фарфеля "Физиология спорта, вышедшая в 1960 г.
В
настоящем учебнике представление о специфических физиологических адаптационных изменениях, возникающих в организме в процессе спортивной тренировки, можно получить при сопоставлении физиологических показателей в условиях покоя и особенно при стандартных и предельных физических нагрузках у спортсменов разных специализаций и неспортсменов (разделы II и III). Следует, однако, подчеркнуть, что только по результатам такого сравнения (поперечных срезов) не удается выявить "чистые" эффекты физиологической адаптации организма при систематических занятиях физической культурой и спортом. Более полную картину должны дать длительные исследования одного итого же контингента занимающихся ("лонгитудинальные" исследования. К сожалению, пока длительность таких наблюдений редко превышает несколько недель или месяцев, что ограничивает наши представления о физиологических эффектах и особенно о физиологических механизмах спортивной тренировки. Раздел IV посвящен физиологическим особенностям людей разного пола и возраста в связи с занятиями физической культурой и спортом. Объем учебника не позволил с достаточной полнотой раскрыть эту проблему. Согласно решению предметной комиссии по физиологии при Спорткомитете СССР физиологические вопросы этой проблемы должны быть обстоятельно изложены в специальном учебнике учебном пособии) по физиологическим основам физического воспитания.

4 Глава 1.

Физиологическая
классификация
физических
упражнений
В
своей повседневной деятельности - в быту, на производстве, вовремя занятий физической культурой и спортом - человек выполняет самые разнообразные двигательные действия Сточки зрения физиологии совокупность непрерывно связанных друг с другом двигательных действий (движений, направленных на достижение определенной цели (решение двигательной задачи, является упражнением.
В
соревновательном спортивном упражнении совокупность двигательных действий (движений) направлена на достижение максимально возможного спортивного результата (примеры спортивных упражнений прыжок в высоту, метание копья, стрельба, спортивная игра, бег или плавание на определенную дистанцию. Огромное число физических, в том числе спортивных, упражнений обусловливает необходимость их классификации. Физиологическая классификация объединяет в группы физические упражнения со сходными функциональными характеристиками. С одной стороны, это такие упражнения, для успешного выполнения которых могут быть использованы в определенной степени сходные режимы, средства и методы физического воспитания (спортивной тренировки. С другой стороны, в одну группу объединяются физические упражнения, которые могут быть в равной мере использованы в системе физического воспитания спортивной тренировки) для повышения функциональных возможностей одних и тех же физиологических органов, систем и механизмов, а следовательно, одного итого же физического качества. Так, возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, в наибольшей степени определяющие уровень развития выносливости, могут успешно повышаться при использовании разных физических упражнений одной группы длительного бега, езды на велосипеде, плавания, бега на лыжах.
Общая
физиологическая
классификация
физических
упражнений
Н
аиболее общая физиологическая классификация физических упражнений может быть проведена на основе выделения трех основных характеристик активности мышц, осуществляющих соответствующее упражнение
1
) объем активной мышечной массы
2
) тип мышечных сокращений (статический или динамический
3
) сила или мощность сокращений. Локальные, региональные и глобальные упражнения

В
зависимости от объема активной мышечной массы все физические упражнения классифицируют на локальные, региональные и глобальные.
К
локальным относятся упражнения, в осуществлении которых участвует менее 1/3 всей мышечной массы тела (стрельба из лука, из пистолета, определенные гимнастические упражнения.
К
региональным относятся упражнения, в осуществлении которых принимает участие примерно от 1/3 до 1/4 всей мышечной массы тела (гимнастические упражнения, выполняемые только мышцами руки пояса верхних конечностей, мышцами туловища и т. п. Глобальными называются упражнения, в осуществлении которых принимает активное участие более г всей мышечной массы тела (бег, гребля, езда на велосипеде и др. Подавляющее большинство спортивных упражнений относится к глобальным. Статические и динамические упражнения
В
соответствии с типом сокращения основных мышц, осуществляющих выполнение данного упражнения, все физические упражнения можно разделить соответственно на статические и динамические.
К
статическим упражнениям относится, например, сохранение фиксированной позы при удержании стойки на кистях (у гимнастов, в момент выстрела (у стрелка. Большинство физических упражнений относится к динамическим. Таковы все виды локомоций: ходьба, бег, плавание и др.

5 Силовые, cкоростно-силовые упражнения и упражнения на выносливость
При
классификации физических упражнений по силе сокращения ведущих мышечных групп следует учитывать две зависимости "сила - скорость" и "сила - длительность" мышечного сокращения.
В
соответствии с зависимостью "сила - скорость" (рис. 1) при динамическом сокращении проявляемая сила обратно пропорциональна скорости укорочения мышц (скорости движения перемещаемого звена тела чем больше эта скорость, тем меньше проявляемая сила. Другая, формулировка этой зависимости чем больше внешняя нагрузка (сопротивление, вес, тем ниже скорость укорочения движения) и тем больше проявляемая сила, и наоборот, чем меньше внешняя нагрузка, тем выше скорость движения и меньше, проявляемая мышечная сила. Произведение силы на скорость мышечного сокращения определяет его мощность см. рис. 1). Зависимость "сила - длительность" мышечных сокращений, выражается в том, что чем больше сила (или мощность) сокращений мышц, тем короче их предельная продолжительность. Это справедливо как для локальной и региональной статической и динамической работы (рис, таки для глобальной работы (рис.
По
проявляемым силе и мощности мышечных сокращений и связанной сними предельной продолжительности работы все физические упражнения можно разделить натри группы силовые, скоростно-силовые (мощностные) и на выносливость. Силовыми можно считать упражнения с максимальным или почти максимальным напряжением основных мышц, которое они проявляют в статическом или динамическом режиме при малой скорости - движения (с большим внешним сопротивлением, весом. На рис. 1 силовым упражнениям соответствует левая часть кривой "сила - скорость. Предельная продолжительность упражнений с максимальным проявлением силы исчисляется несколькими секундами. Сила является основным двигательным качеством, определяющим успех выполнения силовых упражнений.
С
коростно-силовыми (мощностными) являются такие динамические упражнения, в которых ведущие мышцы одновременно проявляют относительно большие силу и скорость сокращения, те. большую мощность. Максимальная мощность мышечного сокращения достигается в условиях максимальной активации мышцы при скорости укорочения около 30% от максимальной для ненагруженной мышцы. На кривой "сила - скорость" скоростно-силовые упражнения занимают срединное положение - до 50-60% от максимальной скорости (см. рис. 1). Максимальную мощность мышцы развивают при внешнем сопротивлении (грузе, составляющем 30-
50% от их максимальной (статической) силы. Предельная продолжительность упражнении с большой мощностью мышечных сокращений находится в диапазоне, от 3-5 с домин- в обратной зависимости от мощности мышечных сокращений (нагрузки. Мощность играет важнейшую роль в скоростно-силовых упражнениях. Упражнениями на выносливость считаются такие упражнения, при выполнении которых ведущие мышцы развивают не очень большие по силе и скорости сокращения, но способны поддерживать или повторять их на протяжении длительного времени - от нескольких минут до многих часов (в обратной зависимости от силы или мощности мышечных сокращений. Выносливость - ведущее физическое качество для упражнений этой группы. Более подробная физиологическая характеристика силовых и скоростно-силовых упражнений дается в гл. 3, упражнений на выносливость - в гл. 4. Рис. 1. Связь "сила - скорость, полученная в исследовании на одном испытуемом при подъеме с максимальным усилием шести разных грузов штриховая линия - мгновенные значения мощности скорость, соответствующая максимальной мощности, указана стрелкой
Рис. 2. Зависимость предельного времени работы от силы сокращения при локальной статической работе (слева) и от мощности (частоты движений) при локальной динамической работе
(справа)
Рис. 3. Кривая зависимости рекордного (предельного) времени от скорости в беге (Б, плавании (Я) и беге на коньках (КВ. С. Фарфель).

6 Энергетическая характеристика физических упражнений Энергетическая стоимость служит важнейшей характеристикой упражнения. Для определения энергетической стоимости физического упражнения, используют два показателя энергетическую мощность и валовый (общий) энергетический расход. Энергетическая мощность - это количество энергии, расходуемое в среднем за единицу времени при выполнении данного упражнения. Она измеряется обычно в физических единицах ваттах, ккал/мин, килоджоулях в минуту, а также в "физиологических скорости потребления О (мл О
2
/мин) или в МЕТах (метаболический эквивалент, те. количество О) потребляемого в 1 мин- на 1 кг веса тела в условиях полного покоя лежа. 1 МЕТ равен 3,5 мл О2/кг мин.
В
аловый (общий) энергетический расход - это количество энергии, расходуемой вовремя выполнения всего упражнения в целом. Валовый энергетический расход (общая энергетическая стоимость упражнения) может быть определен как произведение средней энергетической мощности на время выполнения упражнения.
При
беге валовый энергетический расход на преодоление одинаковой дистанции в определенных пределах не зависит от скорости передвижения. Дело в том, что при увеличении скорости (энергетической мощности) время преодоления данной дистанции уменьшается, а при снижении скорости, наоборот, увеличивается, так что произведение энергетической мощности на время, те. общий энергетический расход, остается неизменным. Общая энергетическая стоимость преодоления одной и той же дистанции выше при беге, чем при ходьбе (до скорости около 8 км/ч): на каждый километр дистанции при ходьбе расходуется в среднем
0,72 ккал/кг веса тела у женщин и 0,68 ккал/кг веса тела у мужчина при беге соответственно 1,08 и 0,98 ккал/кг веса тела.
По
показателям энергетической мощности физические упражнения обычно подразделяют на легкие, умеренные (средние, тяжелые и очень тяжелые (табл. 1). Таблица 1. Классификация физических упражнений по расходу энергии (ккал/мин) у мужчин и женщин разного возраста Пол и возраст Упражнения легкие умеренные (средние) тяжелые очень тяжелые Мужчины
20-29 4,2 4,3-8,3 8,4-12,5 > 12,5 30-39 3,9 4,0-7,8 7,9-11,7 > 11,7 40-49 3,7 3,8-7,1 7,2-10,7 >10,7 50-59 3,2 3,3-6,3 6,4- 9,5 > 9,5 60-69 2,5 2,6-5,0 5,1- 7,5 > 7,5 Женщины
20-29 3,2 3,3-5,1 5.2-7,0 > 7,0 30-39 2,9 3,0-4,2 4,3- 6,5 > 6,5 40-49 2,7 2,8-4.0 4,1- 6,0 > 6,0 50-59 2,2 2,3-3,8 3,9- 5,5 > 5,5 60-69 1,9 2,0-3,5 3,6- 5,0 > 5,0
При
оценке тяжести упражнения по энергетическим показателям необходимо учитывать еще целый ряд факторов характер выполняемой работы (статический или динамический, объем активной мышечной массы локальное, региональное или глобальное упражнение, размеры или вес тела, возраст, пол и степень тренированности (физической подготовленности) человека, выполняющего данное упражнение, внешние условия выполнения данного упражнения. Так, если выполняется очень тяжелая локальная работа, которая может продолжаться лишь несколько десятков секунд, скорость энергозатрат организма не превышает 1,2 ккал/мин (табл. 2). Такая же скорость расхода энергии характерна для региональной работы средней (умеренной) тяжести, которая может выполняться много десятков минут, и для глобальной, но очень легкой работы (крайне медленная ходьба по

7 ровной местности, которая длится много суток подряд. Очень тяжелая глобальная работа для женщин в возрасте 50-59 лет с расходом энергии более 5,5 ккал/мин, которая может продолжаться лишь десятки секунд, является умеренной для мужчин 20-29 лети может выполняться ими в течение нескольких часов (см. табл. 1). Таблица 2. Классификация тяжести локальных, региональных и глобальных упражнений по энерготратам
(ккал/мин) Упражнения Вид работы легкие умеренные (средние) тяжелые Локальная кистью 0,3-0,6 0,6-0,9 0,9- 1,2 Региональная одной рукой
0,7-1,2 1,2-1,7 1,7-2,2 двумя руками
1,5-2,0 2,0-2,5 2,5-3,0 Глобальная
2,5-4,0 4,0-10,0 10,0-15,0 Особенно большие различия при энергетической оценке тяжести упражнений существуют между нетренированными людьми и высокотренированными спортсменами. Последние способны выполнять нагрузки с такими энергетическими затратами, которые недоступны нетренированным людям. У спортсменов в подавляющем числе видов спорта тяжесть физических упражнений по энергетическими другим) показателям превышает тяжелые или даже очень тяжелые нагрузки для нетренированных людей и является недоступной для последних (табл. 3). Таблица 3. Энергетическая стоимость различных видов физкультурной и спортивной деятельности (поданным ЕМ. Берковича, Н. В. Зимкина, НИ. Волкова и др Вид деятельности
Энерг.стоимость.(ккал/мин) Покой лежа
1,5 сидя
1,6 стоя
1,7 Ходьба
3 км/ч
2 5 км/ч
4 7 км/ч
7 Бег
8 км/ч*
9 18 км/ч (мс
25 23 км/ч (6,3 мс
40 26 км/ч (7,2 мс) ****
60 32 км/ч (мс
100 Плавание кроль 0,9 мс
14 1,3 мс
40 1,8 мс
125 на спине 0,6 мс
10 1,2 мс
40 1,4 мс
70 1,5 мс
135 брасс 0,8 мс
20

8 1,1 мс
50 1,2 мс
80 Ходьба на лыжах 13 км/ч
20 Бег на коньках
4 мс
10 8 мс
15 10 мс
25 Езда на велосипеде
9 км/ч
5 15 км/ч
7 20 км/ч
10 более 30 км/ч
20 Гимнастика сгибание туловища
4 обороты на перекладине, прыжки
7 Танцы
3-8 Волейбол (развлек)
3 Теннис одиночный
8 парный
5 Борьба
14 Спортивные игры футбол, баскетбол, гандбол) 10-15
* Соответствует скорости бега трусцой.
** Соответствует скорости марафонского бега с результатом 2 час. 20 мин.
*** Соответствует скорости бега нам с результатом около 28 мин.
**** Соответствует скорости бега нам с результатом около 3 мин 40 с.
***** Соответствует скорости бега нам с результатом 45 с.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей