Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Раздел 4. Система специальных упражнений для отработки полноценных навыков чтения и письма


НазваниеСистема специальных упражнений для отработки полноценных навыков чтения и письма
АнкорРаздел 4.doc
Дата26.09.2017
Размер1 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаРаздел 4.doc
ТипМетодические рекомендации
#20004
страница9 из 9
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9

1
еымокесан, еинещемоп, акшубаб, акшутрев, акшуртан акшутохох, акшунивс, акшуратс, акшуполх, кинвопиш.
3
. Читай справа налево:

Запиши прочитанные слова. Выдели ударный слог. Чётко и быстро прочитай записанные слова.

1
ый — лый — ёлый — сёлый — есёлый — весёлый;

ый — ный — шный — ушный — душный — здушный -оздушный — воздушный;

ый — вый — ивый — чивый — мчивый — умчивый -думчивый — вдумчивый.

я — ая — бая — убая — лубая — олубая — голубая;

я — ая — ная — льная — альная — чальная — ечальная

печальная;

я — ая — ная — тная — стная — естная — лестная

елестная — релестная — прелестная.

е — ое — вое — овое — новое — иновое — линовое

алиновое — малиновое;

е — ое — рое — брое — аброе — раброе — храброе;

е — ое — ное — тное — стное — остное — лостное

алостное — жалостное — зжалостное — езжалостное

безжалостное.

е — ые — ные — сные — асные — расные — красные екрасные — рекрасные — прекрасные;

е — ые — ные — льные — ельные — тельные — ательные — кательные — екательные — лекательные -влекательные — увлекательные.

е — ие — кие — ские — еские — ческие — ические рические — трические — ктрические — ектрические лектрические — электрические.
4
. Чётко читай строчки в быстром темпе:

292

15.Четко читай предложения, убыстряя темп:



Мороз крепко...

Мороз крепко сковал речку...

Мороз крепко сковал речку и...

Мороз крепко сковал речку и пруд.

На еловых...

На еловых сучьях...

На еловых сучьях белки...

На еловых сучьях белки развесили...

На еловых сучьях белки развесили сушить...

На еловых сучьях белки развесили сушить грибы.

Найденные отборные...

Найденные отборные орехи...

Найденные отборные орехи белки...

Найденные отборные орехи белки запрятали...

Найденные отборные орехи белки запрятали в ...

Найденные отборные орехи белки запрятали в лесные...

Найденные отборные орехи белки запрятали в лесные кладовки.

Зима покрыла...

Зима покрыла белоснежным...

Зима покрыла белоснежным толстым...

Зима покрыла белоснежным толстым ковром...

Зима покрыла белоснежным толстым ковром поля...

Зима покрыла белоснежным толстым ковром поля, луга...

Зима покрыла белоснежным толстым ковром поля, луга, пригорки.





293

6
Даже в...

Даже в самые...

Даже в самые большие...

Даже в самые большие холода...

Даже в самые большие холода в...

Даже в самые большие холода в лесу...

Даже в самые большие холода в лесу порхают...

Даже в самые большие холода в лесу порхают снегири

Даже в самые большие холода в лесу порхают снегири,

прыгают...

Даже в самые большие холода в лесу порхают снегири,

прыгают чечётки.

Заботливые белки...

Заботливые белки-родители...

Заботливые белки-родители устлали...

Заботливые белки-родители устлали мягким...

Заботливые белки-родители устлали мягким мхом...

Заботливые белки-родители устлали мягким мхом гнёзда.,

Заботливые белки-родители устлали мягким мхом

гнезда для...

Заботливые белки-родители устлали мягким мхом

гнезда для маленьких...

Заботливые белки-родители устлали мягким мхом

гнезда для маленьких бельчат.
. Чётко прочитай скороговорки громко и торжественно:

Нет лучшего дружка, Чем родимая матушка.

Бублик, баранку, батон

и буханку

Пекарь из теста испёк

спозаранку.

Дятел лечит древний дуб, Добрый дятел дубу люб.

Люди хлеб в полях лелеют, Сил для хлеба не жалеют.

294

Прочитай скороговорки сначала не спеша, затем быстрее - и совсем быстро. Прочитай скороговорки сначала очень тихо, затем громче, к концу скороговорки — громко. И наоборот. Прочитай скороговорки с вопросительной интонацией. Прочитай те скороговорки, которые можно (нужно) прочитать ласково.

1
Много снега — много хлеба, Невесело птичке

Много воды — много травы. в золотой клетке.

Недочитанная книга — Правда в огне не горит

Что непройденный путь. И в воде не тонет.
7.
Чётко прочитай пословицы тихо и наоборот:

Прочитай пословицы с вопросительной интонацией.

Подумай и найди те пословицы, которые, по-твоему, надо прочесть: с чувством восхищения; с чувством грусти. Объясни свой выбор.

18. Чётко прочитай пословицы в умеренном темпе и негромким голосом:

Кто любит трудиться, Тому без дела не сидится.

Новых друзей наживай, А старых не теряй!

На чужой земле И весна красна.

Землю красит солнце, А человека — труд.

Вежливо предложи товарищу прочитать данные скороговорки с определённым заданием. Оцени, как выполнил товарищ задание.

1
Все бобры добры для своих бобрят.

Шёл Егор через двор, Хотя у оленей родители строгие,

Нёс топор чинить забор. Играют в пятнашки олени

безрогие.
0
. Чётко прочитай скороговорки в умеренном темпе негромким голосом:
Прочитай скороговорки в выбранными тобою темпе речи, тембре и высоте голоса.

Объясни, как ты прочитал ту или иную скороговорку

295

20. Чётко прочитай загадки своему товарищу в умеренном темпе, громко

Ласково: Хитро:







Мохнатенькая, С хозяином дружит,







Усатенькая, Домик сторожит,




Ест и пьёт, Живёт под крылечком,




Песенки поёт. А хвост колечком.




(Кошка) (Собаки)







Строго и вопросительно:




Кто с высоких толстых сосен




В ребятишек шишку бросил,




А в кусты через пенёк







Промелькнул, как огонёк?




(Белка)








Упражнение выполняется двумя учениками. 2-й ученик характеризует то, как прочитал загадки его товарищ. Вежливо попроси товарища загадать тебе загадки. 2-й ученик читает загадки 1-му.

С гордостью: Удивлённо:

Не куст, а с листочками. Что такое перед нами

Не рубашка, а сшита. Две оглобли за ушами

Не человек, а рассказывает. На глазах по колесу

(Книга) И седелка на носу?

(Очни

Медленно и устало:

Мы день не спим,

Мы ночь не спим,

И день и ночь

Стучим, стучим.

(Часы)


1-й ученик характеризует то, как прочитал загадки 2-й. Затем ученики меняются загадками: первые 3 загадки читает 2-й ученик, вторые 3 — 1-й. Соответственно меняются дети, которые оценивают чтение товарищей.
296

2
С речки потянул свежий ветерок. Засверкала на траве серебристая роса.
1.
Четко прочитай:

Ч
Образец: Откуда потянул ветерок?
то ты прочитал? С какой интонацией ты прочитал предложения?
Прочитай предложения так, чтобы они содержали вопрос; произносились радостно. Поставь к каждому слову предложения вопрос.

Читай ответ, усиливая голосом нужное слово.

2
Ребята, подготовились к походу? Ребята подготовились Н походу! Ребята подготовились к походу.

Дети, хорошо отдохнули в лесу? Дети хорошо отдохнули и лесу! Дети хорошо отдохнули в лесу.
2.
Четко прочитай:
Что ты прочитал? Как отличаются предложения друг от друга по интонации и логическому ударению? Одинаков ли смысл данных предложений?

Прочитай их ещё раз чётко и выразительно.

2
Вчера снег покрыл белым ухом луг. Ласточка быстро смастерила гнездо под крышей дома. Резкий ветер срывает с деревьев последние листья. Около забора буйно цветёт душистая сирень. Путники остановились на отдых на опушке леса. Рано утром на балкон слетаются воробьи. Поезд из Вологды медленно подходит к станции.
3.
Четко прочитай:

Что ты прочитал?

Прочитай 1-е и 3-е предложения, выделяя голосом первые слова; 2-е предложение, выделяя голосом второе слово; 4, 6 и 7-е предложении, выделяя голосом третьи слова; 5-е предложение, выделяя голосом последнее слово

Подумай и измени порядок слов в предложениях. Скажи, как меняется смысл предложения. Чётко и выразительно прочитай составленные тобой предложения

297

2
Сегодня утром в чаще запели чижи. Чижи сегодня утром запели в чаще. Утром сегодня запели чижи в чаще. Запели чижи сегодня утром в чаще. В чаще запели сегодня утром чижи.
4.
. Четко прочитай

Что ты прочитал?

Чем отличаются предложения друг от друга? Как изменился смысл предложения с перестановкой слов?

Е
Лиса и козёл

Бежала лиса, на ворон зазевалась и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить тоже. Сидит лисица, горюет. Идёт козёл, умная голова; идёт, бородищей трясет, рожищами мотает; заглянул, от нечего делать, в колодец, увидел там лисицу и спрашивает: «Что ты там, лисонька, поделываешь?»

  • Отдыхаю, голубчик, — отвечает лиса. — Там наверху жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно до хорошо! Водицы холодненькой — сколько хочешь. А козлу давно пить хочется.

  • Хороша ли вода-то? — спрашивает козёл.

  • Отличная! — отвечает лиса. — Чистая, холодная. Прыгай сюда, коли хочешь. Здесь обоим место будет.

  • Эх, бородатый дурень! И прыгнуть-то не умел — всю обрызгал.

Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога — да и вон из колодца.

Чуть было не пропал козёл с голоду в колодце; насилу-то его отыскали и за рога вытащили.

(К.Д. Ушинский)
щё раз чётко и выразительно прочитай предложения, изменяя логическое ударение.

25. Читай текст:
298

Что ты прочитал? Почему рассказ так называется?

Прочитай предложения сначала о лисе, затем - о козле.

Прочитай предложения, которые соответствуют карточкам:



?


!


Скажи, какие они по интонации?

Читай текст громким шепотом и отмечай паузы.

Прочитай чётко и выразительно весь рассказ, соблюдая интонацию и паузы.

2
В воскресенье Миша пришёл к дедушке в гости дедушка сразу повёл Мишу в сад в саду растёт замечательная яблоня какие на ней яблоки на ней самые вкусные яблоки хорошо было в саду.
6.
Прочитай тексты и скажи, можно ли определить сразу число предложений

а)

б
Леночка вернулась в комнату за ней бежал щенок Мишка схватил его на руки Дружок верный мой пёс ты не забыл нас Леночка хлопала в ладоши и кричала мы его в чемодане с поезда принесли мы по ошибке ваш чемодан взяли

(Н. Носов)
)
Что нужно сделать, чтобы разделить текст на предложения? Расставь знаки препинания в конце предложения в зависимости от их интонации:












?


!











Чётко прочитай предложения, выражающие радость, восхищение.

Чётко и выразительно прочитай текст с правильной интонацией.

299

2
Кролик и Пятачок сидели возле парадной двери Вини- Пуха и слушали, что говорит Кролик. Винни-Пух тоже сидел с ними. Был дремотный летний полдень, и лес был полон тихих нежных звуков, и все они, казалось, говорили Пуп «Не слушай Кролика. Слушай меня». Поэтому Винни занял самую удобную позицию для того, чтобы не слушать Кролика, и лишь время от времени открывал глаза и говорим «Ах!», а потом закрывал глаза снова и говорил: «Верно, верно!» Сам же Кролик то и дело очень серьёзно спрашивал: «Ты понимаешь, что я имею в виду, Пятачок?», а Пятачок не менее серьёзно кивал в ответ, чтобы показать, что он всё-всё понимает.
7.
Четко прочитай отрывок из сказки о Винни-Пухе Б. Заходера:

Прочитай текст громким шепотом. Подчеркни те слова, которые надо выделить при чтении; отметь паузы.

Прочитай отрывок из сказки чётко, выразительно, с правильной интонацией и логическим ударением. Делай, где нужно, паузы.

2
Берегите воду

Быстрый ручеёк звонко журчит в зарослях черёмухи, Но вот он выбежал на широкий луг. Заблестела на утреннем солнце вода. Ручей спешит вперёд. Со всех сторон к шумному ручью бегут другие ручьи. Он становится шире и глубже. Течение его замедлилось. Наш ручей стал речкой.

В мягком иле поселились различные животные. На поверхности воды весело качаются белые кувшинки. Птицы свили гнёзда на высоком берегу.

Вода несёт жизнь и растениям, и животным, и людям. Чистая вода — главное богатство природы.

Берегите воду!
8
. Прочитай «про себя»:
300


Песня жаворонка

Жаворонок поёт нехитро, но в его песне есть свежесть летнего утра. Радостное солнце освещает верхушки деревьев.

Становишься счастливым, когда услышишь песню жаворонка.

С песней каждой птицы у человека пробуждаются воспоминания. Влажный голосок кукушки напоминает о юности, о родничке под мостиком. Вот защёлкал соловей в тенистом холодке.

Остановится на ходу человек, забьётся вдруг его сердце с молодой силой.

Но жаворонок простодушен. Он просто поёт потому, что всюду зреет рожь. Над ним высокое небо, а мир такой светлый и прекрасный!



И каждом рассказе подчеркни слова, которые надо выделить при чтении; отметь паузы.

Прочитай рассказы громко, чётко, с правильной интонацией. Делай, где нужно, паузы.
1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей