Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Зачет. методические рекомендрации к сочинению. Сочинение по литературе допуск к итоговой аттестации по русскому языку


Скачать 248.5 Kb.
НазваниеСочинение по литературе допуск к итоговой аттестации по русскому языку
АнкорЗачет. методические рекомендрации к сочинению.doc
Дата13.10.2017
Размер248.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЗачет. методические рекомендрации к сочинению.doc
ТипСочинение
#28607
страница4 из 4
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4
Тема гордого одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова

План.

Вступление.

Лермонтов - поэт-романтик, а для романтизма характерен особый герой - одино­кая, гордая личность, противостоящая обществу, с которым она находится в нераз­решимом конфликте. Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова одинок в дружбе, в любви, в светской толпе, а временами его одиночество достигает вселенского мас­штаба. Однако одиночество не навязано ему миром, а избрано им добровольно.

Основная часть. Как лирический герой М.Ю. Лермонтова воспринимает своё оди­ночество?

  1. Сравнение лермонтовской поэзии со стихами А.С. Пушкина, позволяющее выявить специфику трактовки темы одиночества.

а) А.С. Пушкин воспевает дружбу, товарищество, любовь - те прекрасные чув­ства, которые сближают людей, вдохновляют на творчество;

б) У М.Ю. Лермонтова дружеской лирики почти нет, а любовная окрашена в тра­гические тона: в любви лирического героя преследует измена и предательство, он одинок. Стихотворение «Я не унижусь пред тобою...»;

в) Слово «один»
как наиболее часто встречающееся в лирике М.Ю. Лермонтова. Примеры названий стихотворений либо стихотворных строчек, в которых присут­ствует слово «один» или производные от него.

  1. М.Ю. Лермонтов - создатель уникальной философской концепции одиноче­ства.

а) Одиночество лирического героя не навязано ему извне, а выбрано им добро­вольно и сознательно как единственно возможное состояние души. Стихотворение «Стансы»:

Я к одиночеству привык,

Я б не умел ужиться с другом;

Я б с ним препровожденный миг Почел потерянным досугом...

На светлый запад удалюсь,

Вид моря грусть мою рассеет,

Ни с кем в отчизне не прощусь - Никто о мне не пожалеет!

б) Одиночество как знак собственного избранничества. Стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой...», «О полно извинять разврат»;

в) Мотив изгнания, странничества, разлуки с родиной как сопутствующий теме одиночества. Стихотворение «Листок»;

г) Ненависть и презрение к светскому обществу, в котором нет никого, кто бы мог разделить убеждения и жизненные принципы лирического героя. Стихотворение «Как часто пестрою толпою окружён»;

д) Одиночество лирического героя способно приобретать космические масштабы. Стихотворение «Демон».

Заключение.

Тема гордого одиночества - одна из наиболее характерных для М.Ю. Лермонтова. Получив законченное выражение в лирике, тема гордого одиночества воплотилась и в других произведениях поэта - поэмах «Мцыри», «Демон», романе «Герой наше­го времени».




Как видим, по плану должно быть ясно, о чем будет написано сочинение, какова его основная мысль, какова система доказательств справедливости сформулирован­ного тезиса, к каким выводам приходит автор работы. Таким образом, без плана невозможно написать логично выстроенное сочинение.


  1. Вступление к сочинению

Любое сочинение начинается со вступления, в котором обозначается тезис, в рус­ле которого будет раскрываться тема сочинения.

Критерий грамотного вступления таков: по вступлению любой прочитавший дол­жен определить тему сочинения. Ведь во вступлении вы заявляете то, о чем будете писать.

Если тема сочинения сформулирована достаточно широко, то во вступлении вы должны объяснить выбор материала, на котором будете ее раскрывать.

В зависимости от темы сочинения можно рекомендовать следующие варианты вступления.

  1. Историческое (краткая характеристика эпохи).

Пример исторического вступления к сочинению на тему «Образ Базарова в рома­не И.С. Тургенева “Отцы и дети”»:

Россия конца 1850-х годов жила в преддверии огромного социального события - отмены крепостного права. В русской общественной жизни того времени появля­ется новая социальная группа - разночинская интеллигенция, состоявшая из образованных молодых людей недворянского происхождения (большей частью выходцев из церковной и мелкобуржуазной среды). Они боролись за отмену кре­постного права. Разночинцы считали дворянство, говоря словами Н.В. Шелгунова, «красивым цветком, выросшим на почве крепостного права», и поэтому вместе с почвой, его породившей, заслуживающим уничтожения. В качестве идейного про­тивостояния аристократизму разночинная молодежь культивировала в себе отсутствие благовоспитанности, неотесанность, грубость, небрежность и даже неопрятность в одежде, неухоженные руки, обкусанные ногти. Именно так и ведет себя в момент своего первого появления главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров - сын бедного уездного лекаря, студент медицин­ского факультета. Будучи нигилистом, он сознательно отвергает культурные ценности прошлого и не приемлет принципы, авторитеты и суждения, принятые на веру, не подтвержденные практикой, естественно-научным экспериментом.

  1. Аналитическое (размышление по поводу центрального понятия, входящего в формулировку темы сочинения; раздумья над тем или иным словом).

Пример аналитического вступления к сочинению на тему «Береги честь смоло­ду» (Тема чести в русской литературе XIX века):

Честь... Это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от под­лости, предательства, лжи и трусости. Это морально-волевой стержень, кото­рый укрепляет каждого из нас в выборе поступка, когда судьей является собствен­ная совесть. Вот почему русские писатели-классики неоднократно затрагивали проблему чести в своих произведениях. Так, А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка», Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» стремились всесторонне осмыслить понятие чести и показать, что оно является непреходящим, общече­ловеческим и включает в себя умение защищать свои жизненные ценности, чистую совесть, честность, достоинство, благородство, невозможность лгать, совершать подлости по отношению к окружающим.




  1. Биографическое (обращение к фактам из биографии писателя, имеющим отно­шение к произведению или к поднятой в нём проблеме; характеристика ближайше­го окружения писателя; рассказ об истории создания литературного произведения; рассмотрение эволюции взглядов художника).

Пример биографического вступления к сочинению на тему «Береги честь смоло­ду» (Проблема чести и долга в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»):

Одним из самых ярких детских впечатлений А.С. Пушкина было его общение с графом де Монфором - обедневшим дворянином, вынужденным бежать в Россию от Великой французской революции. Некоторое время этот человек состоял в должности гувернера при маленьком Пушкине. Расставаясь с воспитанником, де Монфор на прощание нарисовал в тетради мальчика свой герб и написал девиз: «Главное в жизни честь и только потом счастье». Этому завету поэт следовал всю жизнь. Поэтому не случайно проблема чести и долга затрагивается во многих произведениях А.С. Пушкин, например в поэме «Полтава», романе «Евгений Онегин», повести «Дубровский». Однако наиболее детально этот вопрос рассма­тривается в повести «Капитанская дочка». Именно в этом произведении, стре­мясь всесторонне осмыслить понятия чести и долга, А.С. Пушкин показывает, что они являются непреходящими, общечеловеческими и включают в себя умение защищать свои жизненные ценности, чистую совесть, честность, достоинство, благородство, невозможность лгать, совершать подлости по отношению к окру­жающим.

  1. Сравнительное (упоминание о предшествующей литературной традиции, раз­мышление о новаторство автора, о том, что нового писатель внес в развитие литера­туры).

Пример сравнительного вступления к сочинению на тему «Образ Осипа в коме­дии Н.В. Гоголя “Ревизор”»:

Плутоватый слуга - традиционный персонаж классической комедии. В запад­ной драматургии такими героями являются, например, Труфальдино и Фигаро. Вспоминая театральные постановки, созданные на русской сцене, нельзя не упо­мянуть служанку Лизу из пьесы. А.С. Грибоедова «Горе от ума». В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» тоже есть плутоватый слуга, которого зовут Осип. Образ этого героя запоминается каждому, кто прочитал гоголевскую пьесу, ведь его роль в развитии «миражной интриги» велика. Из высказываний этого второстепенного персонажа читатель получает детальное представление о характере Хлестакова и заранее знает, что городничий и его окружение, парализованные страхом, совер­шают ужасную ошибку, принимая за ревизора глуповатого чиновника самого низ­шего класса. Несомненно, более разумный и здравомыслящий человек, чем его барин, именно Осип в финале комедии убеждает хозяина поскорее бежать из города и тем самым обеспечивает сюжетную развязку линии Хлестакова.

  1. Вступление — характеристика произведения

Если тема сочинения предполагает анализ одного или нескольких образов, создан­ных писателем (например, «Образы Чацкого и Молчалина в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”», «Изображение поместного дворянства в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”»), то логичнее начать с характеристики произведения в целом, его места в русской литературе, его новизны и значимости. Однако подобного вида всту­пление может быть использовано и при написании сочинений на темы сопоставитель­ного характера.

Пример вступления - характеристики произведения к сочинению на тему «Философская проблематика романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего време­ни”»:




«Герой нашего времени» - единственный завершённый роман М.Ю. Лермонтова, изначально не задумывавшийся автором как цельное произведение. «Собрание пове­стей», начавшее выходить в печать в 1839 году, стало первым в русской прозе реалистическим романом с глубоким философским содержанием. В этом произве­дении М.Ю. Лермонтова затронуты важные проблемы человеческого бытия, вол­новавшие как автора, так и его современников. Их спектр довольно широк. Это и философская проблема смысла жизни, а также вопросы предопределения человече­ской судьбы, свободы выбора, веры и безверия, индивидуализма, понимания сущно­сти счастья, памяти как источника разочарований, потерянного поколения. Над этими актуальными вопросами человеческого бытия мучительно размышляет главный герой романа - Печорин, поэтому анализ философской проблематики лер­монтовского произведения помогает читателю получить более детальное пред­ставление о личности этого персонажа.

  1. Основная часть сочинения и требования к её написанию

Основная часть сочинения представляет собой ответы на те вопросы, в которые была переформулирована тема.

Каждая новая мысль начинается с новой красной строки.

Каждый абзац включает в себя некоторое утверждение (тезис), его аргументацию и ссылку на текст.

Если прочтение предложений, начинающих каждый абзац, представляет собой краткий пересказ основного содержания сочинения, значит, абзацы выделены вер­но.

В основной части сочинения следует избегать:

  • пересказа литературного произведения;

  • изложение сведений, не имеющих прямого отношения к теме.

Основная часть сочинения немыслима без цитат. Однако необходимо помнить о том, что перегруженность текста сочинения цитатами может вызвать упрёки в мыс­лительной несамостоятельности. Поэтому цитат не должно быть слишком много. При этом они не должны быть слишком длинными.

Назначение цитаты - подтвердить сказанное вами, но не повторять его. Следовательно, недопустимо приведение цитаты, которая просто дублирует мысль, приведённую выше, не уточняя, не развивая и не продолжая её.

В качестве примера неудачного цитирования приведём следующий фрагмент из школьного сочинения на литературную тему:

Татьяна суеверна, для нее характерны предчувствия, вера в сны, приметы, гадания:

Татьяна верила преданьям Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказаниям луны.

В этом случае цитата приведена неуместно, так как одно и то же сказано дважды. Автор сочинения сначала пересказал цитату своими словами, а потом сразу же при­вёл ее в качестве подтверждения своего пересказа, что недопустимо.

При подборе цитат возможно обращение к публицистическим или литературно­критическим статьям. Важно умело использовать отрывки из этих статей, обяза­тельно делая ссылку на автора, не присваивая себе чужих мыслей.

Стихотворение может цитироваться как в строчку (в кавычках; стихотворные строки разделяются значком «//»), так и в столбик (посредине страницы, без кавы­чек)
.




  1. Заключительная часть сочинения и требования к её написанию

Заключительная часть сочинения обязательно должна перекликаться со вступле­нием. Но если во вступлении главная мысль сочинения только обозначена, то в заключении она высказана полно и достаточно подробно.

В качестве примера приведём заключение к сочинению на тему «Философская проблематика романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени »:

В заключение ещё раз подчеркну: философская проблематика романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» широка. Спектр поднимаемых писате­лем проблем (проблема смысла жизни, предопределения человеческой судьбы, свобо­ды выбора, веры и безверия, индивидуализма, понимания сущности счастья, памя­ти как источника разочарований, потерянного поколения) не утратил своей актуальности и по сей день. Но самое главное, без философского аспекта романа нельзя понять ни духа изображённой в произведении исторической эпохи, ни сути характера и противоречивости личности главного героя.

В приведённом заключении не только подведён итог сказанному, но и выдвинут новый тезис. Говоря о том, что спектр поднимаемых М.Ю. Лермонтовым философ­ских проблем не утратил своей актуальности и в наши дни, автор сочинения рас­ширяет главную мысль, обозначает возможную перспективу её дальнейшего раз­вития.

Помните о том, что афоризмы
- это гранёные алмазы мудрости. Поэтому, делая итоговый вывод в своём сочинении, не забывайте использовать высказывания известных людей. Они придадут сделанному вами выводу более весомый характер. Как, например, в заключении на тему «Экологическая проблематика в произведе­ниях современной литературы»:

Итак, приведённые литературные примеры, показывают: современные писате­ли всё чаще затрагивают в своих произведениях экологическую тематику. И это не случайно. Художники слова с тревогой и болью говорят о непоправимом разру­шении природы человеком и в связи с этим призывают читателей проявлять заботливое отношение к окружающей среде. Как тут не вспомнить стихотвор­ные строки поэта Е. Евтушенко:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!
1   2   3   4

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей