Тема гордого одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова
План.
Вступление.
Лермонтов - поэт-романтик, а для романтизма характерен особый герой - одинокая, гордая личность, противостоящая обществу, с которым она находится в неразрешимом конфликте. Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова одинок в дружбе, в любви, в светской толпе, а временами его одиночество достигает вселенского масштаба. Однако одиночество не навязано ему миром, а избрано им добровольно.
Основная часть. Как лирический герой М.Ю. Лермонтова воспринимает своё одиночество?
Сравнение лермонтовской поэзии со стихами А.С. Пушкина, позволяющее выявить специфику трактовки темы одиночества.
а) А.С. Пушкин воспевает дружбу, товарищество, любовь - те прекрасные чувства, которые сближают людей, вдохновляют на творчество;
б) У М.Ю. Лермонтова дружеской лирики почти нет, а любовная окрашена в трагические тона: в любви лирического героя преследует измена и предательство, он одинок. Стихотворение «Я не унижусь пред тобою...»;
в) Слово «один» как наиболее часто встречающееся в лирике М.Ю. Лермонтова. Примеры названий стихотворений либо стихотворных строчек, в которых присутствует слово «один» или производные от него.
М.Ю. Лермонтов - создатель уникальной философской концепции одиночества.
а) Одиночество лирического героя не навязано ему извне, а выбрано им добровольно и сознательно как единственно возможное состояние души. Стихотворение «Стансы»:
Я к одиночеству привык,
Я б не умел ужиться с другом;
Я б с ним препровожденный миг Почел потерянным досугом...
На светлый запад удалюсь,
Вид моря грусть мою рассеет,
Ни с кем в отчизне не прощусь - Никто о мне не пожалеет!
б) Одиночество как знак собственного избранничества. Стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой...», «О полно извинять разврат»;
в) Мотив изгнания, странничества, разлуки с родиной как сопутствующий теме одиночества. Стихотворение «Листок»;
г) Ненависть и презрение к светскому обществу, в котором нет никого, кто бы мог разделить убеждения и жизненные принципы лирического героя. Стихотворение «Как часто пестрою толпою окружён»;
д) Одиночество лирического героя способно приобретать космические масштабы. Стихотворение «Демон».
Заключение.
Тема гордого одиночества - одна из наиболее характерных для М.Ю. Лермонтова. Получив законченное выражение в лирике, тема гордого одиночества воплотилась и в других произведениях поэта - поэмах «Мцыри», «Демон», романе «Герой нашего времени».
Как видим, по плану должно быть ясно, о чем будет написано сочинение, какова его основная мысль, какова система доказательств справедливости сформулированного тезиса, к каким выводам приходит автор работы. Таким образом, без плана невозможно написать логично выстроенное сочинение.
Вступление к сочинению
Любое сочинение начинается со вступления, в котором обозначается тезис, в русле которого будет раскрываться тема сочинения.
Критерий грамотного вступления таков: по вступлению любой прочитавший должен определить тему сочинения. Ведь во вступлении вы заявляете то, о чем будете писать.
Если тема сочинения сформулирована достаточно широко, то во вступлении вы должны объяснить выбор материала, на котором будете ее раскрывать.
В зависимости от темы сочинения можно рекомендовать следующие варианты вступления.
Историческое (краткая характеристика эпохи).
Пример исторического вступления к сочинению на тему «Образ Базарова в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети”»:
Россия конца 1850-х годов жила в преддверии огромного социального события - отмены крепостного права. В русской общественной жизни того времени появляется новая социальная группа - разночинская интеллигенция, состоявшая из образованных молодых людей недворянского происхождения (большей частью выходцев из церковной и мелкобуржуазной среды). Они боролись за отмену крепостного права. Разночинцы считали дворянство, говоря словами Н.В. Шелгунова, «красивым цветком, выросшим на почве крепостного права», и поэтому вместе с почвой, его породившей, заслуживающим уничтожения. В качестве идейного противостояния аристократизму разночинная молодежь культивировала в себе отсутствие благовоспитанности, неотесанность, грубость, небрежность и даже неопрятность в одежде, неухоженные руки, обкусанные ногти. Именно так и ведет себя в момент своего первого появления главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров - сын бедного уездного лекаря, студент медицинского факультета. Будучи нигилистом, он сознательно отвергает культурные ценности прошлого и не приемлет принципы, авторитеты и суждения, принятые на веру, не подтвержденные практикой, естественно-научным экспериментом.
Аналитическое (размышление по поводу центрального понятия, входящего в формулировку темы сочинения; раздумья над тем или иным словом).
Пример аналитического вступления к сочинению на тему «Береги честь смолоду» (Тема чести в русской литературе XIX века):
Честь... Это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Это морально-волевой стержень, который укрепляет каждого из нас в выборе поступка, когда судьей является собственная совесть. Вот почему русские писатели-классики неоднократно затрагивали проблему чести в своих произведениях. Так, А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка», Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» стремились всесторонне осмыслить понятие чести и показать, что оно является непреходящим, общечеловеческим и включает в себя умение защищать свои жизненные ценности, чистую совесть, честность, достоинство, благородство, невозможность лгать, совершать подлости по отношению к окружающим.
Биографическое (обращение к фактам из биографии писателя, имеющим отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме; характеристика ближайшего окружения писателя; рассказ об истории создания литературного произведения; рассмотрение эволюции взглядов художника).
Пример биографического вступления к сочинению на тему «Береги честь смолоду» (Проблема чести и долга в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»):
Одним из самых ярких детских впечатлений А.С. Пушкина было его общение с графом де Монфором - обедневшим дворянином, вынужденным бежать в Россию от Великой французской революции. Некоторое время этот человек состоял в должности гувернера при маленьком Пушкине. Расставаясь с воспитанником, де Монфор на прощание нарисовал в тетради мальчика свой герб и написал девиз: «Главное в жизни честь и только потом счастье». Этому завету поэт следовал всю жизнь. Поэтому не случайно проблема чести и долга затрагивается во многих произведениях А.С. Пушкин, например в поэме «Полтава», романе «Евгений Онегин», повести «Дубровский». Однако наиболее детально этот вопрос рассматривается в повести «Капитанская дочка». Именно в этом произведении, стремясь всесторонне осмыслить понятия чести и долга, А.С. Пушкин показывает, что они являются непреходящими, общечеловеческими и включают в себя умение защищать свои жизненные ценности, чистую совесть, честность, достоинство, благородство, невозможность лгать, совершать подлости по отношению к окружающим.
Сравнительное (упоминание о предшествующей литературной традиции, размышление о новаторство автора, о том, что нового писатель внес в развитие литературы).
Пример сравнительного вступления к сочинению на тему «Образ Осипа в комедии Н.В. Гоголя “Ревизор”»:
Плутоватый слуга - традиционный персонаж классической комедии. В западной драматургии такими героями являются, например, Труфальдино и Фигаро. Вспоминая театральные постановки, созданные на русской сцене, нельзя не упомянуть служанку Лизу из пьесы. А.С. Грибоедова «Горе от ума». В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» тоже есть плутоватый слуга, которого зовут Осип. Образ этого героя запоминается каждому, кто прочитал гоголевскую пьесу, ведь его роль в развитии «миражной интриги» велика. Из высказываний этого второстепенного персонажа читатель получает детальное представление о характере Хлестакова и заранее знает, что городничий и его окружение, парализованные страхом, совершают ужасную ошибку, принимая за ревизора глуповатого чиновника самого низшего класса. Несомненно, более разумный и здравомыслящий человек, чем его барин, именно Осип в финале комедии убеждает хозяина поскорее бежать из города и тем самым обеспечивает сюжетную развязку линии Хлестакова.
Вступление — характеристика произведения
Если тема сочинения предполагает анализ одного или нескольких образов, созданных писателем (например, «Образы Чацкого и Молчалина в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”», «Изображение поместного дворянства в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”»), то логичнее начать с характеристики произведения в целом, его места в русской литературе, его новизны и значимости. Однако подобного вида вступление может быть использовано и при написании сочинений на темы сопоставительного характера.
Пример вступления - характеристики произведения к сочинению на тему «Философская проблематика романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”»:
«Герой нашего времени» - единственный завершённый роман М.Ю. Лермонтова, изначально не задумывавшийся автором как цельное произведение. «Собрание повестей», начавшее выходить в печать в 1839 году, стало первым в русской прозе реалистическим романом с глубоким философским содержанием. В этом произведении М.Ю. Лермонтова затронуты важные проблемы человеческого бытия, волновавшие как автора, так и его современников. Их спектр довольно широк. Это и философская проблема смысла жизни, а также вопросы предопределения человеческой судьбы, свободы выбора, веры и безверия, индивидуализма, понимания сущности счастья, памяти как источника разочарований, потерянного поколения. Над этими актуальными вопросами человеческого бытия мучительно размышляет главный герой романа - Печорин, поэтому анализ философской проблематики лермонтовского произведения помогает читателю получить более детальное представление о личности этого персонажа.
Основная часть сочинения и требования к её написанию
Основная часть сочинения представляет собой ответы на те вопросы, в которые была переформулирована тема.
Каждая новая мысль начинается с новой красной строки.
Каждый абзац включает в себя некоторое утверждение (тезис), его аргументацию и ссылку на текст.
Если прочтение предложений, начинающих каждый абзац, представляет собой краткий пересказ основного содержания сочинения, значит, абзацы выделены верно.
В основной части сочинения следует избегать:
пересказа литературного произведения;
изложение сведений, не имеющих прямого отношения к теме.
Основная часть сочинения немыслима без цитат. Однако необходимо помнить о том, что перегруженность текста сочинения цитатами может вызвать упрёки в мыслительной несамостоятельности. Поэтому цитат не должно быть слишком много. При этом они не должны быть слишком длинными.
Назначение цитаты - подтвердить сказанное вами, но не повторять его. Следовательно, недопустимо приведение цитаты, которая просто дублирует мысль, приведённую выше, не уточняя, не развивая и не продолжая её.
В качестве примера неудачного цитирования приведём следующий фрагмент из школьного сочинения на литературную тему:
Татьяна суеверна, для нее характерны предчувствия, вера в сны, приметы, гадания:
Татьяна верила преданьям Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
В этом случае цитата приведена неуместно, так как одно и то же сказано дважды. Автор сочинения сначала пересказал цитату своими словами, а потом сразу же привёл ее в качестве подтверждения своего пересказа, что недопустимо.
При подборе цитат возможно обращение к публицистическим или литературнокритическим статьям. Важно умело использовать отрывки из этих статей, обязательно делая ссылку на автора, не присваивая себе чужих мыслей.
Стихотворение может цитироваться как в строчку (в кавычках; стихотворные строки разделяются значком «//»), так и в столбик (посредине страницы, без кавычек).
Заключительная часть сочинения и требования к её написанию
Заключительная часть сочинения обязательно должна перекликаться со вступлением. Но если во вступлении главная мысль сочинения только обозначена, то в заключении она высказана полно и достаточно подробно.
В качестве примера приведём заключение к сочинению на тему «Философская проблематика романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени »:
В заключение ещё раз подчеркну: философская проблематика романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» широка. Спектр поднимаемых писателем проблем (проблема смысла жизни, предопределения человеческой судьбы, свободы выбора, веры и безверия, индивидуализма, понимания сущности счастья, памяти как источника разочарований, потерянного поколения) не утратил своей актуальности и по сей день. Но самое главное, без философского аспекта романа нельзя понять ни духа изображённой в произведении исторической эпохи, ни сути характера и противоречивости личности главного героя.
В приведённом заключении не только подведён итог сказанному, но и выдвинут новый тезис. Говоря о том, что спектр поднимаемых М.Ю. Лермонтовым философских проблем не утратил своей актуальности и в наши дни, автор сочинения расширяет главную мысль, обозначает возможную перспективу её дальнейшего развития.
Помните о том, что афоризмы - это гранёные алмазы мудрости. Поэтому, делая итоговый вывод в своём сочинении, не забывайте использовать высказывания известных людей. Они придадут сделанному вами выводу более весомый характер. Как, например, в заключении на тему «Экологическая проблематика в произведениях современной литературы»:
Итак, приведённые литературные примеры, показывают: современные писатели всё чаще затрагивают в своих произведениях экологическую тематику. И это не случайно. Художники слова с тревогой и болью говорят о непоправимом разрушении природы человеком и в связи с этим призывают читателей проявлять заботливое отношение к окружающей среде. Как тут не вспомнить стихотворные строки поэта Е. Евтушенко:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |