Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

С. В. Жарникова. «Сборник статей. Выпуск 3» 2017 год. СВ. Жарникова Сборник статей. Выпуск Издательские решения


НазваниеСВ. Жарникова Сборник статей. Выпуск Издательские решения
АнкорС. В. Жарникова. «Сборник статей. Выпуск 3» 2017 год.pdf
Дата22.12.2017
Размер2.7 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаS_V_Zharnikova__Sbornik_statey_Vypusk_3_2017_god.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипЛитература
#33326
страница6 из 17
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
культурологическая справка
В древнейшей Традиции Руси самые важные точки года зимнее и летнее солнцестояния, весеннее и осеннее равноденствия объединялись в символический Крест Года. Это подтверждает «Велесова книга, в которой говорится ох главных годовых праздниках:
Коляде, Яро, Красной горке и Овсени.
Коляда – это Зимние Святки с обрядовыми песнями колядками и исполняющими их ряжеными «колядниками», «колядовщиками». Сам термин Коляда (от коло – солнце)
связан с завершением круга божественных суток, когда на смену Ночи Богов, кончающейся в ночь сна декабря, приходит новый День Богов – с 22 декабря по 22 июня.
Весь период Зимних святок (19 декабря – 19 января) посвящён поклонению Божественному
Свету – Творцу всего проявленного во Вселенной, которого наши предки называли Законом
Непреложным. В течении этого месяца в мир людей возвращались «светки» или «святьё»,
то есть те, кто уже полностью выполнил свой земной долги обрёл световое тело. В русской
Традиции считалось, что время движения Солнца на юг – это темная половина года. Человек, умерший в это время, подлежит обязательному возврату в наш мир. Полугодовое движение же Солнца к северу (от зимнего до летнего солнцестояния) считалось светлой половиной года, умерший в которую в наш мир мог и не возвращаться. Именно этим, обретшим
«световое тело, был посвящён праздник Святки, который считался (и считается) у русских самым любимым праздником года.
У всех индоевропейских народов Европы празднование Нового Года отмечено проведением карнавалов с ряженными в масках. Учёные предполагают, что само происхождение слова маска означает душа умершего. Так итальянский этнолог Паоло Роски считает, что карнавал, как главный праздник года, предполагал возвращение в наш мирна эти дни существ мира предков (или Того Света русской традиции. На время Святок, длившихся с Николина дня (19—20 декабря по новому стилю) до Крещения (18—19 января, то есть целый месяц, святье – предки, те, кто уже живет в световом теле, приходят из своего мира Света на короткое время в наш бренный мир. В течение месяца умершие прародители должны помочь своим потомкам виновных наказать, достойных одарить, предсказать судьбы живых и подготовить приход нового годового цикла, то есть выполнить функции
Космического Закона – Рода. Но поскольку святье уже не может иметь привычного людям земного образа, то они заимствуют на время Святок тела некоторых своих потомков – ряженых. Души же ряженых, как считалось, на это время, наоборот, уходят погостить в мир предков в обитель Света. На Святки люди специально жгли костры с целью согреть пришедших к ним предков».
Главные святочные персонажи – это старцы, нищие и высокие старухи. Заметим, что русское слово нищий соотносится с древнеиндийским nistyas, что значит
«чужой», нездешний ив целом, аналогично понятию ряженый. На Святки для ряже- ния люди использовали вывороченные мехом наружу шубы, изорванную одежду, мазались сажей, старались выглядеть пострашнее. Среди зооморфных персонажей в этот период года обычны бык, корова, конь, гусак, козел, волки, медведи – ритуально значимые животные.
Медведь – символ Зимы корова и бык связаны с культом Луны конь – символ Солнца и связующее звено между миром живых и миром предков гусь – знак души, познавшей истину
СВ. Жарникова. Сборник статей. Выпуск козел и коза – символы плодородия волки (как и собаки) со времен индоевропейской древности ритуальные спутники человека на пути в мир иной».
По окончании Святок ряженые специально купались в проруби для возвращения душ предков, которым они одалживали своё тело на время Святок, вновь в мир Света. Окунаться вводу считалось строго обязательным, так как уже в древнейших ведических текстах утверждается, что кратчайший путь души на небо – это погружение в воды.
Большую роль в святочной обрядности на Русском Севере играли хлеб, зерно и солома.
Солома была связана со многими ритуалами. На жертвенную солому приглашали Богов.
На соломе принимали роды. Каждый умирающий должен был окончить жизнь обязательно на соломе. Через соломенную «криту» процеживали ритуальный напиток. На Святки солому стелили на полу, соломой застилали стола потом закрывали её браной скатертью – столеш- ником. И только после этого на стол ставили праздничные кушанья. Среди святочных кушаний обязательными были овсяный кисель и овсяные блины, кутья (до 25 декабря «постная»,
потом – щедрая, то есть главные блюда поминальной обрядности. Обязательным на святочном столе был жареный поросенок, который подавался обязательно в целом виде. Выдающийся исследователь славянских древностей АС. Фаминцын отмечал факт включения кабана в культ солнца в древнеиранской традиции в связи с легендой о божественном витязе
Верефрагне, открывавшем в образе кабана проезд Бога Солнца.
Бог Творец – Закон Непреложный – для наших предков воплощался в понятии «Белый
Свет» или Род. В языке древнеарийской культуры санскрите понятие «Родас» объединяет собой всю Вселенную – Небо и Землю. Символом Рода или Белого Света в русской народной традиции было колесо с шестью спицами или же шестилепестковая розетка. Академик Б. А. Рыбаков отмечал, что если солнце в народной традиции может обозначаться разными знаками (круг, крест, крест в круге, круг с восьмилепестковой или шестилепестко- вой розеткой, то белый свет (Род) всегда обозначался только шестилепестковой розеткой,
только колесом с шестью спицами. Отметим также, что колесо шестью спицами и шести- лепестковая розетка были символами римского Юпитера. Переход этого знака в христианстве в монограмму Иисуса Христа, как считал Б.А.Рыбаков, надежно подтверждает древнее, исконное значение шестилучевого знака как символа Света во всей многогранности этого понятия. Отметим, что Рода связывают именно с зимним солнцеворотом. В поучении Х века (Слове об идолах, хранившиеся в Кирилло-Белозерском монастыре, Родили Свет ассоциируется с Юпитером, Аполлоном, Ваалом, египетским Осирисом и христианским Богом-Творцом Саваофом, а водном из ранних переводов Библии книга Бытие именуется Родство, а Бог-Творец – «Рододелатель». В поучении Х – XIII вв. Слове отвари и днии рекомом неделе говорится, что русские поклоняются в первый день семидневной недели воскресенье не солнцу (вещь Бо слнце свету, а Белому Свету, те. Свету Вселенскому. Как писал Б. А. Рыбаков Вот этот-то Свет, не имеющий видимого источника,
«неосязаемый и неисповедимый как эманация божества, творящего мири был предметом поклонения средневековых язычников, а следовательно и объектом обличений церковников. В средневековых поучениях и календарных упоминаниях Бога Рода связывают именно с зимним солнцеворотом и праздником Рождества Христова. В Древнем Риме на вторую декаду декабря приходилось начало Сатурналий – аналога русских Зимних Святок. Отметим и то немаловажное обстоятельство, что, согласно мифам, древнегреческий Аполлон также прилетал в Гиперборею – на родину своей матери Лето в декабре, то есть к началу Зимних
Святок. И не менее интересно, что изначальное возвращение Осириса после сорокадневной невидимости для людей происходило тоже в декабре
СВ. Жарникова. Сборник статей. Выпуск Обращаясь к древнейшим индоевропейским текстам, таким как древнеарийский эпос
Махабхарата, мы обнаруживаем в них чёткую последовательность структуры миропроявле- ния: Вначале творения помысли и слову Всевышнего появилось огромное яйцо, вечное,
как семя всех существ. В яйце подлинным Светом был вечный Брахма, чудесный и непред- ставимый, вездесущий, тот кто есть скрытая и неуловимая причина реального и нереального. В другой книге «Ашвамедхикапарве» Брахма (точнее Брахмо) – эфир – высший из элементов. У него есть лишь одно свойство – звук. Эфир порождает семь звуков и аккорда те, в свою очередь, порождают движение или «ветер»,
у которого есть уже два свойства – звуки касание. Касание – это сокращающая скорость любого движения инерция. Будучи матерью всего проявленного, инерция и порождает воплощенный мир, первым видимым проявлением которого становится Свет. Свойству Света уже три звук, касание и образ. Будучи свойством Света, образ состоит из 7 цветов, каждый из которых соответствует 7 изначальным брахманическим (эфирным) звукам.
И если Брахмо – это Белый Свет, то есть совокупность 7 цветов спектра, то первым проявленным цветом считается красный цвет. Отсюда название Солнца в русской Традиции Красное Солнце, которое ждали, встречали и славили вовремя Зимних Святок как первое проявление Высшего Закона. Заметим, что наши предки ждали ни кола, те. само по себе солнце, а тот изначальный Белый Свет, который был для наших предков Началом всех начал.
Они называли его Родом (порождающим, творящим, Велесом (владыкой, Трояном (триединым, Дедом – Ладо (от лад – Порядок, Космический Закон. Выдающийся этнолог ХIХ
века А.С.Фаминцын писал, что в представлении русских крестьян солнце ходит по воле
Деда, который и был Творцом Вселенной».
Как мы уже отмечали, зимние Святки начинаются с Николина дня – 19 декабря, то есть дня «Николы Зимнего – самого почитаемого Деда на Руси (подробнее в статье Так ли

прост русский Дед Мороз. Общеизвестно, что Никола занимает совершенно исключительное место в русском религиозном сознании. Это особое положение Николы постоянно отмечалось иностранцами, приезжавшими в нашу страну в Х – Х веках. Они подчеркивали, что русские воздают Николе поклонение, приличествующее самому Богу. Именно с Николы Зимнего (19 декабря) девушки начинали исполнять традиционные «святовские песни. Пение их в рождественские и Новогодние вечера сопровождались ритуальными плясками, те. начинались Зимние ЯгРЫ. Пение этих песен вне Святок считалось в народе большим грехом.
Никола – один из немногих святых (кроме Святого Ильи Пророка, Святой Параскевы
Пятницы), который изображается в русской иконописной традиции на красном фоне. И это естественно. Ведь Илья (Илия) буквально значит Свет Божественный или Свет Божества, а Параскева Пятница сменила древних Богиню—Мать, Рожаницу—Пряху, Зарю.
Красный цвет – первый в ряду проявления. Отсюда и Красное Солнце, и такое подчеркнутое насыщение именно красным цветом всей праздничной и обрядовой одежды, и богатейший красный орнамент традиционной русской народной вышивки и ткачества, как символ проявления космического закона из белого непроявленного полотна. Вовремя Зимних
Святок на Земле из бескрайнего белого снежного пространства рождается алая Заря – мать
Солнца, а затем и само Красное Солнце – Коло – первое проявление Непреложного Закона или Творца – НиКолы.
2010г.
СВ. Жарникова. Сборник статей. Выпуск Исторические корни образа
Деда Мороза на Русском Севере
Образ Деда Мороза, как отмечают такие известные исследователи индоевропейской мифологии как В.В.Иванов и В.Н.Топоров, отражен во всех славянских традициях, в той или иной мере. Мороз, Морозко – персонаж славянского сказочного обрядового фольклора…
У восточных славян представлен сказочный образ Мороза-богатыря, кузнеца, который сковывает воду железными морозами… Обрядовые представления, лежащие в основе этих образов, сохранились у восточных славян в ритуале кормления Мороза накануне Рождества ив Велик день киселем, что связывается с обычаем кормления этим ритуальным блюдом дедов-покойников, пишут они во ом томе энциклопедии Мифы народов мира».
Дед Мороз, как персонаж русских народных сказок и обрядов, связан стем периодом,
когда солнце поворачивает на лето, зима на мороз, то есть с зимним солнцестоянием. Он
Владыка зимнего холода ив этом своем качестве он, прежде всего Повелитель Вод, которые именно в зимние холода предстают перед людьми во всех своих ипостасях: снега, льда, инея,
пара, тумана и текущей подо льдом воды рек, озер и морей. Дед Мороз сковывает льдом водоемы, покрывает снегами леса и поля, украшает снегом и инеем ветви деревьев. Будучи
Владыкой зимы, Дед Мороз несет с собой не только холод, снег и лед, но и ночь, тьму, так как световой день зимой в северных широтах предельно короток, а ночь великане говоря уже о трехмесячной полярной ночи. Как Владыка Ночи Дед Мороз повелевает звездами и Луной, ему подчинено зимнее небо, он украшает его сполохами Северного Сияния.
Его богатство – серебро, алмазы, жемчуг – все, что связано в традиционных представлениях с чистотой, холодом, лунным светом, слезами и магией. Неслучайно, как отмечает академик Б. А. Рыбаков, на серебряных славянских украшениях, вплоть до XII – XIII веков христианской символики никогда нет. Возможно, это связано стем, что издавна серебро ассоциировалось с Луной, лунным светом, лунными культами, а во многих алхимических текстах его прямо называли Луной.
Связанный с серебром, лунным светом, луной и ночью, Дед Мороз непосредственно связан и стем светом – миром предков. Общеизвестно, что у многих народов Европы
Луна считалась Солнцем мертвых. Дед Мороз – Владыка Води Владыка Ночи, звезд и луны даже именем своим свидетельствует о связи с миром умерших. Ведь недаром столь близки слова смерть, морена, морана», море и мороз. Умереть – равносильно понятию
«остыть», околеть, то есть замерзнуть. Здесь стоит отметить, что у всех индоевропейских народов Европы празднование Нового года отмечено проведением карнавалов с ряжеными. Ученые предполагают, что само происхождение слова маска, а это один из главных компонентов ряженья, связано с культом предков, так как слово глазка означает душа мертвого. Итальянский этнограф Паоло Тоски считает, что карнавал, как главный праздник начала года, предполагал возвращение в наш мирна эти дни существ загробного мира, мира предков. В русской традиции, кроме ряженья, как было отмечено ранее, существовал обычай, по которому накануне Рождества старший в доме высовывался с печи в волоковое окно или выходил на порог с ложкой овсяного киселя и звал Мороз, Мороз Приходи кисель есть. Даже в наши дни старики и старухи в северорусской глубинке на вопрос, кто такой
Дед Мороз, отвечают Это наши предки, родители. Овсяный же кисель – специфическое ритуальное блюдо, связанное с поминальной обрядностью.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что русский Дед Мороз это Владыка
Вод во всех их проявлениях (снег, иней, лед, пар, вода Владыка Ночи и ее атрибутов –
СВ. Жарникова. Сборник статей. Выпуск звездного неба, луны, полярного сияния, мрака Владыка Серебра (символа луны, лунного света, магии, сакрального знания Владыка мира предков и Дед, то есть прапредок.
Такой архаический образ, естественного, мог сложиться только в глубокой древности и это его имя Дед Мороз скорее всего, заменило собой более древнее, табуированное или преследуемое христианской церковью.
Говоря об исторических корнях образа Деда Мороза, мы не можем не обратиться к такому интересному ив целом забытому персонажу славянской мифологии, как Троян.
Трояна, запечатленного в Слове о полку Игореве», которого часть исследователей связывает с римским императором Марком Ульпием Траяном, другие исследователи считают древнеславянским божеством Луны, получившим свое имя от трех фаз, проходимых этим светилом. С Трояком в народной традиции связывались представления о зиме, снеге,
сугробах, снежной белизне и тропах, протоптанных дикими турами. Ю.М.Золотев пишет:
«На Руси хозяином зимы, по-видимому, считался рогатый месяц… В глубокой древности месяц, видимо, обожествлялся в виде быка или тура. Но Троян был не только богом зимы,
снега, дорог. Будучи богом луны, он не принадлежал целиком к кругу светлых, благостных богов древних славян. Связанный с культом предков и плодородия, Троян был также божеством ночного мрака, темных сил и ужасов. И еще он был великим судьей, тем, кто награждает и наказывает и живых, и мертвых. Неслучайно в народной традиции путь на тот свет – Млечный путь – зовут тропою Трояновой».
На Севере Руси в дохристианский период аналогом Трояна было божество, носившее имя Велеса (Волоса. Б.А.Успенский отмечает, что в Великий четверг на страстной неделе совершали обрядовую «окличку» мертвых. В этот день рано утром жгли солому и кликали мертвых (Стоглав, 1890, с. 193). Тогда же хозяйки кликали скотину по именам в печную трубу. Нов этот же день окликали Мороз с приглашением его на трапезу и просьбой не бить урожай. Б.А.Успенский отмечает, что Мороз обнаруживает несомненную связь»
с Велесом-Волосом. При этом культ Велеса-Волоса был характерен именно для Русского
Севера. В древнерусских источниках (договор русских с греками 907 г) Велес определяется как бог всей Руси, в отличие от Перуна, бывшего только богом княжеской дружины.
Основа «Велес-Волос» в русском языке используется для обозначения власти. «Велес» повелитель, распорядитель, указчик «волосить» – властвовать. Именно к Велесу обращались с просьбой дать больше зерна, скота, детей, защитить от огня и злого человека. Звезды,
в частности Плеяды, в древнерусском языке – «волосыни, волосожары, власожелищи».
Велес (Волос) владыка вод. Так в Сказании о построении града Ярославля говорится:
«невернии сии человецы моли слезно своего Волоса, да низведет дождь на землю (из чего следует, что Волос-Велес давал дождь и распоряжался небесными водами. Кроме того,
ему подчинялись звезды. Именно Велеса-Волоса в Сказании о построении града Ярославля просвитер церкви пророка Ильи, «узре плачи воздыхание многое, называет богом вашим. В том же Сказании говорится о том, что Велесу-Волосу был сотворен храм и дан волхв, который поддерживал неугасимый огонь. Подыму жертвенного воскурения»
волхв постигал тайны будущего и затем вещал от имени Велеса. Но если священный огонь угасал, то самого жреца приносили в жертву тому же богу. Б.А.Успенский пишет Это место
«Сказания» наряду с названием Бояна «Велесовым внуком в Слове остается косвенным доводом в пользу связи Волоса-Велеса с традицией шаманско-поэтического синкретического действа. В свете севернорусских терминов, типа «волхат, волхит, волхатка – ворожея, можно рассматривать термины – волшба, волшебный, волхв как связанные с культом
Велеса-Волоса. В жертву Велесу приносили в особых случаях тельца и телицу» и называли его грозным богом. Белее был на Русском Севере в древности покровителем скотоводов и земледельцев. Так, еще во второй половине XIX века в Череповецком уезде Новгородской
СВ. Жарникова. Сборник статей. Выпуск губернии существовал, описанный Е. Барсовым, обряд Когда выжнутся, оставляют на поле небольшой кустик колосьев и говорят одной жнее Ты верти бороду Волосу, или Велесу,
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей