Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

С. В. Жарникова. «Сборник статей. Выпуск 3» 2017 год. СВ. Жарникова Сборник статей. Выпуск Издательские решения


НазваниеСВ. Жарникова Сборник статей. Выпуск Издательские решения
АнкорС. В. Жарникова. «Сборник статей. Выпуск 3» 2017 год.pdf
Дата22.12.2017
Размер2.7 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаS_V_Zharnikova__Sbornik_statey_Vypusk_3_2017_god.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипЛитература
#33326
страница7 из 17
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   17
другояко скажут. Та три раза ходит около куста и, захватывая серпом пряди по 30 колосьев,
припевает:
«Благослови-ка меня, Господи,
Да бороду вертеть:
А пахарю-то сила,
А севцу-то коровай,
А коню то голова,
а Микуле – борода».
Б.А.Успенский отмечает Волос и Никола выступают здесь как эквивалентные наименования, причем замечательно, что обращаясь друг к другу, говорят о Волосе, но обращаясь к Господу – о Николе. Такая ситуация неслучайна, ведь христианские святые – в их числе св. Николай – оказались заместителями, языческих богов… Процесс замещения языческих богов христианскими святыми весьма типичен и характеризует не только славянские страны, однако для исследования славянского язычества он особенно важен. Исследования Б. А. Успенского убедительно доказывают – на Русском Севере в процессе христианизации Святой Николай или Никола (Микола) заменил собой древнего бога Волоса-Велеса.
Общеизвестно, что Никола (св. Николай) занимает совершенно исключительное место в русском религиозном сознании. Это особое положение Николы на Руси постоянно отмечалось иностранцами, приезжавшими в нашу страну в XVI – XVIII веках. Они констатировали,
что русские воздают Николе поклонение, приличествующее самому Богу. Так, в XVII веке некий инок Афанасий заявлял, что «Николу… аки Бога почитают в православии. С. Мос- кевич писал в 1609 году, что в случае… убедительной просьбы русские молят не ради Бога или Христа Спасителя, породи Николы». Еще в конце XVIII в. встречались священники,
«исповедующие Никола как Бога. Де Ту, оказавшийся в России вначале XVII в, удивлялся тому, что праздник Николы вешнего (9 мая) суеверные москвичи предпочитали самой Пасхе,
а другой иностранец – Мартин Берг, также вначале века сообщал, что Вербное воскресенье после Николина дня считается (у русских) важнейшим праздником. Феофан
Прокопович отмечал, что простолюдины Святого Николая боготворят и память Святого
Николая выше Господских праздников ставят. В духовных стихах можно было встретить такие обращения, как Святитель Микола, силен Бог нашили От желания ты господу помолисе, тому ту Миколы да со сьлёзамы…». Именно к Николе обращались с такой формулировкой «Дай-ко Господи-Владыко, Свет-ты милосливой». Отметим, что еще в XVI – веках русские избегали давать при крещении имя Николай и связывали это стем, что нельзя было окрестить ребенка именем Христа или Богородицей. Иностранцы, жившие в России в XVII веке, любую русскую икону называли «Николаем».
Еще раз отметим, что культ Николы, как и культ Волоса-Велеса, характерен именно для Русского Севера. (Для юга России более характерен был культ Св. Георгия – Егория). Как и у Велеса-Волоса, функции Николы в народном сознании были предельно многогранны.
Он – покровитель скота. В случае падежа давался обет «повеличать Миколе», которому обещали новорожденного бычка, называвшегося Миколец. Его растили три года, причем для откармливания микольца перед заклинанием собирали зерно со всей округи. Лучший кусок мяса от этого бычка жертвовали Николе в церковь, остальное съедали всем миром, справляя т.н. миколыцину. Празднование микольщины было связано с молебном и окроплением скота святой водой. Здесь имеет смысл вспомнить сообщение византийского автора VI в
СВ. Жарникова. Сборник статей. Выпуск 3»
69
Прокопия, который писало славянах, что только бога – творца молний чтут они владыкой над собой и приносят ему в жертву быков. Общеизвестно, что персонификацией молнии в славянском язычестве был Перун (именно так «перун» в некоторых диалектах называют молнию. Как воплощение разящей силы оружия, Перун был богом княжеской дружины.
Но Творцом молнии был, судя по всему,
Верховный бог Велес-Волос, творец перунов – молний, которого в христианском русском сознании заменил Святой Николай. Отметим, что вовремя праздника «Волося» или
«Волосье» (конец XIX – начале XX в.в.) в четверг на масляной неделе рабочий скот освобождался от работы и перед закатом солнца объезжают молодого бычочка, обо жеребчика».
В этой связи характерна и повесть «Чюдо святого Николы, чюдо еже о быке, составленная на Печоре в конце XVIII – начале XIX в.в., посвященная мотиву жертвенного быка.
Никола (и Волос-Велес) – покровитель земледелия. Здесь стоит вновь вспомнить ритуальное завивание жнеей в Череповецком уезде бороды Волосу-Велесу (Микуле) на хороший урожай, о котором говорилось ранее. 10 мая, когда праздновались именины земли»,
в народном сознании они связывались с образом Николы (Велеса). Показательна русская поговорка На поле Никола – общий бог или На поле Никола один бог».
Никола (как и Велес-Волос) – владыка води земных, и небесных. Так Б. А. Успенский отмечает, что на Русском Севере Николу называли апостолом Туча-Грозная» (те. туча,
порождающая громи молнии о чем говорилось выше. Никола орошает поля росой, Дождь в Николин день считается особенно благоприятным предзнаменованием… велика милость мужику на Николин день, когда поле польет дождичком. Будучи связанным с реками, озерами, морями и водами вообще Никола является в русском религиозном сознании морским богом (отсюда храмы Николы Морского. Так в былине о Садко говорится Да змолился
Садко да Господу Богу, как тому-то нынь Миколы нынь святителю, или в былине о Михаиле Потыке: Порукою давал мне Спасов образ Святителя Николу Чудотворца. Есть свидетельства того, что по мнению раскольников, на водах почиет дух, которому поклоняются они не только над колодцами, но ив домах над чанами, наполненными водою в те и другие бросают они серебряные деньги. Стоит обратить особое внимание на то, что у славян встречается поверье, что тонущего человека нельзя спасать, т.к. утонуть – счастье, символ избранничества и поводе душе легче всего попасть на тот свет. Б.А.Успенский приводит старочешское выражение «K Velesu za more» (к Велесу – заморе, относящееся к смерти и означающее, собственно, на тот свет. Интересно и то, что на Русском Севере при пожаре обходят горящий дом с иконой Николы в руках, говоря Святитель и Христов отце Никола,
спаси и помилуй, загаси огонь (эта запись была сделана в 1980 году в деревне Поньгома,
Кемского района Карелии).
Никола (как и Велес-Волос) связан с миром предков, тем светом. Он Владыка в царстве мертвых. Так Б. А. Успенский, говоря о тризне (поминальной трапезе, отмечает связь слов
«тризна, тризница» с закланием трехгодовалого жертвенного бычка «микольца». В качестве одного из пережитков тризны следует рассматривать сохранившийся на Русском Севере похоронный обычай, когда родственники покойного жертвовали корову какому-либо бедняку, приговаривая при этом Коровку покойника, или же отдавали ее в монастырь. Забегая немного вперед, отметим, что этот обычай, судя по всему, идет из глубочайшей древности,
т.к. в Индии сохраняется аналогичный обряд, когда по смерти человека его родственники жертвовали черную корову (связанную с символикой ночного неба) жрецу-брахману, статус которого аналогичен статусу нищего или монаха. Один их праздников, посвященных св. Николаю, соотносится на Руси с Великим четвергом. Именно к этому дню был приурочен убой скота, который, вероятно, восходил к обрядовому жертвоприношению Волосу. Для этого дня также характерно ритуальное омовение людей и скота (чистый четверг. Обычай
СВ. Жарникова. Сборник статей. Выпуск мыть избу в этот день может быть соотнесен с обычаем мыть избу после покойника. Соль,
пепел и зола Великого четверга сохранялись, и им приписывалась целебная и плодоносная сила. Уже отмечалось ранее, что Никола является покровителем скота, но Велеса-Волоса также постоянно именуют скотьим богом. Эти функции Велеса-Волоса (и Николы) соответствуют общеиндоевропейскому представлению о загробном мире как пастбище, где Бог пасет души умерших. В Великий четверг, на страстной неделе совершали обряд «окликания»
или «оклички» мертвых. В этот день рано утром жгли солому и кликали мертвых (Стоглав,
1890, с. 193). Но, повторяем, в этот же день, посвященный Николе, окликали обрядово Деда
Мороза и приглашали его на трапезу с просьбой не бить урожай. Заметим, что сам термин
«дед» в древности относился только к предку, а в обыденной речи был запрещен и заменялся обращением «дядко» или «дедко».
Таким образом, Дед Мороз обнаруживает несомненную связь с Dелесом-Волосом и Николой.
Велес-Волос в народных представлениях связан с золотом, серебром, с идеей обилия,
накопления прибыли. Он может быть представлен золотым человеком, огромного роста дедушкой. Волос-Велес одет в золотые или красные (изначально) одежды, но еще Данилов в 1909 г. указывал на связь в народных обычаях красного цвета и смерти, причем, между золотом и кровью, золотыми красным в народных представлениях ставится знак равенства.
Заметим в этой связи, что св. Николая часто называют «Микола Золотой и это, пожалуй,
один из немногих христианских святых, иконные изображения которого иногда выполнялись на красном фоне. Никола, как и Велес-Волос выполняет важнейшую функцию плодотворящего начала и таким образом, можно сказать, что как Велес, таки Никола, связан как со смертью, таки с рождением. В связи с этим почитание Николы выражается в специальных обрядах варки и крашения яиц. Так, в Сибири, ходят в лес варить яйца и красить их на Николу Вешнего (9 мая. Варили яйца и на Николу Зимнего (5 декабря. Эти яйца в обряде связаны с культом мертвых и плодородием. Яйца варили в лесу или на берегах реки озер на Троицу, Вознесение, Петров день, 8 мая – канун Вешнего Николы. Все эти дни соотнесены с культом Белеса. Такой праздник как «Волося» или «Волосье» празднуется в четверг первой недели Великого поста. И хотя он связан в христианском календаре со св. Николаем,
его название свидетельствует о более древних связях с Велесом-Волосом – Владыкой вселенной дохристианского севернорусского пантеона.
Здесь же стоит отметить и то немаловажное обстоятельство, что еще одно из имен дохристианского славянского Творца и Владыки Вселенной – Святовит трансформировалось в княжестве – Святослав. Но крестное имя Николай характерно было в раннем средневековье на Руси именно для князей, носивших имя Святослав.
Велес-Волос (как и Никола) связан в севернорусских народных представлениях с болезнью и исцелением. Так, в случае эпидемии именно в честь Николы добывали трением живой огонь.
Обычай справлять «миколыцину», о котором говорилось ранее, был связан советом,
который давался в случае болезни скотины или человека. Никола нередко упоминается в русских заговорах, предназначенных для лечения болезней. Б.А.Успенский подчеркивает, что при этом Никола предстает в заговорах окруженным золотом На окияне-море стоит золот стул, на золоте стуле сидит св. Николай, держит золот лук, натягивает шелковую тетивку,
накладывает каленую стрелу станет уроки и призеры стрелять или Есть море золото,
на золоте море золот корабль, на золоте корабле едет святой Николае, отворяет морскую глубину, поднимает железные врата, а залучает от раба Божия (имярек) усови аду в челюсти».
В отличие от других святых целителей, к Николе могут обращаться при любой болезни
СВ. Жарникова. Сборник статей. Выпуск Но Велес-Волос также связан с врачеванием и болезнями, некоторые из них таки называются волосом. Здесь как Волос, таки Никола сближаются с древнегреческим Аполло- ном-губителем и врачевателем, также соотнесенным с золотом. В русской народной традиции, точнее северорусской, Велес-Волос связан с прядением, ткачеством, так как нить выступает в народных представлениях и обрядовых действиях ближайшим аналогом волоса.
Достаточно привести пример обрядовой свадебной песни, когда сваха расчесывает новобрачной волосы, а бояре поют Во поле лен, лен ветер веет, развевает. Само наименование
Велеса-Волоса уже четко указывает, что средоточие жизненной силы человека – волосы, это дари владение верховного божества Вселенной. (Все, что касается прядения пряжи и т.д.,
в С.В.Жарникова Мир образов русской прялки, Вологда, 2000 г.).
Но в тех же отношениях с пряжей, нитью, волосом, что и древний Велес-Волос, находится св. Николай – Никола. Это прослеживается в том, что Никола соотносится в народном сознании с покровительницей пряхи пряжи св. Параскевой Пятницей, заменившей в христианском пантеоне древнюю богиню судьбы Мокошь (Макошь). Пятница – день чествования и Параскевы, и Николы. Так, например, в девятую пятницу по Пасхе, те. в пятницу напер- вой неделе Петрова поста, как сообщает Едемский, богомольцы стекались в церковь, которая носила двойное название «Николы Чудотворца и Параскевы Пятницы. Девятая пятница выступает часто в значении Семика, те. дня помилования «заложных» (нечистых) покойников. Именно Николу и Параскеву Пятницу, как правило, изображали врезной деревянной скульптуре. Стоит особо отметить, что в народном восприятии Параскева Пятница это
«водяная и земляная матушка. Притом, что в дни, связанные с почитанием Пятницы (пятница и воскресенье, запрещалось прясть, ткать и вообще что-либо свивать, так как считалось, что пряхи прядут не лена волосы Параскевы Пятницы или Недели, именно Никола в сказочном сюжете помогает выполнить заданную Пятницей работу – спрясть пряжу в один день.
Таким образом, подводя итог, мы можем в ряду Дед Мороз, Троян, Велес-Волос назвать еще и св. Николая. Но функции Велеса выполнял в христианском варианте не только Никола.
Некоторые черты древнего Бога-Творца Велеса перешли на других христианских святых.
Таковы святые Власий и Василий, а также Флор и Лавр и Козьма-Демьян.
Образ св. Власия ставили в коровниках и хлевах, для охраны скота. Вдень св. Власия окликали звезды для увеличения стада. Так в Тульской губернии, когда на небе появлялись звезды, овчары выходили на улицу, становились на руно и пели «засветись, звезда ясная,
по поднебесью на радость миру крещеному… Ты засветись, звезда ясная, на двор крабу такому-то…», и просили, чтобы было столько овец, сколько звезд на небе. Интересно, что в Кадниковском уезде «Власьев день отмечали три дня – 4, 5, 6 декабря, те. в так называемые «Николины святки, притом, что эти дни декабря и особенно день накануне Нового года явно были связаны с Велесом, Б.А.Успенский считает, что заслуживает внимания то,
что Мороз называется Мороз Васильевича святой Василий и св. Власий в народном сознании, как правило, сливаются в один образ. В Вельском уезде – месте, особо отмеченном в отношении культа Велеса, в первое воскресенье за Петровым днем отмечали праздник покровителей лошадей Флора и Лавра. Носам Петров день в древности был соотнесен с культом Велеса. Опускаясь далее вглубь времен, в поисках прообраза Деда Мороза – Тро- яна – Велеса, мы встречаем еще один архаический образ восточнославянской мифологии бога Рода. Б.А.Успенский считает, что имя Род в славянском языческом пантеоне может рассматриваться наряду с названием Волос (Велес), и соотносится с молочной или огненной рекой, те. Млечным путем, и мировым деревом
СВ. Жарникова. Сборник статей. Выпуск Академик Б. А, Рыбаков в своей книге Язычество древних славян пишет о нем следующее Самым загадочными наименее изученным из всех славянских божеств является Род – божество, известное только восточным славянами не уцелевшее в этнографическом материале. Говоря о культе Рода, он отмечает, как крайне интересные попытки автора
«Слова об идолах XIV в. объяснить происхождение культа Рода и найти ему аналогии враз- личных мировых религиях. Так Род сопоставлен в этом тексте с Осирисом, Ваалом, Аполлоном и христианским богом – творцом Саваофом. Что же общего у всех перечисленных выше богов:
ОСИРИС – божественная первовода», связан с культом ночи. Он судья в царстве мертвых и его живым воплощением был Апис – черный бык с белыми пятнами, символ ночного звездного неба.
ВААЛ – бог плодородия и жизни, тесно связан с культом воды, влаги. Изображался в облике быка.
АПОЛЛОН – архаическое хтоническое божество, в котором сочетались различные функции, как губительные, таки благодетельные. Он был прорицателем, блюстителем гармонии космической и человеческой. Образ Аполлона соединяет воедино небо, землю и преисподнюю. Его любимым животным был бык.
САВАОФ – христианский бог – Творец Вселенной. Говоря о боге Роде, Б.А.Рыбаков отмечает, что:
Род – творец Вселенной,
Род – бог неба и небесных вод,
Род – владыка земных вод,
Род – связан с кровью, красным цветом,
Род – владыка царства мертвых,
Род – вдувает жизнь в людей,
Род – связан согнем и молнией.
Культ Рода включал в себя использование в ритуале рогов, о которых В.М.Василенко писал неслучайно рога стали священным предметом – они были рогами священного зверя. Он подчеркивал, что серебряные лунницы своим блеском повторяли блеск молодой,
нарождавшейся луны ив тоже время символизировали собой рога коровы или быка. Говоря о подвесках в виде странного рогатого зверя, В.М.Василенко спрашивал не лунный ли бык перед нами До XIV в. сохранялся у восточных славян (в связи с отправлением культа
Рода – Трояна) обряд целования серебряных лунниц, вызвавший гневную тираду митрополита Георгия Будь проклят тот, кто целует месяц. До наших дней дожил обряд приготовления первой опары для блинов – ритуальной еды, связанной с культом предков – из снега при свете месяца с приговором Месяц, месяц Золотые твои рожки Выглянь в окошко,
подуй на опару. Судя по тем поучениям против язычества, в которых упоминался Роди его культ, он повелевал водами, был тесно связан с ночью, луной, быком, управлял миром предков, судил, карали награждал живых и мертвых. О нем в 1872 году сказал К.Н.Бесту- жев-Рюмин: Что касается Рода, то нечего искать в нем предка… Родне есть олицетворение рода (gens), асам создатель. Как всякое полисемантичное верховное божество, Род воплощал в себе диаметрально противоположные функции. И наряду с разрушителем Перуном,
был еще и богом миропорядка, космической гармонии, выражающейся в извечном круговороте рождений и смертей, в их постоянном равновесии, а также богом счастья, плодородия и богатства. В этой своей ипостаси он удивительно тесно смыкается со скотьим богом»
Велесом-Волосом. Б.А.Рыбаков, говоря о Велесе, подчеркивает «Велес был богом богатства, скотоводства, может быть плодовитости. Выражение идеи богатства при посредстве полисемантичного слова Скот (равнозначно латинскому „pecunia“ скот, богатство) ведет
СВ. Жарникова. Сборник статей. Выпуск нас в совершенно определенную историческую эпоху, когда главным богатством племени был именно скот, стада крупного рогатого скота, „говяда“, те. в бронзовый век. И далее:
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   17

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей