Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Теория и практика работы классного руководителя


НазваниеТеория и практика работы классного руководителя
АнкорTeoria i praktika raboty klassnogo rukovoditelya 2016.pdf
Дата05.05.2019
Размер1.8 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаTeoria_i_praktika_raboty_klassnogo_rukovoditelya_2016.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#48249
страница1 из 15
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Теория и практика работы классного руководителя
Веденеева О.А.
Савва Л.И.
Сайгушев Н.Я. https://izd-mn.com/
2
УДК 371
ББК Ч4 74
В 26
Рецензент: Беликов Владимир Александрович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой образовательных технологий и дистанционного обучения факультета заочного и дистанционных технологий
ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет».
Веденеева, Ольга Анатольевна
Савва, Любовь Ивановна
Сайгушев, Николай Яковлевич
В 26 Теория и практика работы классного руководителя. Учебное пособие-
М.: Мир науки, 2016. - 140 с.
ISBN 978-5-9907105-7-3
В учебном пособии содержатся теоретические положения по организации деятельности классного руководителя общеобразовательной школы, а также конкретные методические рекомендации по воспитанию детей и работе с родителями. Материалы, включенные в пособие, позволяют студентам при изучении курса «Педагогика» не только познакомиться с содержанием воспитательной работы учителя, но и овладеть под руководством преподавателей современными методами, приемами и формами организации классного руководства.
Студенты вузов, обучающиеся по специальности «Педагогическое образование» могут использовать методический материал пособия на практических занятиях и при прохождении педагогической практики в образовательных учреждениях. Учебное пособие предназначено для студентов вузов, преподавателей, может быть полезным для классных руководителей общеобразовательных школ.
ISBN 978-5-9907105-7-3
© Веденеева Ольга Анатольевна
© Савва Любовь Ивановна
© Сайгушев Николай Яковлевич
© ООО Издательство «Мир науки»
Теория и практика работы классного руководителя
Веденеева О.А.
Савва Л.И.
Сайгушев Н.Я. https://izd-mn.com/
3
Оглавление
Теория и практика работы классного руководителя
Веденеева О.А.
Савва Л.И.
Сайгушев Н.Я. https://izd-mn.com/
4
Воспитательная система школы и классное руководство
Воспитательная система образовательного учреждения охватывает учебный процесс, внеурочную жизнь учащихся, их деятельность и общение за пределами учреждения, направленные на обеспечение возможно более полного всестороннего развития личности, формирования его самостоятельности и ответственности, гражданского становления.
Мы рассматриваем воспитание как процесс:

целенаправленного формирования личности, в современном понимании - процесс эффективного взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на достижение заданной цели;

где проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы;

обусловленный динамичностью, изменчивостью, длительностью;

непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников;

комплексный: единство целей, задач, содержания, форм и методов подчиненных идее целостности формирования личности;

имеющий двусторонний характер: от воспитателя к воспитаннику
(прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь).
Состав организаторов воспитательного процесса:

заместители директоров по воспитательной работе,

классные руководители,

кураторы групп,

педагоги-организаторы,

педагоги-психологи,

социальные педагоги,

педагоги дополнительного образования.
В практике современных образовательных учреждений сложилось несколько концепций классного руководства: традиционный классный руководитель, освобожденный классный руководитель, куратор параллели.
Функционально педагогическое руководство осуществляется:

в первичном коллективе (группе) - классным руководителем;

в курсовых параллелях - организатором деятельности ступени;
Теория и практика работы классного руководителя
Веденеева О.А.
Савва Л.И.
Сайгушев Н.Я. https://izd-mn.com/
5

в объединениях - педагогом дополнительного образования, руководителем объединения.

общее руководство осуществляет заместитель директора по вопросам воспитани
Воспитательные функции призваны выполнять все педагогические работники.
Непосредственно организация учебно-воспитательного процесса возлагается на классного руководителя (куратора).
Классный руководитель - центральное лицо воспитательного процесса.
Он ставит те же воспитательные цели, что и все педагоги - формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека. Но основой его работы является индивидуальное формирование каждого воспитанника как личности, способной строить свою жизнь. Классный руководитель, в отличие от всех педагогов, озабочен духовным обогащением и взращиванием личности, другие педагоги имеют цели частные и тактические, так как все, что они делают как профессионалы, касается оснащения учащегося средствами жизни - умениями, знаниями, навыками, привычками, предметными способностями. Классное руководство слагается из работы по организации жизнедеятельности учащихся, наполненной постоянным решением проблем жизни человека и личных проблем воспитанников
Воспитательная работа классного руководителя - работа творческая. Успех ее зависит от педагогического мастерства воспитателя, от знания им индивидуальных особенностей своих воспитанников, от воспитательных и педагогических задач коллектива.
Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строится на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностноориентированного подхода, с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом, и ситуации в коллективе группы, этнических, межконфессиональных отношений. Принимается во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфика семейных обстоятельств. Классное руководство слагается из работы по организации жизнедеятельности учащихся, наполненной постоянным решением проблем жизни человека и личных проблем воспитанников. Классный руководитель необходим в сложном становлении коллектива учащихся и в выпускных классах, т.е. в хорошо развитом и достаточно зрелом коллективе
Принципы деятельности классного руководителя:
Теория и практика работы классного руководителя
Веденеева О.А.
Савва Л.И.
Сайгушев Н.Я. https://izd-mn.com/
6

Принцип коллегиальности: участие в организации воспитательного процесса самих воспитанников, их родителей, педагогов.

Принцип системности: взаимодействие всех участников воспитательного процесса в системе

Принцип целесообразности: выбор конкретных форм деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, ценностных и целевых ориентаций, уровня развития коллектива.

Принцип гуманистической направленности: в центре внимания классного руководителя - личность каждого воспитанника, принимаемая за наивысшую ценность (личностно ориентированный подход к воспитанию).
Основные задачи классного руководителя:
1.
Изучение личности воспитанника, его склонностей, интересов, сфер дарований, особенностей характера с целью оказания ему помощи в саморазвитии, самоопределении и самореализации;
2.
Осуществление непосредственного наблюдения за индивидуальным развитием каждого обучающегося и необходимых педагогических корректив в системе его воспитания;
3.
Создание оптимальных условий для формирования каждой личности, способствующих свободному и полному раскрытию всех ее способностей;
4.
Организация всех видов индивидуальной, групповой и коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в общественно-ценностные отношения;
5.
Обеспечение соблюдения прав и свобод учащихся, охраны их жизни, здоровья и безопасности в период образовательного процесса;
6.
Координация усилий педагогов, влияющих на становление личности воспитанников;
7.
Формирование коллектива группы как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого его участника:
формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров; организация социально-ценных отношений и переживаний воспитанников в групповом сообществе; организация творческой, личностно и общественно-значимой деятельности группы; организация системы самоуправления;
Теория и практика работы классного руководителя
Веденеева О.А.
Савва Л.И.
Сайгушев Н.Я. https://izd-mn.com/
7 создание психолого-педагогических условий для развития личности студента в группе; формирование навыков самовоспитания обучающихся; выявление неповторимой индивидуальности классного общества
Назначение классного руководителя оформляется приказом по образовательному учреждению и ознакомлением его с функциональными обязанностями. Дифференцированный подход к обязанностям классного руководителя определяется:

спецификой образовательного учреждения и его воспитательной системы;

уровнем воспитанности учащихся, сформированностью коллектива группы, качеством предшествующей воспитательной работы
Направления работы классного руководителя
1. Организация деятельности классного коллектива
1.
Ведение журнала.
2.
Организация классного коллектива: распределение поручений, работа с активом, направление учеников в советы дел, организация каждого коллективно-творческого дела.
3.
Организация дежурства по классу, по школе.
4.
Соблюдение санитарного состояния прикрепленного кабинета.
5.
Забота о внешнем виде воспитанников.
6.
Организация питания.
7.
Забота о финансовом обеспечении классных нужд (классный фонд, оплата различных услуг).
2. Организация учебной работы классного коллектива
и отдельных учащихся
1.
Строгий контроль посещаемости. Классный руководитель несет личную ответственность за пропуски учащимися занятий без уважительной причины.
2.
Забота о заболевших школьниках, обеспечение им помощи в учебе, передачи уроков, внимание товарищей по классу.
3.
Создание обстановки, благоприятствующей учебе.
Теория и практика работы классного руководителя
Веденеева О.А.
Савва Л.И.
Сайгушев Н.Я. https://izd-mn.com/
8 4.
Координация деятельности учителей, работающих в классе
(регулирование отношений, коррекции, помощи в учебе; проведение мини педсовета учителей, работающих в классе, раз в четверть).
5.
Работа с ученическими дневниками, контакт с родителями по поводу успеваемости школьников.
6.
Создание условий для развития наиболее одаренных детей, для развития познавательных интересов, расширения кругозора учащихся
(вовлечение в кружки, факультативы, конкурсы, олимпиады, смотры, организации устных журналов, экскурсии, посещение выставок, поездок и т.д.).
7.
Развитие умения научно организовать умственный труд (цикл бесед, рекомендации, индивидуальная работа, привлечение к работе психолога).
8.
Забота о круге чтения (рекомендации учителей-предметников, знакомство с кругом чтения, помощь в выборе книг, коррекция).
3. Организация внеучебной жизни классного коллектива
1.
Создание микроклимата в классе, формирование межличностных отношений, их коррекция, регулирование взаимоотношений.
2.
Развитие учений общаться, воспитание ответственности перед коллективом через порученное дело, помощь в исполнении, контроль за его исполнением.
3.
Организация творческих дел в классе с привлечением учащихся или всего коллектива класса, организация коллективно-творческих дел.
4.
Всемерное вовлечение в общественно-полезную деятельность, воспитание доброты и милосердия.
5.
Охрана здоровья с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепление здоровья, вовлечение в в физкультурную, спортивную работу. Организация спортивных соревнований, спортивных игр, походов.
6.
Помощь в деятельности различных детских общественных организаций.
7.
Поиск интересных форм, глубокого содержания каждого организуемого дела, определение целесообразности и целенаправленности при организации и проведении любой встречи классного руководителя и классного коллектива.
8.
Организация различных видов воспитания (нравственного, трудового, гражданского, эстетического).
Теория и практика работы классного руководителя
Веденеева О.А.
Савва Л.И.
Сайгушев Н.Я. https://izd-mn.com/
9
4. Изучение личности и коррекция воспитания школьников
1.
Изучение личности школьников с помощью имеющихся методик.
2.
Работа с характеристиками учащихся для коррекции личности воспитанников.
5. Работа с родителями
1.
Проведение тематических родительских собраний 1 раз в четверть, дней открытых дверей 1 раз в четверть.
2.
Изучение условий воспитания в семье.
3.
Индивидуальная работа с родителями.
4.
Привлечение родителей для организации внеклассных и внешкольных мероприятий
Права и обязанности классного руководителя:
Классный руководитель имеет право:

участвовать в управлении учебным заведением;

создавать собственные воспитательные системы и программы, не нарушающие основные принципы и подходы к организации воспитывающей деятельности в образовательном учреждении;

вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитания;

выносить на рассмотрение администрации, педсовета предложения, согласованные с коллективом группы;

вносить на заседания педагогических советов, методических объединений классных руководителей свои предложения и замечания, направленные на совершенствование учебновоспитательного процесса;

представлять интересы учащихся на заседаниях стипендиальной комиссии, при распределении молодых специалистов;

контролировать посещаемость учебных занятий студентами его группы;

контролировать учебные успехи каждого студента, отмечая успехи и неудачи с целью оказания своевременной помощи;

координировать работу предметников, проводить педагогические консилиумы, «малые» педсоветы и другие формы коррекции;
Теория и практика работы классного руководителя
Веденеева О.А.
Савва Л.И.
Сайгушев Н.Я. https://izd-mn.com/
10

получать своевременную методическую и организационно-педагогическую помощь от руководства учреждения, от объединений, работающих в нем;

получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье воспитанников;

вносить предложения о поощрении воспитанников за успехи и высокие результаты в учебе и общественно-полезном труде;

разрабатывать программы индивидуальной работы с воспитанниками и их родителями;

приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в учебное заведение по вопросам обучения и воспитания их детей;

определять свободно-индивидуальный режим работы с воспитанниками;

определять форму плана воспитательной работы с группой;

присутствовать на учебных занятиях, экзаменах, защите студентами курсовых и дипломных проектов;

оценивать поведение учащихся группы;

ходатайствовать о наказании учащихся за нарушение правил внутреннего распорядка.

отказываться от несвойственных ему, не входящих в его функциональные обязанности поручений;

защищать собственную честь и достоинство в случае несогласия с оценкой его воспитательной работы.
Классный руководитель не имеет права:

унижать личные достоинства воспитанника, оскорблять его словом или действием;

злоупотреблять доверием обучающегося, нарушать данное ему слово или обещание, сознательно вводить его в заблуждение; использовать семью (родителей или родственников) для его наказания;

подрывать авторитет педагогического коллектива;

вторгаться в личную жизнь семей воспитанников.
Теория и практика работы классного руководителя
Веденеева О.А.
Савва Л.И.
Сайгушев Н.Я. https://izd-mn.com/
11
Классный руководитель обязан:

организовывать учебно-воспитательный процесс в группе;

вовлекать учащихся в систематическую деятельность коллектива;

изучать воспитанников, условия их жизнедеятельности в учебном заведении и в семье;

систематически анализировать состояние их успеваемости и динамику общего развития;

фиксировать отклонения в развитии и поведении учащихся, осуществлять необходимую психологически и педагогически обоснованную коррекцию, в сложных случаях информировать об этом администрацию;

оказывать помощь воспитанникам в решении острых жизненных проблем;

содействовать их социальной и правовой защите;

вовлекать в воспитательную деятельность педагогов, работающих в группе, родителей учащихся, специалистов различных областей науки, искусства, спорта;

пропагандировать здоровый образ жизни;

информировать родителей (лиц, их заменяющих) об успехах или неуспехах обучающихся, собирать плановые и, в исключительных случаях, внеплановые родительские собрания, заседания родительского комитета;

осуществлять диагностику воспитанности учащихся, эффективности своих воспитательных воздействий;

планировать свою деятельность по классному руководству в соответствии с алгоритмами планирования, установленными в учреждении;

вести личные дела учащихся, журналы учебных занятий и классного руководителя и документацию, требуемую администрацией учреждения: планы, отчеты, справки, карты изучения личности учащегося, папки с разработками воспитательных мероприятий и т.д.;

обязан предъявлять по требованию администрации в различной форме (письменный отчет, устное собеседование, анкетирование учащихся и т.д.) отчеты о проделанной работе;

должен принимать активное участие в работе методических объединений классных руководителей;
Теория и практика работы классного руководителя
Веденеева О.А.
Савва Л.И.
Сайгушев Н.Я. https://izd-mn.com/
12

повышать свой квалификационный уровень по вопросам педагогики, психологии, теории и практики воспитания в стенах образовательного учреждения и за его пределами
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей