Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Учебно-методическое пособие Под редакцией ли. Беляковой Москва 2017 Серия Логопедические технологии ббк 74. 3 Ф51 Рецензенты


Скачать 257.13 Kb.
НазваниеУчебно-методическое пособие Под редакцией ли. Беляковой Москва 2017 Серия Логопедические технологии ббк 74. 3 Ф51 Рецензенты
АнкорLogoritmika verstka.pdf
Дата11.02.2017
Размер257.13 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаLogoritmika_verstka.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебно-методическое пособие
#8712
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Ю. О. Филатова Н. Н. Гончарова Е. В. Прокопенко
ЛОГОРИТМИКА
ТехнОЛОГИя
РАзвИТИя
МОТОРнОГО
И
РечевОГО
РИТМОв у
деТей с
нАРушенИяМИ
РечИ
Учебно-методическое пособие
Под редакцией ЛИ. Беляковой
Москва
2017
Серия Логопедические технологии

ББК 74.3
Ф51
Рецензенты:
Шашкина ГР кандидат педагогических наук, доцент
Яхнина Е. З, кандидат педагогических наук, профессор
Филатова Ю. О, Гончарова Н. Н, Прокопенко Е. В.
Логоритмика: Технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи Учебно-методическое пособие / под редакцией ЛИ. Беляковой. – М Национальный книжный центр, 2017. – 208 с. (Логопедические технологии В пособии представлена инновационная система технологии проведения логопедических и музыкальных занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями речи.
Пособие содержит анализ теоретических проблем логопедической ритмики, методологию логоритмических воздействий и педагогическую технологию развития моторного и речевого ритмов у детей с разными нарушениями речи дизартрией, алалией, заиканием. Технология направлена на последовательное развитие моторного, музыкального и всех видов речевого ритма (слогового – словесного – синтагмен- ного) на логопедических и музыкальных занятиях, что позволяет отнести ее к здоровьесберегающим. Большое значение придается соотнесению методического материала по коррекции речи и развитию ритмических процессов у детей с речевыми расстройствами.
Материал пособия соответствует ФГОС дошкольного образования и кор- рекционно-развивающей области ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушения речи. В электронном приложении дано 98 нотных приложений для проведения музыкальных занятий и более 2 часов аудиозаписей музыкальных фрагментов. Это приложение логопед может использовать при отсутствии музыкального руководителя. В приложении даны фотографии, помогающие зрительно представить выполнение упражнений. Адресовано педагогам, логопедами музыкальным руководителям, осуществляющим коррекционную работу с детьми, имеющими нарушения речи, а также студентам дефектологических факультетов педагогических вузов.
ББК 74.3
Оригинал-макет данного издания является собственностью ООО Национальный книжный центр (НКЦ), и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещено.
Ф51
ISBN 978–5–4441–0223–7
© Филатова Ю. О, Гончарова Н. Н,
Прокопенко Е. В, 2016
© Оформление. ООО Национальный книжный центр, 2016

3


Содержание
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ГЛАВА I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ.ПРОБЛЕМЫ..
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ.РИТМИКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ГЛАВА II.
ТЕХНОЛОГИЯ.РАЗВИТИЯ.МОТОРНОГО..
И.РЕЧЕВОГО.РИТМОВ.У.ДЕТЕЙ.С.НАРУШЕНИЯМИ.РЕЧИ . . . . . РАЗДЕЛ I..Развитие.темпа.движений.и.темпа.речи,.
координации.движений.на.музыкальных..
и.логопедических.занятиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . РАЗДЕЛ II..Развитие.чувства.музыкального.ритма. . . . . . . . . . . РАЗДЕЛ III ..Развитие.слогового,.словесного..
и.синтагменного.ритмов.на.музыкальных.занятиях. . . . . . . . . . РАЗДЕЛ IV..Развитие.слогового,.словесного..
и.синтагменного.ритмов.на.логопедических.занятиях . . . . . . РАЗДЕЛ V..Развитие.темпо-ритмических.
и.координаторных.способностей.в.логоритмических.играх. . ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ПРИЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Приложение ..Методика.обследования.моторного..
ритма.у.детей.дошкольного.возраста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Приложение ..Методика.обследования.моторного..
ритма.у.детей.младшего.школьного.возраста. . . . . . . . . . . . . Приложение ..Методика.обследования.речевого..
ритма.у.детей.дошкольного.возраста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Приложение ..Методика.обследования.речевого..
ритма.у.детей.младшего.школьного.возраста. . . . . . . . . . . . . 206

4


Введение
В последние годы логопедическая помощь детям дошкольного и младшего школьного возраста оказывается в детском саду и на логопедическом пункте образовательного учрежде- ния.
В дошкольном образовательном учреждении все дети с речевыми нарушениями объединены в общую группу. Основной контингент объединенной группы составляют дети сне- доразвитием речи III уровня. Логопедическая работа сними осуществляется по единой программе и направляется на преодоление недоразвития речи (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина). В эту программу не включены занятия по ритмическому воспитанию, в то время как дети c недоразвитием речи имеют нарушения ритмической организации речи и движений, что существенно влияет на результаты коррекционной работы и свидетельствует о том, что все они нуждаются в развитии чувства ритма.
В группе детей с нарушениями речи особого внимания требуют дошкольники с заиканием. Известно, что в успешной работе сними особую роль играют ритмические занятия, поскольку речь таких детей характеризуется дизритмией моментами заикания по В. Джонсону), те. нарушением темпа, ритма и плавности устной речи, значительно больше, чему детей с другими речевыми расстройствами. Для детей с заиканием разработана специальная программа воспитания и обучения заикающихся детей в детском саду, направленная на формирование навыка пользования самостоятельной речью без заикания (С. А. Миронова). Помимо логопедической работы в программу включены музыкально-ритмические занятия по развитию музыкального слуха, пения, умения воспроизводить заданный ряд последовательных движений и пр.
На уровне начального общего образования разработан и начал действовать федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС НОО) для детей с нарушениями речи, обучающихся в специальных школах (основной кон
Введение тингент составляют дети с дизартрией, алалией, неврозопо- добной формой заикания. Логопедическая ритмика включена в коррекционно-развивающую область.
В сложившихся в настоящее время новых условиях дошкольного, начального общего образования и организации коррекционной помощи детям с нарушениями речи возникает необходимость разработки таких логопедических технологий, которые можно дифференцировано использовать применительно к разному контингенту детей с речевыми расстройствами в связи с разными условиями воспитания и обучения.
Представленная в пособии инновационная технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи является одной из перспективных областей современной коррекционной педагогики. В ее основе лежит технология двигательного обучения. Включение данной методики в программу коррекционного обучения в качестве нового направления нормализации речи позволяет развивать ритмические качества движений и речи, поэтапно формируя и закрепляя новый ритмически организованный речевой навык, что позволяет отнести ее к здоровьесберегающим. В отличие от существующих методических пособий по логопедической ритмике, где имеются нотные приложения, в данной книге каждое музыкальное произведение соотнесено с конкретным видом задач определенного раздела по развитию ритма движений и речи. Впервые представлены упражнения по развитию слогового, словесного и синтагмен- ного ритмов на логопедических и музыкальных занятиях.
Желательно привлечение родителей для того, чтобы они специально создавали условия, в которых бы ребенок двигался под музыку маршировал, хлопал в ладоши, прыгал, пел в ритме, который он выбирал сам. Специалист должен объяснить родителям важность развития чувства ритма у ребенка и значение условий воспитания в семье для эффективности логопедической работы.
Данная методика тесно связана по своим задачам с Методикой развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи (ЛИ. Белякова, Н. Н. Гончарова, Т. Г. Шиш- кова. М, 2005), обучение по которой позволяет детям с нару-
Введение шениями речи сформировать правильный тип физиологического дыхания, навык координированной работы дыхания, голоса и артикуляции в процессе речи.
Инновационная технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи включена в программу учебного плана дисциплины Логопедическая ритмика по подготовке студентов уровня бакалавриата отделений логопедии к профессиональной деятельности в системе дошкольного и начального общего образования. В процессе овладения дисциплиной студенты знакомятся с теоретическими основами логопедической ритмики в широком плане и овладевают специальной логопедической технологией развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи. При овладении дисциплиной приобретаются умения сочетать музыкальный ритм с речевым, развивать разные виды речевого ритма (слогового, словесного, синтагменного) применительно к детям с речевыми нарушениями. Полученные знания студенты реализуют входе практических занятий с детьми ив процессе педагогической практики в дошкольных и школьных учреждениях приобретают специальные компетенции.
Данное учебно-методическое пособие является итогом многолетней совместной научно-практической работы преподавателей кафедры логопедии Института детства Московского педагогического государственного университета и педагогов специализированных дошкольных и школьных учреждений г. Москвы, осуществленной под научным руководством доктора медицинских наук, профессора ЛИ. Беляковой. Авторский коллектив приносит благодарность педагогам, принявшим участие в подготовке и апробации методики С. А. Акуловой, Н. В. Артемовой, Г. П. Матюховой, С. Н. Разумовской, Н. В. Рубаненко, Н. В. Тесля, НА. Трохиной.
ГЛАВА I Теоретические проблемы логопедической ритмики
Историческая справка создания логопедической ритмики
Краткий исторический экскурс в проблему педагогических методик развития ритма показывает, что уже вначале в. появляются системы ритмического воспитания, направленные на развитие пластичности движений с помощью ритмичной музыки. Яркий пример — известная всему миру система музыкально-ритмического воспитания, разработанная швейцарским педагогом и композитором ЖЕ. Далькро- зом. По его мнению, под воздействием внешней ритмической стимуляции целенаправленно воспитывается внутренний ритм (под этим можно понимать чувство ритма, способствующий формированию физической и духовной красоты человека. Именно ЖЕ. Далькроз формулирует некоторые положения, которые в дальнейшем были развиты в представления о том, что ритм является самостоятельной сущностью биологических систем и оказывает значительное влияние на все жизнеобеспечивающие системы организма, в т. чина высшие психические функции.
Работы педагогов начала XX века В. А. Гринер, НС. Са- мойленко, Ю. А. Флоренской и других позволили создать логопедическую ритмику, которая представляет собой одну из важных логопедических технологий. Логопедическая ритмика может включаться в коррекционный педагогический процесс при любом виде речевого расстройства. Использование в процессе логоритмических занятий пения, речевых упражнений, подвижных и сюжетно-ролевых игр способствует развитию речевого дыхания, подвижности и активности речевой моторики, координации деятельности всех отделов периферического речевого аппарата, а все вместе способствует плавности речевого высказывания. Со
ГЛАВА I Теоретические проблемы логопедической ритмики четание музыки, ритма, движений и речевых упражнений в процессе логопедической ритмики активно воздействует на центральную нервную систему, положительно влияя на состояние высших психических функций, регулируя эмоциональное состояние.
В настоящее время в логопедии разработан целый ряд авторских методик по логопедической ритмике, которые используются практиками в системе коррекционной работы с детьми, имеющими различные нарушения речи ГА. Волкова, НА. Рычкова, ГР. Шашкина и др. По мнению ГА. Волковой и др, они направляются на преодоление речевого нарушения путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Авторами отмечается необходимость определенной последовательности применения логорит- мических занятий с учетом принципа постепенного усложнения неречевых и речевых задач. В этой связи предлагается схема построения каждого занятия, сочетающая развитие и коррекцию неречевой (слуховое внимание и память, зрительное внимание и память, оптико-пространственные представления, общая моторика и др) и речевой сфер (темп и ритм дыхания и речи, фонематический слух, оральный праксис и др.).
Несмотря на отсутствие в программе для детей дошкольного возраста с недоразвитием речи занятий по логоритми- ке, согласно ГА. Волковой, ГР. Шашкиной и др, их предлагается проводить один-два раза в неделю, соотнося с этапом программы по развитию речи. В большинстве методик по логоритмике для детей с недоразвитием речи разработанные критерии оценки развития ритма движений и речи носят преимущественно описательный характер.
Авторские методики по логопедической ритмике, созданные для работы с детьми, имеющими заикание (В. А. Гринер, ГА. Волкова, НА. Рычкова и др, с успехом используются в комплексной системе коррекционной работы. Анализ существующих и применяющихся в практике логопедической работы методик по логоритмике для детей с заиканием показывает, что они направлены на развитие двигательной сферы, психических процессов, стабилизацию эмоционального состояния. В тоже время в них не учитываются специфические особен-
Связь моторного и речевого ритмов ности речевого и моторного ритмов при разных клинико-педа- гогических формах заикания – невротической и неврозоподоб- ной, отсутствуют единые требования к развитию ритма движений и речи на занятиях логопеда и музыкального руководителя, не представлена система заданий по развитию слогового, словесного и синтагменного ритмов речи.
Связь моторного и речевого ритмов
Ритм является компонентом, имеющим отношение к распределению движений во времени. Ритмичные движения легче усваиваются. Ритмичность движений облегчает их автоматизацию, что имеет огромное значение для коррекционной работы.
Ритм находится в сложной взаимосвязи и взаимозависимости с темпом. Темп представляет собой, с одной стороны, степень скорости, быстроты движений, ас другой, определенную частоту повторения равномерно выполняемых многократных движений, например, шагов при ходьбе, беге. Темп является средством временной организации движений человека, который имеет свои характерные особенности у каждого индивидуума и находится в зависимости от общего тонуса
ЦНС, связанного с темпераментом. Вариации темпа могут быть весьма значительны, но для каждого человека есть свой излюбленный, или врожденный, темп. Наблюдения за движениями ребенка достаточно для того, чтобы судить, какой темп для него является комфортным.
Состояние двигательных функций влияет на осуществление речи. Известно, что мелодика родного языка является врожденной характеристикой просодии, в которую входят высота, ритм и интенсивность голоса, типичные для каждой нации. Звуковая, словесная, музыкальная формы речи усваиваются ребенком до восприятия их смыслового значения в виде повторения звуков. Поэтому такие виды речи, как стихотворения, перечисление дней недели и месяцев быстро запоминаются дошкольниками путем их ритмического повторения. В дошкольном детстве по мере накопления словаря и развития лексико-грамматического структурирования у
ГЛАВА I Теоретические проблемы логопедической ритмики ребенка появляется способность произносить законченную в смысловом и интонационном плане фразу на едином выдохе, постепенно исчезает физиологическая неритмичность речевого высказывания, приводя к плавности речи.
Речевой ритм относится к наиболее сложным видам ритмической активности ЦНС. Он участвует в реализации важнейшей деятельности человеческого мозга – восприятии, порождении и воспроизведении речи. Нами экспериментально установлено, что в характеристиках речевого ритма у детей в норме имеется четкая динамика последовательности созревания ритмических процессов на разных уровнях речи – от слогового и словесного уровней речевого ритма у дошкольников до синтагменного ритма речи младших школьников.
Моторный ритму детей с нарушениями речи
Согласно нашим исследованиям, у детей старшего дошкольного возраста с разными видами речевой патологии имеются сходные нарушения моторного ритма в виде задержки его развития трудностей выделения акцента в ритмических рисунках движения.
Кроме того, эти дети имеют разный уровень возможности воспроизводить простые структурные элементы моторного ритма в зависимости от формы речевого расстройства. У детей с невротической формой заикания воспроизведение компонентов моторного ритма приближается к норме (высокий уровень. Для дошкольников с дизартрией и неврозоподобной формой заикания характерен средний уровень возможности воспроизводить простые структурные компоненты моторного ритма и низкий уровень при воспроизведении акцента в усложненных ритмических рисунках движения, а для детей с алалией – низкий, причем у последних трудности выполнения предъявляемых двигательных заданий ведут к отказу ребенка от дальнейшей работы.
Для детей младшего школьного возраста с дизартрией, алалией, неврозоподобной формой заикания характерны сле-
Речевой ритму детей с нарушениями речи дующие сходные показатели моторного ритма (слухомотор- ные, зрительно-моторные и слухо-зрительно-моторные координации преобладание зрительного канала восприятия моторного ритма по сравнению со слуховым низкий уровень успешности моторного ответа на звуковые ритмические стимулы трудности аудиовизуальной интеграции существенные затруднения графической перешифров- ки ритмических стимулов, предъявленных на слух, спонтанно не редуцируемые с возрастом.
При дизартрии, моторной алалии, неврозоподобном заикании имеется разный уровень возможности воспроизведения моторного ответа на звуковые ритмические стимулы от низкого при дизартрии и неврозоподобном заикании до нулевого при алалии. Двигательные ответы на зрительные стимулы при алалии приближаются по уровню развития к норме, а при дизартрии, неврозоподобном заикании находятся на среднем уровне развития. Одновременное предъявление звуковых и зрительных ритмических стимулов при дизартрии и неврозоподобном заикании мало влияет на результаты воспроизведения ритмического рисунка движения, а при ала- лии — резко снижает качество моторного ответа.
Речевой ритму детей с нарушениями речи
Нарушения речевого ритма у детей с разными речевыми расстройствами имеют сходные и специфические черты. В старшем дошкольном возрасте сходными для детей с разными нарушениями речи являются задержка созревания ритмических процессов речи по сравнению с нормой, а также дизритмия при восприятии и воспроизведении речевых ритмических стимулов на уровне слога, слова, синтагмы.
Специфические особенности ритмической организации речи при ее расстройстве связаны со структурой речевых нарушений при дизартрии, моторной алалии, заикании. У дошкольников с дизартрией имеется недостаточная сфор-
ГЛАВА I Теоретические проблемы логопедической ритмики мированность восприятия и воспроизведения речевых ритмов на уровне слога, слова и синтагмы повторы последних элементов слогового ряда трудности определения акцентов в последовательностях из трех пар слогов, трехсложных словах, двусложных и трехсложных словах со стечениями согласных трудности перестройки ритма речевых движений нарушение звуконаполняемости произносимых слов.
Для детей с алалией характерно более глубокое расстройство ритмической организации речи на всех уровнях речи. Нарушение слогового, словесного и синтагменного ритмов обнаруживается в виде трудностей определения акцента в слоговом ряду, выделения акцентно-ритмической структуры двусложных, трехсложных слов, слов со стечением согласных, комбинаций разных типов искажений слоговой структуры слова, практической невозможности акцентирования слова в синтагме. Специфическим для них является неполное воспроизведение синтагмы и нарушение последовательности элементов в предложении. В большинстве случаев детям с алалией требуется повторное предъявление заданий, часто не приводящее к правильному выполнению акцента в указанной последовательности. Воспроизводимые речевые ритмические структуры характеризуются нестойкостью. В процессе выполнения заданий участи детей с алалией наблюдается значительный латентный (скрытый) период реагирования, вовремя которого они беззвучно артикулируют.
Для дошкольников с невротической формой заикания помимо экстренной дизритмии в виде моментов заикания характерно нарушение запуска высказывания в усложненных формах речи (длинные предложения, рассказ, проявляющееся в виде таких показателей неплавности речи, как повторы частей слов, пролонгации гласных звуков, дыхательные итерации. У незначительной части детей имеются сложности выделения акцента в последовательностях из трех пар слогов, трехсложных словах и постановки логического ударения в синтагме. Эмоционально значимые ситуации речевого общения усиливают и учащают все показатели неплавности речи.
У детей с неврозоподобной формой заикания в дошкольном возрасте моменты заикания присутствуют как в ус
Речевой ритму детей с нарушениями речи ложненных, таки в простых формах речевых заданий. У них, наряду с экстренной дизритмией, усложнение лингвистической задачи приводит к увеличению видов неплавности речи преимущественно повторы целых слов. Показатели неплав- ности речи имеют разную локализацию на первом гласном или первом слоге слова, в середине ив конце фразы – и мало зависят от эмоциогенного фактора. Нарушения речевого ритма имеются в слоговых последовательностях из двух и трех пар слогов, в слове на уровне трехсложных слови слов со стечением согласных, в синтагме – в виде трудностей выделения логического ударения. Наряду с моментами заикания и другими показателями неплавности речи, у этих детей наблюдаются артикуляторные трудности при произнесении стечений согласных, при переключении с одной артикуляционной позы на другую, как и у детей с дизартрией.
В младшем школьном возрасте у детей с дизартрией наблюдается положительная динамика развития речевого ритма в виде умения отраженного произнесения цепочек слогов в заданном ритме. Нарушение ритмической организации речи проявляется при воспроизведении слоговых серий с усложнением ритма, восприятии и реализации ритмических рисунков слови фраз. У многих детей остаются несформи- рованными до конца начальной школы умения соотносить предложенный ритм с конкретным словом, определять место логического ударения на синтагменном уровне. Способность узнавать ритмические рисунки фраз без опоры на содержание (по татакированию) не сформирована у большинства школьников с дизартрией. При передаче ритмических рисунков фраз в устной речи имеются трудности акцентуации слов в предложении. Нарушение речевого ритма приводит к трудностям воспроизведения различных компонентов интонации. Произвольное преобразование интонации затруднительно для большинства детей.
У детей с моторной алалией в младшем школьном возрасте также имеется положительная динамика развития ритмической организации речи, что проявляется в способности воспроизведения простых ритмических рисунков слови фраз. В процессе специального обучения более половины детей на
ГЛАВА I Теоретические проблемы логопедической ритмики чинают выделять место логического ударения во фразе, воспринимать и воспроизводить ритмические рисунки фраз. Наряду с этим выявляются трудности в подборе к определенной графической схеме подходящего слова из ряда предложенных. При необходимости произвольно изменить логическое ударение эти дети испытывают трудности синтагматического членения. Нарушение восприятия и воспроизведения ритмических рисунков слови фразу детей с моторной алалией влияет на интонационную выразительность речи в целом, которая длительное время остается монотонной, без выделения окончания фразы.
У детей младшего школьного возраста с неврозоподобной формой заикания имеется сформированность умений отраженного проговаривания цепочек слогов в заданном ритме, определения логического ударения во фразе, подбора к графической схеме слова из ряда предложенных и его произнесение. В тоже время эти дети лишь к 3-4 классу овладевают умениями определять звук в слоговой последовательности при смене ритма, место логического ударения во фразе, узнавать ритмические рисунки фраз по татакированию и правильно использовать логическое ударение в разных фразах.
Данные, характеризующие моторные и речевые ритмы у детей с разными нарушениями речи, рекомендуется использовать при формировании подгрупп детей для занятий.
Педагогическая технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи
Новая технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи, изложенная в данном пособии, основывается на результатах исследований моторного и речевого ритмов у детей с дизартрией, алалией (имеющих недоразвитие речи III уровня) и заиканием (невротическая и не- врозоподобная формы).
В случаях, когда логопед помимо клинико-педагогиче- ской диагностики речевого нарушения у ребенка имеет возможность обследовать моторный и речевой ритмы, можно
Педагогическая технология развития моторного и речевого ритмов у детей использовать представленные в пособии методики обследования моторного ритма (приложения 1, 2) и методики обследования речевого ритма (приложения 3, 4) у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Следует иметь ввиду, что методики обследования ритма у детей разного возраста отличаются тем, что каждому возрастному периоду присущи определенные характеристики ритма.
В процессе реализации новой логопедической технологии технологии двигательного обучения — развивается особого рода произвольная двигательная активность, которая выявляется как ритмически сформированные двигательный и речевой навыки.
В основе теоретических представлений разработки новой технологии развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи лежат следующие базовые положения моторная природа неречевых и речевых ритмических процессов рассмотрение общей и речевой моторики в рамках физиологии формирования произвольных движений двигательные компоненты речевого навыка (речевое дыхание, голос, артикуляция) и их координация возрастная последовательность развития моторного ритма от временных характеристик движений к пространственным музыкальный ритм как инструмент формирования ритмических процессов в моторике и речи возрастная последовательность развития речевого ритма слоговой ритм — словесный ритм — синтагменный ритм возрастная последовательность развития синтагменных ритмов хорей — ямб — дактиль общие характеристики нарушения моторного и речевого ритмов при разных видах речевой патологии у детей специфические признаки расстройств моторного и речевого ритмов в зависимости от формы речевого нарушения ГЛАВА I Теоретические проблемы логопедической ритмики
Структура педагогической технологии
Целью новой педагогической технологии является развитие моторных и речевых ритмических процессов в тесной взаимосвязи с логопедическими технологиями, используемыми в системе логопедической помощи детям с разными речевыми расстройствами.
Ее задачи направляются на поэтапное развитие ритма общих движений, музыкального ритма и разных видов речевого ритма у детей на логопедических и музыкальных занятиях. Двигательное обучение от осознания ритма моторного музыкального — речевого) к автоматизированному выполнению его в движении представляет собой длительный процесс двигательной тренировки по определенной схеме от формирования базовых моторных ритмических умений к автоматизации ритма неречевых и речевых движений, сначала под музыкальное сопровождение, затем под регулирующий жест учителя-логопеда с одновременной реализацией определенных речевых заданий
.
Разработанная технология построена на основе традиционных для логопедии общедидактических и специальных принципах обучения.
Общедидактическими закономерностями являются возрастные возможности и особенности моторики и речи детей с речевыми расстройствами, систематичность проведения занятий, закрепление формируемых двигательных навыков, сознательность и активность, персонифицированный подход в условиях коллективной работы, наглядность в обучении, прочность результатов обучения.
Специальные принципы обучения в процессе развития моторного и речевого ритмов у детей с речевыми расстройствами связаны с подбором определенного музыкального, речевого материала и учетом этапа логопедической работы.
В процессе реализации технологии двигательного обучения применяются наглядный, словесный и практический методы. Каждый метод включает систему методических приемов, выбор которых определяется этапом обучения, конкретными задачами логопедического и музыкального занятия, сложно
Содержание педагогической технологии стью речевого и музыкального материала, индивидуальными особенностями детей. Применение наглядного метода позволяет показать детям элементы движений, регулирующий жест педагога, певческие приемы, музыкальные инструменты, символику, картинки и др. Реализация метода практической деятельности предусматривает осуществление систематических упражнений в процессе музыкальных и логопедических занятий (слушание музыки, играна музыкальных инструментах, выполнение музыкально-ритмических движений и пр. Словесный метод предполагает использование разнообразных приемов, направленных на последовательную отработку слогового, словесного, синтагменного ритмов и логоритмических игр.
Содержание педагогической технологии
Содержание технологии развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи представлено пятью разделами, каждый из которых имеет собственные задачи, средства и условия реализации.
Содержание логопедической технологии развития моторного и речевого ритмов у детей с речевыми расстройствами
Раздел
Название
Задачи
I
Моторный ритм
Формирование навыка ритмического совмещения разнородных движений руки ног вскорости, направлении, плавности
II
Музыкальный ритм
Развитие моторной ритмической памяти на музыкальном материале
III
Речевой ритм на музыкальных занятиях
Формирование речедвигательной ритмической памяти при совмещении движений с определенным ритмом музыки
IV
Речевой ритм на логопедических занятиях
Развитие речедвигательной ритмической памяти при последовательном усложнении речевых задач
V
Логоритмические игры
Упрочение ритмических речедвигатель- ных и двигательных навыков в индивидуальных формах поведения
ГЛАВА I Теоретические проблемы логопедической ритмики
Развитие ритма движений и речи у детей с речевыми расстройствами проводится в течение девяти месяцев и включается в систему логопедической помощи. Занятия с использованием технологии развития моторного и речевого ритмов создают благоприятный фон для оптимизации традиционной логопедической работы по развитию речи.
Условия и средства обучения
Особое значение в содержании педагогической технологии придается следующим условиям обучения совместной работе учителя-логопеда и музыкального руководителя с четким согласованием целей и задач по развитию ритмических процессов определенному чередованию проведения занятий музыкального руководителя и учителя-логопеда на каждом этапе формирования моторного и речевого рит- мов.
Это осуществляется благодаря четкому согласованию задач, поставленных перед учителем-логопедом и музыкальным руководителем, использующими разные приемы ритмической стимуляции моторики и речи. На I, II, III, IV этапах задачи музыкальных занятий предшествуют тем же задачам, которые реализуются на логопедических занятиях. На V этапе, напротив, логопедические занятия по своим задачам предшествуют решению аналогичных задач на музыкальных занятиях.
Помимо вышеобозначенных условий, используются и другие условия и средства обучения учет возраста и речевых возможностей детей длительность и регулярность двигательного обучения по возможности ежедневно в течение учебного года методическая систематизация упражнений с учетом последовательности развития моторного ритма (темп движений, координация, выполнение компонентов музыкального ритма
Адресные методики обоснование методическая систематизация упражнений с учетом последовательности развития всех видов речевого ритма (слоговой ритм — словесный ритм — синтагменный ритм подбор специальных музыкальных произведений с определенным ритмом (от марша до народных песен) в соответствии с задачей и определенными типами упражнений каждого этапа, осуществляемого музыкальным руководителем подбор речевого материала с определенным ритмом в соответствии с задачей и определенными типами упражнений каждого этапа, осуществляемого учителем-лого- педом.
Данная технология может применяться начиная со старшего дошкольного возраста. Временные рамки реализации каждого этапа технологии развития ритмических процессов у детей с речевыми расстройствами зависят от следующих факторов контингента детей с нарушениями речи, поскольку в ряде случаев существует необходимость дополнительной индивидуальной работы уровня подготовки специалистов.
Технология развития моторного и речевого ритмов у детей с речевыми нарушениями является открытой для дальнейшего обогащения новыми методическими приемами и развития адресных методик формирования ритма движений и речи у детей с разными речевыми расстройствами.
Адресные методики обоснование
Адресные методики формирования ритма движений и речи на основе технологии строятся с учетом клинико-педагогической формы речевого расстройства дизартрия, алалия, заикание, где учитываются клинические и психолого-педагогические характеристики разных категорий детей с недоразвитием речи III уровня
ГЛАВА I Теоретические проблемы логопедической ритмики специфических характеристик нарушения моторного и речевого ритма у детей в зависимости от формы речевого нарушения.
Анализ клинических и психолого-педагогических характеристик разных категорий детей предполагает учет показателей раннего поражения мозга, наличия признаков церебральных параличей (поданным медицинской документации, особенностей раннего моторного и речевого развития, социальных факторов (поданным психолого-педагогической документации. Клинико-педагогическая форма речевого расстройства либо указывается в логопедическом заключении, либо логопед самостоятельно обследует ребенка для выявления признаков, свойственных дизартрии, алалии, заиканию. На этом основании дети со сходным уровнем речевого развития подразделяются на подгруппы для проведения занятий по представленной логопедической технологии. Учитель- логопед и музыкальный руководитель учитывают характер нарушений речевого и моторного ритмов у детей, входящих в группу, с которыми проводится коррекционная работа.
Адресные методики состоят из разделов, идентичных этапам технологии развития ритмических процессов у детей с речевыми расстройствами. Временные рамки проведения каждого этапа методики определяются структурой речевого расстройства и спецификой нарушения ритма движений и речи.
У детей с дизартрией, у которых наряду с нарушением тонуса мышц имеются такие признаки нарушения моторной сферы, как инертность, плохая переключаемость движений, особое внимание уделяется I этапу, направленному на развитие моторного ритма, который проводится более длительно по сравнению с другими этапами. На этом этапе у детей формируется навык ритмической ходьбы, координация движений руки ног, способность к смене темпа, а затем ритма движений. Только после этого возможен переход к направленному усвоению музыкального ритма (II этапа далее – к последовательному усвоению всех видов речевого ритма слогового, словесного, синтагменного (III, IV, V этапы. Про
Адресные методики обоснование цесс формирования ритмически организованной речи у детей с дизартрией требует длительной тренировки.
У детей с алалией, для которых характерно упрощение программы при выполнении двигательных заданий, замедленное включение в деятельность, слабость в запоминании материала и сниженная мотивация к занятиям, работа начинается сформирования мотивации к занятиям на доступном двигательном и музыкальном материале с использованием невербальных средств коммуникации. На I и II этапах в бjльшей степени используются подражания детьми образцам движений, разные способы выделения акцента как в движениях, таки при повторении звуков с преимущественной опорой на их зрительный показ. При развитии речевого ритма значительное внимание уделяется звукоподражательным образцам на слоговом и словесном материале с соответствующим музыкальным подкреплением. Для детей с алалией особое значение имеет многократность повторения однотипных упражнений на всех этапах методики.
Дети с невротической формой заикания достаточно легко усваивают материал начальных этапов методики. Ритм музыки, передаваемый с помощью движения, для этой группы детей является регулятором их эмоционального состояния. Речевые ритмы усваиваются достаточно быстро. Детям сне- вротической формой заикания необходимо более длительное время для выполнения задач только V этапа в процессе активной коммуникации. Особое внимание в этом периоде уделяется развитию совместных действий с другими детьми. В процессе логоритмических игр дети спонтанно используют усвоенные ранее образцы плавной речи, что способствует развитию общения и нормализации их эмоциональной сферы.
При неврозоподобной форме заикания весь цикл этапов двигательного обучения должен занимать больше времени по сравнению сих реализацией при невротической форме заикания. В преддверии работы по методике развития ритма движений и речи, проводимой в единой группе детей с заиканием, детям с неврозоподобной формой заикания нередко требуется индивидуальная работа по двигательному обучению, связанному с усвоением ритмов в движениях координации
ГЛАВА I Теоретические проблемы логопедической ритмики и переключаемости движений, формированию разных компонентов музыкального ритма. В работе над речевым ритмом на индивидуальных занятиях закрепляется произнесение слоговых рядов со сменой ритма, словесный и синтагменный ритмы речи.
Ноты и мелодии в Электронном приложении
Фотоиллюстрации в Электронном приложении
Бланки протоколов в Электронном приложении
ГЛАВА II Технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи
РАЗДЕЛ I РАЗВИТИЕ ТЕМПА ДВИЖЕНИЙ И ТЕМПА РЕЧИ, КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ И ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
В данном разделе представлены упражнения, направленные на постепенное развитие координации в моторике, атак- же комплексы по воспитанию темпа движений и речи детей с нарушениями речи.
Воспитание темпа движений на музыкальных занятиях
Большое значение для нормализации темпа движений и речи имеет выполнение специальных упражнений и заданий под музыку. Упражнения по воспитанию темпа движений на музыкальных занятиях объединены в комплексы, которые направлены на решение тех или иных задач первый комплекс упражнений направленна развитие восприятия, дифференциации и воспроизведения темпа движений второй
– на развитие восприятия, дифференциации и воспроизведения темпа движений и речи
ГЛАВА II Технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи
Коррекция темпа движений помогает сформировать правильный речевой темпа нормальный темп речи, в свою очередь, благотворно сказывается на темпе общих движений.
Музыкальный темп усваивается на таких простых движениях, как ходьба, прыжки, взмахи руками в медленном и умеренном темпе. Когда используются слова, словосочетания, считалки, скороговорки, то характер движений становится более разнообразным включаются отхлопывание, дирижирование в такт проговариванию, подскоки Проговаривание коротких стихотворений и текстов сочетается с отхлопыванием, прыжками, притопыванием и бегом в различном музыкальном темпе от медленного – к умеренному и, наоборот, от умеренного – к медленному. Допускается быстрый темп движений под музыку безучастия речи.
Первый комплекс упражнений Цель развитие восприятия, дифференциации и воспроизведения темпа движений.
УПРАЖНЕНИЕ I.
МУЗЫКАЛЬНО-СЮЖЕТНАЯ ИГРА В ПОЛЕТЕ»
Нотное приложение. Самолет, муз. К. Дискина
Описание упражнения. Дети под быструю музыку бегут по залу, изображая самолеты руки подняты в стороны как крылья самолета. С замедлением музыки дети опускают руки и переходят на ходьбу. С окончанием музыки дети останавливаются. Игра проводится несколько раз.
Инструкция.
– Сейчас каждый из вас будет изображать самолет. Встаньте врассыпную по залу и вытяните руки в стороны, как крылья у самолета С началом быстрой музыки бегите по залу, изображая летящий самолет. Когда музыка станет медленнее, опустите руки и ходите по залу в свободном направлении. Как только музыка закончится, остановитесь
РАЗДЕЛ I Развитие темпа движений и темпа речи, координации движений на музыкальных и логопедических занятиях
– Раз, два, три – самолет, лети!
Игра проводится несколько раз.
УПРАЖНЕНИЕ II.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА КУКЛА ТАНЦУЕТ»
Нотное приложение. Часть 1 Сладкая греза (фрагмент, муз. П. Чайковского Часть 2 Ой, лопнув обруч, укр. нар. мел, обр. Т. Попатенко
Оборудование: игрушка бибабо.
Описание упражнения. Дети сидят на стульчиках полукругом перед педагогом. Под музыку, звучащую в медленном темпе (нотное приложение, часть 1), кукла бибабо, ведомая взрослым, танцует, а дети медленно, в такт музыке, хлопают ей в ладоши. С окончанием музыки и танца дети кладут руки на колени.
Кукла вновь танцует, но уже под быструю музыку (нотное приложение, часть 2
), и дети сопровождают танец хлопками в быстром темпе. С окончанием музыки и танца дети кладут руки на колени.
Инструкция.
– Послушайте музыку, под которую кукла будет танцевать. Музыка будет то медленной, то быстрой Когда кукла танцует, вы хлопайте в ладоши в такт музыке. Если музыка быстрая, то вы также быстро хлопайте в ладоши, а если музыка медленная, то вы хлопайте в ладоши реже С окончанием музыки и танца положите руки наколе- ни.
Игра проводится несколько раз.
УПРАЖНЕНИЕ III.
ШАГИ БЕГ Нотное приложение. Шаги бег, муз. Ф. Надененко Описание упражнения. Дети идут колонной (друг за другом) по кругу под музыку умеренного темпа (спокойная музыка. После смены

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей