Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Консультация для воспитателей Развитие фонемати... Учитель-логопед Короткова Венера Фоатовна Златоуст, 2014 г


НазваниеУчитель-логопед Короткова Венера Фоатовна Златоуст, 2014 г
АнкорКонсультация для воспитателей Развитие фонемати.
Дата24.01.2018
Размер2.61 Mb.
Формат файлаpptx
Имя файлаКонсультация для воспитателей Развитие фонемати...pptx
ТипДокументы
#35238
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей


Учитель-логопед Короткова Венера Фоатовна Златоуст, 2014 г.

Консультация «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста»


Фонематический слух – это умение слышать и различать звуки речи. В формировании фонематических процессов и фонематического слуха выделены шесть этапов, для каждого из которых представлены соответствующие игры, задания и упражнения:

1 этап – узнавание неречевых звуков.

2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса.

3 этап – различение слов, близких по звуковому составу.

4 этап – дифференциация слогов.

5 этап - дифференциация фонем по твердости-мягкости, звонкости-глухости.

6 этап – развитие навыков звукового анализа и синтеза. 

1 этап – узнавание неречевых звуков Цели:

- упражнять в определении на слух предметов;

- развивать фонематический слух;

- развивать слуховую память и слуховое внимание;

- учить узнавать ритмический рисунок.

На cамых первых занятиях можно предложить детям послушать звуки за окном: что шумит? (деревья), что гудит? (машина), кто кричит? (мальчик), кто разговаривает? (люди). Затем предлагается внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы и т.д.

Игры:
    «Шумовые баночки»,
    «Что ты слышишь?»,
    «Угадай по звуку»,
    «Двигайся на звук»,
    «Покажи, что звучит» и т.д.



2 этап - Различение высоты, силы, тембра голоса Цели:

- учить на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому;

- учить говорить в быстром и медленном темпе;

- согласовывать движения со словами стихотворения;

- реагировать на словесный сигнал;

- воспитывать умение менять высоту голоса;

- совершенствовать фразовую речь;

- развивать тембр голоса.

На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр:
    « АУ!»;
    «Три медведя»;
    «Близко – далеко»;
    «Угадай, чей голос?»;
    «Кто как кричит?»;
    «Эхо» и т.д.



3 этап – различение слов, близких по звуковому составу Цели:

- развивать фонематический слух;

- учить подбирать рифму;

- находить ошибки, связанные со звуковым составом слова;

- различать слова-паронимы.

 

Работу на 3-м этапе начинать надо со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

Игры:
    «Подскажи подходящее слово»;
    «Назови лишний звук»;
    «Исправь меня»;
    «Правильно подбери слова со звуками…»;
    «Доскажи словечко»;
    «Назови пары слов» и т.д.



4 этап – дифференциация слогов Цели:

- учить чётко произносить слоговые ряды в отражённой речи;

- произносить трёхсложные слова с открытыми слогами при закреплении обобщающих понятий;

- подбирать рифму;

- упражнять в определении количества слогов;

- формировать навыки анализа и синтеза слов;

- развивать слуховое внимание и память.

На 4 этапе дети оказываются подготовленными к тому, чтобы учиться различать слоги.

Игры:
    «Цепочка»;
    «Запомни и повтори»;
    «Слушай и называй»;
    «Живые слоги»;
    «Узнай слово»;
    «Разноцветные вагончики» и т.д.



5 этап – дифференциация фонем по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости Цели:

- дать понятие «твёрдый» и «мягкий» звуки;

- учить различать эти звуки на слух;

- уметь выделять мягкий и твёрдый звуки из слов;

- развивать фонематический слух, внимание и память.

 

Игры:
    «Найди одинаковый звук»;
    «Выбери правильно»;
    «Звонкий – глухой звук»;
    «Твердый – мягкий звук» и т.д.





«Выбери правильно»

6 этап развитие навыков звукового анализа и синтеза

Цели:

- формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов;

- упражнять в определении количества звуков в словах;

- упражнять в нахождении изучаемого звука в начале, середине или конце слова;

- развивать фонематический слух;

- развивать навыки чтения.

 

Задачей последнего шестого этапа занятий является развитие у детей навыков элементарного звукового анализа. Игры:
    «Назови по порядку»;
    «Слово рассыпалось»;
    «Собери слово»;
    «Найди сбежавший звук»;
    «Кто куда поселится?»;
    «Прочитай по первым буквам» и т.д.



Прочитай по первым буквам Засели картинки в домики

Звуковой анализ слова

Спасибо за внимание!


перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей