Работа по теме урока Откройте учебник на с. 20.
Проведем исследование по вопросам рядом с условным значком «Задание повышенной сложности».
Упр. 31 (с. 20).
Перед какими звуками произношение и написание парного согласного не совпадает? (Перед согласным звуком.)
Найдите слово из второй группы, в котором парный согласный перед другим согласным произносится так же, как пишется. (Березняк.)
Перед какими согласными в середине слова парный согласный не надо проверять? (Перед непарными звонкими согласными).
Назовите непарные звонкие согласные. ([И], [JI], [Р], [Й], [М].)
Прочитайте правило от тетушки Совы.
Одинаково ли произносится парный согласный в корне слова?
Одинаковой ли буквой он обозначается?
Физкультминутка
Зайка серенький сидит И ушами шевелит.
(Приставить кисти рук к голове — изобразить ушки.)
Вот так, вот так
Он ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
(Потереть предплечья.)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
(Прыжки на месте.) Вот так, вот так Надо зайке поскакать. Зайку волк испугал, Зайка тут же убежал. (Сесть за парту.)
Закрепление изученного материала
Упр. 32 (с. 20).
(Самостоятельное выполнение. Проверка - обмен тетрадями.)
В каких словах есть орфограмма, т. е. звук и буква не совпадают? Как мы называем такие слова? (Это проверяемые слова.)
Какие слова для проверки вы подобрали? Как произносится звук в этих словах?
Почему в проверочном слове согласный звук слышится четко? (После него стоит гласный.)
Прочитайте еще одно правило от тетушки Совы на с. 21.
Придумайте проверяемые слова с парными согласными в корне слова.
Придумайте проверочные слова с парными согласными в корне слова.
Упр. 33 (с. 21).
(Выполнение с комментированием. Последние два-три слова учитель предлагает записать самостоятельно.)
Рефлексия
Запишите только те слова, написание парных согласных в которых надо проверять.
Лес, завод, морковный, столб, тетради, морж, огородник, берег, грибок, ложка.
(Самопроверка. Один ученик читает записанные слова. Ученики за партами делают хлопок в ладоши, если согласны. Самооценка с помощью «светофора».)
Подведение итогов урока
Что нового вы узнали на уроке об орфограмме «Парные согласные»?
Что должны помнить о написании этой орфограммы?
Какое задание вам было интересно выполнять?
Кто доволен результатами своей работы?
Кому нужна помощь учителя?
Домашнее задание
Выписать из орфографического словаря в конце учебника пять-шесть слов с парными согласными, которые надо проверять.
Урок 91. Проверка парных согласных
Урок 91. Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста
Цели: формировать умение правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце слова; развивать орфографическую зоркость; способствовать развитию речи учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся научатся пересказывать содержание текста с опорой на вопросы; находить в тексте конкретные сведения, факты; определять тему и главную мысль текста; соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую; составлять план текста; подробно пересказывать текст в письменной форме; находить в словах изученные орфограммы.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
Орфографическая минутка
Проверим, какие слова вы выписали дома из орфографического словаря.
(К доске выходят двое учеников. Один из них читает свои слона, другой называет проверочные слова. Работа в парах за партами. Чтение и подбор проверочных слов.)
Самоопределение к деятельности
Над какой темой мы работали на прошлом уроке?
Как мы поступим, если в конце слова услышим согласный звук в слабой позиции — в конце слова снег? мороз? сугроб? каток? лед?
Работа по теме урока
Знакомство с текстом для изложения
Каток.
Весь день шел снег. Ночью началась метель. Ударил сильный мороз. У входа в школу намело большой сугроб. Ребята взяли лопаты и стали чистить двор.
На школьном дворе залили каток. Под коньками звенит гладкий лед. Ьольшой мороз детям не страшен.
Анализ текста
Почему ребята решили залить каток?
Почему они сначала взяли лопаты? Вопросы для составления плана
Какая погода была днем?
Когда началась метель?
Какой был мороз?
Где намело сугроб?
Что сделали ребята?
Где залили каток?
Что звенит под коньками?
Страшен ли детям мороз? (Учащиеся составляют план текста".)
Орфографическая подготовка
Назовите слова с изучаемой орфограммой в тексте изложения.
Какие еще орфограммы встретились? Слова для справок: намело, звенит, не страшен.
Самостоятельная работа учащихся
(Обучающее изложение — 20—25 минут. Проверка работ. Оценивание.) Кто доволен своей работой?
В чем испытали трудность?
Подведение итогов урока
Какую орфограмму закрепляли при написании изложения?
Чему еще учились на уроке?
Урок 92. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова
Цели: формировать умение проверять написание парных согласных разными способами; учить распознавать парные звонкие и глухие согласные в словах, сопоставлять произношение и написание, анализировать, делать вывод; развивать у учащихся навыки грамотного письма.
Планируемые результаты: учащиеся научатся проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова разными способами; сопоставлять произношение и написание слов; подбирать проверочное слово.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
Словарная работа
(На доске запись.)
[нарот], [горах], [вакрук], [раскас], [титрат'], [м'идв'эт'].
Урок 92. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова 215
Прочитайте звуковой состав слова. Напишите слова, обозначая их буквами. (Народ, город, вокруг, рассказ, тетрадь, медведь.)
[ — Проверьте свою работу по орфографическому словарю в конце учебника.
Как вы действовали, когда проверяли слова перед их написанием?
Самоопределение к деятельности
Какое проверочное слово вы подобрали для слова город? (Города.)
Изменилось ли значение слова? (Нет.)
Каким способом проверки мы пользовались: изменили слово или подобрали к нему однокоренное слово? (Мы изменили слово.)
Какое проверочное слово вы подобрали к слову вокруг? (Кругом.)
Как называется этот способ проверки? (Подбор однокорен- ного слова.)
Как вы поняли, каковы цели сегодняшнего урока? (Мы будем учиться проверять слова с парными согласными разными способами.)
Прочитайте правило тетушки Совы на с. 22.
Какие способы проверки описаны в правиле? (Можно изменить слово, а можно подобрать однокоренное слово.)
Какой звук должен стоять после парного согласного и в том и в другом случае? (Гласный звук.)
Послушайте стихотворное правило об этом.
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй.
Упр. 36 (с. 23).
(Самостоятельное выполнение. Самопроверка. Учащиеся но цепочке читают слова с пропущенными орфограммами и на- |Ывают проверочное слово.) Для начала мыс тобой
Крутим только головой.
(Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже —
Это мы, конечно, сможем.
(Повороты вправо и влево.)
Напоследок потянулись Вверх и в стороны. Прогнулись.
(Потягивания вверх и в стороны.) От разминки раскраснелись И за парты снова сели. (Сесть наместо.)
Закрепление изученного материала
Работа по учебнику Упр. 37(с. 23).
(Выполнение с комментированием.)
Чем интересны эти слова? (Оба слова произносятся одинаково.)
Игра «Помоги Незнайке»
Прочитайте предложения, которые составил Незнайка и объясните ошибки.
Садовод сорвал с яблони спелый плот. Весной лук покрылся первыми цветами.
Рефлексия
Выпишите в первый столбик проверяемые слова, во второй — измененную форму слова, в третий - однокореннос слово.
Луг, луговой, луга; глаза, глазки, глаз; дубок, дуб, дубы. (Самопроверка. Один ученик читает записанные слова по столбикам, остальные делают хлопок в ладоши, если согласны, Также можно использовать КИМы (тест 10, с. 36).)
Подведение итогов урока
Какие способы проверки парных согласных закрепляли на уроке?
Какое задание вам было интересно выполнять?
Кто справился с проверкой знаний?
Где допустили ошибки?
Домашнее задание
Выполнить упр. 39 (с. 24).
Урок 93. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова
Цели: формировать умение проверять написание парных согласных; способствовать развитию речи учащихся; развивать навыки грамотного письма.
Планируемые результаты: учащиеся научатся применять пра- вила правописания парных согласных; подбирать синонимы.
Оборудование: рисунки к игре «Рыбалка», у учащихся - карточки с буквами, карточки для проверки знаний.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
1. Словарная работа
Поставьте ударение и назовите непроверяемую безударную гласную в слове завод. (Безударная гласная А в первом слоге.)
Подберите однокоренные слова и выделите в них корень. (Заводик, заводиане, заводской.)
Как пишется безударная гласная во всех этих словах? (Гласная пишется одинаково.)
Что изготавливают на заводах? (Ответы детей.)
Отгадайте загадки. Слова-отгадки проговорите орфографически вслух и запишите, разделяя для переноса.
Маленькие домики по улице бегут, Мальчиков и девочек домики везут. (Автобус.)
К. Чуковский Он в безбрежном океане Туч касается крылом. Развернется над лугами, Отливает серебром. (Самолет.) Для уборки урожая На поля я выезжаю И за несколько машин Там работаю один. (Комбайн.)
2. Игра «Рыбалка»
^ Учитель показывает рыбку, учащиеся — одну из букв на ведерке, называя проверочное слово. ! (Лед, улов, крот, мороз, шубка, ложка, ковш, шарф.)
Самоопределение к деятельности
В каких словах парный согласный находится в слабой позиции - произносится нечетко: лед, шарфы, шубка, крот, морозец? {Лед, шубка, крот.)
Почему звук в этих словах произносится нечетко? (Он стоит в конце слова или перед глухим согласным.)
Как называются буквы, написание которых надо проверять? (Орфограммы.)
Откройте учебник на с. 24 и прочитайте название орфограммы, которую мы сейчас изучаем.
Работа по теме урока
Упр. 38 (с. 24).
(Коллективное выполнение, предложения записывают с комментированием, написание парных согласных объясняют.) От зеленого причала Оттолкнулся теплоход. Раз, два.
(Встать из-за парт.) Он назад поплыл сначала. Раз, два. (Шаги назад.) А потом поплыл вперед. Раз, два. (Шаги вперед.)
И поплыл, поплыл по речке, Набирая полный ход. (Волнообразные движения руками.)
Закрепление изученного материала
Упр. 40 (с. 25).
Какой синоним вы нашли в тексте к слову неожиданно? (Вдруг.)
Какое словарное слово есть в тексте упражнения?
Какие орфограммы здесь есть? (Парный согласный в конце слова.)
Упр. 41 (с. 25).
(Самостоятельное выполнение. Самопроверка.)
Какое словарное слово повторили при выполнении упражнения? (Завод.)
Какая орфограмма выделена? (Безударная гласная А.)
Какое еще опасное место вы нашли? (Парный согласный звук в конце слова.)
VII. Рефлексия
- Вставьте пропущенную букву, напишите проверочное слово.
Вариант I
Вариант II
ело., сугро.. ер., укро..
сне., негре, гара.. ихо..
(Два ученика выполняют задание на откидной доске, остальные записывают в тетрадь. Взаимопроверка. Ученики, работавшие удоски, открывают записи, остальные меняются тетрадями, Проверяют работы по образцу на доске, ошибки исправляют карандашом. Затем снова меняются и оценивают себя с помощью •сиетофора».
Также можно использовать КИМы (тест 11, с. 37).)
VIII. Подведение итогов урока
- Как называется орфограмма, с которой мы познакомились сегодня на уроке?
Что вы должны помнить о написании этой орфограммы? В каком случае парный согласный будет являться орфограммой?
Что интересно было на уроке? : - При выполнении какого задания вы испытали трудности?
Домашнее задание
Ныполнить упр. 45 (с. 27).
Урок 94. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова
Цели: отрабатывать умение правильно писать слова с парными тонкими и глухими согласными на конце и в середине слова; Iпивать орфографическую зоркость.
Планируемые результаты: учащиеся научатся проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова разными спосо- Пими; сопоставлять произношение и написание слов; подбирать проверочное слово.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
1. Словарная работа
Выпишите из стихотворения слова с непроверяемой безударной гласной. (Карандаш, голубой, тетрадь, рисовать.)
На столе у малыша Три цветных карандаша. Выбирай себе любой: Красный, желтый, голубой... Мальчуган нашел тетрадь, Стал в ней домик рисовать.
Ц. Ефимов
2. Орфографическая минутка
Запишите под диктовку.
У города пруд. Мальчик увидел прорубь и ступил на лед. Лед треснул Мальчик замерз и простудился.
Самоопределение к деятельности
По какому признаку слова объединены в две группы? гриб ложка
бровь когти
ландыш ладошка
сапог сказка
Как проверить написание слов?
Измените слова первого столбика так, чтобы они обозы л чали много предметов.
Можно ли эти слова назвать проверочными?
Измените по аналогии слова второго столбика.
Можно ли эти слова назвать проверочными?
Чему мы будем учиться сегодня на уроке?
Упр. 42 (с. 26).
Назовите звук в корне первого слова. ([Ш].)
Как вы думаете, какой буквой он обозначается? (Предгю ложения детей.)
Измените слово. Подставьте к нему слово нет или многи (Много воришек.)
Проверьте по аналогии остальные слова. (Выполнение с комментированием.)
• Упр. 43 (с. 26).
Прочитайте образец.
Какое слово из пары является проверочным?
Какой звук произносится в проверяемом слове?
Перед каким звуком он стоит? (Самостоятельное выполнение.)
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |