Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

соединения углерода. Урок химии по теме Соединения углерода


НазваниеУрок химии по теме Соединения углерода
Анкорсоединения углерода.doc
Дата06.12.2017
Размер66.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файласоединения углерода.doc
ТипУрок
#32709
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Урок химии по теме "Соединения углерода"


Цель: формирование представлений о соединениях углерода, химических свойствах оксидов, гидроксида и солей углерода.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Основное содержание темы, термины и понятия

Содержание темы предполагает:

  • повторение классификации соединений углерода;

  • изучение строения, свойств и значения оксидов углерода, угольной кислоты и ее солей.

Планируемые результаты:

Личностные умения

  • проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;

  • проявление творческого отношения к процессу обучения.

Метапредметные умения

Познавательные умения

  • находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

  • вести наблюдение;

  • прогнозировать ситуацию.

Регулятивные умения

  • выполнять учебное задание в соответствии с целью;

  • соотносить учебные действия с известными правилами;

  • выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные умения

  • формулировать высказывание;

  • согласовывать позиции и находить общее решение;

  • адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.

Предметные умения

  • характеризовать строение молекул по способу их образования; писать уравнения реакций, подтверждающие их свойства; распознавать соединения углерода.

  • осуществлять химический эксперимент в соответствии с требованиями техники безопасности.

Организация образовательного пространства

Ресурсы:

  • персональный компьютер на каждого ученика или двух обучающихся, выход в ресурсы сети Интернет на сайт “Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов” https://school–collection.edu.ru и Томского государственного университета https://www.skillopedia.ru;

  • мультимедийный проектор, химические реактивы и химическая посуда для выполнения лабораторного опыта.

Форма работы: индивидуальная, в паре, групповая

Межпредметные связи: биология, география, геология, минералогия, окружающий мир.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Организационный момент

Приветствие обучающихся. Создание психологической атмосферы урока: подготовка необходимого оборудования, включение обучающихся в деловой темп урока.

Этап I. Самоопределение к деятельности

Цели:

  • Актуализировать имеющиеся знания, связанные с соединениями углерода;

  • Мотивировать обучающихся к изучению темы.

Давайте вспомним, на какие группы делятся вещества по происхождению (слайд 2)? (органические и неорганические).

Можно ли встретить соединения углерода среди этих веществ? (да)

В виде каких классов соединений они встречаются? (оксиды, гидроксиды, соли, углеводороды и их производные)

Можем ли мы встретиться с соединениями углерода в повседневной жизни? (да)

Углекислый газ есть в воздухе, угарный газ выделяется при сгорании бензина, угольная кислота присутствует в газированных напитках, углекислый аммоний и сода есть на каждой кухне.

Соединения углерода образуют минералы и горные породы, такие как кальцит, магнезит, малахит, сидерит и др. (слайды 3-6).

Соединения углерода находят широкое применение в быту, в медицине, ювелирном деле, промышленности и многих других отраслях. Не следует забывать о том, что неправильное использование соединений углерода может привести к трагедии, например отравлению или взрыву, поэтому важно знать свойства углеродсодержащих веществ, чтобы они приносили пользу, а не вред.

Планируемые результаты:

  • Личностный результат - Проявление интереса к поставленной проблеме.

  • Предметный результат 
    Классификация соединений углерода по происхождению и составу;
    Местонахождение в природе соединений углерода.


Э тап II. Учебно-познавательная деятельность

Цели:

  • Называть соединения углерода по международной, тривиальной и рациональной номенклатуре;

  • Характеризовать способы получения соединений углерода;

  • Характеризовать физические и химические свойства соединений углерода;

  • Составлять уравнения химических реакций, подтверждающие способы получения и свойства соединений углерода.

Презентация.

СО

Оксид углерода (II), угарный газ, монооксид углерода, окись углерода (слайды 7-9)

Физические свойства: газ без цвета и запаха, нерастворим в воде, ядовит

Получение:

неполное сгорание угля
2С + О2 = 2СО

взаимодействием угля с углекислым газом
С + СО2 = 2СО

пропусканием водяных паров над раскаленным углем
С + Н2О = Н2 + СО

Химические свойства:

с кислородом
2СО + О2 = 2СО2

со щелочами при нагревании
СО + КОН = НСООК

с оксидами металлов
3СО + Fe2O3 = 2Fe + 3СО2

СО2

Оксид углерода (IV), углекислый газ, диоксид углерода, двуокись углерода

(слайды 10-15)

Физические свойства: газ без цвета и запаха, хорошо растворим в воде

Распознавание:

  • не поддерживает горение

  • вызывает помутнение известковой воды

Получение:

горение угля
С+ О2 = СО2

окисление угарного газа
2СО + О2 = 2СО2

разложение карбонатов
СаСО3 = СО2 + СаО

карбонат с кислотой
СаСО3 + 2HCl = H2О + СО2 + СаCl2

Химические свойства:

с водой

вопрос: почему дождевая вода слабокислая [1]?
Н2О + СО2 = Н2СО3

со щелочами
Са(ОН)2 + СО2 = H2О + СаСО3

с магнием
2Мg + CO2 = 2MgO + C

Фотосинтез

вопрос: почему на большом поле урожай в середине поля меньше, чем по краям [1]?
6СО2 + 6Н2О = С6Н12О6 + 6О2

Н2СО3

Угольная кислота (слайды 16-17)

Физические свойства: в свободном виде не существует

Получение:

углекислый газ + вода
Н2О + СО2 = Н2СО3

Химические свойства:

Проявляют общие свойства кислот с активными металлами
Н2СО3 + Mg = MgСО3 + H2 ^

с основными оксидами
Н2СО3 + CaO = CaСО3v + H2О

с основаниями
Н2СО3 + 2NaOH = Na2СО3 + 2H2О
Н2СО3(изб.)+ NaOH = NaHСО3+H2О

специфические свойства:

разложение
Н2СО3 = СО2 ^ + H2О

диссоциация
Н2СО3 = НСО3- + H+

Соли:

Карбонаты СО32-

Гидрокарбонаты НСО3-

(слайды 18-20)

Физические свойства: твердые, бесцветные, растворимы в воде только карбонаты щелочных металлов

Химические свойства:

кислая соль + щелочь

Просмотр видео [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://www.skillopedia.ru/material.php?id=4172
Са(НСО3)2 + Ca(OН)2 = 2CaСО3v + 2H2О

разложение кислых солей

вопрос: почему горы Крымского полуострова имеют много пещер [1]?
СаСО3 + Н2О + СО2 = Са(НСО3)2

средняя соль + кислота

вопрос: почему образуются сталактиты [1]?
Са(НСО3)2 = СаСО3 + Н2О + СО2

Форма работы: групповая

Планируемые результаты:

Регулятивный результат

  • Умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативный результат

  • Умение выполнять учебные задания всей группой.

Предметный результат

Этап III. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели:

  • стимулировать интерес к выполнению заданий практического характера;

  • научить школьников ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

  • планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, представлять результат своей деятельности.

Варианты заданий:

Задание 1 (репродуктивный уровень).

Используя инструктивную карту, проведите лабораторный опыт “Гидролиз солей угольной кислоты” (слайды 21-23).

1. В ячейки планшета капните по 1–2 капли раствора карбоната натрия и гидрокарбоната натрия, по каплям добавьте раствор универсального индикатора. Что наблюдаете?

2. Запишите уравнение реакции гидролиза солей в молекулярном и ионном виде.

3. Сделайте вывод о результатах опыта.

Форма работы: в паре

Задание 2 (частично-поисковый уровень).

Базовый уровень. Осуществите превращения (слайд 24-26):

Уголь —> оксид углерода (IV) —> карбонат кальция —> гидрокарбонат кальция —> карбонат кальция —> оксид углерода (IV) —> углерод

Решение:
С —> СО2 —> СаСО3 —> Са(НСО3)2 —> СаСО3 —> СО2 —> С
С + О2 —> СО2
СО2 + СаО —> СаСО3
СаСО3 + Н2О + СО2 —> Са(НСО3)2
Са(НСО3)2 + Са(ОН)2 —> 2СаСО3 + 2Н2О
СаСО3 —> СаО + СО2
СО2 + 2Мg —> 2MgO + С

Повышенный уровень. Установите вещество X. Составьте соответствующие уравнения реакций (слайды 27-33):

С —> Х —> СН4
1) СО
2) CaC2
3) Аl4C3
4) CO2

3C + 4Al —> Al4C3

Al4C3 + 12H2O —> 4Al(OH)3v+ 3CH4^

C —> X —>CO
CH4
CO2
CaCO3
O2

C + O2 —> CO2

CO2 + C —> 2CO

CO2 —> X —>HCOONa
H2CO3
HCOOH
C
CO

CO2 + C —> 2CO

CO + NaOH —> HCOONa

Задание 3 (эвристический уровень).

Вычислите массу кристаллогидрата карбоната натрия, который необходимо добавить к 200 г 12%-ного раствора карбоната натрия, чтобы массовая доля раствора стала 20% (слайды 34-36).

Решение:

определяем поправочный коэффициент (массовая доля карбоната натрия в кристаллогидрате)

 решаем задачу “методом рисунка”

37%

12%

20%

+

=

х

200 г

(200+х) г
37 * х + 12 * 200 = 20 * (200+х)
37 * х + 2400 = 4000+20 * х
17 * х = 1600
х=94

Ответ: для приготовления раствора с заданной концентрацией необходимо 94 г кристаллогидрата натрия.

Планируемые результаты:

Личностный результат

  • Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий.

Познавательный результат

  • Умение использовать методы наблюдения и прогнозирования для выполнения задания.

Регулятивный результат

  • Умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативный результат

  • Умение адекватно использовать речевые и символьные средства для представления результата.

Этап IV. Рефлексивная деятельность

Цели: научить школьников

Самоанализ и самооценка ученика:

Задание 1 (самоанализ ). Закончите предложения.

  • Чтобы написать уравнение реакции без ошибок, нужно .......................................

  • Чтобы правильно провести химический эксперимент надо ............ ...............

Задание 2 (самооценка ). Закончите предложения.

  • Я доволен(льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла) .....................

  • Я не доволен(льна) тем, что сегодня ..............................

Результаты деятельности вносятся учителем после освоения темы учащимися в портфель личных достижений.

Этап V. Информация о домашнем задании

  • Параграф 46

  • Письменно по выбору на “3” - №4; “4” - №2,3; “5” - №6 после параграфа;

  • Дополнительно: №7.

Литература и сайты

  1. Кендиван О.Д-С., Саая А.Н. Химические явления за окном // Журнал “Химия”.ИД “Первое сентября”, 2012. - №2. – С.51-56.

  2. Кузнецова Н.Е., Литвинова, Т.Н., Левкин, А.Н. Химия: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень). – М.: Вентана-Граф, 2007. – 256 с.

  3. Левкин, А.Н., Кузнецова, Н.Е. Задачник по химии: 11 класс. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 240 с.

  4. Лидин Р.А. Справочник по общей и неорганической химии. – М.: Просвещение, 1997. – 568 с.

  5. Москаленко Т.Д. Химия. – М.: Мир книги, 2007. – 216 с. (Серия “Современная школьная энциклопедия”).

  6. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009.

  7. https://www.catalogmineralov.ru/mineral/711.html - сидерит

  8. https://www.catalogmineralov.ru/mineral/763.html - магнезит

  9. https://www.catalogmineralov.ru/sample-all/45.html - кальцит

  10. https://www.catalogmineralov.ru/mineral/58.html - малахит

  11. https://www.skillopedia.ru/material.php?id=4172 – взаимодействие оксида углерода с гидроксидом кальция

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей