Урок химии по теме "Соединения углерода" Цель: формирование представлений о соединениях углерода, химических свойствах оксидов, гидроксида и солей углерода.
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Основное содержание темы, термины и понятия
Содержание темы предполагает:
повторение классификации соединений углерода;
изучение строения, свойств и значения оксидов углерода, угольной кислоты и ее солей.
Планируемые результаты:
Личностные умения
проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;
проявление творческого отношения к процессу обучения.
Метапредметные умения
Познавательные умения
находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;
вести наблюдение;
прогнозировать ситуацию.
Регулятивные умения
выполнять учебное задание в соответствии с целью;
соотносить учебные действия с известными правилами;
выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные умения
формулировать высказывание;
согласовывать позиции и находить общее решение;
адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.
Предметные умения
характеризовать строение молекул по способу их образования; писать уравнения реакций, подтверждающие их свойства; распознавать соединения углерода.
осуществлять химический эксперимент в соответствии с требованиями техники безопасности.
Организация образовательного пространства
Ресурсы:
персональный компьютер на каждого ученика или двух обучающихся, выход в ресурсы сети Интернет на сайт “Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов” https://school–collection.edu.ru и Томского государственного университета https://www.skillopedia.ru;
мультимедийный проектор, химические реактивы и химическая посуда для выполнения лабораторного опыта.
Форма работы: индивидуальная, в паре, групповая
Межпредметные связи: биология, география, геология, минералогия, окружающий мир.
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
Организационный момент
Приветствие обучающихся. Создание психологической атмосферы урока: подготовка необходимого оборудования, включение обучающихся в деловой темп урока.
Этап I. Самоопределение к деятельности
Цели:
Актуализировать имеющиеся знания, связанные с соединениями углерода;
Мотивировать обучающихся к изучению темы.
Давайте вспомним, на какие группы делятся вещества по происхождению (слайд 2)? (органические и неорганические).
Можно ли встретить соединения углерода среди этих веществ? (да)
В виде каких классов соединений они встречаются? (оксиды, гидроксиды, соли, углеводороды и их производные)
Можем ли мы встретиться с соединениями углерода в повседневной жизни? (да)
Углекислый газ есть в воздухе, угарный газ выделяется при сгорании бензина, угольная кислота присутствует в газированных напитках, углекислый аммоний и сода есть на каждой кухне.
Соединения углерода образуют минералы и горные породы, такие как кальцит, магнезит, малахит, сидерит и др. (слайды 3-6).
Соединения углерода находят широкое применение в быту, в медицине, ювелирном деле, промышленности и многих других отраслях. Не следует забывать о том, что неправильное использование соединений углерода может привести к трагедии, например отравлению или взрыву, поэтому важно знать свойства углеродсодержащих веществ, чтобы они приносили пользу, а не вред.
Планируемые результаты:
Личностный результат - Проявление интереса к поставленной проблеме.
Предметный результат Классификация соединений углерода по происхождению и составу; Местонахождение в природе соединений углерода.
Э тап II. Учебно-познавательная деятельность
Цели:
Называть соединения углерода по международной, тривиальной и рациональной номенклатуре;
Характеризовать способы получения соединений углерода;
Характеризовать физические и химические свойства соединений углерода;
Составлять уравнения химических реакций, подтверждающие способы получения и свойства соединений углерода.
Презентация. СО
Оксид углерода (II), угарный газ, монооксид углерода, окись углерода (слайды 7-9)
| Физические свойства: газ без цвета и запаха, нерастворим в воде, ядовит
Получение:
неполное сгорание угля
2С + О2 = 2СО взаимодействием угля с углекислым газом
С + СО2 = 2СО пропусканием водяных паров над раскаленным углем
С + Н2О = Н2 + СО Химические свойства:
с кислородом
2СО + О2 = 2СО2 со щелочами при нагревании
СО + КОН = НСООК с оксидами металлов
3СО + Fe2O3 = 2Fe + 3СО2 | СО2
Оксид углерода (IV), углекислый газ, диоксид углерода, двуокись углерода
(слайды 10-15)
| Физические свойства: газ без цвета и запаха, хорошо растворим в воде
Распознавание:
не поддерживает горение
вызывает помутнение известковой воды
Получение:
горение угля
С+ О2 = СО2 окисление угарного газа
2СО + О2 = 2СО2 разложение карбонатов
СаСО3 = СО2 + СаО карбонат с кислотой
СаСО3 + 2HCl = H2О + СО2 + СаCl2 Химические свойства:
с водой
вопрос: почему дождевая вода слабокислая [1]?
Н2О + СО2 = Н2СО3 со щелочами
Са(ОН)2 + СО2 = H2О + СаСО3 с магнием
2Мg + CO2 = 2MgO + C Фотосинтез
вопрос: почему на большом поле урожай в середине поля меньше, чем по краям [1]?
6СО2 + 6Н2О = С6Н12О6 + 6О2 | Н2СО3
Угольная кислота (слайды 16-17)
| Физические свойства: в свободном виде не существует
Получение:
углекислый газ + вода
Н2О + СО2 = Н2СО3 Химические свойства:
Проявляют общие свойства кислот с активными металлами
Н2СО3 + Mg = MgСО3 + H2 ^ с основными оксидами
Н2СО3 + CaO = CaСО3v + H2О с основаниями
Н2СО3 + 2NaOH = Na2СО3 + 2H2О Н2СО3(изб.)+ NaOH = NaHСО3+H2О специфические свойства:
разложение
Н2СО3 = СО2 ^ + H2О диссоциация
Н2СО3 = НСО3- + H+ | Соли:
Карбонаты СО32-
Гидрокарбонаты НСО3-
(слайды 18-20)
| Физические свойства: твердые, бесцветные, растворимы в воде только карбонаты щелочных металлов
Химические свойства:
кислая соль + щелочь
Просмотр видео [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://www.skillopedia.ru/material.php?id=4172
Са(НСО3)2 + Ca(OН)2 = 2CaСО3v + 2H2О разложение кислых солей
вопрос: почему горы Крымского полуострова имеют много пещер [1]?
СаСО3 + Н2О + СО2 = Са(НСО3)2 средняя соль + кислота
вопрос: почему образуются сталактиты [1]?
Са(НСО3)2 = СаСО3 + Н2О + СО2 | Форма работы: групповая
Планируемые результаты:
Регулятивный результат
Умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Коммуникативный результат
Умение выполнять учебные задания всей группой.
Предметный результат Этап III. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цели:
стимулировать интерес к выполнению заданий практического характера;
научить школьников ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;
планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, представлять результат своей деятельности.
Варианты заданий:
Задание 1 (репродуктивный уровень).
Используя инструктивную карту, проведите лабораторный опыт “Гидролиз солей угольной кислоты” (слайды 21-23).
1. В ячейки планшета капните по 1–2 капли раствора карбоната натрия и гидрокарбоната натрия, по каплям добавьте раствор универсального индикатора. Что наблюдаете?
2. Запишите уравнение реакции гидролиза солей в молекулярном и ионном виде.
3. Сделайте вывод о результатах опыта.
Форма работы: в паре
Задание 2 (частично-поисковый уровень).
Базовый уровень. Осуществите превращения (слайд 24-26):
Уголь —> оксид углерода (IV) —> карбонат кальция —> гидрокарбонат кальция —> карбонат кальция —> оксид углерода (IV) —> углерод
Решение:
С —> СО2 —> СаСО3 —> Са(НСО3)2 —> СаСО3 —> СО2 —> С С + О2 —> СО2 СО2 + СаО —> СаСО3 СаСО3 + Н2О + СО2 —> Са(НСО3)2 Са(НСО3)2 + Са(ОН)2 —> 2СаСО3 + 2Н2О СаСО3 —> СаО + СО2 СО2 + 2Мg —> 2MgO + С Повышенный уровень. Установите вещество X. Составьте соответствующие уравнения реакций (слайды 27-33):
С —> Х —> СН4
1) СО 2) CaC2 3) Аl4C3 4) CO2 3C + 4Al —> Al4C3
Al4C3 + 12H2O —> 4Al(OH)3v+ 3CH4^
C —> X —>CO
CH4 CO2 CaCO3 O2 C + O2 —> CO2
CO2 + C —> 2CO
CO2 —> X —>HCOONa
H2CO3 HCOOH C CO CO2 + C —> 2CO
CO + NaOH —> HCOONa
Задание 3 (эвристический уровень).
Вычислите массу кристаллогидрата карбоната натрия, который необходимо добавить к 200 г 12%-ного раствора карбоната натрия, чтобы массовая доля раствора стала 20% (слайды 34-36).
Решение:
определяем поправочный коэффициент (массовая доля карбоната натрия в кристаллогидрате)
решаем задачу “методом рисунка”
-
37%
| | 12%
| | 20%
| | +
| | =
| | х
| | 200 г
| | (200+х) г
| 37 * х + 12 * 200 = 20 * (200+х) 37 * х + 2400 = 4000+20 * х 17 * х = 1600 х=94 Ответ: для приготовления раствора с заданной концентрацией необходимо 94 г кристаллогидрата натрия.
Планируемые результаты:
Личностный результат
Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий.
Познавательный результат
Умение использовать методы наблюдения и прогнозирования для выполнения задания.
Регулятивный результат
Умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативный результат
Умение адекватно использовать речевые и символьные средства для представления результата.
Этап IV. Рефлексивная деятельность
Цели: научить школьников Самоанализ и самооценка ученика:
Задание 1 (самоанализ ). Закончите предложения.
Чтобы написать уравнение реакции без ошибок, нужно .......................................
Чтобы правильно провести химический эксперимент надо ............ ...............
Задание 2 (самооценка ). Закончите предложения.
Я доволен(льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла) .....................
Я не доволен(льна) тем, что сегодня ..............................
Результаты деятельности вносятся учителем после освоения темы учащимися в портфель личных достижений.
Этап V. Информация о домашнем задании
Параграф 46
Письменно по выбору на “3” - №4; “4” - №2,3; “5” - №6 после параграфа;
Дополнительно: №7.
Литература и сайты
Кендиван О.Д-С., Саая А.Н. Химические явления за окном // Журнал “Химия”.ИД “Первое сентября”, 2012. - №2. – С.51-56.
Кузнецова Н.Е., Литвинова, Т.Н., Левкин, А.Н. Химия: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень). – М.: Вентана-Граф, 2007. – 256 с.
Левкин, А.Н., Кузнецова, Н.Е. Задачник по химии: 11 класс. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 240 с.
Лидин Р.А. Справочник по общей и неорганической химии. – М.: Просвещение, 1997. – 568 с.
Москаленко Т.Д. Химия. – М.: Мир книги, 2007. – 216 с. (Серия “Современная школьная энциклопедия”).
Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009.
https://www.catalogmineralov.ru/mineral/711.html - сидерит
https://www.catalogmineralov.ru/mineral/763.html - магнезит
https://www.catalogmineralov.ru/sample-all/45.html - кальцит
https://www.catalogmineralov.ru/mineral/58.html - малахит
https://www.skillopedia.ru/material.php?id=4172 – взаимодействие оксида углерода с гидроксидом кальция
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |