Главная страница
qrcode

Урок по учебнику Русский язык под редакцией Е. А. Быстровой это повторение и систематизация полученных ранее знаний


НазваниеУрок по учебнику Русский язык под редакцией Е. А. Быстровой это повторение и систематизация полученных ранее знаний
АнкорRusskiy yazyk 5 klass Bystrova pourochnye plany.pdf
Дата19.05.2019
Размер1.67 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаRusskiy_yazyk_5_klass_Bystrova_pourochnye_plany.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУрок
#50698
страница1 из 8
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8
БаБкина М.В.
ТеМаТическое и поурочное
планироВание
к учебнику русский язык
5 класс
под редакцией е.а. Быстровой
Москва Русское слово
2011
Babkina.indd 1 30.09.2011 12:41:34
Бабкина МВ. Тематическое и поурочное планирование к учебнику Русский язык для 5 класса под редакцией Е.А. Быстровой / Бабкина МВ. — М ООО Русское слово — учебник, 2011. — 152 с.
Данное пособие содержит тематическое и поурочное планирование к учебнику Русский язык для 5 класса под редакцией
Е.А. Быстровой и соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Автор знакомит с особенностями, структурой и содержанием нового учебника и раскрывает подходы в обучении поданному курсу.
Курс предназначен для общеобразовательных учреждений, в том числе гимназий, лицеев и колледжей МВ. Бабкина, 2011
ISBN 978-5-91218-
© ООО Русское слово — учебник, 2011
Babkina.indd 2 30.09.2011 12:41:34
3
поясниТельная записка
Цель данного пособия для учителей — максимально раскрыть потенциал учебника по русскому языку (авторский коллектив Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, ЮН. Гостева,
И.Р. Калмыкова, Е.С. Юрьева) как в содержательном, таки в методическом аспектах. Объем представленного в учебнике материала — теоретического и практического — достаточен для организации работы обучающихся в классе, дома ив основном не требует дополнительных источников. Каждый урок по учебнику Русский язык под редакцией Е.А. Быстровой — это повторение и систематизация полученных ранее знаний;
• открытие нового;
• возможность применить актуализированные и вновь полученные знания на практике;
• развитие логико-понятийного аппарата пятиклассника написание плана, составление схемы, таблицы или их прочтение, установление порядка частей в тексте);
• развитие речи в устной и письменной форме в разных стилях и жанрах речи.
Учебник позволяет реализовать принцип вариативности и предоставляет возможность каждому учителю максимально учесть особенности класса или отдельных обучающихся. Одним из вариантов работы является блоч­
но­мо дульная подача теоретического материала. Это обусловлено тем, что пятиклассникам, в соответствии с обязательным минимумом по предмету для начальной школы, уже знакома большая часть материала. Следовательно, задача уроков в пятом классе — систематизировать и углубить знания по русскому языку. К тому же подобный способ подачи материала позволяет значительно экономнее распределять время урока. При блочно-модульном способе предъявления материала у обучающихся быстрее складывается общее представление о лингвистическом явлении по предлагаемой теме и остается больше времени для отработки умений и навыков.
Еще один вариант — пошаговый способ усвоения материала, находящий отражение в структуре параграфов. Новый материал в параграфах разбит на части, что позволяет обучающимся усваивать не только сам материал, но и логику его изложения, обращаться при необходимости к определенной части. Все это способствует развитию мышления пятиклассника.
Строение параграфов учебника соответствует алгоритму открытия новых знаний. Важно, чтобы обучающиеся не вызубривали правила, а усваивали их осмысленно, развивая при этом логико-понятийный аппарат (реализация когнитивно-коммуникативного подхода. Наблюдения за языковым материалом, решение лингвистических задач, рассуждение по различным вопросам школьного курса русского языка предшествуют введению правили понятий. При работе в классе учитель планирует, организует процесс изучения и освоения нового материала, прогнозирует трудности и помогает их преодолевать. Ситуация урока в ряде случаев предполагает самостоятельную работу обучающихся с теоретическим материалом учебника, вовремя которой пятиклассники усваивают законы построения учебно-научного текста, овладевают метапредметными умениями и навыками. Следует отметить пропедевтическую линию учебника. Оправданно введен материал о вводных словах и знаках препинания при них, так как он дается в логике материала о таком типе речи, как рассуждение (ч. I, § 13, с. 58). Вновь пятиклассники обратятся к этой теме при изучении
§ 31 Предложения с вводными словами (ч. I, с. 124—126). Тема логично включена в учебник пятого класса, так как показывает, чем еще, кроме однородных членов, обращений, может быть осложнено предложение.
Задания, предлагаемые в учебнике, нацеливают обучающихся на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Материал учебника ориентирует на формирование у школьников важнейших общеучебных навыков (умения наблюдать, навыков исследовательской работы, а также реализации их художественно-творческого потенциала. Слова Феликса Кривина «По-настоящему он человек растет тогда, когда над чем-то задумывается (ч. I, смогут с полным правом стать эпиграфом к учебнику, материал которого ориентирует на интеллектуальное развитие ученика. Вопросы Зачем Почему, задания Докажите, Сделайте вывод постоянно адресуются пятиклассникам. Использование таблиц и схем, разнообразие заданий к ним позволяет развивать столь необходимый общеучебный навык, как самостоятельное получение знаний из различных информационных источников. Размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы пятиклассники учатся, работая с таблицами и схемами.
Далее называем некоторые из таблиц и схем, вошедших в учебник.
Таблицы
Часть учебника, номер упражнения
Наименование темы
Виды заданий к таблицам,
№ Знаки препинания при однородных членах предложения
Внимательно прочитайте таблицу и приведите примеры на каждый случай, когда запятая ставится, когда — нет. Сформулируйте правило о постановке знаков препинания между однородными членами Буквы ею, я
Внимательно ознакомьтесь с таблицей. Понаблюдайте, какие звуки обозначаются выделенными буквами в словах каждой колонки. Сформулируйте и запишите правило. Дополните таблицу своими примерами Чем различаются гласные и согласные звуки
Заполните таблицу, опираясь на результаты ваших наблюдений. На основе таблицы составьте и запишите связный рассказ в форме рассуждения на тему Чем отличаются гласные от согласных 5 30.09.2011 12:41:34
6
II, № Части речи
Внимательно прочитайте таблицу и с ее помощью расскажите, какие части речи есть в русском языке. Что вызнаете о них Как выдумаете, обладают ли они общим грамматическим значением Существительные Оформите свои записи как таблицу Мягкий знак после шипящих на конце существительных
Внимательно изучите таблицу и сделайте вывод
схемы
Часть учебника, номер упражнения
Тема
Виды заданий, № 223
Звуки
Рассмотрите внимательно схему и расскажите о звуках речи в русском языке. Ответ подкрепляйте примерами Гласные звуки
Дополните схему и расскажите о гласных звуках в русском языке, № Самостоятельные части речи
С помощью схемы расскажите, какие самостоятельные части речи не изменяются, а какие изменяются и как. Приведите примеры Наклонение глаголов
Изучите схему. Какие признаки глагола представлены — постоянные или непостоянные?
Работая с учебником под редакцией Е.А. Быстровой, школьники учатся понимать таблицы и схемы, использовать их как отправную точку для построения собственного
Babkina.indd 6 30.09.2011 12:41:34
высказывания на заданную тему. Авторы выстраивают задания к таблицами схемам таким образом, что у пятиклассников постепенно формируется умение самостоятельно представлять полученную информацию в виде схем и таблиц и наполнять их собственными примерами.
Ориентируя школьников на выполнение тестовых заданий, учебник предлагает такие варианты заданий, как Найдите третье лишнее, Что объединяет слова в каждом ряду, В каком ряду расположены слова, в которых. Эти задания вошли врубрику проверяем себя, их можно использовать для самоконтроля обучающимися степени усвоения знаний на этапах урока Рефлексия или Подведение итогов. Материалы рубрики Проверяем себя помогут организовать работу на уроках закрепления, систематизации знаний или на уроках промежуточного контроля. Ряд заданий рубрики Проверяем себя может быть предложен обучающимся для выполнения дома.
Начиная со второго полугодия, пятиклассникам предлагаются тестовые задания, структурно ориентированные на
КИМ, ГИА, ЕГЭ. Эти задания состоят из трех частей А — задания с выбором ответа;
В — задания, требующие самостоятельного отбора материала из предложенного текста;
С — написание небольшой творческой работы с опорой на исходный текст.
При этом развиваются следующие общеучебные умения и навыки столь необходимые не только для прохождения аттестации в любой форме, но и для дальнейшего самообразования:
• аналитические;
• умение осуществлять проектную деятельность;
• умение формулировать высказывание;
• умение аргументировать высказывание;
• умение видеть роль языковых средств выразительности и изобразительности в художественном тексте и устной речи.
В методическом пособии для учителя реализовано традиционное отношение к урокам развития речи. Большинство из них предполагается посвятить написанию пятиклассниками
Babkina.indd 7 30.09.2011 12:41:34
изложений (подробного, сжатого, от третьего лица, с изменением лица);
• сочинений-описаний природы, живой и неживой (натюрморт, животного, внешности и характера человека, памятника архитектуры, помещения;
• сочинений-повествований;
• сочинений-рассуждений.
новым стал отбор материала для выполнения творческих работ обучающимися.
репродукции картин довольно хорошего качества размещены на страницах учебника, а не в приложениях, что удобно для обращения к ним, тем более что предшествующий материал учебника (тексты упражнений, задания к ним) логично подводят пятиклассников к обращению к репродукциями выполнению с опорой на них творческих заданий.
репродукции картин
Часть, страница
Автор
Название
I, 7
В.Д. Поленов
Золотая осень
44
К.Е. Маковский
Собака Баська
79
Е.Н. Широков
Друзья
105
И.Э. Грабарь
Зимнее утро
105
В.Н. Бакшеев
Иней
213
А.Н. Семёнов
Как прекрасен этот мир
261
И.И. Шишкин
Перед грозой, 59
С.А. Тутунов
Зима пришла. Детство
79
А.А. Пластов
Первый снег
98
К.С. Петров-Водкин
Утренний натюрморт
157
В.А. Серов
Пётр Первый
192
Ф.П. Толстой
Букет цветов, бабочка и птичка
Babkina.indd 8 30.09.2011 12:41:34
Важно отметить, что многие задания к упражнениям сформулированы авторами учебника таким образом, что каждый урок становится уроком развития и совершенствования разных видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения. Авторы учебника систематически направляют обучающихся на применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, с помощью материала и заданий упражнений готовят школьников к выполнению разнообразных творческих заданий.
Необычные, свежие, современные тексты, творческие задания к ним способствуют развитию креативности обучающихся. Обучение происходит в информационном пространстве детства, организованном с помощью подбора текстов. Работа с текстом носит многоаспектный характер, позволяет закреплять знания лингвистического, речеведческого, текстоведческого характера и реализовывать их на практике.
Система заданий позволяет формировать и закреплять навык анализа текста (определение темы, основной мысли, типа речи, средств связи предложений в тексте, роли выразительных средств. Умение обучающихся уже в 5 классе адекватно воспринимать текст является мощным стимулом повышения уровня их обучаемости в других областях знания. В ряде параграфов учебника представлен избыточный материал, использование которого предоставляет широкие возможности для реализации принципа вариативности. Дифференцированные по степени сложности задания можно предлагать обучающимся как на уроке, таки дома. На уроке, при организации работы по вариантам, важно создавать ситуацию взаимного обмена полученной информацией и приобретенными умениями (взаимодиктант, продолжение записи в таблице и т.п.). В результате парной работы материал обоих вариантов должен быть в тетради каждого ученика. Это позволяет сохранить у пятиклассников высокий уровень заинтересованности предметом и наиболее полно раскрыться каждому ученику.
Кроме того, на основе представленных в учебнике материалов можно формулировать дифференцированные домашние задания. Дифференциацию возможно проводить потрем уровням (й уровень (вариант) — базовый й уровень (вариант) — продвинутый й уровень (вариант) — творческий, не озвучивая обучающимся их смысла лишь предлагая выбрать один из вариантов домашнего задания.
Разноуровневые домашние задания позволяют реализовать личностно ориентированный подход, учесть индивидуальные особенности школьников их возрастные интересы, возможности и потребности. Работа по знакомству с правописанием, употреблением слов должна быть систематической. Этому способствуют так называемые словарные диктанты. В них представлены как слова с непроверяемыми гласными и согласными, таки слова с изученными орфограммами. Задача диктантов — развивать орфографическую компетенцию, память, формировать наблюдательность. Все слова диктантов взяты из предыдущих упражнений или теоретического материала. Учителю необходимо добиться того, чтобы пятиклассники были внимательными к слову, поэтому подготовка к написанию диктантов может вестись последующим направлениям вначале учитель обращает внимание наряд слов, просит, если возможно, объяснить написание в них гласных и согласных букв, затем предлагает их выписать;
• можно предложить обучающимся самостоятельно выписать из изученного параграфа наиболее трудные (интересные) для них слова;
• в качестве домашнего задания предложить пятиклассникам подготовиться к написанию диктанта. Работа над словарными диктантами предполагает и выполнение заданий к ним. Например, таких выделить в записанных словах корни с проверяемыми безударными гласными (согласными, подобрать к ним проверочные слова;
• при выполнении диктанта записать в два столбика слова ас непроверяемыми гласными и согласными, б) с проверяемыми гласными и согласными.
Так как важно вводить новые слова в активный словарь школьников, необходимо предлагать пятиклассникам составлять словосочетания и предложения с недавно изученными словами.
Впервые вначале каждого раздела учебника обосновывается необходимость его изучения. Названы четыре группы орфографических правил (ч. I, с. 204), орфограмма определена как «ошибкоопасное» место в слове. Отдельный параграф посвящен орфоэпии (ч. I, § Большое внимание в учебнике уделено формированию основ культуры речи.

речевому этикету посвящен § 6, который таки называется Что такое речевой этикет. Пятиклассники узнают, что выбор слова, например, для приветствия зависит от ситуации общения, оттого, к кому мы обращаемся. В рубрике
«Говорим правильно даны речевые формулы, позволяющие верно выстраивать телефонный разговор (ч. I, с.
27). Задание упражнения № 351 (ч. I) помогает ученикам находить нужные слова для утешения товарища. Материал учебника также позволяет школьникам задуматься над значением невербальных средств общения (ч. I, с. Формированию основ культуры речи способствуют специальные задания, тексты ряда упражнений, рубрики знаете ли вы, что, проверяем себя, словарик орфоэпических трудностей в конце учебника. Хочется отметить важность представления материала по орфоэпии в конце словарика в виде тематических групп Произношение слов с сочетаниями чн, чт, чш, щн», Мягкое произношение согласных переде, Твердое произношение согласных перед е».
Удачной дидактической находкой является стихотворение, позволяющее в соответствии с ритмом запомнить правильное место ударения в сложных сточки зрения акцентологии словах № 241 (ч. I). В упражнении № 247 (ч. I) представлены стихотворения с нормированным ударением. Это один из удачных приемов, позволяющих активизировать память, ассоциативное мышление и дать надежный способ использования в речи подобных слов. Более того, опираясь на образец, представленный в упражнении № 247, пятиклассники выполняют задание упражнения № 248: Подберите к данным словам рифму и запомните ударение в них 11 30.09.2011 12:41:34
Авторы нашли возможным тонко ввести основы функциональной стилистики в учебник для пятого класса. Удачен прием представления одного итого же лингвистического явления текстами разных стилей. Так, § 55 Слово и его значения (ч. I) начинается с упражнения № 310, в котором даны для наблюдения текст научного стиля (по М. Панову), отрывок из размышлений К. Паустовского и стихотворение А. Шибаева. В задании к упражнению № 347 сч) предлагается выписать слова, которые употребляются а) в книжной речи б) в разговорной речи. Подобные задания, позволяющие дифференцировать употребление слов в книжной и разговорной речи, представлены также в упражнениях
№ 352—354 (ч. I). Задание упражнения № 354 позволяет пятиклассникам научиться выбирать нужное слово с учетом ситуации общения (разговор с товарищем — беседа с родителями).
Показательно, что работа по учебнику начинается с § 1 языки речь, объясняющего непростые, но принципиально важные для осознания и дальнейшего обучения понятия.Дальнейшие уроки посвящены не менее важным темам
«речь. речевая деятельность. речевое общение, «Текст».
Первые тематические блоки Речь. Речевая деятельность. Речевое общение, Текст, как наиболее сложные, в тематическом планировании представлены конспектами уроков.
Предлагаемые конспекты носят ориентировочный характер. Главная задача, которую мы ставили, — максимально раскрыть потенциал представленного в учебнике материала. Безусловно, каждый учитель вправе осуществить свой выбор и самостоятельно разработать урок, учитывая особенности и возможности обучающихся.
Предлагаемые конспекты уроков нив коем случае не должны ограничить свободу, творчество учителя и его право на отбор материала. Каждый учитель, реализуя принцип вариативности, в соответствии с особенностями условий работы и личностных качеств по-своему подходит к отбору и логике расположения в канве урока предлагаемого в учебнике материала.
Babkina.indd 12 30.09.2011 12:41:34
13
ТеМаТическое планироВание
Тематическое планирование по русскому языку в 5 классе составлено на основе Программы к учебнику под редакцией Е.А. Быстровой Русский язык 5—9 классы (под ред. Е.А. Быстровой, Л.В. Кибиревой) и учебника для общеобразовательных учреждений Русский язык. 5 класс в х частях (под ред. Е.А. Быстровой).
В планировании соблюдены все требования Федерального государственного стандарта общего образования.
содержание обучения русскому языку (210 часов — 6 часов в неделю, 35 учебных недель представлено двумя частями) система языка
— 165 ч) речь. речевая деятельность — 45 ч.;из них на раскрытие темы речь. речевая деятельность. речевое общение отводится 6 ч, Текст — 9 ч, уроки развития речи (подготовка, написание, анализ различных видов изложений и сочинений) — 30 ч.
В планировании нашли отражение различные виды обучающих и контрольных работ тестовые работы, диктанты, изложения и сочинения. Количество контрольных работ (диктантов, сочинений, изложений) представлено в планировании в соответствии с программными требованиями для 5 класса:
• контрольные работы — 8 ч;
• контрольные изложения — 2 ч;
• контрольные сочинения — 2 ч.
В начале сентября проводится входная диагностика — урок 12. Предлагаемое количество часов на изучение каждой темы носит ориентировочный характер. Оно может варьироваться в зависимости от типа школ, уровня подготовки обучающихся и т.д. часть урок 1. Русский язык — национальный язык русского народа 13 30.09.2011 12:41:34
речь. речевая деятельность. речевое общение (6 ч, развитие речи (2 чурок 2. Языки речь (§ урок 3 (рр­1). Обучающее выборочное изложение.
урок 4. Речь и речевое общение (§ урок 5. Речь устная и письменная (§ урок 6. Речь книжная и разговорная (§ урок 7. Речь диалогическая и монологическая (§ урок 8. Речевой этикет (§ урок 9 (рр­2). Подробное изложение. Текст (9 ч, развитие речи (2 ч, входная диагностика — (1 чурок 10. Текст как речевое произведение. Основные признаки текста (§ урок 11. Тема, основная мысль и структура текста. Микротема текста (§ урок 12. Входная диагностика. Контрольное списывание с грамматическим заданием

урок 13. Средства связи предложений в тексте (§ урок 14. Простой и сложный план текста (§ урок 15 (рр­3). Сочинение Мой четвероногий друг»
урок 16. Типы речи (§ урок 17. Повествование (§ урок 18. Описание (§ урок 19. Рассуждение (§ урок 20. Сочетание разных типов речи (§ уроки 21—22 (рр — 4, 5). Подготовка и написание контрольного подробного изложения № система языка (165 ч) синтаксис и пунктуация (26 ч, развитие речи (4 чурок 23.
Синтаксис и пунктуация (§ урок 24. Словосочетание (§ урок 25. Словосочетание. Разбор словосочетания (§ урок 26 (рр­6). Сочинение по картине Е.Н. Широкова
«Друзья»
урок 27. Предложение и его признаки (§ урок 28. Интонация (§ 18)
Babkina.indd 14 30.09.2011 12:41:34
урок 29. Логическое ударение (§ урок 30. Виды предложений по цели высказывания
(§ урок 31. Виды предложений по эмоциональной окраске
(§ урок 32 (рр­7). Сжатое изложение Тетрадки под дож-
дем»
урок 33. Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения (§ урок 34. Тире между подлежащими сказуемым (§ урок 35. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения (§ урок 36. Определение (§ урок 37 (рр­8). Сочинение по картине И.Э. Грабаря Зимнее утроили В.Н. Бакшеевой «Иней»
урок 38. Дополнение (§ урок 39. Обстоятельство (§ уроки 40—41. Предложения с однородными членами
(§ урок 42. Обобщающее слово при однородных членах предложения (§ уроки 43—44. Контрольный диктант с грамматическим заданием № 1. Анализ результатов контрольного дик-
танта
урок 45. Предложения с обращениями (§ урок 46. Предложения с вводными словами (§ уроки 47—48. Предложения с прямой речью (§ урок 49. Синтаксический разбор простого предложения
(§ урок 50 (рр­9). Обучающее изложение от другого лица
уроки 51—52. Простое и сложное предложение (§ Фонетика. орфоэпия (18 ч, развитие речи (3 чурок 53. Фонетика. Звук — единица языка (§ урок 54. Звуки и буквы (§ урок 55 (рр­10). Обучающее изложение от третьего лица «Журавли»
урок 56. Фонетическая транскрипция (§ урок 57. Отличие гласных и согласных звуков (§ 39)
Babkina.indd 15 30.09.2011 12:41:34
урок 58. Согласные звонкие и глухие (§ урок 59. Согласные твердые и мягкие (§ урок 60. Обозначениемягкости согласных (§ урок 61. Правописание ь (§ урок 62. Позиционные чередования гласных (§ урок 63. Позиционные чередования согласных (§ уроки 64—65 (рр­11, 12). Подготовка и написание контрольного изложения № 2 от третьего лица
урок 66. Слог. Ударение (§ урок 67. Орфоэпия (§ урок 68. Произношение гласных звуков (§ урок 69. Произношение согласных звуков. Озвончение и оглушение согласных (§ урок 70. Произношение сочетаний согласных звуков (§ урок 71. Выразительные средства фонетики (§ уроки 72—73. Контрольный диктант с грамматическим заданием № Графика. орфография (8 ч, развитие речи (1 чурок 74. Графика — раздел науки о языке. Состав русского алфавита. Название букв (§ урок 75. Орфография. Правописание гласных в корнеслова урок 76. Правописание непроверяемых гласных в корнеслова урок 77. Правописание гласных о в корнеслова урок 78 (рр­13). Сочинение по картине АН. Семёнова Как прекрасен этот мир»
урок 79. Правописание согласных в корнеслова урок 80. Правописание удвоенных согласных в корнеслова урок 81. Повторение по теме Графика. Орфография»
урок 82. Проверочная работа по теме Графика. Орфог-
рафия»
лексика (13 ч, развитие речи (4 чурок 83. Слово и его значения (§ урок 84. Толковые словари, их назначение, структура, словарная статья (§ 56—57)
Babkina.indd 16 30.09.2011 12:41:34
урок 85. Однозначные и многозначные слова (§ урок 86. Прямое и переносное значение слов (§ урок 87. Омонимы (§ уроки 88—89. Синонимы (§ уроки 90—91 (рр­14, 15). Сжатое изложение. Анализ выполнения сжатого изложения
урок 92. Антонимы (§ уроки 93—94. Контрольный диктант с грамматическим заданием № 3. Анализ результатов контрольного дик-
танта
урок 95. Эпитет (§ урок 96. Метафора (§ урок 97. Олицетворение (§ уроки 98—99 (рр­16, 17). Подготовка к сочинению по картине. Сочинение по картине И. Шишкина Перед грозой
  1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов


связь с админом