Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

В. А. Корчагинаботаника5-6


НазваниеВ. А. Корчагинаботаника5-6
Анкорkorchagina v a botanika 5 6 klassy.pdf
Дата09.09.2019
Размер9.13 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаkorchagina_v_a_botanika_5_6_klassy.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебник
#58262
страница1 из 12
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

В. А. Корчагина
БОТАНИКА
5-6
БЕРЕГИТЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ!
Ландыш майский
Зверобой продырявленный
Ромашка лек
Кровохлебка 'Тысячелистник обыкновенный
Череда трехраздельная
Облепиха
Донник лекарственный арственная т
,
Калган
Крапива жгучая
Аир
болотный
I
Лопух большой
Девясил высокий
ББК я
К70
Как пользоваться учебником
По этому учебнику выбудете учиться в V и VI классах. По оглавлению учебника можно легко найти нужные разделы. Отыскать их в учебнике поможет также надпись в верхней части страницы Вопросы к тексту параграфов обозначены красным вопро9
к
сительным знаком ; Красный треугольнику после вопросов показывает на задание для самостоятельной работы. Номера рисунков в тексте и под соответствующим рисунком выделены цифрой в красном квадрате (12 Термины и видовые названия растений, которые нужно запомнить, напечатаны курсивом В конце учебника помещен указатель понятий и терминов. Номера страниц, на которых даны определения понятий, обозначены полужирным шрифтом Приведен также список растений, упомянутых в учебнике.
фотографии перед каждой темой помогут вам лучше понять ее содержание. Вначале ив конце учебника на обороте переплета (форзаце) изображены редкие и лекарственные растения, которые необходимо охранять.
После вас учебником будут пользоваться другие учащиеся. Берегите его. Страницы перелистывайте аккуратно, не перегибайте книгу. Для быстрого нахождения нужного текста пользуйтесь специальными закладками.
И здание восемнадцатое напечатано с диапозитивов издания семнадцатого, переработанного АН. Сладко вы м, 4306021000— 110 С Ш 103 1 -Ц —

"Ф - письмо Издательство Просвещение г.
© Издательство Просвещение г
В. А. Корчагина
БОТАНИКА
Учебник для 5—6 классов средней школы
Утверждено Министерством просвещения СССР Издание восемнадцатое
ОГЛАВЛЕНИЕа ГЛ л-ЯИЛйг ЗК*
;
ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С ЦВЕТКОВЫМИ
РАСТЕНИЯМИ
КЛЕТКА
§ 8. Строение растительной 9. Движение цитоплазмы Поступление вешеств в
СЕМЯ
"
- * А Л'
I
1 - водоросли 2 - лишайники- можжевельник и березы 6

§ 14. Содержание в семенах воды и других минеральных
КОРЕНЬ
Л ИСТ
и трутовик 3 - зеленый мох плаун
- фиалка собачья
4 Оглавление 32. Поглощение листьями на свету углекислого газа и
СТЕБЕЛЬ
§41. Внутреннее строение 42. Рост стебля в толщину.
ВЕГЕТАТИВНОЕ
РАЗМНОЖЕНИЕ
СЕМЕННОЕ
РАЗМНОЖЕНИЕ
§51. Перекрестное опыление ветром. Самоопыление . . . . 124
§ 52. Искусственное опыление ........................................... РАСТЕНИЕ - ЦЕЛОСТНЫЙ

ОРГАНИЗМ
§ 55. Клеточное строение и 58. Взаимосвязь растений
КЛАССИФИКАЦИЯ
ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ 63. Дикорастущие растения семейства крестоцветных . . 154
§ 64. Культурные растения семейства крестоцветных . . 157
§65. Характеристика семейства розоцветных ...................... 159
§66. Шиповник — растение семейства розоцветных . . . . 162
§67. Характеристика семейства бобовых. Культурные растения
Оглавление
5
V -----------------------------§72. Дикорастущие и культурные растения семейства. Пшеница — культурное растение семейства злаков . . 180
§76. Многообразие злаков . 183
§77. Охрана растений . . . . 187
МНОГООБРАЗИЕ
РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА. Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, медицине, сельском хозяйстве и промышленности . 191
§ 80. Щолезне'гворные бактерии ..................................................192
§81. Одноклеточные зеленые водоросли. Многоклеточные нитчатые зеленые водоросли . . 196
§83. Морские бурые и красные водоросли. Шляпочные грибы . . . . 199
§85. Плесневые грибы и 86. Грибы-паразиты . . . . 204
§88. Зеленый мох кукушкин. Папоротники, хвощи и плауны. Папоротникообразные и образование каменного угля. Разнообразие. голосеменных растений ..................
§ 93. Размножение голосеменных. Значение голосеменных ...........................................
§ 94. Покрытосеменные растения ........................................
§95. Многообразие растительного мира РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ 96. Переход растений к наземному образу жизни и развитие их на суше. Происхождение культурных растений ...................
РАСТИТЕЛЬНЫЕ
СООБЩ ЕСТВА
§98. Понятие о растительном сообществе. Взаимосвязи растений в сообществе. Влияние человека на растительные сообщества . УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ УКАЗАТЕЛЬ НАЗВАНИЙ РАСТЕНИЙ ............................................

213 216 218 221 225 226 229 232 237 242 246 249 253
Общее знакомство с цветковыми растениями 1. Значение растений в природе народном хозяйстве и жизни человека
Куда бы вы ни посмотрели, почти всюду увидите растения или предметы, сделанные из них.
Разные растения характерны для лугов, лесов, степей. Растения покрывают значительные участки безводных пустынь и топких болот. Множество растенцй обитает в морях и океанах, озерах, прудах и реках всех стран мира. Даже Арктика и Антарктика не лишены растений представителей растительного мира можно найти там в теплое время года. Множество разных культурных растений люди выращивают на полях, в садах и цветниках. Многие растения человек выращивает в оранжереях ив ком­
натах.
Большинство растений обладает зеленой окраской
1 , но некоторые не имеют ее, например петров крестили зара­
зиха.
Велико значение зеленых растений в природе. Растения обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания практически всех живых существ, и поглощают из него углекислый газ. В лесах, на лугах, на болотах ив пустынях живут разнообразные представители животного мира. Растения служат пищей растительноядным животным, которыми в свою очередь питаются хищники.
Люди тоже питаются растениями и продуктами их переработки, используют растения как сырье для различных отраслей промышленности, для приготовления лекарств, как строительный материал, топливо. Из древесины делают бумагу, искусственный шелк.
Человек использует разные части растений. Так, горох, фасоль, бобы выращивают для получения семян. Яблони, груши, сливы, вишни, огурцы, томаты дают сочные плоды. Морковь 1 - калина 2 - донн и ки; 3 - бересклет 4 - ваниль 5 - рогоз; 6 - бамбук Общее знакомство с цветковыми растениями Колокольчик скученный Петров крест
репу, свеклу, петрушку выращивают ради корней. Из листьев капусты, салата, шпината, щавеля приготовляют овощные блюда. У льна и конопли используют волокна стеблей и семена. Розы, сирень, жасмин, астры, левкои разводят ради их красивых цвет­
ков.
Трудно перечислить все, что получает человек от зеленых растений. Из плодов одной лишь пшеницы изготовляют хлеб, разные кондитерские изделия, макароны, крупы.
Но растения ценны не только тем, что дают пищу и сырье. Они украшают нашу жизнь, приносят радость. Самое скромное жилище становится уютнее, если на подоконнике стоят комнатные растения, аза окном зеленеют деревья, кустарники, травы.
Много интересных явлений из жизни растений раскроется перед теми, кто не пройдет торопливо по лесу или цветущему лугу, а внимательно приглядится к окружающему зеленому миру. Еще больше узнает тот, кто изучит ботанику.
Ботаника — наука о растениях. Название этой науки происходит от греческого слова бота н э , что значит зелень, трава, растение. Ботаника изучает жизнь растений, их внутреннее и внешнее строение, распространение растений на поверхности
Органы растения. Цветок земного шара, взаимосвязь растений с окружающей природой и друг с другом.
Изучая ботанику, мы познаем законы жизни растений. Ботанику надо знать для того, чтобы правильно использовать растительный мир, минимально воздействуя на природу. Человек так сильно влияет на нее хозяйственной деятельностью, что многие виды живых организмов совсем исчезли с лица Земли, а многим угрожает вымирание. Составлены специальные Красные книги, в которые внесены сведения о таких животных и растениях. Сохранить их — наша общая обязанность. Для этого необходимо знать, как эти организмы живут, в каких условиях размножаются. Эти сведения о растениях дает ботаника.
Изучение ботаники позволит каждому не только узнать жизнь растений, но и принять активное участие в преобразовании окружающего растительного мира.
В нашей стране принят Закон об охране природы. Каждый ученик, где бы он ни жил, не может оставаться в стороне от охраны растений и животных. Какое значение имеют зеленые растения в природе 2. Какое значение имеют растения в жизни человека 3. Что изучает ботаника 4. Почему нужно охранять зеленые растения 5. Какое участие можно принять в работе по охране природы. Органы растения. Цветок
Рассмотрим какие-нибудь растения, цветущие осенью, например анютины глазки или дикорастущую форму этого растения — фиалку трехцветную
3 Фиалка трехцветная часто встречается на лугах. Это растение, как и большинство других, имеет корни, стебли и листья. Корень, стебель илист основные органы растения Стебель с расположенными на нем листьями и почками называют побегом На стеблях могут развиваться цветки. На их месте созревают плоды с семенами. Растения, цветущие хотя бы разв жизни, называют цветковыми.
Одни и те же органы цветковых растений могут быть внешне очень разнообразны. Многочисленные корни лука и чеснока похожи на тонкие нити, ау мака и одуванчика они имеют вид длинных стержней с ответвлениями.
Стебли пшеницы и кукурузы растут прямо вверх. Совсем дру­
10 Общее знакомство с цветковыми растениями гие стебли у тыквы — они стелются по земле. А вот у подорожника будто бы совсем нет стебля — такой он короткий. Листья, растущие на нем, словно лежат на почве. Стебли деревьев — стволы — хорошо развиты. Они высокие и прочные. Интересны стебли некоторых кактусов. Они похожи на зеленые мясистые цилиндры или шары с колючками вместо листьев. Эти растения хранят в стеблях запасы водьг,
Неодинаковы построению и цветки разных растений. Цветок — это видоизмененный побег, на месте которого созревает плод с семенами или с одним семенем
4 |. Цветковые растения размножаются семенами.
Сравнивая цветки разных растений, можно обнаружить сходство в их строении. Рассмотрим строение цветка редиса или распространенного сорняка — дикой редьки. Цветок развивается на цветоножке расширяющейся в цветоложе на нем формируются все остальные части цветка.
В цветке дикой редьки привлекает внимание ярко окрашенный венчик состоящий из четырех лепестков Ниже венчика находится чашечка из четырех зеленых листочков - чашелистиков
Органы растения. Цветок
1 1
4 Цветки черемухи
Венчик и чашечка представляют собой околоцветник который защищает внутренние части цветка от повреждений и может привлекать насекомых-опылителей.
Главные части цветка — пестики тычинки Тычинка состоит из тонкой тычиночной нити и пыльника в котором образуется пыльца В пестике различают широкую нижнюю часть — завязь узкий столбики рыльце Из завязи развивается плод. У некоторых растений в образовании плода принимают участие также другие части цветка, например цветоложе ЯН Общее знакомство с цветковыми растеннямн
С весны до поздней осенив лесах, на полях, в садах и парках цветут растения.
Орешник (лещина) и мать-и-мачеха цветут, когда еще местами лежит снег.
Только стает снег, в лесу начинают распускаться подснежники. В садах зацветают изящные душистые нарциссы и яркие тюльпаны, затем цветет черемуха, чуть позже — первоцветы, незабудки, анютины глазки, ирисы наконец, плодовые деревья, сирень, пионы.
Наступает лето, раннецветущие весенние растения сменяют ромашки, васильки, колокольчики, душистый горошек, гвоздика, левкой и многие другие. В эту же пору зацветают рожь, пшеница и другие зерновые культуры.
Ближе к осени распускаются астры, золотые шары, георгины. Какие растения называют цветковыми 2. Какие органы имеют цветковые растения 3. Какое строение имеет цветок 4. Из чего развивается плод
Плоды
13
§
3
. Плоды Летом и осенью на растениях созревают разные по форме и окраске плоды . Плоды образуются из завязей. Разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи, ставшей плодом, носят название
околоплодника. Внутри плода находятся семена.
Различают сочные и сухие плоды. У созревших сочных плодов в составе околоплодника имеется сочная мякоть.
Ягода — сочный плод с мякотью, покрытой снаружи тонкой кожицей. Внутри плода находятся мелкие семена б 1. Плоды смородины, клюквы, черники, томатов, винограда — ягоды.
Костянка — сочный плод с тонкой кожицей, сочной мякотью и твердым внутренним слоем околоплодника — косточкой, внутри которой находится одно семя ШЛ. Плоды костянки имеют вишня, слива, абрикос, черемуха. Встречаются и другие виды сочных плодов.
Созревшие сухие плоды сочной мякоти не имеют.
Зерновка — сухой плоду которого пленчатый околоплодник срастается с семенной кожурой единственного семени, как у пшеницы и кукурузы Щ
14 Общее знакомство с цветковыми растениями
Боб — сухой плод, который вскрывается двумя створками. Когда боб созревает, створки его подсыхают и, скручиваясь, выбрасывают семена Г. Такой плод созревает у фасоли, гороха, бобов, акации.
Стручок, как и боб, имеет две створки, но семена в стручке располагаются не на самих створках, как у боба, а по краям перегородки плода. Стручки характерны для сурепки, капусты, редиса, репы, брюквы, редьки, левкоя
Ш
Семянка - сухой плод, околоплодник которого прилегает к единственному семени, ноне срастается с ним -ЗГ1 Такие плоды образуются у подсолнечника.
Коробочки развиваются у льна, хлопчатника, мака, фиалки, табака, тюльпана. Многочисленные семена высыпаются через специальные отверстия или трещины в стенке коробочки Ц 1. По каким признакам плоды подразделяют на сухие и сочные 2. Какие сочные плоды вам известны У каких растений плоды сочные 3. Чем отличается ягода от костянки 4. Какие сухие плоды вызнаете. Чем отличается боб от стручка У каких растений развиваются такие плоды 4. Распространение плодов и семян
П
л оды и
семена нередко могут оказаться далеко от растений, на которых они созрели. Это объясняется тем, что плоды и семена одних растений имеют приспособления для распространения ветром, других — животными, человеком, водой, а семена некоторых растений, например желтой акации и бешеного огурца, разбрасывают сами созревшие плодь Семена тополя, покрытые белыми пушистыми волосками, распространяются ветром на большие расстояния. Ветром разносятся и плоды одуванчика, имеющие парашютики.
Плод клена распадается на две части, каждая из которых имеет крыловидный вырост. Опадая, половинки плодов быстро вертятся в воздухе, что замедляет их падение на землю ветром они могут быть унесены далеко в сторону от дерева, на котором созрели.
Некоторые степные растения ко времени созревания плодов засыхают ветер обламывает их у корня, перекатывает по земле с места на место, рассеивая семена. Такие растения, перемещаемые ветром, получили название «перекати-поле».
Распространение плодов н семян
15
Череда
Бешеный огурец
Кпен
т
Приспособления к распространению плодов и семян
О дуванчик
Водой распространяются плоды и семена не только водных, но и некоторых наземных растений. Ольха часто растет по берегам рек ее плоды попадают вводу, не тонут, и течение уносит их далеко от материнских растений. Плоды кокосовой пальмы могут переноситься морскими течениями с одного острова на дру­
гой.
Семена или плоды многих растений иногда невольно распространяют животные и люди. Например, корзинки лопуха с созревшими плодами цепляются за шерсть животных или одежду человека и оказываются далеко от растений, на которых со­
зрели.
По канавам, около прудов и рек растет сорняк — череда. Ее плоды — семянки с шипами, покрытые загнутыми зубчиками. Пробежит собака по зарослям череды, пройдет какое-либо другое животное или человек — маленькие шиповатые плоды плотно прицепляются к шерсти или одежде, да так, что щеткой не отчистишь, приходится выбирать их руками.
Семена растений с сочными плодами — рябины, бузины, брусники, черники, черемухи, ландыша распространяют животные, в основном птицы. Они поедают эти плоды и, перемещаясь с ме­
16 Общее знакомство с цветковыми растениями стана место, вместе с пометом выбрасывают неповрежденные семена съеденных плодов.
Плоды и семена некоторых растений прилипают или прицепляются к мешкам или тюкам с грузом и попадают в вагоны, в трюмы кораблей, в автомобили и самолеты. При разгрузке семена падают на землю, прорастают, и выросшие из них растения часто находят на новых территориях хорошие условия для жизни. Так, из Европы в Америку в свое время был завезен подорожник — обычное растение тропинок и дорог. Коренные жители Америки — индейцы — называют подорожник следом белого че­
ловека».
Разбрасывание семян можно наблюдать у многих растений. Например, летом в жаркий, солнечный день около кустов желтой акации можно услышать легкое потрескивание — это растрескиваются и разбрасывают семена созревшие бобы. Разбрасывают свои семена также плоды гороха и фасоли. Поэтому плоды этих растений собирают до их полного высыхания, иначе они выбросят семена и урожай погибнет.
В Крыму и на Кавказе на сухих склонах и морских побережьях можно встретить сорное растение бешеный огурец. После созревания семян в его плодах скапливается слизь, которая вместе с семенами с силой выбрасывается из плодов и прилипает к животному или к человеку, прикоснувшемуся к созревшему плоду. Кажется, будто бешеный огурец стреляет своими семенами. Какие приспособления для распространения имеют плоды или семена,
■ переносимые ветром 2. Какие приспособления имеют плоды или семена, распространяемые человеком и животными 3. Какие растения разбрасывают свои семена?
к Соберите семена деревьев и кустарников. Осенью часть их посейте на школьном участке, а остальные сдайте в ближайший лесной питомник или лесничество 5. Разнообразие растений

Растения отличаются друг от друга окраской и формой стеблей, листьев, цветков и плодов, продолжительностью жизни и другими особенностями.
Но как бы ни различались цветковые растения, каждое из них
Разнообразие растений
17
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей