Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

психодиагностика (итоговый). Вопросы к экзамену по психодиагностике


НазваниеВопросы к экзамену по психодиагностике
Анкорпсиходиагностика (итоговый).doc
Дата23.01.2017
Размер402 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаpsikhodiagnostika_itogovy.doc
ТипВопросы к экзамену
#7062
страница3 из 6
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6

17. Основные этапы конструирования теста: определение надежности и валидности теста. Стандартизация теста.

Этапы конструирования теста

Надежность- относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых.

Надежность методики - это такой критерий, который говорит о точности психологических измерений, т.е. позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты.

"Валидность теста – включает в себя сведения о пригодности методики для измерения того, для чего она создана, а с другой стороны, информацию о том, какова ее действенность, эффективность, практическая полезность.
СТАНДАРТИЗАЦИЯ ТЕСТА - унификация процедуры проведения и оценки выполнения диагностического испытания.

Стандартизация процедуры тестирования включает:
-условия тестирования (помещение, освещение и др. внешние факторы)
-содержание инструкции и особенности ее предъявления (скорость речи и т.д.)
-наличие стандартного стимульного материала
-временные ограничения выполнения данного теста
-стандартный бланк для выполнения данного теста
-учет влияния ситуационных переменных на процесс и результат тестирования
-учет влияния поведения диагноста на процесс и результат тестирования
-учет влияния опыта респондента в тестировании
18. Подходы к определению и измерению интеллекта.

ИНТЕЛЛЕКТ - относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, проявляющихся в различных сферах практической и теоретической деятельности.
Интеллект ---- Способность к применению знаний ---- Мотивация достижений ------ Адаптивное поведение
Основные подходы к определению:

• Интеллект — это то, что измеряется тестами интеллекта. Исследователи стремились выразить то, что речь идет об интеллекте , определенном на основе успешности решения разного рода задач, приближенныхк тем, которые человек решает в повседневной жизни.

• Интеллект — это обобщенная способность к обучению. Однако, понимая интеллект так, мы «привязываем» его к задачам только лишь одного вида деятельности.

• Интеллект — это способность к отвлеченному, абстрактному мышлению. Такое понимание интеллекта в конечном счете также сужает не только понятие интеллекта, но и сферу его проявлений.

• Интеллект — это то, что обеспечивает эффективность адаптации, поведения в сложной среде. С позиций отечественной психологии это взаимодействие рассматривается как активное, действенное, а не просто приспособление, адаптация.

«Понятие такого рода, как интеллект, раскрывается лишь в плане конкретных действенных взаимоотношений индивида с окружающей действительностью» , как говорил С. Л. Рубинштейн.
Интеллект может быть измерен с помощью соответствующих тестов. Тесты интеллекта - общий класс тестов, направленных на измерение и оценку общего уровня когнитивного развития индивидов при решении ими широкого круга мыслительных задач.
***(это диктуй после второго вопроса, если я не скину)

По типу заданий тесты бывают:

  • Вербальные (тест классификации слов)

  • Невербальные (матрицы Равена)

Разновидности тестов :

  • индивидуальные (шкалы Векслера)

  • групповые

  • тесты интеллекта для специфических популяций (А. Анастази) Они предназначены для обследования младенцев, лиц с физическими недостатками и людей, принадлежащих к разным культурам.



19. Виды тестов для измерения интеллекта.

ИНТЕЛЛЕКТ - относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, проявляющихся в различных сферах практической и теоретической деятельности. Основные подходы к пониманию:

• Интеллект — это то, что измеряется тестами интеллекта.

• Интеллект — это обобщенная способность к обучению.

• Интеллект — это способность к отвлеченному, абстрактному мышлению.

• Интеллект — это то, что обеспечивает эффективность адаптации, поведения в сложной среде.
Тесты интеллекта - общий класс тестов, направленных на измерение и оценку общего уровня когнитивного развития индивидов при решении ими широкого круга мыслительных задач.

По типу заданий тесты бывают:

  • Вербальные (тест классификации слов)

  • Невербальные (матрицы Равена)

Разновидности тестов :

  • индивидуальные (шкалы Векслера)

  • групповые

  • тесты интеллекта для специфических популяций (А. Анастази) Они предназначены для обследования младенцев, лиц с физическими недостатками и людей, принадлежащих к разным культурам.

Компьютеризация психодиагностических исследований привела к появлению адаптивных тестов интеллекта, в которых, в зависимости от успешности решения ранее предложенных заданий, осуществляется выбор сложности последующих заданий.
На Западе весьма популярна теория, согласно которой интеллект подразделяется на текучий и кристаллизованный (в рамках школы, признающей общность всех способностей). Отсюда полагается и существование тестов, измеряющих тот или иной тип интеллекта.
20. Проблема диагностики способностей в отечественной и зарубежной психологии.

Проблема способностей остается одной из важнейших проблем психологии. В начале ХХ веков господствующим было представление о способностях как о врожденных или целиком наследственных характеристиках, их отождествляли с психическими функциями. В настоящее время способности рассматривают как биосоциальные конструкты, относимые к когнитивному функционированию.
В 20-30 годы отечественные специалисты, разрабатывая методики, подобные зарубежным тестам специальным способностям, признавали, что они предназначены для диагностики знаний, навыков, некоторых качеств сенсорики и моторики и личнссти. Вместо слова «способности» в интерпретации результатов использовались понятия»особенности, психические функции и другие».
Вместе с тем психологи (и психодиагносты) начинают наибольшее внимание уделятьисследованиям и оценкам целостной индивидуальности, компоненты которойвзаимодополняют и компенсируют другдруга, находятся в сложном взаимодействии и саморазвитии. Измеряемые так называемыми тестами способностей параметры крайне изменчивы, неустойчивы, зависят от прошлого опыта индивида, его обученности и многихслучайных факторов.
Отечественные психологи считали, что способности неразрывно связаны с деятельностью.

Авторы: Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна,  Б. Г. Ананьева, Теплов.
21. Теоретические основания диагностики профессиональной пригодности.

Проблема профессиональной пригодности человека возникла во второй половине XIX века как следствие особенностей развития социально-экономических процессов и научных знаний в обществе. Зарождение этой проблемы, во-первых, связано с достижениями в изучении физиологии человека и ее прикладных направлений благодаря трудам И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева и других, а также с появлением основных отраслей современной фундаментальной психологии – экспериментальной психологии познавательных процессов (В. Вундт, Г. Гельмгольц,), дифференциальной психологии (Д. Кеттелл, Ф. Гальтон), социальной психологии (Э. Дюркгейм, В. Вундт, В.М. Бехтерев и др.), психологии способностей и психодиагностики (Ф. Гальтон). Во-вторых, предпосылки развития проблемы профессиональной пригодности были определены началом научно-технической революции в промышленности и возникновением задач по обеспечению роста производительности труда, профилактике травматизма и текучести кадров, снижения аварийности и профессиональной заболеваемости.

В России начало систематического изучения психологических (психофизиологических) возможностей человека, определяющих его пригодность к конкретной деятельности, было обусловлено развитием воздухоплавания. Еще в 1882 году М.А. Рыкачев первым описал качества, требующиеся от человека при управлении воздушным шаром.

В 1909–1912 годах в Военно-медицинской академии (клиника В.М. Бехтерева) В.В. Абрамов первым стал проводить клинико-психологическое исследование летчиков с использованием личностных методик. Проблема психологической оценки профессиональной пригодности (профотбора) остро возникла в период Первой мировой войны, которая показала, что успехи авиации зависят в первую очередь от пилотов.

В начале XX века интерес к научным разработкам рационализации труда на производстве и транспорте значительно возрос. Этому в немалой степени способствовало зарождение в начале века и дальнейшее развитие психотехники. Данное направление, связанное с именем немецкого психолога В. Штерна, обуславливало и стимулировало проведение работ, направленных на изучение профессий, на разработку тестовых методик, с помощью которых стремились, в частности, определить профпригодность к различным профессиям.

Для многих видов профессий и специальностей были составлены профессиограммы и психограммы – описание своеобразия профессионально важных признаков (качеств, свойств, умений), которыми должен обладать субъект труда в отношении задач, ситуаций и профессии в целом. Профессиональный отбор проводился по результатам выполнения заданий с помощью аппаратурных и бланковых тестов.

После Второй мировой войны одной из заметных тенденций стало растущее применение психологических тестов для отбора управленческого персонала. В этот период все возрастающую роль в обеспечении эффективной работы корпораций начали играть менеджеры. Соответственно повысилась потребность в их отборе. В батареи включались тесты на оценку интеллекта, личностных особенностей, профессиональных интересов.
Научная идеология системного подхода обуславливает необходимость изучения профессиональной пригодности человека как его системного свойства, которое образуется в связи и в результате включения человека в деятельность, появляется и оценивается в процессе выполнения функций организации, контроля, планирования, корректирования, достижения заданного результата деятельности.

Теория деятельности позволяет установить характер причинно-следственных отношений на разных уровнях макроструктуры трудового процесса и тем самым проникнуть в сущность явлений, определяющих особенности формирования и проявления профессиональной пригодности человека. Закономерности психического отражения предметного мира, соотношения образных конструктов в процессе деятельности, адекватность психических и физиологических ресурсов требованиям деятельности, возможность мобилизации функциональных резервов в экстремальных условиях определяют особенности пригодности человека в связи с конкретным характером его деятельности.

Личностном подход.Имеются данные, свидетельствующие о том, что профессиональная пригодность человека обуславливается не только его профессиональными характеристиками, но также особенностями мотивационной, когнитивной, психомоторной, эмоционально-волевой, темпераментальной и характерологической сферой личности. Таким образом, личностный подход при психологическом изучении и формировании профессиональной пригодности определяет необходимость ориентации на психические и физиологические ресурсы и функциональные резервы человека.

Примеры методик для диагностики профпригодности:

К многофакторным тестам на профпригодность менеджеров по продажам относятся многоструктурные методики: тест MMРI-2, тест Р.Кеттела, тесты FPI и СРI, т.к. они предоставляют возможность выявлять одновременно целую группу личностных особенностей.
Специализированные тесты на профпригодность менеджеров по продажам дают возможность определить выделенные составные элементы личности, к данной группе средств относятся: соционический тест ДМО Т.Лери, анкетный метод Майерс-Бриггс MВТI, KOT, CПМ-AВ и ЦПM-A Дж.Равена, XT Э.Вагнэра.
Для профориентации подростков используются следующие методики: Карта интересов, “Опросник профессиональных предпочтений” (ОПП) Дж.Холланда, «Дифференциально - диагностический опросник» (ДДО) Климова, «Якоря карьеры»(Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова)
22. Классификация методов психодиагностики межличностных отношений.

Анализ ряда методик, применяемых для диагностики межличностных отношений, будем вести по группам, выделенным на основе такого критерия, как исходная точка отсчета диагностики межличностных отношений.

1.Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений.

Традиционная методика этой группы – социометрический тест, предложенный Дж.Морено (1934). Его суть – изучение субъективных межличностных предпочтений (выборов) членов группы по определенным сферам (например, работа, отдых и т.д.). На основе полученного членом группы числа субъективных выборов определяются его индивидуальный социометрический статус (социометрическая «звезда» (не тождественна понятию «лидер»), принятый, изолированный, отверженный), структура межличностных отношений в группе, ее сплоченность и т.д. 

Существует ряд модификаций социометрического теста, в частности, аутосоциометрия, под которой понимают методики изучения взаимоотношений и их осознания. В них испытуемые сами «измеряют» взаимные отношения людей друг к другу и к себе. 

2. Методики косвенной оценки межличностных отношений.

Это, очевидно, самая молодая и малоразработанная категория методических приемов исследования межличностных отношений. Они основаны на выявленных в социальной психологии закономерностях влияния эмоционального отношения главным образом на невербальное поведение, паралингвистические параметры.

аиболее известны методики, основанные на закономерностях проксемического (пространственного) поведения людей. Главная их предпосылка в том, что выбор субъектом положения в пространстве относительно другого лица или группы лиц зависит от его межличностных отношений – положительное эмоциональное отношение проявляется в выборе более близкого расстояния.

Средства исследования, основанные на феноменах «личностного пространства», можно разделить на три категории: а) техники наблюдения реальной ситуации; б) техники символического моделирования реальной ситуации; в) проективные техники. Считается, что методики наблюдения дают наиболее достоверную информацию о межличностных отношениях.

3.Методики наблюдения и экспертной оценки интерпретации.

Одна из наиболее известных методик регистрации межличностных отношений – схема наблюдений Р.Бейлса (1970), позволяющая по единому плану регистрировать различные виды интеракции в группе. Обученный наблюдатель кодирует каждое взаимодействие в любой малой группе по 12 показателям, которые объединены в 4 общие категории: область позитивных эмоций, область решения проблем, область постановки проблем и область негативных эмоций. Благодаря такой формализованной процедуре наблюдения можно определить разные уровни групповой динамики, статус и роль участников взаимодействия и т.д. Например, человек, получивший высокий балл в области решения проблем, рассматривается как деловой лидер, а в области позитивных эмоций – как эмоциональный лидер.

Перспективным направлением в исследовании и диагностике межличностных отношений является наблюдение за игровым имитированием определенной ситуации. Это так называемые ситуационные тесты, в которых человек ставится в ситуацию, наиболее выпукло показывающую некоторые стороны реальной жизненной ситуации. Наблюдение за его поведением в таком тесте позволяет диагностировать межличностные отношения, предвидеть их развитие в определенной ситуации.

 Одним из таких приемов является групповая дискуссия без лидера.Группе испытуемых дается задача или тема для обсуждения в течение определенного времени, но ни один из участников не назначается главным и ни на кого не возлагается особая ответственность. Эта ситуация позволяет оценить такие черты, как находчивость, инициативность, лидерство, способность к совместной работе, взаимодействию, предсказать успешность выполнения таких видов деятельности, которые требуют вербального общения для решения проблем, а также срабатываемости с равными себе.

4. Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения.

Для диагностики межличностных отношений важно выделить те индивидуально-личностные свойства участников интеракции, которые проявляются и влияют на процесс общения. Созданы тесты и шкалы для измерения 
таких свойств, как стиль лидерства, авторитарность, совместимость, тревожность, личностные ценности и т.д. Это, например, шкала на совместимость В.Шутца, шкалы для выяснения стиля лидерства Фидлера и Р.Кейссела, карточки М.Рокича для выявления ценностных ориентаций и др.
5. Методики для исследования субъективного отражения межличностных отношений.

Для понимания межличностного поведения индивида недостаточно детально знать внешнюю ситуацию и мотивацию индивида. Для более глубокого понимания и решения прикладных задач, в частности коррекционных, исследователю необходимо иметь информацию о субъективном отражении индивидом межличностных отношений, себя в них, о его экспектациях (ожиданиях) и психологическом смысле определенного способа реагирования субъекта.

Методики изучения субъективного отражения индивидом межличностных отношений возникли главным образом как ответ на запрос прикладных областей психологии – индивидуального и семейного психологического консультирования и психотерапии, в которых для достижения практических целей необходимо познание субъективного мира клиента. Большинство этих методик проективные. 

Для исследования особенностей отражения межличностных отношений часто используют методики тематической апперцепции. Для взрослых применяютТАТ(Г.Мюррей, 1943), для детей – САТ (С.Беллак и Л.Беллак, 1949), FPI (Howells J., Lickowish J., 1967) и др. (Бодалев).
1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей