Главная страница

психодиагностика (итоговый). Вопросы к экзамену по психодиагностике


НазваниеВопросы к экзамену по психодиагностике
Анкорпсиходиагностика (итоговый).doc
Дата23.01.2017
Размер402 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаpsikhodiagnostika_itogovy.doc
ТипВопросы к экзамену
#7062
страница1 из 6
Каталог
  1   2   3   4   5   6

Вопросы к экзамену по психодиагностике


  1. Источники психодиагностики как науки.

Психодиагностика стала выделяться в самостоятельную отрасль науки в начале XX в. Наиболее важные источники становления психодиагностики: экспериментальная психология, дифференциальная психология, прикладная психология и тестология.

Экспериментальная психология. Первоначально экспериментальная психология занималась изучением самых элементарных психических свойств и процессов, возникающих под влиянием определенных раздражителей, с целью раскрытия некоторых общих закономерностей. Она на первых порах стимулировала развитие психодиагностики, главным образом, за счет наличия огромного арсенала методов, оснащенных разнообразной аппаратурой. Стимулирующее влияние на возникновение психодиагностики оказали, исследования индивидуальных различий, касающихся времени реакции, которые были проведены в лаборатории Вундта.

Дифференциальная психология. Дифференциальная психология изучает индивидуальные различия.

Проводились сравнительные исследования разных популяций, в ходе которых выявлялись половые, возрастные и т. д. различия индивидов и социальных групп и устанавливались корреляционные связи между ними. Без таких достижений психодиагностика, целью которой является изучение и характеристика конкретной личности, не смогла бы превратиться в самостоятельную дисциплину.

Прикладная психология(В.Штерн). Проводя различие между психодиагностикой и психотехникой как составными частями прикладной психологии, он подчеркивал, с одной стороны, специфичность диагностических проблем в области психологии, а с другой – сформулировал принцип единства диагностики и развития личности.

Тестология (Дж.М.Кеттел). Тестология оказала на психодиагностику наиболее сильное влияние, поскольку ею были разработаны такие способы объективного выявления психических свойств, которые частично сохранили свое значение до настоящего времени.

Часто делается вывод о том, что “психодиагностика является комбинацией двух направлений: тестологии и дифференц.псих-ии.” .



  1. История психодиагностики как научной дисциплины. Современный этап развития психодиагностики.

Возникновение подготовлено несколькими источниками.

а) экспериментальная психология - экспериментальный метод лижет в основе большинства психодиагностических методик. Психодиагностика выросла из экспериментальной психологии, что связано с физиологизацией психологии. Развитие физиологии органов чувств показало, что психическое включено в работу физиологических систем. Экспериментальные методы можно для изучения моторики и сенсорики - низшие уровни психики. Во второй половине 19 века стало возможным зарождение знания об индивидуальных различиях людей.

б) дифференциальная психология - исследования индивидуально-психологических различий. Их диагностика невозможна. Описывают их природу. Толчком для возникновения психодиагностики были требования практики (например, исследование и лечение умственной отсталости). История психодиагностики - еще и история теоретического обоснования ее методов.

Теоретическим обоснованием тестового метода является бихевиоризм: между организмом и средой есть детерминируемые отношения. В среде есть стимул, на который должен отвечать организм.

Единственное, что поддается объяснению - это поведение. Тестовые методы фиксируют внешнее поведение человека, внешнюю реакцию на стимулы.

История современной психодиагностики начинается с начала клинического периода в развитии психодиагностических знаний. Врачи – психиатры начали вести наблюдения за больными, записывая и анализируя результаты своих наблюдений. В это время появляются такие методы как наблюдение, опрос, анализ документов, которые носили только качественный характер. Когда Вундт создал первую в мире лабораторию, где в целях психодиагностики стали применять технические устройства и приборы, методы психодиагностики приобрели количественный характер.

В соответствии с законом Вебера основным объектом измерения в психодиагностике стали ощущения человека. Фишер изобрел дисперсионный анализ, а Спирмен – факторный анализ.

Широкое применение в психодиагностике находят современные методы математики и физики, а также средства электронной психодиагностики.
3. Зарубежные и отечественные исследователи – основатели психодиагностики.

Термин  «психодиагностика» принадлежит  Г. Роршаху. Под психодиагностикой понимали все то, что связано с измерением индивидуальных различий, используя  это термин  как синоним психологического тестирования.

Первые шаги были сделаны Ананьевым, который полагал, что психологическую диагностику следует рассматривать как направление исследований, имеющих целью «определение уровней развития психофизиологических функций, процессов, состояний и свойств личности... установление структурных особенностей каждого из них; определение потенциалов человеческого развития (работоспособности, одаренности, специальных способностей и т. д.)

Французский психиатр Э. Сеген первый уделил внимание обучению отсталых детей с помощью особых методик, разработал ряд методов обследования и лечения больных («Доска Сегена»).

Первым исследователем, употребившим в психологической литературе термин «интеллектуальный тест» , был Джеймс Кеттелл, который предложил в качестве образца 50 тестов, включавших различного рода измерения чувствительности, времени реакции, времени, затрачиваемого на называние цветов, количество звуков, воспроизводимых после однократного прослушивания.

Психиатр Эмиль Крепелин разработал на клиническом материале серию испытаний, позволяющих судить о таких процессах, как память, утомление нарушение внимания, по показателям выполнения достаточно простых арифметических действий.

В работах Германа Эббингауза используются тесты на выполнение арифметических действий, непосредственного запоминания, оценки которых дают высокие корреляции с оценками школьной успеваемости.

Новый шаг в развитии тестов был Альфредом Бине, создателем самой популярной для своего времени серии тестов. (тест Бине – Симона)
Гальтон: применение статистики в психологии, разработка статистических мето­дов, он предложил использовать в психо­логии метод корреляций. Фишер изобрел дисперсионный анализ, а Спирмен — факторный анализ.

4. Предмет и структура психодиагностики. Психодиагностика и смежные направления исследований.

Психодиагностика — это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Предмет психодиагностики - теория и практика постановки психологического диагноза, а также психометрическое обеспечение психодиагностического процесса, планирование и организация психо-диагностического обследования, составление психодиагностического заключения.
Три основания психодиагностики:
1. Общая психодиагностика связана с общей, социальной и дифференциальной психологиями. Частная психодиагностика- с такими областями психологии, как медицинская, возрастная, консультативная, юридическая, военная психология, психология труда, спорта.

2. Другая базовая дисциплина - это дифференциальная психометрика - наука, обосновывающая и разрабатывающая измерительные диагностические методы.
3. Третье основание психодиагностики - практические сферы применения психологического знания, которые выдвигают психодиагностические задачи.


  • Предметные области исследований психодиагностики и дифференциальной психологии(Штерн) совпадают, а разделить их пытаются по тому признаку, что первая ориентирована на измерение индивидуальных различий, а для второй характерно познание, проникновение в сущность причин и следствий этих различий. Психодиагностика рассматривается как «мост между наукой об индивидуальных психологических различиях (дифференциальная психология) и практикой постановки психологического диагноза» (Шмелёв).

  • Психометрия - область психологии, имеющую дело с изменяемыми факторами». При таком подходе психометрия включает в себя весь спектр психологических измерений — от психофизических до личностных. Психометрическое направление получает свое преимущественное развитие в психологическом тестировании. Отсюда неудивительно, что психологическое тестирование (психодиагностика) и психометрия отождествляются.

  • Психологическая оценка: заключается в изучении (оценивании) индивидуальности применительно к возникающим в ее жизнедеятельности проблемам (психическое здоровье, сложности взаимодействия с окружающими, неспособность к обучению и т. д.). Оценка производится с помощью интервью, наблюдения за поведением и т.д. Помимо тестов (стандартизированных процедур) развивается внетестовая диагностика, связанная с качественными оценками. В этом смысле понятие психологической оценки близко предмету психологической диагностики.


5. Сферы применения психодиагностики в профессиональной деятельности психолога (научные и прикладные исследования, психологическое консультирование, психологическая коррекция).

* В вооруженных силах: прогнозирование социального поведения.

1. Психодиагностика - основа работы практического психолога.

Сфера образования и воспитания (цели оптимизации обучения и воспитания). В основном это детские сады и школы, редко в ВУЗах.

Психодиагност работает по практическому запросу педагога, воспитателя, родителей, администрации, в школах - учеников.

2. Использование диагностики в трудовой и профессиональной деятельности

1) для профотбора

2) для организации профессионального обучения

3) для профессионального консультирования

Психологическая готовность к профессии или профессиональная пригодность.

3. Клинико-консультационная работа

Работа психолога и психодиагноста в клиниках (при неврологических и психиатрических клиниках)

Задачи психологов в клинике.

1). Пациенты с трудностями диагноза (нужно поставить точный диагноз или уточнить).

Методами психодиагностики можно выявить шизофрению в начальной стадии.

2). Оценка эффективности лечения

3). Исследование больных с целью психологической экспертизы

4. Психологические консультации здоровых людей с психологическими проблемами (семейная жизнь, личностные проблемы, проблемы в общении с детьми).

Обязательные методы - беседа и наблюдение.

Психолог обязан поставить диагноз.

5. Телефон доверия, консультирование по телефону.

Особенности:

- человек может оставаться анонимным, может рассказывать без стеснения

- клиент сам контролирует ситуацию, в любой момент может выйти из контакта с психологом (повесить трубку)

- единственный метод - психотерапевтическая беседа. Носит только вербальный характер.

6. Судебно-психологическая экспертиза.

Начало положили работы в области судебной психологии:

- проблема психологии преступника, свидетеля, допроса, суда.
6. Специфика задач психодиагностики в общей психологии и социальной психологии, в разных отраслях психологии (специальной психологии, психологии труда, педагогической психологии).

Психодиагностика неразрывно связана с предметными областями психологической науки: общей психологией, медицинской, возрастной, социальной и др.

  • Задачи для педагогической психологии: получение достоверной информации для воспитателей, учителей и родителей; определение одаренности ребенка, его задатков, индивидуальных способностей и склонностей; изучение динамики познавательного, интеллектуального, личностного и межличностного развития личности; анализ адаптации к учебно-воспитательному процессу.

  • Задачи для психологии труда: выявление психологической закономерности формулирования личности и профессионально важных качеств; разработка проблемы психологической подготовки специалистов; изучение психологии личности и труда специалистов, психологических основ его педагогического мастерства и творчества; установление профпригодность человека к исполнению своих служебных обязанностей.

  • Задачи для социальной психологии: определение особенностей психических свойств личности: социальной направленности, характера, темперамента, способностей; изучение коллектива, класса, группы; обоснование путей демократизации.

  • Задачи для специальной психологии: Диагностика психофизических, индивидуально-психологических и социально-психологических расстройств; Исследование психологических механизмов нарушений у детей с отклонениями в психическом развитии.

  • Задачи для общей психологии: измерение определенных качеств, психических процессов: познавательных, эмоциональных, волевых; определение особенностей психических состояний (уверенность, печаль, сомнение); определение социальной направленности, характера, темперамента, способностей.


7. Нормы этического кодекса и правовые основы психолога-диагноста.

  • соблюдение тайны психо­диагностики, научная обоснованность психодиагностических методик, ненанесение ущерба обследуемым, открытость для них результатов обследования, объективность выводов и эффектив­ность предлагаемых практических рекомендаций.


1. Психолог-диагност несет всю полноту ответственности за возможный моральный ущерб, в том числе за ущерб для соматического и нервно-психического здоровья, который может быть причинен испытуемому при неправильном проведении психодиагностического обследования.
2. Профессиональные психодиагностические методики могут распространяться только среди аттестованных специалистов.
3. Принцип обеспечения суверенных прав личности: человек не должен подвергаться обследованию обманным путем, он должен знать, кто будет иметь доступ к результатам обследования и какие решения могут быть приняты.
4. Принцип объективности - обследование должно быть беспристрастным, в рамках доброжелательного нейтрального общения с испытуемым, без проявления симпатии или антипатии, без оказания помощи и подсказок.
5. Принцип конфиденциальности - вся информация, получаемая в процессе обследования, должна быть конфиденциальной и может быть доступна только для тех, для кого она предназначена.
6. Принцип психопрофилактического изложения результатов - результаты диагностики должны быть преподнесены в ободряющем, не травмирующем психику и самооценку испытуемого контексте.

8. Исследовательские и психодиагностические методы.

Среди методов психодиагностики есть ис­следовательские (предназначены только для изучения психологи­ческих процессов, свойств и состояний человека; основная цель ко­торых — получение достоверных знаний)и психодиагностические методы (используются в оценочных целях, т.е. позволяют получать точные количественные и качественные характеристики изучае­мых психологических свойств).

Краткие характеристики психодиагностических методик.

  1. Бланковые методики – составляют большинство из них. В них испытуемому предлагают серию суждений или вопросов. По полученным ответам судят о психологии испытуемого. Эти методики просты для разработки, использования и обработки результатов.

  2. Опросные методики – занимают второе место по частоте применения. В них испытуемому задают устные вопросы, отмечают и обрабатывают его ответы.

Недостатки:

    • субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, таки в интерпретации ответов на них;

    • эти методики трудно стандартизировать, а следовательно, добитьсявысокой надежности и сравнимости результатов.

  1. Рисуночные психодиагностические методики – используют созданные испытуемым рисунки, которые могут иметь тематический или спонтанный характер. Иногда используется прием интерпретации испытуемым готовых изображений.

  2. Проективные методики – в свою очередь могут быть бланковыми, опросными, рисуночными. Применяются все чаще, т. к. методики этой группы наиболее валидные и информативные.

  3. Объективноманипуляционные методики – в которых решаемые испытуемыми задачи предлагаются им в форме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать – собрать, изготовить, разобрать и т. п.



9. Понятия операционализации и верификации в психодиагностике.

Операционализация и верификация – основные требования, предъявляемые к понятиям и методам психодиагностики.

Под операционализациейпонимается требование, согласно которому при введении новых научных понятий обязательно необходимо четко указывать на конкретные процедуры, приемы и методы, с помощью которых можно практически удостовериться в том, что явление, описанное в понятии, действительно существует. Операционализация предполагает указание на практические действия или операции, которые может выполнить любой исследователь, чтобы убедиться в том, что определенное в понятии явление обладает именно теми свойствами, которые ему приписываются.
  1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов
связь с админом