Главная страница

Билеты ОЗО. Введение в литературоведение для студентов 1 курса


НазваниеВведение в литературоведение для студентов 1 курса
АнкорБилеты ОЗО.doc
Дата12.06.2018
Размер28 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаБилеты ОЗО.doc
ТипДокументы
#41583
Каталог

С этим файлом связано 42066 файл(ов). Среди них: и ещё 42056 файл(а).
Показать все связанные файлы

«Введение в литературоведение» для студентов 1 курса


  1. Литературоведение как комплексная наука. Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины. Круг изучаемых ими вопросов.




  1. Язык – первоэлемент литературы. Слово как продукт деятельности человеческого сознания. Слово и образ (учение о «внутренней формой слова» А. А. Потебни). Функции языка по Р. О. Якобсону. Поэтическая функция языка как «сосредоточенность внимания на сообщении ради него самого».




  1. Поэтический язык как один из языков духовной культуры vsлитературный язык как язык официального быта (М. И. Шапир): система различий. Содержательность формы (грамматические категории) в поэтическом языке.




  1. Поэтическая семантика. Общие свойства тропов. Сравнение как основополагающий троп. Эпитет и его разновидности. Механизм создания метафоры и механизм создания метонимии. Виды метафор (олицетворение, овеществление, реализованная, развернутая) и виды метонимий (синекдоха, перифраз(а), аллегория). Понятие о символе.




  1. Поэтический синтаксис (фигуры). Разновидности фигур и их функция в тексте.




  1. Стих и проза как две формы поэтической речи: формальные и смысловые различия. Национальный язык и система стихосложения.




  1. Русский силлабический стих. Реформа Тредиаковского–Ломоносова. Понятие о стопности, виды стоп. Практическое определение силлабо-тонических размеров.




  1. Основные единицы ритма и вспомогательные ритмические элементы: стих, метр, размер, enjambement, ритмическая вариативность, анакруза, клаузула, цезура, строфа (октава, онегинская).




  1. Неклассический стих в русской поэзии XX века: логаэды и дольники. Тактовик.




  1. Неклассический стих в русской поэзии XX века: раёшник и акцентный стих Маяковского. Верлибр как интонационный стих.




  1. Содержание и форма литературного произведения. Тема и идея. Понятие о сюжете. Сюжет – содержание или форма?




  1. Соотношение понятий «сюжет» и «фабула», продуктивность их разграничения. Элементы сюжета. Примеры циклических и кумулятивных сюжетов.




  1. Понятие о композиции. Расстановка персонажей, роль обрамления, функция вставных эпизодов. «Точка зрения» как проблема композиции. Сказ как речевая форма композиции. Смена субъектов речи в организации повествования.




  1. Функция внесюжетных элементов композиции: авторские описания и отступления, пейзаж, портрет, интерьер, художественная деталь.




  1. Литературный род как форма выражения наиболее общего, исторического устойчивого содержания. Принципы деления литературы на три рода. Общая характеристика эпоса, лирики, драмы.




  1. Родовые свойства эпики: несовпадение события рассказа и события рассказывания, сочетание речи изображающей и речи изображенной, структура эпического сюжета, повествователь и герой в эпосе. Жанровое деление эпики. Эпос и роман (М. М. Бахтин). Рассказ и новелла. Промежуточное положение повести.




  1. Лирика как литературный род (не образ действительности, а образ чувства). Условность описания в лирике. Причины нетождественности лирического «я» «я» биографическому. Проблема лирического субъекта в классификации С. Н. Бройтмана. Понятие о лирическом герое. Традиционные жанры лирики: ода, сатира, послание, элегия. Авторский лирический цикл как жанровое образование: особые отношения, возникающие между стихотворением и контекстом.




  1. Драма как литературный род. Авторская речь в драме. Ограничения и преимущества художественного изображения в драме. Особенности драматического диалога. Драма и спектакль. Условность и правдоподобие в драме. Жанры драматургии: трагедия, комедия (комедия характеров и комедия положений), собственно драма. Трагикомедия как жанр.

перейти в каталог файлов
связь с админом