Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

раздел 1. Ястребова А. В., Бессонова Т. П


НазваниеЯстребова А. В., Бессонова Т. П
Анкорраздел 1.doc
Дата26.09.2017
Размер0.88 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлараздел 1.doc
ТипДокументы
#19969
страница1 из 3
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3




УДК 372.8(072) ББК 74.3 Я85

Издано при финансовой поддержке Федерального агентства

по печати и массовым коммуникациям в рамках

Федеральной целевой программы «Культура России»

Ястребова А.В., Бессонова Т.П.

Я85 Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы

учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и кор­рекции недостатков чтения и письма. — М.: АРКТИ, 2007. — 360 с: ил. {Коррещионная педагогика)

I8ВN 978-5-89415-591-3

В пособии представлена система коррекционных упражнений для успешного усвое­ния учащимися программного материала, в т.ч.: по восполнению пробелов в разви­тии психологических предпосылок к овладению чтением и письмом; нормализации звуковой стороны речи; формированию и совершенствованию лексико-грамматиче-ских средств языка; отработке полноценных навыков чтения и письма и совершен­ствованию связного высказывания.

Пособие адресовано учителям-логопедам общеобразовательных учреждений любого типа, педагогам, методистам, студентам дефектологических факультетов и факульте­тов начального обучения педвузов.

УДК 372.8(072) ББК 74.3

© Ястребова А.В., Бессонова Т.П., 2007
I8ВN 978-5-89415-591-3 © АРКТИ, 2007




А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова

Обучаем

читать и писать без ошибок

Комплекс упражнений

для работы учителей-логопедов

с младшими школьниками

по предупреждению

и коррекции недостатков

чтения и письма










МОСКВА

Введение

Согласно последним исследованиям в области обучения русскому языку (академик РАО Т.Г. Рамзаева и др.) языковое образование и речевое развитие учащихся являются одной из центральных проблем современной школы, в частности на начальном этапе, обучения. Современная дидактика конкретизирует понятие «развивающее обучение родному языку» как формирование коммуникативно-речевых и коммуникативно-деятельностных умений и навыков учащихся, обеспечивающих освоение детьми не только учебных знаний, умений и навыков в области теории и практики родного языка, но и общеучебных, а также как одно из условий их социальной адаптации и культурологической включенности в современное общество.

В то же время методисты, педагоги и руководители образования с тревогой отмечают, что резко снижается успеваемость учащихся по родному языку, растет уже второе поколение неграмотных детей. Это обусловлено рядом факторов. Прежде всего — публичным искажением русского языка в средствах массовой информации, особенно на телевидении. Кроме того, изменился психический, соматический и речевой статус детей, поступающих в школу, увеличился поток учащихся с нерезко выраженными недостатками слуха, зрения, недостаточным уровнем развития познавательной деятельности, высших психических функций. У них отмечаются недостатки речевого развития первичного или вторичного генеза, что, в свою очередь, обусловливает трудности в освоении программы школы I и II ступени.

В этой связи меняются роль и место логопеда в общеобразовательных учреждениях. Логопед все чаще выступает в роли эксперта причин неуспеваемости, прежде всего по родному языку, а также по другим предметам.

Во всех случаях коррекции дефектов речи логопед фактически работает с лингвистической структурой дефекта, которая должна быть отражена в логопедических заключениях.

Фонетический дефект — недостаток речи, при котором дефекты произношения составляют изолированное нарушение. В логопедическом заключении следует отразить характер искажения звука (например: р — велярное, увулярное; с — межзубное, боковое; ш-ж — нижние, губные и т.д.). В этом случае коррекционное воздействие ограничивается постановкой и автоматизацией звуков.
3

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН). Это означает, что имеет место недоразвитие всей звуковой стороны речи ребенка: дефекты произношения, трудности различения (дифференциации) оппозиционных звуков, разная степень недостаточной сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова.

Общее недоразвитие речи (ОНР). Лингвистическая структура данного дефекта свидетельствует о том, что у ребенка недостаточно сформирована вся система средств языка: дефекты произношения, трудности различения оппозиционных звуков, количественная и качественная неполноценность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, выраженность которых может быть различной. Такой уровень лингвистического недоразвития может наблюдаться при разных формах речевой патологии (алалия, дизартрия, ринолалия).

В этих случаях логопедическое заключение должно включать как структуру дефекта, так и форму речевой патологии:





при синдроме бульварной дизартрии (диагноз врача); у ребенка с дизартрией (заключение логопеда);

у ребенка с дизартрическим компонентом (заключение логопеда).

ФФН,

ОНР (III уровень)



ОНР

(11-111 уровень)

при синдроме моторной или сенсорной формы алалии (заключение врача);

у ребенка с моторной или сенсорной формой алалии (заключение логопеда).





у ребенка с расщелиной твердого, мягкого нёба

с сумбукозной щелью

(оперированного или неоперированного).

Дефекты произно­шения звуков ФФН, ОНР (III уровень)

Приведенные логопедические заключения характеризуют уровень сформированности устной речи.

Поскольку недостатки чтения и письма являются вторичными проявлениями определенного уровня недостаточной сформированности устной речи, логопедические заключения отражают причинно-следственную зависимость первичного и вторичного дефекта, а именно:

  • недостатки чтения и письма, обусловленные ОНР;

  • недостатки чтения и письма, обусловленные ФФН;

  • недостатки чтения и письма, обусловленные фонематическим недоразвитием. В случаях дизартрии, ринолалии, алалии логопедические заключения о недостатках чтения и письма при ФФН и ОНР дополняются также данными о форме речевой патологии.

Поскольку становление речевой функции тесно связано с формированием других высших психических функций, то у детей с первичной речевой патологией наблюдается ряд своеобразных психологических особенностей. Одна из самых характерных — неустойчивость произвольной деятельности. У разных детей это

4

проявляется по-своему, в самых различных формах, и охватывает достаточно широкий круг явлений. У части детей неустойчивость деятельности имеет достаточно широкий спектр ярко выраженных проявлений, что отрицательно сказывается на формировании полноценной учебной деятельности, при выполнении самых разнообразных форм и видов учебной работы, особенно при восприятии учебных заданий, инструкций. Как правило, такие дети не предпринимают достаточных усилий, чтобы осмыслить предложенное им задание. Это порой порождает их растерянность и нерешительность уже на самых начальных этапах работы, и они начинают обращаться за помощью к учителю и товарищам. Некоторые учащиеся крайне медленно ориентируются в заданиях, связанных, например, с построением элементарных геометрических фигур, определенные трудности испытывают при выполнении заданий, связанных с переключением внимания.

Следствием низкой способности к переключению внимания можно считать возникающие у некоторых детей трудности осмысления вопросов учителя-логопеда, заданных в необычной для них форме, например: «Какое число больше 20 в 3 раза?»; «В каком числе содержится 3 раза по 20?»; «Чему равно произведение 3x20?». Разное предъявление одного и того же содержания вызывает у части из них недоумение, длительные паузы, растерянность.

Итак, что наиболее типично для детей с ОНР? Они долго не могут включиться в работу, с трудом переключаются, обнаруживают пониженный самоконтроль и проявляют некоторую неорганизованность. При этом нельзя забывать, что речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка. Речь полифункциональна. Она как средство общения выполняет коммуникативную и интеллектуальную функции.

Основополагающая цель данного пособия — реализация взаимосвязи языкового образования, умственного и речевого развития учащихся в условиях специально организованной развивающей познавательной деятельности. Такая взаимосвязь является основным методическим принципом коррекционного обучения детей с первичной речевой патологией, который определяет содержание и структуру пособия, характер заданий, виды упражнений и весь методический аппарат в целом. Одним из конкретных проявлений принципа взаимосвязи языкового образования и речевого развития детей является коммуникативная направленность обучения, которая обусловлена целью корригирования пробелов в их речевом развитии.

Такой подход существенно меняет методику коррекционного обучения, а следовательно, предъявляет новые требования к пособию. Уточняется и само понятие «коррекция речевого недоразвития»: оно не ограничивается восполнением пробелов в формировании средств языка (произношения, различения звуков, словарного запаса, грамматического строя), но и включает овладение полноценной речевой деятельностью, т.к. только в речи «живет» языковая система.

При этом особое внимание уделяется формированию, с одной стороны, умений и навыков повседневного общения (ориентировки в ситуации общения, вычленения коммуникативной задачи, учебной обстановки общения), с другой — умения слушать информационную речь, читать учебную книгу, четко формулировать и реализовывать учебные высказывания.

5

Система упражнений пособия направлена на овладение детьми разными видами речевой деятельности и на то, чтобы восполнение пробелов в развитии языковых средств становилось для них одновременно и процессом, целенаправленно развивающим их речевую деятельность, и предпосылкой к формированию полноценной речевой деятельности.

В основе методической концепции пособия лежат утвердившийся в дидактике и психологии деятельностный подход к обучению и теория развивающего обучения. Авторы пособия стремятся запрограммировать познавательную дея­тельность учащихся, управлять ею. С этой целью в пособие включены:

  • система учебных задач;

  • сведения операционного характера (о способах деятельности);

  • материал для наблюдения за языковыми явлениями;

  • специальные задания, развивающие лингвистическую зоркость, интерес к языку;

  • разнообразные упражнения, поэтапно формирующие умения с учетом их структуры.

Пособие предусматривает овладение учащимися как специальными (языковыми, речевыми), так и общеучебными умениями, формируемыми не изолированно друг от друга, а в едином русле развития познавательной деятельности учащихся, которая организуется таким образом, чтобы усвоение элементов теории было непосредственно связано с их применением в речевой практике, т.е. формирование и совершенствование разных видов речевой деятельности:

  • говорение — слушание;

  • чтение — письмо (неразрывные пары);

  • продуктивные — непродуктивные (рецептивные) виды речевой деятельности;

  • виды общения: бытовое, повседневное учебное (на занятиях, в классе, на экзаменах и т.д.);

  • отработка компонентов коммуникативной системы в процессе общения: КТО? (адресант) — КОМУ? (адресноориентированная речь) — ЧТО? (логическая и эмоциональная информация) — ЗАЧЕМ? (коммуникативная задача, коммуникативное намерение, способы выражения) — ГДЕ? (обстановка учебная, знакомая — незнакомая) — КОГДА? (время общения).

Кроме того, на логопедических занятиях должно быть выработано умение читать учебную книгу, а также отвечать на занятиях, уроках и экзаменах, т.е. сформировано полноценное речевое высказывание.

Принцип отбора материала в пособие можно определить как частотно-речевой: отобран основной материал программы обучения русскому языку из области фонетики (звук — буква, гласный — согласный, звонкий — глухой, мягкий — твердый, ударение и т.д.), лексики (родственные слова, антонимы, синонимы, многозначность слова), морфемики (словообразование, словоизменение), грамматики (связь слов в словосочетаниях и предложениях, предложения: простое, распространенное, сложное), который используется детьми 6-10 лет в процессе речевого общения в устной и письменной форме.

Наряду с лингвистическими в пособие включены элементарные сведения из области речеведения: текст, тема и основная мысль текста, заголовок, структура текста, типы речи (доказательство, рассуждение и т.д.).

6

Пособие предусматривает также использование метода практического перспективного ознакомления с элементами теории языка на речевой основе: например, с особенностями сложносочиненных и сложноподчиненных предложений дети знакомятся в процессе употребления своих предложений в структуре текста, т.е. в процессе речевого общения. Потребность узнать точное лексическое значение слова или его синоним возникает, в частности, при подготовке к изложению и сочинению, а также в процессе анализа ошибок, допущенных в самостоятельных работах.

В целях формирования культуры устной речи на протяжении всех этапов коррекционного обучения осуществляется работа над нормами литературного языка орфоэпическими, грамматическими, включая интонацию), а также правилами словоупотребления.

Таким образом, в пособии отражены актуальные проблемы методики пропедевтической подготовки (формирование предпосылок) к полноценному усвоению программного материала, которые решаются в контексте восполнения пробелов в речевом развитии ребенка.

В связи с этим считаем необходимым напомнить основные аспекты обучения родному языку. В настоящее время определены основные структурные компоненты языкового образования как процесса учебно-познавательной деятельности ребенка:

1) языковая система — совокупность знаний в виде понятий, сведений, правил, представленных в учебных и школьных программах, а также формируемые на основе знаний языковые умения: фонетические, словообразовательные, грамматические (морфологические, синтаксические), лексико-стилистические;

2) речевая деятельность школьника как реализация языка, включающая в себя процессы чтения, письма, слушания, говорения. Данный компонент включает практические речеведческие знания и формируемые на их основе речевые умения разной степени сложности, в частности умения воспринимать и создавать текст (на репродуктивном и продуктивном уровне), а также навыки правильного, сознательного, выразительного чтения, орфоэпические навыки и умения, связанные с соблюдением норм литературного языка;

  1. речевые произведения (микротексты), которые используются в процессе овладения языком и речью в качестве дидактического материала и представляют собой тексты — образцы определенного типа и стиля речи;

  2. способы деятельности, обеспечивающие усвоение системы языка и формирование языковых, речевых, орфографических, общепознавательных умений и в целом — развитие школьника как личности;

  1. культура речевого поведения (культура общения).

Таким образом, современные технологии коррекционного обучения детей с патологией речи первичного генеза следует реализовывать во взаимосвязи с формированием базовых предпосылок психической деятельности ребенка исовременных подходов к обучению родному языку.

Пособие представляет собой систему логопедической работы по восполнению пробелов в развитии речевой деятельности (устной и письменной) детей с первичной речевой патологией, а также психологических предпосылок к активному осуществлению речемыслительной и учебной деятельности.

7

В пособии 5 разделов.

В 1-м разделе представлено большое количество разнообразных заданий, направленных на восполнение пробелов в развитии психологических предпосылок к полноценному овладению чтением и письмом.

Главной целью 2-го раздела (I этап коррекционной работы) является нормализация звуковой стороны речи.

Основная цель 3-го раздела (II этап коррекционной работы) — восполнение пробелов и дальнейшее совершенствование лексико-грамматических средств языка (уточнение и расширение словаря детей; свободное, активное и адекватное использование его в целях устного общения; развитие и совершенствование грамматического строя их речи).

Упражнения, представленные в 4-м разделе, направлены на отработку навыков чтения, письма и могут быть использованы на разных этапах коррекционного обучения.

Цель 5-го раздела — формирование умений и навыков устного связного высказывания (устного дискурса) и на их основе — предпосылок к развитию умений и навыков составления развернутых письменных текстов (письменная речевая деятельность).

Материал пособия распределен на три уровня сложности как по содержанию, так и подходам к его реализации. В зависимости от тяжести речевого дефекта и возраста детей в группе логопед, по своему усмотрению, может использовать материал как из одного уровня, так и из разных. При необходимости (например, для более прочного закрепления материала) логопед может предлагать детям дополнительные задания.

В зависимости от уровня овладения детьми техникой чтения задания к упражнениям читают либо дети, либо логопед, либо упражнение выполняется на слух. При этом особое значение придается таким формам работы и специальным коррекционным заданиям, которые, восполняя пробелы в развитии всех средств языка, одновременно способствуют формированию коммуникативных умений и навыков: коллективная работа; работа в паре; взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания; обращение к товарищу с вопросом или каким-либо заданием и др.

Авторы полагают, что знания и профессионализм логопеда помогут ему творчески использовать материал данного пособия.
8

Условные обозначения1




























*

гласный звук

согласный звук

звонкий согласный звук

мягкий согласный звук

предложение

слоги

пропущенные звуки (буквы)

карточка для индивидуальной работы

запись на доске или плакате

слова, предложения для справки

1 При выполнении задания дети обозначают в схеме слова звуки цветами, указанными в квадратиках.

  1   2   3

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей