Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

ЗПР церебрально-органического генеза. Задержка психического развития церебрально-органического генеза


НазваниеЗадержка психического развития церебрально-органического генеза
АнкорЗПР церебрально- органического генеза.pptx
Дата11.11.2017
Размер7.42 Mb.
Формат файлаpptx
Имя файлаЗПР церебрально-органического генеза.pptx.pptx
ТипДокументы
#31137
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей


Задержка психического развития церебрально-органического генеза

При этом варианте ЗПР сочетаются черты незрелости и различной степени поврежденности ряда психических функций. В зависимости от их соотношения выделяются две категории детей (И.Ф. Марковская, 1993):
  • группа а — в структуре дефекта преобладают черты незрелости эмоциональной сферы по типу органического инфантилизма, т. е. в психологической структуре ЗПР сочетаются несформированность эмоционально-волевой сферы (эти явления преобладают) и познавательной деятельности, выявляется негрубая неврологическая симптоматика;
  • группа б — доминируют симптомы поврежденности: выявляются парциальные нарушения корковых функций, в структуре дефекта преобладают интеллектуальные нарушения.


  • Нарушения в деятельности блока приема, переработки и хранения информации проявляются в расстройствах гнозиса и мнезиса. Недостатки внимания также негативно сказываются на процессах ощущения и восприятия.


Внимание
  • Нарушения внимания детей данной категории проявляются в снижении устойчивости, концентрации, неадекватных колебаниях внимания. Г. И. Жаренкова выделяет следующие варианты снижения устойчивости внимания: максимальное напряжение внимания в начале выполнения задания и последующее его снижение; наступление сосредоточения внимания после некоторого периода работы; периодические смены напряжения внимания и его спада на протяжении всего времени работы.
 
  • З. Тжесоглава отмечает, что для таких детей характерен чрезвычайно ограниченный объем внимания, «генерализированное и неселективное» внимание, что проявляется в неумении сосредоточиться на существенных признаках, «прилипание» (персеверация), выражающееся в снижении способности переключать внимание с одного вида деятельности на другой.
 
  • Внимание детей с ЗПР ЦОГ трудно собрать, сконцентрировать и удержать на протяжении той или иной деятельности. Им присуща утомляемость и истощаемость процесса внимания, повышенная отвлекаемость на второстепенные раздражители. В результате очевидна недостаточная целенаправленность деятельности детей, которые большей частью действуют импульсивно.


Восприятие
Как отмечает Л. А. Венгер, восприятие составляет основу ориентировки человека в окружающей действительности, позволяет ему организовывать деятельность в соответствии с объективными свойствами и отношениями вещей. Установлено, что у детей с ЗПР ЦОГ восприятие также характеризуется рядом особенностей. К ним относятся недостаточная полнота и точность восприятия, что, по мнению О. В. Защиринской, напрямую связано с нарушением внимания, а также механизмов произвольности у таких детей, активность восприятия и скорость выполнения перцептивных операций снижена, слабо сформировано аналитическое восприятие. Дети с ЗПР ЦОГ не обдумывают информацию, которую воспринимают («вижу, но не думаю»). В процессе восприятия у них нарушена сама функция поиска, они не пытаются всмотреться в объект, материал воспринимают поверхностно; не умеют выделять основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. Одной из особенностей их восприятия является то, что сходные качества предметов воспринимаются ими как одинаковые (овал, к примеру, воспринимается как круг). Можно говорить о замедленном темпе формирования целостного образа предмета.

  • Ориентировочно-исследовательская деятельность в целом имеет более низкий, по сравнению с нормой, уровень развития: дети не умеют обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной активности, длительное время прибегают к практическим способам ориентировки в свойствах предметов. Названные выше недостатки ориентировочно-исследовательской деятельности касаются и тактильно-двигательного восприятия, которое обогащает чувственный опыт ребенка и позволяет ему получить сведения о таких свойствах предметов, как температура, фактура материала, некоторые свойства поверхности, форма, величина. Затруднен процесс усвоения предметов на ощупь.


Память
  • Память детей с ЗПР ЦОГ также отличается качественным своеобразием. В первую очередь у детей ограничен объем памяти, снижена скорость и прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утрата информации. Особенно страдают те виды памяти, которые требуют участия мыслительных процессов. Дети с ЗПР ЦОГ испытывают наибольшие трудности в овладении опосредованным запоминанием. Наблюдается значительное расхождение между возможностью применить определенный интеллектуальный прием и продуктивностью его использования. Дети с ЗПР ЦОГ с трудом овладевают сложными видами памяти, поэтому преимущественно пользуются механическим заучиванием. Р. В. Демьянчук, исследуя память детей с ЗПР ЦОГ, отмечает, общие закономерности особенностей памяти, а также некоторые факты, оказывающие влияние на процессы запоминания: в структуре кратковременной памяти доминирует зрительный тип памяти; объем как кратковременной, так и долговременной памяти значительно снижен; низкие показатели образной и ассоциативной памяти; преобладание активной непроизвольной памяти.


Мышление
  • У детей с ЗПР ЦОГ отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов-представлений. Исследователи подчеркивают сложность создания целого из частей и выделение частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами. У таких детей преобладает репродуктивный характер деятельности, замедлен процесс формирования мыслительных операций. Ряд исследований обнаруживает недостаточный уровень сформированности основных интеллектуальных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстракции; отмечает непланомерность анализа, недостаточную его тонкость, односторонность. Обобщения расплывчаты и слабо дифференцированы.
  • В целом мышление детей с ЗПР ЦОГ характеризуется поверхностностью, которая проявляется в абстрагировании и обобщении несущественного, недостаточной гибкости мышления, склонности к шаблонам, стереотипным решениям. Способ действия, эффективный в одних условиях, неоправданно переносится в другие.


Познавательная деятельность
  • Для познавательной деятельности детей с ЗПР характерна неравномерность развития отдельных ее сторон. В ряде исследований отмечается, что у детей с ЗПР отсутствует, как умение самостоятельно поставить задачу, так и готовность к выполнению данного им задания - в этом проявляется их недостаточная познавательная активность. У многих не наблюдается и ориентировочного этапа деятельности: дети приступают к решению задачи, не проанализировав условий и не наметив плана. Основные затруднения при выполнении задания связаны с импульсивностью действий. Неумение ориентироваться в задании, анализировать его, обдумывать и планировать предстоящую работу приводит детей ко многим ошибкам. Из-за этого они часто производят лишние, хаотичные действия в поисках верного решения или удовлетворяются первым пришедшим в голову способом.


Эмоционально-волевая сфера
  • Особого внимания заслуживает рассмотрение эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР ЦОГ. Она представлена органическим инфантилизмом. У таких детей часто отсутствует живость и яркость эмоций. Они характеризуются слабой заинтересованностью в оценке, низким уровнем притязаний. В игровой деятельности проявляется бедность воображения и творчества, определенная монотонность и однообразие действий, преобладание компонента двигательной расторможенности.
  • В зависимости от преобладающего эмоционального фона выделяют неустойчивый и тормозимый варианты течения органического инфантилизма. Неустойчивый вариант течения органического инфантилизма характеризуется психомоторной расторможенностью, эйфорическим оттенком настроения и импульсивностью. Для таких детей характерна малая способность к волевому усилию и систематической деятельности. Тормозимый вариант характеризуется преобладанием пониженного настроения, нерешительностью, безынициативностью, боязливостью.


Речевое развитие
  • Отдельного внимания заслуживает рассмотрение особенностей речевого развития детей с ЗПР. Нарушения речи при ЗПР преимущественно носят системный характер и входят в структуру дефекта.
 
  • Большинству детей присущи недостатки звукопроизношения. Г. Г. Голубева отмечает среди нарушений звукопроизносительной стороны речи преимущество смешений и искажений, что указывает на недоразвитие фонематических процессов. Данные нарушения оказывают негативное влияние на овладение лексико-грамматической стороной речи и снижают возможности детей в понимании речи. Среди воспитанников специализированных групп много детей с таким речевым нарушением, как дизартрия.
 
  • Основными характерными чертами словарного запаса детей с ЗПР являются бедность и неточность (Е. В. Мальцева, З. Тржесоглава, С. Г. Шевченко). Одной из выраженных особенностей является расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дошкольники с ЗПР ЦОГ понимают значение многих слов, однако их актуализация вызывает большие затруднения. Для таких детей характерно неточное употребление слов, многочисленные вербальные парафазии, несформированность обобщающих понятий и, соответственно, отсутствие в словаре обобщающих слов. Отмечается несформированность семантических полей, трудности в актуализации словаря. В словаре детей с ЗПР ЦОГ преобладают существительные и глаголы, употребление которых сужено.


Вывод
  • 1) Недостаточная познавательная активность и незрелость высших психических функций – внимания, восприятия, памяти и мышления - определяют своеобразие протекания у детей с ЗПР ЦОГ познавательной деятельности. Поскольку познавательная деятельность является способом освоения знаний и представлений об окружающем, то у детей данной категории «багаж» знаний часто ограничивается обиходными представлениями и характеризуется бедностью и неточностью.
 
  • 2) Недоразвитие когнитивных предпосылок и ограниченность представлений об окружающем мире определяют ряд особенностей речевого развития детей с ЗПР ЦОГ. Среди них бедность и неточность словаря, несформированность семантических полей, фонематических процессов, системы словоизменения и словообразования. Связное высказывание, как наиболее сложный и поздний вид речевой деятельности, к старшему дошкольному возрасту оказывается несформированным.


перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей