Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Диплом__Логопедическое_с_опровождение_детей_втор_огогода_жизни. 1. 1Психолого-педагогическиеаспекты речевого развития детей второго года жизни


Название1. 1Психолого-педагогическиеаспекты речевого развития детей второго года жизни
Дата04.09.2019
Размер0.58 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаДиплом__Логопедическое_с_опровождение_детей_втор_огогода_жизни.d
ТипРеферат
#62989
страница1 из 7
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...3

Глава I Теоретические основы изучения проблемы речевого онтогенеза детей второго жизни
1.1Психолого-педагогическиеаспекты речевого развития детей второго года жизни……………………………………………………………………………………..7

1.2 Речевая функция и ее роль в психическом развитии ребенка………………….10

1.3 Основные подходы к периодизации речевого развития ребенка……………….13

глаВА 2 Проведение экспериметального исследования
2.1 Диагностика речевого развития у детей младшего дошкольного возраста в условия МДОУ…………………………………………………………………………24

2.2 Анализ результатов исследования………………………………………………..30

ГЛАВА 3 ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В МДОУ……………………………………………………………………………..…35

3.1 Проведение формирующего эксперимента……………………………………...35

3.2 Анализ результатов формирующего эксперимента……………………………...45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….53

БИБЛИОГРАФИЯ …………………………………………………………………...57

ПИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………...61

ВВЕДЕНИЕ

Раннее детство (период от года до трех лет) – это особый период в жизни ребенка. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребенка как личности. Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, очень значительны. Некоторые психологи (Р. Заззо) считают серединой психического развития человека возраст трех лет.Все процессы развития в раннем детстве тесно связаны с развитием речи. Данный период детского развития является сензитивным (наиболее благоприятным) для развития именно этой психической функции, подтверждением тому служит изучение детей, переживших жестокое обращение и мало общавшихся в детстве с другими людьми [1.с.124]. Проблемами развития речи занимались в разное время такие авторы, как Ж. Пиаже, А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др. Они изучали механизмы речи, основные этапы ее развития, факторы, определяющие речевое развитие, причины речевых нарушений. Отечественными физиологами разработаны три направления изучения развития речи маленьких детей:
изучение закономерностей работы мозга, и прежде всего первой и второй сигнальных систем. Это помогло научно обосновать необходимость воспитания и обучения детей с первых дней жизни;
  • изучение таких свойств второй сигнальной системы, как способность к отвлечению и обобщению. Слово (как раздражитель) для человека существует в единстве звучания и содержания, является обобщенным образом предметов и явлений внешнего мира (И. П. Павлов). На этом основывается процесс формирования понятийного мышления и вообще все понимание речи;
  • изучение роли ориентировочной деятельности (ее простейшее проявление — рефлекс «Что такое?») в формировании понимания речи детей раннего возраста и роли речи в регулировании их поведения.
    Система воспитания, включая методику развития речи, дала неплохие результаты, особенно в воспитательных учреждениях. (Кстати, часть своих исследований физиолог М. М. Кольцова, психолог Г. Л. Розенгарт-Пупко и др. проводили на базе домов ребенка.) Работы Н. М. Аксариной, Е. К. Кавериной, М. Ю. Кистяковской, Л. С. Славиной, Е. И. Тихеевой, Н. X. Швачкана, Д. Б. Эльконина и многих других до сих пор считаются основополагающими.

    Теория и методика развития речи малышей за последние десятилетия значительно обогатились, благодаря исследованиям М. И. Лисиной, И. М. Кононовой, В. В. Гербовой, Л. И. Павловой и др.

    Активная пропаганда развития речи детей первых трех лет жизни все годы проводилась и на страницах журнала «Дошкольное воспитание». В 2003 г. в журнале появилась даже новая рубрика «Ребенок приходит в мир».

    актуальна в настоящее время и соответствует общим приоритетам развития образования в Российской Федерации.С каждым годом все большее значение приобретает проблема раннего выявления и коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. В работах Л.С.Выготского, Н.Г.Морозовой, Р.Е.Левиной, М.С.Певзнер, Н.С.Жуковой, Ю.Ф.Гаркуши указывается на необходимость раннего начала коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. Именно использование сензитивного периода развития, так как каждый возраст ребенка как обусловливает текущую его деятельность и закладывает основы для его дальнейшего развития, является успехом в коррекции нарушений речи.Таким образом, чем раньше начата работа, тем скорее удается обучить ребенка речи: это объясняется, прежде всего, тем, что чем младше ребенок, тем меньше замечает он свой дефект, и тем меньше стесняется своей речи. Кроме того, кругозор маленького ребенка уже, мысли его проще, речь, в которой он нуждается, должна быть элементарнее по построению и беднее по словарю, нежели речь старшего дошкольника. Следовательно, и овладеть ею, догнать своих сверстников можно в более короткий срок. Без специальной коррекционной работы обучение детей с тяжелыми нарушениями речи в массовой школе становится невозможным. Кроме того, даже сравнительно небольшое запоздание в развитии речи оставляет тяжелый след на развитие ребенка, тормозит формирование интеллекта, искривляет характер.Дети раннего возраста с речевыми нарушениями имеют особые образовательныепотребности и остро нуждаются в комплексной квалифицированной психолого-педагогической помощи. В связи с этим определилась тема дипломной работы.

    Цель исследования: организовать логопедическое сопровождение детей второго года жизни в условиях МБДОУ.

    Объект исследования: речевое развитие детей второго года жизни.

    Предмет исследования; технология логопедического сопровождения детей второго года жизни..

    В соответствии с целью нашего исследования мы поставили следующие задачи:

    1.изучить специальную литературу по проблемам развития речи детей раннего возраста;

    2.организовать логопедическое сопровождение детей второго года жизни;

    3.Выявить эффективность коррекционной работы в экспериментальной группе

    Гипотеза исследования: мы предполагаем что если организовать логопедическое сопровождение детей второго года жизни, будет проведена коррекционная и профилактическая работа, которая может исключить речевые нарушения у детей.

    Методологическая основа исследования: теория культурно-исторического развития Л. С. Выготского, подход к возрастным особенностям развития речи ребенка раннего возраста. Л. И. Божович, подходы к изучению речевых нарушений детей дошкольного возраста (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Р. Е. Левина, Е. Н. Винарская)

    База исследования: МБДОУ №65, г. Таганрога.
    Глава I Теоретические основы изучения проблемы речевого онтогенеза детей второго жизни
    1.1Психолого-педагогическиеаспекты речевого развития детей второго года жизни

    В настоящее время проблемы диагностики и коррекции речевых нарушений чрезвычайно актуальны. Развитие личности ребенка определяется тремя факторами:

    1) предпосылками: генотипом, с врожденными особенностями;

    2) условиями, в которые входят социальное окружение, семья, образовательно-воспитательное учреждение, другие социальные структуры и ситуации, определяющие развитие личности посредством заинтересованных близких и профессионалов;

    3) внутренней позицией самого человека, формирующийся в процессе его индивидуального развития в зависимости от ценностных ориентаций семьи.

    Социально-нравственный эффект помощи детям огромен, он демонстрирует принципиально новые возможности педагогики и отражает степень зрелости социальной политики общества. Возраст с рождения до 3 лет является наиболее важным периодом в жизни ребенка. Пластичность мозга ребенка раннего возраста, сензитивный период формирования многих функций на этом возрастном этапе определяют большие потенциальные возможности коррекционно-педагогического процесса. Наличие ранней и адекватной помощи ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в психофизическом развитии малыша и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить отклонения.

    При ранней диагностике и начатом на первом-втором году жизни коррекционном воздействии часть детей, несмотря на сложность дефекта, к трем-пяти годам приближаются по уровню общего и речевого развития к возрастным стандартам. Это позволяет рекомендовать для них интегрированное обучение в массовом детском саду, а в дальнейшем и в школе, при условии сохранения систематической коррекционной помощи со стороны педагога-логопеда, психолога и т.д. [35,с.141].

    Выдающиеся советские психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн показали, что психика ребенка развивается в основном путем "социального наследования", "присвоения" общественного опыта. Если у животных, вплоть до антропоидов, решающее значение в развитии имеют две формы опыта: родовой (он заложен в нервной организации и передается по наследству) и индивидуальный (он приобретается в ходе жизни и приспособления к окружающие среде), то у человека доминирующую роль играет третья форма опыта, полностью отсутствующая в животном царстве: общественно-исторический опыт предшествующих поколений людей, воплощенный в продуктах материальной и духовной культуры. На протяжении детства ребенок усваивает наследство отцов. В процессе такого усвоения - обучения в широком смысле слова - и совершается подлинное развитие его психики. Ребенок усваивает не только отдельные знания и умения - у него происходят коренные изменения различных психических процессов. Обучение ведет за собой развитие: - говорил Л.С. Выготский. Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Речевое общение в его полном виде - понимание речи и активная речь - развивается постепенно.

    Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные виды и формы. Речь - специфически человеческая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка.[5,c.97]

    Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.

    Советский врач и педагог Е.А. Аркин указывал; "Жестами, мимикой, хлопаньем в ладоши, ласковым лепетом ребенок достигает часто того, что ему в этом периоде жизни наиболее нужно, то есть любви, помощи и подчинения себе взрослых"

    Эмоциональное общение является стержнем, основным содержанием взаимоотношения взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи - на первом году жизни. Ребенок отвечает улыбкой на улыбку взрослого, произносит звуки в ответ на ласковый разговор с ним. Улыбка рождает покой и устанавливает взаимопонимание. Она - приглашение к общению, выражение положительных эмоций. С улыбкой пробуждается психика ребенка, улыбка предваряет его речь, улыбкой он как бы сообщает о его готовности к общению. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысления произносимых и понимаемых слов.

    Различают несколько этапов развития потребности в общении ребенка с взрослым:

    1. Потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Это достаточное условие благополучия, ребенка в первом полугодии жизни.

    2. Нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание потребности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием.

    3. Нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне познавательной деятельности детей.

    4. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого.

    Ребенок стремится добиться общности взглядов с взрослым.Н.М. Щелованов и Н.М. Аксарина, Н.Л. Фигурин и М.П. Денисов, М.Ю. Кистяковская и другие авторы обязательно включают предречевые вокализации в состав "комплекса оживления", который является видом социального поведения ребенка. По их мнению, именно реакция оживления является началом развития речи ребенка. [34,c. 94]

    В настоящее время современные психолингвистические, психологические и педагогические исследования основываются на двух принципах: принципа развития и принципа деятельности.

    Одним из психологических принципов, лежащих в основе овладения речью детьми, является принцип развития, согласно которому все психические процессы, в том числе и речь, имеют определенные качественные стадии в своем развитии. Развитие психических процессов протекает в тесном взаимодействии друг с другом. .[5,c.97]

    Как отмечал известный советский психолог Л.С. Выготский, слишком позднее начало обучения не играет той роли в развитии, какую оно играет тогда, когда происходит в оптимальные сроки. В этот наиболее благоприятный для развития речи период ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение

    "Обучение только тогда хорошо, - писал Л.С. Выготский, - когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждается и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития."

    А.А. Леонтьев в рамках деятельностного подхода рассматривал речь как деятельность. Определяя речь как деятельность, необходимо выделять ее компоненты: цели, мотивы, речевые действия и средства. Одной из особенностей речевой деятельности, свойственной детям дошкольного возраста, является слияние целей и мотивов речевого общения, а также перемещение речевого мотива в какую-либо деятельность, например в игровую. Использование разнообразных видов деятельности формирует у ребенка потребность в овладении речью. Наличие мотива - важное условие, как для восприятия речи, так и для активного пользования, ею в общении. В результате этого речь быстро становится объектом наблюдений ребенка. Для того чтобы наиболее полно представить себе развитие речи детей раннего возраста необходимо обратиться к речевому онтогенезу.
    1.2 Речевая функция и ее роль в психическом развитии ребенка

    Развитие детской речи также подчиняется определенным закономерностям, которые необходимо учитывать в общении с детьми, и особенно при исправлении их «речевых ошибок». Известно, что дети не сразу и не вдруг овладевают правильной речью, что одни явления родного языка (типы предложений, длина слов, звуки речи и др.) усваиваются ребенком раньше, другие – намного позже. Естественная последовательность усвоения языковых элементов направляется разными факторами. Чем проще по звучанию и структуре слово, тем быстрее и легче оно запоминается детьми. [34,c. 94]

    Появлению дара слова предшествуют формирование определенного уровня слухового и зрительного внимания, памяти, накопление пассивного словарного запаса. На ранних этапах развития речи огромное значение имеет появление у ребенка желания подражать словам. Кроме механизма подражания, имитации или воспроизведения детьми слов окружающих имеет место действие скрытой, необычайно сложной системы функциональных нервных связей, обеспечивающих осуществление речи.

    Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности. Поэтому выраженные отклонения в речевом развитии ребенка имеют самые негативные последствия:

    – отстает психическое развитие ребенка;

    – замедляется формирование высших уровней познавательной деятельности;

    – появляются нарушения эмоционально-волевой сферы, что приводит к формированию особых личностных качеств (замкнутости, эмоциональной неустойчивости, чувства ущербности, нерешительности и т.д.);

    – возникают трудности в усвоении письма и чтения, что снижает успеваемость ребенка и нередко приводит к второгодничеству.

    В таблице 1 приведена сравнительная характеристика основных этапов речевого развития детей при нормальном речевом онтогенезе и в случаях его дизонтогенеза (А.Н. Гвоздев, Р.Е. Левина), а также их сопоставление с принятой в лингвистике периодизацией развития речи детей. [34,c. 94]

    Таблица 1

    Основные этапы развития детской речи в норме и при дизонтогенезе
    Периодизация речевого развития
    Нормальный речевой онтогенез
    Речевой дизонтогенез
    С.Н. Цейтлин
    А.Н. Гвоздев
    Р.Е. Левина
    I. Доречевой этап
    Дословесный этап (до первых слов, самостоя-тельно продуцируемых ребенком)
    Регулярные наблю-дения начались после одного года
    Сведения о раннем речевом развитии носят отрывочный несистема-тизированный характер
    II. Этап первичного освоения языка
    Этап однословесных высказываний (до первых двухкомпонен-тных высказываний)
    Однословное предложение. 1 год 3 месяца – 1 год 8 месяцев
    I. Первый уровень рече-вого развития (аномаль-ного): отмечается отсутствие обще употре-бляемых средств общения в 5–6 лет
    Этап начальных двух-компонентных высказываний (до первых трехкомпонен-тных)
    Предложение из двух слов корней. 1 год 8 месяцев
    II. Второй уровень речевого развития: начатки фразовой речи
    III. Этап усвоения основных грамматических правил в языковой системе родного языка
    Этап элементарных сложных предложений. Период раннего рече-вого развития закончен: 3 года
    Усвоение грамма-тической структуры предложения 1 год 10 месяцев – 3 года. Звуковая сторона речи усвоена
    III. Третий уровень речевого развития: обиходная фразовая речь с проблемами лексико – грамматического и фонетического строя
    IV. Этап усвоения морфологических фонетических норм и развития связной речи
    Переходный этап от знания системы языка к знанию нормы, детские инновации
    Усвоение ребенком морфологической системы языка. 3 года – 6 лет

    1.3 Основные подходы к периодизации речевого развития ребенка

    Детская речь – это особый этап в овладении языком и речью, речь детей дошкольного и младшего школьного возраста (до 8–9 лет). Внимание к изучению детской речи обусловлено ее своеобразием, в котором проявляются особенности начальных этапов формирования и развития языковой способности, когда она осуществляется по особым («невзрослым») правилам.[7,c.116]

    В речевом онтогенезе наиболее общим является выделение в речевом онтогенезе двух возрастных этапов, которые резко различаются по используемым ребенком средствам общения. На дословесном этапе (первый год жизни) – это голосовые реакции (вокализации) и жесты, в дальнейшем, после появления первых слов и развития грамматики – собственно языковые средства (Н.И. Лепская, Т.Н. Ушакова). Некоторые исследователи первый этап в развитии речи рассматривают как подготовительный и включают в него не только стадию предречевых реакций, но и стадию появления первых слов, которые резко отличаются от дальнейшей речи ребенка; в этом случае подготовительный период завершается к полутора или даже двум годам, далее начинается этап становления речи (М.И. Лисина, Г.Л. Розенгарт – Пупко).

    А.Н. Гвоздев выделяет этапы формирования у ребенка грамматического строя русского языка: 1) период предложений, состоящих из аморфных слов – корней, которые употребляются всегда в неизменном виде (1,3–1,10); 2) период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (1,10–3); 3) период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (3–7).

    М.М. Кольцова представляет следующую последовательность в развитии языка ребенка:

    Таблица 2
    9,5 месяцев –

    1 год 6 месяцев
    Слова: ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя, те-тя, ам-ам (есть) и т.д.

    Звукоподражательные слова: ав-ав (собака), тик-так (часы), му-му (корова) и т.п.

    Все существительные употребляются в именительном падеже, в единственном числе
    1 год 6 месяцев –

    1 год 8 месяцев
    Попытки связать два слова во фразу (мама, дай).

    Усваивается повелительное наклонение глаголов (иди, иди; дай-дай; и т.п.), поскольку оно выражает желание ребенка и имеет для него важное значение.
    1 год 8 месяцев –

    1 год 10 месяцев
    Пополняются формы множественного числа (так как разница между одним предметом и несколькими очень наглядна)
    1 год 10 месяцев –

    2 года
    Словарь доходит до 300 слов. Имена существительные составляют приблизительно 63%, глаголы 23%, другие части речи 14%. Союзов нет.

    Появляются те грамматические формы, которые помогают ребенку ориентироваться в отношении к предметам и пространству (падежи), во времени (глагольные времена). Сначала появляется винительный падеж, затем родительный, дательный, творительный и предложный. Однако полное овладение падежными формами происходит значительно позже
    3-й год
    Появляются многословные фразы, придаточные предложения; к концу года – соединительные союзы и местоимения
    4–5 лет
    Условная форма придаточных предложения. Длинные фразы, монологи.

    Заключительная фаза в развитии языка. Второй период вопросов «Почему?»

    И.Н. Горелов, рассматривая соотношение интеллектуального и речевого развития ребенка, выделяет шесть речевых стадий в развитии ребенка дошкольного возраста:

    1) лепет и первые реакции на собственное имя и имя матери (5–7 мес.);

    2) первые слова – предложения (9–12 мес.);

    3) первые предложения (к двум годам);

    4) первые возможности понимания чужой и употребления собственной речи вне ситуации (к трем годам);

    5) беглая речь, словотворчество (к четырем годам);

    6) сознательное отношение к правилам языка, исправление ошибок в речи других, качественный скачок в сфере полисемии слова (к семи годам). Основополагающим при выделении этих стадий становится появление тех или иных новообразований в речи ребенка. .[7,c.116]

    Этапы речевого развития ребенка

    Г.Л. Розенгард – Пупко выделяет в речевом развитии ребенка всего два этапа: подготовительный (до 2 лет) и этап самостоятельного оформления речи.

    А.Н. Леонтьев [32, стр.115-130] устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:

    1-й – подготовительный – до одного года;

    2-й – преддошкольный этап первоначального овладения языком – до 3 лет;

    3-й – дошкольный – до 7 лет;

    4-й – школьный.

    .Ребенок появляется на свет, и свое появление он знаменует криком. Крик – первая голосовая реакция ребенка. Период «гуления» отмечается у всех детей. Уже в 1,5 месяца, а затем – в 2–3 месяца голосовые реакции ребенок проявляет в воспроизведении таких звуков, как а-а-бм-бм, бль, у-гу, бу и т.д. Именно они потом явятся основой для становления членораздельной речи. В 4 месяца усложняются звуковые сочетания: появляются новые, типа гн-агн, ля-аля, рн и т.д. Ребенок в процессе «гуления» как бы играет со своим артикуляционным аппаратом, по несколько раз повторяет один и тот же звук, получая при этом удовольствие. Гулит ребенок тогда, когда он сухой, выспавшийся, накормлен и здоров. Если рядом находится кто-то из родных и начинает «разговаривать» с малышом, тот с удовольствием слушает звуки и как бы «подхватывает» их. На фоне такого положительного эмоционального контакта малыш начинает подражать взрослым, пытается разнообразить голос выразительной интонацией.

    Чтобы развить навыки «гуления», маме рекомендуется и так называемое «зрительное общение», во время которого ребенок всматривается в мимику взрослого и пытается воспроизводить ее. О.И. Тихеева сравнивает ребенка в период «гуления» с музыкантом, настраивающим свой инструмент.[7,c.116]

    При нормальном развитии ребенка «гуление» постепенно переходит в лепет. В 7–8,5 месяцев дети произносят слоги типа ба-ба, дя-дя, деда и т.д., соотнося их с определенными окружающими людьми. Лепет – это не механическое воспроизведение слоговых сочетаний, а соотнесение их с определенными лицами, предметами, действиями. «Ма-ма» (мама) – говорит ребенок, и это относится именно к маме. В процессе общения со взрослыми ребенок постепенно пытается подражать интонации, темпу, ритму, мелодичности, а также воспроизводить звуковые элементы звучащей речи окружающих. В 8,5–9 месяцев лепет носит модулированный характер с разнообразными интонациями. В 9–10 месяцев объем лепетных слов расширяется, которые ребенок пытается повторить за взрослыми. .[7,c.116]

    Таким образом, в младенческом возрасте ребенок еще не использует собственно языковых средств для выражения своих состояний и потребностей, первые слова появляются только к концу первого года жизни, поэтому данный этап в развитии речи ребенка принято называть доречевым или дословесным. Однако значение этого периода в речевом развитии ребенка очень велико. Именно в младенчестве появляются первые голосовые реакции, которые вначале имеют неречевой характер, но постепенно становятся все более членораздельными и начинают выражать все более разнообразное и сложное семантическое содержание. В младенчестве (и даже во внутриутробном периоде) проявляется и способность специфически реагировать на человеческую речь, возникает понимание ребенком обращенной к нему речи взрослых. Таким образом, доречевым этот этап в развитии ребенка можно назвать лишь условно

    С 10 – 11 месяцев появляются реакции на самые слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).

    В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируются речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.). К концу первого года жизни появляются первые слова.

    Второй этап – преддошкольный(от одного года до трех лет). С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает. В преддошкольный этап расширяется объем лепетных слов, используемых ребенком. Данный этап характеризуется повышенным вниманием ребенка к речи окружающих, усиливается его речевая активность. Употребляемые ребенком слова многозначны: одновременно одним и тем же лепетным сочетанием ребенок обозначает несколько понятий: «бах» – упал, лежит, споткнулся; «дай» – отдай, принеси, подай; «биби» – идет, лежит, катается, машина, самолет, велосипед. После полутора лет наблюдается рост активного словаря детей, появляются первые предложения, состоящие из аморфных слов-корней:

    Папа, ди (папа, иди). Ма, да кх (мама, дай кису).

    Как показывают исследования, дети не сразу овладевают правильной речью: одни явления языка усваиваются раньше, другие позже. Это объясняется тем, что чем проще по звучанию и структуре слова, тем они легче запоминаются детьми. В этот период особенно важную роль играет совокупность следующих факторов:

    а) механизм подражания словам окружающих;

    б) сложная система функциональных связей, обеспечивающих осуществление речи;

    в) благоприятные условия, в которых воспитывается ребенок (доброжелательная обстановка, внимательное отношение к ребенку, полноценное речевое окружение, достаточное общение со взрослыми).[16,c.38] Первые слова ребенка носят обобщенно – смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может обозначать в разные моменты вот каша, дай кашу, горячая каша. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.

    С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов.

    На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. Следует отметить, что различные исследователи приводят разные количественные данные о росте словаря детей. Значения слов становятся все более определенными. К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом. Потом – примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамулё Тата» - Мама, дай Тате попить молока). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.

    К 2 годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.Анализируя количественные показатели роста лексического запаса детей в этом возрасте, можно привести следующие данные: полтора года – 10–15 слов, к концу второго года – 30 слов, к трем годам – примерно 100 слов. Таким образом, в течение полутора лет происходит количественный скачок в расширении словаря детей. Характерным показателем активного речевого развития детей на этом этапе является постепенное формирование грамматических категорий. [16,c.38]

    Можно выделить в этот период этап «физиологического аграмматизма», когда ребенок пользуется в общении предложениями без соответствующего грамматического оформления их: «Мама, дай Кука» (Мама, дай куклу); «Вова нет тина» (У Вовы нет машины). При нормальном речевом развитии этот период длится всего несколько месяцев и к 3 годам ребенок самостоятельно употребляет наиболее простые грамматические конструкции.

    В 1–3 года ребенок многие звуки родного языка переставляет, опускает, заменяет более простыми по артикуляции. Это объясняется возрастным несовершенством артикуляционного аппарата, недостаточным уровнем восприятия фонем. Но характерным для этого периода является достаточно стойкое воспроизведение интонационно-ритмических, мелодических контуров слов, например: касянав (космонавт), пиямида (пирамида), итая (гитара), титаясъка (чебурашка), синюська (свинюшка).[39,c.173]

    Показателем становления детской речи является своевременное развитие у ребенка способности использовать свой лексический запас в разных структурах предложений, и уже в 2,5–3 годам дети пользуются трех-четырехсловными предложениями, используя частичные грамматические формы (иди – идет – идем – не иду; кукла – кукле – куклу).

    Таким образом, наиболее благоприятный и интенсивный период в развитии речи ребенка падает на первые 3 года жизни. Именно в этот период все функции центральной нервной системы в процессе их естественного формирования наиболее легко поддаются тренировке и воспитанию. Если условия развития в это время неблагоприятны, то формирование речевой функции настолько искажается, что в дальнейшем не всегда удается в полном объеме сформировать полноценную речь. К концу преддошкольного периода дети общаются между собой и окружающими, используя структуру простого распространенного предложения, употребляя при этом наиболее простые грамматические категории речи. В три года практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга. Ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает определенный лексический запас. Поэтому, если в 2,5–3 года ребенок общается только с помощью лепетных слов и обрывков лепетных предложений – необходимо немедленно проконсультировать его у логопеда, проверить физиологический слух организовать коррекционные занятия.

    На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. Следует отметить, что различные исследователи приводят разные количественные данные о росте словаря детей. Значения слов становятся все более определенными. К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом. Потом – примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамулё Тата» - Мама, дай Тате попить молока). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении. [39,c.173]

    К 2 годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.

    Третий этап – дошкольный(от 3 до 7 лет). На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков ри л, реже – дефекты смягчения, озвончения и йотации.

    На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.

    В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4 – 6 годам достигает 3000 – 4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т.п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству. Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивает ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложения.

    Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте – простое распространенное предложение. («Я куклу в такое красивое платье одела»).

    На 5-ом году жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины»). Начиная с этого возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений. В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40 – 50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи – монологической речью. В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее – мягкие и твердые согласные и, наконец,- сонорные, шипящие и свистящие звуки. К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т.е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто. На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких – нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.[54,c.174]

    Четвертый этап – школьный(от 7 до 17 лет). Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим – это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи – письменной речи. В школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка – от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.

    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  • Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
      1   2   3   4   5   6   7

    перейти в каталог файлов

    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей