Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Семаго Анализ формирования структуры познавател... 1 Анализ формирования структуры познавательной деятельности детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития


Скачать 342.06 Kb.
Название1 Анализ формирования структуры познавательной деятельности детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития
АнкорСемаго Анализ формирования структуры познавател.
Дата16.05.2018
Размер342.06 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSemago_Analiz_formirovania_struktury_poznavatel.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#40403
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

1 Анализ формирования структуры познавательной деятельности детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития. Значительное увеличение количества детей, имеющих проблемы в усвоении программного материала, в поведении, адаптации в образовательном учреждении и развитии в целом, определяет необходимость поиска новых путей и критериев психолого-педагогической квалификации проблем ребенка, понимания причини механизмов, лежащих в основе подобных трудностей. Анализ формирования структуры познавательной деятельности и исследование базовых элементов структуры психического развития ребенка как в ситуации нормального онтогенеза, таки дизонтогенеза (отклоняющегося развития) остается на настоящий момент не до конца разрешенной. Существующие подходы к анализу составляющих психического развития, понимание общих и специфических закономерностей аномального развития, первичности и вторичности дефектов, структурно-динамического подхода в диагностике требуют дальнейшей разработки и осмысления на современном материале. Необходимость такого анализа специфических особенностей познавательной деятельности детей с различными отклонениями в развитии неоднократно поднималась в отечественной литературе в работах В.И. Лубовского, В.В. Лебединского, ЛИ. Переслени других отечественных исследователей, в том числе работающих в рамках нейропсихологического подхода - Э.Г. Симерницкой, Т.В. Ахутиной А.В. Семенович, в исследованиях зарубежных авторов. Поиск различий в структуре познавательной деятельности детей с общим недоразвитием речи и задержками психического развития дошкольного и младшего школьного возраста с позиций анализа сформированности таких базовых составляющих познавательной деятельности, как произвольная регуляция деятельности и овладение пространственными представлениями – и стал предметом нашего исследования. Гипотеза исследованиязаключалась в том, что среди характеристик психического развития детей с ОНР и различными вариантами ЗПР может быть выделен ряд показателей, которые являются диагностически значимыми для выявления структуры нарушений развития. К таким показателям можно отнести особенности развития систем произвольной регуляции психической активности и овладения пространственными представлениями. Формирование последних оказывается в тесной взаимосвязи с определенными показателями раннего развития и спецификой становления латеральных предпочтений с возрастом.

2 Основные задачи нашего исследования мы представляли следующим образом Определить структуру базовых составляющих познавательной деятельности, особенности их формирования у детей с общим недоразвитием речи и задержками психического развития в сравнении с нормативно развивающимися Выделить устойчивые паттерны сформированности уровней базовых составляющих познавательной деятельности, специфичные для исследуемых вариантов отклоняющегося развития Выделить показатели, отражающие специфичные факторы дизонтогенеза, которые имеют непосредственное влияние на становление систем произвольной регуляции и пространственных представлений Определить дополнительные дифференциально-диагностические критерии выделения детей с общим недоразвитием речи и вариантами задержек психического развития Разработать и апробировать технологию проведения психологического обследования, адекватный диагностический инструментарий, провести системный анализ получаемых результатов В соответствии с выявленными особенностями развития детей анализируемых групп разработать и апробировать комплекс программ психологической работы для развития и коррекции познавательной деятельности. Методология работыстроиласьна традициях отечественной дефектологии и специальной психологии, на представлениях об общих и специфических закономерностях психического развития и представлениях об уровневой организации психики (В.И.
Лубовский, НА. Бернштейн, Л.М. Веккер), Принцип системного изучения, сформулированный Л.С. Выготским, понимание иерархичности нарушений рассматривался как один из краеугольных камней отечественной дефектологии и специальной психологии.
Современными исследователями особая важность придается оценке предшествующего развития ребенка в его сензитивные периоды, где одним из наиболее важных следует считать период от рождения до одного года (Л.Т.Журба, Е.М.Мастюкова,
1981, Р.Ж.Мухамедрахимов, 1999, Дж.Баттерворд, М.Харрис, 2000 и др. Анализ данных, опубликованных в этих позволяет охарактеризовать современные подходы к оценке психического развития детей различных категорий следующим образом системность исследования психического развития основывается на представлениях об иерархической организации строения психики могут быть выделены определенные базовые компоненты, лежащие в основе развития непосредственно познавательной деятельности ребенка к таким базовым компонентам (составляющим)

3 могут быть отнесены, в первую очередь, произвольная регуляция психической активности и овладение пространственными и пространственно-временными представлениями. В соответствии с указанными положениями был подобран диагностический инструментарий и методы анализа результатов исследования детей. В качестве методов исследования были использованы анамнестический метод выделение диагностически значимых аспектов раннего развития ребенка анализ медицинской и педагогической документации экспериментальные методы – отдельные нейропсихологические пробыв том числе выявление специфики латеральных сенсорных и моторных) предпочтений, исследование объема слухоречевой памяти, запоминание по АН. Леонтьеву, Прогрессивные Матрицы Равена, методика В.М. Когана, методика Кубики Кооса», бланковые методики для детей школьного возраста и др. Помимо этого использовался авторский комплекс методики приемов для исследования выделяемых уровней сформированности произвольной регуляции психической активности (в том числе двигательной задания на выполнение произвольных движений кистями рук, мышцами лица и т.п. по образцу (й уровень выполнение простых и сложных двигательных программ, регуляция силы мышечного тонуса (й уровень задания, выявляющие целенаправленность деятельности, возможность удержания алгоритма мыслительных действий (й уровень. При анализе сформированности пространственных и пространственно-временных представлений использовались задания оценивающие сформированность представлений о схеме собственного тела й уровень понимание и особенности вербализации пространственных взаимоотношений объектов (й уровни, понимание и актуализацию сложных речевых конструкций (й уровень) (Семаго Н.Я. Семаго ММ, 1998, 2000). Успешность выполнения детьми предлагаемых заданий оценивалась в соответствии с критерием (Frankenburg W.K., Dodds V.D., 1970, Хеллбрюге Т, Лайоси Ф, 1997). Для оценки достоверности различий использовался критерий Пирсона - 
2
с поправкой на непрерывность признака для уровней статистической значимости 0,01 и 0,05. В состав экспериментальной группы вошло 396 детей в возрасте от 5 до 10 лет с верифицированными нозологическими диагнозами. Из них 23 ребенка с рабочим логопедическим диагнозом общее недоразвитие речи второго-третьего уровня (ОНР-II-
III), 167 детей - с ОНР-III, 31 ребенок с диагнозом задержка психического развития конституционального генеза, 23 ребенка с ЗПР соматогенного происхождения, 152 ребенка с ЗПР церебрально-органического генеза. Дети проходили консультирование, находились на коррекции в различных психолого-медико-социальных центрах г. Москвы, подготовительных группах и школе го вида при Комплексе социальной помощи детям и подросткам МКО. Дети с ОНР-II-III старше летнего возраста не входили в состав

4 экспериментальной группы, поскольку к этому возрасту уже обучались в специальных коррекционных учреждениях для детей с тяжелыми нарушениями речи и не наблюдались в психологических центрах. Контрольная группа детей в возрасте от 5 до 10 лет состояла из 123 детей, посещающих массовые детские сады и общеобразовательные школы. В соответствии с задачей выделения косвенных показателей факторов дизонтогенеза были охарактеризованы следующие параметры дизонтогенеза: косвенные признаки неврологического неблагополучия (ПНН), изменение сроков раннего моторного развития
(СМР), наличие изменений в последовательности раннего моторного развития (ПМР), выявляемые как при сборе анамнеза, таки из медицинской документации (рис. 1). Рис Гистограмма распределения показателей наличия признаков неврологического неблагополучия, изменения сроков и последовательности раннего моторного развития у детей экспериментальной и контрольной групп в % к общему количеству детей в каждой группе.
Были показаны значимые различия всех описываемых показателей для детей с ЗПР
(орг.),
ОНР- II-III и детей с условно нормативным развитием (р. Для детей с ОНР-
III, с ЗПР(конст.) и ЗПР(сом.) значимых различий по этим показателям с детьми контрольной группы выявлено не было. Была подтверждена взаимосвязь наличия признаков неврологического неблагополучия и изменения сроков раннего моторного развития у детей с ЗПР (орг, ОНР-II-III. Наблюдались значимые различия между изменениями СМР у детей контрольной группы и детей с ЗПР(орг.) и ОНР- II-III (р, в то время как для детей с ЗПР(конст.), ЗПР(сом.) и ОНР-III таких различий не наблюдалось. Было выявлено, что по показателю изменения последовательности раннего моторного развития существуют достоверные различия между детьми контрольной группы и детьми с ОНР- II-III, ОНР-III и ЗПР(орг.) (р. При этом поданному показателю значимых различий между группами детей с другими вариантами ЗПР и детьми контрольной группы выявлено не было.
0 1 0 2 0 3 0 4 0 5 0 6 0 7 0 8 0 9 0 1 0 Контр Группа О Н РО Н Р З ПР (ко нс т.)
З ПР (сом З ПР (о р гнали ч иене вр о логи ч.
н еб л а гоп о лучи я изменение сроков моторного развития изменение последовательности моторного развития Результаты исследования специфики становления латеральных предпочтений показывают уменьшение с возрастом количества неправосторонних предпочтений у детей во всех анализируемых группах, что можно рассматривать как общую закономерность развития рис. Рис. 2. Изменение количества неправосторонних латеральных предпочтений с возрастом у детей экспериментальной и контрольной групп в % к общему количеству детей в каждой группе. При этом выявлено, что динамика убывания левосторонних латеральных предпочтений у детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи существенно ниже, чему детей контрольной группы, что позволяет предположить специфику становления латеральных предпочтений у этих детей. Также отмечается существенная взаимосвязь между наличием изменений последовательности моторного развития и наличием неправосторонних латеральных предпочтений у детей с ОНР и ЗПР. Рис. 3. Успешность выполнения заданий на удержания алгоритма мыслительной деятельности детьми экспериментальной группы в % к общему количеству предлагаемых заданий в соответствующих возрастах.
0 10 20 30 40 50 60 70 дети го года жизни дети го года жизни дети го года жизни дети го года жизни дети го года жизни
Критерии возрастного выполнения
ОНР 2-3
ОНР 3
ЗПР(конст.)
ЗПР(сом.)
ЗПР(орг.)
0 1 0 2 0 3 0 4 0 5 0 6 0 7 0 8 дети- го года жизни дети- го года жизни дети- го года жизни дети- го года жизни дети- го года жизни Контрольная группа О б щ ее недоразвитие речи З аде р ж кап сих и чес кого развития Далее приводятся результаты исследования сформированности выделяемых уровней произвольной регуляции у детей от 5 до 10 лет. Были получены значимые различия сформированности различных уровней Исследование показало специфичность формирования произвольной произвольной регуляции для разных возрастов анализируемых групп детей – профили их изменения с возрастом. На рис приводится график, отражающий специфику удержания алгоритма мыслительных действий (й уровень произвольной регуляции) детьми разного возраста с различными вариантами ОНР и ЗПР. Близкие по характеру и динамике изменения результатов с возрастом данные были получены и при выполнении простого произвольного движения и удержания двигательных программ (й и й уровни произвольной регуляции. Была выявлена не только специфичность формирования произвольной регуляции, но и динамика ее изменения с возрастом для различных групп детей с ОНР и вариантами
ЗПР. Так, если для детей с ОНР-III, ЗПР(конст.) и ЗПР(сом.) успешность выполнения заданий в целом имела явную тенденцию приближения к возрастной норме и к 8-10 годам сравнивалась с нормативной, то показатели выполнения подобных заданий детьми с
ЗПР(орг.) значимо отличались от нормативных (р. Причем у детей с ЗПР(орг.) произвольная регуляция собственной деятельности как на уровне выполнения простого произвольного движения или двигательной программы, таки на уровне удержания алгоритма познавательной деятельности в целом оказывалась недостаточно сформированной даже на десятом году жизни. Таким образом степень сформированности уровней произвольной регуляции психической деятельности оказалась значимой для определения структуры психического дизонтогенеза у различных категорий детей с ОНР и ЗПР. Была выявлена взаимосвязь между наличием знаков неврологического неблагополучия, наличием неправосторонних латеральных предпочтений и характером сформированности регуляторного компонента деятельности в целом. Данные о формировании системы пространственных представлений и их уровневом строении у детей экспериментальной и контрольной групп в исследуемых возрастах подтверждают предположение об их системности и иерархичности. Была показана общая закономерность становления пространственных представлений с возрастом, характер динамики профиль) овладения пространственными и квазипространственными представлениями детьми с ОНР-II-III, ОНР-III, ЗПР(сом.), ЗПР(конст.) и ЗПР(орг.). На рис и 5 отражены результаты выполнения заданий на сформированность представлений о схеме тела й уровень) и заданий, выявляющих сформированность квазипространственных представлений (й уровень пространственных представлений.

7 Рис. Успешность выполнения заданий для оценки сформированности представлений о схеме собственного тела детьми экспериментальной группы в % к общему количеству предлагаемых заданий в соответствующих возрастах. В тоже время выявлена принципиально иная динамика овладения системой пространственных представлений детьми с ЗПР(конст.) и ЗПР(сом.): обладая определенной дефицитарностью пространственных представлений нашестом и седьмом годах жизни, дети с ЗПР(конст.) и ЗПР(сом.) уже к летнему возрасту демонстрируют близкую к нормативной результативность выполнения заданий. Рис. 5 Успешность выполнения заданий для оценки сформированности квазипространственных представлений детьми экспериментальной группы в % к общему количеству предлагаемых заданий в соответствующих возрастах. Это свидетельствует о своеобразии структуры развития познавательной деятельности и различной динамике формирования этой составляющей при подобных
0 1 0 2 0 3 0 4 0 5 0 6 0 7 0 8 дети- го года жизни дети -го года жизни дети- го года жизни дети- го года жизни дети- го года жизни Кр и тер и ив о з рас тн ого выполнения О Н Р II- III
O H P - З ПР кон ст. З ПР сом. З ПР орг дети- го года жизни дети -го года жизни дети -го года жизни дети- го года жизни дети- го года жизни Кр и тер и ив о з раст но го выполнения -З ПР кон ст З ПР сом З ПР орг вариантах отклоняющегося развития по сравнению с детьми с ОНР-II-III, ОНР-III и
ЗПР(орг.). Такие различия в выполнении заданий, с нашей точки зрения могут служить дифференциально-диагностическим критерием. Несмотря на то, что признаки неврологического неблагополучия наблюдались у всех детей анализируемых категорий, выраженность этого признака значимо больше для детей с ОНР-II-III и ЗПР(орг.). Тем более важной оказалась взаимосвязь этого показателя как с изменением сроков, таки с изменением последовательности раннего моторного развития. Взаимосвязь признаков неврологического неблагополучия и проблем произвольной регуляции на всех выделяемых нами уровнях, включая программирование и контроль высших психических функций (й уровень произвольной регуляции, также наблюдалась у детей с ОНР-II-III и ЗПР(орг.). Таким образом, анализируя взаимосвязь выраженность признаков неврологического неблагополучия – изменение сроков моторного развития – специфика формирования произвольной регуляции, можно с определенной вероятностью прогнозировать возникновение трудностей ребенка не только в познавательной деятельности, но ив развитии в регуляторно-волевой сферы. В тоже время для детей с ЗПР(орг.) детальный анализ истории развития, в первую очередь учет изменения сроков и последовательности становления моторных навыков, делает возможными прогноз особенностей формирования пространственных представлений как другой составляющей познавательной деятельности. Наличие изменений сроков и последовательности формирования моторных навыков рассматривается нами как один из ранних показателей, специфичных для детей с риском возникновения речевых нарушений и задержки психического развития.
В тоже время, изменение сроков раннего моторного развития оказывается более специфичным для детей с ЗПР(орг.), а изменение последовательности моторного развития
– для детей с общим недоразвитием речи. Обнаружена связь между наличием изменений последовательности раннего моторного развития, спецификой становления латеральных предпочтений и особенностями сформированности системы пространственных представлений.
Анализ полученных нами данных позволяет сделать заключение, что наличие не только правосторонних латеральных предпочтений оказывается связанным как с изменением последовательности моторного развития, такс вероятной дефицитарностью формирования системы пространственных представлений.
Взаимосвязь всех анализируемых показателей можно представить следующим образом специфика формирования межфункциональных взаимодействий, косвенно проявляющаяся в наличии не только правовосторонних латеральных предпочтений –

9 изменение последовательности становления моторных навыков – недостаточность овладения пространственными представлениями. Подобная специфика (дефицитарность) формирования системы пространственных представлений характерна для детей с общим недоразвитием речи.
Сочетание несформированности пространственных представлений с недостаточностью произвольной регуляции деятельности определяет особенности структуры познавательной деятельности детей с задержкой психического развития органического генеза. Низкая, по сравнению с нормативной, динамика становления латеральных предпочтений у детей с ОНР и ЗПР (рис) позволяет говорить о специфичности формирования функциональной организации мозговой деятельности у этих детей, что, в свою очередь, является отягощающим фактором для формирования систем не только произвольной регуляции психической активности, но и пространственных представлений и, соответственно, развития познавательной деятельности в целом, а также снижает компенсаторные возможности детей. Исследование показало, что систему произвольной регуляции психической активности можно представить как иерархичную систему взаимозависимых уровней, несформированность или дефицитарность одного из которых приводит к дисфункции всей системы. В результате нарушается формирование не только собственно регуляторной сферы, но и познавательной деятельности в целом. Учет же факта взаимосвязи всех уровней произвольной регуляции позволяет определить общую направленность, последовательность и структуру коррекционно-развивающей работы психолога по формированию произвольной регуляции с этими категориями детей. Также было выявлено, что пространственные представления также представляют многоуровневую систему, которая может стать дефицитарной в результате недостаточности одного из ее уровней. Сама динамика формирования системы пространственных представлений является производной от сформированности каждого отдельного из ее уровней. В нашем исследовании это было подтверждено наличием определенной меры связности всех уровней.
Дефицитарность всей системы пространственных представлений, начиная с представлений о схеме тела, оказалась специфичной как для детей с ОНР, таки для детей с ЗПР(орг.). В тоже время динамика овладения пространственными представлениями у детей этих категорий различается. Подобные различия в становлении системы пространственных представлений у детей с ОНР и ЗПР(орг.) могут являться следствием как интенсивного развития регуляторной сферы у детей с ОНР после семилетнего

10 возраста (рис. 3), таки меньшим влиянием различных отягощающих факторов у детей этой категории.
Характер сформированности уровневой системы пространственных представлений можно рассматривать как важный показатель, имеющий дифференциально- диагностическое значение и определяющий направленность и структуру коррекционно- развивающей работы. Таким образом в результате исследования Выявлена многоуровневая структура системы произвольной регуляции психической активности, как одной из базовых составляющих развития познавательной деятельности, определены ее уровни произвольная регуляция двигательной активности, регуляция выполнения простых и сложных двигательных программ, силы мышечного тонуса, произвольное удержание алгоритма мыслительной деятельности, ее целенаправленности. Представлена многоуровневая структура становления пространственных представлений как важнейшей составляющей познавательной деятельности ребенка и специфика формирования ее уровней схемы собственного тела, понимания и вербализации пространственных взаимоотношений, понимания и актуализации квазипространственных представлений. Показано, что дети с общим недоразвитием речи характеризуются, в первую очередь, дефицитарностью системы пространственных представлений и специфическими особенностями формирования всех выделяемых уровней, начиная с уровня схемы тела. В тоже время дети с задержкой психического развития церебрально-органического генеза характеризуются выраженной несформированностью всех уровней произвольной регуляции, начиная с уровня произвольной регуляции движений, а также выраженной недостаточностью овладения пространственными представлениями. Подобная дефицитарность обеих составляющих в значительной степени определяет специфику познавательной деятельности детей этой категории. Выявлено характерное для детей с задержкой психического развития конституционального и соматического генеза гармоничное, но темпово задержанное созревание выделяемых базовых составляющих и интенсивная динамика их формирования, начиная с 7-8- летнего возраста, Показано, что признаки неврологического неблагополучия, наличие изменений последовательности моторного развития являются значимыми маркерами возникающих впоследствии проблем формирования ВПФ и связанных с этим проблем обучения. Наличие неправосторонних латеральных предпочтений, отражающих своеобразие межфункциональных взаимодействий, осложняет общий ход развития.

11 Выдвинуто предположение, в соответствии с которым особенности формирования систем произвольной регуляции психической активности и пространственных представлений, а также характер становления моторного развития в раннем возрасте следует рассматривать как дополнительные дифференциально-диагностические критерии выделения детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития. На основе подобного понимания развития и системного строения базовых составляющих познавательной деятельности и принципа замещающего онтогенез
(А.В.Семенович, Б.А.Архипов, 1998), как методологически наиболее адекватного этим представлениям были разработаны разработанные коррекционные программы - по формированию произвольной регуляции (ФПР) и по формированию пространственных представлений (ФПП). Была показана специфичность построения программ ФПР и ФПП для каждой из анализируемых групп детей. Использование предлагаемых программ показало высокую эффективность при работе с детьми с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития церебрально-органического генеза. Литература

1.
Баттерворд Дж, Харрис М, Принципы психологии развития. М КОГИТО-ЦЕНТР,
2000 2.
Бурменская
Г.В.,
Карабанова
О.А. и др,
Возрастно-психологическое консультирование. – М,:МГУ, 1990.
3.
Веккер Л.М. Психика и реальность единая теория психических процессов – М
КОГИТО-ЦЕНТР, 2000.
4.
Журба Л.Т., Мастюкова ЕМ, Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни – М, 1981.
5.
Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. – М, 1994 6. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей – М МГУ, 1985 7. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей
– М Педагогика, 1989.
8.
Мастюкова ЕМ. Физическое воспитание детей с церебральным параличом – М Просвещение, 1991 9.
Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец психологическое взаимодействие – СПб.:
Изд-во С.-Петерб. унта, 1999.
10. Переслени ЛИ. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников – М КОГИТО-ЦЕНТР,
1996 11. Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека – М Наука, 1992 12. Семенович А.В., Архипов Б.А. Нейропсихологический подход к проблеме отклоняющегося развития Таврический журнал психиатрии, т № 2, 1997.
13. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе – М Изд. МГУ, 1985.

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей