1. заполнить таблицу по усложнению задач по развитию речи детей используя программу «от рождения до школы».
№ группа задачи
2. составить ориентировочный словарик по темам «домашние животные», «одежда», «обувь», «посуда», «мебель», «постельные принадлежности», «транспорт». (подобрать картинки)
3. подобрать дидактические игры или лексические упражнения с целью активизации словаря детей (2-3 игры)
4. подобрать упражнения для органов артикуляционного аппарата (языка, щек, губ, зубов).
5. составить комплекс пальчиковой гимнастики в виде рассказа, сказки.
6. изготовить пособия для развития дыхания, интонации, высоты и силы голоса.
7. в форме презентации представить в «уголок для родителей» материал по воспитанию правильного звукопроизношения у детей.
8. подобрать материал для развития мелкой моторики рук.
9. подобрать упражнения по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников.
разработать конспект занятия по звуковой культуре речи.(группа на выбор студента)
Задания №3
Тема Цели Дидактические игры
1. Здравствуй, детский сад!
Кто трудится в нашем детском саду – обогащение словарного запаса детей существительными, обозначающими профессии (повар, прачка, мед. сестра, воспитатель, помощник воспитателя и т. д. ; глаголами (готовит, варит, стирает, лечит, воспитывает, убирает и т. д., характеризующими трудовые действия. Учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы, не отклоняясь от их содержания.
Д/и «Кто больше действий назовёт»
Д/и «Буратино-путешественник»
Цель. Ориентироваться в значении глаголов.
Д/и «Назови как можно больше предметов». (словаря, развитие внимания.
2. Я игрушки покажу и о них все расскажу (из чего сделаны)
Обогащение и активизация словаря по теме «Игрушки» (названия игрушек) и материалов из которых они изготовлены (игрушка деревянная, игрушка пластмассовая, игрушка резиновая и т. д.) Согласование признака с предметом. Д/и «Угадай игрушку»
детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.
Д/и «Назови одним словом»
словом, обогащать словарный запас.
Д/и «Что изменилось?»
развитие внимания, активизация словаря, развитие связной речи
(умение описывать предмет).
Д/и «Один – много»
«один – много» с предметами (одна матрёшка – много матрёшек, одна кукла – много кукол и т. п.)
Д/и «Что из чего сделано».
словарь детей (деревянная матрёшка, резиновый мяч, пластмассовая машинка и т. п.)закрепить умение согласовывать предмет с признаком.
3. Я люблю своих друзей и взрослых (дружба, забота, внимание, уважение к взрослым)
«Друга ищи, а найдешь - береги». Формировать у детей нравственные пословиц, воспитывать любовь и заботу о ближних. Формировать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Расширять активный словарь.
Д/и «Говори наоборот».
развитие мышления, активизация словарного запаса; учить детейподбирать и называть антонимы-прилагательные.
Д/и «Хвастуны».
детей образовывать сравнительную степень прилагательных.
Д/и «Жадина».
детей употреблять в речи имена существительные единственного числа в винительном падеже (мороженое, пирожное, мармелад, шоколад, карамель, эскимо).
4. В гости к бабушке на огород (овощи).
Закрепить знания об овощах, их особенностях. Учить детей выделять характерные признаки овощей (цвет, форма, вкус, поверхность). Знать обобщающее слово - овощи. Познакомить детей с трудом взрослых на селе. Воспитывать уважение к труду взрослых. Д/и «Кто что делает».
детей о сельскохозяйственном труде. Активизировать словарь детей.
Д/и «Вершки и корешки».
Д/и «Узнай по описанию»
словаря.
Одежда
«Найди пару»
учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывать их с существительными в родительном падеже (белая кофта, желтый сарафан и т.д.)
Две группы карточек: первая группа с изображением разных видов одежды, другая – с изображением разных цветов
Перед детьми выкладывается карточка с рисунком одежды и карточки различных цветов. Ребенку надо ответить на вопрос какого цвета кофта и обратные вопросы что из одежды желтого цвета.
Посуда
«Накроем стол к чаю»
1. Активизация словаря. Ввести в словарь детей названия предметов посуды, учить находить названные предметы среди прочих. Учить называть предметы посуды, знакомить с назначением посуды.
2. Связная речь. Учить отвечать на вопросы о назначении посуды.
3. Обобщение. Дать обобщающее понятие «посуда»
Кукольная посуда, кукольный стол, кукла, мишка, зайка
Взрослый объясняет, что к кукле пришли гости (мишка и зайка). Поэтому нужно накрыть стол к чаю. Ребенок выполняют поручения взрослого: поставь в середину стола хлебницу, рядом поставь чашки с блюдцами и положи чайные ложки. Что можно пить из чашки?
Посуда
«Кукла Катя обедает»
закрепить знания детей о столовой посуде; активизировать речь детей глаголами (приготовить, поставить, сварить, налить); воспитывать культура поведения во время еды.
Игрушки - посуда
Дети используют в своей речи глаголы, соотнося их с существительными. Дети поочередно находили предмет посуды, опираясь на слова-действия, которые можно совершать с этим предметом (приготовить, налить, варить, кипит и т.д.).
Посуда
«Чего не стало?»
1. Активизация словаря. Учить узнавать и называть посуду на картинках.
2. Грамматика. Учить согласовывать прилагательные и существительные (большая (маленькая) чашка, красное (синее) блюдце).
3. Развивать зрительное внимание, память
Картинки с изображением больших и маленьких предметов посуды
Ребенок соотносит изображения посуды нарисованной и контуров
Посуда
«Подбери посуду для куклы»
закрепить названия разной посуды, формировать умение использовать их по назначению; активизировать словарь (названия предметов посуды).
Игрушки-посуда
Дети делятся на две команды, одна команда накрывает на стол посуду для обеда (столовая посуда), а другая команда посуду для чаепития (чайная посуда).
Посуда
«Узнай посуду по описанию»
учить детей узнавать предметы посуды по описанию; закреплять в речи детей названия предметов посуды (активизировать словарь).
Карточки-рисунки с изображением предметов посуды
Дети должны выбрать необходимый описанный педагогом предмет посуды, опираясь на слова признаки
Транспорт
«Чудесная коробка»
1. Активизация словаря. Дать представление о внешнем виде транспортных средств (машина, её части, поезд, самолёт, пароход). Активизировать словарь детей за счёт слов (руль, колесо, кузов, легковая, грузовая, сидение, летит, едет, крылья, вагоны, труба, плывёт).
2. Учить составлять целое из частей.
3. Развивать наблюдательность, учить устанавливать простые связи между предметами и явлениями, делать самостоятельные выводы
Коробка, красиво оформленная, машины грузовая и легковая, самолёт, поезд, пароход, картинки с изображением транспортных средств, разрезные картинки с изображением указанного транспорта
Взрослый по одной достаёт игрушки из коробки. Вместе с ребёнком рассматривает и описывает внешний вид игрушек, уточняет названия частей.
Ребенок складывает изображения транспорта из двух частей. Для дальнейшего закрепления знаний, предлагается отгадывание загадок о транспорте.
Зимующие птицы
«Покажи правильно»
1. Активизация словаря. Дать детям представление об общих признаках птиц (крылья, клюв, хвост, две лапы, умеют летать). Ввести в словарь детей существительные названия птиц (ворона, снегирь, синички, воробей); глаголы (ходит, прыгает, летает, машет, клюёт).
2. Грамматика. Учить образовывать родительный падеж единственного числа существительных.
3. Связная речь. Учить отвечать на вопросы предложением.
4. Развивать внимание, память.
Предметные картинки с изображением зимующих птиц
Взрослый показывает ребенку изображения зимующих птиц, спрашивает, кого из птиц узнал ребенок. Просит показать крылья, лапки, хвостик, клюв у птиц, уточняя, что всё это есть у всех птиц. Все птицы машут крыльями, летают, прыгают или ходят, клюют.
В дальнейшем взрослый убирает одну из картинок и спрашивает: «Кто улетел? ». Примерный ответ: «Нет воробья» и т. д.
Ребенок отгадывает загадки о птицах, выбирает изображения угаданной птицы и показывает отгадку
Домашние птицы
«Кто живёт во дворе? »
1. Активизация словаря. Ввести в активный словарь детей название домашних птиц и птенцов: петух, курица – цыплёнок, утка – утёнок, гусь – гусёнок.
2. Грамматика. Учить образовывать единственное и множественное число существительных. Курица - куры, гусь – гуси, утка – утки, цыплёнок – цыплята, утёнок – утята, гусёнок – гусята.
3. Связная речь. Побуждать отвечать на вопрос предложением, используя местоимение Я и глаголы, обозначающие действия, изображённые на картинках.
Предметные картинки
Ребенок рассматривает картинки с изображением курицы, петуха, утки, гуся. Потом подбирает каждой птице птенцов.
От утки, курицы, гусыни убежали птенцы. Кто же убежал от курицы? Ребенок находит картинку - цыплята. Находят птенцов для других птиц.
Ребенок рассматривает картинку с изображением курицы и цыплёнка, далее задаются вопросы по картинке: кто здесь нарисован? Что делает цыплёнок?
Задания №4
Комплексы для артикуляционных упражнений: Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука.
Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков. Первый комплекс и включает эти основные упражнения: 1.Удерживание губ в улыбке, передние верхние, и нижние зубы обнажены.
2.Вытягивать губы вперёд трубочкой.
3.Чередовать положения губ: в улыбке – трубочкой.
4.Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положение улыбки.
5.Язык широкий.
6.Язык узкий.
7.Чередование положений языка: широкий – узкий.
8.Подём языка за верхние зубы.
9.Чередование движений языка вверх – вниз.
10.Чередование следующих движений языка(при опущенном кончике): отодвинуть язык в глубь рта – приближать к передним нижним резцам. Основной комплекс: 1.Открыть рот и подержать открытым (а – а – а – а), закрыть.
2. «Заборчик» - губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы.
3. «Хоботок» - губы вытянуты вперёд трубочкой.
4. «Лопатка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 – 15 секунд.
5. «Иголочка» - рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперёд. Чередовать «Лопатка» - «Иголочка».
6. «Часики» - рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
7. «Качели» - движение языка: нос – подбородок.
Упражнения для губ
«Улыбка» - удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Заборчик» - рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы раскрыты в улыбке.
«Трубочка» - вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.
«Хоботок» - вытягивание сомкнутых губ вперёд.
«Бублик» - зубы сомкнутые. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.
Чередование положений губ: «Заборчик» - «Бублик», «Улыбка» - «Хоботок».
«Кролик» - зубы сомкнутые. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы. Комплекс артикуляционной гимнастики № 1 для свистящих (с, з, ц): 1. «Загнать мяч в ворота» (Фомичёва М.Ф.)
Цель: Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.
Описание. Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.
Методические указания.
- Следить, чтобы не надувались щёки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.
- Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. 2. «Наказать непослушный язык» (Фомичёва М.Ф.)
Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя – пя – пя».
Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 – 5, 5 – 10.
Методические указания.
- Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
- Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
- Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.
Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. 3. «Лопатка» (Фомичёва М.Ф.)
Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 – 5, 5 – 10.
Методические указания.
- Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было натяжения.
- Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
- Не высовывать язык далеко: он должен накрывать только нижнюю губу.
- Боковые края языка должны касаться уголков рта.
- Если упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». 4. «Кто дальше загонит мяч?» (Фомичёва М.Ф.)
Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край на нижнюю губу и, как бы произнося длительный звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
Методические указания.
- Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
- Нельзя надувать щёки.
- Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, то есть воздушная струя была узкая, а не рассеянная. 5. «Почистим зубы» (Фомичёва М.Ф.)
Цель: Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка почистить нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
Методические указания.
- Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.
- Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.
- Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов. Комплекс артикуляционной гимнастики № 2 для шипящих (ш, ж, ч, щ): 1. «Вкусное варенье»
Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким краем языка облизать нижнюю губу, делать языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания.
- Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной.
- Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
- Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». 2. «Гармошка»
Цель: Укрепить мышцы языка. Растягивать подъязычную уздечку.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки.
Методические указания.
- Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот.
- Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от 3 – 5.
- Следить, чтобы при открытии рта не провисала одна из сторон языка. 3. «Фокус»
Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Методические указания.
- Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
- Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе.
- Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. 4. «Чашечка»
Цель: Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.
Методические указания.
- Если «Чашечка» не получается, то необходимо распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму.
- Можно также распластать язык похлопыванием по нему губами, завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальчиками.
- При выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов.
Комплекс артикуляционной гимнастики № 3 для сонорных звуков (л, ль): 1. «Наказать непослушный язык»
Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя – пя – пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 – 5, 5 – 10.
Методические указания.
- Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
- Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
- Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
2. «Пароход гудит»
Цель: Вырабатывать подъём спинки языка вверх.
Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).
Методические указания.
Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу. 3.«Индюк»
Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части.
Описание. Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её.
Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не слышится бл – бл (как индюк болбочет).
Методические указания.
- Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
- Чтобы движения языком были вперёд – назад, а не из стороны в сторону.
- Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд. 4. «Качели»
Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от 1 – 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счёт от 1 – 5. Так поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.
Методические указания.
- Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными. 5. «Лошадка»
Цель: Укрепляет мышцы языка и вырабатывает подъём языка вверх.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка.
Методические указания.
- Упражнение сначала выполняются в медленном темпе, потом быстрее.
- Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
- Если у ребёнка пощёлкивание не получается, нужно предложить ему выполнять упражнение «Приклеить конфетку», а потом вернуться к этому упражнению.
- Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, то есть чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал. Задания 5.комплекс пальчиковой гимнастики в виде рассказа, сказки.
Пальчик
Поочередно загибаем пальцы, перед этим хорошо промассировав каждый:
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем — в лес ходил!
С этим братцем – щи варил!
С этим братцем – кашу ел!
С этим братцем — песни пел! Кот, петух и лиса
Жили кот да петушок на лесной опушке.
Как-то раз Лиса-краса прокралась к их избушке. (подушечками больших пальцев поочередно надавливать на остальные)
Утащила петушка за высоку горку,(руки над головой горкой)
Притащила рыжая в лисью свою норку. (прижимать кулачки к ладошкам)
Храбрый котик в лес пошел (подушечками больших пальцев поочередно надавливать на остальные)
И в норе Лису нашел. (ритмично пожимать руки)
Умный котик спас дружка Петю-Петю-Петушка. (изображая гребешок, скрестить пальцы рук)
Вот еще примеры сказок с пальчиковой гимнастикой: «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Сидит Белка на тележке», «Заюшкина избушка» и множество других.
Пальчиковая гимнастика в сказке не требует никаких дополнительных материальных затрат, лишь немного свободного времени и мамино внимание, подпитанное желанием развить здорового, умного и гармоничного ребенка. Она способствует формированию грамотной устной, а затем и письменной речи. Речь ребенка становится более выразительной, красочной, эмоционально наполненной.
Пальчиковая сказка «Рукавичка»
Из-за леса, из-за гор Дети шлепают ладошками по коленям.
Топал дедушка Егор.
Очень он домой спешил – Показывают оборотную сторону ладони с
Рукавичку обронил. вытянутым вверх большим пальцем (жест «Рукавичка»).
Мышка по полю бежала, «Бегают» пальчиками одной руки по другой руке.
Рукавичку увидала. Жест «Рукавичка».
- Кто, кто здесь живет? Стучат правым кулачком по левой ладошке.
Мышку здесь никто не ждет? Грозят пальчиком.
Стала жить-поживать,
Звонко песни распевать. Хлопки.
Зайка по полю бежал, Жест «Зайчик».
Рукавичку увидал. Жест «Рукавичка».
- Кто, кто здесь живет? Стучат правым кулачком по левой ладошке.
Звонко песенку поет? Хлопки.
Мышка зайку пригласила, Зовут, жестикулируя правой рукой.
Сладким чаем напоила. Вытягивают вперед руки, ладошки «чашечкой».
Зайка прыг, зайка скок,
Вкусных пирогов напек. «Пекут пирожки».
Как по полю шла лисичка, Мягкие движения кистями рук.
Увидала рукавичку. Жест «Рукавичка».
- Кто, кто здесь живет? Стучат правым кулачком по левой ладошке.
Звонко песенку поет? Хлопки.
И лисичку пригласили, Мягкие движения кистями рук.
Пирожками угостили. «Пекут пирожки».
Стала жить там поживать,
Пол метелкой подметать. Движения руками влево-вправо.
Мишка по полю гулял, Стучат кулачками по коленям.
Рукавичку увидал. Жест «Рукавичка».
- Кто, кто здесь живет? Стучат правым кулачком по левой ладошке.
Звонко песенку поет? Хлопки.
Звери испугались, Сжать пальцы рук в «замок».
В страхе разбежались. Развести руки в стороны.
«Колобок»
Я, колобок, колобок, (катают в руках воображаемый колобок)
По сусекам скребен, (правой ладонью скребут по левой ладони)
По амбару метен, (имитируют подметание пола)
На сметане мешан, (делают круговые движения кистью правой руки по левой)
В печку сажен, (показывают обе руки, вытянутые вперед)
На окошке стужен. (рисуют руками окошко)
Я от бабушки ушел, (правой рукой загибают пальцы левой руки)
Я от дедушки ушел. (левой рукой загибают пальцы правой руки)
«Репка»
Репку мы сажали (пальцами правой руки как будто роем лунку на ладошке левой руки)
Репку поливали (имитируем, как льется вода из лейки)
Вырастала репка (выпрямляем постепенно пальчики)
Хороша и крепка! (ладонь оставить открытой, пальцы согнуть как крючочки. Крючочками своих пальцев беритесь за крючочки ребёнка и тяните – каждый в свою сторону)
Вытянуть не можем,
Кто же нам поможет?
Тянем-потянем, тянем-потянем! Ух! (расцепили руки, потрясли кистями)
Задания №9упражнения по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников.
Упражнение «Солнце или дождик?». Цель: Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.
Краткое описание: Воспитатель говорит детям: «Сейчас мы пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него». Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна 3-4 раза.
Упражнение «Угадай, кто кричит». Тема: Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание.
Цель: Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.
Краткое описание: Воспитатель достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный воспитателем ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это. Игру можно повторять 5-6 раз. Необходимо следить, чтобы дети внимательно слушали, активизировать их вопросами.
Упражнение «Угадай, кто идет». Тема: Воспитание умения определять темп звучания тамбурина.
Цель: Учить детей выполнять действия согласно темпу звучания бубна.
Краткое описание: Воспитатель показывает детям картинку с цаплей и говорит, что у нее ноги длинные, она ходит важно, медленно, так медленно, как зазвучит сейчас бубен. Педагог медленно стучит в бубен, а дети ходят как цапли. Потом воспитатель показывает картинку, на которой нарисован воробей, и говорит, что воробей прыгает так быстро, как сейчас зазвучит бубен. Он быстро стучит в бубен, а дети скачут как воробушки. Затем воспитатель стучит в тамбурин, все время, меняя темп, а дети то ходят как цапли, то прыгают как воробьи.
Методические указания: Менять темп звучания бубна надо не более 4- 5 раз.
2 раздел «Упражнения на становление и закрепление звуков, формирующие правильное звукопроизношение»
Упражнение «Во дворе». Цель: Развивать речевой слух и способность к звукоподражанию.
Оборудование: Игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова.
Ход: Воспитатель выразительно читает стихотворение и показывает соответствующие игрушки.
Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу.
Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах.
Мур-мур-мур, Пугаю кур!
Ам-ам! Кто - там?
Кря-кря-кря! Завтра дождь с утра!
Му-му-му! Молока кому? (А. Барто) Прочитав стихотворение, воспитатель задает ребенку вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?»
Упражнение «Тук-тук». Цель: Развивать голосовой аппарат, обучать громкому и тихому, быстрому и медленному произношению. Закрепить правильное произношение звуков «т» и «к». Развивать чувство ритма.
Ход: Воспитатель показывает молоточек и предлагает послушать, как он стучит «тук-тук-тук». Ребенок имитирует постукивание: кулачком - молоточком стучит по ладошки и повторяет «тук-тук-тук». Воспитатель говорит: «Мой молоточек может стучать громко (стучит и громко произносит «тук-тук-тук»), а может и тихо (показывает)». Малыш повторяет. Далее воспитатель говорит, что молоточком можно стучать быстро и медленно (показывает и произносит звукоподражание «тук-тук-тук» в быстром и медленном темпе). Малыш повторяет. В конце игры можно дать ребенку постучать своим молоточком.
Упражнение. Стихотворение «Гав-Гав». Цель: Добиваться от детей четкого произношения звуков в различных звукоподражаниях. Подготовительная работа. Подобрать картинки с изображениями: щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка, сороки, гуся.
Ход:
«Гав! Гав!» - на заре,
«Гав! Гав!» - на дворе.
На дворе щенок бежал,
А в конюшне конь заржал.
Он сердился: «Ты чего
Спать мешаешь? И-го-го!»
И сказал теленок: «Му!»
Спать мешает он ему.
И сказал теленок: «Пи!
Ты, щенок, еще поспи!»
А козленок: «Ме!» да «Ме!»,
«Подремать не дали мне».
А щенок все «Гав!» да «Гав!»,
У него веселый нрав!
И веселый этот нрав
Называется «Гав – Гав!»
Упражнение «Что появилось?». Цель: Добиваться правильного произношения звука «ж» в словах, формировать умение произносить слова четко, достаточно громко, развивать фонематический слух.
Содержание: Педагог ставит на стол игрушки, в названии которых имеется звук «ж» (жираф, ежик и т. п.). Ребята называют их. Затем воспитатель накрывает игрушки, меняет их местами и добавляет новую, также имеющую в названии звук «ж», например медвежонка или флажок. Открывая, он спрашивает, что новое появилось. Потом воспитатель предлагает детям самим подобрать слова, в которых имеется звук «ж».
Упражнение «Чай Танечке». Цель: Автоматизация звука «ч» в предложениях.
Описание упражнения: Дети сидят перед столом педагога. На нем стоит кукольный стол с чайным сервизом, вокруг которого на стульчиках сидят четыре куклы. Педагог говорит: «Дети, давайте дадим куклам ласковые имена». Дети их называют: «Танечка, Валечка, Анечка, Манечка». Затем педагог вызывает одного ребенка и предлагает ему налить чай из чайника в чашку Танечке. Ребенок свои действия сопровождает словами: «Я беру чайник и наливаю чай в чашку Танечке. Даю Танечке печенье». Посадив ребенка на место, педагог спрашивает других детей: «Что делал Сережа?» Дети отвечают. Затем вызывается другой ребенок, и ему педагог предлагает выполнить задание.
Упражнение «Будьте внимательными». Цель: Научить детей правильно произносить звук «щ» в словах.
Содержание: Дети сидят лицом к воспитателю. Он предлагает:
- Сегодня мы будем искать звук «щ» в словах. Я говорю слова, а вы хлопайте в ладоши, если услышите этот звук. (Слова: «щука», «лампа», «веник», «щетка», «поезд», «кубики», «щенок», «щи», «хлеб», «дрова», «щепки», др.)
Упражнение «Красный - белый». Цель: Нахождение звука в слове, воспринятого на слух.
Оборудование: По два кружка на каждого ребенка (красный и белый).
Описание упражнения: Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет - поднимают белый кружок.
Задан звук «а», лук - белый кружок, мак - красный кружок.
Задан звук «к», капуста - красный кружок, мяч - белый кружок.
Упражнение «Для чего нужен предмет?». Цель: Закреплять произношение определенного звука в слогах и словах.
Материал: Тексты чистоговорок.
Ход упражнения:
- Ребята, есть такие весёлые стишки, которые ни о чем не рассказывают, они просто весёлые. Давайте я начну их рассказывать, а вы продолжите:
«Са-са-са» - живет в лесу... (оса, лиса)
«Со-со-со» - катил ось... (колесо)
«Су-су-су» - я беру... (косу)
«Сы-сы-сы»- жало у ...(осы)».
Упражнение. Сказка «Жили-были звуки». Цель: напомнить детям строение артикуляционного аппарата; ввести понятие гласных и согласных звуков и их цветовое обозначение; совершенствовать фонетико - фонематическое восприятие; развивать моторику артикуляционного аппарата.
Материал: фишки красного и синего цветов, условные домики красного и синего цветов, предметные картинки на гласные и твёрдые согласные звуки, мяч, карандаши красного и синего цветов.
Ход занятия: Чтение дидактической сказки «Жили-были звуки».
«Не в некотором царстве, не в некотором государстве, а у тебя в ротике живут-поживают звуки. Домик, у них вот какой хороший (открыть рот). Есть потолок (потрогать языком верхнее нёбо). Пол - нижнее нёбо, дверь - губы. Есть даже костяные решётки для прочности (зубки сомкнуть и разомкнуть). Всё было бы хорошо, да поселился в домике Змей Горыныч (пошевелить кончиком языка). И стал он творить свои злые дела. Одни звуки он пропускает свободно, вот так (чёткая артикуляция педагога): «а», «о», «у», «ы», «э», «и». Эти звуки проходят свободно и носят красные платьица. Называются они гласными звуками. А на пути других звуков Змей Горыныч строит разные преграды: то дверь закроет «м-м-м», то к потолку прижмёт «т-т-т», то заставит звуки шипеть «ш», фыркать «ф», свистеть «с», хрипеть «х». То бьёт Змей Горыныч хвостом «р». Эти звуки не свободно проходят через рот, носят синие платьица и называются согласными звуками» (По Л.П. Царёвой). Педагог совместно с детьми произносит эти звуки, чётко артикулируя их.
3 раздел «Упражнения на работу над дикцией, темпом и ритмом речи, речевым дыханием, силой голоса и интонационной выразительностью»
Упражнение «Громко – тихо». Цель: Развивать умение менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.
Оборудование: Большая и маленькая собачки или другие игрушки.
Ход: Воспитатель показывает двух собачек и говорит: «Большая собачка лает громко: «Ав-Ав». Как лает большая собачка? (ребенок повторяет громко). А маленькая собачка лает тихо: «Ав-Ав». Как лает маленькая собачка? (ребенок повторяет тихо)».
Упражнение «Идите с нами играть». Цель: Вырабатывать умение пользоваться громким голосом.
Оборудование: Игрушечные мишка, зайчик, лиса или другие звери.
Ход: На расстоянии 2-3 метров от малыша воспитатель расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они услышали нас, звать надо громко, вот так: «Мишка, иди!». Малыш вместе с воспитателем зовет мишку, зайку и лисичку и играют с ними. Важно следить за тем, чтобы ребенок звал игрушки громко, но не кричал.
Упражнение «Не разбуди куклу». Цель: Развивать умение пользоваться тихим голосом.
Оборудование: Кукла с закрывающимися глазами, кроватка с постельными принадлежностями, мелкие игрушки (кубик, мячик, машинка и др.), коробка для игрушек.
Ход: Воспитатель говорит, показывая на кроватку со спящей куклой: «Катя много гуляла, устала, пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но очень тихо, чтобы не разбудить Катю. Скажи мне тихо, какую игрушку надо убрать в коробку». Ребенок тихо называет игрушку. Важно следить, чтобы малыш говорил тихо, но не шептал.
Упражнение «Одуванчик». Цель: Развивать умение длительно и плавно выдыхать воздух через рот, активизировать мышцы губ.
Ход: Упражнение проводится на улице. Воспитатель предлагает ребенку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Ребенок может сделать это, дунув на цветок 3-4 раза. Важно следить за правильностью выдоха.
Одуванчик, до чего ж
Ты на облачко похож.
Страшно даже и взглянуть:
Как бы облачко не сдуть.
Упражнение «Зайка». Задача: различение холодной и теплой струй выдыхаемого воздуха.
Взрослый читает стихотворный текст:
Зайке холодно сидеть
Надо лапоньки погреть (дует на руки ребенка, сложенные лодочкой, теплой струей воздуха).
Лапку заинька обжег.
На нее подуй дружок (дует на руки ребенка, используя холодную струю воздуха).
Затем предлагается ребенку также подуть.
Упражнение «Ароматные коробочки». Задача: формировать носовой вдох.
Оборудование: Для проведения игры необходимо подготовить набор коробочек с различными наполнителями (еловые или сосновые иголочки, специи, апельсиновые корочки).
Взрослый предлагает ребенку понюхать каждую коробочку из набора и спросить: «Чем пахнет?», затем рассмотреть её содержимое.
Упражнение «Кто кого?» Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ и нижней челюсти.
Описание упражнения: Педагог вызывает двух детей и ставит их лицом друг другу. По сигналу педагога дети одновременно начинают протяжно произносить сначала тихо, затем громко гласные звуки «а, о, у, и, э». Кто дольше тянет звук, тот выигрывает. Сначала победителя определяет педагог. Затем можно поручить детям, определить, кто победил. Педагог должен следить только за тем, чтобы дети не понижали силу голоса до конца звучания и не перенапрягали мышцы шеи.
Упражнение «Гудок». Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.
Описание упражнения: Дети становятся в ряд лицом к педагогу и поднимают руки через стороны вверх, прикасаются ладонями, но не производят хлопка. Затем медленно опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук «у» сначала громко, а затем постепенно все тише. Опустив руки, замолкают.
Вначале педагог сам показывает действия, затем вызывает двух детей, которые вместе с ним выполняют действия и произносят звук, остальные дети делают только движения руками. Потом играет вся группа.
Упражнение «Придумай фразу». Цель: Развитие фразовой речи, речевого дыхания. Правильное построение предложений.
Оборудование: Сюжетные картинки из лото «Что мы делаем».
Описание упражнения: Показывается одна сюжетная картинка. Педагог придумывает по ней короткую фразу (из 2-3 слов), затем предлагает детя11 дополнить его фразу одним новым словом. Каждый вызванный ребенок удлиняет фразу еще на одно слово. Например, педагог говорит: Таня играет. Ребенок повторяет предложение и добавляет на улице. Следующий, повторяет предложение «Таня играет на улице» и добавляет в песочнице. Выигрывает тот, кто придумает последнее слово к предложению: и произнесет всю фразу правильно. Короткие фразы (3-4 слова) произносятся на одном выдохе, а длинные с паузой через 3-4 слова. Когда дети овладеют правилами игры, можно предложить им придумывать и удлинять фразы без картинок.
Упражнение «Скажи предложение». Цель: учить передавать интонацией различные чувства (радость, безразличие, огорчение).
Воспитатель называет предложение: «Дождь идет». Дети должны повторить его с разной интонацией - так, чтобы было понятно, что они довольны, рады; что недовольны, их это огорчает и т.д. То же задание выполняется, с другими предложениями солнце светит, снег идет, подснежник расцвел.
Упражнение «Узнай по интонации». Цель: воспитание выразительности речи и мимики.
Описание упражнения: Каждый ребенок по очереди изображает или больного, или сердитого, или удивленного, или веселого человека. При этом нужно произносить с определенной интонацией коротенькие слова: Ай-ай-ай!
Ой-ой-ой!
Ах-ах-ах!
Ох-ох-ох!
Остальные дети должны отгадать по выражению лица, всей позы говорящего и интонации, кого изображает ведущий, можно предложить детям объяснить подробнее поведение ведущего: отчего он грустный или чему он удивляется и т.д. За выразительность речи и за подробный рассказ дети поощряются.
Упражнение «Медведь и елка». Цель: воспитание выразительности речи и умения изменять тембр голоса.
Описание игры: Педагог выбирает двух детей: один будет медведем, другой, например, лисой. Из разных концов комнаты они должны идти навстречу друг другу. При встрече между ними происходит диалог:
Лиса. Ты куда идешь, медведь?
Медведь. В город, елку приглядеть.
Лиса. Да на что тебе она?
Медведь. Новый год встречать пора.
Лиса. Где поставишь ты ее?
Медведь. В лес возьму, в свое жилье.
Лиса. Что ж не вырубил в лесу?
Медведь. Жалко, лучше принесу.
Задания №10
Цели:1. Познакомить детей со звуком [с].
2. Показать артикуляцию звука [с].
3. Учить произносить звук [с] изолированно, в слогах, словах, фразах.
4. Развивать фонематический слух.
5. Воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи.
Материал:зеркало, полоски бумаги, игрушки в названии которых есть звук [с].
Ход занятия.
1. Организационный момент (линия).-Ходьба по линии (под музыку).
б)"Согрей ладошки" (вдох- на выдохе произносят "ха-ха-ха" 3 раза).
а)изобразить завывание зимнего ветра :
у-у-у-у-у. (громко, тихо).
б)распеваем гласные звуки :
ау,ау,аукаем
весну приаукиваем
Мы во двор пришли гулять. ("идут" по столу указательным и средним пальцами)
Бабу снежную лепили ("лепят" комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили ("крошат хлеб" всеми пальцами)
С горки мы потом катались (ведут указательным пальцем правой руки по ладони)
А ещё в снегу валялись. (кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли. (отряхивают ладошки)
Съели суп, и спать легли. (движения воображаемых ложек, руки под щёку)
2. Основная часть.
Дети садятся на пол в кружок.
а) Ребята, послушайте, что я вам расскажу. Однажды девочка Ира осталась одна дома. И вдруг она услушала :"кап-кап-кап". Девочка пошла на кухню и увидела, что из крана капает вода. Ира была аккуратной и знала, что воду нужно беречь. Девочка решила закрыть кран. Она повернула его, но вода полилась сильной струёй и с шумом :"с-с-с". Оказывается,Ира повернула кран не в ту сторону. Но ей песенка водички понравилась, и она стала играть - открывать и закрывать кран. Вода текла и пела :"с-с-с".
-А вам, ребята, приходилось слышать песенку водички (Да)
-А как она поёт? Давайте все вместе споём эту песенку!
-Не у всех ещё хорошо получается.
-Давайте научим наш язычок правильно произносить звук [с].(Воспитатель показывает артикуляцию и комментирует)
-Сначала нужно немножко улыбнуться. Вот так. Язычок становится тонким и широким. Кончик языка прижимается к нижним зубам. (показ перед зеркалом)
-Произнесите хором звук [c] (подгруппой, мальчики\девочки,индивидуально)
-Когда водичка течет небольшой струйкой, она негромко поёт песенку. Спойте (хором, индивидуально)
-Теперь водичка потекла сильной струёй и зашумела громче. Спойте (хором, индивидуально)
-И опять тихо, совсем тихо. и закрыли кран.
б) Ребята, а вы знаете,что когда язычок поёт песенку водички, получается ветерок. Давайте подставим ладошку к домику язычка и скажем, какой получается ветерок : тёплый или холодный. (Холодный)
-А теперь возьмём полоски бумаги и язычок подует на неё .
-Что происходит с бумагой (она зашевелилась)
(Дети произносят отрывисто звук [с] подгруппой и индивидуально выполняют упражнения с полосками бумаги.)
в) Шутки - чистоговорки.
-Вот наш язычок и научился произносить "с-с-с-с".
-А теперь чётко повторяйте за мной :
Са-са-са-вот летит оса.
Ас-ас-ас-мне купили квас.
Су-су-су-мы видели лису.
Иска-иска-иска-сидит на стуле киска.
(все вместе, затем подгруппой и индивидуально)
г) Физкультминутка " Снежок ".
Посмотри, как блестит (руки вверху качаются)
Под ногами хрустит (топают ногами)
Беленький снежок, (опускаются на корточки)
Лёгкий, как пушок (показывают как идёт снег)
Дует, дует ветерок (плавные движения руками -вправо и влево)
И летит, летит снежок (плавные движения - вверх и вниз)
Закружился, заблестел (кружаться)
Над поляной полетел. (руки вверх - вниз)
А потом на землю пал. (присесть)
До весны там пролежал. (обнять колени)
д)Упражнения на внимание (развитие фонематического слуха).
-Ребята, будьте очень внимательны. Я буду говорить разные слова. В некоторых из них слышится песенка водички. Как только вы услышите её, то хлопайте.
-Санки,салют, Света, Таня, сарафан, платье, слон, поросёнок, корова, солнышко, лупа.
-Молодцы!
е) Игра " Магазин" .
-На столе стоят разные игрушки, в названиях которых есть звук [c]:самолёт, лиса, слон, киска, сова. Игрушку продадут тому, кто расскажет стишок.
Получив игрушку, дети громко называют её индивидуально, хором и подгруппой.
3. Итог занятия.
-Занятие подошло к концу.
-Понравилось оно вам?
-А что особенно понравилось?
-С каким новым звуком вы познакомились? перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |