Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Курсовая ОБЩЕНИЕ. 1Теоретические аспекты значимости человеческого общения


Скачать 299.38 Kb.
Название1Теоретические аспекты значимости человеческого общения
Дата02.09.2019
Размер299.38 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКурсовая ОБЩЕНИЕ.docx
ТипИсследование
#62893
страница1 из 5
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5

Содержание


Введение…………………………………………………………………………...3

1Теоретические аспекты значимости человеческого общения………………...5

1.1Сущность общения: его функции, стороны, виды и формы………………..5

1.2Воздействие общения на психологическое развитие человека…………...10

1.3 Начальные этапы становления личности в процессе общения…………...13

Выводы по 1 главе………………………………………………………………20

2 Эмпирическое исследование влияния общения на развитие детей………...22

2.1 Определение уровня коммуникативных способностей детей……………22

2.2Работа школы, направленная на формирование и повышение коммуникативных навыков детей………………………………………………26

2.3 Оценка эффективности работы на повышение уровня коммуникативных навыков и умений………………………………………………………………..29

Выводы по 2 главе……………………………………………………………….32

Заключение……………………………………………………………………….34

Список литературы………………………………………………………………36

Приложение 1…………………………………………………………………….38

Приложение 2…………………………………………………………………….39

Приложение 3…………………………………………………………………….41

Приложение 4…………………………………………………………………….45

Введение

Общение это понятие, описывающее взаимодействие между людьми и характеризующее основную потребность человека – быть включенным в социум и культуру. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая и развивая свои индивидуальные особенности. В общении друг с другом на протяжении тысячелетий люди, представляющие разные поколения, обмениваются информацией, накапливают и сохраняют ее. Благодаря общению в настоящее время люди имеют современные научные и житейские знания. Общение возникает с момента рождения и сопутствует человеку всю его жизнь.

Человек рождается на свет, не обладая ни одним из свойств, которые присущи развитой личности. Все эти свойства он приобретает благодаря общению с людьми. Общение является одним из важных факторов общего психического развития ребенка. Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ родителей, радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова. Так постепенно ребенок развивает свой пассивный запас слов, которым позднее начинает активно пользоваться. Те свойства личности, которые со временем появляются у ребенка, а также новые свойства личности, которые в процессе всей своей жизни приобретает человек, изначально присущи людям, с которыми ребенок или взрослый человек лично общаются.

В настоящее время развитие средств массовой информации сильно сократило общение взрослых и детей друг с другом. Однако даже самые лучшие телевизионные передачи, онлайн-игры, онлайн-общение, печатные издания, телефонные разговоры не могут заменить важность живого общения. Так как во время живого общения можно в реальности завести друзей, испытать новые эмоции и впечатления, поучаствовать в интересных жизненных приключениях, что-то понять и чему-то научиться и даже полностью изменить свою жизнь.

Гипотеза: общение является одним из основных видов деятельности людей, оно не только способствует развитию познавательных процессов, эмоционально – волевой сферы, но и оказывает влияние на формирование личности в целом.

Цель: выявить влияние общения на развитие эмоционально – волевой сферы и на формирование личности ребенка.

Предмет: общение как основной вид деятельности человека

Объект: значение общения в жизни ребенка

Задачи:
изучить педагогическую, психологическую, методическую литературу по вопросам значения общения в жизни человека;
  • выявить особенности общения у детей разных возрастов;
  • провести исследование на выявление влияния общения на формирование личности и эмоционально – волевой сферы ребенка.
    Методы исследования: теоретические (анализ психолого – педагогической литературы, формулировка выводов); эмпирические (тестирование).

    База исследования: «Б» класс, 20 человек.

    1 Теоретические аспекты значимости человеческого общения

    1.1 Сущность общения: его функции, стороны, виды и формы

    Общение – один из основных видов социальных контактов человека. Итог общения представляет собой взаимное влияние людей друг на друга.

    Содержание категории общения многообразно: это не только вид человеческой деятельности, но и условие, и результат этой же деятельности; обмен информацией, социальным опытом, чувствами, настроением.

    В жизни человека нет даже самого непродолжительного периода, когда бы он находился вне общения, вне взаимодействия с другими субъектами [5].

    В общении принято выделять: содержание, цель, средства, функции, формы, стороны, виды, барьеры.

    Содержание представляет собой информацию, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного человека другому. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.

    По содержанию общение может быть представлено как [12]:
    материальное – обмен продуктами и предметами деятельности, которые в свою очередь служат средством удовлетворения актуальных потребностей субъектов;
  • когнитивное – обмен знаниями;
    деятельное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками (когнитивное и деятельное общение в совокупности составляют общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности, в котором от субъекта к субъекту передается информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности);
      кондиционное – обмен психическими и социальными состояниями. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние (например, поднять или испортить настроение, возбудить или успокоить друг друга, то есть оказать определенное воздействие на самочувствие друг друга);
    1. мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями. Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении (например, один человек желает добиться, чтобы у другого возникло или исчезло некоторое стремление, чтобы сложилась определенная установка к действию, актуализировалась некоторая потребность и т.д.).
      Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный социальный контакт. Общение человека выступает средство удовлетворения многих потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

      По целям общение делится на [19]:
      биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей;
    2. социальное – преследует цели расширения и укрепления межличностных отношений, личностного роста человека;
    3. деловое – обычно включено как частный момент в какую-либо совместную деятельность люде и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир;
    4. личное – сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека: поиск смысла жизни; определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта;
    5. инструментальное – общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения;
    6. целевое – общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае – потребности в общении.
      В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может возникнуть без интенсивного и разностороннего общения.

      Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного человека к другому. Информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т.д. информация может передаваться и восприниматься людьми на расстоянии, через органы чувств (наблюдение со стороны одного человека за движениями другого или восприятие производимых им звуковых сигналов). У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим. Это язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных видах и формах, технические средства записи, передачи и хранения информации.

      В соответствии с содержанием общения принято выделять следующие функции общения [13]:
      инструментальная функция – характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия;
    7. интегративная функция – раскрывает общение как средство объединения людей;
    8. функция самовыражения – определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста;
    9. трансляционная функция – выступает как функция передачи конкретных способов деятельности и оценок;
    10. экспрессивная функция – функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний;
    11. функция социального контроля – регламентация поведения и деятельности;
    12. функция социализации – формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами.
      Общение чрезвычайно разнообразно по своим формам. Различают: прямое, косвенное, непосредственное, опосредствованное, массовое и межличностное.

      Под прямым общение понимается естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных и невербальных средств, когда информация лично передается одним из его участников другому.

      Косвенное общение характеризуется включением в процесс общения дополнительного участника как посредника, через которого происходит передача информации.

      Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных человеку природой: голова, руки, туловище, голосовые связки т.д. Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом, на его основе на поздних этапах развития цивилизации возникают различные виды опосредствованного общения.

      Опосредствованное общение может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения. Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств для организации общения и обмена информацией. Это или природные предметы (палка, след на земле и т.д.), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т.д.).

      Массовое общение это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации.

      Межличностное общение тесно связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Оно подразумевает психологическую близость двух партнеров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности.

      В социальной психологии выделяют три различных по своей ориентации типа межличностного общения: императив (авторитарная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям); манипуляцию (распространенная форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений) и диалог (общение, позволяющее перейти от эгоцентрической, фиксированной на себе установке к установке на собеседника, реального партнера по общению).

      Структура общения характеризуется путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон [14]:
      коммуникативная сторона общения – состоит во взаимном обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации и общения является речь, с помощью которой не только передается информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности;
    13. интерактивная сторона общения – заключается в обмене действиями, то есть организации межличностного взаимодействия, позволяющего общающимся реализовать для них некоторую общую деятельность;
    14. перцептивная сторона общения – это процесс воспитания, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определенных межличностных отношений и означает процесс воспитания «социальных объектов».
      Информация в общении не просто передается от одного партнера к другому. В процессе общения обмен информацией между его участниками осуществляется как на вербальном, так и на невербальном уровне.

      На основном, вербальном, уровне в качестве средства передачи информации используется человеческая речь. Именно речь, как проявления активности воли и сознания говорящего, является условием духовного преобразования личности.

      На невербальном уровне, в качестве средства передачи информации и ее восприятия относятся внешний вид и выразительные движения человека. Они во многом являются зеркалом, проецирующим эмоциональные реакции человека, которые считываются в процессе общения. Невербальные средства являются важным дополнением речевой коммуникации и делают процесс общения более открытым [12].

      1.2 Воздействие общения на психологическое развитие человека

      С рождения у ребенка никаких способностей нет, имеются лишь задатки к их развитию. Сами по себе задатки не могут превратиться в способности. Если маленького ребенка лишить возможности общения с другими людьми, то это в значительной мере задержит его психическое развитие, а в случаях очень больших ограничений могут произойти необратимые изменения. В научной и другой литературе есть много описанных случаев, свидетельствующих о том, что будучи лишенным возможности общения с людьми, человек не развивается психологически вообще, или отстает в своем развитии, или деградирует психологически, то есть фактически возвращается к животноподобному образу жизни. Для нормального развития ребенка необходим постоянный контакт со взрослыми людьми. Ограничение таких контактов ведет к пониженному уровню развития познавательных процессов.

      Ни одна из человеческих способностей не может возникнуть вне общения человека с людьми. Окружающие люди, во – первых, являются единственными носителями способностей, которые осваиваются людьми. Во – вторых, взаимодействие с этими людьми необходимо человеку для того, чтобы он мог усвоить эти способности. В – третьих, общение людей организованное, учебно – развивающее. В – четвертых, процесс развития способностей необходимо контролировать и оценивать, что происходит непосредственно в общении того, у кого эти способности формируются, с теми, кто эти способности формирует [5].

      В общении с людьми, у человека вырабатывается индивидуальный стиль деятельности. Характер проявляется в его поступках, рассчитанных на определенное воздействие на людей. Характер не только проявляется в общении, но и формируется в нем. Так, в раннем детстве, черты характера складываются под влиянием того, как взрослые люди общаются с ребенком. Да и у самих взрослых людей характер может изменяться под воздействием их общения с другими людьми.

      Воля, чувства, проявляемые в межличностном общении развиваются под воздействием общения с другими людьми. Мотивы и социальные потребности растущая личность также заимствует в общении с окружающим миром. Механизм передачи мотивов поведения от одного человека к другому можно представить следующим образом. Стремясь стать похожим на значимых для человека людей, человек подражает им, в том числе перенимает их интересы. Наблюдая за поведением и поступками значимых людей, и одобряя их, человек принимает для себя наблюдаемое поведение. В конечном счете мотивы поведения других людей одобренные индивидом, становятся мотивами его собственного поведения и манерой общения.

      Зависимость психологического развития человека зависит от его общения с другими людьми. Если человека лишить возможности удовлетворения данной потребности, то в его психике могут появиться определенные отклонения: слабое развитие речи, отсутствие необходимых коммуникативных умений и навыков, слабое развитие интеллекта, недоразвитие чувств [7].

      Слабое развитие речи в условиях дефицита общения с людьми вызывается тем, что основным источником речевого развития человека являются люди, с которыми он общается. В раннем детстве ребенок осваивает речь путем прямого подражания взрослым людям, с которыми он повседневно общается. Начиная примерно с трехлетнего возраста речевое развитие ребенка идет под воздействием многих других людей, с которыми он вступает в общение.

      Став взрослым, человек продолжает развиваться в речевом плане через общение с людьми и других источников речевого развития. Например книги становятся доступными для него также через общение. Если с раннего детства ребенок испытывает дефицит общения с людьми, если этот дефицит продолжает существовать в дальнейшем, то у данного человека неизбежны недостатки в речевом развитии и не могут в достаточной степени развиться коммуникативные навыки и умения. В лучшем случае, данный человек будет обладать некоторым сравнительно примитивным набором невербальных средств общения, которые передаются по наследству. При этом у него не будет вербальных средств общения, связанных со знанием и использованием языка.

      Слабое развитие интеллекта выступает как результат дефицита общения человека с людьми по следующим причинам:
      по причине слабого развития речи;
    15. по причине того, что человек лишается возможности обучаться на примере других людей, с более развитым, чем у него самого, интеллектом.
      Недоразвитость чувств выступает как следствие недостатка общения с людьми по следующим причинам. Когда люди находятся вместе и тем более, когда они общаются друг с другом, то переживания одного человека непосредственно передаются другому, который ему сопереживает. Это происходит за счет особого социально – психологического механизма прямого эмоционального воздействия людей друг на друга, которое известно как «заражение». Эмоционального «заражения» не происходит, если люди не общаются. Кроме того, через другой механизм обучения – «подражание», люди общаясь наблюдают друг за другом, учатся переживать, то есть, в соответствии с культурными нормами выражать свои чувства.

      При неудовлетворенности потребности человека в общении, человек компенсирует отсутствие реального межличностного общения представляемым или воображаемым [8].
        1   2   3   4   5

      перейти в каталог файлов

  • Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей