Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Информатика. Поурочные разработки. 1 класс. Рудченко (5.75 МБ). А. А. Дородницына Российской академии наук (заведующий отделом к ф. м н. В. А. Варданян) Москва Просвещение Институт новых технологий


НазваниеА. А. Дородницына Российской академии наук (заведующий отделом к ф. м н. В. А. Варданян) Москва Просвещение Институт новых технологий
АнкорИнформатика. Поурочные разработки. 1 класс. Рудченко (5.75 МБ).pdf
Дата04.06.2019
Размер5.75 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаInformatika_Pourochnye_razrabotki_1_klass_Rudchenko_5_75_MB.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУрок
#52500
страница1 из 17
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
ТА. Рудченко, Е.С. Архипова Информатика
1 класс Поурочные разработки Издание разработано при поддержке Отдела теории алгоритмов и математических основ кодирования Вычислительного центра им.
А.А. Дородницына Российской академии наук (заведующий отделом — к. ф.-м. н. В. А. Варданян) Москва Просвещение Институт новых технологий
2012
2 Содержание ПРЕДИСЛОВИЕ ........................................................................................................ 6 Варианты изучения курса ................................................................................ 7 Организация работы на уроке и контроль результатов обучения ............ 7 Домашние задания ............................................................................................ 8 Комплект печатных (некомпьютерных) материалов курса ...................... 8 Как устроен учебник ........................................................................................ 8 Работа с печатной и компьютерной составляющими курса ..................... 9 Компьютерная составляющая курса ............................................................. 9 Работа в компьютерном классе техника безопасности ......................... 10 Институт новых технологий (ИНТ) ........................................................... 12 КОММЕНТАРИЙ К УЧЕБНИКУ ................................................................................ 12 Правила игры .................................................................................................. 12 Область одной задачи ................................................................................... 13 КОММЕНТАРИИ К УРОКАМ ........................................................................ 14 УРОК РАСКРАШИВАЕМ КАК ХОТИМ ................................................................. 14 Решение задач из учебника ............................................................................ 15 Презентация Знакомство с компьютером ............................................. 15 Содержание презентации ............................................................................. 15 УРОК ПРАВИЛО РАСКРАШИВАНИЯ .................................................................. 16 Решение задач из учебника ............................................................................ 17 Компьютерный урок Правило раскрашивания ....................................... 18 Решение компьютерных задач 1 — 5 ........................................................... 19 Компьютерный проект Мое имя .............................................................. 20 Подготовительный этап .............................................................................. 21 Изготовление учащимися компьютерного варианта бэджа ................... 21 Окончательное изготовление визитной нагрудной карточки .................. 23 Заключительные комментарии .................................................................... 23 УРОК ЦВЕТ ....................................................................................................... 23 Решение задач из учебника ............................................................................ 24 Компьютерный урок Цвет ........................................................................ 25 УРОК ОБЛАСТИ ................................................................................................ 25 Решение задач из учебника ............................................................................ 26 Компьютерный урок Области .................................................................. 27 УРОК СОЕДИНЯЕМ ........................................................................................... 28 Решение задач из учебника ............................................................................ 28 Компьютерный урок Соединяем линией .................................................. 29 УРОК ОДИНАКОВЫЕ ТАКАЯ ЖЕ
).
Р
АЗНЫЕ
» ...................................................... 30 Фигурки ............................................................................................................ 30 Одинаковые ..................................................................................................... 30 Такой же ......................................................................................................... 31 Решение задач из учебника ............................................................................ 31 Компьютерный урок Одинаковые и разные фигурки ............................. 33
3 УРОК ОБВОДИМ ............................................................................................... 35 Решение задач из учебника ............................................................................ 36 Компьютерный урок Обводим .................................................................. 38 УРОК БУСИНЫ .................................................................................................. 40 Игра продолжается ..................................................................................... 40 Бусины ............................................................................................................. 41 Решение задач из учебника ............................................................................ 41 Компьютерный урок Бусины .................................................................... 43 УРОК ОДИНАКОВЫЕ БУСИНЫ
Р
АЗНЫЕ БУСИНЫ ............................................. 44 Решение задач из учебника ............................................................................ 45 Компьютерный урок Одинаковые и разные бусины. 47 ПРОЕКТ РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ ЧАСТЬ ....................................................... 49 Несколько вводных замечаний ...................................................................... 49 Подготовительный этап .............................................................................. 50 Предварительное общее обсуждение .......................................................... 50 Групповая работа .......................................................................................... 51 Индивидуальная работа по оформлению решений ..................................... 51 Заключительное обсуждение итогов проекта ........................................... 52 УРОК ВЫРЕЖИ И НАКЛЕЙ В ОКНО .................................................................... 52 Лист вырезания .............................................................................................. 52 Решение задач из учебника ............................................................................ 52 Компьютерный урок Положить в окно .................................................. 54 Лист определений Положить в окно ....................................................... 54 Решение задач ................................................................................................. 54 УРОК СРАВНЕНИЕ ФИГУРОК НАЛОЖЕНИЕМ ..................................................... 56 Решение задач из учебника ............................................................................ 56 Компьютерный урок Сравниваем фигурки наложением ....................... 57 Лист определений Сравниваем фигурки наложением ........................... 57 Решение задач 63 — 70 .................................................................................. 58 УРОК РИСУЕМ В ОКНЕ ...................................................................................... 60 Решение задач из учебника ............................................................................ 60 УРОК ВСЕ КАЖДЫЙ ......................................................................................... 62 Просмотр объектов ...................................................................................... 62 Решение задач из учебника ............................................................................ 63 Компьютерный урок Все, каждый ........................................................... 65 УРОК ПОМЕЧАЕМ ГАЛОЧКОЙ ........................................................................... 67 Решение задач из учебника ............................................................................ 67 Компьютерный урок Помечаем галочкой ............................................... 68 Компьютерный урок Решение задач ........................................................ 70 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
1 ...................................................................................... 72
Бескомпьютерный вариант изучения курса. 72 Решение задач из тетради проектов .......................................................... 72
Компьютерный вариант изучения курса ..................................................... 73
Решение компьютерных задач ..................................................................... 73
4 УРОК ВЫРАВНИВАНИЕ РЕШЕНИЕ НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫХ И ТРУДНЫХ ЗАДАЧ ....... 75 Решение задач из учебника ............................................................................ 75 Компьютерный урок Выравнивание. Решение задач ............................. 78 КОМПЬЮТЕРНЫЙ ПРОЕКТ ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ЗВЕРЬ ....................................... 81 План урока ....................................................................................................... 81 Изготовление эскиза фантастического животного ................................. 81 Описание компьютерного ресурса ............................................................... 82 Изготовление компьютерного изображения .............................................. 82 Просмотри обсуждение готовых работ ................................................... 83 УРОК РУССКИЕ БУКВЫ И ЦИФРЫ ...................................................................... 84 Решение задач из учебника ............................................................................ 85 Компьютерный урок Русские буквы и цифры. Одинаковые и разные буквы и цифры .............................................................................................. 86 УРОК
«Ц
ЕПОЧКА
Б
УСИНЫ В ЦЕПОЧКЕ .............................................................. 89 Цепочки букв и цифр ...................................................................................... 90 Решение задач из учебника ............................................................................ 90 Компьютерный урок Цепочка. Бусины в цепочке ................................... 91 УРОК
(
И
)
«Ц
ЕПОЧКА
:
СЛЕДУЮЩИЙ И ПРЕДЫДУЩИЙ ........................................ 94 Решение задач из учебника ............................................................................ 95 Компьютерные уроки Цепочка. Бусины в цепочке ................................. 97
1 часть ............................................................................................................. 97
2 часть ............................................................................................................. 98 ПРОЕКТ БУСИНЫ И ЦЕПОЧКИ ........................................................................... 99 Изготовление картонных бусин ................................................................... 99 Изготовление телесной цепочки ................................................................ 100 Решение задач 2 — 5 из тетради проектов. 100 УРОК РАНЬШЕ

ПОЗЖЕ ................................................................................ 101 Последовательности ................................................................................... 101 Лист определений Раньше — позже ...................................................... 101 Решение задач из учебника .......................................................................... 102 Компьютерный урок Раньше — позже ................................................. 102 УРОК ЧИСЛОВАЯ ЛИНЕЙКА ............................................................................ 104 Решение задач из учебника .......................................................................... 105 Компьютерный урок Числовая линейка ................................................. 106 КОМПЬЮТЕРНЫЙ ПРОЕКТ ЗАПИСНАЯ КНИЖКА ............................................. 109 Подготовительный этап ............................................................................ 109 Работа детей с компьютерным ресурсом ................................................ 109 Распечатка страниц записной книжки ..................................................... 110 Формирование записной книжки ................................................................ 110 Изготовление обложки ................................................................................ 111 Заключительные комментарии .................................................................. 111 УРОК ОДИНАКОВЫЕ ЦЕПОЧКИ
Р
АЗНЫЕ ЦЕПОЧКИ ........................................ 111 Способ определения понятий в нашем курсе ............................................ 112 Решение задач из учебника .......................................................................... 112
5 Компьютерный урок Одинаковые и разные цепочки ........................... 113 УРОК МЕШОК ................................................................................................. 115 Решение задач из учебника .......................................................................... 116 Компьютерный урок Мешок. Пустой мешок. Есть — нет ................ 117
1 часть ........................................................................................................... 117
2 часть ........................................................................................................... 118 УРОК ОДИНАКОВЫЕ И РАЗНЫЕ МЕШКИ ......................................................... 121 Решение задач из учебника .......................................................................... 121 Компьютерный урок Одинаковые и разные мешки .............................. 122 УРОК
(
И
)
«Т
АБЛИЦА ДЛЯ МЕШКА .................................................................... 125 Решение задач из учебника .......................................................................... 126 Компьютерные уроки Таблица для мешка ............................................ 129
1 часть ........................................................................................................... 129
2 часть ........................................................................................................... 131 УРОК РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ................................................................................... 134 Решение задач из учебника .......................................................................... 134 Компьютерный урок Решение задач ...................................................... 135 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
2 .................................................................................... 137
Бескомпьютерный вариант изучения курса. 137 Решение задач из тетради проектов ........................................................ 137 Компьютерный вариант изучения курса ................................................... 138 Решение компьютерных задач ................................................................... 138 УРОК ВЫРАВНИВАНИЕ РЕШЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ....................... 141 Решение задач из учебника .......................................................................... 141 Компьютерный урок Выравнивание, решение дополнительных задач ........................................................................................................................ 144 УРОК РЕШЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ .............................................................. 147 Решение задач из тетради проектов ........................................................ 147 ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ИНФОРМАТИКА
1
»,
БЕСКОМПЬЮТЕРНЫЙ ВАРИАНТ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ................................................................................................ 149 ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ИНФОРМАТИКА
1
»,
КОМПЬЮТЕРНЫЙ ВАРИАНТ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ................................................................................................ 149
6 Предисловие В сознании современных людей слово информатика неразрывно связано со словом компьютер. Многим кажется, что изучать информатику без компьютера — это как учиться ездить на велосипеде без велосипеда. Это и верно, и неверно. Сейчас мы объясним, в чём тут дело. Есть наука информатика, некоторым разделам которой и посвящен настоящий курса есть информационные технологии и информационная культура и т. д. Часто и то и другое называется информатикой. Современные информационные технологии в значительной степени опираются на использование компьютера. В этом смысле информатика и компьютер неразделимы. Верно и то, что очень многие информационные технологии без компьютера изучать не стоит. Известно также, что многие задачи и результаты современной теоретической информатики возникли в связи с использованием компьютеров в нашей жизни. Однако важность теоретической информатики как науки выходит за рамки изучения компьютеров. Наиболее значительные её результаты, относящиеся к математике мышления и коммуникации, были получены в конце XIX — первой половине XX в, до появления компьютеров и их вхождения в нашу жизнь. Среди учёных-математиков и философов, внёсших существенный вклад в информатику, есть и зарубежные — Г. Фреге, Д. Гильберт, К. Гедель, А. Тьюринг, Н. Винер, и российские — АН. Колмогоров, АИ.
Мальцев, А. А. Марков. Итак, в силу изложенных выше обстоятельств настоящий курс можно и, как нам кажется, нужно изучать, даже если в вашей школе нет ни одного компьютера. Полезны ли полученные при этом знания будущему пользователю компьютеров и других средств информационных технологий Мы уверены, что да. Полезен ли наш курс, если параллельно ваш класс имеет возможность работать на компьютерах Да, и мы предлагаем вам программу, объединяющую информатику и информационные технологии. Программа этане только интегрирует теоретическую информатику и информационные технологии, но и даёт возможность учащимся приобрести навыки использования компьютера и другие информационнотехнологические навыки, которые могут (и должны) немедленно применяться учащимися при изучении различных предметов. Мы считаем (и будем иллюстрировать это в дальнейшем, что изучение данного курса параллельно с основными курсами русского языка и математики позволяет существенно повысить качество изучения традиционных тем в этих курсах за счёт формирования у учащихся ещё одной, «информатической» точки зрения и развития их мыслительных и коммуникативных способностей. Мы рекомендуем вам не забывать об этой перспективе и, если вы преподаёте одновременно информатику и основные курсы, постоянно обращать внимание на возможные связи. Главная цель изучения курса — формирование у ребёнка информационной культуры, под которой мы понимаем систему общих умений работы с информацией на практике и способность передавать её другим. Жизнь требует, чтобы многие элементы информационной культуры вошли в начальное образование. К информационной культуре относится умение пользоваться источниками информации — справочниками, словарями, энциклопедиями, расписанием поездов и программой телевизионных передачи др. К ней же можно отнести и умение разговаривать по телефону, и умение смотреть (и не смотреть) телевизор, и умение записывать свой адрес, и умение вести записную книжку. В нашем курсе учащиеся усваивают ряд фундаментальных понятий, лежащих в основе информационной культуры и необязательно связанных с компьютером. Авторы выражают особую признательность за критическое обсуждение наших материалов профессору, доктору физико-математических наук Алексею Всеволодовичу
7 Гладкому. По книгами работам Алексея Всеволодовича учились авторы и другие участники данной работы. Последнее время профессор А. В. Гладкий много внимания уделяет средней школе. В частности, для педагогов начальной школы будет полезным знакомство сего книгой Числа натуральные, рациональные, действительные, комплексные (М Вербум-М, 2000). Варианты изучения курса
Курс Информатика. 1—4 классы рассчитан на изучение в течение четырёх лет в объёме 1 часа в неделю. Таким образом, необходимо выделить для прохождения курса 34 урока в каждом учебном году (в 1 классе — 33 урока. В зависимости оттого, есть ли у вас возможность использовать на уроке компьютер, вы можете выбрать один из двух вариантов изучения курса —бескомпьютерный или компьютерный (ИКТ-вариант). В первом случае выбудете использовать на уроках только печатные материалы курса, во втором — как печатные материалы, таки компьютерную составляющую. Для каждого варианта изучения курса в данном пособии приведено поурочное планирование. Организация работы на уроке и контроль результатов обучения

Авторские идеи, заложенные в основу курса, требуют несколько необычной для начальной школы организации урока. Мы уверены в необходимости дать ученикам свободу самостоятельной работы, самостоятельного исследования. Это позволит детям учиться и развивать свои способности более охотно и эффективно, чем при традиционной форме проведения уроков. Предлагаемая модель урока — это самостоятельная работа учащегося с учебником, самостоятельное изучение им листов определений и дальнейшее решение задач. Учителю отводится роль консультанта в сложных ситуациях и организатора обсуждений, как индивидуальных, таки групповых. Обсуждения чаще всего проводятся по окончании решения задач, для того чтобы могли поделиться своими идеями и способами их решения, чтобы ребята учились оформлять свои мысли вербально (словесно, чтобы обобщать опыт, накопленный ими входе решения задач. Такая модель урока поддерживается спецификой учебника, который содержит полную информацию, необходимую для решения любой задачи. Мы считаем вполне допустимым, если в некоторых случаях ученики сами будут выбирать, какую задачу решать, однако их свобода всё-таки будет ограничена во-первых, последовательностью изложения материала, во-вторых — объёмом обязательных знаний и умений поданному предмету, которыми в результате изучения курса должен обладать каждый ученик. Исходя из этих ограничений, мы советуем вам придерживаться следующих правил при планировании урока. На каждом уроке все учащиеся работают с одними тем же листом определений. Листы определений необходимо проходить в том порядке, в котором они приведены в учебнике, ничего не пропуская, даже если вам кажется, что изложенная в них информация ребятам уже знакома. В учебнике помечены задачи, входящие в обязательный минимум, их необходимо решить каждому учащемуся для качественного усвоения материала курса (белый номер на зелёном фоне. В обязательные задачи входят не только упражнения на текущий лист определений, но и некоторые задачи на повторение, поскольку повторение является одной из важных идей курса. В учебнике также довольно много необязательных задач (оранжевый номер на зелёном фоне. Они помогут вам организовать урок не только продуктивно, но и интересно, а также осуществить дифференцированный подход к каждому ученику. Среди необязательных задач есть задачи на повторение тем различных листов определений, причём разной степени сложности, которые позволят проводить текущее повторение,
8 опираясь на уровень и специфику детей. Также среди этих задач можно легко найти материал для текущего контроля — самостоятельных и проверочных работ, иногда мы обращаем на это ваше внимание в комментариях к задачам. Наконец, среди необязательных задач встречаются довольно трудные, которые помогут непросто занять сильного ученика, но и позволят ему реализовать свои способности и продвинуться на пути к новым вершинам. Обратите внимание на то, что есть задачи трудные технически (например, если в задании очень много объектов, а есть задачи трудные содержательно. Таким образом, при подготовке к уроку надо внимательно изучить необязательные задачи и решить, как использовать их наиболее эффективно. Ну и конечно, не стоит стремиться к тому, чтобы все дети решили все необязательные задачи. Промежуточный контроль вы можете организовать по своему усмотрению, используя задачи, имеющиеся на страницах учебника. Итоговый контроль мы предлагаем проводить в форме контрольных работ, задачи которых (в двух вариантах) помещены на вкладыше тетради проектов. Домашние задания
Наш опыт показывает, что содержание курса может быть изучено без домашних заданий. Однако, если дети и родители будут этого требовать, желающим можно разрешить выполнение заданий дома. В этом случае вам, возможно, придётся столкнуться с множеством вопросов со стороны родителей. Постарайтесь сделать это обсуждение приятным для обеих сторон. Один из способов — предложить родителям побеседовать друг с другом. Вы можете дать им почитать книгу для учителя, предложить самим порешать детские задачи (систематически, подряд, начиная с самой первой. Другой способ — постараться объяснить родителям, что очень важно, чтобы ребёнок работал с учебником самостоятельно даже дома — помощь родителей может состоять лишь в поддержке и обсуждении неясных вопросов, но нив коем случае не в подсказке. Комплект печатных
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей