Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Анализ современного логопедического занятия


НазваниеАнализ современного логопедического занятия
АнкорАнализ.doc
Дата23.10.2017
Размер58.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаАнализ.doc
ТипАнализ
#29765
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Анализ современного логопедического занятия
Качество и эффективность логопедического урока или занятия во многом зависят от

умения учителя-логопеда анализировать свои и чужие успехи и ошибки.. Поэтому

важным элементом педагогической деятельности является анализ и самоанализ своего

занятия. Анализ собственной работы, — одна из самых продуктивных мер повышения

квалификации специалиста. Качество самоанализа зависит от многих факторов, и прежде

всего от привычки учителя-логопеда к обдумыванию и оценке своих действий и тех

результатов, к которым они привели или могут привести.
Анализ занятия помогает логопеду взглянуть на свой труд как бы со стороны, оценить

собственные силы, увидеть достижения и недостатки своей работы. По словам Ю А

Конаржевского, анализ является важнейшим средством стимулирования самообразования

педагога [1]. С этим нельзя не согласиться, так как содержательная сторона процесса

самообразования учителя-логопеда в значительной мере формируется на основании

выводов педагогического анализа его занятий. Пробелы в дидактическом, методическом,

профессионально-содержательном образовании логопеда, обнаруженные руководителем

образовательного учреждения или коллегами в ходе посещения и анализа занятий,

должны быть восполнены логопедом путем самопознания в основу содержания которого

ложатся полученные рекомендации
Значение педагогического анализа занятия состоит еще и в том, что он является средством

развития у логопеда способности оценивать свой труд и свое поведение путем

самоанализа. Именно через педагогический анализ у логопедов должно быть

сформировано умение оценивать свою работу по конечному результату. Это одно из

важнейших качеств педагога. Но чтобы приобрести его, логопед должен быть не только

исключительно внимательным к своему труду, но у него должно быть обостренное

чувство самокритичности. А последнее необходимо не только воспитать, но и все время

поддерживать и развивать.
В педагогической литературе описаны различные подходы к анализу урока [2, 3 и др ].

При множестве этих подходов отсутствуют единые требования к проведению анализа

логопедического занятия. Поэтому хотелось бы предложить наиболее оптимальную, на

наш взгляд, схему анализа и самоанализа логопедического занятия.
Схема анализа логопедического занятия.

ФИО логопеда_____________________________________________________________

город (район)______________________________________________________________

№ ОУ дата________________________________________________________________

Этап работы_______________________________________________________________

Форма занятия (индивидуальное, фронтальное, подгрупповое)

Тема_____________________________________________________________________

Возраст детей______________________________________________________________

Анализирующий_____________________________________________________________

Цель посещения_____________________________________________________________
Шкала оценки 1 балл — низкий уровень, 2 балла — средний уровень, 3 балла — высокий

уровень
1. Анализ целей занятия

• соответствие целей занятия особенностям учебного материала;

• место данного занятия в системе занятий по теме;

• уровень подготовленности группы (ребенка);

• постановка и доведение целей занятия до детей;
2. Степень достижения целей занятия

• образовательной;

• коррещионно-развивающей;

• воспитательной;
3. Анализ структуры и организации занятия

• соответствие структуры занятия его целям продуманность выбора типа занятия, его

структуры;

• логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия;

• целесообразность распределения времени между этапами занятия;

• рациональность выбора форм обучения;

• наличие плана занятия и организация его выполнения логопедом;

• оборудование занятия;

• рациональная организация работы логопеда и детей от простого к сложному;
4. Анализ содержания занятия

• соответствие содержания занятия требованиям государственных программ;

• полнота, достоверность доступность изложения;

• степень нравственного влияния, воспитательная направленность занятия;

• связь занятия с жизнью;

• подведение детей к восприятию новых знаний;

• формирование новых понятий;

• актуализация опорных знаний;

• организация самостоятельной работы детей;

• характер тренировочных упражнений (степень сложности, вариативность, учет

уровня подготовленности детей)

• инструкции и помощь логопеда;

• степень усвоения нового материала (эффективность);

• связь нового с ранее изученным;

• повторение (организация, формы приемы, объем);
5. Оценка коррекционной направленности занятия

• развитие понимания речи;

• воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей

действительности;

• формирование практических навыков словообразования и слово изменения;

• формирование правильного произношения звуков;

• развитие фонематического слуха и восприятия;

• закрепление навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры;

• контроль за внятностью и выразительностью речи;

• подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза;

• обучение самостоятельному высказыванию;

• усвоение элементов языковой системы при непосредственном общении;

• включение заданий с опорой на несколько анализаторов;

• упражнения на развитие высших психических функций;

• упражнения на развитие общей и мелкой моторики;

6. Анализ методики проведения занятия

• определение обоснованности и правильности отбора методов приемов и средств

обучения;

• соответствие методов, приемов и средств обучения содержанию материала,

поставленным целям занятия, возможностям группы (ребенка);

• разнообразие приемов и методов, применяемых логопедом;

• эмоциональность подачи материала;

• эффективность использования наглядных пособий, дидактического материала;

• оценка методической вооруженности и педтехники логопеда;

7. Анализ работы и поведения детей на занятии

• общая оценка работы группы (ребенка);

• внимание и прилежание;

• интерес к занятию;

• активность детей (ребенка);

• формирование у детей общеучебных и специальных умений и навыков;

• выполнение единых требований;

• индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми;

• качество знаний, умений и навыков;

• глубина, осознанность и прочность знаний;

• умение детей применять знания в различных ситуациях;

• степень овладения практическими навыками;

• характер проверки знаний детей логопедом;

• работа над ошибочными ответами;

8. Оценка санитарно-гигиенических условий занятия

• температурный режим;

• физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

• освещение;

• предупреждение утомления и переутомления;

• смена видов деятельности;

• своевременное и качественное проведение физкультурных пауз;

• соблюдение правильной рабочей позы;

• соответствие мебели росту ребенка;

• создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания;

• посильность нагрузки речевого и дидактического материала;

• целесообразное ослабление напряженности в конце занятия;

9. Оценка самоанализа, сделанного логопедом в ходе ответов на вопросы, поставленные

проверяющим

10. Результаты занятия

• оптимальность обучающих действий логопеда;

• качество знаний, умений и навыков детей;

• тенденции в речевом развитии и коррекции детей;

11. Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы

других логопедов

12. Недостатки занятия

• диагностика причин;

предложения по их устранению;

13. Личность логопеда

• собранность и внимательность логопеда на занятии;

• самообладание и самоорганизация ;

• стиль и тон в работе;

• речь логопеда (ясность, точность, выразительность, эмоциональность);

• соотношение речи логопеда и детей (ребенка);

• доброжелательное отношение к детям;

• соблюдение норм педагогической этики;

• мастерство педагогического общения;

14. Общие выводы и предложения

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15.Рекомендации логопеду по самообразованию на основании выводов и предложений

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Интерпретация полученных в ходе анализа данных

Сложите все баллы и сравните сумму с ≪ключом≫.

114 и менее баллов—низкий уровень проведения логопедического занятия.

При подготовке к занятию логопедом не были учтены возрастные, характерологические

особенности и речевые возможности детей (ребенка).

Структура занятия однообразная. При отборе содержания, возможно, не учтены

требования программы. В ходе занятия игнорировалась самостоятельная работа детей.

Познавательная активность детей низкая. Индивидуальный подход не реализован.

Отмечается нерациональный расход времени. Логопед отдает предпочтение словесному

методу. Возможно игнорирование трудностей детей и непонимание причин их наличия,

демонстрация обезличенного подхода (безразличие к внутреннему миру ребенка). Педагог

не обнаружил твердых знаний. Наблюдалось механическое перенесение логопедом

чужого опыта в свою работу, отсутствие четкой системы работы. Затрудняло проведение

занятия несоблюдение санитарно-гигиенических норм.

• Чтобы преодолеть недостатки в организации и проведении такого логопедического

занятия, педагогу стоит прислушаться к рекомендациям коллег и администрации, пройти

стажировку у опытного логопеда, составить программу самообразования и

систематически повышать уровень своей квалификации на курсах повышения

квалификации.

145200 баллов— средний уровень проведения логопедического занятия.

Возможно, при подготовке и проведении данного занятия были учтены речевые

возможности не всех детей. Структура занятия и отбор содержания соответствуют

требованиям программы обучения. Логопед продемонстрировал однообразные методы

обучения и неумение отдельных детей работать по предложенным методам. Возможно,

педагогу так и не удалось установить контакт с детьми (отдельным ребенком), несмотря

на то что на занятии был создан благоприятный психологический климат. К концу занятия

отмечается снижение познавательной активности детей. Для перевода детей к более

деятельному состоянию логопед сочетает индивидуальную работу с фронтальной. Могли

иметь место переоценка познавательных возможностей детей, невнимательное

выслушивание логопедом отвечающего ребенка. Эмоциональное поведение педагога на

занятии способствует усвоению основных знаний и умений. На занятии были соблюдены

основные требования к санитарно-гигиеническому режиму. Логопед работает по системе,

пытается выработать собственный стиль работы.

Педагогу следует прислушаться к советам и замечаниям коллег и администрации,

закрепить наиболее успешные моменты своей работы, целенаправленно работать по

преодолению недостатков занятия через посещение занятий более опытных логопедов,

чтение специальной литературы и повышение квалификации на курсах повышения

квалификации.

201—252 балла— высокий уровень проведения логопедического занятия.

При постановке целей занятия и его планировании логопедом были учтены возрастные и

характерологические особенности детей. Структура занятия соответствует целям

обучения, воспитания и коррекции. Содержание занятия соответствует требованиям

программы. Логопедом выработаны свой собственный стиль и система работы. На

занятии представлено оптимальное чередование различных видов работы, сочетание

индивидуальной работы с фронтальной. Творческое переосмысление логопедом методов,

приемов и средств, обучение детей проходило соответственно складывающейся учебной

ситуации. Разнообразие методов, занимательность изложения, богатство интонаций,

выразительная мимика педагога способствовали росту интереса детей к занятию. Логопед

умело и своевременно поощряет деятельность детей.

Успешному проведению занятия способствуют оптимальные санитарно-гигиенические

условия.

Данное логопедическое занятие можно рекомендовать для внедрения в практику других

логопедов.

Схема самоанализа логопедического занятия

1 .Место разбираемого занятия в системе занятий по изучаемой теме.

2.Обоснование целей и выполнение намеченного плана занятия.

3.Характеристика логопедом ребенка (группы).

4.Мотивировка отбора материала для данного занятия.

5.Психологическая и педагогическая оценка системы заданий и упражнений,

выполненных детьми на занятии.

6.Мотивировка выбора методов занятия, оценка соответствия данных методов целям и

содержанию занятия.

7.Удовлетворенность или неудовлетворенность логопеда занятием (его отдельными

частями).

8.Меры, намечаемые логопедом по устранению отмеченных недостатков.

9.Оценка и обоснование достигнутых на занятии результатов.

10.Самооценка как одно из условий творческой работы логопеда.

Этот перечень вопросов, на которые рекомендуется отвечать себе после каждого занятия,

на наш взгляд, не является исчерпывающим. Считаем возможным проведение анализа и

самоанализа не по всем параметрам, а, например, по двум-трем из перечисленных. Это

зависит от того, что является главным для логопеда на данный момент. Важно только,

чтобы самоанализ занятия проходил сразу же после его завершения, под влиянием свежих

впечатлений вынесенных с занятия. Такой самоанализ есть уже начало подготовки

логопеда к новому занятию.
От вдумчивого педагогического анализа и самоанализа зависит повседневное

совершенствование логопедического занятия и культура всего педагогического процесса в

образовательном учреждении...

О. А. Козырева, Н. Б. Дубешко
перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей