Лекция 6. АНОМАЛИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Психические расстройстваПсихические заболеванияАномалии развитияАномалии развития личности (психопатии) Аномалии развития интеллекта(олигофрении) • Врождённое или приобретённое в раннем детстве (до 3 лет) состояние общего психического недоразвития с преимущественным поражением интеллекта. • Нарушение когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. • Не заболевание, а аномалия развития. ОЛИГОФРЕНИЯ (малоумие, умственная отсталость)
Критерии олигофрении 1. Преобладание слабости абстрактного мышления при менее выраженных нарушениях предпосылок интеллекта и эмоций. 2. Непрогредиентность и необратимость. 3. Замедленный темп психического развития
Физические нарушения и неврологические расстройства • Пороки развития, особенно выражены при тяжелой и глубокой степени малоумия: - микроцефалия, башенный череп, долихоцефалия - волчья пасть, заячья губа, «готическое нёбо», уродливые зубы, деформированные уши, диспластичность, ожирение, гипо - или гипергенитализм, шестипалость, синдактилия, пороки развития внутренних органов и т.д. • Неврологические расстройства: парезы и параличи черепных нервов (птоз, нистагм, косоглазие, поражения слуха и зрения, асимметрия лица и т.д.), двигательные расстройства, судорожные припадки, нарушения чувствительности, патологические рефлексы, трофические нарушения и т.д.
Классификация олигофрений Степень IQ Социальная характеристика Лёгкая умственная отсталость (Дебильность) 50-69 Воспитуемы, обучаемы, трудоспособны Речь конкретно - образная Умеренная умственная отсталость (Имбецильность) 20-49 Воспитуемы, но необучаемы, нетрудоспособны, но могут обслуживать себя Речь фразовая Тяжёлая умственная отсталость (Идиотия) Менее 20 Невоспитуемы, необучаемы Речь отсутствует
Этиология олигофрений Эндогенные и генетические формы Хромосомные аберрации (болезнь Дауна), Наследственные энзимопатии (фенилкетонурия, галактоземия) Сочетанное поражение ЦНС и костной системы (дизостозы, ксеродермии, микроцефалия) Эмбрио- и фетопатии Последствия внутриутробных инфекций (краснуха, грипп, токсоплазмоз, листериоз, сифилис) Последствия интоксикаций (алкоголь, лекарства) Последствия гормональных нарушений у матери Последствия резус - конфликта (гемолитической желтухи) Вредности перинатального и постнатального периода Последствия родовой травмы и асфиксии Перенесённые в раннем детстве травмы и инфекции Глубокая умственная отсталость (идиотия) • Не понимают речь, не формируются навыки самообслуживания. Фразовая речь отсутствует. • Только низшие эмоции : крики удовольствия и неудовольствия. Извращения пищевого инстинкта – поедание несъедобного. • Не дифференцируют своих и чужих. • Чаще находятся в психоневрологических интернатах в связи со сложностью надзора в домашних условиях. • Нередко тяжелые неврологические и соматические нарушения (эпилепсия, расстройства зрения, слуха и т.д.). Обычно не доживают до 20 лет.
Умеренная умственная отсталость (имбецильность) • Плохое понимание речи. Запас слов ограничен. Речь косноязычна. • Только элементарные навыки самообслуживания, плохая моторика, нуждаемость в контроле. Независимое проживание невозможно. • Абстрактное мышление отсутствует. • Могут писать отдельные слова, знать порядковый счёт, сложение в пределах 10. • Эмоции примитивны, но возможна привязанность. • Способность только к самому простому физическому труду (уборка, мытьё посуды).
Лёгкая умственная отсталость (дебильность) • Отставание в развитии, недоразвитие моторики • Слабый интерес к окружающему • Недостаточная дифференцированность эмоций • Конкретность мышления, недоступность абстракций • Речь бедна по словарному запасу, в основном – штампы • Недостаток инициативы, побуждений, творчества • Повышенная внушаемость • Плохая приспособляемость • Осознание несостоятельности • В конфликтных ситуациях – аффективные реакции • Могут обучаться во вспомогательной школе • Способны к малоквалифицированному труду
Задержки психического развития (педагогическая запущенность): отличия от олигофрении • Эмоциональная живость • Любопытство, изобретательность • Абстрактное мышление: смекалка и сообразительность • Адаптируемость к новым условиям • Обратимость интеллектуального недоразвития
Психический инфантилизм• Следствие эмоционального, а не интеллектуального дизонтогенеза • Свойственны: – Беззаботность – Легкомысленность – Эгоцентризм – Неустойчивость интересов – Склонность к фантазированию– Обидчивость – Наивность ЭПИДЕМИОЛОГИЯ ОЛИГОФРЕНИЙ 1% населения Из них 85% - с дебильностью : = 2 : 1
Черты здоровой личности • Активная позиция по отношению к реальности. • Способность реалистично и всесторонне оценивать события жизни. • Самопознание. • Способность к абстракции. • Постоянный процесс индивидуализации. • Устойчивость к фрустрациям. (Г.К. Ушаков)
Проблематика изучения личности • Что человек хочет? = потребности, мотивы, цели, интересы с их содержанием, идеалами, глубиной и т.д. • Что человек может? = задачи, способности, таланты • Что он собой представляет? = характер • Личность – отпечаток, оставляемый человеком в душах окружающих при общении и совместной деятельности. • Оценка личности = Прогноз поведения
К структуре личности интеллект характер темперамент
Акцентуации характера Варианты нормы, яркая выраженность личностной черты. Вследствие этого обнаруживается избирательная уязвимость к определенного рода психогенным воздействиям, при хорошей устойчивости к другим (Карл Леонгард): Демонстративные Педантичные Застревающие и др.
• Врождённая или рано приобретённая дисгармония личности, аномалия характера и эмоционально-волевой сферы, всегда и везде обусловливающая неадекватные реакции на события. • «Вследствие этого страдает сам больной или он заставляет страдать окружающих» (Курт Шнайдер) • Формально сохранный интеллект, однако неумение извлекать уроки из собственного негативного опыта. • Не заболевание, а аномалия развития. ПСИХОПАТИИ (расстройства личности)
КЛИНИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ПСИХОПАТИЙ («триада П.Б. Ганнушкина», 1933 г.) • Тотальность психопатических черт личности (проявляются в любой жизненной ситуации) • Стабильность (стойкость) патологических черт личности • Выраженность патологических черт личности, обусловливающая социальную дизадаптацию
Возбудимая психопатия • Выраженная тенденция действовать необдуманно, импульсивно, не принимая в расчет последствия • Выраженная тенденция к конфликтному поведению • Склонность к вспышкам гнева или насилия с неспособностью контролировать «поведенческие взрывы» • Трудности в продолжении действий, которые не сулят немедленного вознаграждения • Нестабильное, капризное настроение • Частое злоупотребление психоактивными веществами
Паранойяльная психопатия • Недоверие к окружающим и завистливость • Повышенная чувствительность к отказам и препятствиям, поиск «подтекста», «разоблачения» • Злопамятность, подозрительность и тенденция к искажению отношения к себе других, которое принимается за враждебное • Воинственное отношение к вопросам, связанными с «правами личности», извращённые трактовки реальных ситуаций • Завышенная самооценка, претензии на лидерство, пренебрежительное отношение к мнению других • Склонность к возникновению сверхценных идей • «Преследуемые преследователи»
Истерическая психопатия • Позёрство, театральность, драматизация, преувеличенное выражение эмоций • Лабильная, неглубокая эмоциональность • Стремление быть в центре внимания • Повышенная самовнушаемость • Повышенная озабоченность физической привлекательностью • Крайний эгоцентризм • Манипулятивное поведение • Склонности к «бегству в болезнь», псевдологии, мошенничеству, бурным аффективным реакциям, суицидальному шантажу, конверсионным расстройствам
Психастеническая психопатия• Крайняя нерешительность, боязливость, склонность к постоянным сомнениям• Впечатлительность и неуверенность• Склонность к образованию навязчивых идей• Чрезмерная осторожность, боязнь неудачи• Озабоченность деталями, правилами, порядком, регламентациями• Чрезмерная скрупулезность и добросовестность (перфекционизм)• Чрезмерный педантизм, приверженность социальным условностям• Ригидность и упрямство• Повышенная требовательность к окружающим Шизоидная психопатия • Замкнутость (интроверсия) • Эмоциональная холодность • Предпочтение уединённой деятельности • Малый интерес к противоположному полу • Отсутствие прочных связей • Игнорирование условностей, социальных норм • Аутистическое фантазирование, причудливые хобби • Трудности при необходимости неформальных контактов • Эксцентрические поступки • Сензитивные и экспансивные шизоиды
ДИНАМИЧЕСКИЕ СДВИГИ ПРИ ПСИХОПАТИЯХ • Декомпенсации – ситуационное усиление психопатической симптоматики. Развиваются после серии психопатических реакций, приводят к утяжелению состояния и к выраженной социально - психологической дизадаптации. • Психопатические фазы - аутохтонно возникающие (эндогенные) периоды утяжеления психопатической симптоматики.
Терапевтические возможности Психопатические реакции, декомпенсации, фазы Психофармакотерапия Патологические черты личности, привычное психопатическое поведение Психотерапия, в основном поведенческие и когнитивные методики
перейти в каталог файлов
|