Главная страница
qrcode

ПиН - лекция №6 (аномалии псих. развития). Аномалии психического развития психические расстройстваПсихические заболевания


НазваниеАномалии психического развития психические расстройстваПсихические заболевания
АнкорПиН - лекция №6 (аномалии псих. развития).pdf
Дата26.01.2017
Размер1.49 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаPiN_-_lektsia_6_anomalii_psikh_razvitia.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипЛекция
#7477
Каталог

Лекция 6.
АНОМАЛИИ
ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ

Психические расстройства
Психические заболевания
Аномалии развития
Аномалии развития личности
(психопатии)
Аномалии развития интеллекта
(олигофрении)

Врождённое или приобретённое
в раннем детстве (до 3 лет)
состояние общего психического недоразвития с
преимущественным поражением интеллекта.
Нарушение когнитивных, речевых, моторных и
социальных способностей.
Не заболевание, а аномалия развития.
ОЛИГОФРЕНИЯ
(малоумие, умственная отсталость)

Критерии олигофрении
1. Преобладание слабости
абстрактного мышления
при менее выраженных нарушениях
предпосылок интеллекта и эмоций.
2. Непрогредиентность
и необратимость.
3. Замедленный темп психического
развития

Физические нарушения и
неврологические расстройства
Пороки развития, особенно выражены при тяжелой и глубокой степени малоумия:
- микроцефалия, башенный череп, долихоцефалия
- волчья пасть, заячья губа, «готическое нёбо», уродливые зубы, деформированные уши, диспластичность, ожирение, гипо
- или гипергенитализм, шестипалость, синдактилия, пороки развития внутренних органов и т.д.
Неврологические расстройства: парезы и параличи черепных нервов (птоз, нистагм, косоглазие, поражения слуха и зрения, асимметрия лица и т.д.), двигательные расстройства, судорожные припадки, нарушения чувствительности, патологические рефлексы, трофические нарушения и т.д.

Классификация олигофрений
Степень
IQ
Социальная характеристика
Лёгкая
умственная
отсталость
(Дебильность)
50-69
Воспитуемы, обучаемы,
трудоспособны
Речь конкретно
-
образная
Умеренная
умственная
отсталость
(Имбецильность)
20-49
Воспитуемы, но необучаемы,
нетрудоспособны,
но могут обслуживать себя
Речь фразовая
Тяжёлая
умственная
отсталость
(Идиотия)
Менее
20
Невоспитуемы, необучаемы
Речь отсутствует

Этиология олигофрений

Эндогенные и генетические формы

Хромосомные аберрации (болезнь Дауна),

Наследственные энзимопатии (фенилкетонурия, галактоземия)

Сочетанное поражение ЦНС и костной системы
(дизостозы, ксеродермии, микроцефалия)

Эмбрио
-
и фетопатии

Последствия внутриутробных инфекций
(краснуха, грипп, токсоплазмоз, листериоз, сифилис)

Последствия интоксикаций (алкоголь, лекарства)

Последствия гормональных нарушений у матери

Последствия резус
- конфликта (гемолитической желтухи)

Вредности перинатального и постнатального периода

Последствия родовой травмы и асфиксии

Перенесённые в раннем детстве травмы и инфекции

Глубокая умственная отсталость
(идиотия)
• Не понимают речь, не формируются навыки самообслуживания. Фразовая речь отсутствует.
• Только низшие эмоции : крики удовольствия и неудовольствия. Извращения пищевого инстинкта
– поедание несъедобного.
• Не дифференцируют своих и чужих.
• Чаще находятся в психоневрологических интернатах в связи со сложностью надзора в домашних условиях.
• Нередко тяжелые неврологические и соматические нарушения (эпилепсия, расстройства зрения, слуха и т.д.).
Обычно не доживают до 20 лет.

Умеренная умственная отсталость
(имбецильность)
• Плохое понимание речи. Запас слов ограничен.
Речь косноязычна.
• Только элементарные навыки самообслуживания, плохая моторика, нуждаемость в контроле.
Независимое проживание невозможно.
• Абстрактное мышление отсутствует.
• Могут писать отдельные слова, знать порядковый счёт, сложение в пределах 10.
• Эмоции примитивны, но возможна привязанность.
• Способность только к самому простому физическому труду
(уборка, мытьё посуды).

Лёгкая умственная отсталость
(дебильность)
• Отставание в развитии, недоразвитие моторики
• Слабый интерес к окружающему
• Недостаточная дифференцированность эмоций
• Конкретность мышления, недоступность абстракций
• Речь бедна по словарному запасу, в основном – штампы
• Недостаток инициативы, побуждений, творчества
• Повышенная внушаемость
• Плохая приспособляемость
• Осознание несостоятельности
• В конфликтных ситуациях – аффективные реакции
• Могут обучаться во вспомогательной школе
• Способны к малоквалифицированному труду

Задержки психического развития
(педагогическая запущенность):
отличия от олигофрении
Эмоциональная живость
Любопытство, изобретательность
Абстрактное мышление:
смекалка и сообразительность
Адаптируемость к новым условиям
Обратимость интеллектуального
недоразвития

Психический инфантилизм
• Следствие эмоционального, а не интеллектуального дизонтогенеза
• Свойственны:
– Беззаботность
– Легкомысленность
– Эгоцентризм
– Неустойчивость интересов
Склонность к фантазированию
– Обидчивость
– Наивность

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ ОЛИГОФРЕНИЙ
1% населения
Из них 85%
- с дебильностью
:
=
2 : 1

Черты здоровой личности
• Активная позиция по отношению к реальности.
• Способность реалистично и всесторонне оценивать события жизни.
• Самопознание.
• Способность к абстракции.
• Постоянный процесс индивидуализации.
• Устойчивость к фрустрациям.
(Г.К. Ушаков)

Проблематика изучения личности
Что человек хочет?
= потребности, мотивы, цели, интересы с их содержанием, идеалами, глубиной и т.д.
Что человек может?
= задачи, способности, таланты
Что он собой представляет?
= характер
Личность –
отпечаток, оставляемый
человеком в душах окружающих при
общении и совместной деятельности.
Оценка личности = Прогноз поведения

К структуре личности
интеллект характер темперамент

Акцентуации
характера
Варианты нормы, яркая выраженность личностной черты. Вследствие этого обнаруживается избирательная уязвимость к определенного рода психогенным воздействиям, при хорошей устойчивости к другим (Карл Леонгард):
Демонстративные
Педантичные
Застревающие и др.

Врождённая или рано приобретённая
дисгармония личности, аномалия характера
и эмоционально-волевой сферы,
всегда и везде обусловливающая неадекватные
реакции на события.
«Вследствие этого страдает сам больной
или он заставляет страдать окружающих»
(Курт Шнайдер)
Формально сохранный интеллект,
однако неумение извлекать уроки
из собственного негативного опыта.
Не заболевание, а аномалия развития.
ПСИХОПАТИИ
(расстройства личности)

КЛИНИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ПСИХОПАТИЙ
(«триада П.Б. Ганнушкина», 1933 г.)

Тотальность
психопатических черт личности (проявляются в любой жизненной ситуации)

Стабильность
(стойкость) патологических черт личности

Выраженность
патологических черт личности, обусловливающая социальную дизадаптацию

Возбудимая психопатия
Выраженная тенденция действовать необдуманно,
импульсивно, не принимая в расчет последствия
Выраженная тенденция к конфликтному поведению
Склонность к вспышкам гнева или насилия
с неспособностью контролировать
«поведенческие взрывы»
Трудности в продолжении действий,
которые не сулят немедленного вознаграждения
Нестабильное, капризное настроение
Частое злоупотребление
психоактивными веществами

Паранойяльная психопатия
Недоверие к окружающим и завистливость
Повышенная чувствительность к отказам
и препятствиям, поиск «подтекста», «разоблачения»
Злопамятность, подозрительность и тенденция
к искажению отношения к себе других,
которое принимается за враждебное
Воинственное отношение к вопросам, связанными
с «правами личности», извращённые трактовки
реальных ситуаций
Завышенная самооценка, претензии на лидерство,
пренебрежительное отношение к мнению других
Склонность к возникновению сверхценных идей
«Преследуемые преследователи»

Истерическая психопатия
Позёрство, театральность, драматизация,
преувеличенное выражение эмоций
Лабильная, неглубокая эмоциональность
Стремление быть в центре внимания
Повышенная самовнушаемость
Повышенная озабоченность
физической привлекательностью
Крайний эгоцентризм
Манипулятивное поведение
Склонности к «бегству в болезнь», псевдологии,
мошенничеству, бурным аффективным реакциям,
суицидальному шантажу, конверсионным
расстройствам

Психастеническая психопатия
Крайняя нерешительность, боязливость,
склонность к постоянным сомнениям
Впечатлительность и неуверенность
Склонность к образованию навязчивых идей
Чрезмерная осторожность, боязнь неудачи
Озабоченность деталями, правилами, порядком,
регламентациями
Чрезмерная скрупулезность и добросовестность
(перфекционизм)
Чрезмерный педантизм, приверженность
социальным условностям
Ригидность и упрямство
Повышенная требовательность к окружающим

Шизоидная психопатия
Замкнутость (интроверсия)
Эмоциональная холодность
Предпочтение уединённой деятельности
Малый интерес к противоположному полу
Отсутствие прочных связей
Игнорирование условностей,
социальных норм
Аутистическое фантазирование,
причудливые хобби
Трудности при необходимости
неформальных контактов
Эксцентрические поступки
Сензитивные и экспансивные
шизоиды

ДИНАМИЧЕСКИЕ СДВИГИ ПРИ
ПСИХОПАТИЯХ
Декомпенсации

ситуационное усиление
психопатической симптоматики.
Развиваются после серии
психопатических реакций,
приводят к утяжелению состояния
и к выраженной социально
-
психологической дизадаптации.
Психопатические фазы
-
аутохтонно
возникающие (эндогенные) периоды
утяжеления психопатической
симптоматики.

Терапевтические возможности
Психопатические реакции, декомпенсации, фазы
Психофармакотерапия
Патологические черты личности, привычное психопатическое поведение
Психотерапия, в основном поведенческие и когнитивные методики

перейти в каталог файлов


связь с админом