Главная страница
qrcode

Кочнева. Ближневосточный конфликт во внешней политике демократических элит США мария кочнева


Скачать 18.92 Kb.
НазваниеБлижневосточный конфликт во внешней политике демократических элит США мария кочнева
АнкорКочнева.docx
Дата16.09.2017
Размер18.92 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКочнева.docx
ТипДокументы
#12820
Каталог

БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ КОНФЛИКТ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ЭЛИТ США / МАРИЯ КОЧНЕВА

Ближний Восток всегда был жизненно важной сферой интересов Соединенных Штатов Америки. Это объясняется следующими причинами: во-первых, он привлекает внимание своими запасами энергоресурсов; во-вторых, наличие в данном регионе стратегического партнера США – Израиля; в-третьих, для США Ближний Восток является источником религиозного и политического экстремизма, которые представляют прямую угрозу американским интересам. Следовательно, США крайне заинтересованы в стабильности и безопасности региона, в частности в урегулировании арабо-израильского конфликта. Рассмотрим ближневосточный конфликт в контексте внешней политики американских президентов от демократической партии с целью определения положительных сдвигов в урегулировании данного конфликта. В ходе анализа были изучены подходы Джона Кеннеди, Джимми Картера, Билла Клинтона и Барака Обамы. Суть подхода Джона Кеннеди в налаживании мирного процесса относительно конфликта заключается в том, что американский президент отошел от политики равновесия между арабскими странами и Израилем в пользу последнего. В 1962 году администрация Кеннеди объявила о том, что отношения между США и Израилем имеют «особый» статус. В этот период штаты начали поставлять военную технику Израилю, нарушая эмбарго Д. Эйзенхауэра на продажу систем вооружения Израилю. Также США увеличили финансовую поддержку Израилю. Сменивший Кеннеди Линдон Джонсон поддерживал курс своего предшественника, делая ставку на обеспечение военного превосходства Израиля над арабскими странами.

Администрация Джимми Картера решила применить многосторонний подход в решении конфликта. Данный подход позволял штатам контролировать переговоры между Израилем и Палестиной, а также давал Картеру возможность влиять на весь процесс урегулирования. Принимая во внимание тот факт, что в то время лидеры обеих сторон конфликта были не настроены на конструктивный диалог, Картер решил сосредоточиться на налаживании отношений между Египтом и Израилем. Так, в 1979 году было подписано  мирное соглашение между Израилем и Египтом. Таким образом, американский президент старался оказать на позицию других арабским стран. Данное событие стало беспрецедентным и серьезным шагом на пути решения ближневосточного конфликта – влиятельная в регионе арабская страна заключила мир с вечным врагом, нарушив принцип «трех нет»: нет – миру с Израилем, нет – признанию Израиля, нет – переговорам с Израилем. Также стоит отметить, что в самый первый год своего президентства Картер выступал за то, чтобы беженцам было разрешено вернуться на родину. Примечательно. Также в начале 1980 года администрация Картера поддержала Резолюцию 465 Совета Безопасности ООН, согласно которой стороны должны соблюдать принципы Женевской конвенции на оккупированных Израилем территориях, включая Восточный Иерусалим. Таким образом, мы видим, что Джимми Картер выступил в роли «настоящего» посредника, который должен непредвзято относится к конфликтующим сторонам, или, по крайней мере, не идти вразрез с внешней политикой своих предшественников в пользу одной из сторон.

Достижение мира на Ближнем Востоке было приоритетной задачей Билла Клинтона, который прилагал большие усилия для урегулирования арабо-израильского конфликта. При нем в 1993 году лидер Палестины Ясир Арафат и израильский премьер-министр Ицхак Рабин подписали мирное соглашение. В 1998 году палестинский лидер и уже новый премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху подписали соглашение по Западному берегу реки Иордан, так называемое соглашение «земля в обмен на мир». В отличие от Д. Картера во время переговоров в Кэмп-Дэвиде в 2000 году Клинтон старался не занимать категорическую позицию по острым вопросам. Клинтон в первую очередь призывал стороны найти между собой компромисс. Однако Ясир Арафат и Эхуд Барак не достигли компромисса, в частности по таким пунктам как статус Иерусалима и право палестинских беженцев на возвращение на родину. Переговоры провалились, оставив ближневосточную проблему другой администрации. Стоит также заметить, что во время президентства Билла Клинтона был принят закон, который объявил Иерусалим столицей Израиля и обязал правительство перенести посольство из Тель-Авива в Иерусалим до 1999 года. Однако претворение в жизнь данного закона позже было отложено самим Б. Клинтоном. Такой же политики придерживались следующие президенты – Джордж Буш и Барак Обама.

Во время президентской гонки в 2008 году одним из обещаний Барака Обамы было добиться мирного соглашения между Палестиной и Израилем. В самом начале своего срока 44-й президент США резко критиковал продолжение строительства израильских поселений на оккупированных территориях, что не могло не отразиться на отношениях между странами, которые заметно охладели. Во время совместной конференции в 2009 году с премьером-министром Израиля Беньямином Нетаньяху Барак Обама установил предусловие для переговоров между Израилем и Палестиной. Обама заявил, что действительный прогресс может быть достигнут только тогда, когда Израиль прекратит строить поселения на оккупированных территориях. Нетаньяху, естественно, не мог согласиться с таким предусловием, таким образом, была создана тупиковая ситуация. Своим заявлением Обама создал излишнее препятствие на пути урегулирования конфликта.  

Однако позже президент изменил формулировку предусловия: было заявлено, что вместо полного прекращения Израиль должен приостановить строительства поселений. Прогресс был достигнут в ноябре 2009 года, когда Нетаньяху заявил о десятимесячном моратории на расширение поселений на Западном берегу. Однако стройка в Восточном Иерусалиме была продолжена в обычном порядке. По существу, мораторий Нетаньяху была не более чем небольшая уступка на краткосрочную перспективу, которая касалась только Западного Берега.

В 2010 году отношения между США и Израилем еще больше охладели, после того, как со стороны Израиля было объявлено о строительстве еще 1600 жилищных единиц в Восточном Иерусалиме. Что точно негативно отразилось на попытках администрации Обамы установить мир в ближневосточном конфликте. Действия палестинцев также осложнили мирный процесс, в частности, когда глава палестинской автономии Махмуд Аббас просил членства ООН в 2011 году, что поставило администрацию Обамы в непростое положение. Дело в том, что в сентябре 2010 года на ежегодной сессии Генеральной Ассамблеи ООН американский президент выразил надежду на то, что Палестина могла бы стать членом ООН, а через год раскритиковал просьбу Аббаса о принятии Палестины в ООН, заявив, что поведение Палестины является «символическим действием изолировать Израиль в ООН» [1]. То есть, Обама был готов напрягать американские отношения с Израилем вопросом о строительстве поселений, но в то же время не поддержал предложение Аббаса. Однако опять же в своем выступлении в Иерусалиме 21 марта 2013 году Обама заявил, что право палестинского народа на самоопределение должно быть признано. «Поставьте себя на их место – смотри те на мир их глазами», - обращался он к израильтянам [2]

Таким образом, Барак Обама  отошел от курса Буша и Картера, и вернулся  к роли непредвзятого к Израилю посредника, как это было во время президентства Джимми Картера.

В заключении стоит отметить, что все вышеуказанные президенты в своей манере пытались решить ближневосточную проблему. Сегодня мы видим, что конфликт снова затянулся, создавая новые препятствия на пути к подписанию мирного соглашения: Тель-Авив отказался освобождать палестинских заключенных; Махмуд Аббас подал заявку на членство Палестины в 15 учреждениях ООН, после чего Израиль пообещал палестинцам бесконечные санкции; со стороны палестинцев в свою очередь пошла угроза о том, что они обратятся в Международный суд; ФАТХ и ХАМАС подписали соглашение о перемирии, Израиль прервал мирные переговоры – в итоге, как и своим предшественникам Бараку Обаме не удалось добиться мира между Палестиной и Израилем, и, судя по настрою конфликтующих сторон, задача администрации добиться подписания мирного соглашения еще долгое время будет оставаться невыполненной.
[1] Charbonneau L. Q+A: Can Palestine become a United Nations member state? [Электронный ресурс] // Thomson Reuters, May 20, 2011. – URL: http://www.reuters.com/article/2011/05/20/us-palestinians-israel-un-idUSTRE74I7KE20110520 (дата обращения: 14.05.2014 г.).

[2] Remarks of President Barack Obama To the People of Israel [Электронный ресурс]: официальный сайт / The White House. -http://www.whitehouse.gov/the-press-office/2013/03/21/remarks-president-barack-obama-people-israel (дата обращения: 14.05.2014 г.).

Источник: http://www.iarex.ru/articles/47986.html
перейти в каталог файлов


связь с админом