Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман путь к независимости Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам


НазваниеБрюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман путь к независимости Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам
АнкорBeyker Put k nezavisimosti.doc
Дата25.09.2017
Размер2.87 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаBeyker_Put_k_nezavisimosti.doc
ТипДокументы
#19271
страница1 из 29
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман
ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ: Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам


Предисловие
Предисловиекрусскомуизданию

Раздел I
Основные принципы обучения ребенка
Глава 1

Глава 2

Глава 3

Глава 4

Глава 5

Глава 6

Глава 7

Раздел II
Формирование навыков
Глава 8

Глава 9

Глава 10

Глава 11

Глава 12

Глава 13

Глава 14

Раздел III
Как управлять поведением ребенка
Глава 15

Глава 16

ПриложениеА
ПриложениеБ
ПриложениеВ
ПриложениеГ
ПриложениеД
  1. Предисловие

  2. АВТОРЫ ВЫРАЖАЮТ БЛАГОДАРНОСТЬ


У этой книги долгая и богатая история. Нам хотелось бы выразить благодарность многим ее участникам. Мы признательны доктору Майклу Бигабу и институту National Institute of Child Health and Human Development, которые в 1971 году начали поддерживать наши усилия по разработке учебных материалов для родителей детей с особенностями развития. Хотелось бы также поблагодарить наших коллег - участников проекта Read Project Гарвардского университета, которые в начале 1970-х годов посвятили массу времени отработке и шлифовке различных методов обучения детей с особенностями развития, чтобы найти самые лучшие. Мы благодарны родителям и сотрудникам руководимого нами в 1970-х годах лагеря "Свобода", в котором жили и учились дети с особенностями развития. Эти люди многому научили нас и обеспечили столь необходимую для совершенствования наших учебных материалов обратную связь. Хочется сказать спасибо Энн Вендель из издательства Research Press, которая поверила в разрабатываемые нами материалы и публиковала их, начиная с 1975 года. Мы благодарны за вклад, который внесли сотрудники и родители, участвовавшие в 1980-х годах в проекте UCLA, посвященном проблемам людей с отклонениями в развитии. С тех пор, как мы впервые в 1970-х годах начали публиковать материалы, составившие содержание книги "Путь к независимости", мы получили положительные отзывы и ценные предложения от сотен родителей и педагогов. Большое спасибо им.

В 1989 году с помощью Мелиссы Бем из издательства Paul Н. Brookes Publishing Co. мы пересмотрели выпущенные к этому времени материалы и объединили их в одну книгу для родителей и педагогов детей с особенностями развития. В том же году вместе с организацией American Association on Mental Retardation мы опубликовали монографию "Обучение родителей детей с отклонениями в развитии" (Parent Training and Developmental Disabilities), в которой рассмотрены итоги исследований этих материалов. Сейчас мы переработали книгу вновь. Особо хотелось бы отметить отзывы о ней, присланные Мэри Бет Салливан из издательства Brookes и другими, не назвавшими своих имен рецензентами, которых пригласило издательство. Кроме того, мы выражаем благодарность нашим прежним соавторам Льюису Дж. Хейфецу, Дайане М. Мэрфи, Стивену П. Хиншоу и Яну Б. Блейчеру за их вклад в разработку материалов, послуживших основой настоящей книги.

Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман
  1. Предисловие к русскому изданию


Организация "ПомощьдетямРоссии" (ARC) выражаетблагодарностьФаринеМалвани (Farina Malwani) заеещедруюфинансовуюпомощь, котораяпозволилапокрытьбольшуючастьрасходовнаизданиеэтойкниги. ARC хотелабытакжепоблагодаритьЦентрлечебнойпедагогикииличноАннуБитовузанаучноередактированиетекстаисотрудничествовработенадданнымпроектом, атакжевсехдобровольцев ARC, принимавшихучастиевпроекте, иособенноСаруФилпс (Sarah Philps), безкотороймногиепроекты ARC, включаянастоящий, немоглибыосуществиться.

Книга, которую вы держите в руках - это, прежде всего, прекрасное практическое руководство. Книга посвящена преодолению трудностей, с которыми сталкивается ребенок с особенностями развития в повседневной жизни. Ее по праву можно назвать учебником для родителей и всех тех, кто воспитывает, обучает "особых" детей, стремится передать им умения и навыки, необходимые для самостоятельной и полноценной жизни в обществе.

Настоящее издание также незаменимо для специалистов, работающих с детьми с нарушениями развития. Сейчас, когда большинство коррекционных программ придают решающее значение обучению детей письму, чтению и другим дисциплинам, не учитывая, что для многих из них, возможно, более актуально научиться есть или одеваться, издание подобного руководства приобретает особую значимость.

Мы с радостью представляем "Путь к независимости" широкому кругу читателей. Книга впервые переведена на русский язык и пока, к сожалению, не имеет аналогов в нашей стране. И это неудивительно: ведь до недавнего времени дети с тяжелыми нарушениями развития либо помещались в интернаты, где они были изолированы от семьи и общества, либо жили дома с родителями, не имея возможности обучаться и общаться с другими людьми. Но жизнь меняется, и сейчас для многих родителей будущее их детей уже не представляется столь безрадостным. Все больше и больше людей с особенностями развития интегрируются, вливаются в повседневную жизнь общества, подобно тому как это происходило 30-40 лет назад в Европе и Америке. И книга стала необходимой именно сейчас, когда новые возможности предъявляют новые требования к детям и их родителям.

Хотелось бы обратить внимание читателей на перевод и употребление такого термина, как "children with special needs". Теперь уже традиционно он переводится на русский язык как "дети с особыми потребностями" или "дети с особенностями развития". Деликатность термина может создать впечатление, что речь идет только о необычно развивающихся детях, которые не имеют ничего общего с детьми, страдающими серьезными нарушениями. Это не так. Просто постепенно в нашу жизнь входит традиция западных стран, объединяющая одним понятием детей и взрослых с самыми разными проблемами развития: от достаточно легких особенностей до серьезных нарушений. Таким образом, подчеркивается не тяжесть состояния, а потребность человека в особых условиях жизни и обучения, лишение которых рассматривается как нарушение прав людей с особенностями развития.

Книга написана в традициях американской психологической школы. В ее основе - продуманная до мелочей, многократно проверенная система пошагового обучения. "Step by step" - "Шаг за шагом" - это блестяще отработанный американцами метод, на котором построены многие образовательные и психологические программы для детей и взрослых.

Одним из основных преимуществ пошаговой системы является то, что она позволяет быстро и эффективно обучить ребенка, имеющего проблемы в развитии, определенному навыку именно втомвозрастеивтомобъеме, в котором этот навык формируется в случае обычного развития. Предлагаемая авторами книги концепция обучения и воспитания основывается именно на этой системе.

"Путь к независимости" научит вас быть хорошим педагогом для вашего ребенка, поможет разработать для него индивидуальную, программу занятий, учитывающую его особенности. Книга подробно и в доступной форме рассказывает о том, как обучать ребенка, как преодолевать трудности, возникающие в процессе обучения, и добиваться прогресса в развитии ребенка. Вы встретите множество примеров из жизни американских детей и их родителей, которые, при всей непохожести, несомненно покажутся вам близкими и понятными. Такие "картинки из жизни" прекрасно дополняют и разъясняют основное содержание книги.

А.Л.Битова,
Д.В.Волкова
Центр лечебной педагогики (Москва)
  1. Раздел I
    Основные принципы обучения ребенка

  2. Глава 1

  3. Итак, в путь


Эта книга, более всего, пожалуй, о надеждах - ваших и вашего ребенка.

В сознании многих людей еще совсем недавно понятие "дети с отклонениями в развитии" почти автоматически ассоциировалось с понятием неспособности и провала. И если на ребенка навешивался ярлык, он уже рассматривался как человек, который неможет. Несмотря на то, что родители и педагоги часто предпринимали героические усилия для того, чтобы показать, сколь многому эти дети могут научиться в действительности, все же еще чаще беспощадный "здравый смысл" советовал не ожидать слишком многого. Скольким родителям пришлось в своей жизни выслушать различные вариации на тему: "Он (она) сможет научиться делать только то-тоито-то"! И причиной этому был ярлык, которого не было на других детях.

Слово "родители" тоже было своего рода ярлыком, означавшим, что люди этой категории в определенном смысле имеют достаточно ограниченные возможности. Они -родители. А значит -не профессионалы. А значит, их представление о собственном ребенке, независимо от того, что они способны с ним сделать, слишком мало о чем говорит и всерьез рассчитывать на правильность их выбора - где и чему учить ребенка - нельзя. Они считались только родителями, теми, кто должен "заботиться о физическом благополучии" своих детей, а уж решать, куда отдать их учиться, могли другие.
  1. Большие надежды


К счастью, времена изменились. В период, прошедший с конца 1960-х годов, мы стали свидетелями не только принятия исторического законодательства, но и связанного с ним кардинального сдвига в понимании истинных возможностей детей с особенностями развития и истинных возможностей их родителей. Сейчас в глазах общества дети с особенностями развития - это дети, которые могут. Они могут учиться. Могут плодотворно взаимодействовать со своими сверстниками, на которых нет такого ярлыка. Они могут рассматриваться как будущие члены общества со всем многообразием его жизни. Изменился и взгляд на их родителей. Они стали полноправными партнерами профессионалов, и это служит гарантией того, что их дети реально смогут воспользоваться правами на образование, отдых, работу.

Для детей с особенностями развития наступила по-настоящему новая эра. Теперь вопрос о том, где и какое образование следует получить тому или иному ребенку, специалисты решают вместе с родителями, причем с позитивных позиций. При этом новые роли, которые теперь играют родители и специалисты, требуют от них переоценки степени их личной ответственности. Кто решает, чему будет учиться ребенок, кто возьмется судить, насколько он преуспевает в этом? В сущности, наступление этой новой эры в жизни детей с особенностями развития побуждает родителей пересматривать вопрос о том, что значит быть родителями, а педагогов - что значит быть педагогом.
  1. Какой может быть роль родителей


Невозможно переосмыслить роли и дать им одно единственно верное определение. Обучение - естественная часть всего того, что делают родители. Фактически каждый раз, общаясь с ребенком, вы, порой даже не сознавая этого, чему-нибудь учите его. Многие родители детишек с особенностями развития стремятся сделать этот процесс более целенаправленным. Одни пытаются научиться ежедневно заниматься с ребенком дома. Другие, взвесив все свои служебные и домашние обязанности, понимают, что ежедневные занятия им физически не по силам. Они могут заниматься с ребенком, но эпизодически - в будни или в выходные дни. Пользу дети получают в любом случае, особенно, если в составлении индивидуальной программы обучения (ИПО) участвуют вместе родители и педагоги.
  1. Что значит хорошо учить ребенка?


Исходная позиция авторов этой книги заключается в том, что вне зависимости от того решения, которое вы примете относительно своей роли как педагога, вы эту роль сумеете сыграть лучше, если с самого начала как следует представите себе, что, собственно, значит быть хорошим педагогом. В то же время, когда вы поймете, как следует заниматься с ребенком, чтобы привить ему определенный навык, причем с самого начала и до конца, когда вы узнаете, как справляться с возможными проблемами поведения, вы станете гораздо более ценным (и ценимым) союзником всех, кто так или иначе вовлечен в процесс его обучения. Мы убеждены также, что единственный способ научиться хорошо учить ребенка - это хорошо учить его. Добиться успеха хотя бы раз. Поэтому, как бы вы ни были заняты, мы все же настоятельно советуем вам исхитриться, найти время и научить ребенка чему-то новому. Это не займет у вас так уж много времени, и, как и большинство родителей, вы, скорее всего, будете довольны тем, как это у вас получится. Однако еще важнее то, что таким образом вы лучше подготовитесь к роли настоящего партнера педагогов.

Мы сказали, что это не займет у вас так уж много времени. Иногда на это уходят дни. Иногда недели. Но попробуйте взглянуть на это по-иному. Подумайте обо всем том времени, которое вы уже провели со своим ребенком, переделав за него множество вещей, которые он способен делать сам. Побуждая вас приступить к занятиям, мы не имеем в виду какое-то дополнительное время, сверх того, что вы и так проводите с ребенком. Мы просто советуем часть этого времени направить на дело, которое, по нашему убеждению, станет для вас обоих долгим и благодарным опытом.
  1. Теории и модные течения


Вы можете сказать: "Хорошо! Разумеется, стоит заняться обучением ребенка. Но ведь в этом деле, похоже, существует столько разных подходов! Какой подход предлагается в данной книге, и как я узнаю, будет ли он работать?" Вопрос хороший. Специальная педагогика есть нечто большее, чем просто множество разных подходов, у каждого из которых есть сторонники, готовые отстаивать его достоинства. Очень трудно быть информированным человеком и судить о теориях обучения людей с особенностями психического развития на основании лишь устного свидетельства их эффективности.

Поскольку мы во что бы то ни стало хотим помочь таким детям, мы особенно чутко реагируем на разные теории и модные течения. Некоторые из них докажут свою действенность и выживут, чтобы завтра войти в повседневную практику. Другие забудутся, и на их место придут новые. К примеру, идея, которая в настоящее время движет педагогами, - это идея полноговключения(full inclusion), предполагающая, что все дети с особенностями развития в течение всего учебного дня должны обучаться вместе с обычными детьми (в общей классной комнате). Что это? Это - высшая степень развития более ранних теорий, таких, как теории включения (inclusion), мэйнстрнминга (mainstreaming) и нормализации (normalization) и т.д., утверждавших, что возможности, предоставляемые детям с особенностями развития, должны быть как можно ближе к тем, которые предоставляются детям, развивающимся обычно. Жизнь показала, что эти теории были не преходящими течениями; а перспективами, которые впоследствии были приняты очень широко, причем не столько потому, что они продемонстрировали свою эффективность, сколько потому, что для многих из нас они представляются этически правильными.

Другие теории не были столь живучи. Помните теорию обучения паттернам поведения? А мегавитаминную терапию? А диету, в основе которой - потребление пищи без вкусовых и прочих добавок? Каждая из них рождала в родителях новую надежду и поглощала бездну времени и денег только для того, чтобы в конце концов быть выброшенной как балласт из планов научных исследований и из поля зрения специалистов. Подобные же вещи, похоже, происходят в 1990-е годы с методом "облегченной коммуникации". Это метод, с помощью которого фасилитатор мягко воздействует на человека с аутизмом, побуждая его высказывать то главное, что прежде не высказывалось. Не слишком ли хорошо, чтобы быть правдой? Пожалуй, да. Повторные научные исследования обнаруживают следующее явление: именно этот "посредник", хоть он и остается в тени, производит или придает форму результату. Как же родителям сориентироваться в этом потоке противоречивой информации? Положительную роль здесь может сыграть взвешенное отношение профессионалов к свидетельствам эффективности таких методов, как метод "облегченной коммуникации".

Итак, мы сказали: "Вопрос хороший". Хотим сразу сообщить вам, что принципы обучения, представленные в этой книге, базируются на методах модификации поведения, которые уже известны педагогам. Действенность этих методов подтверждена не только теоретически - тысячами опубликованных научных работ, посвященных эффективным методам обучения, - но и опытом огромного числа родителей и педагогов. Эти бихевиористские принципы обучения стали неотъемлемой частью эффективных школьных программ.

Хотя большинство педагогов в целом, наверное, согласятся с широко представленными здесь принципами обучения, на которые мы опираемся, есть все же один момент, с которым кто-то не согласится. Некоторые педагоги настаивают на том, что обучение должно всегда носить неформальный характер, происходить в естественной для ребенка среде, в процессе игры и повседневной деятельности. Другие, наоборот, отстаивают пользу специально спланированных и проводимых в особое время уроков, на которых педагог вновь и вновь отрабатывает с ребенком одно и то же умение. По нашему же мнению, все это, ну как бы сказать... зависит от каждого конкретного случая. Есть достаточно убедительные свидетельства того, что успех может обеспечиваться применением обоих методов, и для большинства детей оптимальным вариантом является, по-видимому, именно их разумное сочетание. Вы сами решите, насколько точно вы будете придерживаться предлагаемых в данной книге программ и применять их для проведения занятий в подходящие для этого моменты обычного дня ребенка.
  1. Вы - главный эксперт


А теперь - последнее, о чем хочется сказать, прежде чем приступить к конкретной работе. Это последнее, возможно, и так очевидно, поскольку сотни родителей напоминали нам об этом снова и снова, но никакие напоминания нельзя счесть слишком частыми. Даже если вы мама, папа или педагог ребенка с особенностями развития, вы вовсе не похожи на маму, папу или педагога других детей с особенностями развития. Вы - это только вы. У вас свои мечты и представления, свои желания и потребности. И, в сущности, вы владеете уникальной информацией, которой, по всей видимости, не может владеть больше никто: вы знаете своего ребенка или (если вы педагог) свою классную комнату лучше всех.

Поэтому теперь, когда вы приступаете к этой книге, прислушайтесь к нашему совету - не пытайтесь как-то изменить себя. Вместо этого, к тому, что есть уникального в вас, добавьте владение новыми навыками и, может быть, новый взгляд на своего ребенка, и вы станете еще более важным участником того процесса, который определит дальнейшие возможности малыша в получении образования. Многое из того, что мы излагаем в этой книге, не покажется вам чем-то совершенно новым. Например, не исключено, что какими-то близкими к описанным здесь приемами вы уже с успехом пользовались, занимаясь с другими ребятишками. Тем не менее, мы надеемся, что эта книга поможет вам расширить свой опыт так, что даже делая то, что вы уже умеете делать, вы станете делать это лучше. Помните: важно высоко держать планку - как в отношении требований к себе, так и в отношении требований к ребенку.
  1. Как пользоваться книгой


Эта книга создавалась с расчетом, что ею будут пользоваться активно - писать в ней, обдумывать прочитанное, обсуждать его с другими родителями и коллегами. Вы найдете и описание общих принципов обучения, и очень специфические конкретные предложения. Возможно, что-то вы будете пропускать, выбирая для более внимательного изучения те разделы, которые в наибольшей степени отвечают вашим потребностям и потребностям вашего ребенка. Раздел I посвящен основным принципам обучения, и его следует прочитать в первую очередь.

Закончив чтение раздела I, можно обращаться к любой интересующей вас главе раздела II. Эти главы посвящены приемам обучения ребенка навыкам, относящимся к разным областям развития. В первых четырех главах этого раздела рассматриваются подходы к обучению совсем маленького ребенка. Это - "Подготовительные навыки" (глава 8), "Навыки самообслуживания" (глава 9), "Умение пользоваться туалетом" (глава 10) и "Игровые навыки" (глава 11). Последующие три главы посвящены более сложным умениям, способствующим развитию большей самостоятельности: "Навыки ухода за собой" (глава 12), "Навыки ухода за домом" (глава 13) и "Умение оперировать информацией" (глава 14).

В разделе III представлены соображения, касающиеся подходов к решению проблем поведения. В этот раздел входят главы: "Проблемы поведения" (глава 15) и "Разработка и проведение в жизнь программы регулированиия поведения" (глава 16). В приложениях приводятся: информация, необходимая для обучения подготовительным навыкам (Приложение А), перечень навыков самообслуживания (Приложение Б), специфические, детально разработанные программы формирования навыков самообслуживания (Приложение В), игровых навыков (Приложение Г) и навыков по использованию информации (Приложение Д).

Если вы стремитесь стать хорошим педагогом, глава 2 поможет вам сделать первый шаг. Но прежде чем ступить на этот путь, задержимся на минутку, чтобы обратиться к одной из мам, которая какое-то время назад уже начала заниматься со своим сыном. Сейчас вы увидите учебный план, который, на первый взгляд, кажется довольно простым. Однако стратегия, заложенная в нем, была разработана тщательнейшим образом и осуществлялась с помощью приемов, о которых вы узнаете в следующих главах.

 
  1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

    перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей